Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 65. Направления и виды работы психолога в школе



 

Направления: 1) диагностика, 2) коррекционно-развивающая работа, 3) консультативно-просветительская работа.

Диагностика.Психол. диагн. предст. собой уг­лублённое психолого-педаг. изучени. обучающегося на протяж. всего периода обучения, определение инди­вид. особ-ей и склонностей личности, ее по­тенценциальныхх возможностей в процессе обуч. и воспи­тания, в профес. самоопределении, а также вы­явление причин и мех-ов нарушений в обуч, раз­витии, соц. адаптации, особенно в 1 классе и 5 классе (среднее звено).

Психол. диагн. проводится специалистами как индивидуально, так и с группами. Задачи: 1) составление соц-психол. портрета школьника; 2) определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обуч, общен. и пси­х. самочувствии; 3) выбор ср-в и форм психол. сопровожде­ния школьников в соотв-и с присущими им осо­бенностями.

Из форм организации диагн. работы можно выделить след. 1. Комплексное псих-го-пед. обследование - так называемое плановое обследование. 2. Углубленное обследование при исследовании сложных случаев. 3. Оперативное психодиагн. обследование в случае необходимости срочного получения ин­фо с использованием экспресс-методик.

Коррекционно-развивающая работа.Это активное воздействие на процесс формирования личности в дет. возр. и со­хранение ее индивид-ти. Понятие коррекции предпол. целенапр-е пси­хол. воздей-е с целью изменения псих. состояния чел. в соотв-и с «нормой псих. развития». Это означает постороннее вмешательство в те или иные психич. проявления чел. (И. В. Вачков).

К-РР предполагает актив­ное воздействие на личность с целью формир-я у нее индивид-психол. особен-й, необ­х. для дальнейшего становления и развития личности. Цели К-РР с детьми определяются пониманием законом-ей психич. развития реб. как активного деятельностного проц, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

К-РР проводится в 2 формах – групп. и индивид. К-РР в шк. связана: с развитием мышления и интелл. спо­собностей; эмоц. сферы, мотивации обуч.; с формированием навы­ков эффект-го общения и взаимод-я; со снижени­ем внутриличностных. противоречий и с оказанием помо­щи в проф. самоопределении. Как пишут Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс, особое внимание в К-РР с под­ростками и старшими шк. должно уделяться ближайшему соц. окружению реб., в частно­сти, его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет гл. цель - достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем реб., его личности в целом.

Консультативно-просветительская работа.Направления. 1. Консультирование и просвещение педагогов. 2. -..-родит. 3. -..-школьников.

Консульт. может проходить в форме собственно консульт-я по вопросам обуч. и психич. развития реб., а также в форме просве­т. работы со всеми участниками пед. проц. в шк. Консульт. деятельность - это оказание помо­щи обучающимся, их родителям, педагогам и др. участникам образова­тельного процесса в вопросах развития, воспит. и обуч. посредством. Особенностью консул. работы является то, что часто непосредственным «по­лучателем» психолог. помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). В отличие от подобной ситуации в нач. школе за пси­хол. помощью в ср. и ст. школе может обратиться сам подросток или старшеклассник.

В связи с этим шк. психолог в своей практике должен уметь органично сочетать разл. типы консультирования (семейное, возрастно-психол. и др.). В целом задачу возрастно-психол. консуль­тирования составляет контроль за ходом психич. раз­вития реб. на основе представлений о нормативном протекании этого процесса.

Психол. просвещ. предст. собой фор­мирование у обучающихся и их родителей, у педагогов потребности в психол. знаниях, желания ис­пользовать их в интересах собств. развития; создание условий для полноценного личностного разв. и са­моопределения обуч-ся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных на­рушений в становлении личности и развитии интеллекта;.

Психолог. просвещение педагогов. направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-пед. знания и навыки, которые помогли бы в решении следующих задач:

1) организовать эффективный проц. обуч. школьников;

2) построить взаимоотн. со школьниками и кол­легами на взаимовыгодных началах;

3) осознать и осмыслить себя в профессии.

Консульт. и просвещение родителей. Может быть организовано, с 1 стороны, по запросу роди­теля по поводу оказания консультативно-метод. помощи в организации эффек-го детско-родит. взаимодействия; с др. - по инициативе психолога. Первой из функций консульт. работы с родит. является информирование родителей о шк. проблемах реб. Также целью конс-я может стать необходимость психол. поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психол. проблем у реб. либо в связи с серьезными эмоц. пе­реживаниями и событиями в его семье.

Одной из форм психол. просвещения является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую и др. Учитывая возрастные особ-ти учащихся ср. и ст. клас­сов (высокий авторитет сверстников, стремление к само­познанию и саморазвитию и др.), психолог может использовать такие занятия и в корр-развив. целях, организуя групповую работу с детьми.

Психолог. профилактика вкл. в себя пре­дупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, создание благоприятного психол. климата и разработку конкретных реко­мендаций пед. работникам, родителям по оказа­нию помощи в впросах воспит, обуч. и развития.

 

 



Просмотров 814

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!