![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вопрос 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания
В – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др. В. Вундт: В – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. В - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: В – сенсорная ясность. Джемс: В – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельности, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). В – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. Две основные характеристики В: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). В как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс. Функции В: – отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям данной деятельности, воздействий; – игнорирование несущественных, побочных, конкурирующих воздействий; – удержание(сохранение) данной деятельности до тех пор, покане завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель; –регуляция и контроль протекания деятельности. Вможет проявляться как в сенсорных, так и в мнемонических, мыслительных и двигательных процессах. Виды В(по Добрынину) –в основе степень активности субъекта: 1.Непроизвольное В (пассивное) – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (возникает и поддерживается независимо от сознания человека). Новизна, интерес, интенсивность раздражителя, эмоциональная окрашенность определяют возникновение непроизвольного В. Его можно разделить на 3 вида: вынужденное (мы всегда должны реагировать на стимул); эмоциональное (стимул, связанный с потребностью в зависимости от индивидуального опыта); привычное/профессиональное (определяется сугубо индивидуальным опытом). 2. Произвольное В (активное-волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требует волевого усилия. Причиной возникновения является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность,завыполнение которой человек несет ответственность. Важным условием поддержания В является психическое состояние чел. 3. Послепроизвольное В– целенаправленныйхарактер, первоначально требует волевых усилий, затем человек «входит» в работу. Связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий. Свойства В: 1. Устойчивость– способность В определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Необходимым условием является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Влияет и активная деятельность с объектом В. 2. Концентрация - способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего остального. 3.Распределение -способность человека выполнять несколько видов деятельности (возможность чел удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов, выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновремененных операций). Зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты, насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется В. 4.Переключаемость -сознательное и осмысленное перемещение Вс одного объекта на др. 5. Объем -измеряется тем кол-вом объектов, кот воспринимаются одновременно с одинаковой степенью ясности и отчетливости (7+-2). Объем В – изменчивая величина и зависит от того, насколько связано между собойтосодержание, на которое направлено вниманиеи от умения осмысленно связывать и структурировать материал (Рубинштейн). 6. Отвлекаемость В -непроизвольное перемещение В с одного объекта на др., возникает при действии посторонних раздражителей на человека занятого в этот момент другой деятельностью, м.б.: внешние раздражители и внутренние – возникает под влиянием сильных эмоций, переживаний. 7. Рассеянность В– обычно понимают 2 разных явления: 1) чрезмерный результат углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя (мнимая рассеянность); 2) когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться (подлинная рассеянность–неустойчивость и отвлекаемость). Различные свойства Вв значительной мере независимы друг от друга: В-хорошее в одном отношении, м.б. плохим в другом направлении, высокая концентрация В может соединяться со слабой переключаемостью (рассеянный ученый). Внеразрывно связано с сознанием. Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга (большой – зона неясного сознания, малый, который в нем – зона отчетливого сознания или зона восприятия. В проявляется внутри восприятия, мышления; является стороной всех познавательных процессов сознания, в которых они выступают как деятельность (Рубинштейн). Высшие формы произвольного В возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. И сам по себе он может не вызывать непосредственного интереса, поэтому выполнение этой деятельности требует перехода непроизвольного В в произвольное В: 1) Вможет быть произвольным, т.е. обладать первой чертой ВПФ. 2) Произвольное В имеет место там, где предмет, на который оно направляется сам по себе его не привлекает. Поэтому, произвольное Вносит опосредованный характер. Это вторая черта ВПФ. 3) В носит социальный характер, потому что произвольное В «есть приспособление к условиям высшей социальной жизни» (Т. Рибо). Произвольное В –социальное явление, которое появилось благодаря труду и обществу. Проблема развития В 1) Развитие произвольного В тесно связано с формированием у ребенка волевых качеств. В школьном возрасте по мере расширения интересов и приучения к систематическому труду, восприятие ребенка как непроизвольное, так и произвольноепродолжает развиваться. Рубинштейн: а) в педагогическом процессе надо использовать непроизвольное В, б) содействовать развитию произвольного В. Надо использовать эмоциональный фактор (напр, яркость наглядных пособий), но заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения, трудовой деятельностью. 2) В развитии В ребенка существенным является его интеллектуализация: В сначала опирается на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи, отсюда расширяется объем В. Выводы:Произвольное является одним из проявлений волевого типа деятельности; – способность к произвольному В формируется в систематическом труде (Рубинштейн). Историческое развитие В пытался проследить Выготский в своей культурно-исторической концепции: История развития В ребенка есть история развития организованности его поведения: 1)Первые недели-месяцы жизни – появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного В ребенка.
![]() |