Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов



Коллектив — высший уровень

социально-психологического

развития группы. Психология группы, как и психология личности, возникает, изменяется, развивается, может деформироваться, деградировать. Это относится к отдельным соииально-психологическим явлениям в ней и ко всей психологии группы.

В психологической динамике группы, начиная с момента ее возникновения, обычно:

• обнаруживаются признаки взаимоотношений, мнений, на­строений и других социально-психологических явлений;

• происходит столкновение появляющихся мнений, жела­ний, намерений, действий у части членов, которое завершается выработкой общих, компромиссных взглядов и подходов либо возникновением конфликтов и противоборств, даже расколом и выходом из группы части ее членов;

• выдвигаются лидеры — наиболее активные, с харизматиче­скими признаками личности, инициативно собирающие едино­мышленников, становящиеся центрами психологического притя­жения других. Они проявляют себя как стихийно выдвигающиеся руководители. Если в группе есть официально назначенный ру­ководитель, то между ним и лидером (лидерами) возникает либо взаимопонимание и сотрудничество, либо конкурентная борьба за влияние в группе. Если в стихийно сложившейся группе воз­никает несколько лидеров, то между ними происходит обычно психологическая борьба за руководство группой, приводящая к возникновению микрогрупп, каждая из которых идет за своим лидером;

• со временем положение в группе относительно стабилизи­руется. Страсти на время утихают, психологические столкнове­ния и конфликты приводят к выработке согласия, установлению норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосфере, ее жизни и функционированию;

• возникшая относительная стабильность не бесконечна. Она может быть нарушена внешними и внутренними причинами. Могут измениться окружающая группу среда, условия в общест­ве, требующие и определенных перемен в группе, которые из-за самоуспокоенности руководителей, лидеров зачастую не происходят или задерживаются, что вызывает недовольство членов группы. Нередко бывает, что в группе есть некая «психоло­гическая червоточинка» — загнанное на периферию сознания частичное несогласие, сделанная частью членов группы уступка во имя единства группы в начале ее существования. Она живет в глубине сознания, медленно, но верно подтачивает настроение сделавших уступку людей, подпитывается вольно или невольно подмечаемыми ими фактами жизни, которые подтверждают (или им кажется, что подтверждают) верность их прежнего мнения, оценок и предложений. Организация вертикали управления группой, особенно если она недемократична да еще реализуется субъектом управления с авторитарным стилем, содержит еще од­ну «психологическую червоточинку» — скрытое до поры до вре­мени недовольство членов группы неравенством положения в группе, распределением прав, обязанностей, свобод, льгот, дохо­дов. В длительно существующей группе появляются и новые чле­ны, порой не чувствующие ответственности за ранее достигнутые соглашения в группе, недовольные сложившимся положением дел и более радикально настроенные на перемены. Короче гово­ря, за внешним благополучием в сложившейся и тем более дли­тельно существующей группе любого вида и масштаба существу­ют причины, требующие постоянного слежения за ее психологи­ей и подвижками в ней, а также адекватного руководства, глав­ным образом ориентированного на предупреждение и устранение внутренних противоречий в психологии группы и недовольств ее членов, поддержание и укрепление ее сплоченности и здоровой атмосферы.

Оценка качественного состояния психологии групп, социально-психологических явлений и процессов в ней базируется на соотне­сении обнаруживаемого с идеальными (желательными) характе­ристиками, выражающими степень цивилизованности, социаль­ной благоприятности, соответствия здоровым интересам людей и потребностям их индивидуального развития и развития обще­ства. Степень соответствия различается по уровню со­циально-психологического разви­тия психологии группы и социально-психологических явле­ний в ней. Есть три уровня:

- низкий — практически полное несоответствие желаемому и потребному,

-средний,

- высокий - совпадающее или максимально близкое к идеалу, требованию состояние психологии группы.

Каждому из них свойственны особое содержание, качество психологии коллектива и ее компонентов. Для высокого уровня социально-психологического развития группы характерны дело­вая активность и острая психологическая нацеленности на качественное решение главной задачи, ради которой создана и су­ществует она сама. Группа сплочена, в ней здоровые (в соци­альном и психологическом плане) общественное мнение, на­строения, традиции и обычаи, нормы поведения взаимоотно­шения, отношения коллективизма (в поведении реализуется по­нимание членами группы совпадения личный Целей и интересов с целями и интересами всей группы и большинства других ее членов, за рубежом это часто называют корпоративностью), долга и ответственности перед ними, солидарности, взаимной благожелательной требовательности, сотрудничества уважения, товарищества, поддержки, помощи. Чувство чести группы, со­блюдение чести, доброго имени, авторитета в психологии такой группы - не фикции, а действенные регуляторы поведения ее членов.

В группе низкого уровня социально-психологического развития наблюдаются разобщенность, конфликты, раздоры, склоки, факты нарушений дисциплины, моральных и даже правовых норм, работа не спорится, слабо развиты чувства групповой и личной ответствен­ности, чувство чести группы в ее психологии отсутствует.

Среднему уровню социально-психологического развития группы свойственны промежуточные между высшим и низшим уровнями характеристики, смешение явлений' присущих и пер­вому, и второму.

Группу людей, занимающуюся общественно и личностно зна­чимой деятельностью, отличающуюся высоким уровнем социаль­но-психологического развития, благоприятной для решаемых задач и ее членов социально-психологической атмосферой, принято называть коллективом. В психологии коллектива реализуются все потенциальные возможности, заложенные в психологии любой группы, для успешной жизни, деятельности и личностного роста человека. Нахождение человека в коллективе — это на­хождение в максимально благоприятной для него социально-психологической микросреде. Поэтому вся работа с группой должна быть ориентирована на психологическое превращение ее в коллектив.

Оценка уровня социально-психологического развития лю­бой группы (групп), в которой находится человек и которая оказывает на него влияние, имеет практическое значение. Она позволяет понять, каково это влияние, насколько оно соответ­ствует его личным потребностям в цивилизованной, полной самореализации и самоутверждения жизни. На ее основе бази­руются и решения, например, о выводе данного человека из-под влияния низко развитой группы, переключение его на дея­тельность в другой группе, выборе путей работы с данной группой по повышению уровня ее социально-психологического развития. Работа по повышению и реализации психологического потен­циала группы и превращению ее в коллектив базируется на пол­ном учете и совершенствовании основных факторов, оказы­вающих непосредственное влияние на психологию группы (рис. 6.1).

 

 

Рис. 6.1. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на психологию группы

Проблема коллектива

в педагогике

Если поляризовать имеющиеся в педагоги­ке подходы к пониманию главного носителя и источника педагогических влияний и воздействий, формирующих личность человека, то выделяются два. Первый (именуемый иногда «парной педагогикой») призна­ет в качестве такового только учителя, воспитателя и связи меж­ду ним и формирующимся человеком. Второй (именуемый в противовес «коллективной педагогикой») считает решающими влияния жизни, среды, коллектива. Преобладают же подходы, ориентированные на сочетание того и другого.

С вступлением нашей страны на демократический путь раз­вития наметились определенный пересмотр и коррекция сло­жившихся в педагогике представлений об основных факторах целенаправленного формирования личности. Ярые критики и пелагическую теорию коллектива, опирающуюся в значительной степени на опыт А.С. Макаренко. При этом нередко использу­ются «грязные технологии», почерпнутые, вероятно, из дурных примеров политической жизни: А.С. Макаренко приписываются утверждения, которых он не делал, чтобы легче их «опровергать». Критики умалчивают, что он не создавал общей теории воспитания, применимой везде, а занимался перевоспи­танием беспризорных детей и малолетних правонарушителей. То, что его общие идеи о роли коллектива были расценены пе­дагогической общественностью как применимые и в других дет­ских и взрослых коллективах, — не его вина.

Кроме того, предметом его творческих поисков был только коллектив, а не все проблемы воспитания, лишь одна группа закономерностей, нашедшая отражение только в одном педаго­гическом принципе — воспитание в коллективе и через коллектив. У него нет теоретических обоснований того, что коллектив — все, а личность — ничто. Он рассматривал этот вопрос в единстве, как организацию жизни коллектива ради воспитания личности, как обязательный путь в ряду других. Главным интересом его были не вопросы идеологии и содержания воспитания, а техно­логия, методика воспитания в коллективе. Конечно, у него бы­ли какие-то промахи, обусловленные временем, когда он жил и творил, а также преувеличения, свойственные почти каждому увлеченному своей проблемой исследователю.

С позиций сегодняшнего дня, зарядившись высокомерием и конъюнктурной установкой «разнести», можно уверенно крити­ковать и Аристотеля, Демокрита, Ломоносова, Гегеля, Менде­леева, Павлова и других великих ученых за то. что они что-то в свое время не учли, не поняли, недооценили, переоценили, что-то не так сказали. Верно говорят, что можно так надергать цитаты из Евангелия, что и святой покажется сатаной. Людей пра­вильно оценивать не по тому, что они не сделали, а по тому, что сделали. Значимость людей определяется тем, что в свое, давно прошедшее, время при значительно более низком, чем сейчас, уровне науки и богатства знаний, они возвысились над временем, опередили его, ускорили его бег, а часть их идей не потеряла своего значения поныне.

Не тенденциозность, не нигилизм, а разумная, взвешенная оценка педагогического наследия, в том числе и работ А.С. Макаренко, нужны сейчас. Надо не начинать все с начала, не следовать исторически не оправдавшему себя лозунгу «мы все разрушим, а затем...», но продолжать, творчески используя все лучшее из прошлого. Тем более, что педагогическая теория коллектива в том виде, в каком она вошла в современность, это уже результат труда многих педагогов.

Современное развитие социально-педагогических знаний подтверждает значимость непосредственного окружения, среды, возможностей первичного коллектива в формировании лично­сти. Никто не в силах отменить закономерное педагогическое влияние других людей, социальной среды на человека. Жить среди людей и не зависеть от них невозможно, как бы это ни нравилось кому-то. Доказательством этому служат не только положения самой педагогики, но и данные психологии, соци­альной психологии, социологии и весь опыт жизни людей. По­пытки некоторых «новаторов» изобразить дело так, что свобод­ное развитие личности — это развитие, которое зависит только от самой личности и больше ни от кого, — не более чем анти­научная фантазия, конъюнктурное подлаживание под модные политические идеи, рецидив политизации педагогики, имею­щие, к счастью, как болезнь роста, преходящее значение.

Некоторые критики теории коллектива не приемлют коллек­тивизм как качество современной личности, понимая его как нечто противоположное индивидуальности. В действительности тут допускается путаница (если не сознательное искажение). Коллективизм — это умение человека понимать интересы дру­гих людей, согласовывать с ними свои, действовать, не нанося им ущерба, уважать их права и свободы. Противоположное ему качество — не индивидуальность, а индивидуализм — забота только о себе, пренебрежение к интересам, правам и свободам другого человека. Свобода, понимаемая как игнорирование ра­зума, как сплошное удовольствие и «расслабление» неизвестно после каких трудов, как удовлетворение низменных страстей, как жизнь сегодняшним днем без перспективы — иллюзорная свобода. О какой свободе и индивидуальности может идти речь, например, в буйствах фанатов футбольной команды, вольностях новомодных течений в одежде и прическе, которые ничем иным, как вызовом и пренебрежением мнением других, не яв­ляются, в привязанности любителей оглушающих и душеопус- тошаюших звуков металлического рока или жизни наркоманов?

Каждый из них, думая, что он свободен, в действительности лишен свободы начисто. Он вовлечен в поток страстей опреде­ленной группы и безвольно увлекаем им. Он в полном психо­логическом и поведенческом плену и не смеет разорвать его пут из-за страха быть осмеянным, униженным, а то и подвергнутым физической расправе. Вот несколько мнений выдающихся и бесспорно умных людей:

М.М. Пришвин: Индивидуализм есть подчеркнутая слабость.

Тацит: Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Квинтилиан: Свобода и распущенность — понятие одно другому

совершенно противоположные.

Клаудиус: Свобода заключается в праве делать все, что не вре­дит другим

Ф.Н. Глинка: Кто истинно свободен? — Тот, кто не раболепствует собственным страстям.

Выше уже отмечено, что успех в любом деле все больше за­висит от умения человека учитывать и использовать связи и за­висимости, от умелого партнерства и сотрудничества. Воспитать индивидуалиста, человека, живущего только для себя, пони­мающего свободу как своеволие, вседозволенность, наплева­тельское отношение к другим, поведение — как порывы, дви­жимые только желаниями, — значит направить вектор педаго­гики противоположно вектору развития человечества и всех сфер современного общества, смотреть назад, а не вперед, не идти в ногу с исторической необходимостью и неизбежностью. Формирование коллективизма кроме того в наибольшей степени соответствует традиционной российской педагогике и национальному менталитету. Если для французов идеальна формула «свобода — равенство — братство», то для россиян, вероятно, более приемлема другая — «братство — равенство — свобода».

 

Педагогический потен

циал коллектива и

пути его реализации При формировании личности одним из обязательных условий успеха бесспорно пути его реализации выступает создание педагогически благо­приятной микросреды ее жизни и деятель­ности. Это трансформируется в задачу целенаправленной рабо­ты с первичным коллективом, в котором личность чаше и дольше всего находится, в превращение его в формирующий (чаше по тра­диции говорят — воспитывающий) коллектив. Таковым являет­ся только подлинный коллектив, занятый увлеченно какой-то общественно значимой деятельностью — учебой, профессио­нальным трудом, благотворительностью, общественной актив­ностью и пр., — сплоченный, устойчивый, морально здоровый, с развитыми механизмами самоорганизации, с включенностью самих членов в управление его жизнью, с чувством коллектив­ной ответственности, доброжелательностью, дружбой, взаимо­помощью, товарищеской требовательностью.

Суть основного педагогического замыслазаключается в том, что члены коллектива должны приходить не «на готовенькое», не помешаться в уже кем-то созданный идеальный коллектив, а включаться в заинтересованное движение по утверждению цивилизованных норм в жизни и деятельности своего коллектива и с помощью его — и в окружающей мезосреде. Участие в создании благоприятной атмосферы в коллективе — не навязываемая ка­ждому обязанность, не лишение его свободы, самостоятельно­сти, чувства собственного достоинства, а напротив — его личный интерес, естественное желание жить и работать в благоприятных условиях, где к нему относятся справедливо, уважительно, при­знают его права, достоинство, успехи, заслуги, положительное в личности. В коллективе низкого уровня развития человек на деле лишается свободы, уважения, прав, и у него остается лишь один свободный выход — уйти из такого коллектива. Чтобы это не случилось, человек вынужден проявлять активность в утвер­ждении в жизни коллектива цивилизованных норм.

А.С. Макаренко принадлежит замечательная по выразитель­ности и верности мысль: настоящая педагогика это та, кото­рая повторяет педагогику всего общества. Гуманное, демократи­ческое, гражданское общество — это общество активных лично­стей, не равнодушных к происходящему вокруг, гуманно отно­сящихся к другим, не ожидающих указании сверху, а самостоя­тельно и инициативно, лично и в составе неформальных групп принимающих меры по утверждению в окружении всего луч­шего и устранению неблагоприятного. Очевидно, что педагоги­ческая организация жизни коллективадолжна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в кото­ром все мы хотим жить, и поведения, его членов как граждан та­кого общества. Это предполагает включение членов коллектива в движение по его совершенствованию и укреплению, в обеспе­чение наилучшего решения задач, стоящих перед ним. Человек при этом включает себя в систему социально-педагогических и психологических взаимосвязей, влияний и воздействий, которые (и это самое важное!) обеспечивают его личностный рост в соот­ветствии с требованиями современной жизни, реализацию его воз­можностей, самоутверждение в непосредственном окружении, по­вышение эффективности осуществляемой лично им деятельности {учебы, труда и др.). Таким образом, педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизован­ного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в его жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объединениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, пра­вовом, культурном обществе. Так создается микросреда, благо­приятствующая развитию личности.

Задача педагога-организатора — использовать сполна эту педа­гогическую возможность, показывать личную и коллективную необ­ходимость активности, побуждать к ней, поддерживать и поощрять ее проявления, проводить индивидуальную работу в ходе ее.

Другая часть педагогического потенциала коллектива — его положительное формирующее влияние уже после его становления как подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженной, содержательной жизнью. Такой коллектив и называют воспитывающим коллективом. Его влияние законо­мерно, социально-педагогично, охватывает всех членов коллек­тива, сопровождается действием всех социально-педагогических и социально-психологических механизмов. Это «социальный кислород'», нужный и полезный каждому. Влияние коллектива на своих членов может быть и целенаправленным, индивидуа­лизированным, быть инициативной товарищеской реакцией других коллег по коллективу, органов самодеятельного управле­ния и руководителя в виде коллективного одобрения, поощре­ния, постановки в пример или, напротив, — Осуждения, крити­ки, требования исправления и др. Сила воздействия коллектива, своих товарищей на человека обычно превышает все другие.

Педагогические В педагогике достаточно отработана и

основы работы

с коллективом многократно проверена система работы с ученическим коллективом. Производст­венной, юридической, военной и другими отраслями педагогики разработаны специальные технологии. Общими в них выступают следующие рекомендации.

Успех работы с коллективом начинается с личности, стиля, тона работы, примера, авторитета его организатора, руководите­ля. Люди идут только за тем, кому верят, кто сам поступает так, как рекомендует другим. Убежденность, вера в лучшее, увлечен­ность, страстность, энергичность, оптимизм, воля, самоотдача, честность, справедливость, уважительность, открытость, общи­тельность, искренность, доступность, организованность — не­пременные качества того, кто хочет и способен руководить кол­лективом. Неизменное проявление этих характеристик в стиле повседневной работы — обязательная предпосылка авторитета и исходное условие успеха (подробнее о руководителе см. гл. 9).

Сплочение коллектива, понимание его членами необходимо­сти жить, относиться, действовать должным образом может происходить лишь на основе понимания всеми единой, коллектив­ной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с по­требностями и интересами каждого (под влиянием которых дан­ный человек и вошел в состав коллектива), признания необхо­димости действовать сообща, уяснения ответственной зависимо­сти друг от друга и коллектива. Это достигается проведением специальных занятий, повседневными разъяснениями, помо­щью, вывешиванием наглядных графических схем, нормативных документов, составлением памяток, но, главное, убеждением на опыте, на фактах, свидетельствующих, что слаженная целена­правленная работа ведет к общему и личному успеху, а нарушения единства, координации, невыполнение своих обязанностей — к неприятностям для всех и самого «единоличника».

Сплочение происходит все успешнее по мере последователь­ного включения в поток консолидированных усилий все большего числа членов коллектива:

• на первом этапе руководитель коллектива разъясняет, по­казывает, призывает, требует, но нередко его реально поддержи­вает только небольшая часть членов коллектива;

• на втором этапе в движение по поиску путей совершенст­вования жизни и деятельности коллектива, поддержке руководи­теля подключается все возрастающая часть членов коллектива;

• на третьем этапе в организуемые руководителем движение и деятельность по решению задач, стоящих перед коллективом, включаются почти все;

• на четвертом этапе каждый член коллектива предъявляет должные требования к себе, согласующиеся с требованиями и нормами жизни коллектива, самостоятельно развивает актив­ность, осуществляет помощь другим, предъявляет товарищескую взыскательность к нерадивым.

Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряет­ся созданием актива — первоначальной опоры руководителя в коллективе. Наблюдая за действиями и поведением членов кол­лектива, руководитель подмечает наиболее добросовестных, по­нимающих его и отзывающихся делом на разъяснения и требо­вания. Он усиливает индивидуальную работу с ними, советует­ся, дает поручения оказывать помощь товарищам, поручает им отдельные направления работы в коллективе, зарождая таким образом систему самоуправления коллективом. Руководитель собирает активистов для совместных обсуждений разных про­блем улучшения жизни и деятельности коллектива. Проявляется забота о расширении актива, включении в его состав и других членов, у которых (по итогам продолжаемых руководителем на­блюдений) произошел перелом к лучшему. Недопустима спешка с расширением актива. Коллектив лучше, чем кто-либо, знает действительную цену каждому, и включение двуличного или недостойного человека лишь усложняет создание подлинного коллектива.

Создается демократическая структура самоуправления в кол­лективе в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций. Это отвечает и общественным тенденциям, потребности формирования соответствующих умений, привычек и качеств у членов коллектива, а также потребности людей к самостоятель­ности, самовыражению и самоутверждению. На самодеятельные организации возлагается ответственность за состояние и функ­ционирование отдельных участков жизни коллектива: контроля каких-то результатов деятельности коллектива (например, за успеваемостью, качеством работы, расходованием материалом, соблюдением мер безопасности, расходованием финансовых средств и др.), гуманизма в жизни коллектива, контроля за со­блюдением прав, контроля за реализацией права на свободу, культуры общения, разработкой предложений по повышению эффективности труда, по моральным вопросам, разбором кон­фликтов, соблюдением гигиены и чистоты, порядком на рабо­чих местах, бережным обращением с имуществом, связям с другими коллективами, организацией досуга и т.п.

По возможности в состав таких самодеятельных групп вклю­чаются почти все члены коллектива. Например, в Японии в 50-е годы XX в. на предприятиях были повсеместно созданы много­численные «кружки качества», состоящие из рядовых работни­ков. В свободное от работы время рабочие и служащие еже­дневно обсуждали состояние с качеством выпускаемой продук­ции, вносили предложения типа существовавших у нас в те го­ды рационализаторских предложений, только число их в не­сколько тысяч раз превышало их число у нас. В значительной степени благодаря работе этих кружков японская продукция стала по качеству одной из лучших в мире.

При создании органов самоуправления (общественных фор­мирований) важно удачно подобрать старших групп (чаще всего из актива и лиц, обладающих организаторскими и иными поло­жительными качествами). Наставники, активисты прикрепляются для оказания помощи отстающим. Делать это следует преимуще­ственно не административными решениями, а при участии кол­лектива — по его совету, одобрению, путем выборов. Выбирают­ся и представители коллектива, которые участвуют постоянно в работе управленческих структур учебной или производственной организации (педсовета, ученого совета, коллегии, оперативного совещания и др.). Ныне стали все шире использоваться демокра­тичные методы изучения общественного мнения в коллективе, настроений, выявление микрогрупп, лидеров, а их данные — учитываться при совершенствовании работы с ним.

Принимаются педагогические меры по учету и совершенствованию всех факторов, влияющих на психологию коллектива (см. выше рис. 6.1). Особенно велики возможности педагогики в ор­ганизации и методике работы с коллективом. Значительный пе­дагогический потенциал содержат общие и групповые формы работы: собрания, совещания, подведение итогов — общих и по структурным подразделениям, разборы событий, происшедших внутри и вне коллектива, встречи с интересными людьми и др. Не сам факт применения форм, а продуманная педагогическая проработка, соблюдение необходимых педагогических условий реализуют скрытый в них потенциал. К минимуму таких усло­вий относятся:

• знание (выяснение) руководителем, ответственным орга­низатором педагогических возможностей данной формы работы с коллективом, ее пределов; учет педагогических уроков из опыта использования ее;

• отчетливое осознание руководителем, организатором пе­дагогического результата цели, достижению которого должны быть подчинены подготовка и проведение намеченного меро­приятия;

• определение всех организационных и методических дета­лей подготовки и проведения, которые обеспечили бы положи­тельное отношение членов коллектива к проводимому мероприя­тию, нарастание их интереса, увлеченность, произвели бы нуж­ное впечатление и обеспечили свободное посещение;

-включение в подготовку мероприятия части членов кол­лектива, которые могли бы оказать помощь советами и делом, привлечь других, обеспечить рекламу, подогреть интерес в кол­лектив); к предстоящему мероприятию;

• Подбор и тщательная подготовка (проверка подготовленно­сти) ответственных исполнителей (ведущих, лектора, выступаю­щих, демонстраторов и пр.);

• обоснованный выбор времени и места проведения.

Формализм, которыми нередко страдает работа с коллекти­вом, в первую очередь порожден пренебрежением к соблюде­нию педагогических условий. Про формально, «для галочки», и бездарно проводимые мероприятия острословы говорят: «Группа временно собравшихся людей, объединенных единым желанием поскорее уйти домой».

Непременное направление работы — создание атмосферы движения коллектива и его членов к цели. Кратко его выра­зил А.С. Макаренко: форма жизни коллектива — движение впе­ред, форма смерти — остановка. Создание такой атмосферы достигается постоянной гласностью, доведением до всех как по­ложительных (общих и индивидуальных), так и отрицательных показателей успешности происходящих событий, подготавли­ваемых мероприятий, хода работ, результатов анализов и оце­нок, показом способов улучшения жизни и деятельности кол­лектива, напоминанием того, что предстоит делать. Наибольший эффект приносит желательно ежедневно реализуемая гласность. Для этого используется внутренняя громкоговорящая сеть, теле­сеть, вывешенные на видных местах наглядные таблицы с опе­ративным занесением на них текущих показателей, наглядные диаграммы, «пятиминутки» перед началом работы и по оконча­нии ее, подведение итогов, разборы и др. Хорошо, когда отра­жаются не только показатели коллектива в целом, но и по под­разделениям, группам. Еще лучше, если в самих подразделени­ях, группах подобное осуществляется по каждому члену коллек­тива. Нужны отражение, разборы, анализ, подведение итогов за месяц, квартал, четверть, семестр, полугодие, год. Такая прак­тика порождает соревновательные, конкурентные отношения, задевает «за живое», побуждает прилагать больше старания и требовательности к себе. Хорошо, когда ко всей этой работе ак­тивно привлекаются члены коллектива и общественные группы.

Все это и другие виды работ в коллективе могут оказаться скучной формальностью, обузой, если движение к цели не Запол­няется переживанием удовлетворения и радости его членами. Ра­дость нужна человеку не в отдаленном будущем, а повседневно. Объявление достигаемых результатов, подведение итогов за не­делю и более длительные сроки дает все основания для пережи­ваний чувств удовлетворения и радости, если не всем коллекти­вом, то успешными членами. Необходимо всегда отмечать дос­тижения каждого, положительные изменения, не скупиться на выражение одобрения, добрые слова. Сказываются похвала и поощрение всего коллектива. Хорошо, когда радость и удовле­творение, особенно при значительных достижениях, — не ми­нутная вспышка, а относительно длительны, растянуты, стано­вятся наслаждением чувством достигнутого. Такое можно сде­лать, если не ограничиться короткой словесной похвалой, а провести, например, вечер отдыха, концерт (хотя бы в магнито­фонных и видеозаписях) в честь или по заявкам передовиков или коллектива, организовать выход на природу, поездку на экскурсию, посещение театра, краткосрочный отпуск, выезд к родным, поместить портрет на доску почета, повысить в долж­ности, вручить памятный подарок, прибавить в денежном окла­де и пр. Человека и коллектив обычно обижает и демобилизует не критика, а то, что руководитель, товарищи, коллектив не за­мечают хорошего и особенно прилагаемых усилий и изменений к лучшему. И напротив, — удовлетворение от того, что хорошее замечается, становится новым импульсом для достижения большего и ожидания новых положительных эмоций. Коллек­тив, приносящий своим членам положительные переживания, притягателен для них и вместе с этим оказывает более сильное психологическое и педагогическое влияние.

Целесообразна широкая организация жизни коллектива, вы­ходящая за рамки основной его деятельности. Это проведение внутриколлективных конкурсов и состязаний, участие групп и отдельных представителей коллектива в различных внеколлективных конкурсах и состязаниях, кружковая работа, совмест­ное проведение части времени досуга, посещение спектаклей и концертов, участие в самодеятельности, в субботниках, благо­устройстве территории и общежития, коллективная разработка особой эмблемы, девиза, обычаев и норм поведения специально для своего коллектива, участие в шефстве над одинокими стариками и т.п. Такая организация жизни развивает предыду­щее направление работы, разнообразит рабочие (учебные) буд­ни, расширяет сферу, число и продолжительность окрашенных положительными эмоциями событий. Неформальная обстанов­ка позволяет людям раскрыться иначе, увидеть друг друга не выполняющими обязанности, а обычными людьми, быть чело­вечнее, налаживать более тесные личные отношения, достигать большего взаимопонимания, лучше чувствовать свое единство. Взять хотя бы участие волейбольной команды первичного кол­лектива, например, класса, учебной группы, цеха, в первенстве школы, института, предприятия. На спортивной площадке ажиотаж. Болельщики команды-противника свистят и кричат: «На мыло!». «Дави!». Они в восторге от любого мяча, выигран­ного их командой. Если даже коллектив не сплочен и пассивен в основном деле, то его члены, присутствуя на матче, слыша и видя освистывание другими неудач своей команды, не смогут Остаться спокойными. Может быть, впервые они почувствуют принадлежность к общности «Мы», отделенной от «Они» и у tmx зародится чувство чести своего коллектива, понимание не­обходимости отстаивать, защищать, укреплять его.

Принимаются меры по организационному воспитанию и обуче­нию членов коллектива, суть которых в обогащении членов кол­лектива знаниями, навыками, умениями и привычками поведе­ния в организациях, работе в общественных формированиях, органах самоуправления. Им разъясняется значение совместного труда, внутренняя структура организации и отношения взаимо­зависимости между ее компонентами, распределение функций, обязанности и недопустимость невыполнения их, условия ус­тойчивого успеха и роста достижений организации, значение организационной дисциплины, культура и этика поведения в трудовом коллективе и пр. Стоит подчеркнуть, что это нужно не только при плановой, но еще больше при рыночной экономике, ибо ее внутренние взаимозависимости более ответственны. Не­обязательность, несоблюдение сроков, договорных условий вы­зывают недовольство, недоверие, агрессию партнеров по бизне­су и ведут предпринимателя, акционерное общество, фирму к краху. Существуют и специальные формы и методы отработки организационных навыков, умений, привычек в трудовых кол­лективах.

Общая работа, направленная на достижение цели и Удовле­творение интересов коллектива и личности, с очевидностью выявляет, как лакмусовая бумажка, сильные и слабые стороны каждого. На этом фоне индивидуальная работа, обязательная в любых условиях, делается предметной, обоснованной Н убеди­тельной .

Необходимое направление работы — постоянное наблюдение за происходящим в коллективе и с его членами, психологопедагогичеасий анализ и оценка его, помощь в преодолении чрез­мерных трудностей и коррекция негативных отклонений. Даже в хорошем коллективе его многообусловленная жизнь не лишена внутренних напряжений, противоречий, отставания в чем-то, негативных влияний извне. Могут возникать споры, претензии, недовольства, ошибочные мнения, обострения взаимоотноше­ний, сбои во взаимодействии, не всегда полезные неформаль­ные микрогруппы (например, по признакам землячества, на­циональным, военному опыту, общности особых привычек и потребностей, выделяемых руководителем «любимчиков» и др.), отрицательные обычаи и традиции (распития по любому поводу, «дедовщина» и т.п.). Руководителю, педагогу важно подметить все это на стадии зарождения, «не запускать бо­лезнь» и Припять своевременные тактичные, но эффективные меры (опять-таки привлечением самодеятельных организаций и членов актива), не успокаиваться, не убедившись, что про­блема решена. Негативные явления с разросшимися в коллек­тиве глубокими психологическими «корнями», опутавшими многих и многое, крайне трудно устранимы. Один из зачинате­лей социально-психологического движения 60-х годов В.Н. Колбановский считал, что коллектив с отрицательными традициями практически исправить невозможно; его следует полностью расформировать и на его месте сформировать но­вый из других людей. Чтобы не оказаться перед невероятно сложной педагогической проблемой исправления ошибок в ра­боте с коллективом и отдельными личностями, не нужно до­пускать педагогической запущенности.

 

 

Вопросы и задания для самопроверки и

Размышлений

1. Как с системных позиций обосновать существование социально-психологической реальности?

2. Классифицируйте социально-психологические явления по их носителям.

3. Дайте характеристику основных социально-психологи­ческих явлений, отличающихся по качественно-содержа­тельным особенностям.

4. С основными психологическими особенностями личности вы познакомились в гл. 4. Каковы же личностные социаль­но-психологические явления, чем они детерминируются?

5. Перечислите социально-психологические механизмы и дайте их характеристику.

6. Что изучает социальная педагогика, каковы социально-педагогическая феноменология, ее влияния и источники их силы?

7. Что понимается под уровнем социально-психоло­гического развития группы и каковы основные психоло­гические характеристики коллектива?

8. Каковы сущность, значение и основные слагаемые пе­дагогического потенциала коллектива?

9. Расскажите об основных рекомендациях педагогики по работе с коллективом.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1998.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1982.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.Д. Социальная педагогика: кури лекций — М., 2000.

4. Волков Г.Н, Этнопсихологический словарь - М., 1999.

5. Волков Г.И, Этнопедагогика. - М, 1999.

6. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. - М, 1998.

7. Громова О.Н. Конфликтология. — М., 1998.

8. История социальной педагогики: хрестоматия — учебное посо­бие / Под ред. МЛ. Галагузовой. — М., 2000.

9. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептив­ный подход). — Ростов н/Д, I986.

10. Лебон Г., Тард Т. Психология толпы. — М., 1998.

11. Лихачев Б.Т. Социология воспитании и образования: курс лек­ций по социальной педагогике. — Рязань, 1999.

12. Каралаш ИЛ. Социально-педагогическая практика: организация и технология проведения. — Астрахань, 1997,

13. Карцева Л.В, Социальная работа с семьей: психолого-педагогический анализ. В 2 ч. — Казань, 1998.

14. Кознов ИФ. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М., 1988.

15. Майерс Дэвид. Социальная психология. — СПб., 1997.

16. Макаренко А.С. Педагогические сочинения, В 8 т. — М, 1983,

17. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. — Орел, 1997.

18. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и A.R Сухова. — М., 1995.

19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1992.

20. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. — СПб., 1997.

21. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.

22. Социальная психология: хрестоматия. — М., 2000.

23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.

24. Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду. — М., 2000.

25. Шевандрин И.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

26. Щуркова Н.Е. Классное руководство (теория, методика, техно­логия). - М.. 1999,

Глава 7



Просмотров 1117

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!