![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Психологическая наука и ее методология
Психология: наука и практика Научно-психологическое знание имеет и практика длительную предысторию накопления суждений мудрецов и ученых древности и средневековья. Слово психология ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). Оно представляет собой слияние двух греческих слов «псюхе» - душа и «логос» — учение, т. е. дословно — наука о душе. Но возникновение научной психологии связывается обычно с 1879 голом - годом создания в Лейпциге В. Вундтом (1832-1920) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории. Психологией называют реальность — саму психику, психическую деятельность, особенности психики человека, но чаще — саму науку (это корректнее) и ее положения о психических реальностях (в этом смысле говорят: «психология человека», «психологические особенности поведения», «психологическая характеристика ситуации» и пр.). Среди населения бытуют суждения по вопросам психологии представляющие собой субъективные понимания их, и обычно очень неточные, поверхностные, нередко ошибочные — эта область психологического знания относится к обыденной психологии. В последнее время на глубокое проникновение в психологию человека претендуют представители оккультного знания — астрологи, хироманты, предсказатели, колдуны и пр. Они не , располагают никакими научными доказательствами достоверности своего знания, ссылаясь только на свою индивидуальность: интуицию, «дар свыше», наследственность и т.п. Это квази (как бы) психология. В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры* просматривается и психологическая струя «поп-психологии» — «упрощенной психологии», психологии для массового читателя, воплощающейся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и пр. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. Большинство же — не более чем житейские рассуждения, подкрепляемые «для научности» упоминанием имен видных психологов и эпизодическими ссылками на серьезные психологические публикации. Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок (рис. 2.1, П — психология). Методологи и теоретики науковедения, отмечая место психологии в системе наук, ставят ее где-то в центре, подчеркивая ее роль в целостном познании мира и взаимосвязи с многими научными дисциплинами. Она нужна людям современного общества, а потребности практики, как известно, развивают науку быстрее, чем тысячи университетов. Психология имеет широкую и долговременную перспективу своего научного развития и практического применения. Основные научные направления в мировой психологии Психологическая наука в последнее столетие получила мировое признание и распространение. При наличии многих общих теоретических и прикладных подходов ученых разных стран имеются и своеобразные научные направления, отличия которых в основном связаны с выделением каких-то сторон психической деятельности в качестве основных, фундаментальных, с помощью которых объясняются и решаются все частные психологические вопросы.
Рис.2.1.Структура психологической науки
Бихевиоризм (поведенческая психология)возник в 1912 г. в результате работ Д.Б. Уотсона (1878—1958), в которых была объявлена необходимость построения научной психологии исключительно на данных объективного метода. Но объективно можно регистрировать только то, что действует на человека, и то, что проявляется в ответ в его поведении, т. е. по формуле «стимул—реакция». Суждения о том, что происходит во внутреннем мире, были объявлены ненаучными, т. е. бихевиоризм в сущности отказался от изучения психической деятельности, стал «психологией без психики». Бихевиористские исследования велись в направлении поиска стимулов, которые вызывают нужную реакцию. В логическом соответствии с теорией и практикой прагматизма были признаны полезными все стимулы, которые приводят к успеху. Позднее последователями бихевиоризма была введена категория «промежуточных переменных» и вставлена в середину приведенной выше традиционной формулы. Бихевиоризм дал почву для развития механистичных подходов в практике обучения и воспитания, породил практику психологического манипулирования людьми, в том числе в политических и идеологических целях, но остается распространенным в американской психологии. Глубинная психология(фрейдизм, неофрейдизм, психоанализ) придает решающий характер глубинным, прежде всего бессознательным явлениям в психической жизни человека. Последняя сравнивается с айсбергом, девять десятых которого находится под водой (подсознание), а одна десятая (сознание) — над водой. Основы глубинной психологии были заложены австрийским психиатром 3. Фрейдом (1856—1939), придававшим решающее значение агрессивным и сексуальным подсознательным влечениям, энергии последних («либидо»), инстинктам жизни и смерти. Последователи его учения, шокированные таким низменным, животным пониманием человеческой сущности, пытались придать решающее значение иным влечениям: чувству неполноценности и потребности компенсировать его, «коллективному бессознательному» (мифологии, религиозной символике, искусству, передаваемому по наследству), чувству одиночества и др. Заслуга глубинной психологии в том, что она дополнила понимание психологии человека существованием в ней подсознательного и бессознательного и исследованиями его взаимодействия с сознанием. Фрейдом был вскрыт феномен психологической защиты. Испытывающий психологические трудности (неспособность справиться с ними, колебания, тревогу, длительное подавление, сдерживание желаний, тоску, неуверенность, горе и пр.) человек использует психологические защитные механизмы: вытеснение (непроизвольное удаление из сознания остро неприятного, тревожащего), подавление, рационализацию (использование примитивных самооправданий, самообман), противодействие (замена тревожащего желания другим и удовлетворение его), замещение (срыв, разрядка своего переживания агрессией против чего-то или кого-то) и др. Психоанализ (метод изучения и устранения причин невротизма — нервно-психических расстройств, связанных с подсознанием) способствовал распространению в разных странах института психологической помощи (основанной на нем). Однако представление человека как постоянно, неразрешимо, внутренне противоречивого, мучающегося, страдающего, постоянно подавляющего свои животные инстинкты под влиянием необходимости соблюдения социальных норм, противоречащих, по мнению Фрейда, его внутренней сущности, а поэтому подверженного невротическим заболеваниям, в большей степени отвечает подходам психиатрии1, чем господствующим в других научных течениях данным и положениям. Фрейдизм сыграл отрицательную роль в распространении сексуальной распущенности, якобы снимающей основные психологические проблемы жизни человека. Глубинная психология пользуется популярностью во многих странах Старого и Нового света. Когнитивная («понимающая») психологиясложилась на рубеже 60-х годов как реакция на бихевиористские и фрейдистские увлечения. Это научное течение характерно исследованием знаний человека, его мышления, образных и вербальных компонентов, познавательных процессов, понимания человеком окружающего мира и приданием им решающей роли. Когнитивный подход считает приоритетными влияния интеллекта, мышления на побуждения, эмоции и повеление человека. Типичны для него такие утверждения: как человек думает — так и относится, чувствует, делает; свое понимание ситуации человеком более важно, чем ее объективные особенности; неправильное поведение порождается неправильным мышлением. Важные и интересные исследования познавательной сферы психической жизни человека обнаруживают у когнитивистов определенную односторонность, недооценку ее системности, включающей в себя и другие сферы. Гуманистическая психологиявозникла и развивалась за рубежом во второй половине XX в. преимущественно в исследованиях А. Маслоу (1908—1970), К.Р. Роджерса (р. 1902), Э. Фромма (1900-1980), В. Франкла (р. 1905). В противовес фрейдизму, видящему в человеке страдающее и болезненное существо, представители этого направления оптимистично оценивают возможности человека и разрабатывают психологические пути достижения каждым вершин человеческого развития, уважения и самоуважения, достоинства, престижа, успеха путем постижения смысла жизни, раскрытия и реализации собственных возможностей (самореализации). Люди способны сами определять свою судьбу (самоопределяться), утверждаться в жизни, занимать в ней достойное место (самоутверждаться). Решающая роль в этом принадлежит высокоразвитым потребностям и мотивам. Гуманистическая психология получила широкое признание своей оптимистичностью, адресованностью каждому человеку, реалистичностью и разумностью подхода к жизни и раскрытием личных возможностей достижения жизненного успеха. Трансперсональная психология — также продукт научно-психологических поисков последних десятилетий XX в. Ее подход заключается в рассмотрении психологии человека в глобальном масштабе как связанной со всем человечеством, космосом. Вселенной и несущей в себе, преимущественно на уровне бессознательного, продукты их влияний. Связи психики индивида с историей и уровнем развития человеческой цивилизации прослеживались в психологической науке давно. Поэтому основной новацией в трансперсональной психологии последнего времени стали выходы на космический уровень, хотя еще в философских работах Г. Гегеля (1770—1831) вынашивалась идея абсолютного духа, частица которого воплощена в каждом человеке. Это направление признает, что конкретные космические зависимости пока непостижимы, но прослеживается нечто общее в функционировании тела и психики человека с законами всего материального мира. Это обнаруживается в генетическом коде человека, возникновении и развитии его зародыша, существовании ауры, энергетического и волнового излучения тела и мозга, бессознательной передаче желаний и установок собеседниками, трансперсональных переживаниях и видениях, не связанных с опытом человека, поступков, не объяснимых с позиций традиционной психологии, и др. Однако во всех этих умозаключениях много от воображения, мало доказанного научными методами, возможно, и поспешного желания объяснить то сложное, что достоверно и обоснованно еще не объяснено. К. К. Платонов в своей «Занимательной психологии» приводит показательный пример. Один из знакомых горячо убеждал его, что владеет передачей мыслей на расстоянии и предлагал доказать это на примере своей жены. Пошли к нему домой. Жена сидит у телевизора и смотрит передачу. Поздоровались, сели сзади. Муж, уставившись в затылок жены, стал мысленно передавать команду «Повернись ко мне!». «Повернись!». «Повернись!». Через некоторое время жена действительно обернулась и спрашивает: «Саша, ты чего сопишь?». Часто так и бывает: когда что-то не улавливается в действительных причинах и влияниях, ищут их в надуманных. Транс персональная психология привлекла к себе внимание многих малообразованных людей и своим появлением невольно способствовала активизации фантазии и мистики среди населения и работников искусств, что нашло частично отражение в обилии появившихся на экранах телевизоров и кинотеатров мистических фильмов и фильмов ужасов. Отечественная психологическая наука,начиная с работ И .М Сеченова и И.П. Павлова, всегда отличалась стремлением к объективному подходу, стремясь вместе с тем к глубокому проникновению в психологию человека. Гуманизм в традициях отечественной культуры и науки стал особенно выраженным на рубеже XX в. и нашел отражение в психологи. С возникновением социалистической системы психологическая наука продолжала без подыгрываний политической конъюнктуре, как это и должна делать любая наука, стремящаяся к истине, развивать идеи уважения внимания к человеку, справедливого научно корректного подхода к нему, что в 30-е годы вошло в противоречие со сталинским курсом, и ее исследования были свернуты на целых 30 лет. Лишь с середины 50-х годов они были возобновлены. Выдающуюся роль в становлении современного уровня отечественной психологии сыграли работы МЛ. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, АН.Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Б.М.Теплова, Д.Н.Узнадзе, К.К. Платонова, Б.Ф.Ломова, дЗ Петровского, Е.С. Кузьмина, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, К.А. АбульхановоЙ-Славекой, Е.А. Климова и др. Можно утверждать, что отечественная психологическая наука является заметным и самостоятельным течением в мировом психологическом движении. Она отличается хорошо разработкой методологией, своей системной научной парадигмой, большим, чем в других течениях, концептуальным единством, экспериментальной основательностью. В ней есть много общего с гуманистической и когнитивной психологией, характерно повышенное внимание к проблемам развития, становлении личности, сознания, мотивации, познания, психологии общественной жизни и ее влияний. Предмет и методология психологической науки Человек является объектом исследования многих наук, философия, социология, антропологии, этнографии, физиологии, медицины, педагогики, психологии и др. Он многогранен, многокачествен, и одна наука не в состоянии познать его. Поэтому, изучая человека, каждая из человековедческих наук делает это избирательно, со своих позиций, под особым углом зрения и вычленяет интересующую ее грань, качественную особенность, носящую название предмета ее исследования. Психологическая наука специально и избирательно изучает только психологические особенности человека. Поскольку психика лишь одно из свойств, то и наука о ней в своих исследованиях учитывает данные других наук, опирается на них и в свою очередь питает их своими данными. Методология — учение о принципах построения, формах и способах познания. В методологии воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Всякая система знания научна настолько, насколько прочен ее методологический фундамент. Самые грубые ошибки, причем часто незамечаемые, происходят из-за нечеткости методологических позиций человека, исследующего и использующего психологические знания. Опора на методологию определяет стратегию познания, позиции исследователя, открывает принципиально верные пути выхода из любых умственных и практических тупиков, позволяет разобраться в сложных жизненных коллизиях, «вихрях» и «водоворотах» человеческих страстей и поступков. Методологические принципы психологической науки— основа основ исследования и понимания главных особенностей ее предмета — сущности психики и психической деятельности. Различают принципы общенаучные, принципы данной науки и частные. Общенаучные сконцентрировали в себе весь исторический опыт познания человечеством различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках. Принципы отдельных наук базируются на общенаучных принципах, обычно конкретизируют и дополняют их с учетом особенностей предмета данной науки и его познания. Такими являются и приводимые ниже принципы психологии. Принцип причинности (детерминизма, каузальности) как общенаучный принцип отражает факт существования в мире явлений, одни из которых являются причиной других. Беспричинных явлений не бывает и в психике человека. Чтобы понять в ней что-то, надо найти причины. Установление причин есть вместе с тем важнейшее условие успеха в разработке конструктивных предложений и воздействий на психику. «Бить» по следствиям, не поняв причин, — значит ничего не добиться. Принцип причинности в психологии выражается прежде всего в признании того, что психическое — особая форма движения материи, объективная реальность, функция особым образом организованного куска материи — мозга. Психика, ее явления и закономерности невидимы, но они существуют и обнаруживают себя в индивидуальных особенностях, решениях, действиях, поступках и отношениях людей и не исчезают, не прекращают своего влияния на них, хочет этого кто-то или нет. Сущность, качественное своеобразие психики как специфического свойства мозга выражаются в свойстве психического отражения, свойстве удваивать окружающий человека мир, представлять материальный мир в идеальной, субъективной форме — в виде ощущений, образов, чувств, мыслей, побуждений и других психических явлений. Поэтому говорят: психика — субъективный образ объективного мира. Это свойство кажется необъяснимым чудом, но тем не менее в материальном мире есть предпосылки его возникновения, закономерности и механизмы, схожие с этим свойством. Речь идет о взаимодействии -объективно существующей форме связи, взаимном влиянии друг на друга объектов и явлений любой природы. Так, удар топора по дереву оставляет на нем зарубку — след, форма и размеры которого соответствуют особенностям топора и силы удара, т. е. физически «отражают», «моделируют» особенности воздействия. Поднесение магнита к листу бумаги, на котором рассыпаны металлические опилки, приведет их в движение и они расположатся так, как проходят невидимые до этого, но реально существующие магнитные силовые линии. Если приближать и удалять магнит, менять положение его полюсов относительно бумаги, то положение опилок будет меняться. То же происходит всегда и везде в материальном мире — в результате взаимодействия объекты и явления как-то меняют друг друга (кстати, и топор в приведенном выше примере не только оставляет зарубку на дереве, но меняется и сам: нагревается, немного тупится, а магнит чуть-чуть размагничивается). Характер изменений каждый раз зависит и от особенностей воздействующего объекта, явления, а также от собственных особенностей подвергающегося воздействию объекта, его свойства «отражать», «моделировать» воздействие в изменениях своего состояния (так, удар топором по воде произведет другой эффект, чем при ударе по дереву). Схоже проявляется все это и у человека. Его ощущения, образы и прочее — следствие воздействия на органы чувств и мозг объектов и явлений окружающей действительности. В мозгу и психике происходят изменения, причиненные этими воздействиями. Форма же, вид изменений зависят и от особенностей воздействий, и от свойств подвергающегося воздействию объекта — мозга, в частности, от свойства психического отражения. Было бы упрощением идентифицировать психическое отражение с физическим, химическим, магнитным и иным. Оно возникло на основе всеобщей закономерности взаимодействия в мире, но получило развитие, приобрело качественное своеобразие, стало высшей формой проявлений их. Прежде всего это проявляется в том, что психическое отражение — не зеркальное отображение окружающего, не механическая, прямолинейная связь причины и следствия. Если бы было иначе, то не надо было бы учиться, думать: мы сразу же все понимали бы, только взглянув. Психическое отражение — всегда процесс и результат активного внутреннего моделирования действительности человеком, стремления и усилий по построению мысленного образа максимально адекватного ей, психического «уподобления» его объективной реальности с использованием имеющихся психических средств — качеств, процессов, знаний, представлений, слов и др. В динамике психического отражения происходит постепенное приближение субъективного образа к реальности и его элементам (объектам, явлениям), последняя все глубже и точнее отражается в образе. Но любая модель, даже самая лучшая, остается лишь моделью, а не самим объектом, лишь в чем-то похожа на него, но всегда не тождественна ему, всегда беднее и не исчерпывает всех его свойств и особенностей. Внешние причины действуют через внутренние условия (рис. 2.2) — такова одна из важнейших закономерностей психической деятельности. На то, что и как отражает в своей психике данный индивид, существенно влияют его собственные, индивидуальные психологические особенности, которые и выступают внутренними психологическими условиями. Именно последние и ответственны за то, что одинаковые внешние воздействия вызывают у разных людей не идентичные психологические ответы (понимание, реакции), а правильность понимания окружающего данным человеком зависит от того, каковы эти условия (его качества, способности, мотивы, установки, знания, умения, навыки, привычки и пр.), образно говоря, от того, «что у него за душой». Поэтому психическое отражение — всегда индивидуализированный субъективный образ объективного мира. Диапазон этой индивидуализации огромен. Обогащая себя духовным богатством человечества, знаниями, опытом, развивая свои способности, человек получает возможность все правильнее понимать мир и достигать успеха в жизни. Таким образом, психологические причины понимания и поступков человека находятся в самом человеке и вне его.
Рис. 2.2. Внешние причины действуют через внутренние условия Л1, Л2, ЛЗ — разные личности; В — воздействия объективно одинаковы; PI, Р2, РЗ - реакции разные; То - ожидаемые, среднестатистические реакции людей Принцип взаимосвязи и взаимодействияконстатирует факт существования изучаемых психологических явлений среди других, с которыми они связаны и взаимно влияют друт на друга. В психике человека взаимодействия особенно богаты, что объясняет и сложности ее познания. Недопустимо изучать и оценивать что-то в психике изолированно, атомарно, в отрыве от других явлений. Принцип системностиразвивает предыдущий и противостоит функционализму — упрощенному схематическому представлению о психической деятельности как складывающейся из отдельных, не зависимых друг от друга локальных психических актов. Психика — самая сложная из известных человечеству систем. Ее деятельность и проявления системно обусловлены. Система — совокупность множества элементов, находящихся в тесных, разнообразных и устойчивых взаимоотношениях, и функционирующая как единое целое. В мире есть системы неорганической природы и живые, технические и социальные, материальные и абстрактные (система языка, системы знания и т.п.). Как и всякая система психика человека обладает системными свойствами. Эти свойства, возникнув интегрально из взаимодействия элементов системы, приобретают системообразующее влияние, т. е. придают функционированию психики целостность, сказываясь на каждом из ее элементов. Всякий элемент психики — мысль, образ, цель и прочее — функционирует зависимо, во взаимодействии с другими и подчиняясь законам целостной системы психики, задаче, решаемой в данный момент человеком. Части — только у трупа (сказано мрачновато, но по существу верно). Центр речи, находящийся в мозгу, если он вырезан из него — он всего лишь кусок мозгового вещества. В поступках обнаруживаются не отдельные качества (например, неуравновешенность, настойчивость, лень и др.), а система внутреннего мира человека, санкционирующего те или иные проявления во вне и регулирующего их. Никакой поступок нельзя понять вне системы жизнедеятельности человека — «цепочки» жизненных актов, объединенных определенной линией поведения в жизни, образом жизни. Алкоголизм, например, — не какой-то отдельный порок организма. Это особый образ жизни алкоголика, особая система жизненных ценностей, особый взгляд на мир, это алкогольное мировоззрение, алкогольная психология. Алкоголизм не излечим только медицинскими средствами — уколами или пилюлями, так как надо изменить психологию алкоголика, вырвать его «алкогольную душу». Научиться психологически влиять на человека — значит научиться влиять на его психику как систему, научиться оказывать не разовые, а комплексные и системные влияния. Принцип развитиявыражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека и в каждом психологическом акте. Человеческая психика, могучие возможности сознания были бы чудом, если бы возникли на пустом месте. Но они были подготовлены длительной эволюцией животного мира на Земле. Если равномерно описать историю развития жизни на Земле в трех томах по 1000 страниц в каждом, то первое упоминание о человеке появилось бы только на середине 999 страницы третьего тома. Все остальное — предыстория возникновения человеческой психики. С появлением более высокоорганизованных живых существ появлялась и более совершенная психика, создавая все более благоприятные предпосылки для возникновения психики человека. Особенно развита психика у собак, дельфинов и обезьян, обладающих восприятием, памятью, вниманием, примитивным мышлением и задатками речи. Даже у ворон насчитывается до 70 звуков-сигналов, понимаемых стаей. Развитие каждого индивида начинается с клетки. За девять месяцев в чреве матери зародыш анатомически и физиологически повторяет весь путь эволюции от клетки до готового к появлению на свет человека. Доказано также, что в своем прижизненном развитии (онтогенезе) ребенок проходит психологическую эволюцию, во многом повторяющую, но в миллионы раз ускоренную, историю развития психологии человека от питекантропа до Homo sapiens. Результаты прижизненного психологического развития каждого человека, однако, далеко не однозначны, индивидуализированы и в решающей степени обусловлены обстоятельствами истории его жизни и его собственной активности. Изучая и оценивая психологию конкретного человека в какой-то момент его жизни, нельзя подходить к ней как к чему-то неизменному, застывшему. Сегодняшняя реальность ее, особенности — лишь срез на пути непрерывных жизненных изменений с тенденциями, идущими из прошлого к будущему. Важно понять их, найти при необходимости способы их изменений. Принцип развития — основа научного и практического оптимизма, веры каждого, особенно молодого, человека в возможность саморазвития, осуществления желания стать таким человеком, как хочется, а также в оказании помощи другим. Принцип взаимосвязи психики и деятельностиконстатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность — реальность, проявление и продукт психической жизни человека, активности цели, мотива, способа действий, обеспечивающих достижение определенного результата. Это внешне-внутреннее явление, вид целенаправленной психологической активности и ее взаимодействия с окружающей действительностью. Во внешне проявляющихся действиях, поступках, реакциях, движениях совершаются и одновременно обнаруживаются особенности психической деятельности человека. Они выносятся наружу (экстериоризируются) и запечатлеваются в продуктах, результатах проявляемой поведенческой активности, делаясь видимыми и анализируемыми. Для специалиста, владеющего психологическим анализом, эти продукты, результаты говорят о многом и позволяют понять многие психологические особенности человека. Деятельность не только выявляет психологию человека, но позволяет ему и лучше познавать мир. Оперирование и взаимодействие с различными объектами и явлениями окружающего мира раскрывает перед человеком новое в них — то, что недоступно при пассивном созерцании. Например, свойства горючести или хрупкости объектов обнаруживаются только при их поджигании и разбивании. Важно также, что в активности, деятельности психология человека не только проявляется, но и изменяется, развивается. Систематическая активность и напряжение внимания, памяти, мышления, воли способствуют их развитию у человека. К. Маркс писал: Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные сипы: руки и ноги, голову и пальцы, воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он пробуждает дремлющие ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти. Что и как человек делает, так он и развивается. Каждый человек взращивает и пожинает плоды своей активности в предшествующие годы и осуществляемой сейчас. Они проявляются в сформировавшихся особенностях психики, поведения, образа жизни, успехах человека. Подробно об этом см. гл. 4. Принцип социальной обусловленностипсихики человека выражает сущностные признаки ее качественного своеобразия, развития, функционирования и проявления, коренным образом отличающие ее от психики животных. Общественные факторы (воздействия других людей, общение, речь, совместная деятельность, социальные нормы повеления, культура, общественно-экономические условия и др.) выступают как наиболее сильные, многочисленные и постоянно действующие факторы, детерминирующие психическое отражение, развитие и поведение каждого человека. Психические явления, возникающие под их влиянием, выступают, как правило, системообразующими и доминирующими в психической деятельности. Однако их сила и степень влияния в психике конкретного человека индивидуальны, обусловлены спецификой его прижизненного развития. Методы Психологического исследования Общенаучный принцип объективностиобязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии с психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на суждения о психике пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и низкой подготовленности того (или тех), кто проводит исследования, пытается дать объяснения психологическим явлениям и принять психологическое решение. Житейскими мнениями о психике обладают все люди, даже прожившие всего 12—20 лет. Если бы этот букет субъективных и безапелляционных суждений и оценок был бы верен, зачет по «Психологии» как учебной дисциплине можно было бы ставить сразу. Множество лжи и дилетантства у расплодившихся в последнее время представителей оккультных «наук», колдунов, шаманов, предсказателей и др. Между тем, научность есть только там и тогда, где и когда имеются объективно зафиксированные факты, статистика, подтверждающая доверие к ним, эксперимент, доступный для повторения другими, многократная перепроверка, выводы об объективных закономерностях, не выходящие за пределы того, о чем действительно свидетельствует собранный фактический материал. Психологическая наука — экспериментально строгая наука, отвечающая всем требованиям объективного научного знания, а поэтому только ее выводы и рекомендации заслуживают доверии. Она располагает системой методов исследования (рис. 2.3), позволяющих с высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета своего исследования. Наиболее полно они применяются в специальных научных исследованиях, но значительная часть их доступна образованному человеку. По названию часть методов психологии совпадает с методами других наук (например, педагогики, социологии), но специфика исследования психики определяет специфику их применения — содержание, методику, технику, способы и приемы.
Рис. 2.3. Методы психологического исследования
Методика исследования(изучения определенной психологической проблемы) — это способы и приемы конкретизации и реализации методов, их комплексирования, последовательности применения в соответствии со спецификой задач, предмета исследования и требованиями к научной достоверности получаемых результатов. Мозг и психика Соотношение Физиологического и психологического Сознание и мышление человека, его идеалы и духовные потребности, планы и образы окружающей действительности, какие бы возвышенные чувства у нас ни вызывали, прозаически связаны с функционированием вещественного, материального органа — мозга. Понять и доказать это позволили исследования по физиологии высшей нервной деятельности. Ознакомление с ее данными имеет для того, кто хочет понять психологию, эвристическое значение. Рассуждения и определения психологии выглядят зачастую малопонятной Схоластикой, но до тех пор, пока не будет понята их связь с работой мозга. Из словесных упражнений они превращаются в обрезы, в мысленное видение психологической реальности. Среди ученых, признающих связь психики и физиологии мозга, наиболее распространены три точки зрения на характер этой связи. Первая — ее именуют психофизиологическим монизмом. — полагает, что связь мозговых физиологических явлений с психологическими жестко однозначна: первое напрямую определяет второе, какова физиология, такова и психология. Происходит, таким образом, их отождествление, сведение всего к физиологии, т. е. по существу отрицание психики как особого явления в мире. Известно, что имеются разные формы движения материи: механическая, электрическая, химическая, физиологическая и другие, в том числе и психологическая. Высшие формы нельзя свести к низшим и представить как некую сумму последних. Так, про физиологические процессы можно было бы сказать, что это химические процессы обмена веществ, физиологические изменения температуры, перемещения частиц, ионов и др. Но физиология человека — это не простая химия и физика, а иная — физика и химия живого тела. Она подчиняется законам функционирования целостного организма. Распад организма, смерть прекращают всю эту физику и химию и ее особые свойства и закономерности. Современная теория систем рассматривает свойства систем как не сводимые к свойствам образующих их элементов или их простой сумме. Это особые, качественно иные — системные — свойства. Примеры: известная всем химическая формула воды состоит из двух атомов водорода и одного — кислорода. Водород и кислород — газы со своими свойствами. Вода же — жидкость, обладающая совершенно иными свойствами. Электронный конденсатор — кусочек металла и изолятора, но, включенный в схему телевизора или радиоприемника, обнаруживает способность к накоплению и отдаче энергии, работая синхронно с другими элементами и подчиняясь целостным свойствам технической системы. Последняя же — не просто сумма электронных деталей, ибо ни одно из них не обладает удивительным свойством — воспроизводить звук или изображение на основе электромагнитных волн. На это способна лишь вся их совокупность, организованная и функционирующая по строго определенной схеме. Психика как свойство мозга — тоже особое, системное свойство и его невозможно сложить, как кубики, из более простых физиологических явлений. Системные в отношении к физиологическим, психологические явления вступают во взаимодействие между собой на более высоком, системном, психологическом уровне, обнаруживая новые, психологические закономерности и механизмы взаимодействия между собой. Сведение высшего к низшему, системного к элементарному, разложение целого на «части, кусочки» в любых явлениях научно некорректны. Это проявление примитивизма, механицизма, редукционизма и асистемного похода. Применительно к человеку оно приводит к биологизаторству, к сведению всего к физиологии, к постановке знака равенства между человеком и животным, к объяснению человеческого поведения только биологическими механизмами. Вторая точка зрения — психофизиологический параллелизм — диаметральная противоположность первой. Она придает качественному своеобразию психики исключительное значение. Признавая чаше всего, что материальным субстратом психики является мозг, сторонники этой позиции не усматривают никаких иных взаимосвязей между ними. Практически получается, 4то физиологические и психологические явления функционируют параллельно, рядом, не соприкасаясь между собой. Вольно или невольно такую позицию занимает немалое число обществоведов, педагогов, юристов и еще больше — практиков. В решении вопросов организации жизни, труда, управления, воспитания они забывают о физиологии человека — свойствах его нервной системы, утомлении, здоровье, задатках и т.д. — в ложном убеждении, что правильным воздействием, волей, приказом, принуждением можно решить все. Такое мнение — проявление волюнтаризма и некомпетентности. Третья точка зрения — психофизиологическое взаимодействие, системность. Она не отрывает психологическое от физиологического в функционировании мозга и не сводит одно к другому. Их взаимоотношения рассматриваются диалектически, во взаимосвязях, в переходах количества в качество, в системных взаимоотношениях элементов и целого. Психологические явления, сознание, возникая на основе физиологических явлений и определенным образом завися от них, несводимы к ним. Физиологические закономерности проявляются в психике не механически, не прямолинейно, не однозначно, а, как выражаются, «в снятом виде». Психологические закономерности, взаимодействуя между собой на системном уровне, в свою очередь влияют на проявление физиологических, включая их в свою системность и ставя под влияние своих свойств и закономерностей. Психофизиологическое взаимодействие выражается в том, что не только физиологическое влияет на психологическое, но и обратно — второе влияет на первое. Отечественная психологическая наука и большинство зарубежных теорий реализуют третий подход. Знание основ физиологии высшей нервной деятельности, излагаемых ниже, позволяет глубже понять и внутренне принять эти, возможно, выглядящие сложными, а то и спорными, но чрезвычайно важные в мировоззренческом, теоретическом и прикладном плане положения.
Основные процессы, Механизмы и законо- Мерности высшей нервной деятельности Физиология как наука изучает материальные (физилогические) процессы жизнедеятельности живого организма. Физиология нервной деятельно нервной системы, являясь одной из отраслей ее, изучает эти процессы в нервной системе — специализированной системе организма. Нервная система выполняет две основные функции: 1) управления другими системами и элементами организма, координации их функционирования и поддержания нормальной внутренней среды в нем, 2) обеспечения взаимодействия всего организма с внешней средой. Соответственно есть и два вида физиологии нервной деятельности: 1) низшая (управление самим организмом и 2) высшая (обеспечение взаимодействия организма с окружающей средой). Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) — это и особая физиологическая реальность и отрасль физиологической науки. Именно они имеют отношение к психике, а научные данные этой отрасли выступают естественно-научной основой психологической науки. Большая заслуга в разработке учения о физиологии высшей нервной деятельности принадлежит отечественным ученым- И. М. Сеченов (1829-1905) и И.П.Павлову(1849-1936). Анатомическинервная система образована периферической и центральной нервной системами. Обе состоят из нервных клеток (нейронов) с нервными отростками, с помощью которых они :вязаны между собой. Первая проникает во все части тела выполняет функции восприятия различных воздействий от них трансформации в физиологические процессы (сигналы) в нервных клетках и распространения (передачи сигналов) в центры и обратно. Вторая, образуемая большими скоплениями, «сгустками» нервных клеток с богатейшими связями между собой, именуется мозгом или центральной нервной системой (ЦНС) и выполняет управляющую функцию (переработка сигналов в ответные реакции, проявления и регуляцию активности). ЦНС состоит из спинного мозга - центра низшей нервной деятельности, выработки простейших реакций (например коленного рефлекса), и головного мозга - главного управляющего центра организма, материального субстрата высшей нервной деятельности (ВНД), физиологической основы человеческого сознания, психики. Головной мозг в свою очередь имеет сложное анатомическое строение (отделы, расположенные по вертикали один над другим: продолговатый мозг, промежуточный мозг мозжечок, средний мозг, большие полушария с покрывающей их корой), но функционирует как единое целое. Нервные клетки и их образования имеют три уровня функциональной активности \ (рис. 2.4): • относительный физиологический покой, при котором в них протекают процессы обмена веществ, восстанавливающие и поддерживающие работоспособность и готовность к реагированию' • возбуждение - процесс повышенной активности, возникающий как реакция на воздействие (раздражение) какого-то фактора (раздражителя) на нервную ткань; • торможение - процесс сдерживания, ослабления или прекращения реагирования нервной лани на воздействия Состояния нервной ткани и процессы в ней сопряжены с явлениями физико-химической природы: перемещениями положительно и отрицательно электрически заряженных ионов калия и натрия, поляризацией, возникновением и распространением электрических потенциалов (порядка до 100 мВ) изменениями проницаемости для ионов оболочек клеток, точек их соприкосновения (синапсов) и др. По окончании действия раздражителя возбуждение или торможение в нервной клетке или группе их сохраняется некоторое время, т. е. обнаруживается последействие, следовый процесс — физиологическая основа памяти. Длительность сохранения может быть от нескольких секунд или минут (в спинном мозгу) до нескольких десятков лет (в коре больших полушарий). Следовые процессы — физиологический механизм человеческой памяти.
Рис. 2.4. Основные физиологические состояния нервной ткани: а) покой, 6) возбуждение, в) торможение, г) электрические изменения и их распространен Динамика возбуждения и торможения проявляется в основном втом. что импульс возбуждения, дошедший от периферии до коры головного мозга, вызывает в ней возбуждение определенной группы нервных клеток, так называемый очаг возбуждения. Благодаря богатым связям нервных клеток в коре между собой (преимущественно по «горизонтали»), возбуждение от очага растекается, распространяется (иррадиирует) по ней. Иногда оно охватывает всю или большую часть коры, что мобилизует возможности мозга для выработки ответа на важные (физиологически сильные) раздражители. Но такая (генерализованная) иррадиация может вызвать перевозбуждение и сказаться отрицательно. Например, студент на экзамене, находясь в таком состоянии, не может показать даже ту подготовку, которую имеет; практик в очень волнующей обстановке снижает качество даже неплохо отработанных профессиональных действий, у него может возникнуть тремор. Ослабление или прекращение возбуждения нервных клеток больших полушарий приводит к «свертыванию»: область возбуждения уменьшается, сжимается, постепенно ограничиваясь теми местами, где оно было наиболее сильным, оставляя здесь наиболее устойчивый след. Этот процесс называется концентрацией возбуждения. Аналогичное происходит при процессах торможения. Динамика процессов возбуждения и торможения составляет основу всех процессов высшей нервной деятельности. Они могут распространяться, концентрироваться, вступать во взаимодействие, усиливаться или ослабевать, конкурировать друг с другом, вступать в противоборство. При всем многообразии процессов ВНД не хаотична. Для нее существуют причинно-следственные закономерные зависимости. Главные из них— рефлекторные закономерности, теоретически обозначаемые как рефлекторный принцип в высшей нервной деятельности. Рефлекс (от лат. reflecsus — повернутый назад, отраженный) — ответ организма на воздействия из внешней среды. Рефлекс осуществляется на основе нервного пути, называемого дугой рефлекса (рис. 2.5). Раздражитель (свет, звук и другое) воздействует на нервное окончание (рецептор), находящееся на коже, во рту, в глазу, носу и т.д., и трансформируется в возбуждение. Последнее распространяется от него к центру по специальному нервному пути, именуемому афферентным (восходящим, центростремительным, сенсорным). В центральной нервной системе полученный сигнал после соответствующей обработки поступает к началу другого нервного пути, называемого эфферентным (нисходящим, центробежным, двигательным). По нему он доходит до эффектора (мышцы, органа, железы и т.д.), реализующего ответ организма. Все рефлексы делятся на две большие группы: безусловные и условные. Безусловные рефлексы — врожденные, не требуют выработки, так как нервный путь, лежащий в их основе (дута рефлекса). — неотъемлемый элемент строения нервной системы. Ново-рожденный обладает безусловными рефлексами: сосательным, дыхательным, глотательным, пищеварительным и др. Они — основа инстинктов: полового, родительского, оборонительного и иных. Безусловность такого рефлекса в том, что при действии раздражителя произойдет обязательно и соответствующий ответ на него.
Рис. 2.5. Дуга рефлекса (а) и механизмы образования условных рефлексов первого (б, в) и высшего (г) порядков Безусловные рефлексы целесообразны, важны, но их одних человеку мало. Представляя собой стереотипные реакции на стереотипные раздражители, они не в состоянии обеспечить адекватное повеление каждого индивида в постоянно меняющихся, бесконечно разнообразных условиях и ситуациях, которые характерны именно для его жизни и диктуют необходимость гибкого реагирования. Для этого ему нужны более гибкие и разнообразные рефлексы, которые у него и вырабатываются прижизненно под влиянием индивидуальных особенностей жизни. Условный рефлекс — прижизненно сформировавшаяся при определенных условиях связь между каким-то раздражителем и определенным ответом на него. Условных рефлексов нет у новорожденного. У него есть только широкий набор рецепторов, нервных путей, эффекторов, часть которых объединяется при определенных условиях в дугу рефлекса. Образование условного рефлекса - это образование новой дуги, элементы которой соединяются прижизненно образованными связями. В результате возбуждение, вызванное новым, ставшим понятным и значимым раздражителем (событием, признаком и др.), начинает «бежать» по проложенному новому «руслу», не растекаясь в стороны и достигая нужного эффектора. Основные условия образования условных рефлексов таковы (рис. 2.5 б, в): активное, деятельное состояние коры головного мозга; подкрепление (совпадение по времени) нового, неизвестного, незнакомого (незначимого) раздражителя со значимым т. е. таким, на который человек уже реагирует (при образовании первых условных рефлексов подкрепление осуществляется безусловным раздражителем); многократность совпадения по времени незначимого раздражителя со значимым; отсутствие посторонних сильных раздражителей. Все эти условия имеют значение при формировании чего-то нового у человека: он должен находиться в активном состоянии1 новое усваивается человеком лучше, если опирается на его опыт, имеющиеся у него знания, подкрепляется доводами которые уже имеют для него значение, когда нет отвлекающих помех; закрепляются при повторениях и многократных упражнениях. Описанная схема образования условного рефлекса в которой подкрепление производится безусловным раздражителем, относится к так называемым рефлексам первого порядка. Такие рефлексы в чистом виде у взрослого человека встречаются очень редко. На базе их всегда возникают более сложные рефлексы, которые называются рефлексами высшего (второго, третьего,..., пятого и т.д.) порядка. Условия образования их те же, но в качестве подкрепления выступает уже выработанный ранее рефлекс: при выработке рефлекса второго порядка — рефлекс первого, при выработке третьего — второго и т.д. (рис. 2.5 в). Так, студент, изучал новую тему, опирается на знание предыдущей и у него образуются условно-рефлекторные связи более высокого порядка. У человека возможно образование условно-рефлекторных связей до двадцатого порядка, в то время как у высших животных — только до пятого. Образовавшиеся у данного человека условные рефлексы: • включают в систему ВНД все новые и новые поведенческие реакции на неизвестные ему с рождения явления и события окружающего мира и она все более и более приобретает условно-рефлекторный, а не генетически обусловленный, инстинктивный характер; • обеспечивают все более правильное, соответствующее реальной действительности и ее особенностям поведение; • индивидуализируют ВНД людей и их поведение. Было бы неверным, однако, искать в каждом действии человека проявление какого-то условного рефлекса, каким бы сложным он ни был. ВНД и поведение человека — не чреда сменяющих друг друга реакций на внешние раздражители, а активизация и широкое проявление условно-рефлекторных связей, регулирующих и направляющих их и формирующих новые, более высокие по порядку. Условнорефлекторность проявляется не столько в том, что в ответ па внешнее воздействие возникает какое-то внешне выраженное движение, сколько в том, что активизируется какая-то из образованных условно-рефлекторных связей, а на основе ее еще одна и т.д. В этой условно-рефлекторной цепочке совершаются анализ возникшей ситуации и ее воздействий, их оценка, подготовка, принятие решений, а затем только их практическая реализация. По словам И. М. Сеченова: В мысли есть начало рефлекса, продолжение его и только нет, по-видимому, конца — движения. Мысль есть первые две трети... рефлекса. Все это станет еще более ясным после рассмотрения системной деятельности мозга.
Системные законе- мерность в вышей нервной деятельности Окружающий человека мир многогранен и сложен и адекватное ему поведение не нервной деятельности может свестись к последовательному реагированию на отдельные раздражители по рефлекторной цепочке. Высшей нервной деятельности присущи более сложные закономерности, повышающие уровень ее системности и целостного реагирования. На человека всегда действуют не отдельные раздражители, а множество их, что ставит перед центральной нервной системой проблему — на какие раздражители реагировать, а на какие — нет. Так, на сидящего в аудитории студента действуют оформление аудитории, действия преподавателя, посторонние звуки, температура в помещении и ее освещенность, запахи и др. Очевидно, что его реакция должна быть результатом синтетической оценки их и выбора главного — ориентации на лектора при одновременном отключении от других раздражителей. Каким образом мозг делает это? Важная роль принадлежит закону доминанты. Доминанта— временно господствующий очаг возбуждения (или система их и их связей), подчиняющий себе в данный момент деятельность мозга, подавляющий очаги от других раздражителей, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Она играет роль и силы, мобилизующей возможности мозга на реакцию на главное в данной ситуации. На каждом временном отрезке у каждого человека есть такая доминанта, которая, однако, не всегда соответствует ситуации и может мешать. Например, серьезная проблема, возникшая в семье студента, может занимать его мысли (доминанта) и во время занятий, подчинять себе работу мозга и отвлекать от внимательного слушания лекций. Интерес, внимание, настойчивость в решении задачи, увлеченность, озабоченность, влюбленность и др. — проявления доминант. Окружающий человека и постигаемый им мир наряду с постоянной изменчивостью характеризуется и известной повторяемостью (типичностью, стереотипностью) каких-то условий, факторов (раздражителей), их комплексов, ситуаций, повторяемостью и реакций, и действий человека. Таковы, например, повторяющиеся элементы образа жизни, распорядка дня, режима работы и отдыха, привычных действий и т.п. Многократным повторениям раздражителей и действий соответствует и повторяющийся у человека комплекс соответствующих условно-рефлекторных проявлений и процессов в ВНД, функционирование которого в результате все более налаживается и закрепляется. Физиологически это уже не простой процесс распространения возбуждения по каналу, цепочке, а целостная сеть закрепившихся и слаженно протекающих физиологических процессов, охватывающих уже почти весь мозг. Она называется динамическим стереотипом. Динамические стереотипы — физиологическая основа навыков, умений, привычек, стиля, почерка, походки, манер и другой системности. Человек коренным образом отличается от животных тем, что обладает сознанием, развитой речью, способностью к труду и произвольному поведению. Физиологию, да и психологию этого принципиального отличия не понять, не зная о наличии в ВНД человека двух сигнальных систем и закономерностей их функционирования. Все нервные процессы, возникающие в центральной нервной системе и детерминированные непосредственными раздражителями (светом, звуком, запахом и пр.), относятся к так называемой первой сигнальной системе ВНД. Она схожа у человека и животных. Вторая сигнальная система — речевая система, выраженная в нервных процессах, протекающих при использовании слова (его восприятии на слух, прочтении, написании, произнесении вслух и про себя) и других видов символики (цифр, условных знаков, схем, графиков и т.п.), используемых людьми. Каждое слово приобретает свое сигнальное значение для индивида в процессе его личной жизни. Слова не имеют значения для новорожденного, как и слова неизвестного языка — для взрослого, или неизвестные, например, научные термины. Чтобы слово приобрело сигнальное значение (стало понятным), должны быть образованы соответствующие условно-рефлекторные связи. Основное условие обычное: многократное совпадение по времени двух очагов возбуждения в коре больших полушарий — одного от слова, второго — от непосредственного раздражителя, который оно должно обозначать. К примеру, одно из первых слов, которым овладевает ребенок, — слово «мама». Мать, ухаживая за ребенком и лаская его, очень часто произносит слово «мама». У ребенка многократно, совпадая по времени, возникают два очага возбуждения: от зрительного восприятия облика матери и восприятия звука слова (рис. 2.6 а). Это вскоре приводит к образованию условнореф-лекторной связи между ними. 8 результате, когда ребенок слышит, например, слова: «Где мама?», он начинает реагировать. Процесс таков: звук слова вызывает очаг возбуждения в слуховой области коры; возбуждение от этого очага распространяется (иррадиирует) по условно-рефлекторному «каналу» в зрительную область, где активизирует следы зрительного образа матери; ребенок начинает крутить головой в поисках матери и, найдя ее, расплывается в улыбке. Однако значение слова «мама» не ограничивается для него зрительным образом. Мать действует на ребенка не только как зрительный раздражитель. Но и своим теплом, запахом, мягкостью тела, вкусом, устранением беспокоящих ребенка болей, освобождением от неприятных ощущений при мокрой пеленке, ощущениями ласки, любви, заботы, защиты и т.д. Поэтому очаг от зрительного восприятия окружается множеством других очагов (рис. 2.6 б), связывающихся в стереотипную «смысловую» сеть, комплекс, т. е. многогранный чувственный образ, существенно обогащающий первичное значение слова «мама». Но иэтим дело не заканчивается. Когда ребенок научается сам произносить слово «мама», то к слуховому очагу слова подключается очаги возбуждения и связи от всех отделов речевого аппарата (языка, губ, гортани и др.), а когда овладевает со временем умениями прочтения и написания слова — очаги и связи и от них. Возникает «речевая» сеть, комплекс слова. Оба комплекса, формируясь, одновременно прорастают взаимосвязями. В итоге возникает сложный динамический стереотип, охватывающий деятельность практически всего мозга, больших
Рис. 2.6. Второсигнальные связи слова: а) начальная стадия образования условно-рефлекторной связи; 6) обогащение связей в опыте; в) энграмма слова
полушарий и их коры и именуемый энграммой (от греч. — запечатление) слова (рис. 2.6 в). Каким количеством слов владеет человек, столько у него и энграмм. Энграмма каждого слова имеет нечто общее для всех людей (значение слова), говорящих на одном языке (что и позволяет им понимать друг друга), но в них много индивидуального, отражающего особенности пройденного данным человеком жизненного пути — обучения, воспитания, образования, образа жизни, чтения, творчества, окружения, деятельности и поведения и др.). Поэтому личностный смысл одних и тех же слов для разных людей в большей или меньшей степени не одинаков. Так, значение слова «психология» в общем понятно всем, но его личностный смыл различен для человека, никогда не изучившего аналогичную по названию дисциплину, для человека, изучившего ее, и для специалиста-психолога, изучившего много психологических дисциплин и много прочитавшего самостоятельно. Несколько упрощая, можно сказать, что смысл слова для данного человека — это все; что человек может рассказать о его смысле. По законам динамической стереотипии возбуждение любого участка энграммы ведет к растеканию (иррадиации) его по всей сети ее связей и участков. В результате слово слышимое, видимое, написанное, произнесенное вслух или про себя сопряжено с рефлекторной активизацией его «смысловой» сети и человек мысленно видит, чувствует все, что было сопряжено в опыте его жизни с этим словом. И наоборот: когда человек видит, например, какой-то объект, то в ВНД активизируется не только все, относящееся к «смысловой» части энграммы, но и весь речевой комплекс, речевые, слуховые, зрительные и двигательные связи слова. Человек по существу мысленно обозначает этот объект соответствующим словом, произнося его про себя, внутренне как бы слыша его, видя, хотя это часто не осознается. Все это не умозрительные фантазии, а экспериментально доказанные факты. Так, при задании испытуемому зрительно представить какое-то слово, как бы читать его, специальные приборы регистрируют активизацию биопотенциалов в мышцах речевого аппарата, а также в зрительном центре коры головного мозга и в слуховом. Резюмируя вопрос о двух сигнальных системах, отметим, что слово: • служит сигналом сигналов, т. е. замещает любой натуральный раздражитель. Человек реагирует на слово так же, как на натуральный раздражитель, обозначаемый им; • для человека, владеющего речью, обладает силой подкрепления: им можно закреплять одни поступки и действия и устранять другие («хорошо» — «плохо», «можно» — «нельзя» и др.); • богатое и сильное средство образования и оживления условно-рефлекторных связей в мозгу человека, как по широте (с помощью слова можно вызвать любой процесс), так и по скорости (реакции на слова могут вырабатываться после первого объяснения их значения с помощью других слов); • действует не звуком, а заключенным в нем смыслом, понятийным содержанием. Звук слова не имеет ничего общего с объективными свойствами предмета, явления, обозначаемого им (один и тот же предмет на разных языках обозначается разными звуками). В этом коренное отличие реакций на слово человека и животных; • обобщенный раздражитель. Оно выражает общее во многих предметах (например, «стол» — предмет определенного назначения независимо от того, круглый ли он, квадратный, прямоугольный, на четырех ножках или одной, черный, белый, высокий, низкий и т.п.). Слово — и отвлеченный раздражитель. Сидя, например, в учебной аудитории, можно обсуждать действия при хирургической операции, задержании вооруженного правонарушителя и др. и словно присутствовать при них. Эта особенность слова позволяет повысить уровень мышления от непо
![]() |