![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вопрос 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подр. возраста к самостоятельной взр. жизни. Это определяет соц. ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Много новых соц. ролей, которые постоянно примеряются. Положение юноши характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона соц. ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем. К концу юношеского периода завершаются процессы физ. созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач проф. самоопределения и вступлением во взр. жизнь. В ранней юности формируются познавательные и проф. интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юнош. возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых, и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Соц. ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст харак-ся как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. Таким образом, Юность - это период перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости. Вед. деятельность в ранней юности – проф. самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взр. человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Психолог. база проф. самоопределения составляет новую структуру личности:1.формирование мировоззрения; 2.обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиции господствующих в обществе ценностей; 3.открытие собственного «Я», переживаемого как активное деятельное начало;4.потребность в труде и способность трудиться; 5.развитая рефлексия для осознания и критическое отношение к себе; 6.развитие теоретического мышления и изменение ориентироваться в различных формах теоретического сознания: научном, художественном, этическом правовом; 7.потребность в общении и владении способами его построения; 8.формирование нравственного самосознания, выработка ценностных ориентаций и идеалов, гражданских качеств личности. Проблема проф. самоопределения сложна и многообразна. Так, Пряжников, считает, что центром самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в проф. компетентности. По его мнению, психологическими факторами, составляющими основу проф. самоопределения, яв-ся: осознание ценности общественно-полезного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации, осознание необходимости общей и проф. подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, общая ориентировка в мире проф. труда, выделение дальней проф. цели и ее согласование с др. важными жизненными целями, знание о выбираемых целях, знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели. Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жизни выводит проблему проф. самоопределения в юности в иную плоскость— в плоскость выбора жизненною пути. В зависимости от степени развития рефлексии, самосознания, гражданских качеств личности выбор профессии и дальнейший путь в проф. деятельности может осуществляться в соответствии с двумя моделями: адаптивной моделью и моделью развития. Согласно 1 модели, в самосознании человека доминирует пассивная тенденция к подчинению и в проф. самоопределении, и в проф. деятельности. В др. модели развития человек в своем проф. самоопределении и в дальнейшей проф. деятельности стремится выйти за пределы непрерывного потока повседневной жизни, увидеть ее и труд в целом, стать творцом собственной жизни, конструирующим свое настоящее и будущее. Выготский отводил ключевую роль самосознанию в этом возрасте. Главным для этого возраста он считал овладение собств. внутр. миром, что обеспечивает единство поведения, внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана, который Выготский рассматривает не только как показатель овладения личностью своим внутренними миром, но и как систему приспособления к действительности и связанную с этим целевую регуляцию поведения, но о жизненных планах можно говорить только тогда, когда наряду с будущими целями заботой молодого человека становятся и способы их достижения, производится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов. Рубинштейн. Проблема самосознания есть прежде всего проблема определения своего способа жизни. Обобщая, он выделил два способа существования человека. 1 способ — это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет чел. Здесь весь чел. находится внутри самой жизни: всякое его отношение — это отношение к явлениям жизни, а не к жизни в целом. 2 способ существования выводит человека за его пределы, он связан с появлением ценностно-смыслового определения жизни. И.С. Кон. Центральный психолог. процесс юношескою возраста — развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «я». Чем старше и взрослее юноша, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание. Д. И.Фельдштейн. В юности приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его самостоятельной личностью для трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собств. жизненные планы, находить средства их реализации. Личность юноши и девушки складывается под влиянием положения, которое они начинают занимать в обществе, в коллективе, в системе общественных отношений. Для них становятся характерными тенденции к причинному объяснению соц. явлений, гражданская позиция личности. Межличностные отношения: В юнош. возрасте отмечаются 2 противоположные тенденции в общении: расширение его сферы — с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обособление - с др. 1 тенденция проявляется в увеличении времени, которое расходуется па общение, в существенном расширении его соц. пространства, в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам, что объясняется постоянным физ. и умственным развитием юноши, и в связи с этим расширением его интересов к людям и к миру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с др. — в признании, защищенности в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность и их признании. 2 тенденция - это тенденция к индивидуализации и обособлению. О ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Стремление к обособлению — это стремление оградить свой образующийся уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей, для того чтобы укрепить свое чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. У юношей противоречивый характер. Среди личностных черт находят место такие полярности, как «индивидуализм» юности и ее ярко выраженная соц. направленность, скепсис, тенденция все подвергать сомнению и страстное стремление уверовать в кого-либо или что-либо {яркую личность иди яркую идею), максимализм и неразборчивость или несостоятельность в выборе путей и средств реализации своей «платформы», поиск общения в этом самом «коллективном» возрасте и потребность в одиночестве. Среди отдельных видов отношений в юности особое место занимает интимная дружба. Юношеская дружба гораздо устойчивее и, главное, глубже подростковой. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоц. тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими переживаниями. У девочек, в связи с их более ранним созреванием, потребность в интимной дружбе созревает раньше, чему мальчиков. Если сопоставить идеал дружбы мальчиков и девочек примерно одного возраста, то требования, предъявляемые к дружбе, у девочек выше, чем у мальчиков. В более старших возрастах эта разница, по-видимому, выравнивается. Интимность дружбы зависит от личностных качеств (не все способны на глубокие чувства, доверительность, интерес к др.) и от уровня рефлективности личности. Юность бескомпромиссна, для юноши типично стремление быть самим собой, жажда самораскрытия. Но пока человек не нашел себя в практической деятельности, его представление о себе неизбежно будет до некоторой степени диффузным и неустойчивым. Отсюда — желание проверить себя путем проигрывания «чужих» ролей, рисовка, умышленное и неумышленное самоотрицание. Особое внимание следует уделить общению юношей и девушек со взрослыми. Эти отношения не столь напряжены, как в подр. возрасте, но остаются сложными, и причина сложности — в автономии юноши, обусловленной соц. ситуацией его развития. Но в том, что касается более глубоких проблем — политических взглядов, мировоззрения, выбора профессии, — авторитет родителей оказывается куда более значительным, перевешивая, как правило, влияние приятелей - сверстников. Темы общения со взрослыми - различные аспекты жизненного самоопределении, при условии, если общение со взрослыми будет иметь доверительную форму. Доверие взрослых к развитию личности школьника, вера в его потенциальное «Я» — лучшее условие доверительности в общении с ним. В юности получают интенсивное развитие самые разные чувства. Обостряются и становятся более осознанными эстетические переживания, получает новое развитие чувство долга, чувство морального негодования, сочувствие несчастью др., его горю, душевный подъем от хорошего поступка, радость от встречи с произволением искусства, волнение, грусть, юноша пережинает радость первой любви. Канадский пс. Д. Марше установил 4 типовых варианта формирования идентичности: — неопределенную, еще не сложившуюся, «диффузную» идентичность; — «предрешенный» вариант развития (индивид ранее положенного срока включился во «взрослую» систему отношений, сделав это под чужим влиянием, что расценивается как неблагоприятный фактор для формирования его личностной зрелости); — «пробу ролей» в попытках выработать самоидентичность; — «зрелую идентичность» (кризис завершен, чувство самоидентичности. т. е. собственной определенности, обретено, и молодой человек перешел к самореализации).
![]() |