Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психология развития личности



Возможности психолог

гического развитие

личности В психологической науке были и сохраняются концепции, согласно которым все качества человека генетически предопределены с рождения. Так, сторонники биоге­нетических концепций (преморфисты) полагают, что любая пси­хологическая особенность берет начало с некоего микроскопи­ческого центра {клеточки, группы, клеток) в человеке. По мере взросления человека этот центр разрастается, качественно не меняясь, и превращается в наблюдаемое личностное качество. 3. Фрейд и его последователи считают, что социально сформи­рованное сознание и биологическое по своей природе подсоз­нание, с которым человек рождается, существуют в человеке параллельно, находятся в постоянном конфликте, в котором так или иначе побеждает второе.

Социогенетики, напротив, полагают, что человек есть слепок окружающей социальной среды, что он рождается «белым листом на котором жизнь пишет свои узоры».

Отечественные Психологи, да и большинство зарубежных специалистов считав человека биосоциальным существом, в формировании личностных свойств и качеств которого решаю­щая роль принадлежит прижизненным обстоятельствам. Вы­дающийся психолог А.Н.Леонтьев отмечал, что появившийся на свет человек обладает лишь одной способностью — стать че­ловеком. Личностью не рождаются, а становятся. Возможность стать ею у него есть, но этой возможности —нет ни у одного из животных, даже если по­местить это животное в самые лучшие соци­альные условия, и это связано с природными предпосылками, с которыми человек рожда­ется. Под влиянием обстоятельств, сопутст­вующих истории жизни человека, биологи­чески обусловленные психологические осо­бенности изменяются, формируются качест­венно новые психические образования и психическая деятельность постепенно все больше подчиняется социально обусловлен­ным психологическим закономерностям, формирующимся свойствам личности. Как это происходит фи­зиологически, научно объясняет физиология высшей нервной деятельности.

Поляризация точек зрения о соотношении биологического и социального в человеке, врожденного и приобретенного велика, споры остры, а общественное и практическое значение ответа огромно. В самом деле, если в человеке все наследственно — его судьба фатальна, предопределена с рождения, улучшить и испра­вить ничего нельзя, нужно покориться, смириться и не пытаться менять жизнь. Если все в человеке биологично, то животное на­чало его сущность, жизнь — подчиняется законам животного мира (оправданы агрессия, убийства, основная забота — уцелеть, продолжить род и пр.), дарвиновским законам борьбы за сущест­вование и естественного отбора, в которой побеждают сильней­шие, а удел слабых — подчинение и вымирание; и опять-таки с этим ничего поделать нельзя. Если же особенности личности оп­ределяются не столько генетической наследственностью, сколько развитием в ходе жизни, то возможности их совершенствования должны оцениваться оптимистично, а особенности, характери­зующие именно личность, в основном таковы, каковы прижиз­ненные приобретения. Если психика человека, уже пожившего среди людей, преимущественно социальна, то каковы социаль­ные условия жизни, таков и человек; чтобы сделать человека ци­вилизованным, моральным, достойным, надо, чтобы и обстоя­тельства его прижизненного развития были такими.

Основные свойства и особенности человека как личности в ре­шающей степени — продукт прижизненного {онтогенетического) развития. Понимание этой закономерности позволяет глубже понимать и объяснять имеющиеся у человека индивидуальные особенности, обязывает с вниманием относиться к его личност­ному развитию с самых ранних лет, принимать во внимание широкий круг влияющих обстоятельств, оказывать помощь в раскрытии имеющихся возможностей и достижении наполнен­ных смыслом целей жизни. Ее признание — не просто одна из конкурирующих точек зрения. Это научно, всесторонне, в со­гласии с данными других наук, многократно и разносторонне проверенный вывод, лишенный ортодоксальных крайностей и спекулятивных умозрительных заключений.

Врожденное и приоб-

ретенное в личности Кому не известны слова Демокрита: «Все течет, все изменяется». На равнине со време­нем образуются овраги, разрушаются и гранитные горы, ржавеет и превращается в труху металл, меня­ется положение звезд в созвездиях, снижается температура Солнца, уменьшается орбита Земли и наклон оси ее вращения. Все меняется. Могут ли оставаться неизменными во времени психика человека, наследственное в нем, его характер и др.? С фи­лософских позиций отрицательный ответ очевиден: меняется обя­зательно, меняется в течение всей жизни. Другой вопрос — что меняется, в какой степени, в течение какого времени меняется.

Данные такой строгой экспериментальной науки, какой яв­ляется физиология высшей нервной деятельности (см. § 2.2), убедительно подтверждают, что у человека происходит прижиз­ненное условнорефлекторное изменение деятельности мозга. Возникает и развивается вторая сигнальная система, происходит кортикализация функций (они все больше начинают регулиро­ваться приобретаемыми в опыте жизни связями коры), все больше берутся под контроль и преобразуются глубинные фи­зиологические процессы (низшая нервная деятельность).

Убедительны данные антропологии, этнографии и психологи­ческою исследования филогенеза, развития человеческого сознания и возможностей от питекантропа до современного человека. Обращает на себя внимание, что за последние 30—40 тыс. лет мозг, центральная нервная система человека существенно не из­менились (рис. 4.2, позиция ПП). (Пропорции всех изменений показаны на рисунке условно. Временные отрезки и расширение «воронки» в тысячи раз превосходят изображенное на рисунке.) Но сознание, возможности, орудия, способы и продукты труда неандертальца и современного человека (рис. 4.2, позиция С) просто не сопоставимы. Почему? За счет чего это произошло?

 

 

 

Французской и отечественной психологическими школами был открыт и исследован механизм интериоризации –переноса внешних предметных действий, выполненных человеком, во внутренний план, превращения их в действия, выполняемые в уме (умственные действия), в интеллектуальные возможности человека, что позволило дать ответ на приведенные выше во­просы.

Каждое поколение, каждый человек, появляясь на свет, за­стает определенный уровень развития человеческого сознания, познания мира, опыта жизни живущих поколений. Родившиеся 3—4 десятка тысяч лет назад заставали весьма бедный опыт (рис. 4.2, позиция С1) преимущественно отдельного племени — примитивные каменные орудия, способы охоты, язык, челове­ческие отношения, которые тем не менее воплощали в себе опыт и возможности сотен и тысяч предшествующих поколе­ний. Например, в особенностях изготовленного каменного то­пора воплотились знания изготовителя, его представления о способах и технике использования этого орудия. Выслушивая разъяснения, наставления, наблюдая за действиями взрослого представителя племени, подражая ему, юноша постигал таинст­во свойств, возможностей и способов использования топора. Иначе говоря, он интериоризировал, присваивал, делал своим опыт обучавшего его и предшествующих поколений людей. То, на что ранее жившие поколения тратили сотни и тысячи лет, он постигал за несколько дней, месяцев или лет.

Далее этот человек и его потомки, «стоя на плечах» ранее живших людей, за время своего существования вносили в об­щий опыт что-то новое, свое, чуть расширяя опыт (рис. 4.2, по­зиция С2)- Находящиеся на более высоком уровне развития опыт и соответствующее ему сознание заставало появившееся на свет очередное молодое поколение людей. Создавались благо-1 приятные условия, чтобы за относительно короткий отрезок своей жизни сделать достоянием своего сознания более богатый опыт и развиться совершеннее в соответствии с ним. За время жизни, опираясь на достижения предков, они обогащали их и поднимали планку развития сознания еще выше и т.д., и т.д. В последние 100—150 лет «воронка» опыта расширяется стреми­тельно, и новые поколения людей попадали в значительно более благоприятные условия для развития своей психики и возмож­ностей. Дело «за малым» — присвоить этот опыт, обеспечить свое богатое и быстрое развитие.

Эволюция животного мира шла, как доказал еще Ч. Дарвин, по законам биологической наследственности, т. е. у новых по­колений животных определенного вида возникали более совер­шенные формы поведения (инстинкты — генетически обуслов­ленные, безусловно-рефлекторные, бессознательные поведенче­ские акты и большие возможности прижизненной выработки условных рефлексов) лишь после того, как опыт борьбы за су­ществование их предков воплощался в анатомо-физиологические изменения нервной системы родителей и передавался генетически детенышам. Для этого нужны были сотни тысяч и миллионы лет стихийных биологических мутаций.

Но у человека возникла принципиально новая форма закрепле­ния и передачи опыта старших поколений — через продукты ак­тивности, воплощенные в более совершенную систему языка, обогащение знаний, навыков и умений (носителями их высту­пают родители, старшее поколение, книги, образовательные уч­реждения), в изобретенные орудия и способы труда, в продукты человеческих исканий, творчества и созидательной практиче­ской деятельности, т. е. города, транспорт, средства передачи информации, технику, технологии и др., в нормы и ценности человеческого поведения (правила, традиции, обычаи, отноше­ния). В результате у человека возникли две линии накопления опыта: одна (рис. 4.2, ГТП) — природная, биологическая, линия анатомо-физиологических изменений нервной системы; вторая (рис. 4.2, С) — психологическая, основанная на воплощении опыта в продукты человеческого ума и производительной дея­тельности.

Изменения по первой линии за последние 30—40 тыс. лет (для более или менее заметной биологической эволюции нужно время в десятки и сотни раз большее), как уже отмечено выше, не существенны и никак не могут объяснить колоссального скачка, происшедшего в развитии психики и возможностей че­ловека за это время. Объяснения лежат именно в новизне, роли, механизмах и закономерностях новой, второй линии накопле­ния и передачи человеческого опыта. Специфика ее в том, что опыт накапливался и накапливается преимущественно не в са­мом человеке, а вне его, как бы рядом с ним, превращаясь в гору богатств и достижений человеческого сознания, духа, тру­да, творчества. Этот опыт — кладовая человеческих богатств, но

содержащая лишь потенцию развития каждого поколения и ин­дивида.

Механизм интериоризации, психологического присвоения богатств опыта человечества позволяет каждому новому поколе­нию, человеку овладеть если не всем, то хотя бы частью этих богатств и одновременно при этом развить у себя соответст­вующие возможности собственного ума, сознания, психики. Надо обязательно взять этот опыт, сделать своим, ибо сам он не «войдет» в человека, и уровень развития психики конкретного индивида останется низким, возможно, сходным с первобытным развитием пещерного жителя.

Показательны и несколько десятков фактов, изученных на­учно, когда дети в младенческом возрасте по разным причинам оказывались в стае зверей (волков, обезьян и других животных) и находились в ней несколько лет (порой до 10— 12), пока не обнаруживались людьми. Во всех случаях человеческие психика, возможности, поведение у них не возникали. Психологически они были похожи на животных, среди которых росли (они вы­ли, лаяли, блеяли, бегали даже на руках и ногах и пр.). Известен и такой факт из относительно недавнего прошлого: женщина-этнограф, находясь в экспедиции в глухих джунглях Африки, удочерила годовалую девочку, привезла ее во Францию, органи­зовала ее воспитание, дала высшее образование. Прошло более 20 лет, и африканка по своему интеллектуальному и личностному развитию не уступала ни в чем сверстницам, многих превос­ходила, сама стала научным работником. Ее же братья и сестры, продолжавшие жить в джунглях, остались на уровне развития первобытного сознания. Впрочем, современная цивилизация содержит такие примеры в массовом масштабе.

Иногда сторонники ведущей роли врожденного в личности ссылаются на схожесть индивидуальных особенностей родите­лей и детей. При этом упускается из виду, что наследственность бывает врожденной (генной) и приобретенной (социальной). По теоретическим заключениям француженки Заззо, не подвергае­мым в науке сомнению, психологические изменения в первые три года жизни ребенка по своей радикальности и значимости составляют 50% всех изменений, происходящих в жизни инди­вида. Сказываются при этом и генная наследственность, и при­обретенная в результате социально-психологических влияний родителей. Ведь родители — именно тот круг людей, в котором в первые годы почти постоянно находится ребенок и из кото­рого исходит обильный поток непрерывных и психологических воздействий на него. Волей-неволей эти воздействия трансли­руют на ребенка особенности родителей, хотя это не всегда подмечается и оценивается. Несколько простых примеров.

Мать уходит «на минутку» к соседке, оставляя грудного ребенка на попечение отца. Проходит 15, 30. 45 минут, матери нет, ребенок плачет. У отца нет надежного способа прекратить плач ребенка и он начинает действовать по правилу: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало». Происходит примечательное: отец-слесарь чаще всего берет какой-то металлический предмет и начи­нает по нему стучать молотком; отец-музыкант нажимает пальчи­ками ребенка на клавиши музыкального инструмента или пиликает под носом смычком скрипки. Схоже поступают и другие отцы, ока­зывая тем самым связанный с их собственными особенностями тип воздействий на ребенка. Далее, — ребенок в возрасте 4—6 лет, ко­гда его называют «почемучкой». Иди с отцом на улице, он задает, например, вопросы: «А что такое облака? А почему они летают? А почему они белые и круглые?». Как говорят, нужна наивность ре­бенка и мудрость ученого, чтобы задать вопрос «почему?*. Если отец не разбирается в метеорологии и по профессии, скажем, шо­фер, то для сохранения родительского престижа он что-то невразу­мительно объясняет. Ребенку непонятно, он высыпает новую серию вопросов, загоняющих отца в тупик. Но последний находит уни­версальный выход: «Если я начну тебе объяснять

по-научному, ты ничего не поймешь. Подрастешь, тогда я тебе объясню». Если же отец оказывается синоптиком, то на вопросы ребенка он отвечает толково, понятно и в детском сознании остаются полезные следы. Но вот другой вариант. Ребенок об автомашине: «А почему она едет? А почему мотор крутит? А почему бензин горит и крутит?» Отец-шофер тут уж отвечает подробно и убедительно, а синоптик в конце концов вынужден прибегнуть к пресловутому «универ­сальному выходу». Нечего уж говорить о влияниях матери и осо­бенностей ее личности. Не случайна образная мудрость: ребенок с молоком матери впитывает отношение к жизни.

Решение вопроса о соотношении врожденного (биологи­ческого) и приобретенного (социального) часто неоправданно свя­зывается с глобальным вопросом: «Чего в личности больше: био­логического или социального?». Истина же лежит в ответе на дру­гой вопрос: «О каких свойствах и качествах личности идет речь?».

При ответе на него становится ясным, что соотношение врожден­ного и приобретенного, биологического и социального не есть ве­личина, постоянная для личности. В разных свойствах и качествах их соотношение различно (рис. 4.3). Чем выше иерархический уровень психологической сферы личности, тем меньше в ней и. относящихся к ней качествах доля врожденного и тем больше из­мененного, прижизненно приобретенного, опосредованного соци­ально. Направленность и морально-психологические особенности главным образом определяют в личности ее социальное качество, а именно в них доля приобретенного в жизни безусловно доминиру­ет (в убеждениях, взглядах, жизненных целях вообще трудно найти какие-либо врожденные предпосылки).

 

 

Значит, когда речь идет о личности, а не о человеке как ор­ганизме, очевидно безусловное преобладание в ее главных свой­ствах и качествах приобретенного в холе жизни, социального.

Доля врожденного, биологического значительно выше в пси­хофизиологической сфере, темпераменте. Но психофизиология не имеет решающего значения для характеристики человека как личности, его социального качества, поведения и роли в обще­стве. Люди разных темпераментов могут быть, бывали и бывают выдающимися личностями, а одного темперамента — и выдаю­щимися, и безликими. Неслучайно поэтому некоторые теорети­ки ставят под сомнение правильность включения темперамента в структуру свойств личности.

Так сегодня решается вопрос «о двух факторах» — биологиче­ском и социальном, решается отрицанием их постоянного суще­ствования и противоборства. Есть постоянное прижизненное психологическое развитие человека на природной основе с ее преобразованием в новые, социализированные психологические структуры и свойства человека, подчиняющиеся не двум видам закономерностей, а одному, в котором уже нельзя разделить био­логическое и социальное. Это качественно иной вид закономер­ностей, находящийся на более высоком системном уровне, воз­никшем прижизненно, а значит, и при доминирующих признаках социального опосредования. Процесс прижизненного присвоения человеком социального опыта называется социализацией.Основные закономер-

ности психологического

развития личности Развитие личности и становление ее свойств –процесс закономерный и причинно развития личности чинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимо­связанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные.

Возрастные закономерностипроявляются в последовательной «Мене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, Старость. Смена возрастов связана, конечно, с биологическими Закономерностями, действующими непреклонно и вызывающи­ми изменения в организме человека, отражающиеся на его пси­хологических особенностях. Помимо чисто анатомических и зрительно наблюдаемых возрастных изменений облика челове-а, происходят изменения и в его нервной системе. Вначале это -биологическое созревание, которое у мозга завершается к 6 годам; половое — к 14—16 годам, созревание анализаторов (органов чувств) — к 17—19 годам, коры головного мозга — к 23—25. После 40 лет обычно начинается регресс в организме.

Возрастное развитие имеет и социально-психологическую причинность. Существует понятие психологический возраст, за которым стоит психологическая реальность. Например, человеку в возрасте поздней юности (17—19 лет) чаще всего свойственны типичные психологические особенности. Но есть индивиды, психологическое развитие которых может отставать или опере­жать усредненные показатели, т. е. психологический возраст может быть как у 15-летнего или как у 23—25-летнего. Бывает, что человек в молодежном или зрелом возрасте психологически выглядит стариком: опустошенный, безразличный, вялый, меч­тающий только об отдыхе и расслаблении. Бывают и старики, которые по состоянию психики и возможностям превосходят многих молодых. В подавляющем большинстве случаев это оп­ределяется не биологическими, а психологическими причинами. К. ним относятся следующие две группы закономерностей, от­носящихся к освоению индивидом богатств человеческого опы­та и самоактуалиации возможностей.

Группа социально-психологических закономерностей прижиз­ненного развития человека связывает его причинно с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны. Это состояние общества, деятельность всех ветвей власти, орга­нов управления и образования, снабжения и средств массовой информации, общественных организаций и культуры, уровня жизни и состояния преступности и др. Сильно социально-психологическое влияние родителей (особенно в детские годы; в том числе и допускаемых ими ошибок в подготовке детей к взрослой жизни), групп сверстников, школьных коллективов, психологических обстоятельств проведения досуга и т.п. С кем поведешься, от того и наберешься — верно подмечено в народ­ной поговорке. Условия могут разниться и доступностью к богат­ствам человеческого опыта: возможностью данного подростка, юноши получить желаемое образование, обучаться игре на музы­кальных инструментах, заниматься спортом, пользоваться богаты­ми библиотеками, учиться у лучших учителей, брать дополнитель­ные уроки, учиться за рубежом, одеваться по последней моде и пр.

Деятельностные закономерностипсихологического развития человека — это закономерности изменения внутренних условий под влиянием собственной активности. Активность — универ­сальный закон развития любого живого организма и его свойств.

Веществу природы он (человек — А. С)…противостоит как сила приро­ды. Для того чтобы присвоить вещество природы..., он приводит в движение принадлежащие его телу естественные сипы: руки и нот, голову и пальцы. Воздействуй посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу- Он развивает дремлющие в ней сипы и подчиняет игру этих сип своей собственной власти.

Что активно, то и развивается. Чтобы развить, например, бицепс, имеется единственный путь: упражняться в поднятии тяжестей. Если тяжести будут подниматься только правой ру­кой, то и развиваться будет только правый бицепс, а левый ос­танется хилым. Это справедливо и на уровне психики. Чтобы развить память, надо систематически упражняться в запомина­нии все усложняющегося материала; чтобы развить смелость. надо многократно попадать в условия, вызывающие тревогу, опасения, волнения, страх и пр., но вынуждающие преодолевать их; чтобы развить целеустремленность и упорство, необходимо добиваться получения требуемого результата, не отступать при встрече с трудностями, упорно преодолевать их, не отчаиваться при неудачах, заставлять себя находить новые пути и средства; чтобы стать умным, есть только один путь — решать задачи, от которых трещит голова, и т.д. Другого пути нет, ибо только на нем действует механизм интериоризации, психологического присвоения человеком любого человеческого достоинства, превращения его в достояние своей личности. Буквально по рус­ским поговоркам: «Ум — не пуговица, к голове не пришьешь», «Наука — не пиво, в рот не вольешь».

Каждый человек в любом возрасте с его психологическими достоинствами и недостатками — в значительной степени ин­тегральный продукт прошлого, всех тех активностей в играх, учебе, труде, досуге, которые он проявлял до этого. Они — в значительной степени запечатленная в его психике его биогра­фия, «написанная» особенностями его собственной активности. Человек то ли сознательно, то ли по недальновидности, то лицо беспечности, то ли по недомыслию делает себя таким, каков он есть. Это та дорога и тот результат, который он выбрал сам.

Основное отличие деятельностных закономерностей от воз­растных и социально-психологических — в том, что человек на­ходится почти целиком во власти самого себя. И если он не полностью и неправильно воспользовался этими возможностя­ми, он сам обокрал себя психологически, духовно. Для образно­сти с оговорками можно сказать, что каждый человек на 1/3 есть то, что им унаследовано от родителей, на 1/3 — то, что дали ему условия жизни и другие люди, и на 1/3 — то, что сде­лал он из себя сам.

Личность и поведение

Целостность личности

и ее поведение Личности развивается и проявляется всегда целостно, а не

почастям. В ее психике кет сфер и функций, которые бы существовали

сами по себе, самостийно, независимо от других. Они всегда элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток ее поведения, регулируемого мотивацией и други­ми свойствами личности. Они всегда личностно окрашенные, личностно определяемые, личностно санкционированные про­явления. Отношения, решения, выборы, поступки, действия — продукт не отдельных качеств, а целостной психологии лично­сти, где проявления тех или иных качеств — фрагмент целого. Ответственность, добросовестность, внимательность, человеч­ность, законопослушность и другие качества — не изолирован­ные, расположенные рядышком, а личность — не простая сумма какого-то перечня их. Поэтому:

 

• нельзя понять психологию личности, лишь определив \ нее некоторое количество особенностей, не проникнув в ее целостный внутренний мир;

• изучая и оценивая личность, следует обязательно изучать и оценивать все сферы личности и их взаимодействие. Недопустимо делать заключения и давать оценки (например, о профессио­нальной пригодности, уровне развития, причинах учебной успе­ваемости) на основе изучения только (или преимущественно) одной сферы или некоторого бессистемного количества качеств;

• интегрально оценивая совокупность выявленных особен­ностей личности, следует отдавать предпочтение оценке сфер на­правленности и операциональной, особенно первой;

• занимаясь вопросами развития (саморазвития) личности, подготовки к жизни и профессиональной деятельности, преодоле­ния отставания в развитии и имеющихся недостатков, необходимо совершенствовать все сферы личности, отдавая приоритет первой и второй. Стоит помнить, что с возрастом свойства и качества личности, уже как-то развитые предшествующими годами жизни, меняются медленнее, труднее. Наиболее податливы качества опе­рациональной сферы, труднее — относящиеся к сфере направлен­ности, очень трудно — относящиеся к психофизиологической;

• оценивая какую-то психологическую особенность личности или стремясь ее изменить (например, безволие, отсутствие интере­са к овладению профессией, невыдержанность), следует обязатель­но понять, к какой из сфер она относится, что доминирует над ней, с чем она взаимодействует, и системно решать проблему. Не­возможно развивать личность по частям, например, сначала сфор­мировав дисциплинированность, потом память, потом человеч­ность и т.п. Никакого успеха не достигнуть, если пытаться изоли­рованно развивать какое-то качество, например, добросовестность. Сколько бы ни придумывать мер, прицельно рассчитанных на это, ничего не получится, если не затронуть и не изменить одновре­менно переплетенные с этим стремление к повышению своего профессионализма, понимание значимости глубокого и прочного усвоения содержания образования для будущих успехов в жизни, проявление самокритичности и требовательности к себе, упорства и трудолюбия и др. Личность поднимается на новый, более высо­кий уровень своего развития как бы «общим внутренним фрон­том». Изучая и оценивая личность, важно определять динамику: что в каком направлении и как в ней меняется, каковы перспективы и возможности дальнейших изменений.

Личность, поведение

и внешние условия Значение свойств и качеств личности в ее поведении огромно, однако нельзя пони­мать имеющиеся тут зависимости механистически, однозначно. Мнение, что поступки и действия всегда и однозначно определяются ими, такая же крайность, как и противоположное: «поведение целиком определяется обстоя­тельствами». В действительности, свойства и качества обуслов­ливают определенный, типичный для данной личности характер поведения и действий в разных ситуациях, которые вместе с тем в большей или меньшей степени имеют и элемент ситуативности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева положила начало преодолению одностороннего представления о деятельности, как детерминированной только личностно, и о личности, как (закрытой системе, психология которой детерминирована только ,изнутри. Б.Ф. Ломовым была справедливо отмечена недопусти­мость психологического понимания личности и ее деятельности вне движения в системе социально-психологических влияний. А.В. Петровским была показана созерцательная односторон­ность рассмотрения окружения только как поля приложения ее сил, не оказывающего, якобы, на нее обратного влияния.

Фундаментальная психологическая закономерность такова: внутренние причины действуют через внешние условия (рис. 4.4).

Один и тот же человек в разных ситуациях может действо­вать не совсем так, как можно было бы ожидать, исходя из зна­ния его свойств и качеств. В поступках и действиях человека интегрируются одновременно действующие силы: его свойств и качеств, активности, с которой он «вошел» в ситуацию (осу­ществляемой деятельности, психического состояния), и реакции на

 

ее особенности (понимания, изменения психического состояния, сделанного ситуативного выбора: продолжать действия, скор­ректировать их, прекратить, действовать ситуативно). Такая сложная детерминация нередко объясняет неадекватные поступ­ки и реакции, по содержанию и силе выглядящие не характер­ными для данной личности и неожиданными. Таким образом, верна не простая и, казалось бы, очевидная формула «личность — поведение», а более сложная «личность деятельность си­туация (условия) поведение»,

И об условиях. Нельзя психологически понимать их как не­зависимые от активности личности, как некую ширму, которая окружает ее. Во-первых, человек сам выбирает условия. Он, на­пример, может войти вкомпанию любителей выпивать спиртное, а может избрать иную, может расхаживать ночью один по улицам, а может сидеть дома. Во-вторых, своим поведением он сам создает себе условия. Скажем, два студента, обучающиеся и одной и той же учебной группе, вроде бы, находятся в одинако­вых условиях, но это не так. Для добросовестного, хорошо успевающего студента эти условия психологически комфортны (он доволен, его хвалят, поощряют, ставят в пример, к нему обра­щаются товарищи за консультациями и помощью и т.п.), а для двоечника, нарушителя учебной и бытовой дисциплины они, напротив, дискомфортны (ему внушают, его критикуют, преду­преждают, обсуждают, он не пользуется авторитетом и пр.). В-третьих, личность может не мириться с условиями, а созда­шь для себя более благоприятные.

Таким образом, актуальная психология личности в конкретных f ситуациях, ее цели, мотивы, мысли, отношения, действия и прочее ' не абсолютно статисты. Она — продукт не только ]) прошлого, но и 2) актуального настоящего и даже 3) предвосхищаемого будущего (ожидаемые личностью изменения ее жизнедеятельности). Остава­ясь в основном сама собой, психология человека вместе с тем и не совсем та в каждый данный отрезок времени. Это надо знать при анализе поступков человека, а также при выработке воздействий на него, используя влияние фактора условий.

Вопросы и задания для самопроверки и

Размышлений

1. Что имеют в виду, когда говорят о конкретном человеке как о личности?

2. Назовите основные психологические сферы личности и дайте их системную характеристику.

3. Нарисуйте на листе бумаги схему основных (базовых) свойств личности, а также компонентов каждого их них.

4. В чем психологические различия индивидуальности лич­ности и индивидуализма?

5. Каково соотношение врожденного и приобретенного в человеке? Какие доводы можно привести в обоснование решающей роли приобретенного, носящего социальный характер, и какие для обоснования противоположного

6. Дайте психологическую характеристику влияния внешних условий и собственной активности человека в его психо­логическом становлении как личности.

7. Каковы возможности развития и саморазвития личности в любом возрасте?

8. Прокомментируйте формулу одной из важнейших психо­логических закономерностей: внутренние причины дей­ствуют через внешние условия.

Литература

1. Абульханова-Славская КА. Деятельностьи пси: - М., 1980.

2. Бодшев А.А. Психология личности. — М., 1988.

3. Введение в психологию/ Под. общ. ред. проф. А.В. Петровс­кого. - М., 1996.

4. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. — М., 2000.

5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М, 1987.

7. Мерлин ВС. Очерк теории темперамента. — М., 1964.

8. Мерлин B.C. Психология индивидуальности — М., Воронеж, 1996.

9. Мухина B.C. Детская психология. 2-е изд. - М, 1999.

10. Организация и эффективность правового воспитания. — М., 1983.

11. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000.

12. Слобадчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антро­пологии. Психология человека: введение в психологию субъек­тивности. - М-, 1995.

13. Сабчик Л.Н. Характер и судьба. — М., 1997.

14. Сташренко ЛД. Основы психологии. Изд. 3-е. — Ростов н/Д., 1999.

15. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.

16. Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. /Ред.—сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 1999.

17. Шадриков В.Д. Способности человека. - Воронеж, 1997.

18. Шадриков В.Д. Духовные способности. - СПб., 1997,

 

 

Глава 5



Просмотров 1069

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!