Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 66. Методы и критерии оценки профессионального самоопределения старшеклассников



Профессия – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

По мнению некоторых психологов, проф. самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные проф. роли, и проигрывает связанное с ним поведение.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Выбор профессии – его главная и постоянная забота.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути.

Выбор профессии и овладение ею начинается с проф. самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Выбор профессии осуществляется человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии. Важна «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление:

1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает; 2) объект выбора – то, что выбирают.

Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

- внешних условий; - индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Проф. самоопределение – процесс, который охватывает весь период проф.деятельности личности: от возникновения проф. намерений до выхода из трудовой деятельности.

Этап проф. самоопределения характеризуется возникновением и формированием проф.намерений и первоначальной ориентировкой в разл. сферах труда.

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии.

1) Позиция старших членов семьи.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать др. выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии.

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое- либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Именно позиция микрогруппы может стать решающим в проф.самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные проф. планы.

Проф. план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая проф. пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень проф.подготовки.

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения – путь к будущему.
Управление выбором профессии.

Важно знать объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: - система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и др.

К субъектным факторам относятся:

- возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Управление профориентацией должно строиться на выявлении индивидуально-психологических особенностей учащихся, их склонностей, направленности и т.д.

Методики:

Климов выделяет типы профессий: чел., худ. образ, знаковая система, техника, природа.

«Карта интересов», ДДО, типы профессий Холланда.

Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения

В основу данной схемы ЛПП положена схема, предложенная Е. А. Климовым.

Тест «карьерные ориентации» Штерна.

 

 



Просмотров 1019

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!