![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Задачи, система, методология и методы педагогики
Задачи педагогики
Существование педагогической реальности, специфика ее закономерностей, феноменов и механизмов, их важная роль в жизни людей обусловливают необходимость существования и развития педагогики как науки. Педагогика — это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами. Педагогическая реальность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогическими и иными работниками, гражданами, вне ее учета и целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на реализации планов государственного строительства, жизни общества, состоянии экономики, морали, культуры, правопорядка, успехах деятельности организаций, руководителей, на жизненном пути каждого гражданина. Реальности жизни, относящиеся к педагогическим, способствуют максимальным успехам личности, групп и общества, когда становятся предметами целенаправленных усилий учителей, преподавателей, воспитателей, руководителей, работников средств массовой коммуникации, культуры, родителей, мастеров, прорабов идр. Так возникает педагогическая деятельность, или функция, аспект в рамках иной деятельности. Важным условием успеха целенаправленных педагогических воздействий выступает собственная педагогическая активность тех, на кого они направлены, в ком должны воплотиться их результаты — подростки, студенты, аспиранты, сотрудники, граждане, коллективы и др. Такая самонаправленная педагогическая активность предстает как самоформирование {самообразование, самовоспитание, самообучение и саморазвитие). Педагогические результаты наиболее высоки при взаимодействии, слиянии в согласованную деятельность, движении навстречу друг другу субъектов обоих видов педагогической активности. Педагогика призвана разрабатывать научно обоснованные и выверенные пути повышения эффективности всех видов педагогической активности. Изложенное определяет основные задачи педагогики: 1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе; 2) разработка методологии и методики педагогического исследования; 3) создание научной картины педагогической реальности, которая присуща обществу, жизни и деятельности его граждан; 4) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам и видам целенаправленной педагогической активности, создание адекватных педагогических теорий и разработка путей решения проблем; 5) теоретическая и прикладная разработка развернутой и многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и ее структурах, обеспечивающих потребности общества в передаче опыта старших поколений граждан младшим и формировании их личности всеми средствами, которыми располагает общество (идеологическими, политическими, экономическими, образовательными, массовой коммуникации, искусства, культуры, трудовых коллективов, семьи и пр.); 6) разработка интенсивных педагогических технологий, форм, методов и средств педагогической работы по успешному решению задач образования, воспитания, обучения и развития и педагогического обеспечения {педагогической диагностики, Экспертизы, сопровождения, консультирования, помощи, поддержки, педагогической коррекции, исправления педагогической запущенности и др.); 7) педагогическое обеспечение функционирования и непрерывного развития системы образования в стране и ее учреждениях, 8) разработка педагогической системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность связана с педагогической активностью и компетентностью и требует их проявления; 9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы, а также возможностей и путей его использования в условиях современной России; 10) подготовка научно-педагогических и педагогических ;ров, социальных педагогов для работы вне стен образовательных учреждений в гуще жизни общества и деятельности его структур. Педагогика располагает рекомендациями, интенсивными педагогическими технологиями, богатым педагогическим опытом, которые нужны практически всем. Изучение педагогики в системе высшего профессионального образования призвано вооружить студентов знаниями, умениями и способностью использовать ее данные в жизни и профессиональной деятельности, а также сформировать понимание необходимости и желание делать это постоянно, лично совершенствоваться педагогически. Педагогика — одна из самых практичных наук, и она может это.
Система разделов и И отраслей педагогики Обилие и разнообразие задач, областей применения, педагогических проблем, выдвигаемых жизнью, привели к тому, что вместо двух исторически традиционных для педагогики разделов обучения и воспитания сейчас возникла сложная система ее научного знания и применения (рис. 3.2). Методология педагогика В своих научных и прикладных изысканиях педагогика опирается на материалистическую философскую методологию, положения общей теории познания и диалектики. Вкачестве основных
методологических требований и принципов она использует общенаучные: объективности, достоверности, системности, причинности, развития. Пристальное внимание уделяется вскрытию специальных закономерностей и принципов по основным разделам научно-педагогического знания. Со времен Я.А. Коменского существуют, уточняясь и расширяясь, принципы обучения. Сформулированы ныне и принципы воспитания. Есть попытки определить единые принципы обучения и воспитания и иные. Нельзя, однако, не заметить, что они в большей степени являются принципами педагогической работы, нежели исследования. Специальное значение для научного педагогического исследования и педагогической работы имеет принцип системности. Положения теории систем адекватны специфике педагогической реальности, а категория педагогической системы является одной из важнейших в педагогике. Педагогическая система— совокупность взаимосвязанных, согласованно, как единое целое функционирующих педагогических и иных по своей природе (психологических, управленческих, организационных, материальных и др.) явлений (подсистем, элементов), сказывающихся на достижениях требуемого педагогического результата и целенаправленно используемых для этого. В педагогических проблемах ничего нельзя понять и правильно решить вне системного подхода. Вряд ли можно найти что-то в педагогической реальности, что может быть объяснено одной единственной причиной. Нет и такого «золотого ключика*, который стоит только повернуть, как нужный результат получится. Специфика макроструктуры педагогической системы — в присущих ей педагогических подсистемах: образовательной, воспитательной, обучающей, развивающей. Конкретная система работы, например, образовательного заведения, преподавателя, студента, с коллективом и т.п., педагогична и эффективна, если в ней организованы и функционируют все подсистемы. Без этого она ущербна, однобока, не даст высокого результата. Это надо учитывать и при анализе, и в практической работе. Микроструктура педагогической системы и ее подсистем отличается наличием и взаимодействием своеобразных педагогических элементов, к числу основных из которых относятся: • цель, задачи, • субъект (преподаватель), объект-субъект (обучающийся, воспитывающийся, работник, гражданин), их взаимодействие, • принципы построения работы, • условия, • содержание, • организация (организационные формы), обеспечение, • средства, способы, методы, • контроль и коррекция, • результаты и их оценка. Ничто нельзя изменить изолированно от другого, вне клубка взаимодействующих подсистем и элементов. Педагогический функционализм, выражающийся во внесистемном, изолированном понимании и попытках решения конкретных педагогических проблем, не адекватен юридико-педагогической реальности и практически неконструктивен. Все элементы педагогической системы должны быть взаимосвязаны, состыкованы, согласованы, чтобы обеспечить наибольший педагогический эффект. Если какая-то подсистема или элемент отсутствуют или неполноценно построены, не согласованы с другими, «выпадают» из системы, то сбои возникают во всей системе и ее педагогических продуктах. Специфичен и важен для педагогики принцип развития, историзма, современности. Он обязывает подходить к изучению педагогических явлений как к находящимся в постоянном изменении, к наблюдаемому — как к моменту на траектории непрерывного развития, к предвидению будущего. К ним нельзя подходить как к вневременным. Проблемы образования, воспитания, обучения и развития всегда имели конкретно-исторический характер, носили и носят печать своего времени. Чтобы понять современность, надо знать и учитывать педагогический опыт, историю педагогики. Еще важнее понять тенденции, ведущие в будущее. Прикладной характер педагогики просто обязывает заниматься исследованием актуальных, болезненных, перспективных, не поддающихся пока успешному практическому решению проблем, а не ограничиваться основами. Педагогика вооружает людей оптимизмом, убежденностью в возможности сегодняшнего и будущего успеха. Принцип гуманности и демократичности отражает саму суть педагогики, ориентированной на человека, на доброжелательную помощь ему в жизни, самореализации и самоутверждении. Этот принцип приобрел исключительное значение в исследовании и решении именно современных проблем, во времена радикальных перемен в российском обществе и его развитии в будущее. Педагогические изыскания ведутся сегодня правильно, если их предмет познается и оценивается с позиций этого принципа, а разработка педагогических усовершенствований направлена на полную его реализацию. Специальным научным принципом педагогики можно назвать принцип педагогической предметности и комплексности.. Педагогика существует в двух ипостасях: как наука и как практика. Человеку, решающему педагогические задачи (образования, воспитания, обучения и развития), приходится сталкиваться с «букетом» проблем и вопросов, по своей природе относящихся к компетенции других наук: философии, социологии, психологии (особенно часто и тесно), этики, физиологии и анатомии, гигиены, управления, права, техники, экономики, истории, антропологии и др. Так, у учителя могут возникнуть неприязненные взаимоотношения с кем-нибудь из учеников (психология), обнаружится переутомление класса (физиология), возникает плохая атмосфера и освещенность помещения (гигиена), появится желание запретить одному из несносных учеников присутствовать на своих занятиях (право) или, не очень выбирая слова, отчитать его (этика), обнаружится намерение поставить двойку ученику, который отвечал хорошо, но, по-видимому (доказательств нет), по шпаргалке (мораль, справедливость), и т.п. Учителю нужно действовать, а не заниматься вопросом, к какой науке это относится. Однако есть вопрос, когда речь идет о педагогике как науке. То, что объект исследования у смежных наук бывает один — явление обычное, а науки различаются по предмету (что, какие особенности объекта изучаются каждой). При исследовании своего предмета каждой разумно и необходимо использование данных смежных наук. Образование, обучение, воспитание, развитие — явления комплексные, изучаемые рядом наук. Педагогика, по справедливости служа практике, использует их данные. Недопустимо только, увлекаясь пересказом, ослаблять рассмотрение собственного предмета исследования и интереса. Необходимо решать свойственную предмету педагогики задачу — исследование собственно педагогических закономерностей и поиск эффективных педагогических воздействий в достижении наиболее высоких педагогических результатов. Из данных же других паук следует использовать только то, что нужно для обоснования педагогических деталей решения этой задачи: педагогических целей, содержания, принципов, условий, форм, методов и других вопросов педагогической работы, рассматривая их уже с максимальной педагогической детальностью. В этом и заключается суть выполнения данного специального принципа.
Методы пеладагогиче- Ского исследованя По своей классификации и названиям методы педагогического исследования имеют сходство с описанными в гл. 2. По этапам исследования они делятся на: организационные методы, методы сбора данных, обработки данных и интерпретационые. Организационные методы и методы обработки данных аналогичны описанным в §2.2 и являются практически общенаучными. Среди методов сбора данных в педагогике особо часто используются: • опытная работа, -хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись педагогическое наблюдение, педагогическая беседа и интервьюирование, анкетирование, • педагогический эксперимент, • педагогический анализ ситуаций, фактов, • педагогический консилиум (групповой экспертный анализ), • экспертные оценки, • анализ педагогической документации, • анализ и оценка результатов учебной деятельности I (выполнения заданий, контрольных, графических и творческих работ, контрольных опросов, лабораторных работ и пр.), -педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, сочинение, замер времени выполнения действий, определение способностей по обучаемости и творческий проявлениям), • самонаблюдение, самоотчет, самоанализ, • выявление, анализ, обобщение педагогического опыта, • сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной педагогической проблеме и сравнений его с отечественным). Особое значение в педагогических исследованиях принадлежит естественному («полевому»), формирующему педагогическое му эксперименту. Если наблюдение вынуждено ждать, когда возникнут исследуемые педагогические ситуации, то эксперимент воссоздает (моделирует) их столько раз, сколько надо. Естественный эксперимент проводится в реальных условиях педагогической деятельности, и испытуемые, как правило, не осведомляются о том, что он проводится. Формирующим эксперимент становится тогда, когда в ходе его практически решается определенна»1 педагогическая задача проверяемыми на эффективность педагогическими средствами или методами. Практика — критерий истины, а поэтому данные такого эксперимента, подтвержденный многократно, особенно убедительны и достоверны. Все же и результаты эксперимента могут оказаться обманчивыми, если при его проведении не принимаются меры по исключению влияния субъективности. В опыте педагогических исследований встречались случаи, когда одна и та же педагогическая задача экспериментально решалась разными иследовавателями ( не знакомыми друг с другом, в разных городах) чуть ли Не диаметрально противоположными методами, в разных условиях причем порой теоретически некорректно, но обнародованные результаты оказывались равно высокими. Если исключить случаи научной недобросовестности, то при анализировании это объяснялось рядом субъективных, не учтенных исследователем причин) влиянием на обучающихся новизны, необычности экспериментальных занятий, повышающих непроизвольно их интерес, а вместе с этим и результат; когда же эксперимент затягивался, превращался в обыденную практику, результат возвращался к прежней норме и бывал даже ниже ее (так было, например, с программированным обучением в 60—70 годы); 2) влиянием личности экспериментатора, который с особой страстностью, Подъемом и энтузиазмом воплощал в эксперименте свои задумки и психологически заражал активностью обучающихся, что и давало повышенный педагогический результат; когда же рекомендациями экспериментатора пользовались другие педагоги, результаты оказывались нередко не лучше, а хуже. При сборе фактического материала педагогика пользуется методами смежных наук, особенно психологии, социологии физиологии. Интерпретационныеметоды, совпадая по названию с общенаучными (каузальный — констатация и объяснения причинно-следственных связей; структурный, системный, генетический — обнаружение развития, изменений, их тенденций, этапов' индукции и дедукции и др.), имеют содержательную педагогическую специфику. Их применение — осмысление полученного в исследовании фактического материала с методологических и теоретических позиций педагогики, формулировка на этой основе заключений, выводов и предложений. Теория воспитания Сущность цели, задачи и виды воспитания. Воспитание - процесс комплексный. Существует философия воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание— это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности — одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания— в придании воспитанности характеристик: • цивилизованных социально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения; • активности в самоформирование для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права; • гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей. Подлинно воспитан не тот, кто знает, как вести себя, и умеет это делать, а тот, кто вести себя иначе не может. Целью воспитания ивыступает формирование такой воспитанности, а задачами— формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системе воспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, гуманистического, демократического, экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни. Воспитанию принадлежит важнейшая роль в формировании личности. Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — воспитатель римского императора Нерона — говорил: Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней. Воспитанность — интегральный продукт стихийных и целенаправленных педагогических воздействий. Педагогика исследует последние и разрабатывает пути превращения стихийных в регулируемые и оптимально совершенствуемые. Сложные и ответственные задачи воспитания могут быть решены только в единстве с образованием, воспитанием и развитием личности. Педагогические принцып воспитания И особенности их реализации Являясь подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми их реализации присущими педагогическим системам элементами, где все должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется и проводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами, апробированными в опыте и разработанными педагогической наукой. Воспитание, как и другие виды педагогический деятельности, закономерно. Эти закономерности специфичны, ибо специфичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, методы, как и сама воспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитания людей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? как организовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов: содержательные, организационные и методические(рис. 3.3). Они тесно взаимосвязаны, перекрывает друг друга (поэтому отнесение принципа к одной из групп делается по преобладающим признакам) и реализуются в едином комплексе. Содержательные принципы воспитанияпозволяет отбирать и совершенствовать содержание воспитания и педагогические воздействия с учетом цели воспитания, ставить воспитателю и самоформирующемуся человеку промежуточные цели и задачи, конкретизировать их с учетом особенностей человека, группы, времени, места и условий. Принцип воспитательной целеустремленности обязывают работу формирующего себя человека и работу с ним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижение воспитательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятся легче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть). Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных напей и подчиненности их достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могут превратиться в «унесенные ветром». Важно стремиться в воспитании к полному достижению его целей, принимать все меры к этому. Как-то к Л. Н. Толстому пришел еще малоизвестный и то время художник Н. Рерих и показал свою картину. Художник рисовал, словно сидя на корме лодке. Перед ним сидел могучий крестьянин, гребущий веслами к противоположному берегу реки, на котором стоял, видимо, его дом. Лев Николаевич посмотрел, подумал и сказал «Я затрудняюсь оценить художественные достоинства картины, но вот в изображении допущена ошибка: нос лодки у Вас направлен на дом. Но ведь каждый, кто плавал по реке, знает, что течение сносит лодку. Чтобы попасть к дому, нос надо держать на точку, находящуюся много выше».
Так и в воспитании. Прицел должен браться выше, стремиться к большему, а жизнь все равно снесет. Если же прицел рать низкий, «реалистичный», то тоже снесет, но результат и кажется ниже и «реалистичного». Принцип цивилизованности и созидательности предписывает прилюбой воспитательной работе, при любой конкретизации итога на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное — но возвышение, а не подавление человека, содействие в его подъеме на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группки, не временным, а долговременным жизненным интересам в самореализации и самоутверждении. Главное — помочь стать достойной общего уважения личностью и индивидуальностью, гражданином мира, сыном своей Родины и народа России, продолжателем вековых традиций, распространителем, созидателем, активным творцом, защитником всего умного, справедливого, вечного, того, чему принадлежит будущее, что ценится и будет цениться людьми. Место и роль воспитания в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека к этому, сделать это стержнем, стратегической линией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в любом возрасте, здесь и сейчас. Принцип связи с жизнью и деятельностьюподчеркивает необходимость конкретизации целей и задач воспитания человека с учетом далекой перспективы (определяемой общей целью и задачами воспитания) и имеющихся условий, этапа жизни, стоящих перед ним в данное время задач, осуществляемой деятельности. Так, содержание воспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременное общее, включает иразличия. То же можно сказать и о содержании воспитания учителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д. Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания, опираясь на закономерную непрерывность происходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает на необходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом возраста, проводившейся до этого работы, реального уровня воспитанности. Необходимо упорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опираться на достигнутое. Преемственность должна быть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например, система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, но поднимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку и специалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Организационные принципы воспитанияпозволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе. Принцип подчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязь с образованием, обучением и развитием личности. Он соответствует целостности личности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10—15 качеств, но по очереди. Нельзя добиться успеха, когда на одних мероприятиях пытаются только воспитывать, на других — только учить. Нельзя сначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматься воспитанием, другим — обучением, третьим — образованием, четвертым — развитием. Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным. Что бы ни делалось во имя личности, при воздействиях на нее надо одновременно решить, какой воспитательный эффект можно и надо получить, как добиться его. Принцип единства воспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью личности. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какие мы есть. Никто не может заставить человека быть воспитанным. Даже сто воспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, если захочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, но никто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильным и ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели. Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательным воздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единой воспитательной цели неэффективно и даже вредно. Убедительно показал это опыт административно-командной системы, существовавшей в нашей стране как минимум с 30-х до конца 80-х годов. Свойственные ей стиль «твердого руководства», работы по формуле «тащить и не пущать», командования, принуждения, заорганизованности, контроля всего и вся, суровых санкций за любые действительные или мнимые недостатки и т.п. в массе воспитывал в людях исполнительность, послушание, покорность, но порождал и пороки воспитанности: боязнь любой личной инициативы и самостоятельности, стремление не добиваться целей, а во что бы то ни стало избегать неудач, страх перед ошибками и перестраховку, укрывательство и очковтирательство, показуху и формализм и т.п. Инициативные, самостоятельные, умеющие пользоваться свободой люди появляются только в условиях соответствующим образом организованной системы воспитания. Роль воспитателя в ней не должна быть экспонированной, подчеркнутой, афишируемой. Его действия успешны, если они максимально деликатны, тактичны, если они убеждающи, если встречаются людьми с пониманием и одобрением, если превращают их из пассивного объекта воспитания в активного участника его, главное заинтересованное лицо в своем совершенствовании. Организация самовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье — наиболее демократичная форма педагогической работы, приобретающая особую важность в условиях современных тенденций и подходов к свободному развитию личности. Без нее воспитательный процесс похож на попытку двигаться без двигателя. Самовоспитание людей студенческого и последующих возрастов — наиболее подходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения. Принцип единства воспитывающей среды, коллектива и деятельностиориентирует на всесторонний учет воспитывающих реальностей жизни при организации системы воспитания и в процессе воспитания, а также максимально возможное исключение неблагоприятных влияний. О среде, связанной с положением в семье, вне стен образовательного учреждения или трудового коллектива, уже сказано выше. Если в ней есть что-то неблагоприятное, надо сделать все возможное, чтобы изменить к лучшему, усилить целенаправленные воспитательные воздействия, сменить среду, максимально активизировать самовоспитание. Особую роль педагогика отводит первичному коллективу, членом которого является личность и среда которого образует непосредственное окружение. Условия в коллективе наиболее податливы целенаправленному педагогическому конструированию. Поэтому организация воспитания всегда предполагает должную педагогическую организацию жизни коллектива, превращение ее в воспитывающую. Методика такой работы рассмотрена в гл. 4. Деятельность — мощный фактор, оказывающий многогранное психологическое и педагогическое, в том числе и воспитательное, влияние на человека. Параметры осуществляемой деятельности — ее цели, задачи, организация, условия, средства, методы, результаты — формируют у него связанные с ними взгляды, убеждения, личные ценности, планы, желания, интересы, отношения, привычки и другие элементы воспитанности. Характер же и степень воспитывающих влияний определяется пониманием ее человеком, втянутостью в деятельность, интересом и увлеченностью ею, отношением к результатам, испытываемым чувством удовлетворения—неудовлетворения. Организатор воспитания призван обеспечить это. С помощью деятельности можно совершенствовать и социальную среду, направляя усилия членов коллектива на создание в нем благоприятного морально-психологического климата, товарищеских отношений, помощи и поддержки друг друга. Принцип согласованности воспитательных воздействийобусловлен и важен тем, что на человека пытаются влиять многие люди. В семье это и отец, и мать, и дедушка с бабушкой, старшие брат и сестра. Вне семьи таких людей еще больше — классный руководитель, куратор, преподаватели разных дисциплин, представители руководства образовательного учреждения, руководители кружков и секций, старший группы и др. Плохо, если их влияния похожи на действия лебедя, рака и щуки из басни И.С. Крылова. Губительна такая организация воспитания в семье, когда отец, например, строго требует от ребенка, мать все прощает и защищает, дедушка с бабушкой балуют. Важно добиваться, чтобы во всем воспитывающем данного человека пространстве было единство целей воспитания, используемых средств, методов и оценок. Методические принципы воспитанияпостроены на основе вы-5 явленных в богатом опыте и специальных исследованиях закономерных зависимостях между методами воспитательных воздействий и результатами. Принцип терпеливой настойчивости, оптимизма и доброжелательности ввоспитанииотражает сложность отыскания эффективных путей и методов достижения желательных педагогических следствий, необходимость настойчивых и терпеливых поисков, без срывов при неудачах и с верой в успех. Неверие в возможности воспитания — случай не редкий. Оно обострилось в обстановке общего снижения нравственности и культуры российского общества, авторитета власти, безнаказанности многих людей, преступивших закон. Воспитание всегда было наисложнейшим делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулось с большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и нужные средства и пути всегда находились. Работа воспитателя с верой в успех приближает и увеличивает его. Оптимизм воспитателя передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, отчаяния, формализма, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности (А.С. Макаренко говорил о «мажорном тоне»). На «разносах» в воспитании далеко не уедешь. Нужен стиль и методы работы, обеспечивающие преобладание положительных эмоций. Принцип авторитета воспитателя и педагогического сотрудничества. Ввоспитании огромное значение имеет личность того, кто воспитывает, его взаимоотношения с человеком, на которого он воздействует. Опыт свидетельствует, что при всем разнообразии стилей, педагогических систем, методов и методик, приводящих к успеху, общим условием успеха выступает авторитет воспитателя и атмосфера отношений, которая именуется педагогическим сотрудничеством. Авторитет воспитателя — это особое отношение к нему воспитываемых, характерное добровольным признанием ими его достоинств, превосходства в знаниях, мастерстве и опыте, его порядочности, честности, справедливости, бескорыстии, доброжелательного отношения к ним, искреннего желания помочь и порожденного всем этим желания их слушать и слушаться его, следовать его советам. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот, от которого бегают. Убедительны слова того, кто пользуется авторитетом, кого уважают за ум и справедливость, в чье бескорыстие, доброжелательность и искренность верят, кто сам ведет себя так, как призывает других вести себя. Такому человеку хотят подражать, к его советам прислушиваются, поступают так, как он рекомендует, и ему не приходится прибегать к жестким мерам и терять терпение. Педагогическое сотрудничество — это такое построение совместной работы, которой присуще обоюдное стремление воспитателя и воспитывающихся к достижению единой цели, получению интересующего обоих результата, взаимопонимание, уважение друг друга, получение удовольствия от совместной работы, атмосфера интереса и обоюдной увлеченности. Педагогическое сотрудничество стирает психологические барьеры между воспитателем и воспитывающимися, невольное порой желание последних возражать, отрицать, поступать наперекор вполне разумным и правильным советам. Принцип сознательности и активности подчеркивает, что в воспитании все должно осуществляться на уровне сознания и самосознания. Приоритет принадлежит методам убеждения, разъяснения, обоснования, сравнения, доказывания, примера. Это не значит, что воспитание должно быть исключительно словесным, хотя есть люди, которые наивно полагают, что чем больше говорить правильные слова, тем правильнее будет поведение воспитываемых. В действительности это приводит к девальвации, обесцениванию смысла слов, и они начинают отскакивать от человека, как горох от стены. Кстати, и зарубежные сторонники концепции свободного развития придают значение убеждению человека, но убеждению на собственном опыте успехов и неудач, «свободных» решений и поступков. 1 Принцип сознательности предполагает необходимость говорить правду, не обходить острые вопросы, не допускать расхождения между словом и делом, между тем, в чем убеждают человека, и тем, в чем его убеждает опыт, наблюдаемое в жизни. Противоречия, несовпадения, лукавство, умалчивание недопустимы. Активизация самосознания, самооценки воспитывающихся — еще одно приложение этого принципа. Человек не для других, а для себя самого должен быть порядочным, даже наедине с собой, в мыслях не следует делать ничего дурного. Надо научиться самому требовать от себя, стыдиться самому, а не ждать стыда от других. Умение смотреть и оценивать себя со стороны, глазами и умом других людей — важный признак воспитанности человека и способ повышения его уровня. Часто у людей, особенно подростков, нет привычки к самооценке, а тем более правильной. Завышенная самооценка, самолюбование, самомнение, несамокритичность, примитивные представления о достоинствах человека кладут предел личностному росту. В самом деле: «Зачем утруждать себя, если я и так со всех сторон хорош». Воспитание призвано побуждать людей задуматься о своей воспитанности, престиже, имидже, достоинствах и недостатках, вызывать здоровую обеспокоенность, учить этому. Принцип сочетания уважения, заботы о человеке и разумной требовательности к нему— классический принцип воспитания. Воспитывающее влияние на людей пропорционально любви к ним, — учил Песталоцци (1746—1827). «Доброта — качество, излишек которого не вредит» (англ. писатель Д. Голсуорси), Доброта, уважение должны сочетаться с требовательностью. Сочетание — не «золотая» середина между требовательностью и уважением, — считал А.С. Макаренко, — ибо нельзя быть полууважительным и полутребовательным; правило иное — как можно больше уважения, заботы и требовательности. Требовательность — не инородное тело в гуманизме. Практически любая хорошая идея превращается в свою противоположность, когда доводится до абсолюта, абсурда, утраты чувства меры. В разумной, справедливой, вежливо сформулированной, не оскорбляющей достоинство человека, не беспрерывно и назойливо зудящей как муха требовательности выражается уважение к человеку, обеспокоенность его проблемами, форма выражения стремления помочь ему. Без справедливой требовательности нет воспитания. Это часто не понимается особенно родителями, безумно любящими, балующими, все прощающими и ограждающими от всяких забот свое дитя до 20, а то и более лет: «Вырастет и еще наработается, а пока пусть отдыхает и развлекается». Последствия закономерны: вырастает взрослый бездельник, лентяй, привыкший только «расслабляться», а не утруждать себя, требующий от родителей продолжать содержать его и удовлетворять прихоти. Принцип воспитывающей деятельностиконстатирует факт устойчивых зависимостей между всеми элементами деятельности и соответствующими воспитательными влияниями их на человека. Деятельность может быть игровой, учебной, общественной, трудовой, управленческой, исследовательской и др. Воспитывающее влияние усиливается с увеличением интереса, увлеченности человека ею, работой с самоотдачей. Высокоэффективный, творческий, увлекающий человека труд — не обуза, а жизнь человека, нашедшего себя в этом труде.
Формальное, равнодушное, малоответственное, безынициативное отношение вредно не только для дела, но и для воспитания самого человека. Принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспитании. В педагогике нет плохих или хороших методов. Каждый хорош к месту и ко времени, а также в гибком и обоснованном сочетании с другими, в комплексе. Любой метод окажется плох, если применяется без понятия, шаблонно, стандартно, если есть увлечение применением только его (например, только поощрениями и, напротив, — только наказаниями). Он может быть хорош лишь в комплексе методов, подобранных с учетом конкретной ситуации и особенностей человека. Нужны чувство меры, психолого-педагогический такт в применении разных методов и воздействий. Следует руководствоваться, например, такими правилами; • не подавлять активность воспитывающихся своей чрезмерной активностью, • быть требовательным, но справедливым и уважительным, • проявлять настойчивость, неотступность, твердость, решительность в воздействиях, но без подавления воли, самостоятельности, без самодурства и унижения личности, • уметь поучать, советовать, делать замечания без проявления высокомерия, превосходства, «яканья» и навязчивого морализирования, • быть простым, естественным, доступным, но без наигранности, фамильярности, панибратства, • доверять, но не попустительствовать, • быть щедрым на похвалу, но без захваливания, • быть добрым, но без либерализма и проявления слабости в достижении педагогических целей, • быть внимательным, чутким, заботливым, но не бахвалиться, не напоминать все время об этом, • стремиться использовать наиболее мягкие способы воздействий (рекомендации, советы и в уместных случаях даже просьбы), но строго индивидуально и не останавливаться, когда это оказывается необходимым, перед использованием более категоричных и строгих мер, • применять юмор, шутку, иронию, но без пошлости, издевки, оскорблений и др. Принцип индивидуального подхода в воспитании. Каждое воспитательное воздействие, метол хороши и дадут результат, если соответствуют индивидуальным особенностям данного человека, уровню воспитанности, его психическому состоянию, испытываемым трудностям, ожиданиям и надеждам. Педагогика подчеркивает важность правила опоры на положительное. Поиск недостатков в личности и работе человека, их длинное и многократное перечисление в сочетании с упреками и унижающими комментариями — путь, ведущий в воспитательный тупик. Продуктивен путь, который воодушевляет человека, порождает надежды, крепит веру в свои возможности. Учителю, родителю, руководителю следует неоднократно демонстрировать, что они видят положительные стороны воспитывающегося, а не только недостатки. Редко встречаются люди, о которых вообще нельзя сказать что-либо хорошее. Если не успехи, то уж нормально выполненные ими действия и поступки или какие-то интересы и способности. Именно их и надо использовать, чтобы вовлечь в какое-то полезное дело, призвать к их более очевидному, частому и широкому проявлению положительного. Устанавливать контакт, находя точки совпадения взглядов, интересов, отношений. Когда все же не находится поводов, чтобы сказать доброе слово, бывает полезным дать простое поручение, чтобы иметь потом основание для похвалы. Можно оказать помощь «неподдающемуся» в решении какой-то личной проблемы, призвать ответить на уважение уважением, на добро — добром. Нужны подсказка, совет, как лучше проявить свои способности, утвердиться в себе и во мнении других. Следует искать и использовать все средства и способы, чтобы человек почаще испытывал радость и удовлетворение от успехов, от услышанной похвалы, одобрения, поощрения. Методы Под методам воспитания понимается воспитания совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата. Средства воспитания— все то, с помощью чего осуществляется воздействие; слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и пр. Приемы воспитания — частные способы (операции) использования методов и средств. Существует немало методов воспитания и классификацияраскрывает их систему и предназначение. К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример. К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, приучение, требование, принуждение. Есть группа методов стимулирования должного поведения:соперничество, состязание (соревнование), поддержка, показ перспектив, авансирование доверия, требование, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание. Каждому методу свойственны свои методические приемы. Так, к приемам метода убеждения относятся: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными, использование положений нормативных документов, ссылка на авторитет, ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести, порядочности, самолюбию, предложение к самооценке, к опровержению доказательств, рассуждения «от противного» и др. Успех применения методов зависит от условий, авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности, педагогической грамотности, а главное — личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др. Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его: • отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут, • активизирует в своем сознании педагогическую установку на достижение именно этого результата, • припоминает имеющиеся у него и подходящие к данному случаю педагогические знания, примеривает, перебирая в мыслях, варианты их гибкого применения в данном случае, • размышляет об индивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, о предупреждении промахов и возможных негативных реакций, • подбирает педагогические средства, приемы, стиль, манеру, место и время, наиболее походящие для применения метода, • не сбивается с педагогической позиции при фактическом применении метода. Формы воспитания Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям: • по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые, • по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др., • по особенностям способов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театров, кинофильмов и пр.), индивидуальные поручения, коллективная работа, участие в субботниках и в работе общественных формирований, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др., • по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при занятиях спортом и др., • по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка (разбор, характеристика), исправительные и др. Формы тоже не сами по себе, не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение опять-таки имеет их педагогическая «начинка» — содержание, организация, условия, методика. Они делаются подлинно педагогическими, воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогических принципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств и приемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умы и чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными. К основам научно-педагогического знания относятся и другие разделы педагогики, которые более уместно рассмотреть в других главах. Вопросы и задания для самопроверки и размышлений 1. Каковы объект и предмет педагогической науки? 2. Дайте характеристику педагогической реальности и классификацию основных педагогических явлений, образующих ее. 3. В чем специфика образования и образованности, обучения и обученное™, воспитания и воспитанности, развития и развитости? 4. Приведите классификацию основных разделов и отраслей психологической науки, кратко поясните их. 5. Назовите и охарактеризуйте методологические принципы педагогической науки и методы исследований. 6. Что понимается под педагогической системой, из каких элементов она образуется и какое значение имеет в педагогической практике? 7. Каковы сущность, цели и задачи воспитания? 8. Назовите основные содержательные принципы воспитания и поясните, как их надо реализовать на практике. 9. Дайте характеристику организационных принципов воспитания и поясните, как их следует применять в практике воспитания. 10. Каковы методические принципы воспитания и в чем особенности их применения на практике? 11. Дайте характеристику методов воспитания.
Литература 1. Введение в научное исследование по педагогике / Под рел. В.И. Журавлева. - М., 1988. 2. Замков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. — М.. 1967. 3. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. — М., 1998. 4. История педагогики. 8 2 т./Под ред. А.И. Пискунова, — М., 1998. 5. История педагогики на пороге XXI века. В 2 ч. / Под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова. — М., 2000. 6. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т./ Под ред. А.И. Пискунова и др. — М., 1982. 7. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин, 1980. 8. Лихачев Б. Т. Педагогика. 4-е изд. — М„ 1999. 9. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. — М., 1994. 10. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М, 1997. 11. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. — М-, 1983. 12. Педагогики / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд., - М., 1997. 13. Педагогика / ВА. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. — 3-е изд., — М., 2000. 14. Подласый ИМ. Педагогика. - М., 1996. 15. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1999. 16. Сухомлинский ВА. Как воспитать настоящего человека. — М., 1989. 17. Ушинский КЛ Собрание сочинений. В 11 т. - М. - Л., 1958. 18. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. — М, 1990. Истинный показатель цивилизации — не уровень богат- ства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Р, Эмерсон Раздел II
![]() |