Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольниов со взрослыми и сверстниками



 

Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет.

Отделение ребенка от взрослого создает новую соц. ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция ребенка жить в жизни взрослого превращается в идеальную форму совместной со взрослым жизни. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир соц. отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Выготский, это та часть объективной действительности, с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Эльконина, здесь дошк. Соц. ситуация развития называется: «ребенок – общественный взрослый». Дети моделируют именно отношения, а не действия, это не подражание.

Вед. деятельность – сюжетно-ролевая игра. По мнению Леонтьева, особенность ее заключается в том, что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того, чтобы играть). По Эльконину, игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна (т. к. важно не действия, а отношения), сокращены операции, условны предметы. Содержанием развернутой развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление, а именно отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами. Единицей игры является роль, которую берет на себя ребенок. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. От содержания игры Эльконин отличал сюжет игры. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится в игре детьми.

Структура сюжетно-ролевой игры: 1.роль взрослого, которую берет на себя ребенок. 2.воображаемая ситуация, в которой происходит перенос значения с одной ситуации на другую. 3.игровые действия – действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия не с предметами, а со значениями, они носят изобразительный характер; 4.правила. 5.В игре нужен товарищ, без него она теряет смысл.

Эльконин выделяет 4 уровня развития сюжетно-ролевой игры, отражающих динамику ее развития на протяжении дошкольного детства:

- На 1 уровне центр. содержанием игры яв-ся преимущественно предметные действия. Роли есть, но они не определяют действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

- На 2 уровне центр.содержанием игры по-прежнему остаются предметные действия. При этом на 1 план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Расширяется число и виды игровых действий.

- На 3 уровне осн. содерж. игры является выполнение роли и связанных с нею действий. - - На 4 уровне - выполнение действий, отражающее отношение к другим людям.

Эльконин указывал на двойную символизацию детской игры: 1, при игровом употреблении предмета, т.е. при переносе действия на другой предмет и его переименование, и, 2, при принятии на себя роли взрослого, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих социальную суть принятой роли. Психологическое значение замещения состоит в том, что в этом процессе мысль ребенка отделяется от действия, однако, в начале необходима опорная точка для этой мысли о действии, каковой является предмет-заместитель.

Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:1.развитие мотивационно-потребностной сферы; 2.преодоление познавательного эгоцентризма ребенка; 3.развитие идеального плана; 4.развитие произвольности действий.

Произвольное поведение – такое поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом и контролируется путем сопоставления с этим образцом как эталоном.

Сюжетно-ролевая игра не является единственным видом деятельности, влияющим на развитие личности дошкольника. Большое значение в этом плане играют так называемые продуктивные виды деятельности: рисование, лепка и т.д. По Эльконину, характерная их черта состоит в том, что они имеют замысел, который реализуется в известных условиях при использовании известных материалов и с помощью известных орудий.

Особое место в развитии ребенка занимает восприятие, переживание и сочинение сказки. Сказка помогает выйти за рамки семейного мира, уяснить моральный смысл поступков в мире взрослых людей, сопереживая и «содействуя» героям сказки, утвердиться в уверенности в себе.

Формы элементарного труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей.

Основные новообразования дошк. возраста.

1.Эльконин отмечал, что в конце дошкольного возраста формируется первый абрис мировоззрения. Ребенок считает, что мир рукотворен;

2.Леонтьев отмечал, что важнейшим пс. новообразованием, возникающим к концу дошк. возраста, является соподчинение мотивов. На протяжении всего дошк. возраста присутствуют 4 осн. мотива: игровой, мотив, связанный с установлением хороших отношений, мотив, связанный с желанием быть похожим на взрослого, мотив себялюбия и самоуважения. К концу возраста появляются еще 4 мотива: познавательный, соревновательный, общественный (желание сделать полезное) и нравственный (желание делать как правильно). В результате соподчинения мотивов в случае их столкновения познавательный и общественный мотивы должны подавить игровой;

3.во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие мотивы.

4.формирование произвольности поведения;

5.возникновение первичных этических инстанций и моральных чувств;

6.возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым. Постепенно ребенок начинает понимать, какими качествами он обладает, как к нему относятся другие и почему. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что он не все может (начало самооценки).

7.развивается и эмоциональная сфера. Чувства приобретают глубину и устойчивость, развивается «разумность» чувств (ребенок начинает понимать их смысл). Эмоции становятся более обобщенными и устойчивыми, они интеллектуализируются. Развивается эмоциональный контроль, адекватное эмоциональное реагирование, ребята учатся сдерживать чувства. Ребенок начинает понимать «язык» чувств, уместно и адекватно воплощать его. Начало формирования высших чувств (высшие социальные чувства, эмпатия, эстетические чувства);

8.особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Мухина связывает возникновение воли с: a)развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания); б)установлением отношений между мотивом и целью действий (действие неинтересное, а мотив отдален); с) развитие планирующей функции речи.

9.развитие ориентировки составляет сущность развития всех познавательных функций в дошк. возрасте.

10. развитие речи. Происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Происходит обогащение словаря в 3 раза за счет сложных слов. Развивается фонематический слух и происходит осознание словесного состава речи. Развивается понимание словесного состава предложения (какое слово первое…). Развивается коммуникативная функция речи. При специальном обучении формируется контекстная речь. У некоторых детей формируется объяснительная функция речи.

11.развитие восприятия в этом возрасте, по сути является развитием способов и средств ориентации. Происходит усвоение сенсорных эталонов – исторически сложившихся представлений о разновидностях отдельных свойств предметов и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике. Развиваются такие действия восприятия, как: наблюдение, планомерное и последовательное обследование предмета, действие идентификации, сравнение, приравнивание к сенсорному образцу и моделирующие действия (умение рисовать план);

12.внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Сензитивный период развития произвольного внимания – 5-7 лет. Сначала взрослый управляет вниманием ребенка с помощью жеста и слова, потом ребенок сам управляет своим вниманием с помощью жеста и слова;

13.в центре сознания в дошкольном возрасте, по Выготскому, стоит память. Формируется произвольная память в конце возраста. Ребенок сначала осознает саму мнемическую задачу, взрослый учит его приемам произвольного запоминания, связывая новый материал со старым. И, наконец, ребенок сам пользуется произвольной памятью;

14.развивается продуктивное воображение, надо развивать репродуктивное и творческое воображение Выготский говорил, что во всех видах детского творчества деятельность фантазий является направленной на определенную цель. С деятельностью воображения, по Выготскому тесно связано движение чувств (все фантастическое является реальным в эмоциональной смысле), но во всех своих фантастических взлетах воображение питается реальным опытом ребенка – чем богаче опыт ребенка, тем более яркими являются продукты его воображения.

15.основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий (сравнение, сериация, установление причинно-следственных связей, классификация, обобщение). Развитие осведомленности. Ведущий тип мышления – наглядно-образное. К концу возраста мышление становится наглядно-схематическим. Развитие знаково-символической функции (замещение, схематизация, понимание символа). Начинает развиваться логическое мышление, опираясь на знаково-символическую функцию. В основе логического мышления лежит формирование житейских понятий.

По Божович, осознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают новые потребности, которые игра удовлетворить не в состоянии. У ребенка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и создает кризис семи лет.

Кризис семи лет связан с появлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином «внутренняя позиция». Ребенок на рубеже 7-8 лет начинает переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

Здесь встает проблема готовности ребенка к школе. По Божович, у ребенка, поступающего в школу, должны быть: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, кроме того, у него должны возникнуть иерархия мотивов, внутренние этические инстанции, самооценка. все это и составляет психологическую готовность к школе.

Готовность к школе – целостное образование, оно включает функциональную, умственную и личностную готовность.

Функциональная готовность – такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, различного рода интеллектуальные и физические нагрузки не будут обременительны для ребенка.

Познавательная готовность: дифференцированное восприятие, развитие наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире, развитие произвольного внимания, произвольной и непроизвольной памяти, развитая речь, воссоздающее и творческое воображение.

Личностная готовность: способность индивида соотносить собственное поведение, деятельность, успехи, неудачи с социальными норами и правилами, многообразными оценками окружения; умение действовать во все более расширяющейся системе общественных отношений. Желание учиться, иерархия мотивов, произвольное поведение, умение общаться, познавательные мотивы поведения, соответствующий уровень развития эмоций и чувств, развитие самосознания и самооценки.

Общение (Лисина).В 1-ой половине дошк. возраста у ребенка развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме совместно-познавательной деятельности. Мотив общения – познавательный. Дети задают много вопросов.

К концу дошк. возраста у детей появляется в общении внеситуативно-личностная форма, кот. побуждается личностным мотивом. Взрослый для реб. – конкретное соц. лицо, член общества.

Общение со сверстниками возникает и развивается в тесной связи общения реб. и взрослого и испытывает влияние последнего. В ходе общения со сверстниками самооценка и самосознание достигается иначе, чем в общении со взрослым.

1. Реб. сам разворачивает активность, направленную на ознакомление.

2. Обнаруживает эмоц. отношение к воздействиям, которые оказывает на него партнер.

3. Стремится показать себя в способности и умении, позволяет ознакомиться с собой.

4. Проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер, аффективно реагируя на отношение последнего.

Вывод (Лисина): потребность в общении со сверстниками также, как и с взрослым, является стремлением детей к познанию и оценке партнера и к самооценке и самопознанию через другого ребенка и с его помощью.

 

 

Вопрос 60. Содержание работы психолога в ДОУ

Содержание работы психолога в ДОУ включает в себя следующие направления: психологическая диагностика, коррекционно-развивающее направление, психологическое просвещение и психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка деятельности ДОУ.

Психологическая диагностика является частью об­щей системы диагностики детей дошкольного возрас­та, включающей еще педагогическую и медицинскую. Цели и задачи Пд-ки индивидуаль­ны для каждого ДОУ, но они должны быть направ­лены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ре­бенка-дошкольника. Др. словами, Пд-ка должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации. По мнению Т. Д. Марцинковской, предметом Пд-ки в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нару­шений и отклонений в их психическом развитии. Отмечается, что важна последовательность предъявления методик в ходе обследования. На­пр.: 1-я часть: изучение мышления; изучение памя­ти; исследование креативности; исследование вос­приятия. 2-я часть: изучение личности ребенка.

В самом начале необходимо побеседовать с ре­бенком, расположить его к себе, узнать о его на­строении и т. д. Это немного снизит официальность ситуации, позволит ему расслабиться. Начинать Пд-кое обследование необхо­димо с анализа след. моментов: 1) внешний вид ребенка (опрятность, аккурат­ность, небрежность, нечистоплотность); 2) контактность; 3) проявление инициативы; 4) усидчивость (или расторможенность); 5) интерес к обследованию; 6) работоспособность и темп. Полученная инфо соотносится с резуль­татами обследования. На этой основе можно делать выводы о личностных особенностях ребенка.

Коррекционно-развивающее направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

1) групповые психокоррекционные занятия (ра­бота с проблемами в личностной и познавательной сферах);

2) индивидуальные психокоррекционные заня­тия (работа с проблемами в личностной и позна­вательной сферах);

3) тренинговые занятия с педагогами и специа­листами ДОУ;

4) индивидуальные занятия с одаренными детьми;

5) занятия по психологической подготовке де­тей к школьному обучению;

6) тематические занятия с родителями (напри­мер, обучающие семинары).

С т. зр. И. В. Дубровиной, основной целью коррекционной работы с детьми, характе­ризующимися нормальным развитием, является содействие полноценному пс. и личнос­тному развитию. Залог успеха К-Р дея­тельности - правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике человека все взаи­мосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление про­блем в другой. В процессе подготовки детей к школе необходи­мо делать акцент на развитие учебных навыков. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разгова­ривать, удерживать необходимое время свое вни­мание и т.д. Данное направление включает и работу со взрос­лыми (родителями и педагогами), предполагающую их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.

Психологическое просвещение и психологическая профилактика. Обоснованием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое це­лое является то, что просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т. е. предупреж­дающий характер. Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит инфор­мированность родителей, повышение их психоло­го-педагогической культуры. В круг актуальных вопросов, предлагаемых пси­хологом родителям и педагогам, должны входить: 1) возрастные особенности детей; 2) условия, необходимые для полноценного пси­хологического развития; 3) готовность к школе и т. д. Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуаль­ном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил. В рамках реализации данного направления пси­холог должен заботиться о создании психологичес­ки благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспита­тельного процесса: детей и педагогов. Особое вни­мание необходимо уделить стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Но также важ­ным является и изучение особенностей взаимодей­ствия в коллективе сотрудников. Важной профилактической процедурой в рабо­те психолога является разработка программы адап­тации поступающего в ДОУ ребенка. Медицинский персонал при возмож­ном участии психолога занимается сбором полно­го анамнеза, заведующая и психолог информиру­ют родителей об особенностях адаптации дошколь­ников, разрабатывают режим, психолог и педагог отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, что­бы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привы­кания.

Психологическое консультирование. Т. Д. Марцинковская отмечает, что в условиях детского сада психологическое консультирование является «системой коммуникативного взаимодей­ствия психолога с лицами, нуждающимися в пси­хологической помощи рекомендательного характе­ра». В условиях ДОУ в соответствии со специфи­кой его функционирования консультации должны проводиться только по поводу проблем ребенка, особенностей его развития. Поэтому консультатив­ное воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Процедура консультации является стандартной: 1) приветствие, 2) выяснение повода обращения, 3) выяснение желаемого результата, 4) резюмирование, разработка вариантов реше­ния проблемы, 5) оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

Психологическая поддержка деятельности ДОУ. В рамках данного направления психолог может оказывать помощь в построении системы управле­ния именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых переста­новок. С другой стороны, изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психо­лог совместно со старшим воспитателем и заведу­ющей может разработать систему обеспечения вне­дрения экспериментальной деятельности. При подготовке к аттестации ДОУ и в процессе обычной жизнедеятельности психолог проводит эк­спертизу деятельности педагогов и специалистов по разделу Государственного стандарта «Взаимо­действие педагогов с детьми». Также он проводит анкетирование родителей для изучения их запросов на образовательную деятель­ность, разрабатывает на этой основе рекомендации по внедрению тех или иных услуг в ДОУ. Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности психолог реализует все направления, указанные выше. Но в зависимости от запросов администрации и родителей, от специфики ДОУ и собственной профессиональной направленности психолог может выбирать приоритетное направ­ление деятельности.

 



Просмотров 1299

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!