Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психология и педагогика в жизни семьи



Психология

семейной жизнь Жизнь большинства людей связана с обзаведением семьей, жизнью в семье, а успех— с успехом в ней. Институт семьи в об­ществе подвержен историческим переменам: брачно-семейные отношения практически превратились из экономического сою­за, которым они были еще лет 100 назад, в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и свободном выборе; все большее число женщин ходит на работу и наравне с мужем становится кормильцем семьи, что приводит к выравнива­нию положений мужчины и женщины, их бытовых обязанностей, делает женщину более независимой и самостоятельной. Ослабле­ние социальных, экономических, а также религиозных и правовых уз, связывающих прежде семью, повысило роль ее психологии.

Психология семьи— это главным образом психологическая ат­мосфера , взаимоотношения, взаимодействия в ней в процессе жизни, базирующиеся на любви, взаимопонимании, взаимоуваже­нии, заботливых отношениях мужа и жены друг к другу и детям.

К основным относятся функции семьи: духовного и сексуаль­ного удовлетворения, экономически-бытовая, репродуктивная {продолжения рода), воспитательная.

Психологическую основу семьи составляет любовь — между родителями, родителями и детьми. Это не та любовь, про которую на западный манер говорят: «займемся любовью». Слово любовь вообще употребляется применительно не только к двум разно­полым людям, но и к взаимоотношениям родителей и детей, отношению к Родине, профессии, увлечениям. То общее, что относится ко всему кругу словоупотреблений этого слова, харак­теризует морально-психологические отношения, а не какие-то иные. Для российского менталитета, отечественной культуры — нашей гордости — слово любовь обозначает возвышенное, мо­рально чистое и устойчивое чувство духовного слияния двух лю­дей, страстной, непреодолимой взаимной привлекательности и притягательности их друг для друга, представление о единствен­ности и неповторимости взаимного предназначения в жизни, высшего эмоционального наслаждения от обособления в пару, общения и интимных отношений. Гегель писал:

Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя а другом Я...

Любовь надо отличать от влюбленности — чувства, свойст­венного юношеской пылкости, вспыхивающего быстро, но не­устойчивого, проходящего, безотчетного, основанного на внеш­них впечатлениях, без глубокого знания человека — объекта любви. Оно не может быть надежной основой для вступления в семейную жизнь. Влюбленностей много, а любовь одна. Одна из влюбленностей может перерасти в любовь, но это требует про­верки временем.

Любовь как страсть, сильная эмоция в семейной жизни час­то с годами притупляется и это закономерно, но усиливаются и , крепнут другие составляющие любви — духовная близость, при­знательность за испытанное счастье, внимание, заботу, совмест­ные годы прожитой счастливо жизни, привычка к поддержке друг друга в трудностях, чувство долга и верности, любовь к де­тям и общая ответственность за их подготовку к самостоятель­ной жизни.

К положительным факторам, обусловливающим сохранение любви супругов друг к другу, прочность, нормальную психоло­гию семьи, выполнение ею своих функций, относятся:

• знакомство в ситуации работы или учебы;

• продолжительность добрачного знакомства, ухаживания (оптимально 1 — 1,5 года);

• умение оценивать достоинства будущего супруга не столь­ко по внешним данным, сколько по внутренним, психологиче­ским (не по поговорке: «Женятся, выходят замуж на личике, а живут с характером»);

• принятие брачного предложения после относительно не­продолжительного (до двух недель) обдумывания, а не сразу и не после длительных колебаний и сомнений;

• сопровождение регистрации брака обрядами (в том числе религиозными), ритуалами, торжеством;

• близость психологического развития личности супругов, их интеллекта, образованности, культурности, взглядов на жизнь, жизненных ценностей;

• взаимопонимание и терпимость к отдельным, восприни­маемым как раздражающие, особенностям друг друга;

• воздержание каждого из супругов от совершения поступ­ков, вызывающих недовольство, протест у другого;

• наличие в семье главы;

• совместное принятие важных семейных решений;

• равноправное распределение бытовых обязанностей, на­грузок, забот о детях;

• тактичность в семейном общении, сведение к минимуму обижающих супруга высказываний, принесение извинении, макси­мально частое высказывание одобрений, похвал, признание удач, достоинств супруга и вообще добрых слов по любым поводам;

-совместное проведение супругами досуга, его разнообра­зие, частое проведение времени за пределами квартиры с осво­бождением от обременительных и надоедающих бытовых забот: посещение знакомых, театров, выставок, музеев, массовых меро­приятий в городе и на работе, спортивных соревнований, турпо­ходы, путешествия, проведение отпуска с выездами на море, в пансионаты, санатории и пр.;

• наличие в семье двух и более детей;

• периодические непродолжительные расставания (до одного месяца в году), связанные со служебными командировками, вы­ездами на лечение, к родителям;

• отсутствие значительных материальных трудностей;

• религиозность супругов.

К распространенным отрицательным факторам, влияющим на психологическое благополучие семьи и ее прочность, относятся:

• особенности жизни будущих супругов до их знакомства: раннее начало и неразборчивость в половой жизни, раннее наступление пресыщенности от удовольствий, систематическое употребление алкоголя и, хотя бы периодическое, — наркотиков, негативные отношения в родительской семье, ее однодетность, неполнота, привычка к неуважению родителей;

• ранний (до 22 лет) или поздний (старше 32 лет) возраст при вступлении в брак;

• брак по расчету, без любви, по легкомыслию;

• разведенность одного из супругов и наличие детей от пер­вого брака;

• отрицательное отношение родителей (особенно матерей) к браку

• возрастное, образовательное, социальное превосходство жены над мужем;

• маскулинность (мужеподобные качества) жены или феминистичность (женоподобные качества) мужа. Говорят, что жен­щина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина;

• непонимание особенностей мужской и женской психоло­гии, стремление супругов строить семейную жизнь по-своему;

• низкий уровень интеллекта, здравого смысла и культуры поведения одного из супругов;

• сексуальная неудовлетворенность;

• супружеская неверность;

• большие материальные и жилищные трудности;

• алкоголизм или наркомания одного или обоих супругов;

• принадлежность одного из супругов к религиозной секте. Л.Н. Толстой, правда, говорил, что все счастливые семьи по­хожи друг на друга, а каждая неблагополучная семья несчастна по-своему. Причин плохого состояния психологии семьи может

быть много.

Перечисленные выше факторы обнаруживают свою роль статистические и в комплексе. В жизни конкретной семьи отдельные из них могут и не проявиться, быть компенсированы другими а иногда даже поменять знак. Тем не менее с ними надо считаться.

Неблагоприятная психология семьи выступает главной причиной разводов. Решение о разводе должно приниматься не поспешно, а ответственно, взвешенно, с полным пониманием всех последствий, когда иногда выхода действительно нет, с тщательным продумыванием способов уменьшения негативных последствий, особенно для детей. Тенденция увеличения числа разводов, обозначившаяся в конце XX в., обусловлена во многом плохой психологической и педагогической подготовленностью к семейной жизни вступающих в брак.

 

Педагогика в жизнь

семьи Жизнь семьи обременяет супругов обильными заботами, обычно неведомыми по имеющемуся у них опыту, далеко не всегда приятный.

Она обнажает степень подготовленности к семейной жизни каждого из супругов. Сказывается образованность супругов, воспитанность способность обеспечивать материальный достаток, умение готовить пищу, решать квартирные вопросы, поддерживать чистоту и эстетику жилища и пр. С годами, появлением детей, их превращением в подростков, юношей и девушек число забот, их сложность нарастают, как и требования к родителям. Семья — это важная сфера самореализации и самоутверждения личности в социальных ролях супруга, мужа, жены, отца, матери, свекрови, теши, невестки и др. Она предъявляет новые, повышенные требования к супругам и обязывает к самосовершенствованию. Счастливая семья и успешное воспитание детей без него- утопия. Человек не может оставаться таким же, как до вступления в брак или в начале семейной жизни.

В педагогическом плане нужно, во-первых, педагогическое самосовершенствованиесупругов .Семейная жизнь требует, чтобы супруги более серьезно, чем прежде, оценили себя с педагогических позиций и занялись собой: по-новому осмыслили свою жизнь, приобрели не формальные, а «рабочие» знание о семейной жизни, особые умения, навыки и привычки; занялись спе­циальным самовоспитанием (выработкой, коррекцией качеств, требующихся для выполнения новых социальных ролей, отказа от ряда привычек); повышали свой профессионализм для дос­тижения успехов в сфере труда и увеличения доходов для улучшения жизни семьи.

Специальная область совершенствования супругов — улучшение подготовленности к роли родителя-педагога. Готовясь и становясь родителями, сталкиваясь с трудностями работы с « детьми, надо изучать рекомендации науки и опытных семейных педагогов и психологов, создать свою библиотечку педагогиче­ской литературы, подписаться на педагогические журналы, на­ведываться в педагогические библиотеки, пройти обучение на специальных курсах, посещать мероприятия по педагогическому просвещению родителей, родительские собрания в школах.

Во-вторых, семейная жизнь предъявляет требования к педа­гогическому поведению родителей супругов.Особенно велики они, когда молодые супруги проживают под одной крышей с родите­лями (так называемый сложный, расширенный тип семьи). Как старшие, умудренные жизнью вообще и семейной, в частности, родители призваны передать свой опыт молодым. Делать это на­до очень деликатно, тактично, не навязчиво, ибо нередко это наталкивается на стремление молодых к полной самостоятель­ности. Но и молодым следует серьезно относиться к советам старших, а не отвергать их на корню. Опыт жизни, мудрость — вообще неоценимое, уникальное приобретение человека. Всякие умозрительные знания много беднее выношенных в радостях и тяготах семейной жизни.

Ответственны и требования к педагогически корректному по­ведению родителей супругов в качестве дедушек и бабушек. Они нередко становятся практически «домашними гувернерами», основными воспитателями малышей в дошкольном и раннем школьном возрасте и делают это часто лучше, чем родители. Но бывает, что чрезмерная любовь к внукам деформирует их воспи­тательные влияния, приводит к развитию избалованности ма­лышей. Кроме того, одного личного опыта все же мало. Умест­но в ожидании появления внуков заняться изучением научной литературы по вопросам воспитания детей. При наличии опыта прочитанное будет восприниматься по-новому. Во многих зарубежных странах распространены специальные (нередко плат­ные) курсы для пенсионеров, дедушек и бабушек, которые по­могают им в организации содержательной и интересной жизни в преклонном возрасте, обучают доступным и посильным заня­тиям (рукоделию, коллекционированию, консультированию, выращиванию цветов или овощей, дизайну и др.), в том числе и воспитанию внуков.

В-третьих, традиционное и центральное направление семей­ной жизни — семейная педагогика, практика педагогической ра­боты с детьми. Родители обязаны отчетливо и глубоко осозна­вать свою ответственность перед детьми и обществом за то, ка­кого человека они вырастили, насколько он будет подготовлен к достижению успехов в жизни. Они обязаны лично, постоянно, упорно, терпеливо, педагогически компетентно (сведя к мини­муму возможные просчеты и неудачи, которые потом исправить будет очень трудно, а иногда и невозможно) заниматься всесто­ронним формированием личности ребенка, обучая, воспитывая и развивая его, готовя его к самостоятельной взрослой успешной жизни. Это их главная психолого-педагогическая ответствен­ность. Начинать вдумчивое и осмысленное формирование надо как можно раньше. А.С. Макаренко рассказывал, как к нему на консультацию пришла молодая мать и спросила, когда ей начи­нать воспитывать ребенка. Он задал ответный вопрос: А какой у него возраст?». Она: «Ему шесть месяцев». Он: «Так Вы уже опоздали на шесть месяцев».

В гл. 4 отмечена важность психологического развития ма­лыша, которое он получает в первые годы жизни. В это время появляются задатки многих важных качеств под влиянием именно родителей, особенно матери. Даже капризность младен­ца, если она не порождена какими-то заболеваниями, неуступ­чивость родителям чаше всего — продукт опыта его общения с ними. Ребенок плачет, кричит, визжит, разбрасывает все, не­осознанно добиваясь от родителей своего, и если родители при этом всегда уступают, ублажая капризничающего, то иного ре­зультата просто не будет. Родители обязаны проявлять психо­логическую и педагогическую гибкость, находчивость, умение временно переключить внимание ребенка на что-то другое. Им нужна не меньшая мудрость, чем для управления государством, — гласит одна из поговорок.

При воспитании ребенка играет роль буквально все. Оши­бочно думать, что дадут результат только слова о правильном поведении или наказания. Решающую роль всегда играют детали жизни семьи, пример родителей во всем, быт, привычки, отношения между супругами и их к детям, выполнение ребенком посильных обязанностей и поручений, приучение к аккуратно­сти, чистоте, культуре общения, повеление за столом и т.п.

Воспитание ребенка — забота в равной степени и матери, и отца. Они оба равно незаменимы в своеобразном влиянии на ребенка и дополняют друг друга. «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы», — писал Н.М. Карамзин. О. Бальзак дополнял его: «Будущее нации —в руках матерей)). Нужны единство и согласованность педагогических воздейст­вий всех взрослых членов семьи. Трудно придумать что-то худ­шее, чем разногласия: отец что-то разрешает, а мать запрещает, и наоборот.

Воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение лич­ного достоинства, зародыш которого есть уже у начавшего толь­ко что ходить.

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним,

— этот вывод принадлежит классику педагогики И. Песталоцци. Любовь должна быть не слепой, все допускающей и все про­щающей. Нужна «требовательная педагогика ласковой матери», как выражается народный учитель, писатель и ученый из Чувашии Г,Н. Волков.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак отстаивал идею о том, что ребенок — не будущий человек, а уже человек, детство и юность — не ожидание взрослости, а полно­ценный период жизни. Правильно, когда ро­дители строят отношения с ребенком не с позиций начальника или собственника и не как с куклой, а как максимально близкие, доброжелательные, как отношения теплоты, радости, сотрудничества, доверия. Мать должна стремиться стать подругой дочери, а отец — товарищем сыну, С раннего детства полезны разговоры «по взрослому», взаимные обсуждения, совместные игры и дела, уроки великодушия и справедливости, добрые советы и приуче­ние к самостоятельности, обоснованному выбору и правилу от­вечать за него и его последствия.

Развитию ребенка способствует радость постоянной двига­тельной активности, разнообразие игр, увлечений и контактов с жизнью, посильное физическое, познавательное и трудовое на­пряжение, радость постижения мира и преодоленных трудно­стей. Обеспечение разнообразия — одна из важных задач работы родителей.

С раннего возраста, когда ребенок начинает понимать речь, его следует приучать к обязанностям, помощи родителям, труду. Начинать с мелочей (относить свою посуду, поливать цветок, помогать убирать постель, класть свои игрушки на место и др.), представляя их как вид игры. Начинать с эмоциональных, под­вижных, очень коротких дел, с частыми переключениями, а с годами реализовать линию на выполнение более сложных, тре­бующих внимания, размышлений, усидчивости, настойчивости, приучать постепенно делать не только то, что нравится, достав­ляет удовольствие, но и по мотиву «обязан, должен».

При возникновении у ребенка недостатков правильнее не столько «пресекать» их, сколько опираться на сильные качества, пробуждать и усиливать иные интересы, увлечения, радости, которые сами приведут к ослаблению и исчезновению недостат­ков. И. Кант писал:

Никого нельзя сделать лучше иначе, как через остаток того добра, который в нем имеется.

Есть немало и других многократно проверенных жизнью и наукой положений семейной педагогики.

В-четвертых, — педагогика контроля и коррекции внесемейных влияний на детей. Начинать это направление работы надо рано, имея в виду возможные «дворовые» влияния, а также влияния телевидения, видеофильмов, компьютера, подключенного к ми­ровой информационной сети. Особенно нужна она после посту­пления ребенка в школу и по нарастающей — в дальнейшем.

Обязательно тесное сотрудничество родителей со школой. Им следует понимать, что их исключительное влияние на ребенка заканчивается и это может содержать угрозу приложенным многолетним усилиям. Особую опасность представляет это в «переходном, трудном» возрасте 10—17 лет, возрасте анатомиче­ского, полового, психофизиологического созревания. В это вре­мя целесообразно стоить отношения с сыном, дочерью преиму­щественно «по взрослому», проявляя разумность, серьезность и решимость при первых же негативных проявлениях в их пове­дении.

Пятая группа педагогических явлений в семье и приложения положений научной педагогики — педагогика самоформирования детей. Стремление к подражанию, желание быть похожим на героев сказок, фильмов, отца, мать и других обнаруживается у ребенка уже с 2—5 лет. Оно резко возрастает в подростковом возрасте, приобретая черты определенной осмысленности, обоснованности и связываясь нередко с инициативным выпол­нением специальных упражнений (по развитию силы, выносли­вости, смелости, манер поведения, речи, походки, жестов и др.). Часто оно представляет слепое подражание, ложное представле­ние о достоинствах: за смелость принимается дерзость, за само­стоятельность — действия наперекор советам старших, за куль­туру — следование нормам «массовой культуры» или примеру развязного поведения ее идолов.

Родители поступят мудро, если будут предвидеть возмож­ность такого и, опережая события, проявят усилия к побужде­нию ребенка к осознанному самоформированию. Надо суметь за­интересовать его этим, убедительно раскрывать достоинства че­ловека, предопределяющие успех в жизни, возможности и спо­собы их приобретения и самооценки. Такое посильно родите­лям, знакомым с психологическими и педагогическими аспек­тами работы с детьми.

Психологическиеи

педагогические функции

службы семьи В современном обществе получает развитие служба семьи,призванная содействовать благополучной семейной жизни. Она представляет собой сеть государственных, общественных и коммерческих организаций, оказывающих со­циальную, медицинскую, правовую, бытовую и иную помощь семьям, в том числе психологическую и педагогическую. Выражает­ся это в следующем:

• организации знакомств одиноких людей, испытывающих трудности в создании семьи, в выборе супруга по психологиче­ским показаниям, психологической совместимости (служба зна­комств);

• подготовке к семейной жизни, встрече с ее реальностями, трудностями перехода от одинокой жизни к семейной, способами реализации супружеского долга, обязанностями мужа и жены, их ответственностью перед детьми, своими родителями, обществом;

• налаживании взаимоотношений в семье: между супругами, ими и их родителями;

• налаживании взаимоотношений семьи с другими семьями (например, соседями), разными организациями (муниципальными, жилищными, юридическими, торговыми и др.) и лицами;

• достижении высокой культуры семейной жизни, сохране­нии любви во все годы, способах установления и сохранения теплого психологического климата в семье;

• осуществлении грамотной работы с детьми и преодолении возникающих в ходе ее трудностей;

• психо-сексуальном и медико-психологическом консультировании;

• выполнении супругами своего долга перед престарелыми родителями;

• помощи родителям супругов в построении взаимоотноше­ний с зятем или невесткой, в выполнении обязанностей деда, бабушки;

• помощи вышедшим на пенсию, оставшимся одинокими престарелым в их адаптации к новым условиям жизни;

• разрешении возникающих внутри- и внесемейных проти­воречий и конфликтов;

• помощи семьям, имеющим детей с тяжелыми врожденны­ми дефектами или получившим тяжелые увечья;

• психотерапии расстройств, возникающих под влиянием трудностей семейной жизни;

• способах регулирования взаимоотношений и поведения при распаде семьи и минимизации психологического и педагоги­ческого урона детям;

• психологической помощи овдовевшим, потерявшим кор­мильца, ребенка.

Существующая сеть организаций службы семьи пока не ох­ватывает весь круг этих вопросов, но в перспективе ее развития скорее всего этот недостаток будет ликвидирован.



Просмотров 721

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!