![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Угода про асоціацію між Україною та Європейським Союзом
Переговорний процес щодо укладення Угоди про асоціацію (далі – УА) (Association Agreement) між Україною та Європейським Союзом на заміну чинної Угоди про партнерство та співробітництво (УПС) між Україною та ЄС є найбільш актуальним питанням порядку денного стосунків Україна-ЄС на сучасному етапі. УА є якісно новим, поглибленим форматом відносин між Україною та ЄС. Угоди такого типу були укладені Європейським Союзом свого часу з країнами Центральної та Східної Європи. Угоди про асоціацію є важливим та логічним кроком на шляху наближення в перспективі до наступного етапу – укладення угод про вступ до ЄС. Невід’ємною складовою УА є положення про створення т.зв. „поглибленої та всеохоплюючої зони вільної торгівлі (далі – ЗВТ) (deep and comprehensive Free Trade Area) між Україною та ЄС. Таким чином, структура УА матиме такий вигляд: - „Преамбула, загальні цілі та принципи”, - „Політичний діалог”, - „Юстиція, свобода та безпека”, - „Економічне та секторальне співробітництво”, - „Поглиблена та всеохоплююча зона вільної торгівлі”, - „Загальні, інституційні та прикінцеві положення”. 78. Основні свободи внутрішнього ринку: поняття, сутність, юридичне закріплення. До нынешнего времени развитие законодательства ЕС в области договорного права заключалось, в основном, в издании актов в форме директив по отдельным вопросам и отдельным типам договоров, имеющим значительное влияние на реализацию принципов внутреннего рынка. Так, в течение последних двадцати лет был принят ряд директив в отношении договоров с потребителями, договоров страхования, лицензионных договоров, договоров франчайзинга и др. Кроме того, особым источником права ЕС международно-правового характера - Римской конвенцией 1980 г. - урегулированы коллизионные вопросы права, применимого к договорным обязательствам с иностранным элементом (см. вопрос N 25). Однако, учитывая, с одной стороны, степень развития интеграционных процессов и, с другой стороны, глубокие различия в основополагающих принципах и традициях договорного права различных государств - членов ЕС, достаточность подобных мер на нынешнем этапе вызывает большие сомнения. Нормальное функционирование внутреннего рынка может быть в значительной мере осложнено проблемами, связанными с заключением, толкованием и исполнением договоров с иностранным элементом (или трансграничных контрактов англ. cross-border contracts). В июле 2001 г. Комиссия объявила о начале широкой дискуссии относительно будущего договорного права Европейского Союза. При этом в качестве основного поставлен вопрос о выборе метода дальнейшего регулирования договорного права в ЕС из следующих вариантов: - сохранить регулирование договорного права преимущественно на уровне государств-членов, оставив решение возникающих проблем на частноправовом уровне; - разработать общие принципы договорного права, которые не носили бы обязательного характера, но могли бы использоваться при разработке договорных условий, а также в правоприменительной практике и в законотворчестве; - осуществить ревизию и обновление существующих нормативных актов ЕС; - принять новый акт права ЕС кодификационного уровня, который включал бы в себя единообразные нормы по общим вопросам договорного права и по отдельным договорам. Первый шаг на пути разработки единого свода норм о договорах на уровне "soft law" был сделан созданной в ЕС специальной Комиссией по руководством проф. О. Ландо (Дания) и проф. К. фон Бара (Германия), которая представила текст двух частей Европейских принципов договорного прав*(121). Данные принципы подлежат применению, если стороны пришли к согласию об этом прямо или косвенно (в том числе путем ссылки на "общие принципы права", "lex mercatoria" и т.п.). С учетом поступивших предложений и высказанных мнений, Европейская комиссия в феврале 2003 г. представила План действий*(122), поддержанный в сентябре 2003 г. Европейским парламентом и Советом. Наиболее проработанной и интересной из предложенных инициатив представляется разработка общих условий сделок (англ. Standard Terms and Conditions), предназначенных для применения в отдельных сферах бизнеса. Такого рода общие условия активно используются европейскими компаниями, зачастую представляя собой обобщение обычной деловой практики, и подлежат применению в случае ссылки на них в договоре. Новизной же общеевропейских общих условий должна стать их разработка на основе общеевропейского, а не какого-либо национального правопорядка, что, в свою очередь, вызывает большие вопросы: сохранятся ли проблемы применения императивных норм законодательства отдельных государств? Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что единое договорное право ЕС по-прежнему находится в начальной стадии своего развития, однако логика интеграционных процессов неминуемо приведет к созданию наднациональных нормативных актов, из которых по кирпичику может быть сложено здание единого Гражданского кодекса ЕС*(123). Одной из предпосылок для появления в будущем подобного кодекса может стать разрабатываемый в настоящее время Европейским Союзом общий справочник договорного права (франц. cadre commun de reference). 79. Принцип вільного руху товарів: поняття, зміст. Принципів вільного руху робочої сили: поняття, зміст. Статья 26 1. Союз принимает меры по созданию или обеспечению функционирования внутреннего рынка в соответствии с уместными положениями Договоров. 2. Внутренний рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов. 3. Совет по предложению Комиссии определяет ориентиры и условия, необходимые для обеспечения сбалансированного прогресса во всех заинтересованных секторах. Статья 27 При формулировании своих предложений по достижению указанных в статье 26 целей Комиссия учитывает масштабы усилий, которые предстоит выдержать для создания внутреннего рынка некоторым хозяйствам, находящимся на разных уровнях развития, и она может предлагать уместные положения. Если эти положения выступают в форме изъятий, то они должны иметь временный характер и привносить как можно меньше нарушений в функционирование внутреннего рынка. РАЗДЕЛ II
![]() |