Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности



Психология, педагоги-

ка, законность

и правопорядок Все гуманистические идеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи демократии, прав и свобод, экономического благосостояния, свобод­ного развития граждан и другие останутся блефом вне строгого соблюдения законности и устойчивого правопорядка в общест­ве. Резко возросший за последнее десятилетие уровень преступ­ности стал тормозом экономического и социального развития России. Укрепление законности и правопорядка превратилось в общую задачу всех структур общества и честных граждан, ибо причины преступности и нарушений законности лежат в слабо­стях практически всех сфер — экономической, культурной, нравственной, законодательной, государственного управления и др. Свою роль играют здесь психологические и педагогические факторы, причины, слабости, возможности и работа.

На состояние законности и правопорядка отрицательно влияют дефекты правосознания и правовой психологии населе­ния, его групп и отдельных граждан. Их причины — не только в недостатках реального бытия граждан, правовой и иных сфер общества, проведенной приватизации, финансовых реформ и др. Они — и в слабостях системы образования и воспитания граждан {в частности, правового), правовой пропаганды, правовых дефек­тов народной педагогики и др. Индивидуальные причины зарож­дения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося Преступлением, почти всегда обусловлены недостатками правовой психологии личности, ее педагогической запущенностью.

По мере демократизации жизни общества все большую роль призвано играть не насильственное принуждение граждан к ува­жению норм права, а убежденность и привычка к их соблюдению. Поэтому главный путь к укреплению законности и правопорядка, образно говоря, проходит через умы и сердца людей, через их пси­хологию. Нужна борьба не с человеком, а за человека, победа в психологическом и педагогическом созидании, а не в каре.

Психология законно-

сти , правопорядка

и правомерного

поведения Законность и правопорядок могут быть обеспечены, когда правовой психологии

и общностей и правовой психологии граждан присуши определенные качественные

характеристики.

Правовая психология населенияпредставляет собой социаль­но-психологический феномен, отражение в общественном соз­нании, психологии групп правовой системы государства — за­конодательства, деятельности правоохранительных органов, уровня реальной законности, правопорядка и правовой защи­щенности граждан. Ее качественное состояние определяется правосознанием, правовым общественным (групповым) мнением, правовыми настроениями, правовыми традициями, привычками, групповыми ценностно-нормативными ориентациями и др. Сейчас правовая психология российского общества характерна пони­женным авторитетом законодательных и правоохранительных органов, правовым нигилизмом, пассивностью населения в борьбе с преступностью, расширенным кругом граждан, счи­тающих для себя приемлемым преступать закон при определен­ных обстоятельствах и др. Торжество закона в обществе воз­можно лишь при высоком уровне правовой психологии населе­ния — уровне общественной правовой культуры. Непременный путь, к нему — целенаправленная, организованная, комплекс­ная, непрерывная работа, в которой ведущая роль принадлежит повсеместному укреплению законности, успешной борьбе с кор­рупцией, профилактике преступлений, исправлению отбываю­щих уголовные наказания, обеспечению защищенности граждан от преступных посягательств, активности правового просвещения и пропаганды.

Правовая психология личности— одно из системных прояв­лений ее внутреннего мира, психологии, заключающееся в стремлении и умении строить свою жизнь в согласии с нормами права. Высокий уровень морального и интеллектуального разви­тия личности служит фундаментом правомерного поведения. Вместе с тем, для гарантии от всяких случайностей нужна еще яичная правовая культура:

• знание законов и их требований;

• убежденность в безусловной необходимости правомерного поведения;

• желание вести себя только правомерно;

• умение вести себя правомерно;

• непоколебимая устойчивость к криминогенным соблазнам;

• мотивы активного участия в установлении правопорядка. Русский правовед А. С. Алексеев писал:

Для того чтобы жить в праве, необходимо прежде всего, чтобы пра­во жило в нас.

Ныне есть повышенная нужда в целенаправленном форми­ровании и самоформировании личной правовой культуры каж­дого гражданина, особенно в молодые годы. Этот процесс под­вергается сейчас серьезным испытаниям и деформациям под влиянием общественных перемен. Рост подростковой, юноше­ской и молодежной преступности составляет в последние годы около 70% ее общего роста. Опасность такого положения и в том, что почти половина совершивших преступление в этом возрасте становится на преступный путь до конца жизни. Люди вообще портятся легче, чем исправляются.

Береги честь смолоду — это относится и к необходимости каждому подростку, юноше, девушке, молодому человеку нико­гда и нигде не вступать в конфликт с законом, ни под каким предлогом, даже при полной уверенности в правовой безнака­занности. Закон есть закон. Это вопрос нести, жизненный принцип достойного, цивилизованного, думающего о своем благополуч­ном будущем и правильно понимающего свободу человека.

«Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от закона», — таково мнение Вольтера. Важно понять, что закон — не путы, а благо, он не мешает, а охраняет, он не нападает, а защищает. Уважая закон, человек вправе требовать, чтобы закон защищал его от несправедливости и зла. Нельзя ждать милостей от зако­на, если ты его нарушаешь. Только кажется, что закон не дейст­вует: стоит только его преступить — и сразу почувствуешь его страшную, неотвратимую, неумолимую силу, крушащую все жизненные планы, разрывающую все связи и окунающую в со­вершенно иной мир — мир заключенных.

Педагогика законно-

сти, правопорядка

и правомерное

поведение Жизнь общества содержит многочисленные социально-педагогические факторы и влияния на население и его общественную

И правомерного

влияния на население и его общественнуюправовую культуру. По особенностям своей природы они. как и все социально-педагогические факторы (см. гл. 3). делятся на:

собственно педагогические социальные факторы: эффектив­ность всей системы формирования личности в обществе, систе­мы образования, юридического образования, воспитания населе­ния, государственных служащих, работников правоохранитель­ных органов, укрепления общественной и трудовой дисциплины, утверждения здорового образа жизни, педагогической работы правоохранительных органов, системы правового воспитания на­селения, правовой информации и пропаганды, полной реализа­ции педагогической функции средствами массовой информации и периодической печати и др.;

педагогически значимые социальные факторы. Не являясь педагогическими по своей природе, они тем не менее сказывают­ся педагогически на состоянии законности и правопорядка. Это социальные и экономические особенности общества и происхо­дящие в нем процессы и изменения, его мораль, законодательст­во, Деятельность правоохранительных органов, реализация педа­гогической функции всеми видами культуры, средств массовой информации, периодической печати, меры по укреплению пра­вопорядка и его состояние, образ и уровень жизни, националь­ные и этнические особенности населения, социально-психологические явления (общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, мода, слухи) и многое другое.

По распространенности, масштабу социально-педагогические факторы и влияния бывают феде­ральными, региональными, местными, а по тесноте связи со спецификой проблем закон­ности и правопорядка — фоновыми (политическими, экономически­ми, финансовыми, производственными и т.п.), правовыми (связанные с правовой системой), криминогенными (непосредствен­ные причины и условия совершения преступлений) и крими­нальными (воспитательные и обучающие влияния криминаль­ной среды, ее субкультуры и целенаправленных мер).

Существенны и личностные педагогические факторы: право­вая образованность, правовая воспитанность, правовая обученность, правовая развитость. Вместе с психологическими компо­нентами они входят в яичную правовую культуру гражданина.

Правовая образованность характерна наличием у гражданина знаний, взглядов и убеждений, позволяющих правильно пони­мать и оценивать правовую сферу общества, права и свободы, их пределы, связи прав, свободы и ответственности (у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обя­занностей, у того и меньше прав и пр.).

Правовая воспитанность гражданина отличается:

• уважением к закону и законности, отношением к ним как к группе высших социальных ценностей, как к нормам, утвер­ждающим мораль и защищающим человека:

• потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и неприемлемостью иного;

• стремлением к выбору только правомерных способов и Средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решению проблем;

• стремлением к содействию правоохранительным органам;

• активностью в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы, жительства, удержании других людей, членов своей семьи от нарушений закона, их правовое питании.

Правовая обученность гражданина включает:

• знание минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;

• навыки и умения правомерного поведения и решения проблем в жизни и деятельности;

• знание возможностей, порядка и правил юридической за­щиты своих прав и интересов;

• знания и навыки правомерного обеспечения личной безо­пасности, пределов необходимой обороны.

Правовая развитость — это:

• склонность к применению ориентиров, размышлений, оценок, выборов, решений, соответствующих требованиям пра­вомерного поведения;

• наличие качеств, не допускающих рискованное, неосмот­рительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее пре­ступника поведение

• мотивы к самоформированию правовой культуры.

Как показывают криминологические' исследования, приоритет в правомерном или правонарушающем поведении имеет степень правовой воспитанности личности. Значимость других педагогиче­ских свойств располагается по порядку: правовая образованность — правовая обученность — правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаруживаться и иная шкала причинности.

Формирование право- Нельзя породить даже тенденцию движения правовому

вой культуры государству, если правовая культура населения, его правое воспитание и особенно правовая социализация подрастающего поколения

не имеют положительных тенденций к улучшению. Необходима

система формирования правовой культуры граждан.

Первостепенное значение имеет педагогическая оптимизация социально-педагогических факторов федерального, регионального и местного масштаба, оказывающих влияние на правовую куль­туру и правомерное поведение граждан. Это огромная по мас­штабу и сложности работа, но иного пути к правовому общест­ву нет. Чтобы люди обладали правовой культурой, надо, чтобы они жили в условиях правовой культуры, создаваемой деятель­ностью государственных органов, всех институтов и структур общества, чтобы в этой деятельности осмысленно реализовывалась педагогическая функция.

Взять, например, деятельность средств массовой информа­ции и периодической печати. Всякое информирование эффек­тивно, если оно укрепляет общество, возвышает людей, способ­ствует созданию правового государства, крепит убеждения в не­обходимости следования правовым нормам, веру в существова­ние справедливости в обществе, в свою защищенность, в неот­вратимость наказания за преступления. Между тем телевизион­ные передачи зачастую ведутся без ясного понимания того, ка­кой педагогический эффект они приносят. Передачи, имеющие правовоспитательное значение, переполнены негативной ин­формацией о преступлениях, а позитивная — о задержании и осуждении преступников — минимальна. Реальность же такова, что раскрываемость преступлений составляет как минимум 75%,

т. е. подавляющее большинство преступников получает по за­слугам. Постановка с ног на голову пропорций негативной и позитивной информации — кривое зеркало реальности, ложь, а не правда.

Негативна по преимуществу информация о деятельности правоохранительных органов, а добрых слов об их сотрудниках, жертвующих нередко жизнью, работающих по 12 и больше ча­сов в сутки при мизерной заработной плате, телевидению не хватает. Отрицательно правовоспитательное значение информа­ции без комментариев о благополучии и «красивой жизни» лю­дей, явно нечестным путем наживших свое богатство, о мягких приговорах за тяжкие преступления, о прекращении уголовных дел явно находящихся в конфликте с законом людей «за недока­занностью», «отсутствием состава преступления», «за давно­стью», «по амнистии», «изменении показаний свидетелей» и т.п. Нередко правовая информация подается безграмотным в право­вом отношении языком, на криминальном жаргоне: убийц име­нуют «киллерами», воров и мошенников — «бизнесменами» или «новыми русскими», террористов и бандитов — «боевиками», главарей банд — «полевыми командирами», «бригадными гене­ралами». Дело не только в правовой безграмотности, но и в пе­дагогической. Часть молодых людей, возможно, остановила бы от совершения преступлений даже перспектива называться «убийцей», «бандитом» или «вором» — презираемыми в народе словами, а не звучными «киллер», «боевик». Под влиянием пе­редач у многих граждан возникает убеждение, что они живут в насквозь криминальном обществе, в котором нет честных лю­дей, а правоохранительные органы абсолютно бессильны и кор­румпированы.

Исследованиями, проведенными в США, установлено, что неверие в честность политического руководства и правоприме­нительных органов, убеждения, что правительство продажно, что беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков, выступают основой подрыва моральных устоев населения, возникновения атмосфе­ры общего недоверия, отсутствия уважения к правовым нормам и зарождения побуждений к их нарушениям .

В рамках педагогической и правовой систем общества долж­на получить полноценное развитие специальная юридико-педагогическая работа,включающая:

правовое просвещение — распространение правовых знаний через систему образования;

правовое воспитание;

правовую пропаганду — распространение идей правового государства, правомерного поведения;

-правовую агитацию — целенаправленное распространение информации для активизации участия граждан в укреплении правопорядка.

Будучи действенной, эта работа увеличивает число граждан, которые включаются в обеспечение правопорядка, и способст­вует формированию их правовой культуры. Мировая практика свидетельствует об оправданности начала такой работы даже в дошкольных учреждениях.

Психология и педагогика

обеспечения личной

безопасности Жизнь содержит немалоугроз и опасностей, требующих бдительности, осмотрительности. разумной осторожности. Воз­можны возгорания, взрывы, аварии, по­ломки, наносящие материальный, финансовый урон или травмы человеку. Ныне особенно важно не стать объектом обмана, мо­шенничества, нападения преступника.

Безопасность на работе и в быту, исключающая вероятность получения травм, связана со знанием человеком техники безо­пасности, умениями и привычками соблюдения мер безопасно­сти, здравым смыслом, бдительностью и разумной осторожно­стью. Существует психологический феномен беспечности — ан­типода бдительности — в двух разновидностях — первичной и вторичной беспечности. Первая связана с незнанием, непони­манием опасности, необходимости бдительности и осторожно­сти. Вторая — привыкание к опасности, притупление бдитель­ности, которая встречается у людей хорошо осведомленных, профессионально опытных, многократно успешно действовав­ших в условиях опасности. Гибнут, например, часто от пораже­ния электрическим током не электрики-новички, а опытные выражался известный американский летчик Д. Коллинз, впервые перелетевший Атлантику, стоит помнить, что друзьям, возмож­но, вскоре придется принести цветы на его могилу.

Сегодня актуальной стала и забота о личной безопасности. Установлено, что жертвами преступлений чаше становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в во­просах причин и условий совершения преступлений, пренебре­гающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, не­осторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные, с хо­рошими внешними данными, выглядящие материально обеспе­ченными или доступными для посягательств на них, с вызы­вающими и дразнящими манерами поведения, чрезмерно довер­чивые, легковерные, неразборчивые в знакомствах, посещаю­щие часто криминально опасные места и мероприятия (пирушки, ночные гуляния и пр.), остающиеся вдвоем в комна­те или темноте, выбирающие опасные маршруты передвижения, проявляющие слабость и беспомощность, злоупотребляющие спиртным и наркотиками, падкие на легкий выигрыш, жадные и др. Совокупность относительно устойчивых особенностей че­ловека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии именуется виктимностью (виктимогенностью), а соответствующее поведение — вактимным. В интересах каждого человека снижение своей виктимности, отказ от виктимного поведения. Это достижимо использо­ванием рекомендаций юридической психологии и педагогики.

Опасность стать жертвой преступления снижается, когда человек обладает:

знаниями роли виктимного поведения и его недопустимо­сти; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступни­ков, использующих промахи жертв; способов, повышающих лич­ную безопасность, безопасность сшей недвижимости, финансов, автомобиля и др.; криминогенно опасных мест и условий;

воспитанными привычками безопасного поведения в общест­венных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами;

воспитанными культурными интересами, увлечениями, спосо­бами проведения досуга, исключающими попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, секты, увлечение алкоголем и употреблением наркотиков, совершение

действий при общении в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению;

развитой разумной осторожностью, бдительностью, на­блюдательностью, собранностью, самообладанием, находчиво­стью, быстротой реакций, ловкостью, умением разбираться в лю­дях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей;

специально освоенными приемами самозащиты: поведенчески­ми, словесными, двигательными, техническими (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.).

Вопросы и задания для самопроверки и

Размышлений

1. Из каких явлений складывается психологическая сфера (подсистема, компонента) общества?

2. Что включает в себя педагогическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов жизни и раз­вития общества?

3. Какие из приведенных в тексте первого параграфа пси­хологических и педагогических мер по решению проблем современного российского общества вы считаете важны­ми и могущими принести реальную пользу? Обоснуйте почему?

4. Приходилось ли вам задумываться над смыслом своей жизни, задавать вопросы (и отвечать на них) — зачем да­на жизнь? как прожить жизнь? каким быть? Если нет, то попытайтесь ответить на них сейчас.

5. Вспомните иерархическую модель потребностей, разра­ботанную А. Маслоу. Попытайтесь на примере 3—4 из­вестных вам молодых людей, оценив их интересы, жела­ния, увлечения, занятия на досуге и поступки, сказать, потребности какого уровня доминируют в них.

6. В §7.2 приведен перечень цивилизованных принципов жизни. Оцените их приемлемость для собственной жиз­ни. Согласны ли вы с ними? Завершите размышления оценкой того, в какой степени вы следуете им в своей жизни сейчас.

7. Перечислите основные направления психологического и педагогического самообеспечения жизненного успеха че­ловека. Какие из направлений вы считаете особенно важными для себя и почему?

8. Дайте психологическую оценку любви мужчины и жен­щины. Что можно сказать о психологии человека и уров­не развития его личности, если он считает правильным выражение «займемся любовью»?

9.Каковы основные положительные и негативные факто­ры, оказывающие влияние на психологию семейной жизни и отношения супругов?

10. Что и как должно меняться в личности, привычках, по­ступках, общении молодых людей, вступивших в брак, после рождения ребенка, при выращивании детей?

11. Попробуйте дать краткую педагогическую характеристику

формирования личности ребенка в семье.

12. С какими психологическими и педагогическими факто­рами связана проблема укрепления законности и право­порядка?

13. В чем заключается психология и педагогика обеспечения личной безопасности каждым человеком?

литература

1.Абулъханова-Сдавская К.А. Стратегия жизни. — М., L991.

2.Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

3.Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.

4.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 2-е изд. — М.,

1998.

5.Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания. — М., 1995.

6. Дилигенский Г.Г. Социально -политическая психология. — М., If 1996.

7.Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. — Грозный, 1987.

8. Корчак Януш. Как любить детей: избранные педагогические . произведения. — М., Воронеж, 1999.

9.Котик М.А. Психология и безопасность. — Таллинн, 1989.

10.Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.

11.Молодежь и наркотики: правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты: материалы к лекциям / Авт.-сост.

О.Ю. Кондратьева и др. — Владимир, 1998.

12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. 2-е изд., — М., 1999.

13. Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. А.А. Деркач. - М., 1995.

14. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М.. 1995.

15. Очерки российской психологии. — М.. 1994.

16. Педагогика отечественной культуры и современность. — М.. 1998.

17. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Крими­нальная субкультура. — Тверь. 1994.

18. Популярная психология для родителей. — М., 1997.

19. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. - М., 1988.

20. Смысл жизни: Антология/ Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. — М., 1994.

21. Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 1975.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

23. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992.

24. Шеальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. — М., 1993.

25. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997.

Для человека с талантом и любовью к труду не сущест­вует преград.

Раздел III



Просмотров 823

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!