![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ И РЕЗУСНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ
2.УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить студентов правильно определять групповую и резусную принадлежность крови, изучить правила проведения всех проб на индивидуальную совместимость, ознакомить с существующими правилами трансфузионной дисциплины, соблюдение которых позволяет профилактировать посттрансфузионные осложнения 3.ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ Студент должен иметь представление • О истории открытия групп крови и резус-фактора • О изосерологическом составе человеческой крови Студент должен знать • Основные антигенные системы (АВО и резус) • Правила забора крови для определения группы и резус-фактора • Методику определения группы крови и резус-фактора • Правила проведение проб на индивидуальную совместимость • Оформление необходимой документации Студент должен уметь • Выполнить забор крови для определения группы и резуса • Визуально оценивать качество стандартных сывороток,цоликлонов • Собирать трансфузионный анамнез • Определять группу крови цоликлоновым и сывороточным методом • Определять резус-принадлежность экспресс-методом • Заполнять необходимую документацию. 4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 2 академических часа. 5. ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ: ЗАДАНИЕ №1. Самостоятельно (под руководством преподавателя) провести забор крови для последующего определения группы крови и резус-фактора ЗАДАНИЕ №2. Самостоятельно (под наблюдением преподавателя) произвести определение группы крови и резус-принадлежности с использованием цоликлонов и универсального антирезусного реагента ЗАДАНИЕ №3.Собрать и оформить в историю болезни трансфузионный анамнез у больного ЗАДАНИЕ №4. Обосновать показания для переливания крови и компонентов крови у больного, находящегося в хирургической клинике по поводу внутреннего кровотечения 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ Все четыре задания студенты обязаны выполнить самостоятельно под контролем своего преподавателя. Обращается особое внимание на то, как студенты соблюдают тщательность при проведении реакций гемагглютинации и на умение правильно оформлять документацию. Учитывая профиль будущей работы студентов медико-профилактического факультета, преподаватель делает акцент на профилактику инфекционных осложнений (СПИДА, гепатитов В.С., сифилиса и др.) Закрепление полученных знаний преподаватель проверяет с помощью ситуационных клинических задач. Каждый студент в конце занятия получает оценку, преподаватель отвечает на вопросы, дает задание к следующему занятию 7. ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ 7.1. Укажите условия для определения группы крови цоликлонами: а) 18-200С, 10 минут, б) 18-220С, 5 мин., в) 15-240С, 2,5 мин., г) 8-220С, 3 мин., д) любая температура. 7.2. Выберите, какие ингредиенты необходимы для определения резус-принадлежности: а) сыворотка больного, б) эритроциты больного, в) физиологический раствор, г) 33% полиглюкин, д) универсальный антирезусный реагент 7.3. Выберите, какие ингредиенты необходимы для проведения резус-совместимости: а) сыворотка больного, б) эритроциты больного, в) физиологический раствор, г) 33% полиглюкин, д) универсальный антирезусный реагент. 7.4. При определении группы крови оказалась положительная реакция гемаглютинации с цоликлонами анти-А и анти-В. К какой группе принадлежит исследуемая кровь? а) O (I), б) A (II), в) B (III), г) AB (IV), д) определить группу крови невозможно. 7.5. Агглютинация наблюдается с цоликлоном анти-А, а с цоликлоном анти-В- реакции нет. К какой группе относится кровь? а) O (I), б) A (II), в) B (III), г) AB (IV), д) определить группу крови невозможно. 7.6. Агглютинация не наблюдается с цоликлонами анти-А и анти-В. К какой группе относится кровь? а) O (I), б) A (II), в) B (III), г) AB (IV), д) определить группу крови невозможно. 7.7. Агглютинация наблюдается с цоликлоном анти-В, а с цоликлоном анти-А – реакции нет. К какой группе относится кровь? а) O (I), б) A (II), в) B (III), г) AB (IV), д) определить группу крови невозможно. 7.8. При подготовке больных к гемотрансфузии следует: а) сделать общий анализ крови, б) сделать общий анализ мочи, в) собрать гемотрансфузионный анамнез, г) собрать акушерский анамнез, д) сделать все вышеуказанное. 7.9. Что следует сделать для соблюдения правил по трансфузионной дисциплине: а) флакон после переливания крови моют и сдают в лабораторию, б) выбрасывают, в) оставляют 10-15 мл крови и хранят их двое суток, г) оставляют 10-15 мл крови и хранят их 30 суток, д) нет правильного ответа. 7.10. После переливания компонентов крови или цельной крови необходимо провести: а) трехкратную термометрию с интервалом в 1 час, б) общий анализ мочи, в) ЭКГ, г)биохимические исследования, д) термометрию с интервалом в 2 часа, е) общий анализ крови. 7.11. В экстремальных случаях врачу разрешается перелить кровь 1 группы , резус-отрицательной - реципиенту любой группы, но в количестве: а) 100 мл, б) 200 мл, в) 300 мл, г) 400 мл, д) не более 500 мл. 7.12. Кровь для определения группы и резуса берут: а) из пальца на предметное стекло, б) из вены в сухую пробирку, в) из вены в пробирку с консервантом, г) в пробирку с физ.раствором, д) нет правильного ответа 7.13. К симптомам неблагополучия во время переливания крови относят: а) общее беспокойство больного, страх, б) боли в пояснице, в) озноб, г) тахикардия, д) все варианты ответов правильные. 7.14. Какие из патологических состояний позволяют использовать аутокровь для реинфузии: а) внематочная беременность, б) разрыв полых органов брюшной полости, в) разрыв селезенки, г) разрыв мочевого пузыря, д) разрыв аневризмы брюшной аорты. 7.15. Биологическая проба проводится: а) внутривенно капельно по 25 мл трехкратно с интервалом 5 минут, б) внутривенно болюсно по 15 мл трехкратно с интервалом 3 минуты, в) внутривенно капельно 75 мл однократно, г) все ответы правильные, д) нет правильного ответа. 8. КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 8.1. Врач, начав определение группы крови больного по системе АВО, не нашел чистой планшетки. Может ли он воспользоваться первой попавшейся тарелочкой? 8.2. Врач, начавший определение группы крови и резус-принадлежности больного нашел на столе только одну пипетку. Может ли он ею воспользоваться, постоянно прополаскивая ее в физ.растворе? 8.3. 30 января, приступив к определению группы крови больного, врач обнаружил, что срок хранения цоликлонов истек 3 дня тому назад. Можно ли продолжить процедуру определения группы крови? 8.4. Делая визуальный осмотр ампул с цоликлонами, врач обратил внимание на то, что один серии -22. а другой- 23. Хорошо ли это? 8.5. Врач, взяв в руки сыворотку больного, обнаружил, что она имеет серовато-грязный оттенок. Можно ли проводить реакцию совмещения по группе АВО? 8.6. На этикетке гемокона (или флакона) указана группа крови 0(1), а при переопределении ее –врач установил А(II). Что следует предпринять? 8.7. У больного с постгеморрагической анемией во время переливания крови появились боли в пояснице, но в остальном – состояние вполне удовлетворительное. Можно ли продолжить гемотрансфузию? 8.8. Больной с силу своих религиозных убеждений (Свидетели Иеговы) категорически отказывается от переливания крови. Что следует предпринимать? 8.9. У больного через 3 месяца после переливаний крови обнаружен инфекционный гепатит. Несет ли врач, переливший ему кровь, какую-либо ответственность за это? 8.10. После каких перенесенных состояний реципиент представляет опасность в плане возникновения различных осложнений? 9. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ОСНОВНАЯ 9.1. Петров С.В. Общая хирургия. Учебник (2-е изд.).- СПб: ПИТЕР, 2002. 9.2. Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник.- М.: Медицина, 2003г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 9.3. Общая хирургия: Учебное пособие / Г.П.Рычагов, П.В. Гарелик, В.Е. Кремень и др..- Мн.: Интерпресссервис, 2002. 9.4. Чернов В.Н., Маслов А.И. Общая хирургия. Практические занятия.- Ростов/Д: «Март», 2004. Занятие № 9
![]() |