Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социальная педагогика — педагогика среды



Предмет социальной

педагогики Педагогика долгое время изучала только педагогики деятельность специальных педагогических учреждений — дошкольных и школьных, хотя влияние внешкольных условий и факторов понималось давно. Ныне значительно обогатились социальные факторы, институты и условия общества, которые усилили образовательное, воспитательное, обучающее, развивающее воздействие на лю­дей. Изучением педагогических влияний окружающей среды на человека, возможностей принятия их во внимание и путей усо­вершенствования при целенаправленном решении педагогиче­ских задач занимается особая отрасль педагогической науки, именуемая социальной педагогикой.

К важнейшим реальностям, образующим среду и оказывающим социально-педагогическое влияние на людей, относятся:

• государственное устройство общества, его экономическая система и их состояние;

• деятельность органов государственного и муниципального управления и их работников;

• уровень культуры, нравственности, образованности, об­щественного сознания, жизни населения и отдельных граждан, социального обеспечения и зашиты;

• жизнь, деятельность, история, социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенно­сти, социальные ожидания различных социальных групп населе­ния, их взаимоотношения, народные обычаи («обычай старше за­кона») и традиции (в совокупности — «народная педагогика»);

• состояние законности, правопорядка и правовая культура населения;

• особенности и деятельность различных общностей: офи­циальных (трудовые, воинские и служебные коллективы, обще­ственные организации, партии и пр.) и неофициальных {бытовые, молодежные, по интересам, криминальные и др.);

• труд, стиль и методы управления в учреждениях, органи­зациях и на производстве;

• деятельность средств массовой коммуникации, субъектов культуры и искусства;

• семья, быт, досуг;

• события и уроки жизни и др.

Классификация социально

педагогических фактов Социально-педагогическая реальность предстает прежде всего в качестве совокупности социально-педагогических факторов.

По педагогической при­роде различают факторы:

собственно-педагогические: состояние системы образова­ния в городе, районе, области, где проживают данные юноша, девушка, постановка воспитательной работы, уровень проведе­ния занятий, личные качества и мастерство учителей, пример родителей и применяемые ими методы работы с детьми, обес­печенность учебной литературой и т.п.;

педагогически значимые: экономические, материальные, жилищные, бытовые, управленческие, информационные, гео­графические, социальные, политические, этнические и другие, характерные для окружения, атмосферы, условий жизни, учебы, труда, досуга людей. Не педагогические по своей природе, они, тем не менее, сказываются на их взглядах, убеждениях, отноше­ниях, устремлениях, навыках, привычках, качествах и др.

По источнику происхождения и масштабу влияния факторы делятся на:

федеральные, порожденные особенностями, присущими в целом российской жизни: это государственное устройство и дея­тельность государственных органов, тип и состояние экономи­ческих отношений, меры, предпринимаемые государством по вопросам образования, воспитания, работы с молодежью, дея­тельность основных телевизионных каналов и др.;

региональные, связанные с особенностями действия ана­логичных федеральным факторов, а также иных, но присущих отдельным регионам России (областям, республикам, районам, городам, селам): деятельность местных органов власти, эконо­мическое положение в регионе, состояние системы образования в нем, уровень культуры населения, его национальный состав и особенности образа жизни и др.;

групповые, присущие группам людей, среди которых живет, с которыми учится, трудится, проводит досуг данный человек;

межличностные — факторы, действующие в паре: учитель — ученик, отец — сын, два друга и др.

Ныне можно говорить и о международных социально-педаго­гических факторах, которые стали весьма ощутимы в жизни российских граждан, и можно ожидать дальнейшего повышения их роли. Это, в частности, обусловлено и принципом интегра­ции нашего образования в мировую систему образования, зако­нодательно признанным для отечественного образования, нали­чием международных правовых документов, подписанных и Россией (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Деклара­ция прав ребенка 1959 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.), укрепление международных связей, развитие меж­дународных средств связи, информации, туризма, взаимного обмена, торговли, культуры, образования и др.

Иногда по признаку близости — отда­ленности к конкретному человеку, группе социально-педагогические факторы делятся на:

• факторы микросреды — непосредственного, ближайшего окружения. Ближайший коллектив называется первичным кол­лективом (например, студенческая группа, бригада, экипаж);

мезосреды1 — более отдаленной, находящейся за предела­ми непосредственного окружения, среды, которой часто бывает вторичный коллектив (например, коллектив образовательного учреждения, завода, эскадрильи);

макросреды2условия жизни в обществе, государстве, большом регионе.

Наиболее действенно педагогическое влияние непосредствен­ного окружения человека и кроме того оно больше поддается це­ленаправленным педагогическим усовершенствованиям силами самой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания.

Характеристика соци-

ально- педагогических

влияний Социально-педагогические влияния объективны, сильны и избежать их влияний не­возможно. Основной механизм их — меха­низм научения,т.е. непроизвольного появле­ния педагогических результатов в опыте жизни человека под влия­нием окружающей среды. Выше уже отмечена широта образова­тельных, воспитательных, обучающих и развивающих влияний среды на него. Особенно податлива социально-педагогическим влияниям воспитанность человека.

Сила социально-педагогических влияний определяется их:

• постоянством, непрерывностью,

• непосредственностью, близостью к каждому человеку,

• значимостью непосредственных обстоятельств жизни и деятельности.

 

 

• действенностью убеждения на опыте,

• превращением хотя бы части их в управляемые воздейст­вия, целенаправленно используемые в педагогических целях.

Педагогическая слабость социально-педагогических влияний — в их стихийности, неуправляемости, частом несовпадении с це­ленаправленно организуемыми педагогическими воздействиями, нередко — в их антипедагогическом характере. Развитие средств массовой коммуникации, связи, информации, телевидения, ви­деотехники, музыкальной продукции, Интернета, переезды лю­дей на большие расстояния, выезды за рубеж приблизили соци­ально-педагогические факторы федерального и даже междуна­родного уровня к каждому человеку. Произошло вторжение на­прямую этих новаций в макросреде в микросреду, в жизнь практически каждого человека с малого возраста, в каждые дом, квартиру, быт, досуг. Мы столкнулись с отчетливо выраженной исторической тенденцией, имеющей огромное социально-педагогическое значение, которая чуть ли не решающим обра­зом, как эпидемия, сказывается на воспитании и развитии це­лых поколений. Это новый педагогический феномен, требую­щий радикальных решений, но пока еще должным образом не оцененный не только у нас, но и в мире.

Задача общества, всех его структур, граждан с активной жиз­ненной позицией — взять под контроль максимум до сих пор не управляемых или мало управляемых социально-педагогических влияний, совершенствовать социально-педагогические факторы, особенно в непосредственном окружении молодого поколения, идущего на смену старшему, прежде всего максимально устра­нить или ослабить антипедагогические влияния.



Просмотров 614

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!