Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Конец 1-го года – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольных функций



3)Начало 2-го года – обнаружение зачатков произвольного В под влиянием речевых инструментов взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4) 2-3 года – достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы.

5) 4,5-5 лет – появление способности направлять восприятие под влиянием сложной инструкции взрослого.

6) 5-6 лет – возникновение элементарной формы произвольного В под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Дошкольное развитие характеризуется преобладанием внешне опосредованного восприятия, т.е. восприятия, вызванного факторами внешней среды.

7) Школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование произвольного В. Характеризуется бурным развитием внутреннего В, т.е. В, опосредованного внутренними установками ребенка.

Выготский:Первоначально В реб. осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов организма по принципу доминанты. В доминантном нервном процессе заложены органические основы В. У новорожденного есть только 2 доминанты - пищевая и связанная с переменой положения. Только потом у него появляется зрительная, слуховая и др. В основе развития В в этот период лежит органический процесс роста, созревания и развития нервного аппарата. Процессы развития В не прекращаются в течении. жизни и лишь происходит некоторое замедление темпов. В истории развития В 2 линии: натуральная и культурная. Культурная начинается тоже в самом раннем детстве при первых социальных контактах ребенка. Состоит в том, что ребенок по мере врастания в окружающую соц. среду развивает и формирует ту основную операцию соц. поведения личности, которая наз. произвольным В.

Интересную теоретическую концепцию В предложил Гальперин.

1. В является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека;

2. по своей функции В представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым;

3. в отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или В, не имеет отдельного, особенного результата;

4. В как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как В. Контроль лишь оценивает действие, в то время, как Вспособствует его улучшению;

5.во В контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения;

6.произвольное В есть планомерно осуществляемое В, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану;

7.все известные акты В являются результатом формирования новых умственных действий.

Физиологические основы В: В не имеет никакого специального нервного центра. Физиологически В обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые В пс. процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

В. обеспечивается за счет явления доминанты: наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Психологические теории В. Одну из наиболее известных теорий предложил Рибо. Он считал, что В всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным В Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого В непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом В эмоциональных состояний. Непроизвольное В также всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние В всегда сопровождается не только эмоц. переживаниями, но также определенными изменениями физ. и физиолог. состояние организма. Как чисто физиолог. состояние В включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и др. реакций.

Основную роль движений Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – В означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая В в чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающее впоследствии отвлечение В связано, как правило, с мышечным переутомлением.

Двигательный эффект В, по Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного В. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше В.

 



Просмотров 754

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!