Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Специфика педагогического подхода к личности



Проблема личности

в педагогики Проблема формирования личности центральная и в педагогике. В соответствии со своим предметом и задачами ее интересует прежде всего организация целенаправленных влияний на форми­рование личности, преодоление стихийности, помощь в самореа­лизации. Это проблема создания педагогической системы и обеспе­чения процесса формирования личности, отвечающей ее интере­сам и интересамобщества. Решая ее, педагогика учитывает за­кономерности, механизмы, особенности, положения и выводы других наук, связанные с этой проблемой. Задачи ее состоят в теоретической и прикладной разработке таких вопросов форми­рования личности, как:

• педагогические цели и задачи,

• педагогические принципы,

• содержание,

• организация и формы,

• обеспечение,

• средства, способы, методы, технологии,

• педагогические условия успеха,

• деятельность педагога по формированию личности,

• самоформирование личности,

• индивидуальный подход,

• возрастные особенности формирования,

• особенности и пути воспитания, развития, образования и обучения,

• формирование отдельных качеств личности,

• педагогическая система в обществе,

• педагогическая система в семье,

• педагогическая система дошкольного воспитания,

• педагогическая система в образовательных учреждениях,

• педагогическая система в трудовых коллективах.

В педагогической литературе почти всегда проблема форми­рования личности рассматривается как проблема воспитания. Некоторые представители гуманитарной науки и правозащитни­ки выступают против категорий «формирование» и даже «воспитание», считая, что за ними стоит насилие над челове­ком, нарушение его права быть индивидуальностью. Под влия­нием популярных на Западе концепций личности в современ­ной России появились приверженцы «свободного развития» личности, «личностного роста», «личностно-центрированного подхода», а их отстаивание приобрело ангажированный харак­тер. Идеи этих концепций действительно содержат немало ин­тересных, подлинно гуманистических, возвышающих личность и утверждающих ее достоинство идей, заслуживающих внимания у нас. Но именно их, а не целиком зарубежные идеалы, можно использовать при разработке отечественной концепции, которая должна сохранять свои стержневые идеи, отвечающие реалиям и своеобразию России, уходящие корнями в столетние традиции ее педагогики и менталитета народа.

Ортодоксальным приверженцам концепций «свободного раз­вития», «личностного роста», «личностно-центрированного под­хода» следует помнить, что за ними стоит позитивизм и либе­рализм английского философа Г. Спенсера (1820—1903) и праг­матизм разработчика теории «американского образа жизни», философа, психолога и педагога Д. Дьюи (1859—1952). Стерж­нем этих теорий выступают утверждения: жизнь общества тако­ва, что человек должен бороться за свое существование; полезно все, что приводит к успеху; овладевать тем, что учит достиже­нию успеха; быть не похожим на других, чтобы отличаться и иметь спрос на рынке труда, и др. Если говорить о существе,

(главном, то речь идет о том, чтобы человеку быть индивидуали­зм, а не стать личностью, обладать индивидуальностью. Точное следование этим идеям — противоположная жесткому вос­питанию крайность, рассматривающая любое воздействие извне как посягательство на свободу и права человека. В этих идеях есть и элемент спекуляции на самолюбии людей, ибо в действи­тельности человек не в состоянии быть свободным от других людей (хотя бы от овладения опытом других, о чем шла речь в предыдущей главе).

Обсуждая и оценивая категории «свободного развития», «личностного роста» и «личностно-центрированного подхода» в их зарубежном понимании, следует учесть, что междисципли­нарное понятие «личность» относится к пониманию его как общественного существа, как представленности человеческого в человеке, как уровня его цивилизованности, как его места и ро­ли в жизни. Такое общее понимание личности ставит индиви­дуализм на самый низкий уровень развитости личности, а выс­ший ассоциирует с общественной гармоничностью и цивилизо­ванностью ее.

Федеральный закон «Об образовании» в ст. 2 п.1 содержит положение о свободном развитии личности, но тут же связывает его с приоритетом общечеловеческих ценностей, воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе. Статья 14 указывает на необходимость обеспечения самоопределения личности, соз­дания условий для ее самореализации, но сразу отмечает необ­ходимость интеграции личности обучающегося в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина; со­действия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами; обеспечения свободы выбора мнений и убеждений. Принципиальным является и положение преамбулы Закона о целенаправленности формирования личности «в интересах чело­века, общества и государства». Очевидно, что Закон, используя обсуждаемые категории, трактует их в принципиально ином смысле. При этом концептуальные основы Закона полностью согласованы с научными представлениями о личности, об уров­не ее сформированности.

Изложенное свидетельствует, что зарубежные концепции не могут быть перенесены целиком, в неизменном виде в нашу жизнь и практику. Формирование российских граждан не сможет стать американским, голландским или испанским. Оно хорошо, когда осуществляется в российских традициях и остается тако­вым. Но категории «формирование» и «воспитание» безусловно нуждаются в правильном, современном, цивилизованном пони­мании, исключающем крайности в практике работы с людьми.

Сущности категории

«формирование личности» В энциклопедической трактовке под формой понимается внешнее очертание, вид, выражение какого-либо содержания. Философская трактовка связана с сопоставле­нием категорий «содержание» и «форма». Первая — наполнение целого, частей, элементов чем-то определенным, вторая -внутренняя организация содержания. В ходе всякого развития возникает несоответствие содержания и формы, которое на оп­ределенной стадии приводит к «сбрасыванию» старой формы и возникновению новой, соответствующей развившемуся содер­жанию. Формироваться — значит складываться, повышать зре­лость, оформляться, приобретать внешне обнаруживающуюся определенность. Формирование — закономерное, необходимое, объективно присущее всяким внутренним изменениям, разви­тию, росту явление.

Понимать категорию «формирование» применительно к че­ловеку как внешнее принуждение, как насилие над ним, как антигуманизм и антидемократичность — научно некорректно. Возможно, такое понимание навеяно памятью о практике со­ветского периода, когда эта категория носила оттенок лепки, твердости, несгибаемости, «железности» в работе с людьми, ко­гда преобладало стремление уложить каждого в прокрустово ло­же партийно-коммунистического шаблона.

Категория «формирование» применительно к личности озна­чает сегодня признание объективно существующего и обозначае­мого ею феномена внутренне происходящих у человека и внешне проявляющихся изменений, которые не в наших силах запретить

или отменить. Присвоение индивидом человеческого опыта — Этопроцесс единства изменений содержания и формы, это обяза­тельно процесс его формирования. Формирование содержа­тельное обогащение человека, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет признака «финальности», конца, дове­дения до некоторого совершенного состояния, на котором про­исходит остановка. Оно бесконечно и непрерывно в жизни чело­века. В этом процессе можно выделить стадии первичного фор­мирования, становления личности (от рождения до взрослости) и Се дальнейшего формирования (совершенствования или, напро­тив, ухудшения, деградации, распада).

Другой вопрос — о движущих силах формирования, их внеш­них и внутренних источниках. Педагогику интересует прежде всего целенаправленное использование движущих сил. С этих позиций педагогическое формирование личности ~ это организация и реализа­ция педагогической системы совместной работы с нею, содействие ее самоформированию и создание благоприятных условий для этого.Педагогическая цель

Формированная личность Поиск и реализация целенаправленных формирования путей формирования личности делают приоритетным вопрос о целях. К формированию какой личности надо стремиться, ка­кими достоинствами она должна обладать, на что направлять педагогические усилия?

Ортодоксальный партийно-коммунистический ответ на этот вопрос исторически изжил себя, но новый с должной четкостью еще не дан. Надежды скопировать на скорую руку зарубежные концепции не оправдались ни теоретически, ни практически.

Контуры складывающихся ныне в государственной идеоло­гии и педагогике представлений об идеале личности гражданина России, о том, что надо формировать у молодежи, людей всех возрастов содержат ряд фундаментальных положений, исходящих из отечественного и мирового опыта.

  1. Формирование человека — это самая ответственная и серьезная проблема в индивидуальном плане, проблема жизни, самореализации себя в ней, личного достоинства, успеха и бла­гополучия, проблема предупреждения сожалений в преклонные годы о необратимо упущенных возможностях. В общественном плане — это проблема состояния и будущего благополучия общества, живущих и будущих поколений людей. Недостатки и формировании людей одного поколения, как учит история, сказываются ощутимо многие десятилетия. Самотек и хаос в

формировании многих молодых людей в период общественной ему ты 90-х годов в России будут негативно проявляться лет 30-50 и дольше на их собственных детях, в последующих поколениях. Очевидно, что формирование личности правильно, если осуществляется в интересах ее самой, ее детей, общества и госу­дарства.

2. Формирование личности обоснованно, когда строится ни сложившихся, проверенных и устоявшихся в многовековой практи­ке человечества принципах и положениях.

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти.

Правильнее в формировании личности исходить из долго­временной основы, без подчинения его идеологии правящей в данный отрезок времени партии, с учетом национального и об­щечеловеческого опыта. Это особенно важно в условиях много­партийной системы в России и соответствует положению Феде­рального закона «Об образовании» о необходимости интеграции личности обучающегося в национальную и мировую культуру.

3. Исторический процесс развития человечества учит, что каждый человек призван формироваться так, чтобы он мог ре­шить три основные задачи, стоящие перед поколением людей, к которому он принадлежит: 1) освоить опыт предыдущих поколе­ний, 2) обогатить и приумножить этот опыт, 3) передать весь опыт следующему поколению.

4. Представления о совершенном человеке у классиков пе­дагогики и в отечественной педагогике связываются с формиро­ванием всесторонне, гармонично развитой личности. Не существу­ет одномерного критерия, который мог бы исчерпать достоинства человека. Всестороннее и гармоничное развитие личности — сис­темный комплекс достоинств.

5. Совершенство личности базируется на освоении ею общечеловеческих ценностей — стабильных, постоянных идей и норм поведения, человеческих качеств, ценимых во всем мире, всеми щами, выработанных и проверенных в их общем многовековым опыте. Это то, что в большинстве случаев предпочитается людьми, одобряется, считается правильным, достойным, чем восхищаются, а противоположное оценивается как слабость, недостаток, порок, что порицается, считается непристойным, осуждается.

В преданиях, легендах, мифах, сказаниях, песнях, поговорках разных народов воспеваются ум, мудрость, смекалка, здравый смысл, умелость, мастерство, справедливость, верность, благородство, доброта, уважение к старшим, безмерная благодарность и любовь к матери, готовность прийти на помощь другим, дейст­вовать сообща, трудолюбие, сила, ловкость, смелость и т.п. Ори­ентация на эти качества свойственна и так называемой «народной педагогике», стихийно реализующейся в массовой I Практике воспитания детей родителями и старейшинами.

Аналогичные ценности содержатся и в трех мировых (наднациональных) религиях — буддизме (VI—V вв. до н. э.), христианстве (I в. н. э.) и исламе (VII в. н. э.). Они упоминают­ся в них многократно и представлены, например, в христиан­ских заповедях «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй*, «полюби ближнего, как себя самого», положениях о верности, долге, добре, истине, справедливости, красоте, или, например, в осуждении исламом таких качеств, как лицемерие, лживость, несправедливость, зависть, невоздержанность, разобщенность и др. Безусловный приоритет духовных ценностей над телесными, т. е., говоря научным языком, личностных, свойствен религиоз­ным вероучениям. Можно сказать, что общечеловеческие цен­ности — это вечные ценности.

  1. Формирование человека разумно осуществлять с учетом мировых тенденций общественного развития и перемен в российском обществе. Закон «Об образовании» прямо указывает на не­обходимость формирования человека и гражданина, интегриро­ванного в современное ему общество и нацеленного на совер­шенствование этого общества. Молодому поколению принадле­жит будущее. При ускоряющихся темпах общественного про­гресса уже через 15—30 лет представители сегодняшнего студенчества будут определять состояние общества и государства. По­этому формирование личности должно носить опережающий ха­рактер, делать ее способной вглядываться в дальние горизонты будущего, понимать путь к лучшему будущему, двигаться К луч­шему будущему.

7. Важнейшая тенденция общественного прогресса и форми­рования личности воплощена в гуманизме, рассматриваемом ныне как основа цивилизованного общечеловеческого мировоззре­ния. Его основные идеи и ценности таковы:

• человек — величайшая социальная, духовная и природная ценность;

• полное равенство людей вне зависимости от расы, нации, пола, религиозности, политических убеждений;

• предназначение цивилизованного правового общества — признание свободы, прав, развития способностей, взглядов, вы­бора жизненного пути и поступков каждым гражданином в рам­ках закона;

• необходимость создания и упрочения правового общества, призванного стоять на страже законных интересов граждан;

• отношение к человеку и каждого человека к другим людям должно быть человечным;

• формирование человечного человека, становление его лич­ности — высшая обязанность общества и условие его собствен­ной самореализации и самоутверждения.

Гуманистические идеалы и ценности воплощают в себе опыт многих поколений и народов.

Иногда говорят, что гуманизм порождает индивидуализм и эгоизм: «я, мои интересы, потребности, их удовлетворение пре­выше всего». Но гуманизм — это обязательно человеколюбие каждого человека, его внимание, доброжелательность, уважение, готовность прийти на помощь другим. Только человечный чело­век может быть справедливым и порядочным.

8. Признание ценностей демократии в жизни государства и его граждан — еще одна важная тенденция мирового развития. Исторические корни ее в России уходят к общинности, сходам населения, к тысячелетним вечевым традициям Великого Нов-города. Но реализация ее идей в веках шла через крутые изломы насилия, единовластия и тоталитаризма. На рубеже нового ты­сячелетия пришло время осовремененного продолжения ее с учетом мирового опыта.

Демократизация — развитие народовластия, все более широ­кого участия граждан в управлении делами государства и на местах. Процесс демократизации реализуется через равноправие, расширение представительных органов власти и общественных организаций, возможностей проявления ими инициативы и са­мостоятельности, прав и свобод граждан, свобод в развитии на­ций и народностей, укрепление их дружбы и равноправного со­трудничества, расширение гласности, укрепление законности, защиту прав и свобод, равенство всех перед законом и др.

Важными результатами демократизации должны быть такие признаки функционирования государства, жизни общества и его граждан, которые позволяют назвать

правовым — государство, в котором господствует право, а в жизни общества и граждан — подчинение ему;

гражданским — общество, в котором выведена из-под кон­троля государственных структур значительная часть его жизни (сфера семьи, искусства, досуга и др.)1, но которая успешно ре­гулируется самими гражданами и созданными ими обществен­ными организациями;

рыночным — общество свобод в сфере экономики.

Считается, что все это необходимо и возможно ныне в ре­зультате достигнутого высокого уровня развития образования, науки, техники, производства и изобилия товаров и возможно­стей удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей. Постулируется идея, что демократизация должна сделать государство надклассовой силой, способной удовлетворить ин­тересы всех слоев населения, обеспечить благосостояние всех граждан и привести к возникновению «государства всеобщего благоденствия».

Процесс демократизации стал реальностью в жизни и пер­спективах ее у россиян. Начало его, больше похожее, правда, h;i кривое зеркало, оказалось не лучшим и не привлекательным для значительной части населения. Это не повод для поворот;: вспять, но урок хороший. Правильные идеи мало провозгласить, их надо еще провести в массовую практику, в жизнь граждан. В числе важнейших мер — подготовка людей к их пониманию. принятию и реализации в своей жизни. Без этого реальный процесс демократизации превращается в «игру в демократию», опережающую подготовленность к нему общества и граждан и порождающую многочисленные уродливые деформации в эко­номике, состоянии законности, понимании и реализации сво­бод и прав. Как говорил один из героев фильма «Мертвый се­зон», чтобы ребенок родился, нужно время, плод должен со­зреть; никто не может, как бы того ни хотел, заставить ребенка родиться, например, через два месяца. Также и процесс демо­кратизации может быть успешным, если он соразмеряется и развивается, не забегая вперед и не отставая от темпов повыше­ния реальной подготовленности большинства россиян к жизни в демократическом, правовом, гражданском обществе с рыноч­ными экономическими отношениями. В повышении нужной подготовленности граждан, особенно молодежи, важное место принадлежит педагогике. Ее ответственная задача — формиро­вание у людей демократичности, гражданственности, правовой культуры как качеств личности, как непоколебимых норм поведе­ния и подготовленности к жизни в условиях новых экономических отношений.

9. Достоинство человека, его цивилизованность, подлинная самореализация и самоутверждение неразрывно связаны с его моральной сформированностью.». Мораль (нравственность, от рус­ского слова «нравы»)- — система сложившихся в общественной практике представлений, норм, путей и способов включения человека в общественную жизнь, соединения свободы личности

с общественной необходимостью и разрешения противоречий между ними. Это система господствующих и реализуемых пред­ставлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести и счастье.

Система моральных ценностей шире общечеловеческих, гу­манных и имеет национальные оттенки (не противоречащие общим). Она включает моральные нормы отношения к миру и жизни, труду и другим людям, к самому себе. Моральность че­ловека — это мораль, живущая в нем, в его сознании и поведе­нии, степень усвоения им опыта предшествующих поколений, воплощенных в морали общества. Мораль — полярная, путе­водная звезда в путешествии человека по жизни. По мудрой мысли М. Монтеня (1533—1592) — тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

В России в период реформ произошел резкий спад уровня мо­рали и теперь предстоит задача его восстановления и дальнейшего повышения. Поэтому и формирование моральности у людей, осо­бенно молодежи, представляет задачу особой важности.

10. Хотя далеко не десятая по значимости, в числе важнейших социальных ценностей находится любовь к своей Родине, ее наро­ду, государству, гордость за свое гражданство, уважение всего на­родного, национального, стремление следовать ему, потребность служить процветанию России и благополучию народа, готовность защищать ее независимость и национальные достояния. Патрио­тизм — важнейший компонент всесторонне и гармонично разви­той личности. Вот несколько суждений исторических личностей:

Д. Байрон: Тот, ктоне любит свою страну, ничего любить не может;

И.С. Тургенев: Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто действительно

без нее обходится;

К.Д. Ушинский: Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь

с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати стор ицей то, что получил от нее;

М. Робеспьер: Для Отечества сделано недостаточно, если не сделано все;

Ж.-Ж. Руссо: Самые большие подвиги добродетели были совершены из

любви к Отечеству.

Формирование патриотизма— составная часть цели формирования личности. Современный патриотизм сочетается с пониманием необходимости предупреждения войны с применением средств массового поражения, признание мира как самой высокой ценности и условия сохранения человечества на Земле (достижение этого становится задачей особой педагогики «педагогики мира»). Гармоничность развития патриотизма — и его единстве с интернационализмом, уважением национальных особенностей других стран, народов и народностей своей страны. Россияне издавна отличались интернационализмом, и его традиции должны быть восприняты и приумножены новыми поколениями населения.

11. Еще одной приметой современной цивилизации выступа­ет развитие и широкое распространение эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья.

Эстетическая культура— культура восприятия, оценки, лю­бования человеком подлинно прекрасным, красивым не только в живописи, музыке, одежде, внешности, природе, но и в по­ступках людей, труде, быту, любви к нему, потребности в нем. Она предполагает умение отличать красивое от уродливого, культурное от пошлого, изящное от грубого, возвышенное от низости. Чувство прекрасного облагораживает, возвышает лич­ность, вызывает стремление жить по законам красоты, не до­пускать пошлостей, бескультурья.

Этическая культура в широком понимании — высокая мо­ральность, а в узком — культура взаимоотношений и общения, соблюдения этикета' — правил поведения, вежливости, приня­тых в обществе.

Экологическая культура— культура отношения к природной среде. Быстрое развитие техники и экономики стало угрожающе отражаться на флоре, фауне, климате, состоянии воздуха, воды, пищи и др., а вместе с этим представлять угрозу для здоровья людей, наследственности и вообще существованию человечества уже в недалеком будущем. Природоохранная деятельность пре­вратилась в необходимую заботу не только государства и обще­ства, но и каждого человека, что уже нашло отражение в особой цели педагогической деятельности.

Культура здоровьяновое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием реко­мендаций науки и профессиональной медицины активность че­ловека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разру­шающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раз­дражительность и пр.), предупреждение раннего ухудшения здо­ровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических болезней и пр.

Формирование эстетически, этически, экологически культурной личности, обладающей и культурой семейной жизни, быта и отно­шения к своему здоровью — непременный элемент педагогической работы с ней.

Таким образом, современным педагогическим взглядам в наибольшей степени соответствует представление, что главная цель формирования личности состоит в том, чтобы каждый чело­век самоформируясь и с помощью других стал всесторонне и гар­монично развитой личностью, образованной, воспитанной, обучен­ной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями челове­чества, гуманности, морали, мира, интернационализма, патрио­тизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья. Только таким образом сформиро­ванная личность может стать подлинно свободной, способной самоопределиться и самоореализовать себя в жизни, решить три основных задачи своей жизненной миссии.

К основным педагогическим задачамформирования личности относится формирование отдельных компонентов главной цели. Достижение цели и решение педагогических задач формиро­вания личности — дело самое сложное, которое приходится вы­полнять каждому человеку и обществу. Добиться человеку боль­шего, лучшего, предупредить недостатки и изжить имеющиеся — этому способна содействовать педагогика. Необходимо ее дальнейшее развитие в соответствии с потребностями и запросами времени, а еще больше — полное использование уже сегодня всех ее достижений и рекомендаций в массовой практике.



Просмотров 741

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!