![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Конец 1-го года – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольных функций
3)Начало 2-го года – обнаружение зачатков произвольного В под влиянием речевых инструментов взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. 4) 2-3 года – достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы. 5) 4,5-5 лет – появление способности направлять восприятие под влиянием сложной инструкции взрослого. 6) 5-6 лет – возникновение элементарной формы произвольного В под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Дошкольное развитие характеризуется преобладанием внешне опосредованного восприятия, т.е. восприятия, вызванного факторами внешней среды. 7) Школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование произвольного В. Характеризуется бурным развитием внутреннего В, т.е. В, опосредованного внутренними установками ребенка. Выготский:Первоначально В реб. осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов организма по принципу доминанты. В доминантном нервном процессе заложены органические основы В. У новорожденного есть только 2 доминанты - пищевая и связанная с переменой положения. Только потом у него появляется зрительная, слуховая и др. В основе развития В в этот период лежит органический процесс роста, созревания и развития нервного аппарата. Процессы развития В не прекращаются в течении. жизни и лишь происходит некоторое замедление темпов. В истории развития В 2 линии: натуральная и культурная. Культурная начинается тоже в самом раннем детстве при первых социальных контактах ребенка. Состоит в том, что ребенок по мере врастания в окружающую соц. среду развивает и формирует ту основную операцию соц. поведения личности, которая наз. произвольным В. Интересную теоретическую концепцию В предложил Гальперин. 1. В является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека; 2. по своей функции В представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым; 3. в отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или В, не имеет отдельного, особенного результата; 4. В как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как В. Контроль лишь оценивает действие, в то время, как Вспособствует его улучшению; 5.во В контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения; 6.произвольное В есть планомерно осуществляемое В, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану; 7.все известные акты В являются результатом формирования новых умственных действий. Физиологические основы В: В не имеет никакого специального нервного центра. Физиологически В обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые В пс. процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными. В. обеспечивается за счет явления доминанты: наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях. Психологические теории В. Одну из наиболее известных теорий предложил Рибо. Он считал, что В всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным В Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого В непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом В эмоциональных состояний. Непроизвольное В также всецело зависит от аффективных состояний. Состояние В всегда сопровождается не только эмоц. переживаниями, но также определенными изменениями физ. и физиолог. состояние организма. Как чисто физиолог. состояние В включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и др. реакций. Основную роль движений Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – В означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая В в чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающее впоследствии отвлечение В связано, как правило, с мышечным переутомлением. Двигательный эффект В, по Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного В. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше В.
![]() |