Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Учение и профессиональное становление студента



Студент — субъект

образовательного процесса Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег (1790—1866) писал:

Развитие и образование ни одному человеку не

могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен

достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.. ..

Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве активных субъектов образо­вательной деятельности, а не пассивных объек­тов педагогических воздействий. Они — обучаю­щиеся, а не обучаемые. Это они пришли получить образование и хотят его иметь, а не кто-то должен двигать ими, как пешками. Это их свободный выбор и они его реализовывают. Не случайно и называют их латинским словом студент — усердно работающий, жаждущий знаний.

Учеба в профессиональном учреждении — это первая профес­сиональная проба: каков студент в учебе, таким скорее всего он бу­дет (если не произойдет чуда) и профессионалом. Наивно надеять­ся, что ленивый студент после выпуска вдруг станет добросовест­ным работником, мало знающий — тонким профессионалом, без­дарный — интеллектуалом, безответственный — ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, кото­рые не научились самостоятельно работать, редко становятся вы­сококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение самого студента может создать полноценного профессиона­ла. Каждый образован настолько, насколько занимался сам.

Вот почему парадоксально положение, когда все в образова­тельном учреждении, помогая обучающимся, стараясь в их же интересах, а не корысти ради, пытаются дать образование, а кто-то из студентов не хочет, ленится, увиливает, сопротивляет­ся. Необходимость активно, усердно, упорно, настойчиво рабо­тать должен глубоко осознавать каждый студент и поступать со­ответственно. Это его забота — кем стать и каким быть, а забо­та педагогического коллектива — помогать ему.

Организация и

техника учения

Организация образовательного процесса не­пременно должна включать оказание помощи студентам в осуществлении учения, не под­меняя их собственных усилий. Начинается это с изучения только что поступившими в институт, академию, университет спецкурсов под названиями «Введение в специальность», «Как стать профес­сионалом», «Организация и техника учения» и др. Их основные задачи: познакомить молодых студентов с образовательным учреж­дением, его историей, сориентировать в предстоящей работе, ее целях и задачах, содержании, требованиях к ней, условиях успеш­ности, необходимости упорного и добросовестною учения и про­фессионального становления. Молодых людей знакомят с моделью специалиста-выпускника — эталоном, к которому они должны стремиться, с возможностями образовательного учреждения, тех­никой работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных кабинетах, информационном фонде, со способами самооценки достигаемых результатов и др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными практиками, извест­ными людьми, окончившими ранее этот вуз, старшекурсниками, сопровождаются экскурсиями по образовательному учреждению, выездами на предприятия и учреждения, демонстрацией видео­фильмов. Полезна раздача молодым студентам памяток и методи­чек с советами по личной работе.

Активная помощь в налаживании и оптимизации учения особенно уместна в течение всего первого курса. Она может проводиться в групповой и индивидуальной форме, включать усилия учебного отдела, деканатов, кафедр и всех преподавате­лей, работников библиотек, редакций малотиражных газет, сети внутривузовского телевидения и радио, других обеспечивающих служб. При анализе причин испытываемых студентами трудно­стей следует обязательно выяснять особенности организации и техники личной работы, помогать индивидуально в устранении ее недостатков.

Совершенно обязательны и личные инициативные усилия ка­ждого студента по организации и осуществлению учения. Органи­зация его предполагает:

• самомотивирования учения размышлениями над смыслом жизни, отчетливым пониманием зависимости всей жизни от то­го, как будут использованы голы в образовательном учреждении; стремление не упустить, а реализовать представляющиеся воз­можности; переживание чувства самоуважения и ответственности перед собой, родителями, народом за свой выбор отношения к учению; стремление быть в числе передовиков учебы, отличников, участников различных конкурсов, стипендиатов: самокри­тичность и высокую требовательность к себе;

• внимательное изучение и осмысление цели образования, I воплощенной в модели специалиста-выпускника, ее сопоставление со своими особенностями, пробуждение желания овладеть

всем, предусмотренным моделью;

• глубоко заинтересованное отношение к учебе, ко всем со­ставляющим образовательного процесса, к постижению многообразия и глубины человеческой культуры, мысли, опыта;

• активное участие не только в учебном процессе, но и в жизни института, академии, университета, в научных исследованиях, в культурном досуге; проявление инициативы, самостоятельности, творчества;

• стремление к плановости в работе, ритмичности, установ­лении режима использования свободного от занятий времени, разумного и бережливого отношения к его использованию, недопущению отставания и задолженностей:

• целеустремленность, упорство, трудолюбие, добросовест­ность, работоспособность в преодолении трудностей получения Образования и становления как профессионала высшей квалифи­кации, умение ограничивать себя в посторонних удовольствиях, Не отвлекаться зря от главной цели, дистанцирование от всего Малокультурного, морально неполноценного, вредящего здоро­вью и будущему.

Студенты, которые решили реализовать свое право получить дополнительные дипломы «преподаватель» и «преподаватель высшей школы», обучаясь параллельно и самостоятельно, вклю­чают в организацию учения соответствующие меры.

К технологиям учения, которыми должен владеть и которые должен использовать каждый студент, относятся:

- технология самовосприятия и самооценки (рефлексии — взгляда и оценки себя со стороны). Самодовольство убивает на корню всякие мысли о самосовершенствовании. Нужно учиться приемам самоанализа и самооценки (оценивать себя по делам и достижениям; не в сравнении с тем, что было, а с тем, что долж­но быть, не с худшими, а с лучшими; не по своему мнению, а по мнению других, коллектива; в сравнении с данными психологи­ческого тестирования и др.);

 

технология самоуправления. Заключается она в применении приемов самоконтроля, самостимулирования, самомобилизаци, саморегуляции, самопринуждения, самопоощрения, самокритики, самонаказания;

. • технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером;

технология научной организации студенческого труда: opганизация рабочего места, рационализация режима труда и отдыхи. техника конспектирования, собирания, систематизации и хранения учебных материалов, конспектов, выписок, заметок, организация отдыха, гигиена умственного труда.

Вопросы и задания для самопроверки и

Размышлений

1. Каковы требования федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании» к целям, задачам и содержанию образования?

2. Как соотносятся цели и задачи образования с целями и задачами самого студента?

3. Назовите общие принципы государственной политики в области образования.

4. Какие положительные моменты вы усматриваете в раз­ных мировых педагогических школах, которые следовало бы, по вашему мнению, объединить в отечественном об­разовании? А что может сделать сам студент, чтобы сис­тема собственного учения приблизилась к этому идеалу?

5. Какова роль самого студента, его личности, его собственной активности в образовательном процессе и его результатах? Где и в чем они должны быть предусмотрены и проявляться?

6. Дайте характеристику психологического портрета про­фессионализма специалиста — выпускника вуза.

7. Назовите компоненты педагогического портрета профес­сионала-специалиста, которые должны быть сформиро­ваны у каждого выпускника вуза.

8. Чем отличаются профессиональные знания от профес­сиональных умений? Какова роль тех и других в профес­сионализме специалиста?

9. Что в образовательном учреждении и как сказывается на формировании личности студента как будущего высоко­образованного специалиста? Попытайтесь оценить, как каждая из групп факторов, входящих в формирующий потенциал вуза, сказывается именно на вас в вашем вузе.

10. Каковы компоненты педагогической культуры препода­вателя? Дайте их краткую характеристику. Если вам по окончании вуза или через некоторое время сделают пред­ложение пойти работать преподавателем или учителем, то какие компоненты и их слагаемые вы считаете важным развить у себя? На что надо будет обратить внимание, чтобы успешно войти в педагогический коллектив?

11. Что имеют в виду, когда говорят — «Студент — субъект образовательного процесса»?

12. Как надо строить свое учение, чтобы полноценно подгото­виться к будущей самостоятельной жизни и профессио­нальной деятельности? Что и как в психологических и пе­дагогических характеристиках лично своего учения сказы­вается на этой подготовке? Проанализируйте конкретно: как то, что вы делаете сейчас, вносит вклад в общее и про­фессиональное становление вашей: а) образованности, б) обученности, в) воспитанности, г) развитости (рассмотрите а, б, в, г последовательно, конкретно, неспеша)?

Литература

 

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980

2. Барботько А.И. Проблемы формирования творческого потенциала

личности молодого специалиста. — Курск, 1999.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

4. Братченка С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образова­ния. - М., 1999.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методический анализ)- М., 1986.

6. Закон РФ «Об образовании». - М, 19%.

7. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании». - М., 1996.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н /Д,,2000

9. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы.- М„ 1993.

10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

11. Маркова А. И. Психология профессионализма.-М.,1996

12. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна.- М., 1989. - Разд. IV.

13. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.. 1998. — Разд. П.

14. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М., 1988.

15. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. - М., 1991.

16. Сластенин В.А., Филиппенко И.И. Культура умственного труда студентов. — М., 1994.

17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М, 1995.

18. Столяренко Л.Д.. Самыгин СИ. Психология управления.- Ростов н/Д.. 1997.

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.-М.,1998.

20. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под. Ред.А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева.-М.,1979.

21. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. /Рук. авт.

колл., научн. и лит. ред. С.Я. Батышев. - М., 1999.

22. Якунин В.А. Психология учебной деятельности стул

. - М., 1994.

Глава 9



Просмотров 820

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!