Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основы психологической и педагогической техники



Понятие о психологические

И педагогической технике

Слово «техника» в своих истоках имеет древнегреческое techne — искусственный, искусство, мастерство. Совокупность операций, приемов выполнения определен­ного действия (в любом виде деятельности), образующих его операциональную сторону, именуется техникой выполнения. Правильная, эффективная техника — обязательное условие эф­фективности любого действия.

Психологическая и педагогическая техника заключается в сво­ей основе в технике владения тем, что имеет каждый человек, — словом, голосом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, манерами. Когда они используются в психологических и педагогических целях, они выступают в качестве основных пси­хологических ипедагогических средств. Если рассматривать каж­дое из них отдельно, как психологическое или как педагогиче­ское, то различия невелики. Но они значительны при выполне­нии психологических и педагогических действийотносительно законченных актов деятельности, каждый из которых преследует достижение определенного — психологического или педагогиче­ского — результата. К таким психологическим и педагогическим действиям, которыми может и должен пользоваться каждый об­разованный человек, профессионал, относятся:

психологические: психологические приемы профессиональ­ного наблюдения, психологическое наблюдение, психологиче­ский анализ, психологическая диагностика (психодиагностика), составление психологического портрета, психологическое реше­ние, психология общения, психология разрешения конфликтов, установление психологического контакта, психологическое воз­действие, разработка психологического сценария предстоящих действий, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, психологическое консультирование и др.

педагогические, педагогическое наблюдение, педагогиче­ский анализ, педагогическое изучение человека и группы, педа­гогическое решение, педагогическое общение, воздействие, кон­сультирование, помощь, оценивание, разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия, педагогическое поведение и др. Техника выполнения педагогиче­ских действий включает дополнительно использование средств наглядности, учебных приборов, технических учебных устройств, учебного оборудования.

Если сами действия отвечают на вопрос что делать, то тех­ника их выполнения — на вопрос как? Техника выполнения психологических и педагогических действий различается, по­скольку разным должен быть их результат: психологический или педагогический. Возможно комплексирование действий и тех­ник, что приводит, например, к психолого-педагогическим на­блюдению, анализу, решению и пр.

Выполнение психологических и педагогических действий может иметь самостоятельное значение в жизни и профессио­нальной деятельности человека, тогда они носят характер основ­ных (например, в деятельности учителя, преподавателя, в фор­мировании личности своего ребенка, работе с сотрудниками). Но нередко они выступают и как вспомогательные (например, обеспечивающие достижение иных по своей природе целей — производственных, управленческих, юридических).

Техника выполнения отдельных действий складывается из особых приемов (способов, особых движений, образа действий, частных действий и иных проявлений активности. Эти понятия, по энциклопедическому определению, близки по своему значе­нию), выполняемых с соблюдением определенных правил.

Таким образом, психологическая а педагогическая техника

это совокупность психологических и педагогических действий, средств, приемов и правил, используемых в интересах получения максимального психологического и педагогического результата в различных ситуациях жизни и профессиональной деятельности. Сегодня она — уже не чистая эмпирика, но и продукт научных изысканий. Это выработанные успешной практикой, исследо­ванные, усовершенствованные и апробированные психологической и педагогической науками эффективные способы действий. Психологическая и педагогическая техника кому-то может ка­заться мелочами, деталями, тонкостями. Но подлинное мастерст­во — всегда и во всем тонкости. Именно они отличают подлин­ного мастера от ремесленника, дилетанта, формалиста, верхогля­да. Мастер знает не только, что надо делать, но и до мелочей, как. Он подмечает, учитывает и делает то, что менее компетент­ный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает, как лишнее. Учет «мелочей» или пренебрежение ими как раз и опре­деляют различия в результатах успешных и неуспешных специа­листов, которые внешне вроде бы делают одно и то же. Разница чаще всего не в том, что одни что-то делают, а другие нет. Главное, как делают. Вот почему так важно овладеть техникой действий.

Техника использова­ния

речевых средств

Техника начинается с элементарного — умения пользоваться словом, речью. Они насыщают жизнь каждого человека. Есть профессии, где слову принадлежит решающая роль: учителя, преподавателя, журналиста, юриста, воспитателя и др. Надо знать цену слова — оно может окрылить человека и принести невыразимую боль.

Возможности человека пользоваться словом связаны с бо­гатством словарного состава, с точным словоупотреблением — использованием слов в соответствии с их значением. Это позво­ляет подбирать самые нужные, самые лучшие, самые точные, самые яркие слова. Надо почаще обращаться за справками к словарям русского языка, иностранных слов, энциклопедиям, записывать новые слова в записную книжку, запоминать их.

Возможности речи связаны с богатством и культурой словес­ного оформления мыслей, словесных оборотов, использованием образов исторических и литературных героев, исторических со­бытий, отрывков стихотворений, народных пословиц и поговорок, высказываниями мудрых людей, поучительных историй и т.п. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. Скучно, трудно, нудно слушать речь, состоящую из бесцветных, тусклых, затасканных, общих, мало что значащих выражений, а тем более засоренную вульгарными, почерпнутыми из криминального жаргона, иностранными словечками. Культурность и образован­ность человека проявляется в любви к своему национальному языку, стремлении беречь его чистоту, как завещали нам наши великие предки, много сделавшие для его расцвета и совершен­ства. Обязательное условие высокой культуры и техники речи — правильные произношение и ударения, отсутствие слов-паразитов («так сказать», «надо сказать», «как говорится», «значит»,

«понимаешь», «ну- и пр.) и посторонних звуков («м-м-м-м......», «э-э-э-э......» и т.п.).

Самое важное — уметь излагать мысли точно, ясно, логично. Сложность этого связана с тем, что речь — это громкое мышле­ние. Ясно, логично, убедительно говорит тот, кто так же мыс­лит. Не развив свой интеллект, невозможно говорить толково. Многословие, малопонятность речи — лакмусовая бумажка со­ответствующего мышления и коренной дефект слабости речи как основы психологической и педагогической техники.

Другое техническое умение — умение пользоваться вырази­тельными возможностями речи:

эмоциональной выразительностью (экспрессивностью). Слова, произносимые без выражения чувств, бесстрастно и равнодушно, многое утрачивают в своей смысловой и воздейственной силе! Нужно выражение искреннего отношения говорящего к произно­симому, «артистичность» интонаций. По некоторым данным, по­нимание речи на 40% зависит от ее экспрессивной партитуры;

лексической выразительностью — использованием точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, си­нонимов, омонимов, терминов;

фонетической выразительностью — хорошим произношением, дикцией, ритмикой, темпом, громкостью. Плох «пулеметный» темп, еще хуже крик, а тем более визг. Старая восточная мудрость гласит: если ты кричишь, значит ты не прав и слаб;

грамматической выразительностью;

звуковой выразительностью — сопровождением высказыва­ний уместным покашливанием, вздохами, хмыканием, хохотком, смехом, несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а» и др.

Педагогически совершенная речь отличается ясностью вложен­ной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием разнообраз­ных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применением уменьшительных и ласкательных слов, идиомов, афо­ризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.

Тембр голоса— обязательный атрибут речи каждого, ее му­зыка. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Нередко тембр характеризует человека: у злого — злой го­лос, у грубого — грубый, у веселого — веселый, у доброго — добрый, неуверенный в себе человек говорит неуверенно, тихо. Следует обращать внимание на тембр своего голоса, по возмож­ности придавать ему нужные звуковые краски, тренироваться в этом (например, с использованием магнитофона).

Техника использования

Неречевых средств Речь, слово воспринимаются другими в «обрамлении» сопровождающего их ком­плекса неречевых средств: мимики, жестов, позы, осанки, походки говорящего. В них столько же, а порой и больше, красноречия, искренности, доб­роты, уверенности или равнодушия, лживости, недоброжела­тельности, сомнения, сколько в словах.

Полезно взять за правило следить за своей мимикой, проду­мывать, какая она должна быть, какая она есть, почему, когда и как ее менять. Многие вообще не знают, какое у них выражение лица. Стоит временами бросать взгляд в зеркало и мгновенно оценивать, каково оно обычно. Управляя мимикой при разгово­ре, придавать нужное выражение глазам (искреннее, сомневаю­щееся, с прищуром, хитринкой, насмешливое, смеющееся и др.), положению головы (прямо, высокомерно поднятый подбо­родок, наклон вперед с взглядом исподлобья, наклон вбок), носогубным мышцам.

Разумно использовать возможности жестов при разговоре, но не допускать бессмысленной жестикуляции — размахивания руками, избегать стереотипных жестов (одного — двух, напри­мер, «рубки воздуха», «указующего перста») и не пользоваться вульгарными.

Мимика, пантомимика, поза, походка, осанка позволяют создавать впечатление о себе, повышать воздействие произно­симых слов на собеседника, придавать им особый смысл. Они свидетельствует о значимости для говорящего произносимых слов, вере в то, что он говорит, интересе, его психическом со­стоянии, отношении к собеседнику и к себе, демонстрируют ряд имеющихся качеств (интеллигентность, ум, образованность, воспитанность, культурность, самомнение, глупость, решимость, волнение, неуверенность, испытываемый страх и др.). Даже по­ходка может немало сказать о человеке. Взгляните на идущего впереди человека и попытайтесь что-то сказать о нем. Даже не будучи натренированным в такой диагностике, можно сказать что-то, что будет соответствовать действительности.

В большинстве профессий не должно быть раздвоения между содержанием речи, средствами выразительности и неречевыми. В противном случае одни и те же слова могут приобрести противопо­ложный смысл. Можно, например, произносить уважительные сло­ва и ненавидеть глазами. Лишь в отдельных случаях и профессиях бывают обстоятельства, когда все призвано маскировать действи­тельный смысл высказываний, отношения и намерения говорящего.

Психологическая и педагогическая техника заключается в продуманном и умелом использовании всех абсолютно нерече­вых средств при контактах и общении с людьми. Они во многом сказываются на формировании имиджа человека — его образе во мнении других, впечатлении о нем. Говорить надо не только ушам, но и глазам людей. Этому надо учиться, занимаясь отра­боткой голоса, произнесения слов и фраз, использованием ми­мических и пантомимических средств перед зеркалом, магнито­фоном и видеокамерой, в паре с товарищем.



Просмотров 662

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!