![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вопрос 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольниов со взрослыми и сверстниками
Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Отделение ребенка от взрослого создает новую соц. ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция ребенка жить в жизни взрослого превращается в идеальную форму совместной со взрослым жизни. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир соц. отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Выготский, это та часть объективной действительности, с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Эльконина, здесь дошк. Соц. ситуация развития называется: «ребенок – общественный взрослый». Дети моделируют именно отношения, а не действия, это не подражание. Вед. деятельность – сюжетно-ролевая игра. По мнению Леонтьева, особенность ее заключается в том, что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того, чтобы играть). По Эльконину, игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна (т. к. важно не действия, а отношения), сокращены операции, условны предметы. Содержанием развернутой развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление, а именно отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами. Единицей игры является роль, которую берет на себя ребенок. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. От содержания игры Эльконин отличал сюжет игры. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится в игре детьми. Структура сюжетно-ролевой игры: 1.роль взрослого, которую берет на себя ребенок. 2.воображаемая ситуация, в которой происходит перенос значения с одной ситуации на другую. 3.игровые действия – действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия не с предметами, а со значениями, они носят изобразительный характер; 4.правила. 5.В игре нужен товарищ, без него она теряет смысл. Эльконин выделяет 4 уровня развития сюжетно-ролевой игры, отражающих динамику ее развития на протяжении дошкольного детства: - На 1 уровне центр. содержанием игры яв-ся преимущественно предметные действия. Роли есть, но они не определяют действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается. - На 2 уровне центр.содержанием игры по-прежнему остаются предметные действия. При этом на 1 план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Расширяется число и виды игровых действий. - На 3 уровне осн. содерж. игры является выполнение роли и связанных с нею действий. - - На 4 уровне - выполнение действий, отражающее отношение к другим людям. Эльконин указывал на двойную символизацию детской игры: 1, при игровом употреблении предмета, т.е. при переносе действия на другой предмет и его переименование, и, 2, при принятии на себя роли взрослого, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих социальную суть принятой роли. Психологическое значение замещения состоит в том, что в этом процессе мысль ребенка отделяется от действия, однако, в начале необходима опорная точка для этой мысли о действии, каковой является предмет-заместитель. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:1.развитие мотивационно-потребностной сферы; 2.преодоление познавательного эгоцентризма ребенка; 3.развитие идеального плана; 4.развитие произвольности действий. Произвольное поведение – такое поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом и контролируется путем сопоставления с этим образцом как эталоном. Сюжетно-ролевая игра не является единственным видом деятельности, влияющим на развитие личности дошкольника. Большое значение в этом плане играют так называемые продуктивные виды деятельности: рисование, лепка и т.д. По Эльконину, характерная их черта состоит в том, что они имеют замысел, который реализуется в известных условиях при использовании известных материалов и с помощью известных орудий. Особое место в развитии ребенка занимает восприятие, переживание и сочинение сказки. Сказка помогает выйти за рамки семейного мира, уяснить моральный смысл поступков в мире взрослых людей, сопереживая и «содействуя» героям сказки, утвердиться в уверенности в себе. Формы элементарного труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Основные новообразования дошк. возраста. 1.Эльконин отмечал, что в конце дошкольного возраста формируется первый абрис мировоззрения. Ребенок считает, что мир рукотворен; 2.Леонтьев отмечал, что важнейшим пс. новообразованием, возникающим к концу дошк. возраста, является соподчинение мотивов. На протяжении всего дошк. возраста присутствуют 4 осн. мотива: игровой, мотив, связанный с установлением хороших отношений, мотив, связанный с желанием быть похожим на взрослого, мотив себялюбия и самоуважения. К концу возраста появляются еще 4 мотива: познавательный, соревновательный, общественный (желание сделать полезное) и нравственный (желание делать как правильно). В результате соподчинения мотивов в случае их столкновения познавательный и общественный мотивы должны подавить игровой; 3.во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие мотивы. 4.формирование произвольности поведения; 5.возникновение первичных этических инстанций и моральных чувств; 6.возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым. Постепенно ребенок начинает понимать, какими качествами он обладает, как к нему относятся другие и почему. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что он не все может (начало самооценки). 7.развивается и эмоциональная сфера. Чувства приобретают глубину и устойчивость, развивается «разумность» чувств (ребенок начинает понимать их смысл). Эмоции становятся более обобщенными и устойчивыми, они интеллектуализируются. Развивается эмоциональный контроль, адекватное эмоциональное реагирование, ребята учатся сдерживать чувства. Ребенок начинает понимать «язык» чувств, уместно и адекватно воплощать его. Начало формирования высших чувств (высшие социальные чувства, эмпатия, эстетические чувства); 8.особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Мухина связывает возникновение воли с: a)развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания); б)установлением отношений между мотивом и целью действий (действие неинтересное, а мотив отдален); с) развитие планирующей функции речи. 9.развитие ориентировки составляет сущность развития всех познавательных функций в дошк. возрасте. 10. развитие речи. Происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Происходит обогащение словаря в 3 раза за счет сложных слов. Развивается фонематический слух и происходит осознание словесного состава речи. Развивается понимание словесного состава предложения (какое слово первое…). Развивается коммуникативная функция речи. При специальном обучении формируется контекстная речь. У некоторых детей формируется объяснительная функция речи. 11.развитие восприятия в этом возрасте, по сути является развитием способов и средств ориентации. Происходит усвоение сенсорных эталонов – исторически сложившихся представлений о разновидностях отдельных свойств предметов и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике. Развиваются такие действия восприятия, как: наблюдение, планомерное и последовательное обследование предмета, действие идентификации, сравнение, приравнивание к сенсорному образцу и моделирующие действия (умение рисовать план); 12.внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Сензитивный период развития произвольного внимания – 5-7 лет. Сначала взрослый управляет вниманием ребенка с помощью жеста и слова, потом ребенок сам управляет своим вниманием с помощью жеста и слова; 13.в центре сознания в дошкольном возрасте, по Выготскому, стоит память. Формируется произвольная память в конце возраста. Ребенок сначала осознает саму мнемическую задачу, взрослый учит его приемам произвольного запоминания, связывая новый материал со старым. И, наконец, ребенок сам пользуется произвольной памятью; 14.развивается продуктивное воображение, надо развивать репродуктивное и творческое воображение Выготский говорил, что во всех видах детского творчества деятельность фантазий является направленной на определенную цель. С деятельностью воображения, по Выготскому тесно связано движение чувств (все фантастическое является реальным в эмоциональной смысле), но во всех своих фантастических взлетах воображение питается реальным опытом ребенка – чем богаче опыт ребенка, тем более яркими являются продукты его воображения. 15.основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий (сравнение, сериация, установление причинно-следственных связей, классификация, обобщение). Развитие осведомленности. Ведущий тип мышления – наглядно-образное. К концу возраста мышление становится наглядно-схематическим. Развитие знаково-символической функции (замещение, схематизация, понимание символа). Начинает развиваться логическое мышление, опираясь на знаково-символическую функцию. В основе логического мышления лежит формирование житейских понятий. По Божович, осознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают новые потребности, которые игра удовлетворить не в состоянии. У ребенка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и создает кризис семи лет. Кризис семи лет связан с появлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином «внутренняя позиция». Ребенок на рубеже 7-8 лет начинает переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Здесь встает проблема готовности ребенка к школе. По Божович, у ребенка, поступающего в школу, должны быть: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, кроме того, у него должны возникнуть иерархия мотивов, внутренние этические инстанции, самооценка. все это и составляет психологическую готовность к школе. Готовность к школе – целостное образование, оно включает функциональную, умственную и личностную готовность. Функциональная готовность – такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, различного рода интеллектуальные и физические нагрузки не будут обременительны для ребенка. Познавательная готовность: дифференцированное восприятие, развитие наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире, развитие произвольного внимания, произвольной и непроизвольной памяти, развитая речь, воссоздающее и творческое воображение. Личностная готовность: способность индивида соотносить собственное поведение, деятельность, успехи, неудачи с социальными норами и правилами, многообразными оценками окружения; умение действовать во все более расширяющейся системе общественных отношений. Желание учиться, иерархия мотивов, произвольное поведение, умение общаться, познавательные мотивы поведения, соответствующий уровень развития эмоций и чувств, развитие самосознания и самооценки. Общение (Лисина).В 1-ой половине дошк. возраста у ребенка развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме совместно-познавательной деятельности. Мотив общения – познавательный. Дети задают много вопросов. К концу дошк. возраста у детей появляется в общении внеситуативно-личностная форма, кот. побуждается личностным мотивом. Взрослый для реб. – конкретное соц. лицо, член общества. Общение со сверстниками возникает и развивается в тесной связи общения реб. и взрослого и испытывает влияние последнего. В ходе общения со сверстниками самооценка и самосознание достигается иначе, чем в общении со взрослым. 1. Реб. сам разворачивает активность, направленную на ознакомление. 2. Обнаруживает эмоц. отношение к воздействиям, которые оказывает на него партнер. 3. Стремится показать себя в способности и умении, позволяет ознакомиться с собой. 4. Проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер, аффективно реагируя на отношение последнего. Вывод (Лисина): потребность в общении со сверстниками также, как и с взрослым, является стремлением детей к познанию и оценке партнера и к самооценке и самопознанию через другого ребенка и с его помощью.
Вопрос 60. Содержание работы психолога в ДОУ Содержание работы психолога в ДОУ включает в себя следующие направления: психологическая диагностика, коррекционно-развивающее направление, психологическое просвещение и психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка деятельности ДОУ. Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще педагогическую и медицинскую. Цели и задачи Пд-ки индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Др. словами, Пд-ка должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации. По мнению Т. Д. Марцинковской, предметом Пд-ки в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии. Отмечается, что важна последовательность предъявления методик в ходе обследования. Напр.: 1-я часть: изучение мышления; изучение памяти; исследование креативности; исследование восприятия. 2-я часть: изучение личности ребенка. В самом начале необходимо побеседовать с ребенком, расположить его к себе, узнать о его настроении и т. д. Это немного снизит официальность ситуации, позволит ему расслабиться. Начинать Пд-кое обследование необходимо с анализа след. моментов: 1) внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность); 2) контактность; 3) проявление инициативы; 4) усидчивость (или расторможенность); 5) интерес к обследованию; 6) работоспособность и темп. Полученная инфо соотносится с результатами обследования. На этой основе можно делать выводы о личностных особенностях ребенка. Коррекционно-развивающее направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы: 1) групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах); 2) индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах); 3) тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ; 4) индивидуальные занятия с одаренными детьми; 5) занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению; 6) тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары). С т. зр. И. В. Дубровиной, основной целью коррекционной работы с детьми, характеризующимися нормальным развитием, является содействие полноценному пс. и личностному развитию. Залог успеха К-Р деятельности - правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике человека все взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой. В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разговаривать, удерживать необходимое время свое внимание и т.д. Данное направление включает и работу со взрослыми (родителями и педагогами), предполагающую их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции. Психологическое просвещение и психологическая профилактика. Обоснованием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое целое является то, что просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т. е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. В круг актуальных вопросов, предлагаемых психологом родителям и педагогам, должны входить: 1) возрастные особенности детей; 2) условия, необходимые для полноценного психологического развития; 3) готовность к школе и т. д. Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил. В рамках реализации данного направления психолог должен заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов. Особое внимание необходимо уделить стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Но также важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников. Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации поступающего в ДОУ ребенка. Медицинский персонал при возможном участии психолога занимается сбором полного анамнеза, заведующая и психолог информируют родителей об особенностях адаптации дошкольников, разрабатывают режим, психолог и педагог отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, чтобы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привыкания. Психологическое консультирование. Т. Д. Марцинковская отмечает, что в условиях детского сада психологическое консультирование является «системой коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУ в соответствии со спецификой его функционирования консультации должны проводиться только по поводу проблем ребенка, особенностей его развития. Поэтому консультативное воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Процедура консультации является стандартной: 1) приветствие, 2) выяснение повода обращения, 3) выяснение желаемого результата, 4) резюмирование, разработка вариантов решения проблемы, 5) оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата. Психологическая поддержка деятельности ДОУ. В рамках данного направления психолог может оказывать помощь в построении системы управления именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок. С другой стороны, изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно со старшим воспитателем и заведующей может разработать систему обеспечения внедрения экспериментальной деятельности. При подготовке к аттестации ДОУ и в процессе обычной жизнедеятельности психолог проводит экспертизу деятельности педагогов и специалистов по разделу Государственного стандарта «Взаимодействие педагогов с детьми». Также он проводит анкетирование родителей для изучения их запросов на образовательную деятельность, разрабатывает на этой основе рекомендации по внедрению тех или иных услуг в ДОУ. Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности психолог реализует все направления, указанные выше. Но в зависимости от запросов администрации и родителей, от специфики ДОУ и собственной профессиональной направленности психолог может выбирать приоритетное направление деятельности.
![]() |