Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И педагогические основы деятельности образовательного учреждения



 

Система образования

в России Непрерывно и неустанно передавать опыт старших поколений младшим, сохранять и поднимать планку накопленных человече­ством знаний, развиваться по ходу жизни, опережать ее и высту­пать двигателем прогресса, способствуя направлению его в циви­лизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло — таковы извечные стратегические задачи образования.

Система профессионального образования в России построена на основе федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. как мно­гоуровневая, непрерывная и преемственная. В ней четыре уровня:

первый — начальное профессиональное образование (срок обучения до одного года);

второй — среднее (срок обучения до двух лет);

третий — высшее (срок обучения 5—6 лет);

четвертый — послевузовское (дополнительное обучение сроком до трех лет).

Уровень высшего образования имеет три ступени:

• первая — неполное высшее образование (обучение не ме­нее двух лет);

- вторая — высшее профессиональное образование (обу­чение 4 года, получение квалификации, степени бакалавра);

- третья — высшее профессиональное образование с двумя разновидностями: обучение 5 лет (для ряда ведомств — 4 года) с получением квалификации (степени) дипломированный специа­лист, а со сроком обучения 6 лет — с получением квалификации (степени) магистр.

Требования к минимуму содержания образования для каж­дого уровня, ступени выражены в Государственном образова­тельном стандарте (имеющем федеральный и национально-региональный, ведомственные компоненты).

Общие принципы

Образования Федеральный закон «Об образовании»устанавливает следующие общие принципы государственной политики в области образования (ст. 2):

1) гуманистический характер образования, приоритет обще­человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобод­ного развития личности. Воспитание гражданственности, трудо­любия, уважения к правам и свободам человека, любви к окру­жающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования нацио­нальных культур, региональных культурных различий и особен­ностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы об­разования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и му­ниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Педагогическая сущ­ность

деятельности

образовательного учреж­дения

Деятельность образовательного учреж­дения — школы, лицея, колледжа, училища, института, академии, университета -можно сравнить с производственной

организацией, в которую поступает сырье, по­луфабрикат, а выпускается готовая продукция. Процессы пре­вращений первого во второе обеспечиваются производственны-

 

 

ми технологиями. В образовательное учреждение поступают («входят») обычные подростки, юноши, девушки, взрослые, а выпускаются («выходят») практически сложившиеся личности, образованные профессионалы. Каждое производство характерно преобладанием каких-то специфических технологий: химиче­ское — химических, атомное — физических, автомобильное — сборочных и пр. В образовательном учреждении главные — пе­дагогические и психолого-педагогические технологии. Это техно­логии детерминации и регулирования у обучающихся внутрен­них превращений, приводящих к возникновению знаний, навы­ков, умений, привычек, способностей, новых свойств и качеств личности. Это технологии целенаправленного использования осо­бых «инструментов» — педагогических и психологических воздейст­вий, средств, способов, условии. Создают и используют их люди, призванные быть искушенными в этом, — педагоги: учительский, педагогический, научно-педагогический, руководящий и обслу­живающий состав образовательного учреждения. В итоге должен быть педагогический результат: выпускник, сформированные на соответствующем уровне (ступени) личность и специалист.

По сути образовательное учреждение — это «педагогическое производство», педагогическое учреждение. Поэтому психологи­ческий и педагогический поход, использование данных психоло­гии и педагогики имеют решающее значение для понимания про­исходящего в нем и обеспечения должного функционирования.

Вспомним, что специфика целостной педагогической систе­мы — в присущих ей важнейших подсистемах: образовательной. воспитательной, обучающей и развивающей. Это не только тео­ретическое положение, ибо оно совпадает с основной законода­тельной нормой. Законом Российской Федерации «Об образо­вании» первым принципом государственной политики в области образования установлен принцип гуманистического характера образования, провозглашающий

приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья челове­ка, свободного развития личности, воспитания у обучающихся правданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст. 2, л. 1). Статья 14 обязывает ориентировать образование на

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры об­щества;

• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Содержание образования

должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обу­чающихся на свободный выбор мнений и убеждений Государственные образовательные стандарты по подготовке

разных специалистов предполагают, что выпускник высшего

образовательного учреждения должен:

• быть знаком с основными учениями в области гуманитар­ных и социально-экономических наук, способен научно анали­зировать социально значимые проблемы и процессы, уметь ис­пользовать методы этих наук в различных видах профессиональ­ной и социальной деятельности;

• знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разра­ботке экологических и социальных проектов;

• иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможно­сти современных научных методов познания природы и владеть Ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих При выполнении профессиональных функций;

• быть способным вести профессиональную деятельность в Иноязычной среде;

• иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

• владеть культурой мышления и искусством логического анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;

• уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки инфор­мации, применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности;

• быть способным в условиях развития науки и изменяю­щейся социальной политики и переоценки накопленного опыта анализировать свои возможности, уметь приобретать новые зна­ния, используя современные информационные образовательные технологии;

• понимать сущность и социальную значимость своей буду­щей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

• быть способным в профессиональной сфере на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и программирования различных явлений, осуществлять их каче­ственный и количественный анализ;

• быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Очевидно, что образовательные учреждения призваны ре­шать комплекс основных педагогических задач, включая фор­мирование личности. Но дело даже не в предписываемой норме, а в объективной необходимости, требованиях жизни (см. гл. 4,5). Применительно к образованию это имеет специальное зна­чение. Ведь студент может успешно овладеть программой вуза, если проявит себя как личность, обладающую желанием, по­требностью к знаниям, целеустремленностью, активностью, добросовестностью, ответственностью, волей, упорством, требо­вательностью к себе и др., а преподаватель и коллектив образо­вательного учреждения призваны помочь ему в этом.

Исторически сложилось так, что в отечественном образова­нии повышенное внимание уделяется усвоению обучающимися знаний. Однако объем знаний человечества увеличивается по­следние 10—20 лет в геометрической прогрессии, считается, что он удваивается каждые 5—7 лет. Это относится не только к зна­ниям вообще, но и к нужным современному профессионалу. По этой причине в мировой и отечественной педагогике все актив­нее обсуждается вопрос о том, как совместить ограниченные сроки подготовки профессионала, лимитированный и не под­дающийся расширению бюджет учебного времени образователь­ного учреждения с угрожающе быстрым расширением знаний, проблем, задач, ситуаций, которые должен знать и уметь про­фессионально решать выпускник? Наиболее популярно такое решение: готовить не того профессионала, «мускулы» которого заключаются в извлечении из памяти сохранившихся в ней зна­ний, но личности, способной самостоятельно понимать, оцени­вать, докапываться до истины в любых ситуациях профессио­нальной деятельности, даже в тех, по которым конкретных зна­ний у него нет. Такое возможно лишь при условии, что профес­сионал — это личность, обладающая нестандартным мышлени­ем, способностью разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и самостоятельность, нахо­дить основания для правильных решений, непрерывно продол­жая учиться самостоятельно. Очевидно, что от разрешения про­тиворечия между быстро растущим объемом знаний и стабиль­ным временем образования отмахнуться невозможно и один из обязательных путей — формирование личности. Характерна и такая тенденция: при приеме на работу и назначении на опре­деленную должность все больше начинают учитывать особенно­сти личности. Сейчас в разных странах оценка их в 30—85% случаев оказывается решающей.

Таким образом, деятельность образовательного учреждения, всех людей в нем, построение образовательного процесса, его нацеленность, содержание, организация и технологии обеспечи­вают решение возложенных на него задач, если они педагогиче­ски корректны и эффективны, если в них представлены подсисте­мы образования, обучения, воспитания и развития,обеспечиваю­щие целостное и гармоничное формирование профессионала-личности.

Подобный подход должен быть присущ не только всему об­разовательному учреждению, но и деятельности факультета, ка­федры, цикла, преподавателя, изучению отдельной учебной дисциплины, учению студента. Отсутствие или слабости его — изначальный порок и причина серьезных недостатков в подго­товке молодых профессионалов.

 

Психологические и

педагогические

фак­торы в

образователь­ном

процессе

Деятельность образовательного учреждения насыщена взаимосвязанными педагогиче­скими и психологическими факторами. Сис­темная совокупность их представлена блок-схемой образовательного процесса (рис. 8.1). Первый блок — цели образования и подготовки специа­листов в вузе.Цель — начальный и конечный пункт любой дея­тельности. Конечный результат должен полностью соответство­вать намеченной цели. Не уяснив точно цель, не приняв ее, не построив строго в соответствии с ней свою работу, можно, даже работая лучшими методами, получать наихудшие результаты (или идти не в ту сторону).

Достижение цели образования существенно связано с психо­логией его организаторов, преподавателей и студентов: отчетливым осознанием ее, постоянным удержанием в мыслях, строгим под­чинением всех усилий по ее достижению, сверкой достигаемых текущих, рубежных и итоговых результатов с ее требованиями.

«Кого готовить, чему учить?» — один из основных вопросов и педагогики. Разработка цели — ответ на него. «Подготовить современного высокообразованного специалиста» — такой ответ хотя и очевиден, но не обеспечивает направляющую функцию цели. Нужна педагогически проработанная цель, отличающаяся детальным, четким перечнем достоинств, которые должен при­обрести выпускник за время пребывания в вузе. Разработать та­кую цель могут лишь люди, обладающие высокой педагогиче­ской квалификацией, умением применять требования федераль­ных законов об образовании и Государственные образователь­ные стандарты к специфике своего вуза, глубоко и конкретно понимать требования профессии к специалисту, рассчитать воз­можности удовлетворения этих требований за время подготовки. Формирование в образовательном процессе каждого элемента такой цели выступает в виде частной педагогической задачи.

Чтобы цель «заработала», надо обеспечить еще ее знание и принятие к исполнению каждым работником вуза, преподавате­лем и студентом, обучить их способам ее достижения, «провести» ее исполнение через учебный план, комплексные планы, программы, набор учебных дисциплин, методику, обес­печение. Это требует слаженной, продуманной, без перекосов педагогической работы.

 

Второй блок — управленческая деятельность руково­дства, административного состава и преподавательская — научно-педагогического(последняя именуется преподаванием).Педагоги­ческая наполненность их зависит от управленческого мастерства и педагогической культуры административного и научно-педагогического состава вуза, его умения строить и оптимизи­ровать образовательный процесс, выверяя его по цели и поло­жениям психологии и педагогики высшего и среднего профессио­нального образования — особых отраслей психологической и пе­дагогической науки. Нужно воплотить это в формы, методики, технологии, обеспечить выполнение каждой частной педагоги­ческой задачи. Основные психологические факторы этого блока: психология личности работников постоянного состава, их пе­дагогическая культура, способности, отношение к делу, к заня­тиям и студентам, авторитетность, стиль работы, климат в пе­дагогическом коллективе.

 

 

Третий блок — деятельность обучающихся, студентов,име­нуемая учением.Цель профессионально-образовательного процесса — это и цель, стоящая перед каждым, кто поступил ввуз илич­но заинтересован в том, чтобы стать профессионалом. Цель

подготовки специалиста недостижима, если сам студент с упор­ством, трудолюбием и ответственностью не стремится стать им и приобрести все, что предусмотрено педагогической целью. Важны и уровень общеобразовательной подготовки, с которой студент приступает к учебе, его способности, сформированность личности, поведение, ответственность, упорство и трудолюбие в достижении цели, а также социально-психологическая атмосфе­ра в студенческом коллективе.

Четвертый блокпедагогическое взаимодействие. Он включает весь комплекс взаимодействий, организованных и стихийных, тех, кто осуществляет преподавание, и тех, кто учится. Психологически он насыщен взаимоотношениями этих лиц, общением, взаимным восприятием и оценками, симпатия­ми-антипатиями, совпадением целей, желаний, намерений и пр. Педагогически он связан с мастерством преподавателей в педа­гогическом общении и педагогическом сотрудничестве с обу­чающимися, в формировании их личности, в индивидуальном подходе, организации работы на занятиях и вне их.

Пятый блокмакро- и микроусловия, в которых осу­ществляются преподавание и учение и происходит воплощение целей в результаты. Это особенности внешней среды, в которой находится образовательное учреждение, а также внутренней. Они могут благоприятствовать или мешать достижению цели. Среди них: социально-психологическая атмосфера в стране, от­ношение к образованию в обществе, престиж высшего образо­вания среди населения, отношение к профессионализму; орга­низация образовательного процесса в вузе, особенности лично­сти руководителей, стиль управления, уровень педагогической культуры и авторитет, уровень развития и особенности педаго­гического и студенческих коллективов, их взаимоотношения; стимулы и мотивы к творческим педагогическим поискам и но­вациям в вузе, отношение к студентам в вузе и др. Создание благоприятных педагогических и психологических условий в самом образовательном учреждении во многом зависит от тех, кто в нем работает и учится.

Шестой блокрезультаты профессионально-образова­тельного процесса, каждого занятия и новации, рубежные и итоговые. В главном — это качество подготовленности выпуск­ников. Качество оценивается правильно, если сравнивается с целью не только глобально, но и поэлементно, по решению ка­ждой педагогической задачи. Если что-то не совпадает, необхо­димо искать причины и устранять их.

Основные психолого-

педагогические условия

эффективности образовательного

процесса вуза Система образования в вузе эффективна

при определенных психолого-педагогических условиях.

Первое условие: деятельность образовательного учреждения и весь образова­тельный процесс должны быть подчинены целям, находящимся в полном соответствии с потребностями раз­вития нашего общества в начале XXI в., создания гуманного, де­мократического, правового государства и принципом интеграции нашего образования в мировое. Это условие выражается в пол­ной и правильной ориентации всего и вся в образовательном уч­реждении, на факультете, кафедре, каждого работника и студента на достижение цели, только цели, одной только цели и гаранти­рованного получения результата, полностью отвечающего ей.

Происходящие в нашей стране революционные перемены, а также рубеж XXI в., мировой процесс развития образования с большой ответственностью обязывают дать верный ответ на во­прос, какой должна быть цель. Образованию всегда принадлежала роль ускорителя, катализатора общественного развития и его сфер. Оно — фактор долговременного развития, главный рычаг общест­венных перемен. Верно говорят: строишь планы на год — сей зер­но, строишь планы на несколько лет — сажай деревья, строишь планы на десятилетия и века — расти человека. Поэтому в цели должна реализовываться опережающая функция, цель подготовки высокообразованных профессионалов, способных двигать жизнь и практику вперед, делать все лучше, чем делается сейчас. Нельзя идти вперед, повернув голову назад. Надо готовить профессиона­лов, способных реализовать себя в самостоятельной жизни, при­чем в согласии с потребностями создания в России подлинно ци­вилизованного и интенсивно развивающегося общества, обеспечи­вающего высокий уровень жизни граждан и занимающего достой­ное место в мировом сообществе.

Стержень педагогической работы — целенаправленность, целе­вое управление, подлинно ориентированное на требуемый результат и обеспечивающий его достижение. Важно не работать в нужном направлении и учить студентов по принципу «пригодится», но достигать нужного. Это имеет особое значение в профессиональном образовании и, хотя выглядит очевидным, в массовой практик! редко делается с нужными строгостью и точностью. Гроша ломаного не стоят оправдания типа «мы пахали, сеяли, работали», главное! — «урожай», что «собрали», т. е. кто выпускается, что «за душой» у человека, выходящего на самостоятельную профессиональную стезю.

Второе условие: ориентация образовательного процесса на студентов — будущих профессионалов. Всякое образовательное учреждение существует для тех, кто в нем учится. Главная цен. образовательного учреждения — подготовка высокообразован­ных специалистов. Главный оптимальный результат — высоко­образованный специалист. Главная мера правильности, опти­мальности и полезности любого элемента педагогической сис­темы, действия, новации — то, что они дают для подготовки студентов как граждан и профессионалов своего дела в соответ­ствии с целью. Все, что не работает на это, должно быть безжа­лостно и решительно устранено; все, чего не хватает, — внесе­но; все, что не срабатывает, не дает ожидаемого результата, -усовершенствовано и в преподавании, и в учении, и в педагогическом взаимодействии, и в среде.

Третье условие: формирование в профессионально-образовательном процессе специалиста-личности — и цель, и непременное условие эффективности самого процесса. Если специа­лист обладает только профессиональными знаниями и умения­ми, но не образован, не воспитан, не развит, он еще не настоя­щий специалист. Великий чешский педагог Я.А. Коменский очень ярко выразился:

...можно сказать об образованном, но безнравственном человеке: что золотое кольцо в носу свиньи, то образование у человека, который отвращается от добродетелей.

Без высокой образованности, морали, культуры «специалист» скорее всего окажется даже вредным в трудовом коллективе, на государственной должности, проявит себя как потенциальный бездельник, формалист, равнодушный к результатам работник, не ищущий путей повышения качества и производительности труда, не заинтересованный в совершенствовании и использовании новых форм и методов работы, склонный к злоупотреб­лениям служебным положением, или даже мошенник, правона­рушитель. Но и само усвоение учебной программы зависит от того, каков студент как личность. Мало чему можно научить человека, если он пассивен, ленив, недобросовестен, не занима­ется упорно сам. Формирование личности отвечает и личным Интересам жизни каждого студента.

Цель формирования специалиста-личности должна быть в полной мере, детально, конкретно воплощена в концепции об­разовательного учреждения, уставе, квалификационной характе­ристике и других документах, а также занять приоритетное ме­сто в педагогической концепции собственной работы каждого преподавателя. Никакой преподаватель не сможет добиться ос­воения студентами даже своей учебной дисциплины, если он не понимает, что формирование личности — не только цель, но и обязательное условие его личного успеха. Какой бы научной и специальной квалификацией он ни обладал, он мало чему мо­жет научить студентов, если самоустранится от соблюдения этого условия, если не подготовлен к формированию личности обучающихся, если не добивается нужных результатов в этом.

Внимание к этому условию важно и потому, что все, что от­носится к собственно обучению студентов, прописано и культи­вируется в образовательных учреждениях с особой детально­стью, а вопросы формирования образованности, воспитанности и развитости студентов нередко продуманы и просчитаны по­верхностно и реализуются соответственно, что наносит серьез­ный урон должной подготовленности выпускников.

Четвертое условие: максимальная интенсификация учения студентов. Ничто не может стать достоянием ума и ка­честв человека без его собственной активной деятельности. Все компоненты профессионализма — всегда продукт собственных, причем упорных и длительных усилий преподавателя и студента. Учение, как верно говорил выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, это труд и нелегкий труд. По его словам, пас­сивный в образовательном процессе обучающий приобретает гнусную привычку сидеть часами ничего не делая и ни о чем не думая либо что-то лениво делая, но ничего путного не достигая.

Ошибочно представлять преподавание как передачу знаний студентам, а их учение — как восприятие и запоминание их (нечто вроде «учебной воронки», в которую «заливают» знания). Будить мысль и память, оставляя спящими чувства и совесть — педагогический примитивизм. Учение эффективно, когда пред­ставляет собой активную, педагогически и психологически на­сыщенную деятельность личности. Успехи в познавательной деятельности обучающегося, усвоении им учебного материала прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации (личных целей, планов, интересов, потребностей, мотивов вы­бора профессии, мотивов отношения к учению и др.), мораль­ных отношений (чувства долга, ответственности, добросовестно­сти, совестливости, порядочности, честности, трудолюбия, са­мокритичности, требовательности к себе и др.), воли (целеустремленности, активности, организованности, упорства, настойчивости, работоспособности и др.). Чтобы понять, почему так или иначе учится отдельный студент, надо обратиться преж­де всего к анализу его собственной активной деятельности по овладению профессией и самоподготовки к ней.

Максимальная интенсификация учения студента требует также обучения его способам и приемам работы в образовательном учреждении, создания благоприятных условий для самостоятель­ной работы, выделения большего времени для этого. Необходи­мо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как будущего профессионала. Немаловажно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором все думают не о том, как заставить обучающегося учиться, а о том, как создать такую обстановку, чтобы ему са­мому хотелось учиться и учиться добросовестно. Без желания учиться учение психологически приобретает для обучающегося характер внешне навязанной и чуждой его интересам работы, нужной якобы преподавателям {«Поэтому-то они и заставляют меня») и от которой он пытается отлынивать, относится к ней как к неизбежному «злу», с которым надо временно смириться ради получения диплома.

Пятое условие: построение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических техно­логий. За последние 10 лет у нас многое изменилось в организа­ции образования, но мало — в педагогических технологиях, формах и методах преподавания и учения. Но, как говорят, на старом моторе далеко не уедешь. Мировая практика и передо­вой опыт, имеющийся у нас. породили немало интенсивных пе­дагогических технологий, которые в основном по субъективным причинам не получили широкого распространения.

педагогические технологииметодические разработки, особые педагогические микросистемы, состоящие из специально подобранных, обоснованных научно и скомпонованных в еди­ную упорядоченную целостность педагогических и психолого-педагогических форм, методов, способов, приемов и средств, объединенных содержанием и направленностью на решение конкретной частной задачи и обеспечивающих ее качественное решение (на рис. 8.1, Т). Поворот педагогического сознания от размышлений по поводу традиционных методов к педагогиче­ским технологиям повышает его целеустремленность, систем­ность, деловитость и внутренне структурирует образовательный Процесс как совокупность параллельных и взаимосвязанных ли­ний, начинающихся с частной задачи (формирования какого-то навыка, умения, качества, способности и др.) до соответствую­щего частного результата. В системе профессионального образо­вания, отвечая требованиям целевого управления, они особенно необходимы и эффективны.

Шестое условие — осуществление руководства образова­тельным процессом преподавателями-профессионалами, людьми с высокой педагогической культурой, сознающими, что они рабо­тают в педагогическом учреждении — учреждении с особыми це­лями, ценностями, нормами, критериями эффективности, стилем и методами работы. Каждый член педагогического коллектива — основной проектировщик, главный инженер, технолог, организа­тор и чернорабочий на определенном участке образовательного процесса. Все останется написанным на бумаге, благим пожела­нием, пока он — главная действующая фигура образовательного процесса — не воплотит нужное в жизнь, не проявит свои опыт, знания, способности, не отдаст часть своей души, не одухотворит своим интеллектом и вдохновением сухую форму занятий.

Вопрос «кто учит?» — один из фундаментальных в педаго­гике. В конечном

счете все остальные условия напрямую зависят от ответа на него.

Отечественное обра-

зование в системе

мировых педагогических

школ Значение изложенного приобретает особую окраску при его рассмотрении в свете особенностей мировых педагогических школ, сложившихся исторически и распространенных в разных странах. Есть три основ­ных светских типа их: «школа знания (учебы)», «школа труда» и «школа жизни».Каждый тип школы имеет свои особенности пе­дагогической системы. В рафинированном и выпукло выражен­ном виде они таковы.

Мировая педагогическая «школа знания (учебы)»,которую на­зывают еще классической, сложилась в эпоху Возрождения и за­тем испытала сильное влияние трудов Яна Амоса Коменского. Провозглашаемые цели современной «школы знания»: всесторон­нее и гармоничное развитие личности, всестороннее образование обучаемых на основе обогащения их знаниями. Для ее педагогиче­ской системы также характерны: четкость регламентации всего педагогического процесса, стремление к порядку, организованно­сти, дисциплине, централизации управления, единству подходов и требований, постоянному контролю и требовательности. Не случайно эта педагогическая система прижилась и развивалась в государствах, ценящих такие же ориентиры во всех сферах, где она отвечала привычкам, традициям и психологии народа. «Школа знания» традиционна для России со времен Петра I.

Педагогическая система «школы знания» имеет немалые достоинства, что во многом объясняет причины ее распростра­ненности во многих странах и живучести: традиционность и опора на богатый опыт, привычность, фундаментальность обра­зования, четкость организации и методики, управляемость, от­носительно высокий уровень порядка (что повышает ее привле­кательность), богатство (в сравнении с другими педагогически­ми школами) знаний, навыков и умений, приобретаемых обу­чаемыми, определенные успехи в развитии личности обучаемых (кругозора, миропонимания, трудолюбия, привычки к упорной, систематической и добросовестной учебе).

Однако долгая практика выявила и немалое число недостат­ков «школы знания». Она практически сводит образовательный процесс к наполнению обучаемых знаниями, а решение задач «всестороннего и гармоничного» воспитания и развития не кон­тролируется, не оценивается, осуществляется бессистемно, ма­лоэффективно, во многом декларативно. Педагогическая систе­ма «школы знания» оправдывает господство в образовательном учреждении авторитарного стиля, жесткого централизма, кон­троля за успеваемостью, требовательности, перегрузки учебного процесса, создает предпосылки для впадения в крайности и пе­рехода к «школе зубрежки и муштры», процветания педагогиче­ского волюнтаризма, педагогического администрирования, иг­норирования проблем мотивации увлеченной и добросовестной учебы, проявления схоластики. Она слабо готовит обучающихся к жизни в условиях современного общества и формирует неред­ко личности, мало способствующие его прогрессу, не умеющие пользоваться достоинствами гуманизма и демократии. Она усредняет подготовку обучающихся, ориентируется на слабых и отстающих, сдерживает развитие талантливых и их в конце кон­цов становится все меньше и меньше. Система школы заметно упрощает педагогический труд и превращает его в общедоступ­ный, открытый для не способных к нему, ведущий к снижению качественного уровня корпуса педагогов.

Мировая педагогическая «школа труда»ведет свое начало с цеховых школ средневековья, в которых производственный труд соединялся с учебой. Современная «школа труда» строится на принципах: направленности образования на практическую, трудо­вую подготовку обучаемых, подготовку их к жизни и деятельности в условиях непрерывного НТЛ, получение профессии вместе с ди­пломом о соответствующей степени общей образованности; со­единения образования с активной и деловой работой на произ­водстве; образования в соединении с активной профдиагностической и профориентационной работой с каждым обучающим­ся. Характерны задачи воспитания трудового подхода к жизни, привычки к труду, трудолюбия, добросовестности, дисциплини­рованности и ответственности в труде, уважения к результатам труда и к благосостоянию, достигнутому личным трудом, все­общего компьютерного обучения, овладения конкретной про­фессией.

Повышенное внимание в «школе труда» уделяется созданию условий не для словесной, а для практической подготовки к труду и овладению профессией. В самих учебных заведениях оборудуются лаборатории, мастерские и даже цеха, работа в ко­торых носит производительный характер, продукция которых идет на продажу или представляется в фирмы по предваритель­ному заказу. Дело ставится так, чтобы образовательные учреж­дения пополнялись новейшими образцами техники и прогрес­сивными технологиями, а выпускаемая продукция была бы не примитивной, а профессионально трудоемкой. Предусматрива­ется и максимальное использование возможностей региональ­ных производств, на базе которых проводятся экскурсии, встре­чи с опытными специалистами, стажировки, труд на рабочих местах под руководством наставников, участие в жизни трудо­вых коллективов для адаптации к специальной атмосфере их, постижения науки взаимоотношений и поведения в них.

Однако педагогическая система «школы труда» не сводит де­ло к узким целям профессиональной подготовки обучающихся. Признается также, что гуманитарные ориентиры имеют соци­ально-экономическую знй'НШ№1рв,'Что готовить профессиональ­но значит готовить так, чтобы выпускники обладали чувством гражданской ответственности, имели социальные ценностные ориентации и этические нормы. Признается, что односторонняя профессионализация противоречит интересам общества. Утили­тарный подход к профессионализации делает ее лишь средством для достижения цели, превращает специалистов в «узколобых» профессионалов. Считается, что гуманитарно подготовленные профессионалы, работая в организациях, приносят больше пользы обществу в целом.

«Школа труда» распространена во Франции и близких к ней по историческим корням, менталитету и культуре странах (в том числе и бывших французских колониях).

Мировая педагогическая «школа жизни» возникла на идеях английского социолога Г. Спенсера (1820—1903). далее была развита американским педагогом У. Джемсом (1842—1910), сейчас преобладает в учебных заведениях США и в ряде других близких им по духу стран. Ее цель: подготовка молодых людей к жизни, обеспечение свободного разви­тия личности, индивидуальности и самовы­ражения. Смысл, вкладываемый в слова

«подготовка к жизни», связан с реалиями жизни в демократическом, правовом обществе с рыночной экономикой, с условиями свободного предпринимательства и конкурентной борьбы, фор­мирует умение жить в таких условиях и добиваться всего само­му. Обучающихся учат анализировать жизненные проблемы, принимать решения, осуществлять свободный выбор, уважать индивидуальность и выборы других, развивают активность, предприимчивость, деловитость, стойкость к неудачам, упорст­во, умение «выжимать» все из представляющихся возможностей и другие нужные качества. В методике обучения, воспитания и развития преобладают не словесные, назидательные, авторитарные методы, а практические, прицельно используемые для фор-I мирования у обучающихся конкретных умений и качеств: дискуссии, обсуждения, обучение ситуативному поведению, свободному и взвешенному выбору, игры, разработка проектов, учебно-творческие конкурсы, информационные технологии, са­мостоятельная работа, консультирование, индивидуальные собе­седования, написание рефератов, проведение учебно-научных исследований, лабораторные работы и др. Занятия нередко вы­глядят неорганизованными, так как обучающимся предоставля­ется возможность самим решать, чем заниматься. Преподаватель знакомится с тем, кто что делает, и консультирует обращаю­щихся к нему. Но в этом есть свой педагогический резон: учить выбору поведения в условиях свободы, нести ответственность за него, что осуществляется рубежным и итоговым педагогическим контролем достигнутых каждым результатов.

Основные достоинства «школы жизни»: главное — формиро­вание личности обучающихся, тщательная программная и мето­дическая проработка развития личностных качеств, широкое использование тестов для контроля хода и опенки результатов развития, индивидуальный подход с развитием имеющихся у каждого сильных индивидуальных особенностей («ментальная педагогика»); дифференцированный подход, специальная под­держка одаренных обучающихся (рассмотрение их в качестве общественного достояния и ценности), специальное осуществ­ление гуманитарной, демократической, правовой, рыночной подготовки, гибкие системы образования, допускающие изме­нение сроков, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и др.

«Школа жизни» не лишена и недостатков, среди которых невысокий уровень общей образованности обучающихся, существенные пробелы в ней; обилие выпускников с дипломами, по очень низкой подготовленностью — тех, кто не проявлял в условиях предоставляемой свободы выбора должной добросовест­ности и усердия в учении; несбалансированная подготовка к реалиям жизни оборачивается нередко формированием личностей, рассматривающих свое материальное благополучие как единственную жизненную цель, мерило успеха, подталкивает их к стремлению получить все и сразу любыми средствами; край ности выработки терпимости к чужому менталитету способст­вуют возникновению равнодушия к другим людям, черствости. душевной глухоты; предоставление не сформировавшимся еще подросткам и юношам полной свободы выбора, права посту­пать, как они хотят, и идти по жизни, как нравится, порождает обилие сломанных судеб, распространенность пьянства, нарко­мании, жестокости, насилия, преступности, половой распущен­ности, заболеваний СПИДом и др.; крайности децентрализации образования, излишний педагогический плюрализм, полная свобода для учителей и преподавателей плодят на местах во множестве ошибочные, авантюрные педагогические решения, работу по методу проб и ошибок, жертвами которых всегда бы­вают обучающиеся.

Резюмируя сказанное, отметим, что трудно найти сейчас страну, где все образовательные учреждения строят педагогиче­скую систему работы по типу одной мировой школы, хотя мож­но говорить о преобладании в конкретной стране одного из ти­пов. Основная причина этого — каждая система обладает свои­ми достоинствами, и недостатками, а право выбора остается за организаторами образования.

Все мировые педагогические школы направлены на подго­товку молодого поколения к жизни. Суть различий в том, что считается нужным для жизни и кладется в основу педагогиче­ской системы. Минусы избранного организаторами типа миро­вой педагогической школы в общем понимаются ими. Однако во всех странах проявляется стремление к сохранению традици­онного для нее типа, ибо он привычен, освоен лучше других, а главное, — в наибольшей степени отвечает психологии народа, сложившимся взглядам и отношениям, истории, национальному своеобразию, колориту. Такой подход поддержан специальными рекомендациями Организации Объединенных Наций. Нет хорошихи плохих школ: хороша та, которая в наибольшей степени т для своих граждан и перспектив улучшения их жизни, как бы мы ни относились к сложившейся у нас системе ты знания», наше образование никогда не станет в массе –«американским», «японским», «немецкими, «французским» или Иным, а всегда останется и должно оставаться российским.

Однако стремлению к традиционности не сопутствуют кон­серватизм и примиренчество к недостаткам. Педагогическая Мысль непрерывно и настойчиво ищет пути совершенствования образования и преодоления слабостей избранного типа педагогической системы. При проведении реформ образования, ставших почти во всех странах очень частыми, почти перманентными , прослеживается линия на использование сильных сторон других мировых педагогических школ. В результате в Практике тот или иной тип школы в «чистом» виде — довольно редкое явление, хотя по преобладающим признакам всегда Можно сказать, какой тип реализуется в данном образователь­ном учреждении.

В странах с преобладающей системой «школы знания» в Систему образования вводятся чаще всего такие новации: ослаб­ляется централизация управления, повышается внимание к во­просам формирования личности, ее развития, подготовки к тру­ду в условиях рыночных отношений, усиливаются гуманитарные подходы, патриотическое, нравственное, правовое, экологическое воспитание, воспитание в духе мира («педагогика мира»), сотрудничества, здорового образа жизни, плюрализма мнений, вводятся дисциплины по выбору, усиливается индивидуализа­ция и дифференциация образования, вводится обучение само­познанию, пониманию человечества, общества, других людей и народов, решению жизненных проблем, общению, демократи­зируются взаимоотношения преподавателей и обучающихся («педагогика сотрудничества»), расширяется арсенал и исполь­зование активных методов обучения и др. Проводимая в нашей стране реформа образования и новые законы Российской Феде­рации по вопросам образования содержат положения, отра­жающие многие из этих тенденций. Проблема в том, чтобы они были осознаны и преподавателями, и обучающимися и повсе­местно воплощены в практику, а психологические барьеры кон­серватизма не помешали бы этому.

 

Профессионализм специалиста

Роль

профессионального Общие разговоры о формировании личности студента,

портрета (модели) личностном росте, личностном ориентированном построении специалиста в процессе образовательном процессе в себе угрозу так и остаться вательном процессе разговорами, пока не будут воплощены в четкие и ясные положения, зафиксированные Р основных документах по организации образовательного процесса.

Профессиональный портрет (модель) специалиста-выпускника — это четко, детально, научно обоснованно прописанный комплекс минимума достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков и умений, привычек и др.) личности образованного профес­сионала, которым должен обладать каждый выпускник. Он при­зван перевести споры о том, чему учить и как учить, на конст­руктивную основу. Профессиональный портрет выпускника — несущая конструкция всего образовательного процесса, эталон, на котором примеривается все. что в нем планируется, соверша­ется и достигается. Такой портрет именуют еще моделью, ква­лификационной характеристикой выпускника, квалификацион­ными требованиями, педагогически проработанной целью.

Профессиональный портрет не нарушает права и свободы личности. Он лишь минимум того, чем должен располагать вы­пускник, за пределами которого располагается необозримое мо­ре возможных индивидуальных проявлений. Стандарты образо­вания существуют во всех развитых странах мира, имеются даже международные стандарты, которые никто за рубежом не оце­нивает как антидемократические и антигуманные. Более того, строгое следование им у нас — одно из проявлений интеграции нашего образования в мировое, обязательное условие признания наших дипломов об образовании за рубежом.

Разработка профессионального портрета (модели) ведется на основе государственных квалификационных требований к выпу­скникам соответствующего уровня, ступени образования, по на­правлениям подготовки и специальностям, данных и рекомен­даций психологии и педагогики, результатов специальных ис­следований деятельности специалиста, готовящегося в образовательном учреждении (сравнения профессионализма успешных и неуспешных работников), трудностей, испытываемых выпуск­никами. Иначе говоря, модель специалиста-выпускника вопло­щает объективные требования к его подготовленности, а соот­ветствие ей выпускника — необходимое условие его успеха в профессиональной деятельности и жизни.

 

Правильно разработанный профессиональный портрет со­держательно представляет единство общих характеристик выпускника, которыми должен обладать любой по современному обра­зованный человек, и своеобразных, нужных специалисту данной профессии, личностных и профессиональных.

 

Психологическая

Модель профессионализма Основу модели составляют общие характеристики цивилизованной личности, ее свойств и качеств, рассмотренные в гл. 4, 5

и отвечающие целям, задачам и принципам образования, предусмотренным федеральными законами , «Об образовании» и «О высшем, и послевузовском профессио­нальном образовании». Они составляют первый блок характеристик модели, а второй — профессиональные ха­рактеристики.

Психологическая макроструктура второго блока включает в себя:

• профессиональную направленность,

• морально-психологическую подготовленность,

• профессионально-деловую подготовленность.

Профессиональная направленность — ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Она характерна: положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, испытываемой потребностью посвятить i себя их достижению и решению, оценкой ее как важнейшей, 1 отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, индивидуальным способностям, возможностям самореа­лизации и самоутверждения, взвешенным отношением к ее трудностям.

Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, цен­ностипредставляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия и мировосприятия профессионала. Они прояв­ляются в понимании выпускником места своей профессии и себя в обществе, критериев успешности результатов, в обоснованном выборе позиции в решении профессиональных задач м проблем. Зрелой основой их выступают нормы гражданственности и гуманизма, социальной справедливости, личные интересы, сочетающиеся со стремлением к лучшему будущему своей странны и народа.

Профессиональные потребности — испытываемая выпускником нужда заниматься определенной профессиональной деятельностью, достигнуть высот профессионализма, использован, только морально безупречные и правомерные способы работы, нужда в творческом подходе, в непрерывном общем и профес­сиональном росте.

Профессиональные интересы, установки, планы, отношения определяют разные виды устойчивой привязанности личности к профессии, к конкретным ее сторонам. Подлинный профессио­нал любит свою профессию, увлечен ею, она безудержно манит его к себе, поглощает мысли и чувства. Его жизненные планы предполагают преданность ей и успехи в ней. Его отношения к окружающему во многом опосредованы интересами, связанны­ми с профессией.

Профессиональная концепциякак элемент профессиональной направленности представляет собой понимание студентом: а) целей, задач профессиональной деятельности, норм, способов и средств ее осуществления, условий, трудностей и путей их преодоления («образ деятельности»); б) в каких социальных и профессиональных условиях, с какими людьми придется рабо­тать, как строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ среды и коллектива»), в) личных профессиональных обязанностей, прав, ответственности («обрат должности»).

Профессиональные мотивы — конкретные мотивы, влияющие на выбор профессии, привязанность к ней, отношение к месту работы, должности, влияющие на профессиональные решения и поступки.

Человек не может быть профессионалом, если направлен­ность у него не развита. Исследования показывают, что она возникает у студентов от курса к курсу не автоматически. Не­редки случаи, когда часть разочаровывается в своем выборе, у других направленность ухудшается к выпуску, у третьих наблю­даются деформации ее, приводящие затем к злоупотреблениям на работе, аморальным фактам. Формирование профессиональной направленности — стержень формирования личности профессионала.

Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профес­сиональных целей. Есть и профессии, особенно тесно связан­ные с моралью: учителя, педагога, воспитателя, социального ра­ботника, управленца, юриста, врача, работника сервиса, торгов и др. Цель не может оправдывать применение неправедных Средств — нечестности, обмана, запугивания, грубости, хамства, черствости, равнодушия, очковтирательства, предательства, про­дажности и пр.

Цель, достигнутая неправедным путем, — не-, праведная цель.

Морально-психологическая подготовленность профессионалов включает:

-моральные знания и убеждения;

навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на работе;

• профессиональные морально-психологические установки и ценностные ориентации, выражающие степень внутреннего при­нятия моральных и этических норм (существует этика учителя, эти­ка юриста, этика врача, и вообще, как сейчас нередко говорят, — профессиональная деонтология), освоения стиля общения и по­ведения;

особо значимые профессионально морально-психологические качества — трудолюбие, добросовестность, справедливость, от­ветственность, правопослушность, неподкупность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коллек­тивизм, общительность, неконфликтность, внимательность к лю­дям, вежливость, демократичность, честность, требовательность к себе, здоровое служебное честолюбие и др.

Профессионально-деловая подготовленность как важное свой­ство личности профессионала также имеет свою структуру. Важ­нейшее место в ней занимает профессиональное мастерство профессиональная обученность, связанная с совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений.

Профессиональное знаниеинформация, ставшая достояни­ем сознания (в том числе памяти). Опираясь на знания, профессионал разбирается в деятельности, ее проблемах, принимаем решения, выбирает способы действий, контролирует и оценива­ет результаты. Чем глубже и обстоятельнее он понимает, тем выше его мастерство, тем успешнее деятельность. В ситуациях конкуренции, конфронтации, борьбы побеждает тот, кто знает больше и разбирается лучше. Исторические тенденции измене­ний, ведущие в будущее, повышают роль знаний, их богатства, комплексности, глубины, научности, фундаментальности и практичности.

Профессиональный навык— доведенный до автоматизма спо­соб эффективного выполнения какого-то профессионального действия. Свойства навыка: скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внима­ния на технике действий), стереотипность (одинаковость выпол­нения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам — переры­вам в выполнении, помехам, отрицательным психическим со­стояниям специалиста), успешность выполнения соответствующих действий. Как бы ни были важны знания, но профессионал — это прежде всего человек, умеющий профессионально действовать. До уровня навыков отрабатываются относительно стандартные, многократно повторяемые профессионалом действия.

Навыки — это автоматизированные компоненты профессио­нальной деятельности. Они освобождают сознание от «черновой работы», от припоминания разных сведений, приемов, рекомен­даций, того, что и как делать, от контроля над движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил. Они позволяют профессионалу, автоматизирован но выполняя стандартные действия, одновременно концентрировать внима­ние на важном в данный момент: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата и пр. Наличие навыков обеспечивает успешные действия в трудной обстановке, позволяет экономить силы, меньше уставать.

Навыку, проявляющемуся внешне, соответствует сложившаяся «внутренняя схема», программа его выполнения (состоящая из фи­зиологических и психологических связей, динамических стерео­типов). По ее особенностям различают сенсорные навыки

(наблюдения, осмотра, проверки документов, выявления осо­бенностей собеседника, рассматривания мелких деталей, их идентификацию и т.п.) , умственные (работы с документами, их оформления и заполнения, чтения карты, быстрой оценки об­становки, принятия решений, расчетов, самоконтроля, соблю­дения норм и положений, планирования и др.), двигательные (уверенное выполнение двигательных рабочих движений, владе­ние инструментом, манипуляция органами управления транспорт­ным средством и т.п.) и комплексные (навыки общения, реагиро­вания на опасную ситуацию, работы на компьютере и др.).

По содержательно-функциональным особенностям различа­ются: навыки работы с документами, со средствами связи, ана­лиза обстановки и результатов действий, организационные, управленческие и пр.

Навыки бывают простыми и сложными. Сложные включают в себя простые в качестве компонентов. Так, навык работы на компьютере состоит из множества простых, связанных с реали­зацией его богатейших возможностей. Высокое профессиональ­ное мастерство характерно владением преимущественно слож­ными навыками.

Профессиональное умениеосвоенный специалистом ком­плексный способ успешного выполнения сложного профессио­нального действия в нестандартных, необычных, трудных ситуа­циях. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные дей­ствия в стандартных, повторяющихся ситуациях, то умение — именно в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга. В нем объединены группы знаний и навыков со специальной облученностью профессионала использовать их для действий в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в це­лом оно осуществляется осознанно, а поэтому в отличие от на­выка в нем всегда активно мышление. Умение обнаруживается в правильном выявлении владеющим им профессионалом своеоб­разия данной ситуации, принятии адекватного ему решения, гибкого изменения порядка и способа действий, отвечающего ее реалиям. Свойства умений: адекватность специфике ситуации, осмысленность, гибкость, успешность при любых изменениях обстановки, отвечающий ее особенностям темп, надежность.

Различают простые и сложные умения. Простые — прямое практическое приложение знаний о том, что и как делать (например, инструкции к купленному бытовому прибору, вклю­чению телевизора, пользованию радиотелефоном, справочником и пр.). Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования соответствующего навыка. Другое дело — слож­ные умения, которые включают в себя знания и навыки, но са­ми в автоматически выполняемый навык никогда не превраща­ются. К примеру, умение водить автомашину при любой дорожной обстановке, выявлять причины отказа техники, подготавли­вать материалы для телепередачи, анализировать состояния рынка, составлять квартальный отчет, разрабатывать план раз­вития производства, освобождать заложников, проводить до­прос, проводить занятия с персоналом, читать лекции и множе­ство других. Каждый раз, выполняя эти действия, надо напря­женно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность. Сложные профессиональные умения — венец профессиональ­ного мастерства. Неслучайно на Руси подлинных мастеров из­давна называют умельцами

 

Есть еще один комплексный и сложный психологический компонент профессионального мастерства — профессионально-психологическая подготовленностьспециалиста. Образованному человеку нужны умения разбираться в людях, в причинах их поступков, искусство общения, работы с людьми, оказания пси­хологической помощи или воздействий на них. Кроме того, ре­шение профессиональных задач нередко сопряжено с обостре­нием условий, повышенными трудностями, неудачами и т.п. Профессионально-психологическая подготовленность позволяет с успехом, без потерь выйти из трудного положения. Она про­фессионально обусловлена и включает:

профессионально-психологические знания: конкретные, прак­тические, связанные с профессиональной деятельностью и нужные для преодоления ее своеобразных психологических трудностей;

профессиона,1ьно-психологичеасие навыки и умения. Их три группы:

а) аналитико-психологические: умения психологически анализировать профессиональную ситуацию, обстановку, возникшую проблему, поступок человека и др.,

б) тактико-психологические (освоенные способы психо­логических действий, включаемые в процесс решения про­фессиональных задач и повышающие его успешность): уме­ния составлять психологический портрет человека, психо-

логически грамотно вести профессиональное наблюдение, общаться, предупреждать и преодолевать конфликты, оказывать правомерное психологическое воздействие и др.,

в) технико-психологические — умения пользоваться психологическими средствами в профессиональной работе: речевыми, неречевыми и поведенческими (умения психологи­чески расчетливо подобрать слова и строить фразы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придавать нужное выражение лицу, позе, походке и др.); профессионально развитые познавательные и волевые качества;

профессионально-психологическая устойчивость — подготовленность к действиям в сложных и опасных условиях без снижения эффективности и качества их.

Профессиональные способности — профессионально развитые деловые качества, влияющие на успех в овладении профессией, |результаты работы и прогрессивный рост их к ним относятся:

профессионально развитые интеллектуальные способности — Профессиональные мышление, чувствительность, восприимчивость, внимание, память, представления, речь;

деловые способности — комплекс волевых и организатор­ских качеств, нужных для успеха в делах: активность, инициа­тивность, самостоятельность, предприимчивость, организован­ность, упорство в достижении цели, плановость, предусмотри­тельность, решительность, дисциплинированность, требовательность, работоспособность;

способности к действиям в экстремальных условиях — муже­ство, смелость, стойкость, выдержка, самообладание, устойчивость к риску, физическая сила и ловкость, быстрота реакции, осмотрительность, расчетливость и др.

Способность к профессии— комплексная совокупность всех или части перечисленных выше качеств, включая направленность и др. Можно хотеть заниматься определенной профессиональной дея­тельностью, иметь способности к ней, но не обладать, например, нужной морально-психологической подготовленностью и поэтому оцениваться неспособным к профессии. Порой способность к профессии определяется по отсутствию противопоказаний.

 

Педагогическая

модель профессионализма

Макроструктура модели имеет четыре компоненты, соответствующих педагогическим свойствам личности: образованность, обученность, воспитанность и развитость. Каждый из них образован двумя взаимосвязанными блоками: первый общие характеристики, второй — профессиональные, конкретизируемые с учетом профиля подготавливаемых специалистов.

Образованностьобщая определена уже упоминавшимися фе­деральными законами. Общая образованность находится на должном уровне, если выпускник вуза способен правильно понимать происходящее в мире и осуществлять цивилизованны и выбор решений и поступков, достигать взаимопонимания и со­трудничества с другими людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов и др. Эти компоненты образованности имеют бесспорно не только общее, но и профессиональное значение, ибо определяют возможность и потребность подходить к решению профессиональных вопросов всесторонне, руководствуясь не узкой расчетливостью, а и общественной, человеческой целесообразностью, утверждать на своем участке работы и в окружении духовность, интеллигентность, культуру, культ ра­зума и цивилизованных отношений.

Собственно профессиональная образованность специалиста выпускника — это:

• широта профессионального кругозора;

• понимание необходимости и умение решать свои конкрет­ные профессиональные проблемы с учетом интересов людей;

• стремление исходить не только из сиюминутных соображений, но учитывать и отдаленные профессиональные, социальные. психологические, педагогические последствия;

• умение стоить профессиональную деятельность с учетом мирового уровня научных и профессиональных достижений;

• склонность и подготовленность к творческому поиску пу­тей интенсификации и эффективности работы;

• установка в решении профессиональных проблем и посто­янная опора на рекомендации и достижения науки, ее методы, помощь ученых и научных организаций;

• установка и привычка во всех контактах с другими людьми руководствоваться рекомендациями психологии и педагогики, обращаться к помощи специалистов:

-потребность в непрерывном повышении уровня своего Общего и профессионального образования.

Обученность— наиболее профессионализированное свойство I личности выпускника. Оно складывается из профессиональных знаний, навыков и умений по всему минимуму содержания образовательной программы, включающей: общие гуманитарные и социально -экономические дисциплины, общие математические и естественно -научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, дисциплины, дисциплины специализации, дополнительные виды подготовки, факультативные дисциплины, практику.

Как целостное образование профессиональная обученность выражается в профессиональном мастерстве, макроструктура которогоизображена на рис. 8.2,

 

 

Современному профессионалу помимо специальной обученности (знания, навыки и умения по общепрофессиональные , специальным дисциплинам, дисциплинам специализации т.п.) и профессионально-психологической подготовленности нужна еще и профессионально-педагогическая. Она обеспечивает: |собственную работу по самообучению, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию; решение педагогических задач при работе с персоналом (помощь в повышении профессионального мастерства сотрудниками, их профессиональной Культуры); профессиональную работу с гражданами (например, повышение их осведомленности по разным вопросам, их убеждение, формирование отношений к разным явлениям жизни, Помощь в решении возникших перед ними педагогических про­блем, демонстрацию личного примера и др.). Профессионально-Педагогическая подготовленность позволяет человеку замечать,

понимать и успешно решать педагогические проблемы в своей жизни и деятельности, а педагогическая безграмотность всегда;. сопровождается безрадостной картиной упущенных возможностей и создания дополнительных проблем и сложностей.

В разных профессиях нужна разная по основательности, объему и содержанию профессионально-педагогическая подготовленность (частично об этом сказано в гл. 1), но всегда ohа; включает минимум:

• общепедагогических и профессионально-педагогически знаний;

• педагогических навыков и умений: педагогического анализа ситуаций и проблем, принятия педагогических решений, педагогической техники, выполнения основных педагогических действий (обучения,



Просмотров 822

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!