![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Трехуровневый процесс стратегического управления предприятием. Инновационная составляющая механизма стратегического управления
Билет 1 Цикличность и закономерности развития. Факторы развития экономики. Специфическая характеристика новых технологий. Циклический характер инновационного процесса и его дифференциация по отдельным этапам связаны: - во-первых: с общими закономерностями процесса экономического развития, - во-вторых: с продолжительностью жизненного цикла конкретного изделия (новшества). Ученые, изучающие проблемы развития мировой экономики, пришли к выводу, что: - во-первых, развитие происходит волнообразно (теория длинных волн Н. Кондратьева); - во-вторых, уровень социально-экономического развития определяется воздействием множества факторов: политических, технологических, социальных, культурных и других; - в-третьих, главной движущей силой развития выступает уровень технологического и информационного развития. Специфическая характеристика новых технологий: 1 (1785-1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. 2 (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе использования энергии пара. 3 (1880-1940 гг.) связана с развитием радиосвязи, телеграфа, автомобилей, самолетов, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластические массы и т.д. на основе использования электрической энергии. Началась концентрация банковского и финансового капитала. 4 (1930-1990 гг.) дальнейшее развитие энергетики, промышленности, средств связи, новых синтетических материалов на основе использования атомной энергии и средств ВТ. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции на рынках различных стран. 5 (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи на основе информационных технологий и Интернета. Трехуровневый процесс стратегического управления предприятием. Инновационная составляющая механизма стратегического управления. Стратегическое управление имеет ступенчатый трехуровневый характер, причем на первом уровне вырабатывается общее направление деятельности предприятия, а на последующих - условия достижения поставленных целей. 1. Разработка стратегии развития предприятия. Определение общего направления развития предприятия 2. Разработка конкурентной стратегии предприятия. Определение условий конкурентного Преимущества 3. Разработка функциональных стратегий предприятия. Определение направлений деятельности функциональных подразделений. Инновационная составляющая механизма стратегического управления На первом уровне, в товарно-рыночной стратегии, на первый взгляд, инновационная составляющая проявляется только при выборе стратегии развития товара или стратегии диверсификации, поскольку они предполагают разработку и освоение продукт-инноваций. Вместе с тем уже известные, традиционные товары могут производиться с использованием новых технологий. Это позволяет расширить матрицу «товары/рынки», которая была рассмотрена выше. На втором уровне при осуществлении конкурентных стратегий реализуются конкретные инновационные стратегические решения. Как правило, они имеют точечный характер или направлены на выравнивание технического уровня производства. В первом случае инновационные решения принимаются в отношение отдельных стадий основного производства с целью повышения производительности труда, снижения затрат. Недостаток такого подхода заключается в неравномерности технологического развития отдельных подразделений предприятия. Во втором случае инновационные решения направлены на ликвидацию узких мест и призваны «подтянуть» технический уровень вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств до уровня основного производства. На третьем уровне вырабатывается стратегия деятельности функциональных подразделений, в том числе научно-технических. Это касается определения направлений работы научно-технических подразделений и зависит от инновационного потенциала предприятия. Основными стратегическими решениями могут быть следующие: • самостоятельная разработка инновационных проектов; • приобретение патентов, лицензий; • заключение договоров с научно-техническими организациями по разработке инновационных проектов. Таким образом, на всех уровнях стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая. Это означает, что инновационный менеджмент на современном уровне развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления.
Билет 2
![]() |