Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Педагогические закономерности формирования личности



 

 

Общие педагогические

закономерности фор-

мирования личности

То, что процесс развития человека и его становления как личность закономерен генетически, анатомически, физиологически, психологически и социально-психо­логически, ясно из материала предыдущих глав. Но он законо­мерен и педагогически. Педагогические закономерности формиро­вания личностиэто объективно существующие устойчивые, по­вторяющиеся, необходимые причинно-бедственные связи между педагогическими воздействиями и их результатами: ее образован­ностью, воспитанностью, облученностью и развитостью, качест­венно соответствующими целям формирования личности в совре­менном обществе. Педагогические закономерности — это зако­номерности и самоформирования личности, и помощи ей в этом со стороны общества и других людей. Педагогическая практика призвана охватить и максимально оптимизировать проявления всех закономерностей для достижения цели форми­рования личности.

К общим педагогическим закономерностям формирования лич­ности, сказывающимся на успехе и нуждающимся в педагогиче­ском учете, относятся:

• непрерывность формирования личности в процессе жизни;

• формирование в интересах самореализации, самоутвержде­ния и успеха человека в жизни;

• подчиненность формирования личности ее личным интере­сам, совпадающим с интересами ее родителей, детей и общества;

• подчиненность главной цели педагогической системы формированию гармонично развитой личности, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интерна­ционализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии,

гражданственности, высокой эстетической, этической, экологи­ческой культуры, культуры семьи, быта и здоровья;

-воплощенность педагогических влияний на личность в , возникновении и изменении у нее четырех основных педагогических свойств: образованности, воспитанности, обученности и развитости; зависимость совершенства этих свойств от степени [ соответствия уровню мировой цивилизации; целостность и взаи­мосвязанность образования, воспитания, обучения и развития личности;

• зависимость успешности достижения главной цели форми­рования личности от обеспечения целеустремленности и регули­рования всех педагогических влияний на личность, преодоления стихийности в этом процессе;

• безусловная зависимость успеха педагогического формиро­вания личности от ее собственной целеустремленной активности в самоформировании;

• зависимость достижения цели в формировании личности от подчинения ей всех подсистем и элементов педагогического процесса, его содержания, организации, форм, методов, условий, обеспечения и выбора таких, которые безусловно обеспечивают ее достижение;

• реализация индивидуального подхода в формировании ка­ждого человека и развитие его индивидуальности.

Социально

педагогические закономерности

номерности формирования

личности Объемная и мощная группа причин, ока­зывающих формирующее влияние на человека, находится в окружающей среде. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет соци­альная среда — духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отно­шений, закономерностей, называемых социально-педагогическими. Действие этих причинно-следственных отношении приносит широкие исущественные формирующие личность педагогические результаты:

образовательные: сказываются на понимании гражданами окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах собы­тий и процессов, понимании своего места в мире и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных об­ластях знания, создают условия для самообразования и др.;

воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, лю­дям, государственным органам, политике, тем или иным государ­ственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национально­стям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность обще­человеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступ­кам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;

обучающие, обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профес­сиональными навыками и умениями и др.;

развивающие, социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и дело­вых способностях и др.

Особенно податлива социально-педа­гогическим воздействиям воспитанность человека.

Воспитывает каждая минута жизни и каж­дый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается под­час как бы случайно, мимолетно,

— писал В.А. Сухомлинский '.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспита­тели, то социально-педагогические воздействия оказывают лю­ди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Эти воздействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили лю­дей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педаго­гической безграмотности, с которой обращаются нередко с ни­ми в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невин­ные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпе­тентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни и трудностей общества.

Практика реальной жизни человека в определенной соци­альной среде — это школа жизни(«школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодейст­вие с тем, что делают и чего достигают специальные педаго­гические учреждения общества, его сфер и нередко конкури­рует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно прохо­дят «школу семьи», «школу улицы», «школу дискотек», -«школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные иг­ры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образо­ванность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доми­нирующим влиянием одной из них.

Определенное педагогическое воздействие оказывает и при­родная среда. В педагогической литературе справедливо отмеча­ется, что условно можно говорить о «педагогике гор», «педагогике Волги», «педагогике моря», «педагогике степей», ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и разви­вающее влияние на людей.

Социально-педагогические влияния среды нуждаются в тщательном учете и совершенствовании при формировании личности в разных направлениях работы с ней: при осуществлении образо­вания, в процессе труда, управления, досуга, быта, в индивиду­альной работе, преодолении педагогической запущенности и др. Вместе с тем это одна из наиболее трудных педагогических задач.

Общие педагогические

принципы формирования

личности. Понимание общих закономерностей и анализ опыта находят отражение в общих педагогических принципах формированияличности. К основным из них, сущность большинства которых понятна на основе изложенного выше, относятся следующие.

1. Принцип целеустремленного, всестороннего и гармоничного формирования личности в интересах самой личности, ее самоопре­деления и самореализации в жизни, а также в интересах общест­ва и государства.

2. Принцип научности в формировании личности. Сложность и печальный опыт стихийного, неосмысленного, основанного только на житейских представлениях формирования личности требуют подходить только с достоверных, выкристаллизованных в положительном опыте и воплощенных в педагогических и психологических рекомендациях позиций. С действиями на авось, на основе личных домыслов и дремучей педагогической некомпе­тентности надо решительно кончать. Слишком велика цена упу­щений и ошибок в личной судьбе формирующегося человека, ко­торые очень трудно, а порой и невозможно потом устранить.

3. Принцип максимального приближения целей, содержания, методов, условий формирования личности к уровню достижений мировой цивилизации на основе общечеловеческих ценностей, созидания, мира, морали, национального достоинства, государ­ственности.

4. Принцип непрерывности и преемственности формирования личности в процессе жизни с повышенным вниманием к детско­му, подростковому и юношескому возрасту и максимальным преодолением стихийных, неконтролируемых педагогических воздействий и влияний.

5. Принцип системности, взаимосвязанного формирования че­тырех основных педагогических свойств личности — образованно­сти, воспитанности, обученности, развитости и соответствую­щей организации четырех, связанных единой целью и обслуживающих друг друга педагогических подсистем — образования, воспита­ния, обучения и развития.

6. Принцип единства педагогических воздействий и самоформиро­вания личности. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть и противодействует этому. Формирование — это субъект-субъектный процесс, взаимодействие субъекта педагоги­ческих воздействий и формирующегося — их объекта, являюще­гося вместе с тем субъектом, личностью со своими взглядами, интересами, желаниями, идеалами, планами. Успех возможен лишь при совпадении их целей и усилий, при тесном сотрудни­честве, при обоюдной и слаженной активности, при целенаправ­ленной активности формирующегося по самоформированию.

7. Принцип опережающего формирования личности в духе ос­новных тенденций общественного развития: гуманизма, демокра­тизма, законности, гражданственности.

8. Принцип формирования культурности личности: эстетиче­ской, этической, экологической, семейной, быта и здоровья.

Общие закономерности и принципы относятся ко всей сис­теме формирования личности, организуемой на любом уровне — индивидуальном, групповом, государственном. Существуют и своеобразные закономерности образования, воспитания, обуче­ния и развития, находящие отражение в соответствующих част­ных принципах, выступающих как подчиненные общим и в сово­купности с ними обеспечивающие формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Противоречия процесса

формирования личности Знание закономерностей и реализация принципов не означают, что нужные педагогические результаты будут достигнутыоднозначно, безусловно и без проблем. Процесс формирования противоречив по своим внутренней и внешней обусловленности. Наиболее существенны противоре­чия между:

• желаемым и действительным, необходимым и возможным, требующимся и имеющимся;

• общими педагогическими положениями и необходимостью их методического воплощения в конкретной ситуации и с инди­видуализацией;

• старым и новым, отживающим и зарождающимся, содер­жанием и формой;

• словами и делами, словами и опытом жизни, тем, что слышит, и тем, что видит формирующаяся личность;

- формирующим субъектом (учителем, воспитателем, роди­телем и др.) и формирующимся объект-субъектом;

• разными субъектами формирования и др.

Противоречия затрудняют, сдерживают, искажают результа­ты, но вместе с этим побуждают к непрерывному поиску путей их преодоления и выступают одной из движущих сил совершен­ствования педагогического процесса.

Педагогическая систе-

ма формирования

личности в обществе Государства, общество, семья, понимая зависимость своего будущего и полноценного использования дара жизни появив­шимся на свет человеком от качества при­жизненного формирования его, всегда стремились осуществлять педагогическую работу с ним. Но она страдала и страдает недос­таточной эффективностью из-за отставания педагогической практики от педагогической теории и слабостей организации системы.

Современный уровень человеческой цивилизации и подлин­ный гуманизм требуют практически осуществлять формирова­ние каждого человека качественно в его интересах, совпадаю­щих с интересами общества. Система педагогической работы в обществе и на местах в наиболее полном виде должна совпадать со структурой прикладных разделов и отраслей педагогики (см. рис. 3.2). К основным ее составляющим относятся такие.

Семья с заботами родителей по выращиванию детей с пер­вых дней их жизни, их воспитанием, развитием, обучением, су­ществует столько же, сколько существует на Земле сам человек. Я.А. Коменский именовал основную часть ее материнской пе­дагогикой.

Родители всегда стремились сделать детей хорошими людь­ми, передать им опыт своей жизни, предупредить от повторения промахов и ошибок. Однако их усилия, не опиравшиеся на ре­комендации педагогики, носили житейский, эмпирический, субъективный характер, а поэтому зачастую были далеко не лучшими. Многие их влияния не осознавались, поэтому впо­следствии возникал вопрос: «Откуда это у моего ребенка?».

Радикальный и единственный путь решения проблемы пра­вильного формирования личности детей в семье — подъем ее на уровень научной педагогики. Движение в этом направлении в об­ществе есть, хотя не в тех масштабах и не с тем качеством, ко­торые необходимы. Надежный путь связан с организованным изучением школьниками старших классов, студентами, молоды­ми людьми, вступающими в брак, ожидающими рождения ре­бенка, родителями младенца, дошкольника, школьника вопро­сов педагогики семейной жизни, семейного воспитания, возрас­тной педагогики, педагогики образования, обучения; с развити­ем в стране службы семьи, психолого-пелагогического консуль­тирования. Пока существуют лишь начала такой работы.

Семейная педагогика является частью народной педагогики, а поэтому совершенствование первой может способствовать преодолению части элементов устарелости, ненаучности во вто­рой (выраженных, например, в таких народных поговорках и пословицах: «С чем родился, с тем и умрешь», «Горбатого моги­ла исправит» и др.).

Преддошкаяъная и дошкольная работа— целенаправленная система работы с детьми преддошкольного и дошкольного воз­растов, осуществляемая в детских учреждениях (детские сады, площадки, интернаты, детские дома, лагеря, специальные груп­пы, индивидуальная работа в семьях) специально подготовлен­ными к ее специфике профессионалами-педагогам. Чрезвы­чайно важна в возрастном отношении работа, в которой сейчас многое из прежнего опыта не используется, а новое не нала­жено. В перспективе ею целесообразно охватить всех детей и не упускать формирующих возможностей этого возраста и корректировать промахи родителей, если они все же будут допускаться.

Система общего образования— массовая средняя школа. Слова французского политического деятеля Ж. Дантона (1759— J794) «После хлеба самое важное для народа —школа» вошли в поговор­ку. Школа обладает самым высоким уровнем (по сравнению с другими системами) применения научной педагогики и осуще­ствляется почти исключительно учителями, обладающими выс­шим педагогическим образованием. Ее формирующее влияние испытывают практически все дети, подростки, юноши и девуш­ки. В последнее десятилетие система переживает период посто­янных реформ и поисков, в котором немало и положительного, и недостатков, порожденных прежде всего социально-педаготическими влияниями перемен в российском обществе. Школа формирует основы образованности и обученности школьников, способствует их развитию. Успехи в этом выражаются, и частности, в высоких достижениях наших школьников на международных олимпиадах и конкурсах, Наиболее заметны недостатки в воспитании школьников, все более похожие на недос­татки школьников зарубежных стран.

Система высшего профессионального и послевузовского образо­вания ориентирована на подготовку граждан, обладающих выс­шим уровнем профессионализма, включающим соответствую­щую образованность, воспитанность, обученность и развитость. Федеральные законы прямо указывают на необходимость разви­тия и воспитания студентов (см. гл. 8), однако эти задачи часто решаются хуже, без должной целеустремленности, подвержены стихийным влияниям. Научно-педагогическая разработка вопро­сов высшего образования ведется в последние десятилетия с по­вышающейся активностью, но полученные результаты неполно используются в практике. Уровень педагогической подготовки лю­дей, призванных обеспечивать формирование личности студен­тов в вузах, нередко ограничен вопросами обучения.

Система труда также призвана выполнять педагогическую функцию, ибо она реально оказывает влияние на людей. Необ­ходимо сделать реализацию функции осознаваемой и отвечаю­щей требованиям педагогической эффективности. Сфера труда должна способствовать самореализации и самоутверждению лю­дей, развитию их способностей, а также совершенствованию профессионального мастерства, воспитанности и др. Помочь реализовать эту функцию должна особая отрасль педагогической науки — профессиональная педагогика. Она комплексна, в ней неплохо разработаны вопросы производственной педагогики, поенной, юридической и ряда других. Но достижения и реко­мендации педагогической науки используются в практике слабо, фрагментарно, в основном инициативными людьми с активной общественной позицией. Создание системы целенаправленной и компетентно в педагогическом плане осуществляемой массо­вой практики работы с взрослыми людьми в процессе труда имеет огромное личностное и общественное значение, но на­талкивается часто на непонимание, недооценку, неумение и не­желание вести ее. Повсеместное изучение курса «Психология и педагогика» в вузах призвано способствовать подготовке профессионалов. понимающих необходимость такой работы и подготовленных к ней.

Системауправленияразличными организациями, учрежде­ниями, органами, подразделениями, службами, группами тесно связана с педагогическими влияниями руководителя, работни­ков управленческого аппарата, всего управленческого органа на сотрудников, работников, граждан. Поскольку все граждане, и работающие и не работающие, либо являются членами трудовых коллективов, либо сталкиваются часто с представителями управленческих структур — государственного и муниципального управления, социального обеспечения, кадровых, финансовых, производственных, хозяйственных, правоохранительных и др., то нетрудно представить себе масштабы их педагогических влияний на людей. Пока все это находится преимущественно в сфере стихии, эмпирии, субъективизма, хотя вопросы управле­ния, работы с персоналом, в том числе и педагогические (см. гл. 10), научно разработаны неплохо. Необходимы активные и на­стойчивые меры, чтобы в системе управления по всей террито­рии России в ближайшей перспективе действительно заработала подлинно педагогическая система работы с людьми.

Педагогическая система в сфере массовой информации, печа­ти и культуры. Существенные и возрастающие социально-психологические влияния на людей телевидения, радио, пе­риодической печати, музыкальной культуры, фильмов и т.п. отмечены выше. То, что творится зачастую сейчас здесь, близ­ко к педагогической слепоте и беспределу. Вектор работы средств массовой информации и культуры нередко направлен противоположно векторам педагогических усилий других сис­тем. Создается впечатление, что многие работники этой сферы не задумываются над тем, как их деятельность сказывается на молодом поколении, формировании людей, в какой степени способствует решению общественных и личных задач настоя­щего и будущего. Это прежде всего свидетельствует о серьез­ных недостатках их собственной образованности, культуры, гражданской позиции, педагогической грамотности, профес­сионализма. Педагогическая система в деятельности средств массовой информации, печати и культуры, построенная на на­учной основе, крайне нужна людям, народу, обществу, буду­щему России. Построение ее — острейшая прикладная педа­гогическая и социальная проблема.

Система самоформирования(самообразования, самовоспита­ния, самообучения и саморазвития), являясь индивидуальным педагогическим делом, должна стать массовым явлением. По­мимо того, что работа над собой — необходимое условие фор­мирования личности, она и признак личности, ставшей на вер­ный путь успеха в жизни. Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство, — отмечал Сенека. Самоформирование выводит лич­ность из-под зависимости от состояния других педагогических систем общества, еще достаточно несовершенных, и позволяет взять свою судьбу в свои руки. Отказываясь от него, человек отказывается от права и возможности направлять свою судьбу, подчинять себе обстоятельства жизни, отдается на волю случая, становится инструментом, пешкой в руках других, более силь­ных духом и целеустремленных людей. Прямая линия жизни, ведущая к успеху, превратится в замысловатые зигзаги, круги, закорючки, тупики, возвраты и обрывы.

Педагогика располагает немалым числом разработок по тех­нике самоформирования (самовоспитания), но их реализация зачастую наталкивается на психолого-педагогические трудности: недооценку человеком (особенно молодым) необходимости ис­пользовать их, беспечность, недальновидность, нравственную лень, отсутствие навыков и привычек самомотивирования и са­мопринуждения, неразвитость воли. Поэтому нужна целена­правленная работа по организации самоформирования, побуж­дению к нему, обучению технике, использованию приемов и методов, вовлекающих людей в этот процесс. В вузах самофор­мирование студентов должно стать нормой.

Система педагогического всеобучасистема мер, направлен­ная на повышение педагогической просвещенности всех граж­дан с дифференциацией по возрасту, профессии, социальному положению и др. К таким мерам относятся:

• изучение педагогики (ее разделов) во всех образовательных учреждениях, с отдельными категориями граждан на специаль­ных курсах, экстерном, самостоятельно;

• углубленное изучение профессиональных педагогических вопросов в системе повышения квалификации, с практическими работниками в организациях, учреждениях и пр. (в форме лек­ций, встреч со специалистами-педагогами, педагогических тре­нингов и т.п.);

•. проведение педагогических бесед с населением по месту жительства;

• совместное изучение практиками и научными работника­ми педагогических проблем, на которые наталкивается жизнь и профессиональная деятельность;

-введение постоянных педагогических рубрик (типа «Педагогика и жизнь», «Семейная педагогика», «Кем и каким быть», «Советы педагога* и т.п.) на страницах периодической печати, в программах телеканалов, радиостанций (прежде всего государственных);

• организация и умножение числа познавательно-развле­кательных мероприятий по вопросам педагогики: конкурсов ро­дителей, руководителей, работников управленческого аппарата и др., проведение состязаний групп по методике КЗП (клуб знато­ков педагогики) аналогично КВН, публикация педагогических кроссвордов и скандвордов и др.;

• массовое издание популярных учебных пособий, серий библиотек целевого назначения и преимущественно прикладно­го, методического характера по всему комплексу педагогических вопросов формирования личности и деятельности различных пе­дагогических систем;

• создание хороших библиотек педагогической литературы во всех образовательных учреждениях, различных организациях и предприятиях.

Педагогическая наукаважная система в комплексе педа­гогического обеспечения успешного формирования личности. Как уже отмечено выше, традиционно она привязана к пробле­мам школьного образования и работе со школьниками. Ведущая роль в ее развитии принадлежит академической науке. В сере­дине 90-х годов Академия педагогических наук, была, к сожале­нию, преобразована в Академию образования, что по определе­нию сужает круг ее научных интересов, хотя общественная практическая потребность противоположна. Последней служит пока развитие ведомственной педагогической науки в ряде ми­нистерств и ведомств. Но остаются обильные «белые пятна» в системе формирования личности, не прикрытые должным обра­зом научно-педагогическими исследованиями.

Можно заключить, что общество прилагает немалые усилия по созданию педагогической системы формирования личности, но предстоит сделать еще больше, чтобы она стала полноценной и эффективной. Зависит это, в частности, и от выпускников всех вузов.

Вопросы и задания для самопроверки и

Размышлении

1. В чем специфика педагогического подхода к проблеме личности, его отличия от психологического и взаимо­связь с ним?

2. Какие положения педагогического характера по вопросам формирования личности содержит Федеральный закон «Об образовании» 1996 г.?

3. Чем отличается современная трактовка категории «фор­мирование личности" от существовавшей ранее в нашей стране?

4. Перечислите основные положения, на базе которых це­лесообразно решать проблемы формирования личности в современных условиях.

5. Сформулируйте цель формирования личности в совре­менных условиях.

6. Вспомните основные закономерности формирования личности и проследите, как они конкретно сказываются в вашей жизни.

7. Проследите, какие социально-педагогические законо­мерности и как сказываются на формировании вашей личности?

8. Воспроизведите по памяти общие педагогические прин­ципы формирования личности и проследите, какие пе­дагогические закономерности они отражают.

9. Что такое самоформирование личности: его сущность, значение, содержание?

10. Обоснуйте необходимость педагогической системы фор­мирования личности в обществе, назовите ее основные компоненты и попытайтесь оценить, какие из них нуж­даются, по вашему мнению, в первоочередном совершен­ствовании.

 

 

Литература

 

 

1.Волков Т.Н. Этнопедагогика. - М, 1999.

2. Латынина Д.И. История педагогики: воспитание и образование 1 в России (X — начало XX веков). — М., 1998.

3. Гессен СИ. Основы педагогики. - М„ 1995.

4. Занков Л.В. Обучение и развитие // Избр. труды. — М., 1990.

5. Kopomoe B.M. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.

6. Менчинская И.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М., 1989.

7. Педагогика здоровья. — М., 1992.

8. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой. — М., 1998.

9. Пидкасистыи П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М., 1991.

10. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. Часть 111.

11. Психологическая служба школы. — М., 1995.

12. Сластенин В.А. Педагогика. — М., 1997.

13. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1975.

14. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.

15. Торинов В.Е. Непрерывное экологическое воспитание и образо­вание. - Брянск, 1998.

16. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998. Раздел III.

17. Управление воспитательной системы школы: проблемы и реше­ния. - М., 1999.

18. Ушинскип К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т., т.8. - М., 1980.

19. Фридман Л.М. Психология воспитания. — М., 2000.

20. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М.. 1999.

21. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.

 

Глава 6



Просмотров 779

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!