![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вопрос 65. Направления и виды работы психолога в школе
Направления: 1) диагностика, 2) коррекционно-развивающая работа, 3) консультативно-просветительская работа. Диагностика.Психол. диагн. предст. собой углублённое психолого-педаг. изучени. обучающегося на протяж. всего периода обучения, определение индивид. особ-ей и склонностей личности, ее потенценциальныхх возможностей в процессе обуч. и воспитания, в профес. самоопределении, а также выявление причин и мех-ов нарушений в обуч, развитии, соц. адаптации, особенно в 1 классе и 5 классе (среднее звено). Психол. диагн. проводится специалистами как индивидуально, так и с группами. Задачи: 1) составление соц-психол. портрета школьника; 2) определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обуч, общен. и псих. самочувствии; 3) выбор ср-в и форм психол. сопровождения школьников в соотв-и с присущими им особенностями. Из форм организации диагн. работы можно выделить след. 1. Комплексное псих-го-пед. обследование - так называемое плановое обследование. 2. Углубленное обследование при исследовании сложных случаев. 3. Оперативное психодиагн. обследование в случае необходимости срочного получения инфо с использованием экспресс-методик. Коррекционно-развивающая работа.Это активное воздействие на процесс формирования личности в дет. возр. и сохранение ее индивид-ти. Понятие коррекции предпол. целенапр-е психол. воздей-е с целью изменения псих. состояния чел. в соотв-и с «нормой псих. развития». Это означает постороннее вмешательство в те или иные психич. проявления чел. (И. В. Вачков). К-РР предполагает активное воздействие на личность с целью формир-я у нее индивид-психол. особен-й, необх. для дальнейшего становления и развития личности. Цели К-РР с детьми определяются пониманием законом-ей психич. развития реб. как активного деятельностного проц, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. К-РР проводится в 2 формах – групп. и индивид. К-РР в шк. связана: с развитием мышления и интелл. способностей; эмоц. сферы, мотивации обуч.; с формированием навыков эффект-го общения и взаимод-я; со снижением внутриличностных. противоречий и с оказанием помощи в проф. самоопределении. Как пишут Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс, особое внимание в К-РР с подростками и старшими шк. должно уделяться ближайшему соц. окружению реб., в частности, его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет гл. цель - достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем реб., его личности в целом. Консультативно-просветительская работа.Направления. 1. Консультирование и просвещение педагогов. 2. -..-родит. 3. -..-школьников. Консульт. может проходить в форме собственно консульт-я по вопросам обуч. и психич. развития реб., а также в форме просвет. работы со всеми участниками пед. проц. в шк. Консульт. деятельность - это оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогам и др. участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспит. и обуч. посредством. Особенностью консул. работы является то, что часто непосредственным «получателем» психолог. помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). В отличие от подобной ситуации в нач. школе за психол. помощью в ср. и ст. школе может обратиться сам подросток или старшеклассник. В связи с этим шк. психолог в своей практике должен уметь органично сочетать разл. типы консультирования (семейное, возрастно-психол. и др.). В целом задачу возрастно-психол. консультирования составляет контроль за ходом психич. развития реб. на основе представлений о нормативном протекании этого процесса. Психол. просвещ. предст. собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогов потребности в психол. знаниях, желания использовать их в интересах собств. развития; создание условий для полноценного личностного разв. и самоопределения обуч-ся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;. Психолог. просвещение педагогов. направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-пед. знания и навыки, которые помогли бы в решении следующих задач: 1) организовать эффективный проц. обуч. школьников; 2) построить взаимоотн. со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах; 3) осознать и осмыслить себя в профессии. Консульт. и просвещение родителей. Может быть организовано, с 1 стороны, по запросу родителя по поводу оказания консультативно-метод. помощи в организации эффек-го детско-родит. взаимодействия; с др. - по инициативе психолога. Первой из функций консульт. работы с родит. является информирование родителей о шк. проблемах реб. Также целью конс-я может стать необходимость психол. поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психол. проблем у реб. либо в связи с серьезными эмоц. переживаниями и событиями в его семье. Одной из форм психол. просвещения является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую и др. Учитывая возрастные особ-ти учащихся ср. и ст. классов (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), психолог может использовать такие занятия и в корр-развив. целях, организуя групповую работу с детьми. Психолог. профилактика вкл. в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, создание благоприятного психол. климата и разработку конкретных рекомендаций пед. работникам, родителям по оказанию помощи в впросах воспит, обуч. и развития.
![]() |