Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В научном подходе к решению проблем человека



Современность

и наука Человек живет и действует, решая возникающие перед ним проблемы и задачи, встречаясь с кризисами и преодолевая их, испытывая влияние окружающей природной и социальной сре­ды. Противостоять этим силам трудно, но втройне трудно, когда они человеку непонятны, когда он не в состоянии их прогнози­ровать и успешно преодолевать. Действия «на глазок», самоуверенное пользование интуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепое подражание каким-то понравившимся зарубежным образцам, упование на силу воле­вого нажима, действия по методу проб и ошибок — глубокие причины пробуксовок и неудач в любом деле. Никакими неком­петентными движениями не улучшить дело и жизнь. Анахронизм необразованности, пренебрежения наукой особенно нетерпим на фоне достижений мировой цивилизации. Все в руках человека — умного, образованного, нравственного, вооруженного научными знаниями,

Человечество в своей истории выработало три основных спо­соба совершенствованиялюбого дела. Первый заключался в выявлении и устранении недостатков. Суть его — возврат поло­жения дел к желательной норме, выравнивание успешности Пользу это приносило, но развитие, подъем «кривой достиже­ний» вверх, движение к более высокому уровню технологий, количества и качества продукции происходил медленно. Это не отвечало возросшему динамизму жизни, конкуренции в рыноч­ной экономике и потребностям общества. Поэтому от него как главного способа отказались на рубеже 30-х годов. На ведущее место выдвинулся второй способ — использова­ние передового, дающего более высокие результаты опыта дру­гих. Широкие масштабы приобрело выявление носителей такого опыта, изучение, копирование его в своей работе. Возник так называемый «промышленный шпионаж». Но после Второй ми­ровой войны на передовые позиции вышел третий способ — использование возможностей и достижений науки, разработанных ею новых, более интенсивных техноло­гий. В широких масштабах его стали применять японцы, скупая по всему миру патенты на научные открытия и разработки. В начале над ними посмеивались: «наука у них слабовата, своего ума не хватает». Скоро, однако, скепсис сменился удивлением: развитие Японии пошло семимильными шагами, являя пример всему миру. С тех пор развитие фундаментальной и прикладной науки, полное использование на практике их рекомендаций и дос­тижений стало основным способом достижения быстрого про­гресса и успеховв любой области человеческой жизни и деятель­ности. Великий создатель теории относительности Альберт Эйнштейн (1879—1955) как-то высказался в том смысле, что

наука еще слаба, чтобы эффективно влиять на реалии жизни, но «все же это самая ценная вещь, которую мы имеем».

В нашей стране, к сожалению, вплоть до 90-х годов главное внимание уделялось способу выявления и устранения недостатков. Многочисленные комиссии, инспекции, проверки, составление разгромных актов, разносы, взыскания, снятия с должностей по­родили своеобразную игру «проверяющие ищут, а проверяемые прячут», массовое очковтирательство, приписки, «победные» реляции, в которых, в конечном счете, стали заинтересованными все. Предпринимались попытки «внедрять передовой опыт», но силовые ме­тоды, сопровождавшие в условиях администра­тивно-командной системы применение этого способа, свели его возможности практически на нет. Спад дел в стране и в организациях в 80-х годах стал катастрофическим.

Известный русский хирург, педагог и об­щественный деятель Н.И. Пирогов (1810— 1881) писал: «Где господствует дух науки, там творит­ся великое и малыми средствами», а физику-атомшику Ф. Жолио-Кюри (1900—1958) при­надлежат слова:

«Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию.»

Можно дополнить: и та, которая не использует в широкой практике имеющиеся достижения науки. Такое в России допус­тить нельзя.

Психология

и педагогика-наука

о человека Нет более сложных проблем, чем человеческие, нет более трудного дела, чем воспитывать человека, работать с ним. Действовать здесь некомпетентно недопустимо, опасно. Где отсутствует точное знание, там всегда действуют догадки, а из десяти психологических и педагогических догадок девять — ошибочны. Подходить так к решению проблем чело­века равносильно знахарству в медицине.

Человечество издавна пыталось обобщать и использовать ус­пешный опыт подготовки молодого поколения. Со временем эти усилия воплотились в возникновении психологической и педагогической наук. Первая изучает и объясняет внутренний,

духовный мир человека, способы регулирующих влияний на него, вторая разрабатывает системы и методы целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития. И. Кант (1747—1804) в свое время писал:

Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та

... из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть че­ловеком.

Раньше незнание или игнорирование их выводов и рекомен­даций не всегда порождало тяжелые последствия. Но ныне жизнь резко изменилась и усложнилась, расширились и возрос­ли требования к людям, многие из них принципиально новы и нужны научные технологии их психологического и педагогиче­ского удовлетворения. Можно построить шалаш из палок и вет­вей, руководствуясь здравым смыслом и действуя по методу проб и ошибок, но построить небоскреб, поступая так же. нель­зя. Так и в решении современных человеческих проблем. Пси­хологические и педагогические вопросы работы с людьми, рабо­ты человека над собой, достижения жизненного успеха во все времена считались сложными, о теперешних и говорить нечего. И вообще их никогда нельзя недооценивать: человек всегда ос­тается не столько отгадкой, сколько загадкой.

То, чем располагают уже много лет и рекомендуют науки о человеке — психология и педагогика, — это уже эффективные технологии в сравнении с эмпирическими, житейскими. Новые же, современные достижения этих наук, теории, рекомендации и так называемые интенсивные технологии — это уже высокие технологии, «высший пилотаж*. Их знание и применение рань­ше нужно было только учителям, а сейчас — каждому образо­ванному человеку, а тем более — молодому специалисту, выхо­дящему на стезю самостоятельной жизни и жаждущему успеха в ней. Дело за «немногим» — изучить психологию и педагогику и повседневно пользоваться их рекомендациями.

 

 



Просмотров 679

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!