![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
И педагогические основы деятельности образовательного учреждения
Система образования в России Непрерывно и неустанно передавать опыт старших поколений младшим, сохранять и поднимать планку накопленных человечеством знаний, развиваться по ходу жизни, опережать ее и выступать двигателем прогресса, способствуя направлению его в цивилизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло — таковы извечные стратегические задачи образования. Система профессионального образования в России построена на основе федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. как многоуровневая, непрерывная и преемственная. В ней четыре уровня: • первый — начальное профессиональное образование (срок обучения до одного года); • второй — среднее (срок обучения до двух лет); • третий — высшее (срок обучения 5—6 лет); • четвертый — послевузовское (дополнительное обучение сроком до трех лет). Уровень высшего образования имеет три ступени: • первая — неполное высшее образование (обучение не менее двух лет); - вторая — высшее профессиональное образование (обучение 4 года, получение квалификации, степени бакалавра); - третья — высшее профессиональное образование с двумя разновидностями: обучение 5 лет (для ряда ведомств — 4 года) с получением квалификации (степени) дипломированный специалист, а со сроком обучения 6 лет — с получением квалификации (степени) магистр. Требования к минимуму содержания образования для каждого уровня, ступени выражены в Государственном образовательном стандарте (имеющем федеральный и национально-региональный, ведомственные компоненты). Общие принципы Образования Федеральный закон «Об образовании»устанавливает следующие общие принципы государственной политики в области образования (ст. 2): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных различий и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Педагогическая сущность деятельности образовательного учреждения Деятельность образовательного учреждения — школы, лицея, колледжа, училища, института, академии, университета -можно сравнить с производственной организацией, в которую поступает сырье, полуфабрикат, а выпускается готовая продукция. Процессы превращений первого во второе обеспечиваются производственны-
ми технологиями. В образовательное учреждение поступают («входят») обычные подростки, юноши, девушки, взрослые, а выпускаются («выходят») практически сложившиеся личности, образованные профессионалы. Каждое производство характерно преобладанием каких-то специфических технологий: химическое — химических, атомное — физических, автомобильное — сборочных и пр. В образовательном учреждении главные — педагогические и психолого-педагогические технологии. Это технологии детерминации и регулирования у обучающихся внутренних превращений, приводящих к возникновению знаний, навыков, умений, привычек, способностей, новых свойств и качеств личности. Это технологии целенаправленного использования особых «инструментов» — педагогических и психологических воздействий, средств, способов, условии. Создают и используют их люди, призванные быть искушенными в этом, — педагоги: учительский, педагогический, научно-педагогический, руководящий и обслуживающий состав образовательного учреждения. В итоге должен быть педагогический результат: выпускник, сформированные на соответствующем уровне (ступени) личность и специалист. По сути образовательное учреждение — это «педагогическое производство», педагогическое учреждение. Поэтому психологический и педагогический поход, использование данных психологии и педагогики имеют решающее значение для понимания происходящего в нем и обеспечения должного функционирования. Вспомним, что специфика целостной педагогической системы — в присущих ей важнейших подсистемах: образовательной. воспитательной, обучающей и развивающей. Это не только теоретическое положение, ибо оно совпадает с основной законодательной нормой. Законом Российской Федерации «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования установлен принцип гуманистического характера образования, провозглашающий приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания у обучающихся правданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст. 2, л. 1). Статья 14 обязывает ориентировать образование на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечивать: • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; • интеграцию личности в национальную и мировую культуру; • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений Государственные образовательные стандарты по подготовке разных специалистов предполагают, что выпускник высшего образовательного учреждения должен: • быть знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; • знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; • иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть Ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих При выполнении профессиональных функций; • быть способным вести профессиональную деятельность в Иноязычной среде; • иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования; • владеть культурой мышления и искусством логического анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать; • уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности; • быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики и переоценки накопленного опыта анализировать свои возможности, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний; • быть способным в профессиональной сфере на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и программирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; • быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами. Очевидно, что образовательные учреждения призваны решать комплекс основных педагогических задач, включая формирование личности. Но дело даже не в предписываемой норме, а в объективной необходимости, требованиях жизни (см. гл. 4,5). Применительно к образованию это имеет специальное значение. Ведь студент может успешно овладеть программой вуза, если проявит себя как личность, обладающую желанием, потребностью к знаниям, целеустремленностью, активностью, добросовестностью, ответственностью, волей, упорством, требовательностью к себе и др., а преподаватель и коллектив образовательного учреждения призваны помочь ему в этом. Исторически сложилось так, что в отечественном образовании повышенное внимание уделяется усвоению обучающимися знаний. Однако объем знаний человечества увеличивается последние 10—20 лет в геометрической прогрессии, считается, что он удваивается каждые 5—7 лет. Это относится не только к знаниям вообще, но и к нужным современному профессионалу. По этой причине в мировой и отечественной педагогике все активнее обсуждается вопрос о том, как совместить ограниченные сроки подготовки профессионала, лимитированный и не поддающийся расширению бюджет учебного времени образовательного учреждения с угрожающе быстрым расширением знаний, проблем, задач, ситуаций, которые должен знать и уметь профессионально решать выпускник? Наиболее популярно такое решение: готовить не того профессионала, «мускулы» которого заключаются в извлечении из памяти сохранившихся в ней знаний, но личности, способной самостоятельно понимать, оценивать, докапываться до истины в любых ситуациях профессиональной деятельности, даже в тех, по которым конкретных знаний у него нет. Такое возможно лишь при условии, что профессионал — это личность, обладающая нестандартным мышлением, способностью разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и самостоятельность, находить основания для правильных решений, непрерывно продолжая учиться самостоятельно. Очевидно, что от разрешения противоречия между быстро растущим объемом знаний и стабильным временем образования отмахнуться невозможно и один из обязательных путей — формирование личности. Характерна и такая тенденция: при приеме на работу и назначении на определенную должность все больше начинают учитывать особенности личности. Сейчас в разных странах оценка их в 30—85% случаев оказывается решающей. Таким образом, деятельность образовательного учреждения, всех людей в нем, построение образовательного процесса, его нацеленность, содержание, организация и технологии обеспечивают решение возложенных на него задач, если они педагогически корректны и эффективны, если в них представлены подсистемы образования, обучения, воспитания и развития,обеспечивающие целостное и гармоничное формирование профессионала-личности. Подобный подход должен быть присущ не только всему образовательному учреждению, но и деятельности факультета, кафедры, цикла, преподавателя, изучению отдельной учебной дисциплины, учению студента. Отсутствие или слабости его — изначальный порок и причина серьезных недостатков в подготовке молодых профессионалов.
Психологические и педагогические факторы в образовательном процессе Деятельность образовательного учреждения насыщена взаимосвязанными педагогическими и психологическими факторами. Системная совокупность их представлена блок-схемой образовательного процесса (рис. 8.1). Первый блок — цели образования и подготовки специалистов в вузе.Цель — начальный и конечный пункт любой деятельности. Конечный результат должен полностью соответствовать намеченной цели. Не уяснив точно цель, не приняв ее, не построив строго в соответствии с ней свою работу, можно, даже работая лучшими методами, получать наихудшие результаты (или идти не в ту сторону). Достижение цели образования существенно связано с психологией его организаторов, преподавателей и студентов: отчетливым осознанием ее, постоянным удержанием в мыслях, строгим подчинением всех усилий по ее достижению, сверкой достигаемых текущих, рубежных и итоговых результатов с ее требованиями. «Кого готовить, чему учить?» — один из основных вопросов и педагогики. Разработка цели — ответ на него. «Подготовить современного высокообразованного специалиста» — такой ответ хотя и очевиден, но не обеспечивает направляющую функцию цели. Нужна педагогически проработанная цель, отличающаяся детальным, четким перечнем достоинств, которые должен приобрести выпускник за время пребывания в вузе. Разработать такую цель могут лишь люди, обладающие высокой педагогической квалификацией, умением применять требования федеральных законов об образовании и Государственные образовательные стандарты к специфике своего вуза, глубоко и конкретно понимать требования профессии к специалисту, рассчитать возможности удовлетворения этих требований за время подготовки. Формирование в образовательном процессе каждого элемента такой цели выступает в виде частной педагогической задачи. Чтобы цель «заработала», надо обеспечить еще ее знание и принятие к исполнению каждым работником вуза, преподавателем и студентом, обучить их способам ее достижения, «провести» ее исполнение через учебный план, комплексные планы, программы, набор учебных дисциплин, методику, обеспечение. Это требует слаженной, продуманной, без перекосов педагогической работы.
Второй блок — управленческая деятельность руководства, административного состава и преподавательская — научно-педагогического(последняя именуется преподаванием).Педагогическая наполненность их зависит от управленческого мастерства и педагогической культуры административного и научно-педагогического состава вуза, его умения строить и оптимизировать образовательный процесс, выверяя его по цели и положениям психологии и педагогики высшего и среднего профессионального образования — особых отраслей психологической и педагогической науки. Нужно воплотить это в формы, методики, технологии, обеспечить выполнение каждой частной педагогической задачи. Основные психологические факторы этого блока: психология личности работников постоянного состава, их педагогическая культура, способности, отношение к делу, к занятиям и студентам, авторитетность, стиль работы, климат в педагогическом коллективе.
Третий блок — деятельность обучающихся, студентов,именуемая учением.Цель профессионально-образовательного процесса — это и цель, стоящая перед каждым, кто поступил ввуз илично заинтересован в том, чтобы стать профессионалом. Цель подготовки специалиста недостижима, если сам студент с упорством, трудолюбием и ответственностью не стремится стать им и приобрести все, что предусмотрено педагогической целью. Важны и уровень общеобразовательной подготовки, с которой студент приступает к учебе, его способности, сформированность личности, поведение, ответственность, упорство и трудолюбие в достижении цели, а также социально-психологическая атмосфера в студенческом коллективе. Четвертый блок — педагогическое взаимодействие. Он включает весь комплекс взаимодействий, организованных и стихийных, тех, кто осуществляет преподавание, и тех, кто учится. Психологически он насыщен взаимоотношениями этих лиц, общением, взаимным восприятием и оценками, симпатиями-антипатиями, совпадением целей, желаний, намерений и пр. Педагогически он связан с мастерством преподавателей в педагогическом общении и педагогическом сотрудничестве с обучающимися, в формировании их личности, в индивидуальном подходе, организации работы на занятиях и вне их. Пятый блок — макро- и микроусловия, в которых осуществляются преподавание и учение и происходит воплощение целей в результаты. Это особенности внешней среды, в которой находится образовательное учреждение, а также внутренней. Они могут благоприятствовать или мешать достижению цели. Среди них: социально-психологическая атмосфера в стране, отношение к образованию в обществе, престиж высшего образования среди населения, отношение к профессионализму; организация образовательного процесса в вузе, особенности личности руководителей, стиль управления, уровень педагогической культуры и авторитет, уровень развития и особенности педагогического и студенческих коллективов, их взаимоотношения; стимулы и мотивы к творческим педагогическим поискам и новациям в вузе, отношение к студентам в вузе и др. Создание благоприятных педагогических и психологических условий в самом образовательном учреждении во многом зависит от тех, кто в нем работает и учится. Шестой блок — результаты профессионально-образовательного процесса, каждого занятия и новации, рубежные и итоговые. В главном — это качество подготовленности выпускников. Качество оценивается правильно, если сравнивается с целью не только глобально, но и поэлементно, по решению каждой педагогической задачи. Если что-то не совпадает, необходимо искать причины и устранять их. Основные психолого- педагогические условия эффективности образовательного процесса вуза Система образования в вузе эффективна при определенных психолого-педагогических условиях. Первое условие: деятельность образовательного учреждения и весь образовательный процесс должны быть подчинены целям, находящимся в полном соответствии с потребностями развития нашего общества в начале XXI в., создания гуманного, демократического, правового государства и принципом интеграции нашего образования в мировое. Это условие выражается в полной и правильной ориентации всего и вся в образовательном учреждении, на факультете, кафедре, каждого работника и студента на достижение цели, только цели, одной только цели и гарантированного получения результата, полностью отвечающего ей. Происходящие в нашей стране революционные перемены, а также рубеж XXI в., мировой процесс развития образования с большой ответственностью обязывают дать верный ответ на вопрос, какой должна быть цель. Образованию всегда принадлежала роль ускорителя, катализатора общественного развития и его сфер. Оно — фактор долговременного развития, главный рычаг общественных перемен. Верно говорят: строишь планы на год — сей зерно, строишь планы на несколько лет — сажай деревья, строишь планы на десятилетия и века — расти человека. Поэтому в цели должна реализовываться опережающая функция, цель подготовки высокообразованных профессионалов, способных двигать жизнь и практику вперед, делать все лучше, чем делается сейчас. Нельзя идти вперед, повернув голову назад. Надо готовить профессионалов, способных реализовать себя в самостоятельной жизни, причем в согласии с потребностями создания в России подлинно цивилизованного и интенсивно развивающегося общества, обеспечивающего высокий уровень жизни граждан и занимающего достойное место в мировом сообществе. Стержень педагогической работы — целенаправленность, целевое управление, подлинно ориентированное на требуемый результат и обеспечивающий его достижение. Важно не работать в нужном направлении и учить студентов по принципу «пригодится», но достигать нужного. Это имеет особое значение в профессиональном образовании и, хотя выглядит очевидным, в массовой практик! редко делается с нужными строгостью и точностью. Гроша ломаного не стоят оправдания типа «мы пахали, сеяли, работали», главное! — «урожай», что «собрали», т. е. кто выпускается, что «за душой» у человека, выходящего на самостоятельную профессиональную стезю. Второе условие: ориентация образовательного процесса на студентов — будущих профессионалов. Всякое образовательное учреждение существует для тех, кто в нем учится. Главная цен. образовательного учреждения — подготовка высокообразованных специалистов. Главный оптимальный результат — высокообразованный специалист. Главная мера правильности, оптимальности и полезности любого элемента педагогической системы, действия, новации — то, что они дают для подготовки студентов как граждан и профессионалов своего дела в соответствии с целью. Все, что не работает на это, должно быть безжалостно и решительно устранено; все, чего не хватает, — внесено; все, что не срабатывает, не дает ожидаемого результата, -усовершенствовано и в преподавании, и в учении, и в педагогическом взаимодействии, и в среде. Третье условие: формирование в профессионально-образовательном процессе специалиста-личности — и цель, и непременное условие эффективности самого процесса. Если специалист обладает только профессиональными знаниями и умениями, но не образован, не воспитан, не развит, он еще не настоящий специалист. Великий чешский педагог Я.А. Коменский очень ярко выразился: ...можно сказать об образованном, но безнравственном человеке: что золотое кольцо в носу свиньи, то образование у человека, который отвращается от добродетелей. Без высокой образованности, морали, культуры «специалист» скорее всего окажется даже вредным в трудовом коллективе, на государственной должности, проявит себя как потенциальный бездельник, формалист, равнодушный к результатам работник, не ищущий путей повышения качества и производительности труда, не заинтересованный в совершенствовании и использовании новых форм и методов работы, склонный к злоупотреблениям служебным положением, или даже мошенник, правонарушитель. Но и само усвоение учебной программы зависит от того, каков студент как личность. Мало чему можно научить человека, если он пассивен, ленив, недобросовестен, не занимается упорно сам. Формирование личности отвечает и личным Интересам жизни каждого студента. Цель формирования специалиста-личности должна быть в полной мере, детально, конкретно воплощена в концепции образовательного учреждения, уставе, квалификационной характеристике и других документах, а также занять приоритетное место в педагогической концепции собственной работы каждого преподавателя. Никакой преподаватель не сможет добиться освоения студентами даже своей учебной дисциплины, если он не понимает, что формирование личности — не только цель, но и обязательное условие его личного успеха. Какой бы научной и специальной квалификацией он ни обладал, он мало чему может научить студентов, если самоустранится от соблюдения этого условия, если не подготовлен к формированию личности обучающихся, если не добивается нужных результатов в этом. Внимание к этому условию важно и потому, что все, что относится к собственно обучению студентов, прописано и культивируется в образовательных учреждениях с особой детальностью, а вопросы формирования образованности, воспитанности и развитости студентов нередко продуманы и просчитаны поверхностно и реализуются соответственно, что наносит серьезный урон должной подготовленности выпускников. Четвертое условие: максимальная интенсификация учения студентов. Ничто не может стать достоянием ума и качеств человека без его собственной активной деятельности. Все компоненты профессионализма — всегда продукт собственных, причем упорных и длительных усилий преподавателя и студента. Учение, как верно говорил выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, это труд и нелегкий труд. По его словам, пассивный в образовательном процессе обучающий приобретает гнусную привычку сидеть часами ничего не делая и ни о чем не думая либо что-то лениво делая, но ничего путного не достигая. Ошибочно представлять преподавание как передачу знаний студентам, а их учение — как восприятие и запоминание их (нечто вроде «учебной воронки», в которую «заливают» знания). Будить мысль и память, оставляя спящими чувства и совесть — педагогический примитивизм. Учение эффективно, когда представляет собой активную, педагогически и психологически насыщенную деятельность личности. Успехи в познавательной деятельности обучающегося, усвоении им учебного материала прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации (личных целей, планов, интересов, потребностей, мотивов выбора профессии, мотивов отношения к учению и др.), моральных отношений (чувства долга, ответственности, добросовестности, совестливости, порядочности, честности, трудолюбия, самокритичности, требовательности к себе и др.), воли (целеустремленности, активности, организованности, упорства, настойчивости, работоспособности и др.). Чтобы понять, почему так или иначе учится отдельный студент, надо обратиться прежде всего к анализу его собственной активной деятельности по овладению профессией и самоподготовки к ней. Максимальная интенсификация учения студента требует также обучения его способам и приемам работы в образовательном учреждении, создания благоприятных условий для самостоятельной работы, выделения большего времени для этого. Необходимо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как будущего профессионала. Немаловажно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором все думают не о том, как заставить обучающегося учиться, а о том, как создать такую обстановку, чтобы ему самому хотелось учиться и учиться добросовестно. Без желания учиться учение психологически приобретает для обучающегося характер внешне навязанной и чуждой его интересам работы, нужной якобы преподавателям {«Поэтому-то они и заставляют меня») и от которой он пытается отлынивать, относится к ней как к неизбежному «злу», с которым надо временно смириться ради получения диплома. Пятое условие: построение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий. За последние 10 лет у нас многое изменилось в организации образования, но мало — в педагогических технологиях, формах и методах преподавания и учения. Но, как говорят, на старом моторе далеко не уедешь. Мировая практика и передовой опыт, имеющийся у нас. породили немало интенсивных педагогических технологий, которые в основном по субъективным причинам не получили широкого распространения. педагогические технологии — методические разработки, особые педагогические микросистемы, состоящие из специально подобранных, обоснованных научно и скомпонованных в единую упорядоченную целостность педагогических и психолого-педагогических форм, методов, способов, приемов и средств, объединенных содержанием и направленностью на решение конкретной частной задачи и обеспечивающих ее качественное решение (на рис. 8.1, Т). Поворот педагогического сознания от размышлений по поводу традиционных методов к педагогическим технологиям повышает его целеустремленность, системность, деловитость и внутренне структурирует образовательный Процесс как совокупность параллельных и взаимосвязанных линий, начинающихся с частной задачи (формирования какого-то навыка, умения, качества, способности и др.) до соответствующего частного результата. В системе профессионального образования, отвечая требованиям целевого управления, они особенно необходимы и эффективны. Шестое условие — осуществление руководства образовательным процессом преподавателями-профессионалами, людьми с высокой педагогической культурой, сознающими, что они работают в педагогическом учреждении — учреждении с особыми целями, ценностями, нормами, критериями эффективности, стилем и методами работы. Каждый член педагогического коллектива — основной проектировщик, главный инженер, технолог, организатор и чернорабочий на определенном участке образовательного процесса. Все останется написанным на бумаге, благим пожеланием, пока он — главная действующая фигура образовательного процесса — не воплотит нужное в жизнь, не проявит свои опыт, знания, способности, не отдаст часть своей души, не одухотворит своим интеллектом и вдохновением сухую форму занятий. Вопрос «кто учит?» — один из фундаментальных в педагогике. В конечном счете все остальные условия напрямую зависят от ответа на него. Отечественное обра- зование в системе мировых педагогических школ Значение изложенного приобретает особую окраску при его рассмотрении в свете особенностей мировых педагогических школ, сложившихся исторически и распространенных в разных странах. Есть три основных светских типа их: «школа знания (учебы)», «школа труда» и «школа жизни».Каждый тип школы имеет свои особенности педагогической системы. В рафинированном и выпукло выраженном виде они таковы. Мировая педагогическая «школа знания (учебы)»,которую называют еще классической, сложилась в эпоху Возрождения и затем испытала сильное влияние трудов Яна Амоса Коменского. Провозглашаемые цели современной «школы знания»: всестороннее и гармоничное развитие личности, всестороннее образование обучаемых на основе обогащения их знаниями. Для ее педагогической системы также характерны: четкость регламентации всего педагогического процесса, стремление к порядку, организованности, дисциплине, централизации управления, единству подходов и требований, постоянному контролю и требовательности. Не случайно эта педагогическая система прижилась и развивалась в государствах, ценящих такие же ориентиры во всех сферах, где она отвечала привычкам, традициям и психологии народа. «Школа знания» традиционна для России со времен Петра I. Педагогическая система «школы знания» имеет немалые достоинства, что во многом объясняет причины ее распространенности во многих странах и живучести: традиционность и опора на богатый опыт, привычность, фундаментальность образования, четкость организации и методики, управляемость, относительно высокий уровень порядка (что повышает ее привлекательность), богатство (в сравнении с другими педагогическими школами) знаний, навыков и умений, приобретаемых обучаемыми, определенные успехи в развитии личности обучаемых (кругозора, миропонимания, трудолюбия, привычки к упорной, систематической и добросовестной учебе). Однако долгая практика выявила и немалое число недостатков «школы знания». Она практически сводит образовательный процесс к наполнению обучаемых знаниями, а решение задач «всестороннего и гармоничного» воспитания и развития не контролируется, не оценивается, осуществляется бессистемно, малоэффективно, во многом декларативно. Педагогическая система «школы знания» оправдывает господство в образовательном учреждении авторитарного стиля, жесткого централизма, контроля за успеваемостью, требовательности, перегрузки учебного процесса, создает предпосылки для впадения в крайности и перехода к «школе зубрежки и муштры», процветания педагогического волюнтаризма, педагогического администрирования, игнорирования проблем мотивации увлеченной и добросовестной учебы, проявления схоластики. Она слабо готовит обучающихся к жизни в условиях современного общества и формирует нередко личности, мало способствующие его прогрессу, не умеющие пользоваться достоинствами гуманизма и демократии. Она усредняет подготовку обучающихся, ориентируется на слабых и отстающих, сдерживает развитие талантливых и их в конце концов становится все меньше и меньше. Система школы заметно упрощает педагогический труд и превращает его в общедоступный, открытый для не способных к нему, ведущий к снижению качественного уровня корпуса педагогов. Мировая педагогическая «школа труда»ведет свое начало с цеховых школ средневековья, в которых производственный труд соединялся с учебой. Современная «школа труда» строится на принципах: направленности образования на практическую, трудовую подготовку обучаемых, подготовку их к жизни и деятельности в условиях непрерывного НТЛ, получение профессии вместе с дипломом о соответствующей степени общей образованности; соединения образования с активной и деловой работой на производстве; образования в соединении с активной профдиагностической и профориентационной работой с каждым обучающимся. Характерны задачи воспитания трудового подхода к жизни, привычки к труду, трудолюбия, добросовестности, дисциплинированности и ответственности в труде, уважения к результатам труда и к благосостоянию, достигнутому личным трудом, всеобщего компьютерного обучения, овладения конкретной профессией. Повышенное внимание в «школе труда» уделяется созданию условий не для словесной, а для практической подготовки к труду и овладению профессией. В самих учебных заведениях оборудуются лаборатории, мастерские и даже цеха, работа в которых носит производительный характер, продукция которых идет на продажу или представляется в фирмы по предварительному заказу. Дело ставится так, чтобы образовательные учреждения пополнялись новейшими образцами техники и прогрессивными технологиями, а выпускаемая продукция была бы не примитивной, а профессионально трудоемкой. Предусматривается и максимальное использование возможностей региональных производств, на базе которых проводятся экскурсии, встречи с опытными специалистами, стажировки, труд на рабочих местах под руководством наставников, участие в жизни трудовых коллективов для адаптации к специальной атмосфере их, постижения науки взаимоотношений и поведения в них. Однако педагогическая система «школы труда» не сводит дело к узким целям профессиональной подготовки обучающихся. Признается также, что гуманитарные ориентиры имеют социально-экономическую знй'НШ№1рв,'Что готовить профессионально значит готовить так, чтобы выпускники обладали чувством гражданской ответственности, имели социальные ценностные ориентации и этические нормы. Признается, что односторонняя профессионализация противоречит интересам общества. Утилитарный подход к профессионализации делает ее лишь средством для достижения цели, превращает специалистов в «узколобых» профессионалов. Считается, что гуманитарно подготовленные профессионалы, работая в организациях, приносят больше пользы обществу в целом. «Школа труда» распространена во Франции и близких к ней по историческим корням, менталитету и культуре странах (в том числе и бывших французских колониях). Мировая педагогическая «школа жизни» возникла на идеях английского социолога Г. Спенсера (1820—1903). далее была развита американским педагогом У. Джемсом (1842—1910), сейчас преобладает в учебных заведениях США и в ряде других близких им по духу стран. Ее цель: подготовка молодых людей к жизни, обеспечение свободного развития личности, индивидуальности и самовыражения. Смысл, вкладываемый в слова «подготовка к жизни», связан с реалиями жизни в демократическом, правовом обществе с рыночной экономикой, с условиями свободного предпринимательства и конкурентной борьбы, формирует умение жить в таких условиях и добиваться всего самому. Обучающихся учат анализировать жизненные проблемы, принимать решения, осуществлять свободный выбор, уважать индивидуальность и выборы других, развивают активность, предприимчивость, деловитость, стойкость к неудачам, упорство, умение «выжимать» все из представляющихся возможностей и другие нужные качества. В методике обучения, воспитания и развития преобладают не словесные, назидательные, авторитарные методы, а практические, прицельно используемые для фор-I мирования у обучающихся конкретных умений и качеств: дискуссии, обсуждения, обучение ситуативному поведению, свободному и взвешенному выбору, игры, разработка проектов, учебно-творческие конкурсы, информационные технологии, самостоятельная работа, консультирование, индивидуальные собеседования, написание рефератов, проведение учебно-научных исследований, лабораторные работы и др. Занятия нередко выглядят неорганизованными, так как обучающимся предоставляется возможность самим решать, чем заниматься. Преподаватель знакомится с тем, кто что делает, и консультирует обращающихся к нему. Но в этом есть свой педагогический резон: учить выбору поведения в условиях свободы, нести ответственность за него, что осуществляется рубежным и итоговым педагогическим контролем достигнутых каждым результатов. Основные достоинства «школы жизни»: главное — формирование личности обучающихся, тщательная программная и методическая проработка развития личностных качеств, широкое использование тестов для контроля хода и опенки результатов развития, индивидуальный подход с развитием имеющихся у каждого сильных индивидуальных особенностей («ментальная педагогика»); дифференцированный подход, специальная поддержка одаренных обучающихся (рассмотрение их в качестве общественного достояния и ценности), специальное осуществление гуманитарной, демократической, правовой, рыночной подготовки, гибкие системы образования, допускающие изменение сроков, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и др. «Школа жизни» не лишена и недостатков, среди которых невысокий уровень общей образованности обучающихся, существенные пробелы в ней; обилие выпускников с дипломами, по очень низкой подготовленностью — тех, кто не проявлял в условиях предоставляемой свободы выбора должной добросовестности и усердия в учении; несбалансированная подготовка к реалиям жизни оборачивается нередко формированием личностей, рассматривающих свое материальное благополучие как единственную жизненную цель, мерило успеха, подталкивает их к стремлению получить все и сразу любыми средствами; край ности выработки терпимости к чужому менталитету способствуют возникновению равнодушия к другим людям, черствости. душевной глухоты; предоставление не сформировавшимся еще подросткам и юношам полной свободы выбора, права поступать, как они хотят, и идти по жизни, как нравится, порождает обилие сломанных судеб, распространенность пьянства, наркомании, жестокости, насилия, преступности, половой распущенности, заболеваний СПИДом и др.; крайности децентрализации образования, излишний педагогический плюрализм, полная свобода для учителей и преподавателей плодят на местах во множестве ошибочные, авантюрные педагогические решения, работу по методу проб и ошибок, жертвами которых всегда бывают обучающиеся. Резюмируя сказанное, отметим, что трудно найти сейчас страну, где все образовательные учреждения строят педагогическую систему работы по типу одной мировой школы, хотя можно говорить о преобладании в конкретной стране одного из типов. Основная причина этого — каждая система обладает своими достоинствами, и недостатками, а право выбора остается за организаторами образования. Все мировые педагогические школы направлены на подготовку молодого поколения к жизни. Суть различий в том, что считается нужным для жизни и кладется в основу педагогической системы. Минусы избранного организаторами типа мировой педагогической школы в общем понимаются ими. Однако во всех странах проявляется стремление к сохранению традиционного для нее типа, ибо он привычен, освоен лучше других, а главное, — в наибольшей степени отвечает психологии народа, сложившимся взглядам и отношениям, истории, национальному своеобразию, колориту. Такой подход поддержан специальными рекомендациями Организации Объединенных Наций. Нет хорошихи плохих школ: хороша та, которая в наибольшей степени т для своих граждан и перспектив улучшения их жизни, как бы мы ни относились к сложившейся у нас системе ты знания», наше образование никогда не станет в массе –«американским», «японским», «немецкими, «французским» или Иным, а всегда останется и должно оставаться российским. Однако стремлению к традиционности не сопутствуют консерватизм и примиренчество к недостаткам. Педагогическая Мысль непрерывно и настойчиво ищет пути совершенствования образования и преодоления слабостей избранного типа педагогической системы. При проведении реформ образования, ставших почти во всех странах очень частыми, почти перманентными , прослеживается линия на использование сильных сторон других мировых педагогических школ. В результате в Практике тот или иной тип школы в «чистом» виде — довольно редкое явление, хотя по преобладающим признакам всегда Можно сказать, какой тип реализуется в данном образовательном учреждении. В странах с преобладающей системой «школы знания» в Систему образования вводятся чаще всего такие новации: ослабляется централизация управления, повышается внимание к вопросам формирования личности, ее развития, подготовки к труду в условиях рыночных отношений, усиливаются гуманитарные подходы, патриотическое, нравственное, правовое, экологическое воспитание, воспитание в духе мира («педагогика мира»), сотрудничества, здорового образа жизни, плюрализма мнений, вводятся дисциплины по выбору, усиливается индивидуализация и дифференциация образования, вводится обучение самопознанию, пониманию человечества, общества, других людей и народов, решению жизненных проблем, общению, демократизируются взаимоотношения преподавателей и обучающихся («педагогика сотрудничества»), расширяется арсенал и использование активных методов обучения и др. Проводимая в нашей стране реформа образования и новые законы Российской Федерации по вопросам образования содержат положения, отражающие многие из этих тенденций. Проблема в том, чтобы они были осознаны и преподавателями, и обучающимися и повсеместно воплощены в практику, а психологические барьеры консерватизма не помешали бы этому.
Профессионализм специалиста Роль профессионального Общие разговоры о формировании личности студента, портрета (модели) личностном росте, личностном ориентированном построении специалиста в процессе образовательном процессе в себе угрозу так и остаться вательном процессе разговорами, пока не будут воплощены в четкие и ясные положения, зафиксированные Р основных документах по организации образовательного процесса. Профессиональный портрет (модель) специалиста-выпускника — это четко, детально, научно обоснованно прописанный комплекс минимума достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков и умений, привычек и др.) личности образованного профессионала, которым должен обладать каждый выпускник. Он призван перевести споры о том, чему учить и как учить, на конструктивную основу. Профессиональный портрет выпускника — несущая конструкция всего образовательного процесса, эталон, на котором примеривается все. что в нем планируется, совершается и достигается. Такой портрет именуют еще моделью, квалификационной характеристикой выпускника, квалификационными требованиями, педагогически проработанной целью. Профессиональный портрет не нарушает права и свободы личности. Он лишь минимум того, чем должен располагать выпускник, за пределами которого располагается необозримое море возможных индивидуальных проявлений. Стандарты образования существуют во всех развитых странах мира, имеются даже международные стандарты, которые никто за рубежом не оценивает как антидемократические и антигуманные. Более того, строгое следование им у нас — одно из проявлений интеграции нашего образования в мировое, обязательное условие признания наших дипломов об образовании за рубежом. Разработка профессионального портрета (модели) ведется на основе государственных квалификационных требований к выпускникам соответствующего уровня, ступени образования, по направлениям подготовки и специальностям, данных и рекомендаций психологии и педагогики, результатов специальных исследований деятельности специалиста, готовящегося в образовательном учреждении (сравнения профессионализма успешных и неуспешных работников), трудностей, испытываемых выпускниками. Иначе говоря, модель специалиста-выпускника воплощает объективные требования к его подготовленности, а соответствие ей выпускника — необходимое условие его успеха в профессиональной деятельности и жизни.
Правильно разработанный профессиональный портрет содержательно представляет единство общих характеристик выпускника, которыми должен обладать любой по современному образованный человек, и своеобразных, нужных специалисту данной профессии, личностных и профессиональных.
Психологическая Модель профессионализма Основу модели составляют общие характеристики цивилизованной личности, ее свойств и качеств, рассмотренные в гл. 4, 5 и отвечающие целям, задачам и принципам образования, предусмотренным федеральными законами , «Об образовании» и «О высшем, и послевузовском профессиональном образовании». Они составляют первый блок характеристик модели, а второй — профессиональные характеристики. Психологическая макроструктура второго блока включает в себя: • профессиональную направленность, • морально-психологическую подготовленность, • профессионально-деловую подготовленность. Профессиональная направленность — ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Она характерна: положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, испытываемой потребностью посвятить i себя их достижению и решению, оценкой ее как важнейшей, 1 отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, индивидуальным способностям, возможностям самореализации и самоутверждения, взвешенным отношением к ее трудностям. Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценностипредставляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия и мировосприятия профессионала. Они проявляются в понимании выпускником места своей профессии и себя в обществе, критериев успешности результатов, в обоснованном выборе позиции в решении профессиональных задач м проблем. Зрелой основой их выступают нормы гражданственности и гуманизма, социальной справедливости, личные интересы, сочетающиеся со стремлением к лучшему будущему своей странны и народа. Профессиональные потребности — испытываемая выпускником нужда заниматься определенной профессиональной деятельностью, достигнуть высот профессионализма, использован, только морально безупречные и правомерные способы работы, нужда в творческом подходе, в непрерывном общем и профессиональном росте. Профессиональные интересы, установки, планы, отношения определяют разные виды устойчивой привязанности личности к профессии, к конкретным ее сторонам. Подлинный профессионал любит свою профессию, увлечен ею, она безудержно манит его к себе, поглощает мысли и чувства. Его жизненные планы предполагают преданность ей и успехи в ней. Его отношения к окружающему во многом опосредованы интересами, связанными с профессией. Профессиональная концепциякак элемент профессиональной направленности представляет собой понимание студентом: а) целей, задач профессиональной деятельности, норм, способов и средств ее осуществления, условий, трудностей и путей их преодоления («образ деятельности»); б) в каких социальных и профессиональных условиях, с какими людьми придется работать, как строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ среды и коллектива»), в) личных профессиональных обязанностей, прав, ответственности («обрат должности»). Профессиональные мотивы — конкретные мотивы, влияющие на выбор профессии, привязанность к ней, отношение к месту работы, должности, влияющие на профессиональные решения и поступки. Человек не может быть профессионалом, если направленность у него не развита. Исследования показывают, что она возникает у студентов от курса к курсу не автоматически. Нередки случаи, когда часть разочаровывается в своем выборе, у других направленность ухудшается к выпуску, у третьих наблюдаются деформации ее, приводящие затем к злоупотреблениям на работе, аморальным фактам. Формирование профессиональной направленности — стержень формирования личности профессионала. Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профессиональных целей. Есть и профессии, особенно тесно связанные с моралью: учителя, педагога, воспитателя, социального работника, управленца, юриста, врача, работника сервиса, торгов и др. Цель не может оправдывать применение неправедных Средств — нечестности, обмана, запугивания, грубости, хамства, черствости, равнодушия, очковтирательства, предательства, продажности и пр. Цель, достигнутая неправедным путем, — не-, праведная цель. Морально-психологическая подготовленность профессионалов включает: -моральные знания и убеждения; навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на работе; • профессиональные морально-психологические установки и ценностные ориентации, выражающие степень внутреннего принятия моральных и этических норм (существует этика учителя, этика юриста, этика врача, и вообще, как сейчас нередко говорят, — профессиональная деонтология), освоения стиля общения и поведения; • особо значимые профессионально морально-психологические качества — трудолюбие, добросовестность, справедливость, ответственность, правопослушность, неподкупность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коллективизм, общительность, неконфликтность, внимательность к людям, вежливость, демократичность, честность, требовательность к себе, здоровое служебное честолюбие и др. Профессионально-деловая подготовленность как важное свойство личности профессионала также имеет свою структуру. Важнейшее место в ней занимает профессиональное мастерство —профессиональная обученность, связанная с совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений. Профессиональное знание — информация, ставшая достоянием сознания (в том числе памяти). Опираясь на знания, профессионал разбирается в деятельности, ее проблемах, принимаем решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает результаты. Чем глубже и обстоятельнее он понимает, тем выше его мастерство, тем успешнее деятельность. В ситуациях конкуренции, конфронтации, борьбы побеждает тот, кто знает больше и разбирается лучше. Исторические тенденции изменений, ведущие в будущее, повышают роль знаний, их богатства, комплексности, глубины, научности, фундаментальности и практичности. Профессиональный навык— доведенный до автоматизма способ эффективного выполнения какого-то профессионального действия. Свойства навыка: скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам — перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность выполнения соответствующих действий. Как бы ни были важны знания, но профессионал — это прежде всего человек, умеющий профессионально действовать. До уровня навыков отрабатываются относительно стандартные, многократно повторяемые профессионалом действия. Навыки — это автоматизированные компоненты профессиональной деятельности. Они освобождают сознание от «черновой работы», от припоминания разных сведений, приемов, рекомендаций, того, что и как делать, от контроля над движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил. Они позволяют профессионалу, автоматизирован но выполняя стандартные действия, одновременно концентрировать внимание на важном в данный момент: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата и пр. Наличие навыков обеспечивает успешные действия в трудной обстановке, позволяет экономить силы, меньше уставать. Навыку, проявляющемуся внешне, соответствует сложившаяся «внутренняя схема», программа его выполнения (состоящая из физиологических и психологических связей, динамических стереотипов). По ее особенностям различают сенсорные навыки (наблюдения, осмотра, проверки документов, выявления особенностей собеседника, рассматривания мелких деталей, их идентификацию и т.п.) , умственные (работы с документами, их оформления и заполнения, чтения карты, быстрой оценки обстановки, принятия решений, расчетов, самоконтроля, соблюдения норм и положений, планирования и др.), двигательные (уверенное выполнение двигательных рабочих движений, владение инструментом, манипуляция органами управления транспортным средством и т.п.) и комплексные (навыки общения, реагирования на опасную ситуацию, работы на компьютере и др.). По содержательно-функциональным особенностям различаются: навыки работы с документами, со средствами связи, анализа обстановки и результатов действий, организационные, управленческие и пр. Навыки бывают простыми и сложными. Сложные включают в себя простые в качестве компонентов. Так, навык работы на компьютере состоит из множества простых, связанных с реализацией его богатейших возможностей. Высокое профессиональное мастерство характерно владением преимущественно сложными навыками. Профессиональное умение — освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения сложного профессионального действия в нестандартных, необычных, трудных ситуациях. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, повторяющихся ситуациях, то умение — именно в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга. В нем объединены группы знаний и навыков со специальной облученностью профессионала использовать их для действий в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно осуществляется осознанно, а поэтому в отличие от навыка в нем всегда активно мышление. Умение обнаруживается в правильном выявлении владеющим им профессионалом своеобразия данной ситуации, принятии адекватного ему решения, гибкого изменения порядка и способа действий, отвечающего ее реалиям. Свойства умений: адекватность специфике ситуации, осмысленность, гибкость, успешность при любых изменениях обстановки, отвечающий ее особенностям темп, надежность. Различают простые и сложные умения. Простые — прямое практическое приложение знаний о том, что и как делать (например, инструкции к купленному бытовому прибору, включению телевизора, пользованию радиотелефоном, справочником и пр.). Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования соответствующего навыка. Другое дело — сложные умения, которые включают в себя знания и навыки, но сами в автоматически выполняемый навык никогда не превращаются. К примеру, умение водить автомашину при любой дорожной обстановке, выявлять причины отказа техники, подготавливать материалы для телепередачи, анализировать состояния рынка, составлять квартальный отчет, разрабатывать план развития производства, освобождать заложников, проводить допрос, проводить занятия с персоналом, читать лекции и множество других. Каждый раз, выполняя эти действия, надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность. Сложные профессиональные умения — венец профессионального мастерства. Неслучайно на Руси подлинных мастеров издавна называют умельцами
Есть еще один комплексный и сложный психологический компонент профессионального мастерства — профессионально-психологическая подготовленностьспециалиста. Образованному человеку нужны умения разбираться в людях, в причинах их поступков, искусство общения, работы с людьми, оказания психологической помощи или воздействий на них. Кроме того, решение профессиональных задач нередко сопряжено с обострением условий, повышенными трудностями, неудачами и т.п. Профессионально-психологическая подготовленность позволяет с успехом, без потерь выйти из трудного положения. Она профессионально обусловлена и включает: • профессионально-психологические знания: конкретные, практические, связанные с профессиональной деятельностью и нужные для преодоления ее своеобразных психологических трудностей; • профессиона,1ьно-психологичеасие навыки и умения. Их три группы: а) аналитико-психологические: умения психологически анализировать профессиональную ситуацию, обстановку, возникшую проблему, поступок человека и др., б) тактико-психологические (освоенные способы психологических действий, включаемые в процесс решения профессиональных задач и повышающие его успешность): умения составлять психологический портрет человека, психо- логически грамотно вести профессиональное наблюдение, общаться, предупреждать и преодолевать конфликты, оказывать правомерное психологическое воздействие и др., в) технико-психологические — умения пользоваться психологическими средствами в профессиональной работе: речевыми, неречевыми и поведенческими (умения психологически расчетливо подобрать слова и строить фразы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придавать нужное выражение лицу, позе, походке и др.); профессионально развитые познавательные и волевые качества; профессионально-психологическая устойчивость — подготовленность к действиям в сложных и опасных условиях без снижения эффективности и качества их. Профессиональные способности — профессионально развитые деловые качества, влияющие на успех в овладении профессией, |результаты работы и прогрессивный рост их к ним относятся: • профессионально развитые интеллектуальные способности — Профессиональные мышление, чувствительность, восприимчивость, внимание, память, представления, речь; • деловые способности — комплекс волевых и организаторских качеств, нужных для успеха в делах: активность, инициативность, самостоятельность, предприимчивость, организованность, упорство в достижении цели, плановость, предусмотрительность, решительность, дисциплинированность, требовательность, работоспособность; • способности к действиям в экстремальных условиях — мужество, смелость, стойкость, выдержка, самообладание, устойчивость к риску, физическая сила и ловкость, быстрота реакции, осмотрительность, расчетливость и др. Способность к профессии— комплексная совокупность всех или части перечисленных выше качеств, включая направленность и др. Можно хотеть заниматься определенной профессиональной деятельностью, иметь способности к ней, но не обладать, например, нужной морально-психологической подготовленностью и поэтому оцениваться неспособным к профессии. Порой способность к профессии определяется по отсутствию противопоказаний.
Педагогическая модель профессионализма Макроструктура модели имеет четыре компоненты, соответствующих педагогическим свойствам личности: образованность, обученность, воспитанность и развитость. Каждый из них образован двумя взаимосвязанными блоками: первый общие характеристики, второй — профессиональные, конкретизируемые с учетом профиля подготавливаемых специалистов. Образованностьобщая определена уже упоминавшимися федеральными законами. Общая образованность находится на должном уровне, если выпускник вуза способен правильно понимать происходящее в мире и осуществлять цивилизованны и выбор решений и поступков, достигать взаимопонимания и сотрудничества с другими людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов и др. Эти компоненты образованности имеют бесспорно не только общее, но и профессиональное значение, ибо определяют возможность и потребность подходить к решению профессиональных вопросов всесторонне, руководствуясь не узкой расчетливостью, а и общественной, человеческой целесообразностью, утверждать на своем участке работы и в окружении духовность, интеллигентность, культуру, культ разума и цивилизованных отношений. Собственно профессиональная образованность специалиста выпускника — это: • широта профессионального кругозора; • понимание необходимости и умение решать свои конкретные профессиональные проблемы с учетом интересов людей; • стремление исходить не только из сиюминутных соображений, но учитывать и отдаленные профессиональные, социальные. психологические, педагогические последствия; • умение стоить профессиональную деятельность с учетом мирового уровня научных и профессиональных достижений; • склонность и подготовленность к творческому поиску путей интенсификации и эффективности работы; • установка в решении профессиональных проблем и постоянная опора на рекомендации и достижения науки, ее методы, помощь ученых и научных организаций; • установка и привычка во всех контактах с другими людьми руководствоваться рекомендациями психологии и педагогики, обращаться к помощи специалистов: -потребность в непрерывном повышении уровня своего Общего и профессионального образования. Обученность— наиболее профессионализированное свойство I личности выпускника. Оно складывается из профессиональных знаний, навыков и умений по всему минимуму содержания образовательной программы, включающей: общие гуманитарные и социально -экономические дисциплины, общие математические и естественно -научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, дисциплины, дисциплины специализации, дополнительные виды подготовки, факультативные дисциплины, практику. Как целостное образование профессиональная обученность выражается в профессиональном мастерстве, макроструктура которогоизображена на рис. 8.2,
Современному профессионалу помимо специальной обученности (знания, навыки и умения по общепрофессиональные , специальным дисциплинам, дисциплинам специализации т.п.) и профессионально-психологической подготовленности нужна еще и профессионально-педагогическая. Она обеспечивает: |собственную работу по самообучению, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию; решение педагогических задач при работе с персоналом (помощь в повышении профессионального мастерства сотрудниками, их профессиональной Культуры); профессиональную работу с гражданами (например, повышение их осведомленности по разным вопросам, их убеждение, формирование отношений к разным явлениям жизни, Помощь в решении возникших перед ними педагогических проблем, демонстрацию личного примера и др.). Профессионально-Педагогическая подготовленность позволяет человеку замечать, понимать и успешно решать педагогические проблемы в своей жизни и деятельности, а педагогическая безграмотность всегда;. сопровождается безрадостной картиной упущенных возможностей и создания дополнительных проблем и сложностей. В разных профессиях нужна разная по основательности, объему и содержанию профессионально-педагогическая подготовленность (частично об этом сказано в гл. 1), но всегда ohа; включает минимум: • общепедагогических и профессионально-педагогически знаний; • педагогических навыков и умений: педагогического анализа ситуаций и проблем, принятия педагогических решений, педагогической техники, выполнения основных педагогических действий (обучения,
![]() |