![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности
Психология, педагоги- ка, законность и правопорядок Все гуманистические идеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи демократии, прав и свобод, экономического благосостояния, свободного развития граждан и другие останутся блефом вне строгого соблюдения законности и устойчивого правопорядка в обществе. Резко возросший за последнее десятилетие уровень преступности стал тормозом экономического и социального развития России. Укрепление законности и правопорядка превратилось в общую задачу всех структур общества и честных граждан, ибо причины преступности и нарушений законности лежат в слабостях практически всех сфер — экономической, культурной, нравственной, законодательной, государственного управления и др. Свою роль играют здесь психологические и педагогические факторы, причины, слабости, возможности и работа. На состояние законности и правопорядка отрицательно влияют дефекты правосознания и правовой психологии населения, его групп и отдельных граждан. Их причины — не только в недостатках реального бытия граждан, правовой и иных сфер общества, проведенной приватизации, финансовых реформ и др. Они — и в слабостях системы образования и воспитания граждан {в частности, правового), правовой пропаганды, правовых дефектов народной педагогики и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося Преступлением, почти всегда обусловлены недостатками правовой психологии личности, ее педагогической запущенностью. По мере демократизации жизни общества все большую роль призвано играть не насильственное принуждение граждан к уважению норм права, а убежденность и привычка к их соблюдению. Поэтому главный путь к укреплению законности и правопорядка, образно говоря, проходит через умы и сердца людей, через их психологию. Нужна борьба не с человеком, а за человека, победа в психологическом и педагогическом созидании, а не в каре. Психология законно- сти , правопорядка и правомерного поведения Законность и правопорядок могут быть обеспечены, когда правовой психологии и общностей и правовой психологии граждан присуши определенные качественные характеристики. Правовая психология населенияпредставляет собой социально-психологический феномен, отражение в общественном сознании, психологии групп правовой системы государства — законодательства, деятельности правоохранительных органов, уровня реальной законности, правопорядка и правовой защищенности граждан. Ее качественное состояние определяется правосознанием, правовым общественным (групповым) мнением, правовыми настроениями, правовыми традициями, привычками, групповыми ценностно-нормативными ориентациями и др. Сейчас правовая психология российского общества характерна пониженным авторитетом законодательных и правоохранительных органов, правовым нигилизмом, пассивностью населения в борьбе с преступностью, расширенным кругом граждан, считающих для себя приемлемым преступать закон при определенных обстоятельствах и др. Торжество закона в обществе возможно лишь при высоком уровне правовой психологии населения — уровне общественной правовой культуры. Непременный путь, к нему — целенаправленная, организованная, комплексная, непрерывная работа, в которой ведущая роль принадлежит повсеместному укреплению законности, успешной борьбе с коррупцией, профилактике преступлений, исправлению отбывающих уголовные наказания, обеспечению защищенности граждан от преступных посягательств, активности правового просвещения и пропаганды. Правовая психология личности— одно из системных проявлений ее внутреннего мира, психологии, заключающееся в стремлении и умении строить свою жизнь в согласии с нормами права. Высокий уровень морального и интеллектуального развития личности служит фундаментом правомерного поведения. Вместе с тем, для гарантии от всяких случайностей нужна еще яичная правовая культура: • знание законов и их требований; • убежденность в безусловной необходимости правомерного поведения; • желание вести себя только правомерно; • умение вести себя правомерно; • непоколебимая устойчивость к криминогенным соблазнам; • мотивы активного участия в установлении правопорядка. Русский правовед А. С. Алексеев писал: Для того чтобы жить в праве, необходимо прежде всего, чтобы право жило в нас. Ныне есть повышенная нужда в целенаправленном формировании и самоформировании личной правовой культуры каждого гражданина, особенно в молодые годы. Этот процесс подвергается сейчас серьезным испытаниям и деформациям под влиянием общественных перемен. Рост подростковой, юношеской и молодежной преступности составляет в последние годы около 70% ее общего роста. Опасность такого положения и в том, что почти половина совершивших преступление в этом возрасте становится на преступный путь до конца жизни. Люди вообще портятся легче, чем исправляются. Береги честь смолоду — это относится и к необходимости каждому подростку, юноше, девушке, молодому человеку никогда и нигде не вступать в конфликт с законом, ни под каким предлогом, даже при полной уверенности в правовой безнаказанности. Закон есть закон. Это вопрос нести, жизненный принцип достойного, цивилизованного, думающего о своем благополучном будущем и правильно понимающего свободу человека. «Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от закона», — таково мнение Вольтера. Важно понять, что закон — не путы, а благо, он не мешает, а охраняет, он не нападает, а защищает. Уважая закон, человек вправе требовать, чтобы закон защищал его от несправедливости и зла. Нельзя ждать милостей от закона, если ты его нарушаешь. Только кажется, что закон не действует: стоит только его преступить — и сразу почувствуешь его страшную, неотвратимую, неумолимую силу, крушащую все жизненные планы, разрывающую все связи и окунающую в совершенно иной мир — мир заключенных. Педагогика законно- сти, правопорядка и правомерное поведение Жизнь общества содержит многочисленные социально-педагогические факторы и влияния на население и его общественную И правомерного влияния на население и его общественнуюправовую культуру. По особенностям своей природы они. как и все социально-педагогические факторы (см. гл. 3). делятся на: • собственно педагогические социальные факторы: эффективность всей системы формирования личности в обществе, системы образования, юридического образования, воспитания населения, государственных служащих, работников правоохранительных органов, укрепления общественной и трудовой дисциплины, утверждения здорового образа жизни, педагогической работы правоохранительных органов, системы правового воспитания населения, правовой информации и пропаганды, полной реализации педагогической функции средствами массовой информации и периодической печати и др.; • педагогически значимые социальные факторы. Не являясь педагогическими по своей природе, они тем не менее сказываются педагогически на состоянии законности и правопорядка. Это социальные и экономические особенности общества и происходящие в нем процессы и изменения, его мораль, законодательство, Деятельность правоохранительных органов, реализация педагогической функции всеми видами культуры, средств массовой информации, периодической печати, меры по укреплению правопорядка и его состояние, образ и уровень жизни, национальные и этнические особенности населения, социально-психологические явления (общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, мода, слухи) и многое другое. По распространенности, масштабу социально-педагогические факторы и влияния бывают федеральными, региональными, местными, а по тесноте связи со спецификой проблем законности и правопорядка — фоновыми (политическими, экономическими, финансовыми, производственными и т.п.), правовыми (связанные с правовой системой), криминогенными (непосредственные причины и условия совершения преступлений) и криминальными (воспитательные и обучающие влияния криминальной среды, ее субкультуры и целенаправленных мер). Существенны и личностные педагогические факторы: правовая образованность, правовая воспитанность, правовая обученность, правовая развитость. Вместе с психологическими компонентами они входят в яичную правовую культуру гражданина. Правовая образованность характерна наличием у гражданина знаний, взглядов и убеждений, позволяющих правильно понимать и оценивать правовую сферу общества, права и свободы, их пределы, связи прав, свободы и ответственности (у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обязанностей, у того и меньше прав и пр.). Правовая воспитанность гражданина отличается: • уважением к закону и законности, отношением к ним как к группе высших социальных ценностей, как к нормам, утверждающим мораль и защищающим человека: • потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и неприемлемостью иного; • стремлением к выбору только правомерных способов и Средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решению проблем; • стремлением к содействию правоохранительным органам; • активностью в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы, жительства, удержании других людей, членов своей семьи от нарушений закона, их правовое питании. Правовая обученность гражданина включает: • знание минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту; • навыки и умения правомерного поведения и решения проблем в жизни и деятельности; • знание возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов; • знания и навыки правомерного обеспечения личной безопасности, пределов необходимой обороны. Правовая развитость — это: • склонность к применению ориентиров, размышлений, оценок, выборов, решений, соответствующих требованиям правомерного поведения; • наличие качеств, не допускающих рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее преступника поведение • мотивы к самоформированию правовой культуры. Как показывают криминологические' исследования, приоритет в правомерном или правонарушающем поведении имеет степень правовой воспитанности личности. Значимость других педагогических свойств располагается по порядку: правовая образованность — правовая обученность — правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаруживаться и иная шкала причинности. Формирование право- Нельзя породить даже тенденцию движения правовому вой культуры государству, если правовая культура населения, его правое воспитание и особенно правовая социализация подрастающего поколения не имеют положительных тенденций к улучшению. Необходима система формирования правовой культуры граждан. Первостепенное значение имеет педагогическая оптимизация социально-педагогических факторов федерального, регионального и местного масштаба, оказывающих влияние на правовую культуру и правомерное поведение граждан. Это огромная по масштабу и сложности работа, но иного пути к правовому обществу нет. Чтобы люди обладали правовой культурой, надо, чтобы они жили в условиях правовой культуры, создаваемой деятельностью государственных органов, всех институтов и структур общества, чтобы в этой деятельности осмысленно реализовывалась педагогическая функция. Взять, например, деятельность средств массовой информации и периодической печати. Всякое информирование эффективно, если оно укрепляет общество, возвышает людей, способствует созданию правового государства, крепит убеждения в необходимости следования правовым нормам, веру в существование справедливости в обществе, в свою защищенность, в неотвратимость наказания за преступления. Между тем телевизионные передачи зачастую ведутся без ясного понимания того, какой педагогический эффект они приносят. Передачи, имеющие правовоспитательное значение, переполнены негативной информацией о преступлениях, а позитивная — о задержании и осуждении преступников — минимальна. Реальность же такова, что раскрываемость преступлений составляет как минимум 75%, т. е. подавляющее большинство преступников получает по заслугам. Постановка с ног на голову пропорций негативной и позитивной информации — кривое зеркало реальности, ложь, а не правда. Негативна по преимуществу информация о деятельности правоохранительных органов, а добрых слов об их сотрудниках, жертвующих нередко жизнью, работающих по 12 и больше часов в сутки при мизерной заработной плате, телевидению не хватает. Отрицательно правовоспитательное значение информации без комментариев о благополучии и «красивой жизни» людей, явно нечестным путем наживших свое богатство, о мягких приговорах за тяжкие преступления, о прекращении уголовных дел явно находящихся в конфликте с законом людей «за недоказанностью», «отсутствием состава преступления», «за давностью», «по амнистии», «изменении показаний свидетелей» и т.п. Нередко правовая информация подается безграмотным в правовом отношении языком, на криминальном жаргоне: убийц именуют «киллерами», воров и мошенников — «бизнесменами» или «новыми русскими», террористов и бандитов — «боевиками», главарей банд — «полевыми командирами», «бригадными генералами». Дело не только в правовой безграмотности, но и в педагогической. Часть молодых людей, возможно, остановила бы от совершения преступлений даже перспектива называться «убийцей», «бандитом» или «вором» — презираемыми в народе словами, а не звучными «киллер», «боевик». Под влиянием передач у многих граждан возникает убеждение, что они живут в насквозь криминальном обществе, в котором нет честных людей, а правоохранительные органы абсолютно бессильны и коррумпированы. Исследованиями, проведенными в США, установлено, что неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, убеждения, что правительство продажно, что беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков, выступают основой подрыва моральных устоев населения, возникновения атмосферы общего недоверия, отсутствия уважения к правовым нормам и зарождения побуждений к их нарушениям . В рамках педагогической и правовой систем общества должна получить полноценное развитие специальная юридико-педагогическая работа,включающая: • правовое просвещение — распространение правовых знаний через систему образования; • правовое воспитание; • правовую пропаганду — распространение идей правового государства, правомерного поведения; -правовую агитацию — целенаправленное распространение информации для активизации участия граждан в укреплении правопорядка. Будучи действенной, эта работа увеличивает число граждан, которые включаются в обеспечение правопорядка, и способствует формированию их правовой культуры. Мировая практика свидетельствует об оправданности начала такой работы даже в дошкольных учреждениях. Психология и педагогика обеспечения личной безопасности Жизнь содержит немалоугроз и опасностей, требующих бдительности, осмотрительности. разумной осторожности. Возможны возгорания, взрывы, аварии, поломки, наносящие материальный, финансовый урон или травмы человеку. Ныне особенно важно не стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника. Безопасность на работе и в быту, исключающая вероятность получения травм, связана со знанием человеком техники безопасности, умениями и привычками соблюдения мер безопасности, здравым смыслом, бдительностью и разумной осторожностью. Существует психологический феномен беспечности — антипода бдительности — в двух разновидностях — первичной и вторичной беспечности. Первая связана с незнанием, непониманием опасности, необходимости бдительности и осторожности. Вторая — привыкание к опасности, притупление бдительности, которая встречается у людей хорошо осведомленных, профессионально опытных, многократно успешно действовавших в условиях опасности. Гибнут, например, часто от поражения электрическим током не электрики-новички, а опытные выражался известный американский летчик Д. Коллинз, впервые перелетевший Атлантику, стоит помнить, что друзьям, возможно, вскоре придется принести цветы на его могилу. Сегодня актуальной стала и забота о личной безопасности. Установлено, что жертвами преступлений чаше становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные, с хорошими внешними данными, выглядящие материально обеспеченными или доступными для посягательств на них, с вызывающими и дразнящими манерами поведения, чрезмерно доверчивые, легковерные, неразборчивые в знакомствах, посещающие часто криминально опасные места и мероприятия (пирушки, ночные гуляния и пр.), остающиеся вдвоем в комнате или темноте, выбирающие опасные маршруты передвижения, проявляющие слабость и беспомощность, злоупотребляющие спиртным и наркотиками, падкие на легкий выигрыш, жадные и др. Совокупность относительно устойчивых особенностей человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии именуется виктимностью (виктимогенностью), а соответствующее поведение — вактимным. В интересах каждого человека снижение своей виктимности, отказ от виктимного поведения. Это достижимо использованием рекомендаций юридической психологии и педагогики. Опасность стать жертвой преступления снижается, когда человек обладает: • знаниями роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность сшей недвижимости, финансов, автомобиля и др.; криминогенно опасных мест и условий; • воспитанными привычками безопасного поведения в общественных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами; • воспитанными культурными интересами, увлечениями, способами проведения досуга, исключающими попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, секты, увлечение алкоголем и употреблением наркотиков, совершение действий при общении в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению; • развитой разумной осторожностью, бдительностью, наблюдательностью, собранностью, самообладанием, находчивостью, быстротой реакций, ловкостью, умением разбираться в людях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей; • специально освоенными приемами самозащиты: поведенческими, словесными, двигательными, техническими (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.). Вопросы и задания для самопроверки и Размышлений 1. Из каких явлений складывается психологическая сфера (подсистема, компонента) общества? 2. Что включает в себя педагогическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов жизни и развития общества? 3. Какие из приведенных в тексте первого параграфа психологических и педагогических мер по решению проблем современного российского общества вы считаете важными и могущими принести реальную пользу? Обоснуйте почему? 4. Приходилось ли вам задумываться над смыслом своей жизни, задавать вопросы (и отвечать на них) — зачем дана жизнь? как прожить жизнь? каким быть? Если нет, то попытайтесь ответить на них сейчас. 5. Вспомните иерархическую модель потребностей, разработанную А. Маслоу. Попытайтесь на примере 3—4 известных вам молодых людей, оценив их интересы, желания, увлечения, занятия на досуге и поступки, сказать, потребности какого уровня доминируют в них. 6. В §7.2 приведен перечень цивилизованных принципов жизни. Оцените их приемлемость для собственной жизни. Согласны ли вы с ними? Завершите размышления оценкой того, в какой степени вы следуете им в своей жизни сейчас. 7. Перечислите основные направления психологического и педагогического самообеспечения жизненного успеха человека. Какие из направлений вы считаете особенно важными для себя и почему? 8. Дайте психологическую оценку любви мужчины и женщины. Что можно сказать о психологии человека и уровне развития его личности, если он считает правильным выражение «займемся любовью»? 9.Каковы основные положительные и негативные факторы, оказывающие влияние на психологию семейной жизни и отношения супругов? 10. Что и как должно меняться в личности, привычках, поступках, общении молодых людей, вступивших в брак, после рождения ребенка, при выращивании детей? 11. Попробуйте дать краткую педагогическую характеристику формирования личности ребенка в семье. 12. С какими психологическими и педагогическими факторами связана проблема укрепления законности и правопорядка? 13. В чем заключается психология и педагогика обеспечения личной безопасности каждым человеком? литература 1.Абулъханова-Сдавская К.А. Стратегия жизни. — М., L991. 2.Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984. 3.Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989. 4.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 2-е изд. — М., 1998. 5.Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания. — М., 1995. 6. Дилигенский Г.Г. Социально -политическая психология. — М., If 1996. 7.Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. — Грозный, 1987. 8. Корчак Януш. Как любить детей: избранные педагогические . произведения. — М., Воронеж, 1999. 9.Котик М.А. Психология и безопасность. — Таллинн, 1989. 10.Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997. 11.Молодежь и наркотики: правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты: материалы к лекциям / Авт.-сост. О.Ю. Кондратьева и др. — Владимир, 1998. 12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. 2-е изд., — М., 1999. 13. Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. А.А. Деркач. - М., 1995. 14. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М.. 1995. 15. Очерки российской психологии. — М.. 1994. 16. Педагогика отечественной культуры и современность. — М.. 1998. 17. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. — Тверь. 1994. 18. Популярная психология для родителей. — М., 1997. 19. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. - М., 1988. 20. Смысл жизни: Антология/ Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. — М., 1994. 21. Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 1975. 22. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. 23. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992. 24. Шеальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. — М., 1993. 25. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997. Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. Раздел III
![]() |