Главная
Обратная связь
Дисциплины:
Архитектура (936) Биология (6393) География (744) История (25) Компьютеры (1497) Кулинария (2184) Культура (3938) Литература (5778) Математика (5918) Медицина (9278) Механика (2776) Образование (13883) Политика (26404) Правоведение (321) Психология (56518) Религия (1833) Социология (23400) Спорт (2350) Строительство (17942) Технология (5741) Транспорт (14634) Физика (1043) Философия (440) Финансы (17336) Химия (4931) Экология (6055) Экономика (9200) Электроника (7621)
|
Инновационный потенциал организации. Инновационный климат организации
Инновационный потенциал организации - это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений: совокупность инноваций, находящихся в различных стадиях научно-воспроизводственного цикла. Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды, поэтому необходим анализ внутренней среды организации. Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Элементы сгруппированы в следующие блоки: 1) продуктовый (проектный) блок - направления деятельности фирмы и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы); 2) функциональный блок - преобразование ресурсов в продукты и услуги на всех стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию, потребление; 3) ресурсный блок - комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия; 4) организационный блок - организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура; 5) блок управления - общее руководство организации, система и стиль управления Инновационный потенциал организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений. Потенциал организаций – главный критерий целесообразности их существования. Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям. От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка – необходимая операция процесса разработки стратегии. Инновационная цель выступает как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения его более высоких целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, или повышение конкурентных возможностей на рынке или в борьбе за госзаказ, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. Требуется перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое более высокое, достаточное для достижения цели. Этот переходной процесс описывается, как известно, S-образной логистической кривой развития. Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды. Необходим анализ внутренней среды организации. Одна из важнейших проблем, характерных для сегодняшней российской экономики,- это проблема ухудшения инновационного климата. Ситуация является еще более тяжелой, если учесть, что новая техника стоит дороже и дорожает значительно быстрее, чем низко-квалифицированная рабочая сила. В результате технологическая модернизация производства становится в принципе невыгодной, поскольку предприятия, не осуществляющие инновации. Таким образом, в нашей экономике не высокие технологии высвобождают рабочую силу, а, напротив, дешевая рабочая сила вытесняет передовую технику, рабочие замещают живым трудом пришедшие в негодность машины, поскольку приобретение новых для предприятия невыгодно. При исследовании экономического кризиса одной из главных задач становится отделение процессов и явлений, вытекающих из самого факта вхождения в фазу экономического кризиса и потому в известной степени неизбежных, от процессов, носящих преимущественно субъективный характер и связанных с ошибочными действиями отдельных лиц и их неверной оценкой экономической ситуации. Без решения этой проблемы невозможно ставить вопрос об эффективности государственного регулирования экономики нашей страны и, следовательно, о тех изменениях, которые необходимо внести в данную сферу. При этом корректировка курса экономических реформ предполагает не отказ от них, а усиление их социальной направленности, которое компенсировало бы наиболее тяжелые последствия, связанные со значительным снижением уровня социальной защиты населения. Задача заключается в том, чтобы найти разумный компромис между стабилизацией экономики и решением вопросов социальной защиты, то есть совместить достижение двух целей, которые кажутся трудно совместимыми. Ключ к решению данной проблемы в том, что цели стабилизации экономики и социальной защиты населения противоречат друг другу только на первый взгляд и только в период экономического кризиса, логика которого, как мы видели, часто противоположна логике экономического подъема. Поэтому единственный выход из создавшегося положения- по возможности быстрее остановить спад производства и приблизить наступление депрессии, во время которой закладываются предпосылки улучшения инвестиционного климата и создаются условия для последующего подъема экономики. Прежде всего государство должно предпринять решительные меры с целью прекращения экономического спада. Противоречивость и непродуманность действий ряда органов государственной власти осложняют выход из экономического кризиса. Сегодня необходимо воплотить курс реформ в ясную программу последовательных и взаимно согласованных мер, которые бы намечали не только общие направления движения нашей экономики, но и конкретные этапы этого пути. Хочется верить в то, что созидательный потенциал нашей экономики будет использован на благо людей, и выход из кризиса окажется не таким долгим и мучительным, как это может быть при отсутствии единой комплексной программы действий.
|