Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания



В – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др.

В. Вундт: В – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. В - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия.

Э. Титченер: В – сенсорная ясность.

Джемс: В – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельности, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). В – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. Две основные характеристики В: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). В как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс.

Функции В:

– отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям данной деятельности, воздействий;

– игнорирование несущественных, побочных, конкурирующих воздействий;

– удержание(сохранение) данной деятельности до тех пор, покане завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель;

регуляция и контроль протекания деятельности.

Вможет проявляться как в сенсорных, так и в мнемонических, мыслительных и двигательных процессах.

Виды В(по Добрынину) –в основе степень активности субъекта:

1.Непроизвольное В (пассивное) – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (возникает и поддерживается независимо от сознания человека). Новизна, интерес, интенсивность раздражителя, эмоциональная окрашенность определяют возникновение непроизвольного В. Его можно разделить на 3 вида: вынужденное (мы всегда должны реагировать на стимул); эмоциональное (стимул, связанный с потребностью в зависимости от индивидуального опыта); привычное/профессиональное (определяется сугубо индивидуальным опытом).

2. Произвольное В (активное-волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требует волевого усилия. Причиной возникновения является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность,завыполнение которой человек несет ответственность. Важным условием поддержания В является психическое состояние чел.

3. Послепроизвольное В– целенаправленныйхарактер, первоначально требует волевых усилий, затем человек «входит» в работу. Связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий.

Свойства В:

1. Устойчивость– способность В определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Необходимым условием является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Влияет и активная деятельность с объектом В.

2. Концентрация - способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего остального.

3.Распределение -способность человека выполнять несколько видов деятельности (возможность чел удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов, выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновремененных операций). Зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты, насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется В.

4.Переключаемость -сознательное и осмысленное перемещение Вс одного объекта на др. 5. Объем -измеряется тем кол-вом объектов, кот воспринимаются одновременно с одинаковой степенью ясности и отчетливости (7+-2). Объем В – изменчивая величина и зависит от того, насколько связано между собойтосодержание, на которое направлено вниманиеи от умения осмысленно связывать и структурировать материал (Рубинштейн).

6. Отвлекаемость В -непроизвольное перемещение В с одного объекта на др., возникает при действии посторонних раздражителей на человека занятого в этот момент другой деятельностью, м.б.: внешние раздражители и внутренние – возникает под влиянием сильных эмоций, переживаний.

7. Рассеянность В– обычно понимают 2 разных явления: 1) чрезмерный результат углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя (мнимая рассеянность); 2) когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться (подлинная рассеянностьнеустойчивость и отвлекаемость).

Различные свойства Вв значительной мере независимы друг от друга: В-хорошее в одном отношении, м.б. плохим в другом направлении, высокая концентрация В может соединяться со слабой переключаемостью (рассеянный ученый).

Внеразрывно связано с сознанием. Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга (большой – зона неясного сознания, малый, который в нем – зона отчетливого сознания или зона восприятия. В проявляется внутри восприятия, мышления; является стороной всех познавательных процессов сознания, в которых они выступают как деятельность (Рубинштейн). Высшие формы произвольного В возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. И сам по себе он может не вызывать непосредственного интереса, поэтому выполнение этой деятельности требует перехода непроизвольного В в произвольное В:

1) Вможет быть произвольным, т.е. обладать первой чертой ВПФ.

2) Произвольное В имеет место там, где предмет, на который оно направляется сам по себе его не привлекает. Поэтому, произвольное Вносит опосредованный характер. Это вторая черта ВПФ.

3) В носит социальный характер, потому что произвольное В «есть приспособление к условиям высшей социальной жизни» (Т. Рибо). Произвольное В социальное явление, которое появилось благодаря труду и обществу.

Проблема развития В

1) Развитие произвольного В тесно связано с формированием у ребенка волевых качеств. В школьном возрасте по мере расширения интересов и приучения к систематическому труду, восприятие ребенка как непроизвольное, так и произвольноепродолжает развиваться.

Рубинштейн: а) в педагогическом процессе надо использовать непроизвольное В, б) содействовать развитию произвольного В. Надо использовать эмоциональный фактор (напр, яркость наглядных пособий), но заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения, трудовой деятельностью.

2) В развитии В ребенка существенным является его интеллектуализация: В сначала опирается на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи, отсюда расширяется объем В. Выводы:Произвольное является одним из проявлений волевого типа деятельности; – способность к произвольному В формируется в систематическом труде (Рубинштейн).

Историческое развитие В пытался проследить Выготский в своей культурно-исторической концепции: История развития В ребенка есть история развития организованности его поведения:

1)Первые недели-месяцы жизни – появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного В ребенка.



Просмотров 1122

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!