Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте



 

Юность — период в развитии, соответствующий пе­реходу от подр. возраста к самостоятельной взр. жизни. Это определяет соц. ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточ­ное положение между ребенком и взрослым. Много новых соц. ролей, которые постоянно примеряются. Положение юноши характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельно­сти у юноши происходит не только количественное рас­ширение диапазона соц. ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоя­тельности и ответственности. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сбли­жающие его положение с положением ребенка.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследовате­ли выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем. К концу юноше­ского периода завершаются процессы физ. со­зревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением за­дач проф. самоопределения и вступлени­ем во взр. жизнь. В ранней юности формируются познавательные и проф. интересы, потреб­ность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юнош. возрасте окон­чательно преодолевается свойственная предшествую­щим этапам онтогенеза зависимость от взрослых, и утверждается самостоятельность личности. В отноше­ниях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравст­венного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских ка­честв личности.

Соц. ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст харак-ся как «устойчи­во концептуальная социализация, когда вырабатывают­ся устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. Таким образом, Юность - это период перехода к са­мостоятельности, период самоопределения, приобрете­ния психической, идейной и гражданской зрелости.

Вед. деятельность в ранней юности – проф. самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взр. человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и на­значения в жизни.

Психолог. база проф. самоопределения составляет новую структуру личности:1.формирование мировоззрения; 2.обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиции господствующих в обществе ценностей; 3.открытие собственного «Я», переживаемого как активное деятельное начало;4.потребность в труде и способность трудиться; 5.развитая рефлексия для осознания и критическое отношение к себе; 6.развитие теоретического мышления и изменение ориентироваться в различных формах теоретического сознания: научном, художественном, этическом правовом; 7.потребность в общении и владении способами его построения; 8.формирование нравственного самосознания, выработка ценностных ориентаций и идеалов, гражданских качеств личности.

Проблема проф. самоопределения сложна и многообразна. Так, Пряжников, считает, что центром самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в проф. компетентности. По его мнению, психологическими факторами, составляющими основу проф. самоопределения, яв-ся: осознание ценности общественно-полезного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации, осознание необходимости общей и проф. подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, общая ориентировка в мире проф. труда, выделение дальней проф. цели и ее согласование с др. важными жизненными целями, знание о выбираемых целях, знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели.

Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жиз­ни выводит проблему проф. самоопреде­ления в юности в иную плоскость— в плоскость выбора жизненною пути. В зависимости от степени развития рефлексии, самосознания, гражданских качеств лично­сти выбор профессии и дальнейший путь в проф. деятельности может осуществляться в соответ­ствии с двумя моделями: адаптивной моделью и моде­лью развития. Согласно 1 модели, в самосознании человека доминирует пассивная тенден­ция к подчинению и в проф. самоопреде­лении, и в проф. деятельности. В др. модели развития человек в своем проф. са­моопределении и в дальнейшей проф. дея­тельности стремится выйти за пределы непрерывного потока повседневной жизни, увидеть ее и труд в целом, стать творцом собственной жизни, конструирующим свое настоящее и будущее.

Выготский отводил ключевую роль самосознанию в этом возрасте. Главным для этого возраста он считал овладение собств. внутр. миром, что обеспечивает единство поведения, внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана, который Выготский рассматривает не только как показатель овладения личностью своим внутренними миром, но и как систему приспособления к действительности и связанную с этим целевую регуляцию поведения, но о жизненных планах можно говорить только тогда, когда наряду с будущими целями заботой молодого человека становятся и способы их достижения, производится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов.

Рубинштейн. Проблема само­сознания есть прежде всего проблема определения свое­го способа жизни. Обобщая, он выделил два способа су­ществования человека. 1 способ — это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в ко­торых живет чел. Здесь весь чел. находится внут­ри самой жизни: всякое его отношение — это отношение к явлениям жизни, а не к жизни в целом. 2 способ существования выводит человека за его пределы, он свя­зан с появлением ценностно-смыслового определения жизни.

И.С. Кон. Центральный психолог. процесс юношескою возраста — развитие самосо­знания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принци­пами и образом собственного «я». Чем старше и взрослее юноша, тем больше его воспитание превращается в са­мовоспитание.

Д. И.Фельдштейн. В юности приобретается та степень психи­ческой, идейной и гражданской зрелости, которая дела­ет его самостоятельной личностью для трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собст­в. жизненные планы, находить средства их реали­зации. Личность юноши и девушки складывается под влиянием положения, которое они начинают занимать в обществе, в коллективе, в системе общественных отно­шений. Для них становятся характерны­ми тенденции к причинному объяснению соц. явлений, гражданская позиция личности.

Межличностные отношения: В юнош. возрасте отмечаются 2 противопо­ложные тенденции в общении: расширение его сферы — с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обо­собление - с др.

1 тенденция проявляется в увеличении време­ни, которое расходуется па общение, в существенном расширении его соц. пространства, в расширении географии обще­ния и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам, что объясняется постоян­ным физ. и умственным развитием юноши, и в связи с этим расширением его интересов к людям и к ми­ру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетво­рение в общении. В юности особенно возрастает необхо­димость, с одной стороны, в новом опыте, а с др. — в признании, защищенности в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, по­требности быть принятым ими и чувствовать уверен­ность и их признании.

2 тенденция - это тенденция к индивидуализации и обособлению. О ней свидетельствует строгое разграни­чение природы взаимоотношений с окружающими, вы­сокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Стремление к обособлению — это стремление оградить свой образующийся уникальный мир от втор­жения сторонних и близких людей, для того чтобы укре­пить свое чувство личности, чтобы сохранить свою ин­дивидуальность, реализовать свои притязания на при­знание.

У юношей противоречивый характер. Среди личностных черт находят место такие полярности, как «индивидуализм» юности и ее ярко вы­раженная соц. направленность, скепсис, тенден­ция все подвергать сомнению и страстное стремление уверовать в кого-либо или что-либо {яркую личность иди яркую идею), максимализм и не­разборчивость или несостоятельность в выборе путей и средств реализации своей «платформы», поиск общения в этом самом «коллективном» возрасте и потребность в одиночестве.

Среди отдельных видов отношений в юности особое место занимает интимная дружба. Юношеская дружба гораздо устойчивее и, главное, глуб­же подростковой. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоц. тепло, искренность. Развитие самосознания и свойст­венные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими пережи­ваниями.

У девочек, в связи с их более ранним созреванием, потребность в интимной дружбе созревает раньше, чему мальчиков. Если сопоставить идеал дружбы мальчиков и девочек примерно одного возраста, то требования, предъявляемые к дружбе, у девочек выше, чем у мальчи­ков. В более старших возрастах эта разница, по-видимо­му, выравнивается. Интимность дружбы зависит от лич­ностных качеств (не все способны на глубокие чувства, доверительность, интерес к др.) и от уровня рефлективности личности.

Юность бескомпромиссна, для юноши типично стремление быть самим собой, жажда самораскрытия. Но пока человек не нашел себя в практической деятель­ности, его представление о себе неизбежно будет до не­которой степени диффузным и неустойчивым. Отсюда — желание проверить себя путем проигрывания «чужих» ролей, рисовка, умышленное и неумышленное самоот­рицание.

Особое внимание следует уделить общению юношей и девушек со взрослыми. Эти отношения не столь на­пряжены, как в подр. возрасте, но остаются сложными, и причина сложности — в автономии юно­ши, обусловленной соц. ситуацией его развития. Но в том, что касается более глубоких проблем — поли­тических взглядов, мировоззрения, выбора профес­сии, — авторитет родителей оказывается куда более зна­чительным, перевешивая, как правило, влияние прияте­лей - сверстников. Темы общения со взрослыми - различные аспекты жизненно­го самоопределении, при условии, ес­ли общение со взрослыми будет иметь доверительную форму. Доверие взрослых к развитию личности школьни­ка, вера в его потенциальное «Я» — лучшее условие дове­рительности в общении с ним.

В юности получают интенсивное развитие самые разные чувства. Обостряются и становятся более осоз­нанными эстетические переживания, получает новое развитие чувство долга, чувство морального негодова­ния, сочувствие несчастью др., его горю, душевный подъем от хорошего поступка, радость от встречи с про­изволением искусства, волнение, грусть, юноша пере­жинает радость первой любви.

Канадский пс. Д. Марше установил 4 ти­повых варианта формирования идентичности:

— неопределенную, еще не сложившуюся, «диффуз­ную» идентичность;

— «предрешенный» вариант развития (индивид ранее положенного срока включился во «взрослую» систему отношений, сделав это под чужим влиянием, что расценивается как неблагоприятный фактор для формирования его личностной зрелости);

— «пробу ролей» в попытках выработать самоиден­тичность;

— «зрелую идентичность» (кризис завершен, чувство самоидентичности. т. е. собственной определенности, обретено, и молодой человек перешел к самореализации).



Просмотров 1644

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!