Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Сущностью обучения считается формирование знаний, навыков



и умений. Во взаимосвязях с образованием, воспитанием и разви­тием обучение не только зависимо, но и само призвано влиять на них. Поскольку его положение в функционировании образова­тельного учреждения ведущее, эти влияния имеют особое значе­ние. Возможности обучения используются полно, когда кроме основной функции — обучающей, в ходе его максимально реализу­ются три другие образовательная,воспитательная и развивающая. Все эти функции должны быть органически присущи всем элементам обучения — преподаванию, учению, содержанию, формам, методам и др. Надо вести обучение так, чтобы процесс приобретения профессиональных знаний, навыков и умений приносил одновременно образовательные, воспитательные и раз­вивающие результаты. Выигрывает от этого и само обучение.

 

Педагогические принципы

профессионального обучения Впервые педагогические принципы обучения были разработаны Я.А.Коменским, который трактовал дидактику как «универсальное искусство обучения всех всему». В основу их он положил принцип природосообразности, т. е. соответствия обучения природе человека, говоря современ­ным языком — объективным закономерностям обучения. За прошедшие четыре сотни лет его принципы частично измени­лись, были дополнены новыми, классифицированы, конкрети­зировались к специфике того или иного вида обучения.

Закономерности профессионального обучения имеют свои осо­бенности в сравнении со школьным обучением, принципы которого широко представлены б учебниках по педагогике (фактически -школьной педагогике). Обоснованно различать закономерности об­щие, присущие всей педагогической системе обучения, и по груп­пам, компонентам ее. На этой основе выделяется система педагоги­ческих принципов профессионального обучения, включающая общие, содержательные, организационные и методические принципы (рис. 9.1). В дополнение к каждому принципу существуют рекоменда­тельные положения, конкретизирующие пути его реализации и именуемые в педагогике правшами (иногда — требованиями).

К общим принципам профессионального обучения, которым подчиняются все элементы педагогической системы обучения, относятся:

- принцип природосообразности',

принцип научности, определяющий при обучении науч­ность не только содержании, но и осуществления, организации, методики;

принцип педагогической комплексности, указывающий на необходимость постоянно искать пути не только обучения, но и достижения на занятиях параллельного образовательного, воспи­тательного и развивающего эффекта;

- принцип гуманизма',

• принцип гражданственности, требующий учить профессио­налов умению за мелочами повседневных профессиональных дел усматривать задачи построения цивилизованного общества и сильного российского государства, обеспечения мира, экологии, здоровья народа. Необходимо связывать содержание, организа­цию и методику каждого занятия с этими вопросами, имеющими хоть какое-то отношение к его теме.

 

 

 

 

Группа содержательных принципов обученияотражает зависимости эффективного обучения от целей, задач и содержания обучения.

Принцип целеустремленностиучитывает закономерную связь

обучения с ответом на вопрос: какие знания, навыки и умения надо сформировать у обучающихся.

Правило реализации портрета (модели) профессионала требует подчинять цели и задачи обучения формированию у обучающихся всех компонентов профессионализма и иных предусмотренных ею.

 

Правило актуальности (связи с жизнью) требует постоянно совершенствовать содержание обучения, приближать его к реальностям жизни, подготовке к решению задач профессиональ­ной деятельности, ее трудных проблем, новому опыту, лучшим технологиям и способам действий.

Правило международной интегративности — требование учи­тывать зарубежный опыт обучения и международные образова­тельные стандарты.

Принцип единства фундаментальности и профессиональной практичностиотвечает основному предназначению обучения -подготовке высокообразованного профессионала, способного практически решать стоящие перед ним задачи на уровне миро­вых достижений. Его правила:

-фундаментальности — обучать, непременно ориентируясь на формирование у обучающихся общей и профессиональной образованности;

профессионализации — отбирать содержание, соответст­вующее специфике профессиональной деятельности, к которой готовятся обучающиеся;

единства теории и практики — обеспечивать осмысленное, базирующееся на обстоятельных знаниях усвоение и применение навыков, умений, развитие профессионального мышления, про­фессиональной культуры и других элементов профессионализма:

практичности — доводить все знания будущих специалистом до понимания, где. когда, для чего и как их применять, а осваивае­мые профессиональные действия — до уровня навыков и умений.

Принцип единства изучения основ и мировых достижений науки, образования и практикиформулирует зависимость успехов обуче­ния от представленности в нем всего современного и лучшего и человеческом знании и опыте. Из этого вытекают правила:

изучения научных и эмпирических основ профессиональной деятельности, специальности;

обучения на современных достижениях науки и мировой практики;

обучения в соответствии с реальными потребностями и за­просами российской действительности.

Организационные педагогические принципы обучения основаны на закономерных связях результатов обучения с организацион­ным порядком при его осуществлении.

Принцип единства группового, дифференцированного и индивидуального походов вобученииотражает организационную, психолого-педагогическую и экономическую необходимость обучать группы людей и в то же время каждого из них. Обучение один на один дорого, не во всем безупречно, да просто и невозможно.

Классно-урочный подход в обучении разработан Я.А. Коменским и не нашел замены до сих пор. Суть его — обучающиеся объединяются в учебные группы, в которых проводятся занятия (уроки) в специальных учебных помещениях. В группах возникает и особые атмосфера, взаимоотношения, которые способствуют успеху обучения.

Правило дифференциации определяет целесообразность сводить в группы обучающихся по какому-то общему признаку: уровню образованности, изучаемой специальности, интересам, успеваемости, одаренности и др. В ряде ведомств есть необходимость обучать специальные группы как единицы профессиональной деятельности (следственно-оперативные группы, экипажи самолетов и судов, отряды спасателей и др.).

Правило индивидуализации — обязательное для всех видов педагогической работы, в том числе и обучения.

Правило прогрессивного сокращения численности групп с повышением уровня, ступени образования и требований к качеству обучения каждого обучающегося.

Принцип преемственности и систематичностиисходит из необходимости осваивать учебный план, программы, темы, формировать у обучающихся знания, навыки и умения в продуманно организованном системном порядке, где все обоснованно связано по содержанию, времени, структуре.

Правило преемственности, опоры на имеющийся у обучающихся уровень образованности, развитости и воспитанности требует продолжать то, чему обучались они ранее, на предшествующих ступенях и уровнях образования, двигаться вперед, а не дублировать и не топтаться на месте.

Правило психолого-педагогического комплексирования дисциплин в учебном процессе рекомендует исходить из связей между ними и профессионализмом. При практическом решении задач в созна­нии профессионала всплывают из памяти и используются разные знания (специальные, социальные, технические, экономические, финансовые, правовые, психологические, управленческие и др.), вспоминаются рекомендации, аналогичные случаи из практики, возникают многочисленные ходы мысли, соображения, взвешивание «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично, у какой учебной дисциплине относятся те или иные знание мысль, умозаключение, аргумент, аспект, норма. Что приходи на ум — зависит от решаемой задачи и того, как знания переплетены в его сознании. Образно говоря, как был «намотан клубок знаний» при обучении, так он и «разматывается».

В учебном процессе комплексный по своей сущности профессионализм распределяется по учебным дисциплинам, целое разбивается на части. В каком порядке их изучать, как «наматывать клубок»? Бывает, что это делается малообоснованно. Видимо, полагают, что главное — «загрузить» память обучающих­ся, а в процессе мышления все само по себе свяжется, образует­ся, «разложится по полочкам». В действительности оптимальный результат получается лишь при сближенном по времени и согла­сованном (по возможности параллельно-ступенчатом, «перекры­вающем» — рис. 9.2) изучении взаимосвязанных дисциплин и вопросов на микроуровне организации учебного процесса и на микроуровне — в методике проведения занятий.

 

 

 

 

Правило опоры на уровень усвоения обучающимися предшест­вующего учебного материала рекомендует считаться с тем, с какой глубиной и прочностью усвоен ранее изучавшийся материал.

 

 

Принцип системно-педагогической организованностиобязывает строить обучение как педагогическую систему со всеми прису­щими ей элементами и связями.

Правило целенаправленной организации обучения требует про­думанно обеспечивать выполнение того, что намечено, что составляет его цели и задачи.

Правило деловитости и эффективности обязывает организовывать обучение так, чтобы намеченный результат был безусловно получен. Главные критерии эффективности — не во внешнем благополучии (сколько наглядных пособий показано, сколько примеров из практики приведено, есть конспект у преподавателя или нет и пр.), а в тех знаниях, навыках и умениях, которые были на деле приобретены или усовершенствованы обучающимися.

Правило обеспечения предполагает наличие достаточной и качественной учебной литературы и методических документов, оборудованных помещений (учебных кабинетов, спортивных залов), учебных площадок, учебных средств (тренажеров, современных образцов учебной техники), технических средств обучения (проекционных устройств, аудио- и видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.), средств наглядности (схем, ри­сков, фотографий, кино- и видеофильмов, макетов, наборов слайдов и др.); расходных материалов; средств обеспечения безопасности и др. Все это должно соответствовать тому, что изучается в программах и на каждом занятии.

Принцип плановости и дисциплины обученияподчеркиваетважность четкой продуманности, ясности в подготовке занятий и выполнении намеченного при их проведении.

Правило планированияопределяет роль планов обучения (на весь срок обучения, курсовых, годовых, семестровых, месячных, отдельных занятий, общих, факультетских, кафедральных, предметных, индивидуальных и др.) и выполнения их.

Правило дисциплины связывает результаты обучения с посещаемостью обучающимися занятий и выполнением текущих и рубежныхучебных заданий. Без соблюдения этого правила обучение похоже на плетение рыболовной сети с огромными дырами.

Правило высокого уровня организации занятий требует, чтобы каждое занятие было хорошо подготовлено, обеспечено, должно начаться точно во время и в назначенном месте, пройти органи­зованно, с максимальной посещаемость

Методические принципы профессиональной подготовки отражают причинно-следственные зависимости между методически ми воздействиями на обучающихся и результатами их обучения.

Принцип сознательности и активности учитывает безусловную зависимость успешности обучения от этих факторов и конкретизируется в правилах:

мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности. Реализуется оно не только обраще­нием к их сознанию, но и умелой постановкой всего обучения, использованием современных технологий обучения;

активизации мышления обучающихся;

побуждения к инициативности, творчеству и самостоятельности

стимулирования и организации самостоятельной работы обучающихся.

Принцип доступности и последовательности требует, чтобы обучение строилось с учетом реальных возможностей обучаю­щихся, но не упрощенно, а на уровне доступных трудностей. Обучать последовательно, идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному, соразмерно с ин­дивидуальными особенностями обучающихся.

Принцип наглядностиобучения учитывает зависимость ус­воения от непосредственного восприятия изучаемых объектов, явлений, процессов. Он реализуется в правилах:

обеспечения непосредственного восприятия обучаемыми тех реальностей, которые изучаются;

образности речи;

изобразительной наглядности (использования рисунков, схем и пр.).

Принцип интенсивностиотражает закономерную зависимость результатов обучения от достаточно высоких, но доступных учеб­ных нагрузок, от принятия мер, обеспечивающих максимально возможные результаты при минимально возможных затратах времени, сил и средств. Он реализуется применением правил:

оптимального темпа обучения. Очень медленный темп рас­слабляет обучающихся, излишне быстрый недоступен. Тот и другой снижают результаты учебы;

подбора методов, наилучшим образом отвечающих решаемой задаче обучения;

применения интенсивных обучающих технологий;

максимально доступных нагрузок в самостоятельной работе.

Принцип прочноститребует применения методик, обеспечивающих хорошее запоминание учебного материала обучающимися, надежной отработки навыков и умений. Надо, как говорится, «чтобы не только по усам текло, но и в рот попадало». Без обеспечения прочности обучение похоже на попытку наполнить бездонную бочку водой. Правила:

-прочного формирования всех компонентов профессиональной обученности;

-отработки профессиональных действий до навыка, прочного умения;

-гибкости — подготовки к действиям в нестандартных, неожиданных, сложных условиях;

-устойчивости к помехам, выступающим в виде различных отвлекающих, мешающих факторов.

Принцип приближения трудностей обучения к реальным профессиональнымотражает зависимость успешности действий спе­циалиста на практике от условий, которые были при обучении им. Как невозможно стать чемпионом мира по прыжкам в высоту только перепрыгивая ежедневно хоть тысячу раз подряд планку на высоте 30 сантиметров, так и нельзя научиться решать сложные практические задачи, обучаясь решению их в тепличных, простеньких учебных условиях. Правила:

-целеустремленного моделирования профессиональных трудностей. Речь идет не об общих трудностях учения будущих профессионалов (необходимость напрягаться, думать, тратить силы и время Iи пр.), а о специфичных для решения профессиональных задач;

-постепенного наращивания профессиональных трудностей и доведения их до максимально возможных;

моделирования возможного противодействия решению профессиональных задач. Противодействие реально встречается во видах профессий: юриста, менеджера, предпринимателя, военного и др.;

отработки действий и взаимозаменяемости в составе груп­пы. Ряд профессий связан не с действиями одиночек, а со сла­женной работой групп. В них профессионал — не профессионал, если он не обучен действовать совместно. Одно из обязательных условий успешности действий группы в сложных и опасных условиях — подготовленность членов группы к взаимозаменяемо­сти, совмещению выполнения своих обязанностей с обязанно­стями отсутствующего (или выбывшего по причине болезни, ра­нения, гибели) члена группы.

Описанные принципы и правило находятся в тесных связях и зависимостях, а поэтому и подлежат такому же применению.

Формы организации

процесса обучения Под формой организации понимается внешнее выражение учебного процесса на опре­деленном отрезке времени его осуществле­ния, характерное условиями и особенностями взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее распространенными форма­ми организации профессионального обучения выступают занятия разных видов. К числу их относятся: лекция, семинар, инди­видуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабора­торное занятие, профессиональный тренинг (тренировка), игра, учение, конференция, урок (в некоторых средних профессио­нальных образовательных учреждениях и первоначальной про­фессиональной подготовки), экскурсия, учебная практика, ста­жировка, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзаме­ны. Все они вариативны. Например, есть разные виды лекций — вводная, установочная, основная, обзорная и др.

Все формы обучения призваны одновременно выполнять ос­новные педагогические функции: обучающую, образовательную, воспитательную, развивающую и дополнительные — активизи­рующую, направляющую, организующую. Эффективность заня­тий связана со стремлением и умением преподавателя реализо­вать максимальное число функций.

Все формы в своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Они должны тщательно готовиться преподавателем, что в общем случае предполагает: продумыва­ние целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти); проработку методики, отбор (изготовление) средств обеспече­ния; написание плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

Лекция— ведущая форма обучения, так как с нее начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, преду­смотренных программами. Она призвана дать целостное, систе­матизированное, доказательное и отчетливое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни или профессиональной деятельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.

Лекция хороша, когда она не повторяет учебник, а по сво­ему содержанию отвечает самым последним достижениям науки и практики, обогащена личным отношением преподавателя к излагаемому. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения инте­реснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее. Не случайно превосходство хорошей лекции над текстом учеб­ника сравнивают с превосходством восприятия звучащей музы­ки над видом нот на бумаге, благоухающего живого цветка в клумбе — над засушенным в гербарии. Лекция — это сплав, произведение научной мысли и эстетики слова.

Семинар.Характерная особенность его — в групповом обсуж­дении обучающимися под руководством преподавателя опреде­ленного учебного вопроса (теоретического, прикладного, про­блемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний обучающихся и обсуждение путей их реализа­ции на практике. Неверно превращать семинар в проверку зна­ний. Основная задача преподавателя: «раздувать жар» дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени и темпа, представлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому.

Конференцияпохожа на большой семинар, но основные вы­ступления на ней заранее распределяются между участниками и подготавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятель­ный характер выступлений программируется и одобряется. Об­суждение проблем получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре. Обычно они проводятся как кафедральные или факультетские.

Экскурсия («выезд»)форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику, позволяющая вырваться из стен учебных помещений и окунуться в реальную жизнь, обогатиться непо­средственным восприятием изучаемых сторон ее, подкрепить ими изученную теорию и запастись впечатлениями для после­дующих аудиторных занятий.

Практические и лабораторные занятия предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в ау­диториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках. полигонах, на местности и в производственных организациях.

Тренинг (тренировочные практические занятия) — разновид­ность практических занятий. Основная цель — доведение каж­дого осваиваемого профессионального действия до совершенст­ва, до показателей навыка, выполнения установленного норма­тива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки для этого выступает единственным способом решения проблемы.

Играформа практического обучения, в которой имитиру­ются деятельность и взаимодействие профессионала с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а также развивать мышление, находчи­вость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них.

Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одного или взаимодействующих практических структур по решению определенной зада­чи. Например, на юридическом факультете одного из вузов иг­ры проводятся в специальном зале, где имеются кресла для су­дьи и народных заседателей, места для прокурора и адвоката и другие атрибуты зала судебного заседания. Преподаватель рас­пределяет роли: одному студенту поручает роль истца, другому — ответчика, третьему — свидетеля, назначает судью, прокурора и др. Ход заседания может быть зафиксирован на видеопленке, что позволяет потом продуктивно проводить разбор игры. В ря­де случаев в основу игры кладутся материалы подлинного дели из архива суда.

В ролевых играх один из обучаемых играет роль специалиста. должностного лица, а три—пять других выступают в роли лю­дей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам.

Учение— наиболее масштабная, максимально приближенная к реальности форма практического обучения. По организации и методике она сходна с игрой, только проводится в специально оборудованных помещениях — комплексах для проведения игр

и учений либо в помещениях практического учреждения и на местности. Не только деятельность имитируется, но и условия приближаются к реальным. Участники учения, выполняя опре­деленные роли, распределены по местам, контакты друг с дру­гом осуществляют с помощью табельных средств связи, личных встреч, переписки, посыльных и пр. Все решается и делается фактически. Учения бывают кафедральными, межкафедральны­х, в масштабе образовательного учреждения или включенными в учения, проводимые практическими организациями, ведомст­вами или органами власти. Обычно они проводятся на рубеж­ных, завершающих этапах подготовки и опираются на достигну­тые в ходе предшествующих семинаров, практических, лабора­торных занятий, тренингов и игр результаты.

9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения

Методическая

система обучения

Методическая система образовательного учреждения, факультета, кафедры состоит из методов, методических приемов, средств, педагогических технологий, методик и методической работы. Она отвечает на вопрос, как учить, а знакомство с ее состояни­ем — оценить, как здесь учат.

Методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязан­ной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным получением образовательного, воспитательного и развивающего эффекта. Их система включает методы:

словесные — рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инст­руктаж;

наглядные — иллюстрация, демонстрация, показ;

учебных действий — упражнение, лабораторная работа, по­исковая работа, контрольная работа, обучающее наблюдение, вер­бализация (озвучивание мысленного плана действий, самооценки выполненных действий, признаков наблюдаемых объектов и явле­ний и др.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алго­ритма действий (инструкции), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих действий), обучение в практической деятельности (во время практик и стажировок);

учебного моделирования реальных действий — словесно-образное моделирование (словесное описание обстановки с мыс­ленным представлением ее обучаемыми), фактическое моделиро­вание, имитация (создание условий применением специальных средств и приемов), психологическое моделирование (вызов у обу­чаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, моделирование нагрузок (физических, моральных, умственных, волевых, эмоциональных).

Эффект методов достигается применением методических приемов. Так, при применении словесных методов используются приемы устного изложения, обоснования, привлечения и удер­жания внимания, возбуждения интереса, образности, постанов­ки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсужде­ния, обобщения и выводов и др. Для наглядных методов харак­терны методические приемы показа схем, фотографий, филь­мов, прослушивания аудиозаписей, работы на учебной доске, графического изображения понятого и увиденного обучающи­мися, акцентирования внимания на деталях наблюдаемого, сравнительного показа, показа в динамике, раздельного показа (по элементам, операциям, приемам), повторного показа и др. Методы учебных действий предполагают использование методи­ческих приемов постановки и разъяснения заданий, объяснение порядка выполнения действий, рассказа обучающегося о поряд­ке предстоящих действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора действий, многократного повторения действий, увели­чения темпа выполнения действий, варьирования способов вы­полнения действий, повышения надежности действий и т.п.

Характерны методические приемы учебного моделирования реальных условий: создания внешней картины обстановки, мо­делирования умственных трудностей, волевых трудностей, эмо­циональных трудностей, выбора места, времени и погодных ус­ловий, усложнения наблюдения (например, одеванием полупро­зрачной повязки на глаза), имитации «выхода из строя» связи ,напарника, руководителя, командира, имитации отдельных фак­торов, комплексирования сложных условий, наращивания труд­ных условий, варьирования условиями и многие другие.

Неотъемлемая часть методической системы — средства обу­чения. К ним относятся: речь, наглядные пособия и предметы, используемые преподавателем, его действия и действия обучае­мых, макеты и модели, технические средства обучения и учеб­ные печатные, видео- и аудиоматериалы, документальные мате­риалы, техника, оружие, учебные модели, средства имитации.

Методика занятия, преподавания учебной дисциплины, вида подготовки, решения той или иной педагогической задачи скла­дывается как комплекс адекватных им методов, методических приемов, средств и организационных мер.

Успех в обучении наиболее высок, когда используются пе­дагогические технологии — обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую це­почку (см. рис. 8.1, позиция Т) конкретную задачу обучения, отвечающее ей содержание, средства, деятельность педагога, деятельность обучающегося, и ориентированные на достижение максимально высокого результата, отвечающего задаче (например, на формирование определенного вида навыков, раз­витие какой-то профессиональной способности, обучение приемам установления психолого-педагогического контакта и т.п.). Это педагогические целостности более крупного мас­штаба и расчета, чем отдельные методы или их совокупности. Они особенно эффективны в профессиональном обучении.

Методическая система включает в себя и методическую рабо­ту, которая заключается в разработке и совершенствовании всех учебных и методических документов (программ, логических схем, методических рекомендаций преподавателям и студентам, зада­ний студентам, наглядных пособий и др.) и средств обучения, изучении и обобщении методического опыта, непосредственной подготовке к занятиям, методическом экспериментировании, ра­боте по повышению методического мастерства преподавателей.

Интенсивные педагогические

технологии Мы живем в век, когда все решают не масштабы и затраты, а интенсивные технологии. В любом деле, в международном и внутреннем соперничестве побеждает тот, кто создает более совершенные технологии и владеет ими, достигая с их помощью более высоких количественных и качественных результатов, ус­коряя прогресс и опережая других.

Образование не может оставаться островком старого мира в новом мире. Оно не отстанет от требований быстро развиваю­щейся жизни лишь при обязательном использовании интенсив­ных педагогических технологий. В мировой педагогике и у нас разработано немало усовершенствованных и совершенно новых технологий обучения (рис. 9.3). Массовое использование их — реальный инновационный ресурс сегодня.

 

 

 

Технология педагогического сотрудничества. Анализ опыта пе­дагогов-новаторов свидетельствует о том, что при всем разнооб­разии применяемых ими методик обучения у них есть и общее: умение создать на занятии особую атмосферу, которой присущи:

• стремление обучающего и обучающихся к достижению единой цели, порождающее сотрудничество;

• взаимопонимание, осознание общности интересов и необ­ходимости взаимной поддержки;

• добросовестность, усердие, самоотдача;

• доброжелательное, доверительное отношение друг к другу, удовольствие от общения и совместной работы;

• «культ учебы», эмоциональный подъем, интерес, хороший настрой, увлеченность занятием, упорство и настойчивость в ре­шении учебных задач;

• свобода обучающихся в проявлениях инициативы, само­стоятельности и творчества;

• взаимопомощь в преодолении трудностей;

• объективность во взаимных оценках, справедливость, куль­тура взаимоотношений и общения.

Технология занятия, отличающаяся такими характеристиками, намеренно создаваемыми преподавателем, получила название пе­дагогического сотрудничества. Занятие из мероприятия по передаче информации превращается в общее и дружно осуществляемое де­ло, отличающееся высокими интенсивностью, продуктивностью и уровнем межличностного взаимодействия. Технология педагогиче­ского сотрудничества выступает особым «педагогическим инстру­ментом», приносящим высокий обучающий, воспитательный и развивающий педагогический эффект. Основные рекомендации пре­подавателю по реализации этой технологии таковы:

• относиться к обучаемым доброжелательно, с искренним и сильным желанием содействовать становлению их как профессио­налов и образованных людей; занимать позицию старшего доброже­лательного товарища и наставника, которым присуши естественная доброжелательность, демократизм, открытость, доступность, готов­ность помогать, откровенность, принципиальность, справедливая строгость, поддержка, внушение веры в успех. Антипедагогичны позиции «погонщика», «начальника», «попустительствующего либе­рала?, «стороннего безразличного наблюдателя»;

• добиваться завоевания авторитета у обучающихся. Автори­тетному преподавателю не нужно принуждать обучающихся; они сами ловят его слова, ценят их и следуют его советам. Каждый авторитетный преподаватель отмечен печатью яркой личности и индивидуальности и интересен обучающимся, а все посредствен­ные преподаватели безлики, похожи друг на друга жизненной пассивностью, духовной бедностью, равнодушием к обучающим­ся, нередко — несправедливостью и бестактностью;

• строить уважительные взаимоотношения с обучающимися на основе взаимопонимания, взаимной симпатии, гуманности, демократичности;

• строить процесс обучения не как «игру в одни ворота», а как активный процесс взаимных усилий по достижению цели;

• осуществлять общение как педагогическое, основанное на психолого-педагогических соображениях. Постоянно думать, что сказать и как сказать;

• всегда решать задачу установления психологического кон­такта с обучающимися. Это особый вид коммуникативного на­строения, особая атмосфера общения, характерная сопряженно­стью намерений, мыслей, чувств, искренностью, вниманием к то­му, что говорит собеседник, готовностью к пониманию его. Пси­хологический контакт требует от преподавателя естественного по­ведения, отношения к обучающемуся как к равному, особой заду­шевности и эмоциональности общения, исключения слов, дейст­вий, поведения, которые могут внезапно нарушить его;

• постоянно проявлять педагогический такт;

• вести занятия с эмоциональным подъемом, вдохновением, увлечением, интересом.

Когда преподавателю не удается на занятии достигнуть пе­дагогического сотрудничества, он должен рассматривать это как личное профессиональное поражение.

Технология обеспечения интереса обучающихся к занятию. Ни­какой материал не может быть усвоен хорошо, если он не инте­ресен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внима­ние, лучшее понимание и запоминание. То, что делается с ин­тересом, делается вдвойне успешно. Идея интересной школы — одна из идей в развитии мировой педагогики. Поэтому забота преподавателя об интересном проведении занятия, о борьбе со скукой — не абстрактно-гуманитарная выдумка, а необходи­мость, проявление психолого-педагогической зрелости препода­вателя, одно из исходных условий успешности обучения.

Главное, что надо учитывать в технологии обеспечения инте­реса обучающихся:

• выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно обучающимся?

• человек хорошо понимает не только потому, что он инте­ресуется, но и интересуется потому, что понимает. Нужна дос­тупность, ясность, понятность изложения изучаемого материала;

• человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому следует постоянно раскрывать обучающимся значение изучаемого материала для их жизни и профессиональной дея­тельности: в начале занятия, при переходе к изучению очеред­ного вопроса, при изложении отдельных положений и советов;

• интересно то содержание, которое актуально, отличается новизной, практичностью, логичностью и структурной четко­стью, глубиной и интересностью раскрытия, обоснованностью и доказательностью;

• возбуждению и удержанию интереса аудитории способст­вует применение методических приемов: наглядности, конкрети­зации (перехода от теоретических рассуждений к фактам), персо­нификации (упоминания фамилий, организаций, обращение к личному опыту студентов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории); соучастия («давайте подумаем...», «как вы считаете?», «представьте, что вы находитесь...» и пр.), создания проблемной ситуации, включения обучающихся в решение прак­тических задач, активизации самостоятельности и творчества.

Технология формирования и поддержания психологической готов­ности обучающегося к овладению содержанием занятия. Занятиетребует активности не только преподавателя, но и обучающегося. Невозможно научить человека, воспринимающего речь преподава­теля в пол-уха, равнодушного, сонного, скучающего, расслаблен­ного. Нужно, чтобы он хотел усвоить все. чему его учат, был пси­хологически активен, т. е. находился в состоянии готовности к ов­ладению учебным материалом от начала до конца занятия. Состоя­ние готовности словно «открывает» психику обучающегося на­встречу усилиям преподавателя, похоже на «аппетит» к поглоще­нию учебного материала и желание его «заглатывать». В решающей степени оно зависит от самого обучающегося, студента, но есть возможности и у преподавателя. Как уже сказано выше: все преподаватели делятся на три группы: тех, кого невозможно слушать, тех, кого можно слушать, и тех, которых нельзя не слушать. Педагогическая культура и мастерство последних таковы, что они по­коряют любую аудиторию, подчиняют ее своему влиянию, даже если она изначально была настроена плохо.

Основные особенности технологии этой работы преподавателя таковы:

• на занятии решать две задачи: излагать учебный материал и параллельно всеми мерами формировать и поддерживать активную психологическую готовность обучающихся к овладению им;

 

 

• проводить занятие с подъемом, полной самоотдачей, хо­рошим настроем и заразительно влиять этим на аудиторию;

• добиваться, чтобы занятие было интересным для всех его участников (см. технологию);

• постоянно привлекать и удерживать внимание обучающих­ся. К.Д. Ушинский сравнивал внимание с «дверью души»: есть внимание — «дверь» открыта, нет — «дверь» закрыта и слова преподавателя в сознание не проникают. Достигается это: а) под­бором привлекающего внимание содержания, сведений, приме­ров, рекомендаций; б) разнообразием и комбинированием харак­тера учебного материала (теоретических положений, доказа­тельств, цифр, таблиц, примеров из практики, данных научных исследований, цитат, практических рекомендаций, выводов и др.); в) разнообразием и комбинированием методов (рассказ, по­каз, вопросы к аудитории, ответы на вопросы, упражнения, дис­куссия и др.); г) громкостью речи (говорить достаточно громко, чтобы слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали), богатством используемых речевых и неречевых приемов (изменениями гром­кости голоса, интонаций, ударений, темпа и ритма произнесения фраз, выразительностью мимики и жестов, изменениями позы и места нахождения в учебном помещении и т.п.); д) стилем изло­жения «под конспектирование»; е) управлением вниманием пря­мыми обращениями к аудитории («Обратите внимание на...»), движениями указки, периодическими краткими расслаблениями обучающихся (избавляя от необходимости напряженно конспек­тировать, приводя и описывая примеры, меняя трудность изло­жения и др.); ж) выбором форм, организации и методов проведе­ния занятия, стимулирующих внимание. Общее правило: чем меньше обучающийся сидит, подперев голову рукой, и чем больше он что-то делает (пишет, рассматривает, берет в руки, разбирает, помогает, двигается и пр.), тем он внимательнее, тем лучше усваивает учебный материал;

• поддерживать работоспособность аудитории до конца за­нятия, не переутомляя в начале, учитывать день недели и часы занятий, в которые слушатели чаще всего бывают усталыми.

Технологии развивающего обучения. Существует комплекс тех­нологий, в котором каждая ориентирована на содействие разви­тию определенного качества у обучающихся. Общим для них выступает:

• понимание преподавателем необходимости не только учить, но и развивать качества обучающихся, знание, какие каче­ства нужно и можно развивать в процессе обучения (мышление, память, внимание, общительность, самостоятельность, инициа­тивность, настойчивость, находчивость, смелость, самообладание и др.), на данном занятии;

• широкое использование приемов, способствующих общему развитию обучающихся: постановки перед проблемой, повышен­ными трудностями, требующими напряженной работы, предос­тавления самостоятельности; побуждения к проявлению высокой активности и творческому поиску, настойчивости, умения не па­совать перед трудностями и не отчаиваться при неудачах; прове­дения дискуссий, поощрения научно-доказательного отстаивания своего мнения; культуры общения и др.;

• изложение учебного материала с ориентацией на глубокое осмысление и понимание его обучающимися (а не на память), с использованием аргументации, обоснования, разъяснений, дока­зательств, контрольных вопросов, ответов на любые вопросы обучающихся;

• разъяснение любых, даже самых сложных теоретических вопросов, живым, разговорным, доступным для понимания, вы­разительным языком. Аудитория не должна видеть перед собой уткнувшегося в конспект человека, повторяющего чужие мысли. Перед ней должен стоять свободно рассуждающий преподава­тель. На ее глазах должна рождаться и пульсировать его мысль, которая отливается в слова порой с трудом и преподаватель ищет ее наилучшее выражение. Обучающиеся следят за ходами мысли, повторяют их в своем сознании, мыслят в резонанс с лектором и таким образом тренируются интеллектуально, развивая у себя мышление, присущее преподавателю. Иначе говоря, лекция хо­роша, когда она представляет собой мышление преподавателя вслух. Тогда она становится лабораторией развития научного мышления обучающихся;

• поощрение стремления обучающихся глубоко и самостоя­тельно разобраться в изучаемом, в проблеме, иметь свое аргумен­тированное мнение;

• нацеленность на развитие определенного качества в дан­ный отрезок учебного процесса или на занятии;

• умелая активизация развиваемого у обучающихся качества с многократным повторением этого на последующих занятиях;

• выполнение упражнений на высоком, но доступном урон не трудностей, требующем мобилизованности обучающих;

• поиск ответов на нестандартные вопросы отдельными слушателями и учебной группой,

• тщательный и поучительный разбор учебных действий:

• побуждение к самооценке и саморазбору действий. Технология развитая мышления. Мышление, ум — высшее состояние человека. Ум ничем не может быть заменен. Общее развитие мышления и профессионального мышления — одна us важнейших задач при подготовке специалиста. Она предстает и обучении в двух ипостасях: и как одна из задач развития, и как условие успеха в обучении вообще. При всей сложности и многообусловленности задачи специальная технология выступа­ет одним из средств в ее решении.

Прежде всего имеет значение постоянная активизация мыш­ления обучающихся в ходе всех занятий. Ее приемы аналогичны описанным в предыдущей технологии.

Необходимо не только активизировать, но и целенаправленно развивать свойства мышления обучающихся: широту мышления, его комплексность, глубину, аналятико-синтетический характер, ясность, логичность, обоснованность, прогностичность, ско­рость, находчивость, нестандартность, гибкость, практичность, творческий характер и др. Следя за мыслью преподавателя на занятиях, слушатели невольно повторяют ее качественные осо­бенности. Опытный преподаватель умышленно усиливает те свойства своего мышления и их воплощение в речи, которые он хочет развить у слушающих его. Соответствующие свойства мышления слушателей развиваются и особой постановкой во­просов, учебными заданиями, созданием ситуаций и условий, объяснениями, как надо размышлять в тех или иных случаях. Требованиями к обучающимся рассуждать вслух.

Следующий элемент технологии — формирование у обу­чающихся операциональных компонентов мышления, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, распознавания, аб­страгирования, обобщения, классификации, систематизации. Им нельзя обучить «теоретически», нужны упражнения по отра­ботке каждой операции на конкретном учебном материале с за­даниями типа: «проанализируйте», «проведите классификацию», «сравните» и др. Полезна алгоритмизация этих умственных операций. Если обучающемуся впервые поручается провести, на­пример, анализ, то обычно в его сознании «вспыхивают» вопро­сы: с чего начать? как построить? что включить в анализ? Раз­работанный преподавателем и отраженный в письменной мето­дичке порядок выполнения умственного действия помогает обу­чающемуся справиться с заданием с первого раза. Практикуясь в разных видах анализа, он уверенно овладевает этой операцией.

В развитии мышления специалиста с высшим образованием практикуется овладение основами научного познания: общенаучными принципами, диалектикой познания, теорией систем, ос­новными научными методами постижения истины. Развитому на научных основах мышлению чужды скороспелость выводов, безапелляционность суждений, подмена подлинной доказатель­ности первым пришедшим в голову объяснением, выдумывание упрощенных схем реальности, удобных для понимания людьми, мыслящими примитивно. Научное познание обеспечивает ис­тинное понимание реального мира во всей его сложности и на этой основе позволяет принимать глубоко осмысленные, реали­стичные, а потому и эффективные решения.

Развитие профессионального мышления возможно и путем изучения и отработки обучающимися соответствующих приемов мышления.

Технология проблемного обученияэто одна из развивающих технологий, рассматривающая решение учебных проблемных ситуаций как движущую силу развития. Обучающиеся решают познавательные и поведенческие проблемы. Проблемная ситуа­ция, создаваемая преподавателем, требует от них не столько припоминания знаний, приложимых к ней, сколько анализа, синтеза, оценки, размышлений, самостоятельного поиска, твор­чества, настойчивости, находок. Систематическая активность таких психологических проявлений приводит к их совершенст­вованию.

Техника решения проблемной ситуации обучающимися в общем случае предполагает:

• осмысление ими сути проблемы, значения (теоретического и практического) разрешения ее;

• установление причин и условий возникновения проблемы;

• разработку комплекса вариантов решения проблемы (научных и практических версий)

• исследование каждой версии, ее плюсов, минусов и воз­можностей реализации;

• сопоставление разных версий и выбор лучшей;

• детальную проработку решения проблемы на основе ото­бранной версии и путей достижения наилучшего результата.

Высший уровень проблемности достигается при привлече­нии студентов к поисковой, учебно-исследовательской и науч­но-исследовательской деятельности. Проблемной должна быть и тема выпускной дипломной работы.

Технологии воспитывающего обучения. Учебный процесс, про­ведение занятий, формирование знаний, навыков и умений от­крывают возможность включить пять технологических направ­лений использования преподавателем и самим обучающимся их воспитывающих возможностей. Говоря только о главном, можно выделить в них следующее.

Первое — влияние личности и поведения преподавателя:

• авторитет педагога, выраженная индивидуальность, уважи­тельное отношение и интерес к нему обучающихся;

• справедливое, уважительное отношение его к обучающим­ся, доброжелательность и справедливость (верна русская посло­вица: «В ком добра нет, в том и правды мало»-), эмпатийность (привычка ставить себя на место обучающихся и лучше таким образом понимать их), человечность, искреннее стремление пе­редать им свой опыт, помочь им в жизни и предстоящей профес­сиональной деятельности;

• пример увлеченного и добросовестного отношения к под­готовке занятий, самоотдача при их проведении;

• влюбленность в знания, науку, жизнь, любовь к Родине и народу, выраженное стремление имеющимися силами способст­вовать их благополучию;

• неформальное групповое и индивидуальное общение с обучаемыми за пределами занятий по расписанию, вовлечение их в сферу науки, творчества, поисков;

• общительность, доступность, открытость для обучающихся. правдивость, искренность, простота, непринужденность, демо­кратичность, культура общения, поведения, манер.

Второе — организация занятий:

продуманное планирование и расписание занятий (не вы­зывающие возмущений), строгое выполнение их;

• хорошая подготовленность помещений, занятий и наличие всего, что необходимо для успешного обучения;

• дисциплина начала, конца занятий, поведения обучаю­щихся на них;

• деловитость, рабочий ритм, полноценное использование времени;

• требование к обучающимся относиться к учебе как к при­оритетному направлению в период пребывания в образователь­ном учреждении, проявлять личную организованность, трудолю­бие, добросовестность, качественно выполнять все учебные зада­ния, заниматься самостоятельно;

• предъявление справедливой педагогической требовательно­сти к качеству усвоения учебного материала обучающимися;

• соблюдение всех требований устава образовательного уч­реждения и его руководства;

• всемерная индивидуализация обучения, контроля, помощи не только отстающим, но и пытливым, ищущим, одаренным обу­чающимся, поощрение углубленного (продвинутого) изучения программ;

• регулярное, частое применение в масштабе образователь­ного заведения, факультета, кафедры, занятия разнообразных поощрительных мер к обучающимся.

Третьесодержание занятии:

• использование всех возможностей для связи содержания с жизнью, профессиональной деятельностью;

• подчеркивание, акцентуация вопросов, имеющих социаль­ное, гуманитарное, патриотическое, гражданское, психологиче­ское, педагогическое, экономическое значение;

• показ значимости тех или иных изучаемых вопросов для будущего обучающихся, их успехов, неудач.

Четвертоеметодика:

использование всех средств для мотивации заинтересован­ного, увлеченного, серьезного, ответственного отношения обу­чающихся к учебе, в том числе описываемых технологий;

• широкое применение приемов обучения, дающих и воспи­тательный эффект: доказательств, словесного убеждения, убежде­ний на примере и личном опыте, внушения, эмоционального воздействия, требований, коллективной работы, соревнователь­ных отношений, оказания товарищеской помощи, взаимной поддержки и выручки, сравнений, оценок, объявления наиболее успешных, постановки в пример, одобрения, осуждения, упрека, авансирования доверия, побуждений к самооценке и самоанали­зу, имитации ситуаций неудачи первой попытки решения учеб­ной задачи, побуждений к доведению дел до конца.

Пятоесамостоятельная работа:

• всемерная активизация самостоятельной работы, достиже­ние понимания ее значимости, необходимости, создание макси­мально благоприятных и привлекательных условий для нее;

• ознакомление обучающихся со способами самостоятельной работы и помощь в овладении ими;

• стимулирование и руководство самостоятельной работой, регулярно функционирующей системой заданий на нее с уста­новлением сроков их выполнения, обязательной проверкой и оценкой результатов;

• централизованное регулирование объема заданий на само­подготовку, исключающее превращение их в невыполнимые (хотя, как остроумно замечено, перегружен только добросовест­ный студент);

• воспитание интереса, привычки, потребности в регулярной самостоятельной работе.

За рубежом распространен ряд видов обучения и их техно­логии, которые не нашли пока широкого применения и у нас. Они таковы.

Технологии обучения жизни и деятельности в условиях гума­низации общества. Гуманитарная подготовка несомненно ком­плексна, но выглядит нередко чем-то организационно расплыв­чатым. Поэтому заслуживает внимания зарубежный опыт спе­циальной подготовки.

Центральное место в гуманитарной подготовке отводится изучению: теории гуманизма и демократии, культуры, искусства и этноса народа, родного языка и литературы, социологии, пси­хологии и педагогики, философии права, прав и обязанностей гражданина, национальной психологии и культуры других наро­дов, проблем человечества (мира, экологии, сотрудничества), профессиональной морали, деонтологии, социологии.

Обращается внимание на усвоение обучающимися гумани­тарных аспектов жизни в обществе, в семье: отношений полов, отношений к родителям, детям, младшим и старшим по возрас­ту; помощи попавшим в беду, способов сохранения здоровья.

Будущих профессионалов знакомят с гуманитарными аспектами их труда, его влиянием на общественные, значимые для их людей факторы, их благополучие, на мораль и экологию.

Они изучают гуманитарные аспекты деятельности трудового коллектива, взаимоотношения и нормы поведения в нем, обязанности перед коллегами, способы сочетания личных и коллективных интересов, самоутверждения в нем. Главное, что гуманизм осваивается не походя, декларативно, а комплексно, систематично и практично. Гуманитарные аспек­ты затрагиваются во всех учебных дисциплинах, если изучаемые вопросы как-то связаны с ними. Они включаются как дополни­тельные в разные практические занятия и игры. От обучающих­ся требуется учитывать их при принятии решений по профес­сиональным вопросам. Гуманитарные вопросы активно подни­маются, обсуждаются, дискутируются, решаются лично и коллеги­ально, с использованием общественных форм самоуправления в текущей жизни обучающихся: в учебной группе, в общежитии, за пределами образовательного учреждения, с включением в оказание различных форм гуманитарной помощи населению.

Технологии обучения жизни и деятельности в условиях демокра­тии. Обучение предполагает ознакомление и достижение внутрен­него принятия обучающимися следующих норм поведения;

• признание права каждого человека на свое понимание ок­ружающего, свое мнение, свои интересы и желания, на выбор решений и поступков, на индивидуальность, свой менталитет, свободное развитие, на выбор пути в жизни, но в пределах норм права и уважения прав других людей;

г • отношение к разнообразию (плюрализму) идей, взглядов, желаний, подходов, отношений как к нормальному явлению в жизни, не как к недостатку, а как к достоинству (тем более не как к «скандалу» — словечку, не сходящему с уст ряда неграмот­ных в вопросах демократии работников телевидения), как обяза­тельному условию быстрого развития коллектива, достижения успехов и принятия взвешенных решений;

• проявление уважения и терпимости к менталитету (индивидуальности, своеобразию) другого человека, к его несо­гласию с ними, к его интересам, выборам, решениям;

• отношение к другому человеку (группе), отличающемуся от них, не как к врагу (не допускать возникновения «образа врага»).

Антидемократична формула: «Кто не с нами — тот против нас» и демократична христианская — «Кто не против нас — тот с нами»;

• стремление при столкновении с иными интересами, мне­ниями, выборами, поступками понять их, увидеть достоинства, а не сводить все к недостаткам;

• недопустимость попыток сразу критиковать и переделывать человека, «обращать его в свою веру», необходимость сотрудничать с ним, не сводить дело к силовому давлению, стараясь в дискуссии найти точки соприкосновения, убедить, достигнуть согласия;

• понимание личной ответственности за свой свободный выбор и его последствия. Хочешь добиться успехов — подчиняй­ся необходимости делать правильный выбор. Свобода — это ум­ный, взвешенный выбор.

Все демократические нормы действуют при обязательном соблюдении правовых, а также моральных. Формула «моя свобо­да кончается там, где начинается свобода другого человека» индокринируется (внедряется) за рубежом в сознание граждан с детского возраста и является одним из опорных столпов циви­лизованного понимания прав, свод, гуманизма и демократии.

Демократическое обучение бесплодно, если жизнь образова­тельного учреждения и учебный процесс не строятся на демо­кратических началах. Они предусмотрены и нашим законода­тельством. Это выражается в:

• предоставлении образовательным учреждениям самостоя­тельности в определении содержания педагогического процесса в соответствии с Государственными образовательными стандартами;

• признании права руководителей занятий вносить свои коррективы в их содержание, методику, руководствуясь Государ­ственными образовательными стандартами, законами об образо­вании и подзаконными актами;

• предоставлении свободы обучающимся получать образова­ние согласно своим склонностям и потребностям;

• поддержании дисциплины на основе уважения человече­ского достоинства, без применения методов физического и пси­хического насилия;

• такой организации и таком проведении различных форм занятий, которые развивали бы демократические качества, уста­новки, привычки и умения у обучающихся;

• культивировании демократических норм во взаимоотно­шениях и общении преподавателей и обучающихся.

В процессе постоянной реализации в жизни и учебе демо­кратических норм мышления и поведения у студентов форми­руются демократические навыки и привычки, демократизм как качество личности.

Технологии обучения жизни и деятельности в условиях рыноч­ной экономики. С учетом мирового педагогического опыта мож­но отметить целесообразность следующих мер у нас:

а) решительно улучшить формирование качеств личности: ак­тивности, инициативности, самостоятельности, предприимчиво­сти, расторопности, деловитости, порядочности, ответственно­сти, надежности (репутация надежного профессионала), органи­зованности, аккуратности, бережливости, умения и привычки рассчитывать на себя (а не жить по принципу «дай»);

б) развивать деловые умения:

• ставить перед собой реальные цели,

• рассчитывать последовательность движения к цели,

• анализировать ситуации и возникшие проблемы,

• выдвигать профессионально и научно обоснованные вер­сии о происхождении проблемы и способах ее решения,

• предвидеть трудности решения проблемы,

- намечать реальные способы решения проблемы,

• принимать решения, выбирая обоснованно одно из ряда возможных, рассчитывать этапы и способы выполнения,

• самокритично оценивать правильность выбранного реше­ния и расчета его выполнения,

• контролировать ход выполнения решения;

в) развивать коммуникативные способности, навыки и умения делового и бытового общения:

• умение оценивать собеседника, занятую им позицию, на­мерения в разговоре и применяемые приемы,

• умение быстро и по-деловому включаться в общение,

• умение понимать главное и второстепенное в разговоре, отделять словесную шелуху от важного,

• умение слушать и проникать в смысл того, что порой неявно выражено в словах, интерпретировать, анализировать и ре­зюмировать высказанное,

• умение аргументированно защищать свою позицию и оп­ровергать неприемлемые предложения и т.п.

Представляет интерес распространенный во всем мире опыт поощрения студентов к зарабатыванию денег в период учебы для оплаты образования (хотя бы частичной) и удовлетворения своих потребностей. Это делается учреждениями, родителями и по личной инициативе студентов. Работа может вестись за преде­лами и в стенах образовательного учреждения. Создаются уче­нические (студенческие) кооперативы и сберегательные кассы. Число их в отдельных странах достигают 50 тысяч. Кооперативы занимаются:

• созданием и обслуживанием буфетов, организацией зав­траков и обедов для обучающихся,

• снабжением студентов литературой, распечатками, канце­лярскими принадлежностями, одеждой,

• пошивом и ремонтом одежды, обуви, ремонтом часов,

• организацией стрижки, косметическим обслуживанием,

• ремонтом учебных помещений, оборудования, спортивного инвентаря, квартир,

• организацией и осуществлением ксерокопирования,

• поиском и обустройством жилья для обучающихся,

• переводами с иностранных языков,

• компьютерным обслуживанием по заказам,

• уходом за детьми, пожилыми людьми на дому,

• доставкой корреспонденции, продуктов на дом,

• проведением консультаций, репетиторства,

• возрождением и развитием народных промыслов и др. Кооперативы самоуправляются, функционируют в свободное от занятий время. Участие обучающихся в их работе рассматри­вается как решающее и финансовые, и педагогические задачи, воспитывающее привычку добиваться всего самому, добывать своим трудом средства для удовлетворения потребностей, разви­вающее экономическое мышление, предприимчивость, делови­тость, самостоятельность, трудолюбие, потребность в сотрудни­честве и коллективизм, формирующее навыки демократического решения проблем при совместной добровольной работе. Коопе­ративы приносят пользу и учебному заведению.

Компьютерно-педагогические технологии.Бурное развитие ин­формационных технологий и средств открывает принципиально новые возможности обучения и образования. За рубежом появи­лись даже вузы, целиком перешедшие на обучение с помощью компьютеров, в которых преподаватели заняты в основном раз­работкой программ и обеспечивающего их освоение учебного материала, а также при необходимости консультациями студен­тов. Возможно, что уже лет через 10—20 образование в основном будет осуществляться на базе информационных сетей, и люди смогут получать его по месту жительства, находясь в своих квар­тирах («дистанционное образование»), выбирая индивидуальный темп и сроки обучения, пользуясь при этом неограниченным объемом учебной информации, не только слушая, но и видя на дисплее лектора, получая ответы на вопросы, консультируясь, сдавая зачеты и экзамены. Но при всем этом нужна новаторская разработка компьютерно-педагогических технологий.

Сейчас такие технологии чаще всего основываются на прие­ме программированного обучения: выбора правильного ответа из 3—5 предложенных. Однако опыт показал дидактическую, развивающую и воспитательную ограниченность такого приема. Необходимы новые педагогические разработки для компьюте­ров. Назрела необходимость:

• в каждом образовательном учреждении уже сейчас исполь­зовать компьютеры для: а) учащения компьютерного контроля усвоения знаний студентами (желательно в ходе и по итогам ка­ждого занятия), б) охвата ежедневным учетом успеваемости всех студентов; в) обеспечения объективности оценок; г) использова­ния Интернета для улучшения информационного обеспечения деятельности и преподавателей, и студентов;

• не обольщаться внешней картинностью: студент за компь­ютером и учится. Как учится, с какой глубиной усваивает, может ли применять знания, какие качества и способности развивают­ся, формируется ли личность? Эти педагогические вопросы пер­востепенны;

• искать возможности использования компьютеров не толь­ко для овладения обучающимися знаниями, но и для формиро­вания у них части профессиональных навыков и умений (например, анализа и оценки обстановки, осуществления наблю­дения, принятия решений и др.), решения задач образования, воспитания, развития, а также предупреждения дидактогений (побочных, непредвиденных, вредных педагогических результа­тов, возникающих при долгой работе на компьютерах).

Проникновение компьютеров в образование порождает но­вые педагогические проблемы. Обсуждается, например, вопрос о целесообразности освоения обучающимися того объема знаний, который предусмотрен сейчас. Некоторые теоретики обра­зования за рубежом утверждают, что знания должны храниться в памяти компьютера, а не в памяти человека, который, пользу­ясь компьютером и сотовым телефоном, всегда может получить любую информацию в любом месте и в любой момент. Причем она всегда будет совершеннее, чем знания, хранящиеся в памя­ти индивида, — говорят они. Нужна не «накачка знаниями», а усиление образовательной составляющей профессионализма, развитие интеллекта и других качеств, обучение решению прак­тических задач с компьютером (сотовым телефоном) в руках.



Просмотров 984

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!