![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Студент должен иметь представление. Учебные задания по общей хирургии
Учебные задания по общей хирургии Для студентов 3 курса медико-профилактического факультета Занятие № 1
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: АСЕПТИКА 2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить устройство и организацию работы операционного блока и перевязочных, способы обработки рук хирурга и операционного поля. Ознакомиться с подготовкой хирурга к оперативному вмешательству, изучить методы предстерилизационной очистки (обработки) и стерилизации инструментария, операционного белья, шовного и перевязочного материала. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ Студент должен иметь представление • О планировке и устройстве операционного блока. • Об организации работы операционного блока. • О спецодежде работников хирургического отделения, операционного блока. • О специальных санитарно - гигиенических и организационных мероприятиях в лечебно - профилактических учреждениях. • О принципах работы стерилизационных устройств и методах контроля стерильности. Студент должен знать • Цель и задачи асептики в работе хирургической службы. • Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и собственно стерилизации инструментов, приборов, белья, перевязочного материала. • Современные способы обработки рук и предъявляемые к ним требования и используемые при этом антисептики. • Способы укладки биксов, режимы стерилизации в автоклавах и сухожаровых стерилизаторах. • Способы и технику обработки операционного поля и используемые при Студент должен уметь • Под руководством преподавателя приготовить перевязочный материал (шарики, салфетки, турунды и т.д.). • Под руководством преподавателя уложить в бикс перевязочный материал, белье, перчатки, инструменты и т.д. • Под руководством преподавателя надевать стерильную одежду (маска, халат, перчатки). • Под руководством преподавателя обрабатывать руки перед операцией несколькими способами. • Под руководством преподавателя работать со стерильным столом в перевязочной и операционной. • Под руководством преподавателя готовить операционное поле к операции. 4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа. 5. ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ: ЗАДАНИЕ № 1. Описать способы профилактики эндогенной инфекции. ЗАДАНИЕ № 2. Описать способы профилактики экзогенной инфекции: воздушно - капельной, воздушно–пылевой, контактной, имплантационной. ЗАДАНИЕ № 3. Дать характеристику способов стерилизации: термическая, химическая, лучевая, газовая ЗАДАНИЕ № 4. Освоить правильную последовательность обработки рук. ЗАДАНИЕ № 5. Научиться одевать стерильный халат, маску, шапочку, перчатки. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ Студент должен проявить на практике знание правил асептики. Все, что соприкасается с раной должно быть стерильно. Предметы ухода за больными подлежат дезинфекции. В операционной основным источником инфекции является человек, поэтому студенты должны тщательно проработать правила поведения в операционном блоке и перевязочной. Необходимо освоить технику обработки рук различными способами, правильно одевать халат, маску, перчатки, знать и уметь пользоваться методами контроля за стерильностью. Студент должен научиться укладывать бикс различными способами. Освоить специальные правила и технические приемы по защите операционной раны от инфекции. 7. ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ 7.1.Различают следующие виды уборок в операционной: а) текущая; б) заключительная; в) генеральная; г) общая; д) регламентированная; 7.2.Стерилизация инструментов состоит из следующих этапов: а) предстерилизационная подготовка; б) плановая подготовка в) стерилизация; г) хранение стерильного материала. 7.3.При стерилизации резиновых изделию текучим паром температура в автоклаве достигает: а) 80°С; б) 100°С; в) 120°С; г) 130°С; д) 160°С; 7.4.Различают следующие виды укладки биксов: а) универсальная; б) видовая; в) специальная; г) общая; д) регламентированная; 7.5.Допустимы срок хранения перевязочного материала и белья в биксах: а) 24 часа; 6) 36 часов; в) 42 часа; г) 48 часов; 7.6.Какие вещества используют для непрямого контроля за стерильностью при автоклавировании: а) бензойная кислота; б) резорцин; в) антипирин; г) аскорбиновая кислота; д) янтарная кислота; е) пилокарпина гидрохлорид; ж) тиомочевина. 7.7. К классическим способам обработки рук относят: а) способ Спасокукоцкого - Кочергина; б) обработка специальным раствором; в) способ Альфельда; г) способ Бруна; 7.8.Ускоренные способы обработки рук - это обработка с помощью; а) спирта; б) йода; в) церигеля; г) нашатырного спирта; д) гибитана; 7.9.Способ Бруна - это обработка рук хирурга: а) первомуром; б) нашатырным спиртом; в) раствором Люголя; г) щавелевой кислотой; д) спиртом 96%; 7.10.Для обработки операционного поля по Гроссих–Филончикову используют: а) диоксидин; 6) 5% спиртовой раствор; в) 1% спиртовой раствор; г) 5% раствор танина; д) 1% раствор бриллиантового зеленого; 7.11. Порядок обработки операционного поля по Гроссих–Филончикову: а) обработка операционного поля до его отграничения; б) обработка операционного поля перед разрезом; в) обработка операционного поля после разреза; г) обработка швов. 7.12.Для стерилизации шелка используют следующий метод: а) кипячение в сулеме 1:1000 в течение 10 мин.; б) кипячение в воде 20мин.; в) метод Кохера; г) метод Губарева; д) используют раствор Люголя; 7.13.Капрон можно стерилизовать: а) в спиртовом растворе в течение 48 часов; б) в растворе сулемы 1:1000 в течение 1 часа; в) кипячение в течение 30 мин.; г) обработка эфиром в течение 12 часов; д) обработка в растворе Люголя в течение 24 часов; 7.14.Порядок стерилизации кетгута по способу Ситковского следующий: а) обезжиривание в эфире в течение 10-24 часов; б) обезжиривание в эфире в течение 40-50 минут; в) нити погружают в 2% раствор йодида калия на 1 минуту; г) нити погружают в 5% раствор йодида калия на 5 минуту; д) пробку банки заливают парафином; 7.15.Какие средства могут быть использованы для "мягкой" дезинфекции? 8. КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 8.1.В одной операционной в плановом порядке должны оперировать больных с пупочной грыжей и хроническим холециститом. В какой последовательности их следует оперировать? 8.2.Как производится обработка рук хирурга спиртовым раствором хлоргексидина? 8.3.Как должна производиться стерилизация зубоврачебного инструментария? 8.4.В каких случаях может быть использован метод дезинфекции с использованием ультразвуковых волн? 8.5.Можно ли для увеличения пропускной способности автоклавной увеличить давление, чтобы уменьшить экспозицию? 8.6.Можно ли для увеличения пропускной способности автоклавной уменьшить время охлаждения биксов (мешков с бельем) в камере автоклава после его отключения? 8.7.Стерильный бикс с операционным материалом (салфетки, шарики) был открыт и с соблюдением правил асептики из него взяты 10 салфеток (комплект). Можно ли пользоваться этим биксом на следующий день? 8.8.В хирургические отделения больницы в порядке неотложной по мощи в среднем за сутки поступает 1 - 2 больных по поводу острых заболеваний органов брюшной полости. Какой тип укладки бикса в операционной рациональней использовать и почему? 8.9.Почему не принято стерилизовать в автоклаве хирургический режущий инструментарий (ножницы, скальпели)? 8.10.Больному проведена экстракция нескольких зубов. Каким образом следует обработать инструменты после этой операции? Какой вид уборки следует провести в операционной? 9. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ОСНОВНАЯ 9.1. Петров С.В. Общая хирургия / С.В. Петров. - СПб: Питер, 1999, 2001. 9.2. Гостищев В.К. Общая хирургия-М, ГЭОТАР, 2001. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 9.3. Ходаков В.В. Асептика и антисептика в хирургии / В.В. Ходаков, Л.П. Ларионов, Ф.Н. Копылов и др. - Екатеринбург: Диамант, 1994. 9.4. Венцел Р.П. Внутрибольничная инфекция / Р.П. Венцел. - М.: Мед., 1990. Занятие № 2 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: АНТИСЕПТИКА 2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить различные методы борьбы с инфекцией, входящие в комплекс механической, физической, химической и биологической антисептики. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ Студент должен иметь представление • О физических методах лечения ран (ультразвук, лазерное излучение, вакуумная обработка, гипербарическая оксигенация, лечение в управляемой антибактериальной среде). Студент должен знать • Современные понятия механической, физической, химической и биологической антисептики. • Основные принципы хирургической обработки ран, туалета ран, удаления инородных тел и нежизнеспособных тканей. • Виды дренажей, способы «пассивного» дренирования, методы активного дренирования ран и полостей. • Группы химических антисептиков, основные препараты в каждой группе, концентрацию и механизм действия. • Способы биологической антисептики: ферменты, антибиотики, иммуноглобулины, бактериофаги, вакцины, сыворотки. • Различия между активной и пассивной иммунизацией. • Способы применения антисептических средств: поверхностная антисептика, глубокая, местная, общая. • Понятие о смешанной антисептике. Студент должен уметь • Применять у конкретных больных физические средства и механические способы антисептики во время работы в перевязочной, в палатах хирургического отделения, операционной. • Уметь определять показания к применению антисептических препаратов и химиотерапевтических средств. 4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 2 академических часа. 5. ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ: ЗАДАНИЕ № 1. Изучить требования, предъявляемые к собственно антисептикам. ЗАДАНИЕ № 2. Изучить требования, предъявляемые к химиотерапевтическим средствам. ЗАДАНИЕ № 3. Определять показания к применению различных химических антисептиков. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ В перевязочной хирургического отделения студенты знакомятся с хирургической обработкой ран, включающей все элементы механической антисептики (иссечение краев, удаление некротизированных тканей, сгустков крови, инородных тел и т.д.). В операционной и перевязочной студенты знакомятся с антисептиками разных групп, способами их применения, т.е. с основными составляющими химической антисептики. В операционной, перевязочной, палатах хирургического отделения студенты должны ознакомиться с физическими антисептиками: рассмотреть основные виды дренажей (активное и пассивное дренирование), познакомиться с действием физических факторов: холод, тепло, УФО, лазерное излучение, ультразвук и т.д. С биологической антисептикой студенты знакомятся в процедурном кабинете. Рассматриваются препараты: иммуноглобулины, ферменты, антибиотики и т.д. Студенты должны на примере конкретного больного продемонстрировать принцип смешанной антисептики. 7. ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ 7.1. Различают следующие виды антисептики: а) механическую, б) физическую, в) химическую, г) биологическую, д) смешанную. 7.2.Главный принцип физической антисептики: а) воздействие высокой температуры, б) воздействие низкой температуры, в) использование УВЧ-поля, г) создание оттока содержимого раны наружу, д) высушивание. 7.3.Промывание гнойных ран и полостей раствором перекиси водорода это: а) механическая антисептика, б) физическая антисептика, в) химическая, г) биологическая, д) смешанная. 7.4.Окислители используются для: а) введения в брюшную полость, б) промывания ран, в) стерилизации инструментов, г) обработки рук хирурга, д) обработки операционной. 7.5.Сулъфаниламидные препараты относятся к: а) биологической антисептике, б) химической, в) механической, г) физической. 7.6.Отметить сульфаниламидный препарат, действующий только в просвете кишечника: а) уросульфан, б) сульфапиридозин, в) сульфацилнатрия, г) фталазол, д) сульфадимизин. 7.7.К биологической антисептике относят использование: а) антибиотиков, б) вакцин, в) сывороток, г) протеолигических ферментов, д) сульфаниламидов 7.8.Антибиотики обладают следующим действием: а) бактерицидным, б) бакгериостатическим, в) противовоспалительным, г) дезинтоксикационным, д) иммуностимулирующим. 7.9.Какие побочные действия характерны для аминогликозидов: а) гепатотоксичность, б) ототоксичность, в) нефротоксичность, г) апластическая анемия, д) аллергические реакции. 7.10.Что такое бактериофаг: а) бактерия, б) вирус, в) фермент, г) химио-препарат, д) микоплазма. 7.11.Анатоксины используют для: а) дезинтоксикации, б) активной иммунизации, в) снятия аллергических реакций, г) профилактики заболевания, д) пассивной иммунизации. 7.12.Основоположником антисептического метода является: а) Пирогов, б) Земмельвейс, в) Листер, г) Бергман, г) Шиммельбуш. 7.13.Противопоказанием для немедленной первичной хирургической обработки раны бедра является: а) размозжение краев раны, б) сквозное пулевое ранение, в) шок 3 степени, г) хронический алкоголизм, д) СПИД. 7.14.Какие концентрации растворов нитрата серебра применяются для смазывания кожи: а) 2-10%, б) 0,1-0,2%, в) 0,001 %, г) 15 %, д) 20 %. 7.15. К протеолитическим ферментам животного происхождения относятся: а) палаин, бромелаин, б) трипсин, рибонуклеаза, в) террилитин, ируксол, г) амилаза, д) куриозин. 8. КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 8.1.В 6-местной палате неотложного хирургического отделения у больного, 65 лет, после аппендэктомии на 3 день поднялась температура, появилась болезненная гиперемия в области операционной раны. На перевязке при разведении краев операционной раны получен гной. Введен тампон с гипертоническим раствором, назначены ежедневные перевязки сначала в палате (из-за тяжести больного), а затем в перевязочной отделения после перевязки остальных больных. Какая ошибка была допущена? 8.2.Для лечения больной с гнойным маститом врач решил назначить антибиотики. Какие вопросы следует выяснить у больной? 8.3.Для лечения больного с флегмоной бедра врач решил назначить антибиотики. Какие антибиотики следует назначить в день поступления? 8.4.Для лечения больной с постинъекционным абсцессом левой ягодичной области врач решил назначить антибиотики. Что следует сделать для более рационального лечения антибиотиками? 8.5.На травматологический пункт поступил больной, 35 лет, с резаной раной наружной поверхности правого бедра в средней трети, рана получена 2 часа тому назад. Что нужно сделать и в какой последовательности? 8.6.Укажите правильную последовательность действий хирурга при первичной хирургической обработке раны. 8.7.Каков механизм антибактериального действия сульфаниламидов? 8.8.Почему целесообразно в препарате бактрим (бисептол) сочетание сульфаметоксазола с триметопримом? 8.9.Какой антисептик следует использовать для обработки полости рта перед экстракцией зубов? 9. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ОСНОВНАЯ 9.1.Петров С.В. Общая хирургия / С.В. Петров. - СПб: Питер, 2001. 9.2.Гостищев В.К. Общая хирургия. - М, ГЭОТАР, 2001. 9.3.Зубарев П.Н. Общая хирургия / П.Н. Зубарев. - СПб: СпецЛит, 1999. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 9.4.Ходаков В.В. Асептика и антисептика в хирургии / В.В. Ходаков, Л.П. Ларионов, Ф.Н. Копылов и др. - Екатеринбург: Диамант, 1994. 9.5.Венцел Р.П. Внутрибольничная инфекция / Р.П. Венцел. - М.: Мед., 1990. Занятие № 3
![]() |