Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Решение профессиональных задач в экстремальных условиях



Экстремальность в

профессиональной деятельности Экстремальными называют ситуации, которые ставят перед человеком большие деятельности трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможно­стей. В профессиональной деятельности такие ситуации доста­точно часты, особенно у специалистов силовых структур, спаса­телей, юристов, врачей, инженерно-технических работников, транспортников и др. Это ситуации при действии стихийных сил природы (землетрясения, ураганы, лесные пожары, сели, эпидемии и эпизоотии и пр.), аварийные изменения техносфе­ры (аварии на химических, экологически опасных производст­вах, атомных электростанциях, катастрофы транспорта, разру­шение зданий и пр.) и социальные катаклизмы (массовые бес­порядки, террористические акты, захваты заложников и самоле­тов, действия бандитских групп, острые социальные конфликты и др.). Однако экстремальность бывает и профессиональной (угроза банкротства, разорения, крупные потери, неудачи, от­сутствие средств для оплаты задолженности, выход из строя техники и отсутствие запчастей и др.), и бытовой (острые кон­фликты, национальный экстремизм, угрозы преступников, пе­регрузки и отсутствие сил, противоречия между требованиями ситуации и личной подготовленностью к ней и т.п.). Действия в экстремальной ситуации часто имеют решающее значение для успеха. Они — пик профессионализма и подготовленности че­ловека к реалиям жизни.

В последние десятилетия происходит рост экстремальности в жизни и деятельности практически всех граждан, что повышает значение их экстремальной подготовленности. Характеристика

экстремальных ситуаций Для экстремальных ситуаций характерны трудности, вызванные разными факторами, относящимся к трем группам: обстановочным, деятельностным и личностным. Экстремальные си­туации отличаются разными комплексами их.

К обстановочным факторамотносятся объективные особен­ности событий:

факта возникновения события, относимого обычно к экстремальным (катастрофа, авария, землетрясение, пожар, крах, смерть игр.);

наблюдаемых потерь, лишений, разрушений, страданий, сры­ва работы, неудачи, поражения и пр. (непосредственные впечат­ления);

объективной угрозы выполнению плана, достижению цели, здоровью, жизни людей или самого сотрудника;

новизны, необычности, внезапности, стремительности возникновения и протекания значимого события (помех, кон­фликтов, противодействия, вымогательства, шантажа, нападе­ния и др.);

неопределенности, общей тревожности, пораженческих на­строений, хождения слухов.

Деятельностные факторыприсуши самой деятельности, ко­торую реализует человек. Это факторы:

понимания большой значимости предстоящих или выпол­няемых человеком действий;

предвидения больших трудностей в достижении необходимого результата и возможности неудачи;

• понимания большой цены ошибки, если она будет допущена;

осознания личной ответственности за успех;

- дефицита времени для подготовки, принятия решения и достижения необходимого результата;

ожидания;

понимания недостаточной обеспеченности предстоящих или осуществляемых действий, нужной для успеха;

коллективизма, солидарности, выражающиеся в понимании не подводить других, не выглядеть в их глазах неполноценным профессионалом, неполноценной личностью;

неудач, сделанных промахов, ошибок;

больших и длительных нагрузок.

Личностные факторысвязаны с психологическими и педа­гогическими особенностями личности. Таковы факторы;

отсутствия интереса. Работа с интересом умножает силы, без него — заставляет постоянно пересиливать себя;

отсутствия личного опыта действий в экстремальных во­обще или подобных ситуациях;

неуверенности в себе;

неуверенности в правильности решения, сделанном выборе {борьба мотивов);

неуверенности в коллегах, руководителе

" неуверенности в технике, средствах защиты, оружии;

• непонимания обстановки и того, что надо делать

психологической неготовности неполной собранности

низкой психологической надежности, проявляющейся вобо­стренных реакциях на трудности (чрезмерная тревожность, пере­живания, плохое самообладание);

низкой работоспособности и выносливости.

По степени экстремальности, трудностей, напряжений все ситуации делятся:

нормальные, характерные обычными трудностями;

параэкстремальные — трудности около предельных;

собственно экстремальные — испытываемые трудности тре­буют полной мобилизации возможностей человека;

гиперэкстремальные — трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу».

Профессиональная деятельность, да и нередко жизнь, харак­терны чередой ситуаций, в которой встречаются все эти типы. Любая нормальная ситуация может перерасти в остро экстре­мальную даже из-за неосторожно сказанного слова, полученной новой информации, нервного состояния собеседника.

Экстремальность — объективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В pe­шающей степени это зависит от особенностей личности, подготовленности и психического состояния. Так, прыжок с парашютом для человека, впервые совершающего его, бесспорно экстре­мален, а для мастера парашютного спорта — обыденное, нор­мальное событие. Собранный, настороженный и отмобилизовав­ший свои силы человек готов к встрече с любыми опасностями и неожиданностями, но он может вздрогнуть, испытать мгновен­ный испуг и растерянность, услышав рядом телефонный звонок, когда пребывает в состоянии расслабленности (психологически верна народная поговорка: «расплох и медведя губит»).

Состояния и профессиональные

действия людей в экстремальных

ситуациях Существуют два вида психологических ре­акций человека в экстремальных ситуаци­ях: неспецифические — возникающие все­гда, во всех экстремальных ситуациях, не­зависимо от их конкретных особенностей, и специфические — соответствующие особенностям ситуации. Первые выражаются в универсальной реакции — психологиче­ском стрессе — возникновении психического напряжения, вы­зывающего общую мобилизацию возможностей психики и орга­низма, необходимую для преодоления возникших трудностей. Вторые — в реакции, в точности отвечающей своеобразию дан­ной экстремальной ситуации — адекватные ей психические процессы и состояния, мысли, соображения, чувства, волевые процессы, поступки, действия, приемы. Те и другие, в зависи­мости от своего характера, могут способствовать успеху дейст­вий в экстремальных ситуациях либо ухудшать и даже срывать их. Так, относительно небольшое психическое напряжение (эустресс) повышает качество действий, а чрезмерное (дистресс) — ухудшает. Хорошая подготовленность позволяет действовать со­ответственно специфике обстановки, а плохая — порождает не­суразные или некачественные решения, непродуманные дейст­вия, применение несоответствующих обстановке приемов и воз­никновение неадекватных психических состояний (например, потерю бдительности или неоправданные страхи) и др.

Поэтому на плохо, недостаточно подготовленного к поведе­ниюи решению задач в экстремальных условиях человека, про­фессионала, последние сказываются отрицательно: вызывают перенапряжение, растерянность, нерешительность, утрату самоконтроля и самоуправления, страх, непонимание обстановки, ухудшение сообразительности, находчивости, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций, учащение и углубление оши­бок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают пессимистические настроения, слухи, ослабление дисциплины, нарушения устав­ных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника и пр.

На надлежащим образам подготовленного к решению задач в экстремальных условиях человека экстремальные факторы и си­туации сказываются, напротив, положительно. Они способствуют должной мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывают внутренний подъ­ем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упор­ство, деятельностный максимализм (страстное стремление добить­ся самого высокого и безусловного результата), повышенную бди­тельность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий даже повышается по сравнению с нормой.

Подготовленность к успешному решению задач в экстремаль­ных условиях напрямую связана с уровнем общей психологиче­ской сформирован ности личности человека, профессионала, его образованностью, воспитанностью, обученностью и развитостью. Однако, как показывают опыт и исследования, они должны быть еще дополнены особой подготовленностью — экстремальной.

Основы экстремальной

подготовки к профессионала Экстремальная подготовленность профессионала основана на профессионально-психологической и профессионально-педагогической, характеристики которых рассмотрены в гл. 1. Одной из задач их выступает экстремаль­ная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуа­циях.Профессионалу, не прошедшему курс экстремальной подготовки, приходится на опыте приобретать умение действо­вать в экстремальных ситуациях, учиться на своих ошибках, ко­торые могут дорого стоить и ему, и другим. Но молодой специа­лист, прошедший интенсивный курс за 6 месяцев, приобретает то, на что практику нужно 8—10 лет.

В психолого-педагогическом плане экстремальная подготов­ленность профессионала состоит из трех компонентов:

• экстремальной обученности,

• морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях,

• экстремальной развитости. Экстремальная обученность включает:

знания экстремальных ситуаций, скоторыми придется встретиться, их особенностей, возможных трудностей и способов их преодоления;

- навыки иумения качественно выполнять все обычные профес­сиональные действия, но при действии факторов, характерных для ожидаемых экстремальных ситуаций;

навыки выполнения особых действий, особых приемов, ис­пользования специальных средств и техники, которые применимы только в экстремальных условиях;

навыки групповых действий в экстремальных условиях;

опыт восприятия экстремальных факторов и преодоления психологических трудностей;

• навыки и умения обеспечения личной безопасности;

умения учиться на опыте преодоления трудностей.

Морально-психологическая подготовленностьк действиям в экстремальных условияхэто специфическая воспитанность профессионала, моральная устойчивость, обеспечивающие вы­сокоморальное поведение в критических ситуациях. Ее компо­ненты таковы:

верность профессиональному долгу и нормам морали при лю­бых испытываемых трудностях;

верность товарищескому долгу при действии в составе групп;

умение управлять собой в трудных условиях, мобилизовывать силы и возможности, не теряться, не реагировать импуль­сивно во вред делу, другим и себе.

Экстремальная развитость — развитость качеств, обеспечи­вающих успех в экстремальных условиях:

волевых — целеустремленности, смелости, мужества, стой­кости, решительности, бдительности, самообладания;

профессионально-психологической устойчивости — нормаль­ной психологической переносимости всех экстремальных факто­ров, свойственных конкретной профессиональной деятельности, эмоциональной устойчивости, устойчивости к ответственности. риску и опасности, устойчивости к психическому напряжению и перенапряжению, психической работоспособности (способности длительно переносить психические нагрузки), способности вы­держивать «борьбу нервов»;

особо развитых познавательных качеств: осмотрительности, быстроты мышления, его прогностичности, сообразительности, интуиции;

особо развитых физических качеств: физической выносли­вости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Формирование этих компонентов относится к основным за­дачам экстремальной подготовки. Естественно, что в разных профессиях «набор» компонентов не одинаков. Его конкретная определенность при экстремальной подготовке отражается в ее содержании, тематическом плане и программе. Наиболее часто они включают темы:

1. Экстремальные ситуации в профессиональной деятельно­сти, их особенности, влияние на решение задач, трудности, тре­бования к экстремальной подготовленности специалистов.

2. Экстремальные факторы и их восприятие.

3. Морально-психологическая подготовка к действиям в экс­тремальных условиях.

4. Выполнение обычных профессиональных действий в ус­ловиях, максимально приближенных к экстремальным.

5. Особенности профессиональных действий в разных экс­тремальных ситуациях.

6. «Борьба нервов» в ситуациях противоборства.

7. Конфликтное общение.

8. Развитие психологических качеств, необходимых для дей­ствий в экстремальных ситуациях.

9. Физическая подготовка к действиям в экстремальных си­туациях.

10. Огневая (стрелковая) подготовка.

11. Подготовка к самоуправлению в экстремальных ситуациях.

12. Обеспечение личной безопасности.

13. Действия профессиональных групп в экстремальных си­туациях.

14. Повышение профессионализма в ходе и на опыте дейст­вий в экстремальных ситуациях.

Экстремальная подготовка проводится в разное время и по этому признаку различают:

предварительную подготовку, проводимую постоянно в сис­теме профессионального образования и служебной подготовки;

непосредственную подготовку, проводимую перед самым началом действий в экстремальных ситуациях и заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необхо­димых для предстоящих действий навыков и умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации тех, кто будет участвовать в них;

подготовку в ходе действий в экстремальных ситуациях. Ее необходимость и цель — быстрое устранение обнаруживающихся слабостей и отработка новых, более успешных приемов и спосо­бов действий, выявленных и оправдавших себя в ходе решения профессиональных задач.

Организация

и методика занятий

по экстремальной подготовке Главная своеобразная организационно-методическая задача проведения экстремальной подготовки — приближение учебных условий на занятиях к реальным экстремальным. Она должна решаться всеми средствами и методами, но главный из них — метод психологи­ческого моделирования экстремальных условий.

Имеются два взаимосвязанных пути приближения учебных условий к экстремальным. Первый путь — приближение внешних условий, т. е. воспроизводство внешней картины («лица») экс­тремальных ситуаций. Это во многом ослабляет учебные услов­ности, позволяет обучающимся ощутить себя участниками ре­альных событий и выполнять действия, которые в иной обста­новке зачастую просто нельзя отработать. Внешняя картина соз­дается выбором трудных условий времени, места, освещенности, имитацией экстремальных факторов (получение важного сооб­щения, поломка техники, отсутствие электроэнергии, вид «трупа», дыма, огня, нападения, стрельбы, помех и др.), факти­ческим выполнением (проигрышем) профессиональных дейст­вий, усложнением задач, созданием повышенных трудностей на пути их решения, введением в обстановку противоборствующих сил, учебным применением оружия.

Второй путь — приближение внутренних, психологических ус­ловий (психологической активности, психологических трудностей, психических состояний, переживаний, умственного и эмо­ционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые возможны у человека, находящегося в реальной экстремальной ситуации (воспроизводство «души» ее). Основное внимание здесь уделяется стимуляции у обучающихся мотивационной, познавательной, эмоциональной, волевой и психофи­зиологической активности и трудностей, приближенных к тем, которые наиболее вероятны в экстремальных ситуациях. Дос­тигается это насыщением занятий трудными профессиональны­ми задачами, их комплексированием, повышенной ответствен­ностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого измене­ния ситуации, сильного противодействия противника, самостоя­тельности, интенсивным наращиванием трудностей, длительно­стью больших нагрузок и др.

Моделирование успешно, если используются во взаимосвязи и в необходимых пропорциях оба пути. Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, следует иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Бездумное запугивание трудностями способно подтолк­нуть некоторых молодых людей, особенно женщин, к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уйти из образова­тельного учреждения, перейти на другую работу. Необходимо строгое соблюдение принципа последовательности, постепенное наращивание трудностей.

Моделирование реальных условий требует специальной ученой базы: учебного полигона с макетами сооружений в натуральную величину, площадки для эмоционально-волевых уп­ражнений (с сооружениями, выполнение учебных заданий на которых вызывает у обучающихся волнение, тревогу, страх, опа­сения и одновременно необходимость проявления воли, умения овладеть собой. Это — гимнастический городок, вертикально и горизонтально натянутые канаты, шесты, лестницы, ямы для перепрыгивания и перехода по доске, качающиеся мостки и др.); полоса препятствий с комплексом небольших по размеру конструкций, позволяющих моделировать элементы экстре­мальных ситуаций; учебные комнаты, оборудованные под мага­зин, холл банка и др.), наборы видеофильмов, слайдов, фотоальбомов, звукозаписей, средства имитации, муляжи людей, жи­вотных и пр. Можно использовать и сооружения, имеющиеся на территории образовательного учреждения, предприятия, органа (проходная, столовая, кладовые, киоск, лестницы, гараж и пр.). Многие занятия, проводимые по игровой методике, нуждаются в участии имитаторов — специально подготовленных руководи­телями занятий лаборантов, студентов, сотрудников, которые в ходе занятий правдоподобно играют за других участников экс­тремальной ситуации.

Формами специальных занятий, позволяющими готовить профессионалов к встрече с экстремальными ситуациями, вы­ступают лекции, уроки, семинары, просмотры специальных филь­мов, психологический тренинг, психотехнические игры, практиче­ские занятия, тактические игры, учения, участие в действиях территориальных практических структур по фактической ликви­дации возникающих экстремальных ситуаций. Практическому обучению отводится львиная доля (до 90%) учебного времени, отпущенного на экстремальную подготовку. Наиболее своеоб­разны следующие формы.

На занятиях по просмотру специальных фильмов используются по преимуществу документальные фильмы об экстремальных ситуациях. Они предваряются и сопровождаются комментария­ми преподавателя, повторными показами, ответами на вопросы, дискуссиями.

Психологический тренинг — регулярные занятия по 15—30 ми­нут (или часть практического занятия) с выполнением обучаю­щимися коротких, но многочисленных упражнений, развиваю­щих психологические качества, навыки и умения, необходимые для действий в экстремальных условиях. Например, тренинг па­мяти предполагает упражнения по запоминанию быстро сформу­лированных указания, задания, инструкции. Их трудности нарас­тают как по объему (от одного предложения до многих), так и по содержанию (например, нарастание числа и сложности цифр, фамилий, адресов, названий, терминов, смысла).

Психотехнические игры проводятся в группах чаще всего по­парно и продолжительностью 10—20 минут.

Вот пример игры под названием «Глухой», полезной для подго­товки к общению в экстремальных ситуациях. Одному из пары обучающихся («сообщающему») выдается текст с описанием информации (о событии, поручении, просьбе), который надо передать другому («оглушенному») участнику действий, используя жесты, мимику, беззвучное произнесение слой. Задача второго понять, а потом рас­сказать, что он понял. Цель игры: приучать первого рационально и выразительно пользоваться мимикой и жестами, а второго — сле­дить за жестами и мимикой, понимать их. В последующих упраж­нениях обучающиеся чередуются ролями, сообщения меняются.

На практических занятиях, играх, учениях избирательно и комплексно моделируются условия, способствующие развитию компонентов экстремальной подготовленности профессионалов. Так, устойчивость к умственным трудностям, находчивость, со­образительность, быстрота реакций, бдительность, «привычка к непривычному» развиваются путем;

• создания обстановки, когда она не полностью ясна, ин­формации мало или излишне много, часть ее противоречива, не­точна, устарела, а действовать надо;

• создания условий, в которых возможны разные варианты решений, но выбирать приходится быстро, обоснованно, в нерв­ной обстановке;

• введения внезапных и резких усложнений на фоне сохра­нявшейся до этого относительно ровной и не очень сложной об­становки;

• ограничения времени на оценку обстановки и принятие решений;

• введения многократных и разнообразных (по времени, харак­теру, содержанию, месту, направлению) проявлений внезапности;

• поддержания максимального темпа изменении обстановки и др. Активность, упорство в достижении цели, смелость, мужество,

самообладание вырабатываются у обучающихся, когда при учебе:

• выбираются неблагоприятные погодные условия и темное время суток (или завязываются глаза темной полупрозрачной по­вязкой);

• отрабатываются сложные задачи в сложных условиях, чре­ватых возможностями срыва и невыполнения;

• создается обстановка, приводящая к неудаче при первой попытке решения отрабатываемой задачи;

• условия таковы, что задача невыполнима во всем объеме, а обучаемые обязаны достигнуть максимально возможного результата;

• занятия проводятся с высокими физическими нагрузками, при неприятных ощущениях, в состоянии усталости обучающихся;

-отрабатываемые действия многократно повторяются в высоком темпе и без отдыха;

-усложнения создаются отсутствием части членов группы и необходимостью совмещения обязанностей оставшимися;

• развитие событий и темп действий доводятся до макси­мального, и темп сохраняется длительное время;

• выполнение самых ответственных действий переносится на коней занятия, учебного дня, когда обучающиеся находятся в состоянии усталости и им приходится прилагать все силы, чтобы сделать все наилучшим образом, и др.

Легко заметить, что такие методические приемы и средства могут использоваться и на занятиях по большинству учебных дисциплин. Это обеспечивает закалку (повышение надежности) важнейших профессиональных навыков и умений, их наилучшее проявление в сложных профессиональных условиях.

На всех занятиях с максимальным приближением условий к реальным, введением элементов опасности и риска обязательно принятие мер обеспечения безопасности:

включение в планы занятий специального раздела «Обеспечение безопасности»;

• исключение упражнений, безопасность выполнения кото­рых невозможно или затруднительно обеспечить;

• оснащение места проведения занятий специальными сред­ствами безопасности (огнетушителями, запасами воды, аптечка­ми первой медицинской помощи, страховочными веревками, ки­слородно-изолирующими аппаратами и др.);

• назначение и расстановка лиц, обеспечивающих безопас­ность, их инструктирование и тренировка;

• организация постоянного контроля за безопасностью на занятии и прекращение действий по команде «Стоп»;

• проверка готовности средств безопасности лично руково­дителем занятия перед его началом.

При подготовке, проведении, анализе и оценке занятий целесо­образно использовать критерии их экстремальной эффективности:

1) экстремальная нацеленность (задач, содержания, методики),

2) экстремальная плотность (насыщенность элементами экстре­мальности), 3) экстремальная реалистичность (содержания, условий, трудностей), 4) степень экстремальности, 5) экстремальная результативность (вклад в повышение экстремальной подготов­ленности обучающихся).

10.3. Психология и педагогикауправления организацией

Гуманитарная человеческая

сущность социального

управления Управление по предназначению представляет собой воздействие на систему (управляемую подсистему — объект управления) для поддержания ее в установленных режиме, качестве, состоянии или пе­ревода в иные. Основные типы систем — биологические, техни­ческие, социальные. Сферы общества, учреждения, предпри­ятия, организации — социальные системы. Главная особенность их в том. что они — общности людей. Это определяет и сущ­ность управления ими — управление поведением людей. Поэтому социальное управление успешно постольку, поскольку ориентиро­вано на человека и имеет гуманный, человеческий характер.Это также означает, что оно должно отвечать социальным, духовным и материальным потребностям людей и интересам общества.

В системах, образованных людьми и обслуживающих людей, всегда есть элементы психологии и педагогики. Комплекс психо­логических и педагогических факторовв управлении включает две группы их:

1) внутреннего контура управления, т.е. присущих самой ор­ганизации:

а) психологические: особенности людей, работающих в ней,их профессиональной деятельности (реально преследуемые це­ли, мотивы и др.), управленческой деятельности, психологии коллектива;

б) педагогические: особенности образованности, обученности, воспитанности и развитости сотрудников организации, от­дельных групп, руководства и коллектива;

2) внешнего контура управления: психологические и педагогические особенности людей, коллективов и деятельности дру­гих организаций, с которыми контактирует данная организация и на которые она влияет, решая свои задачи. Это среда функ­ционирования, имеющая общественные, ведомственные, регио­нальные, местные особенности.

Все эти факторы нуждаются при управлении в понимании, должной оценке, принятии во внимание и при необходимости в изменении.

 

 

Специфика психоло-

гические и педагогического

подхода к управлению Теория и практика знает разные подходы к построению управления. По степени властности «центра», органа управления, руководителя широко известна триада: авторитарное управление, демокра­тическое управление и либеральное управление; по степе­ни устойчивости факторов, которым отдается при­оритет при управлении: организационное (упрочение устойчи­вого организационного порядка) и ситуативное (постоянное реагирование на меняющиеся ситуации) управление; по ка­чественным особенностям факторов, оп­тимизация которых составляет главную заботу управления: ад­министративное управление (постоянное распорядительство ру­ководства), «классическое» управление («система Тейлора» — создание материальных условий для максимальной производи­тельности труда — оборудование рабочего места, удобный инстру­мент, освещенность, режим труда и др.), нормативное управление — с помощью законов, письменных предписаний и инструкций и гуманитарное управление — приоритетное внимание к людям, ус­ловиям их труда, отношениям, самочувствию, удовлетворенности.

Обычно управление на практике содержит разные сочетания типов и все они могут быть приемлемы в конкретных условиях. Мировой опыт, однако, показал неприемлемость авторитарного и либерального типов управления как постоянных и массовых. Недостатки первого хорошо известны по 70-летнему опыту со­циалистического периода истории нашей страны. Попытки применения либерального типа управления — период реформ 90-х годов — продемонстрировали его псевдогуманитарность и псевдодемократичность: люди действовали практически бескон­трольно, свободу многие восприняли как вседозволенность, получили развитие индивидуализм, безответственность, авантю­ризм, криминал, резко упал уровень жизни и морали в общест­ве, в стране возникла разруха.

Нынешние условия общественного и научно-технического прогресса требуют всемерно развивать подлинно демократиче­ское управление. XXI век — время бурного развития интенсив­ных, тонких, интеллектуальных, высокопрофессиональных тех­нологий, которые требуют максимального проявления работаю­щими способностей, энтузиазма, ума, профессионализма. Япон­ские управляющие говорят:

Силой можно было принудить орудовать кувалдой, но понимать, ду­мать, творить силой не принудишь.

Люди всегда работали и работают лучше, когда решают зада­чи не по принуждению, не из страха перед наказанием, а с же­ланием, в силу собственных убеждений, чувства долга и пони­мания ответственности. Проще и легче принудить; для этого не нужно никакое управленческое мастерство. Но современная жизнь, перспективы, отказ от тоталитаризма, административно-командных стиля и методов требуют проявлять повышенное внимание к более уважительным, гуманным, компетентным ме­тодам управления.

Сущность психологического и педагогического подхода — в со­ответствующих приоритетах управления:

главные задачи управления — психологические и педагоги­ческие: руководитель существует не для того, чтобы заставлять каждого сотрудника трудиться, а для того, чтобы психологические и педагогические условия в организации побуждает всех и каждого и учили трудиться добросовестно и профессионально;

• организационный порядок, благоприятные организационные условия (распределение прав, обязанностей, ответственности, урегулированность взаимоотношений и взаимодействий, цирку­ляции информации, режим, контроль и пр.) — первая часть не­посредственной среды в организации, которая побуждает сотруд­ников к четкой, слаженной ответственной и добросовестной со­вместной работе, положительно сказывается на их воспитанности и обучен ности;

психология коллектива, социально-психологический климат настроений и взаимоотношений, воздействия на своих членов —вторая часть непосредственной среды, мотивирующая сотрудни­ков, побуждающая к дружной работе и характеризующая воспи­тывающий коллектив;

условия для удовлетворения интересов и потребностей, лично­стного роста и материального благополучия каждого работника — третья часть непосредственной среды, мобилизующая на прояв­ление всех своих способностей на работе и педагогически благо­приятно сказывающаяся на них.

Психологическое и

педагогические основы

организации управления Управление реализуется в двух видах дея­тельности: организации системы управления и текущем управлении. Первая заключается вустановлении организационного порядка (организованности) в функционировании учреждения, предприятия, любой организации. Установление организационного порядка предполагает установление четкой структуры организации и обеспечение слаженного, надежного и гибкого взаимодействия ее элементов в достижении успеха. При высокой организованности возникает «организационная прибав­ка» в решении задач, т. е. они решаются лучше, чем при отсут­ствии организованности. Организационный порядок — это своеобразный «управленческий поручик Киже», о котором все знают, которого вроде бы никто не видит, но присутствие его и воздействие ощущают. За рубежом есть такая практика: при не­удовлетворенности работой фирмы подбирается новый руково­дитель. Через 6 месяцев его отправляют далеко в отпуск. Если в его отсутствие работа фирмы ухудшится, его увольняют: дело должно держаться на организационном порядке, а не на усили­ях одного человека. К основным психологическим факторам, ле­жащим в основе организационного порядка, относятся:

• психологические особенности личностей, которые работа­ют в учреждении, на предприятии и др.;

• психология коллектива, распространенные в нем массовидные социально-психологические явления и взаимоотношения;

- целевое единство персонала, организационные отношения (как следствие распределения прав, обязанностей, ответственности, регулирования отношений подчинения и взаимодействия и др.), информационно-психологические отношения (состояние с добыва­нием профессиональной информации и ее обменом, ее циркуляци­ей внутри организации, зависящей от взаимоотношений);

• развитость саморегуляции в коллективе (самодостаточность управления в подразделениях, привлечение рядовых работников к управлению, деятельность общественных формирований, само­управление каждого работника);

• особенности личности, профессионально-психологической подготовленности, стиля и содержания управленческой деятель­ности управленческого персонала и прежде всего руководителя.

Организационный порядок связан и с педагогическими фак­торами:

• образованностью, обученностью, воспитанностью, разви­тостью людей, из которых состоит трудовой коллектив;

• профессионально-педагогической подготовленностью ру­ководителей служб и подразделений;

• социально-педагогическим влиянием условий в организации;

• свойствами трудового коллектива как воспитывающего, обучающего и развивающего коллектива;

• социально-педагогическим и влияниями личности и управ­ленческой деятельности управленческого аппарата и главным об­разом руководителя.

Реальность этих факторов и их влияние требуют, чтобы при управлении проводилась систематическая психологическая и пе­дагогическая работа по укреплению организационного порядка,включающая:

профессионально-психологический и педагогический отбор при приеме на работу, расстановке кадров и особенно выдвижении на управленческие должности;

организационное обучение и воспитание, предполагающие твердое знание каждым работником обязанностей, прав, ответст­венности, других организационных положений, разъяснение и постоянное напоминание персоналу общности задач и ответст­венности, показ зависимости всех и каждого от согласованной работы, накопление опыта успешных совместных действий, пре­сечение неделовых конкурентных отношений, применение общих критериев эффективности деятельности, совместных разборов и подведения итогов, принятие мер по организации и активизации демократических форм самоуправления отдельными сторонами жизни коллектива;

воспитательная работа: индивидуальная, с группами, кол­лективом и через коллектив, обеспечивающая сплоченность, ра­бочее настроение, добросовестный труд, взаимную поддержку, отсутствие конфликтов. Важная задача ее — профилактика профессиональной деформации личности работников т.е. появле­ния недостатков личности под влиянием занята одной деятель­ностью. Она бывает почти у всех: учителей, чиновников. юри­стов, психиатров и других;

профессиональное обучение, непрерывное повышение про­фессионализма работников;

решение организационных вопросов, находящих положитель­ный психологический отклик у членов коллектива, положительно влияющих на их воспитанность и развитость;

• привлечение рядовых работников и руководителей низовых структур к участию в управлении жизнью и деятельностью организации, что улучшает решение ее задач, значке для психологи­ческой идентификации интересов всех сотрудников с интересами организации, воспитания коллективизма;

обеспечение должного социально-психологического и социаль­но-педагогического влияния на персонал пример поведения, дея­тельности, стиля, личных качеств руководится, руководителей служб и подразделений, работников управленческого аппарата.

Управление, построенное по схеме иерархически организо­ванной пирамиды (рис. 10.2 а), рационально, одновременно и противоречиво. Дифференциация задач, прав, обязанностей, ответственности, различное вознаграждение за Труд членов ор­ганизации, находящихся на разных уровнях ее иерархии, — глу­бокая, объективная и постоянно действующих причина разли­чия их психологии, отношения к общим цел(Ч, долгу, интере­сам и изменений педагогических свойств личности. В нее зало­жен потенциал напряженности человеческих отношений, кон­фликта «верхов и низов», пассивности и малого усердия «низов».

Существуют два типа пирамид: вертикально и горизонталь­ная (рис. 10.2 б и в). Выбор вертикальной пирамиды управления обусловлен желанием иметь в подчинении какого руководите­ля не более семи сотрудников для лучшего руководства ими. Такой тип пирамид свойствен административно-командному типу управления. Он множит число руководили, чиновничий аппарат, удорожает его содержание, увеличивает контраст между «верхами» и «низами». Горизонтальная пирамида не страдает этими недостатками, но усложняет руководителю работу с каж­дым сотрудником. Ее применение должно предусматривать привлечение сотрудников к работе в общественных формированиях, участвующих в контроле и руководстве отдель­ными участками работы коллектива.

 

 

В любом случае приоритет гуманных начал в управлении, ис­пользование воспитывающих, развивающих и других возвышаю­щих человека психологических и педагогических технологий — не благое пожелание, а необходимость, проявление управленче­ской мудрости, согласования интересов управления отдельной организацией с интересами граждан, общества и государства.

Психологические и

педагогические основы

текущего управления Любая организация функционирует в постоянной череде разнообразных событий, вы текущего возникающих текущих проблем и должна

управления непрерывно гибко реагировать на них. Даже механическая система требует постоян­ного регулирования, изменения режима работы, смазывания деталей и др. Социальная система еще больше нуждается в те­кущем (ситуативном) управлении.

Текущее управление имеет цикличный характер, и каждый цикличный включает обнаружение новой ситуации, ее управленческое изучение, подготовку и принятие соответствующего решения, организацию его выполнения, оценку результатов. Повседневная жизнь наполнена множеством таких управленческих циклов.

Управленческий цикл в каждом своем звене трояким обра­зом связан с вопросами психологии и педагогики:

• в нем обнаруживаются свойства и качества руководителя и других лиц, сложившиеся ранее, в том числе и при организации управления;

• каждый этап управленческого цикла наполнен динамикой психических процессов, состояний, трудностей, нуждающихся в учете и регулировании;

• все, что происходит в каждом управленческом цикле и их комплексе, психологически и педагогически влияет на руководи­теля и других лиц, изменяя их.

Каждое звено управленческого цикла может и должно опти­мизироваться психологически и педагогически.

Первое звено — отслеживание обстановки, выявление и при­нятие для решения текущих проблем и вопросов. Общеизвестна аксиома: управлять может только тот, кто влаадеет информацией. В потоке информации, нуждающейся в отслеживании и исполь­зовании, находится психологическая и педагогическая (о на­строениях, намерениях, интересах, проявлениях воспитанности и пр.). Если возникшая ситуация достаточно стандартна, то реагировать на нее должны те, в чьих это обязанностях. Руково­дителю достаточно убедиться, что информация дошла до адреса­та и реакция последует, а также оценить подготовленность от­ветственных лиц, решить вопрос о необходимости помощи им и контроле. Вмешиваться и принимать текущие решения руково­дителям надо лишь при возникновении нестандартных ситуа­ций, при оценке их в качестве чрезвычайно важных.

Второе звено управленческого цикла — изучение проблемы, принимаемой для решения. Хорошо, когда к изучению привлека­ются сотрудники, создаются группы их. Проблема — всегда пе­ресечение многих причин и условий. Среди них обычно бывают и психологические, и педагогические.

Третье звено — проработка вариантов решения и выбор луч­шего из них. Следует всегда рассматривать несколько вариантов решения, оценивать плюсы и минусы каждого и отбирать луч­ший. Лучший вариант всегда правильно учитывает психологиче­ские и педагогические аспекты. Полезно при этом использовать метод «мозгового штурма».

Четвертое звено — принятие решения. Суть его в детализа­ции, конкретизации и усовершенствовании отобранного варианта решения, признанного лучшим. При этом уточняются цель и задачи предстоящих действий, их план, сроки, этапы, средст­ва, способы, методы, расчет сил и средств, обеспечение, подбор исполнителей и др. Принятие решения — прерогатива руково­дителя, но при проработке решения следует привлекать сотруд­ников, особенно тех, кто будет потом его выполнять. Всегда важно оценить, как решение будет воспринято сотрудниками, коллективом, оценить возможные психологические и педагоги­ческие последствия, продумать психологические и педагогиче­ские меры, которые будут способствовать проведению решения в жизнь.

Пятое звено — организация выполнения решений. Решение принесет мало пользы, если руководитель думает, что его задача — принять решение, а подчиненных — исполнить его. На самом деле последнее — и его работа. Она предполагает: подбор со­трудников для выполнения решения, их подготовку, руково­дство действиями, контроль, оказание помощи.

Шестое звено управленческого цикла — подведение итогов. В нем содержится немалый педагогический потенциал, который реализуется, когда разбор действий и их оценка справедливы и компетентны, основаны на достоверных данных, включают оценку плюсов и минусов, сопровождаются советами, сочетают­ся в необходимых случаях с занятиями, заданиями на самостоя­тельную отработку каких-то вопросов с последующей проверкой результатов. Мало что может так отбить охоту работника к доб­росовестному труду, как несправедливая оценка его начальни­ком.

Значительна психологическая и педагогическая роль личности, стиля, методов и приемов текущей управленческой деятельностируководителя и его аппарата.

Влияние личности руководителя объективно задано положе­нием его в коллективе. Сотрудники и граждане пристально, да­же придирчиво наблюдают за ним. Буквально все в его лично­сти и поведении подвергается оценке, находит тот или иной психологический и педагогический отклик: его свойства и каче­ства, отношение к людям, принимаемые решения, даже выра­жение лица, особенности речи, манеры, принимаемые решения, поза, как он здоровается и пожимает руку и пр. Все это по крупицам входит в психологию и воспитанность людей и выливается не только в отношение к руководителю, к его распоряжени­ям, но и во все поведение в организации.

Положение обязывает руководителя быть на высоте, соот­ветствовать образу человека, занимающего руководящую долж­ность, отвечать социальным ожиданиям сотрудников. Ошибоч­но полагать, что его неблаговидные дела останутся не извест­ными сотрудникам, ибо неведомыми путями они узнают о них. Управленческая поговорка гласит: «От подчиненных скрыть что-либо труднее, чем от ревнивой жены». Надо не казаться, а быть человеком, достойным уважения и авторитета. Разумно специально заботиться, чтобы лучшие, сильные качества и сто­роны своей личности проявлялись чаще, и сдерживать, сводить до минимума проявление слабых, отрицательных. Никогда не упускать возможности совершать поступки, которые ценятся сотрудниками: стать на защиту попавшего в беду, помочь семье, не пропустить отметить чей-то юбилей, выразить уважение ве­терану, не пройти мимо горя, постигшего кого-то из сотрудни­ков, и пр. Подобные меры ныне модно называть самопрезента­цией руководителя.

Заняв должность руководителя, ошибочно считать, что всего добился, учиться больше нечему, настало время учить других. Положение обязывает ко многому и требует заниматься управ­ленческим самообразованием, самообучением, самовоспитанием, саморазвитием. Уместно помнить, что не все выдерживают ис­пытание властью и она портит многих людей. В работе над со­бой следует вести линию на профилактику управленческой де­формации личности: возникновения мнения о личной вседозво­ленности и допущения отступлений от требований законов и норм, появления злоупотреблений служебным положением и извлечения из него личных выгод, случаев превышения своих прав и полномочий, игнорирования прав других, нетерпимости к мнению, отличающемуся от своего, грубости в общении с со­трудниками и др. Любые управленческие воздействия, которые несут в себе психологические и педагогические намерения руко­водителя, должны начинаться с его требовательности к самому себе.

Отчетливо проявляется психологическое и педагогическое влияние стиля управления. Заданный руководителем верхнего уровня, он цепной реакцией распространяется вниз по управленческой пирамиде, копируемый подчиненными ему руководи­телями подразделений. Продукт его — атмосфера социально-психологических и социально-педагогических условий труда в организации, определенный тип мотивации сотрудников и их психических состояний, морально-психологические, воспиты­вающие, обучающие и развивающие последствия. Так, распро­страненный в нашей стране в течение многих десятилетий ад­министративно-командный стиль, при наличии внешних при­знаков деловой целесообразности и эффективности, наносил огромный психологический и педагогический урон. Он во мно­жестве плодил потребителей, а не созидателей; послушных «винтиков государственной машины», а не хозяев своей судьбы; исполнителей, а не творцов; людей пассивных, ожидающих ука­заний, боящихся инициативы, самостоятельности; привыкших надеяться на власть имущих, а не на свой ум, волю, способно­сти; перестраховщиков, людей, побуждаемых к докладам об ус­пехах, а потому зачастую становящихся очковтирателями и др. Рецидивы административно-командного стиля еще часты и сей­час. Это не просто пережитки старого, ибо есть среди нынеш­них руководителей и его сторонники. Обычно это те, кто не об­ладает управленческой компетентностью, бездушен к людям, получает удовольствие от власти над людьми, не хочет утруж­дать себя серьезной управленческой работой, считая, что легче приказывать, покрикивать, наказывать, держать подчиненных в страхе перед увольнением (такое зачастую бывает сейчас в част­ных фирмах). В зарубежном менеджменте широко известна формула: «Предоставление власти даже на один день лицу, склонному злоупотреблять ею, может создать такие трудности, которые самое лучшее руководство не сможет ликвидировать за целый год*.

Каждому руководителю сегодня надо овладевать цивилизован­ным, демократическим стилем управления. Для этого следует куль­тивировать в своей работе черты этого стиля: прогрессивную со­циальную направленность, гражданственность, человечность, де­ловитость, законность, демократичность (правильное сочетание централизации—децентрализации, единоначалия и коллегиально­сти, делегирование управленческих полномочий «вниз» и др.). Один человек может выполнять работу только одного человека, некоторые — двух, трех, но никто не может работать за всех. Невозможно успешно руководить, не пользуясь поддержкой персо­нала, возводя барьеры между собой и им. Напротив, нужно сближение, взаимопонимание, взаимная поддержка, взаимное доверие.

Цивилизованно, демократично работающий руководитель старается почаще выглядеть не как суровый во всем начальник, а как старший коллега, обремененный деловой ответственно­стью товарищ - доброжелательный, умудренный опытом. Надо чаще находиться среди сотрудников, бывать на рабочих местах (но не походить при этом на тайфун, проносящийся над голо­вами людей), вести себя достойно и непринужденно, говорить не только о работе, но и о житейских делах, быть открытым для любых вопросов и не уходить от честных ответов на них и пр.

Личность руководителя и его стиль раскрываются через ме­тоды работы. В арсенале опытных и цивилизованных руководи­телей достойное место занимают психологические и педагогиче­ские методы: установления контакта, сотрудничества, содейст­вия, поддержки, помощи, объяснения, убеждения, внушения, показа, беседы, примера, стимулирования, требования, доверия, поощрения и др. Важен не сам факт применения, а психологи­чески и педагогически грамотное применение. Требовательность хороша, если ей присущи деловая целесообразность, понят­ность, справедливость, законность, постоянство, неотступность, человечность, тактичность, инливидуализированность. Критика нужна, если она доброжелательна, ориентирована на помощь сотруднику, на то, чтобы поставить его на ноги, а не на колени. По данным исследований, похвала приводит к положительным резуль­татам в 88% случаев, в то время как критика — только в 11%.

Волевых воздействий на сотрудников из управления не ис­ключить, но они дают полноценный результат, если применя­ются психологически и педагогически расчетливо. Есть четыре формы их выражения: приказ (категоричное и не подлежащее обсуждению требование), указание или распоряжение (импера­тивность требования смягчена), совет или рекомендация (категоричность не выражена внешне, но, как говорят, совет начальника — приказ для подчиненного) и просьба, которая в устах авторитетного и обладающего правами лица звучит обязы­вающе («Василий Сергеевич, я знаю, что Вы заняты важным делом, но прошу Вас найти время и к концу дня сделать...

Только Вы, с Вашим опытом и деловой хватке сможете сделать это быстро и качественно»). Грамотный руководитель не разбра­сывается приказами. Он ведет линию на использование наибо­лее мягких психологических воздействий, но учитывает индиви­дуальные особенности сотрудников: с опытными, добросовест­ными, хорошо зарекомендовавшими себя общается преимуще­ственно на уровне просьб, а если кто-то не понимает другого языка, кроме приказа, — на уровне приказов. Все надо исполь­зовать к месту, ко времени, без уравниловки, индивидуализированно.

Современность, общественные и личные интересы руково­дителя и сотрудников обусловливают необходимость, чтобы управление строилось на принципе двуединой цели. Оно должно приносить деловой, профессиональный результат и духовную, человеческую «прибыль», обладающую и самоценностью и спо­собную прибавить к первому немало десятков процентов, а если она отсутствует, то на столько же убавить. «Наука не обижать», не приносить огорчения подчиненным без деловой и воспита­тельной необходимости — самая доступная, но, бывает, что и самая сложная для части руководителей.

Таким образом, управление организацией всеми своими со­ставляющими оказывает широкое и сильное психологическое и педагогическое влияние на персонал. Оно есть, независимо от того, понимает ли это руководитель, работник управленческого аппарата, хочет ли считаться с ним или нет. Однако, находясь вне сознательного контроля, оценки и компетентного совер­шенствования, оно, мягко говоря, зачастую бывает далеко не лучшим. Ошибочно представление, что работать с людьми, обу­чать и воспитывать их можно только на специальных мероприя­тиях. Это происходит непосредственно в процессе управления. но дает полноценный результат, когда осуществляется психо­логически и педагогически грамотно.

 

 

Вопросы и задания для самопроверки и

Размышлений

1. Каковы личностные и групповые предпосылки эффек­тивного труда?

2. Назовите комплекс мотивов, которые могут побуждать к труду. У кого и почему может возникать каждый из этих мотивов? Как каждый из мотивов влияет на эффектив­ность труда?

3. Какие возможности имеются у организации и ее руково­дства для надлежащей мотивации эффективного труда персонала?

4. Обрисуйте комплекс психологически и педагогически обоснованных направлений работы с персоналом органи­зации .

5. Дайте характеристику основ научной организации труда.

6. В чем заключаются психологические и педагогические особенности вхождения в должность?

7. Чем в психологическом и педагогическом отношении ха­рактерны экстремальные ситуации, как они влияют на поведение и действия людей? Какие экстремальные си­туации возможны в профессиональной деятельности, к которой вы готовитесь?

8. Опишите основы экстремальной подготовки специалиста. Как вам надо готовиться к экстремальным ситуациям в вашей профессии?

9. Какова роль психологических и педагогических факторов в управлении организацией?

10. Дайте характеристику основных положений психологиче­ского и педагогического подходов к управлению.

11. В чем заключаются психологические и педагогические аспекты эффективной организации управления и теку­щего управления?

12. Проведите анализ психологического и педагогического влияния личности, стиля и методов работы руководителя на персонал.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев AM. Педагогические основы предупреждения преступ­лении органами внутренних дел. — М.,1984.

2.Базаров Т.Ю. Управление персоналом вдвигающейся органи­зации. - М„ 1996.

3.Беяичева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1991.

4. Военная педагогика / Под ред. проф в.Н. Герасимова. — М.,1997.

5.Выготский Л. С. Психология искусств._ М. 1987.

6.Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности

несовершеннолетних. - М., 1989.

7.Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред.

А.И. Зубкова и М.П. Стуровой. — Рязань, 1993

8.Кабатченко ТС. Психология упражняя.- М., 2000.

9.Китов А.И. Экономическая психология. - М., 1987.

10.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.

11.Климов Е.А. Введение и психологию труда. — М, 1998.

12.Ковалевский С. Руководитель и подчиненные.- М.,1973

13.Ковалевский С. Научные основы административного управления— М.,1979.

14Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель.-М.,1993

15.Промышленная социальная психология / Пол ред. Е.С. Кузьмина А.Л. Свенцицкого. - Л., 1982.

16.Романов В.В. Юридическая психология.-М.,1999.

17.Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями — СПб., 1999.

18.Селъе Г. Стресс без дистресса. — М..1982.

19.Сокшинский ВЖ Психологические основы экономики. - М..1999.

20.Столяренко A.M. Юридическая педагогика: курс лекций — М.,2000

21.Уманский Л.И. Психология организаторской М., 1980.

22.Шадриков БЛ Проблемы системного анализа профессиональ­ной деятельности. - М., 1982.

23.Шпалтский В.В. Психология менеджмента. _ М., 2000.

Глава 11

Психологическая

и педагогическая техника

в профессиональной

деятельности



Просмотров 1334

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!