Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста



Связи профессио-

нальной деятельности

с вопросами психоло

гии и педагогики. Современный образованный специалист в любой сфере жизни общества — политической государственного управления, хозяйственной, рынка, финансовой, образователь­ной, правовой, инженерно-технической, ме­дицинской, сервиса и других — не может и не вправе решать свои проблемы в отрыве от проблем и потребностей жизни других людей, их общностей и народа, страны в целом. Это обу­словлено объективно общественным характером труда.

Есть четыре области соприкосновения большинства видов профессиональной деятельности с проблемами человека, опре­деляющими необходимость использовать положения и рекомен­дации психологии и педагогики.

Первая область соприкосновения связь с гуманитарными, психологическими и педагогическими аспектами внешней среды. Специалисту надо понимать зависимость от них, понимать и влияния, которые оказывает на них его профессиональная дея­тельность, хотеть и уметь оказывать социально благоприятные влияния. Внешняя среда — не только материальные объекты и условия, но и социальные, человеческие. Работник, ориентиро- ванный на меркантильные интересы достижения «чисто профессионального» результата («профессиональный технарь»), думающий только о личной выгоде, приносит людям, стране, природе больше вреда, чем пользы. Побочные и отсроченные негативные результаты его деятельности часто проявляются как социальные, психологические, педагогические (возникают и нагнетаются отрицательные настроения у людей, чувства не­справедливости и неравенства, массовые недовольства, кон­фликты, утрачивается вера в идеалы и ценности общества, рас­пространяются пьянство и наркомания, миграция населения, растут преступность, заказные убийства и др.) и техногенные (загрязнение среды, возникновение аварий и катастроф, рост их числа, нанесение вреда здоровью людей, снижение темпов технического прогресса, устаревание оборудования и пр.) последст­вия (результаты), которые в свою очередь негативны для людей. Эти последствия обычно много масштабнее, глубже и устойчи­вее, чем частный сиюминутный «профессиональный успех». Опыт новой России 90-х годов содержит многочисленные при­меры, когда люди, с пафосом именовавшие себя «технарями», «профессионалами», «демократами», «гуманистами», горячими сторонниками «свободы слова», на самом деле приносили стра­не и народу бедствия и страдания, порождали новые и более сложные социальные и человеческие проблемы своими соци­ально, психологически и педагогически непродуманными, не­расчетливыми, авантюрными действиями. Для общества, про­возгласившего своим исходным принципом заботу о каждом человеке, такое совершенно нетерпимо. В эпоху лавинообразно ускоряющегося научно-технического прогресса многие новации в экономике и техносфере становятся опасными для людей и существования человечества вообще, а поэтому гуманитарные вопросы профессиональной деятельности приобрели огромное значение.

Внешняя среда — это всегда и конкретные люди, особенно­сти населения (в том числе психологические и педагогические). Они — пользователи услуг профессиональной деятельности спе­циалиста (например, врача), покупатели его продукции, объекты внимания и воздействий (например, сотрудника правоохрани­тельного органа) или. партнеры, конкуренты. Надо понимать их особенности, умело строить общение и взаимоотношения с ни­ми, ладить с партнерами.

Вторая область соприкосновения — профессиональные проблемы, вызывающие необходимость использования рекомендаций и ме­тодов психологии и педагогики в профессиональной работе. Понять глубоко политические, экономические, управленческие, право­охранительные, производственные и иные проблемы невозмож­но, не понимая людей в совокупности их особенностей, не умея выявлять и оценивать их психологические и педагогические особенности — интересы, желания, характер, образованность, подготовленность к тем или иным вопросам. Зачастую при ре­шении профессиональных проблем приходится решать задачи мотивирования людей, возбуждения интереса, повышения их профессионализма, урегулирования взаимоотношений, прибе­гать к убеждению, разъяснениям, показу и использовать другие методы.

Третья область соприкосновения влияние на деятельность профессионала и ее результаты его собственных психологических и педагогических особенностей — психологических свойств и ка­честв, убеждений, интересов и потребностей, образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионального мас­терства и опыта и др. Эта зависимость очевидна и прямо пропор­циональна: чем более всесторонне и лучше подготовлен специа­лист, тем выше успехи его профессиональной деятельности.

Четвертая область соприкосновения влияние на деятель­ность специалиста и ее результаты личных качеств и профессио­нализма других сотрудников организации, коллег по совместной работе и его собственного мастерства взаимодействия с ними. В подавляющем большинстве профессиональный труд — это не труд одиночки, а труд совместный. Трудовые группы, коллекти­вы — это тоже не сборища одиночек, а групповые субъекты дея­тельности, в которых действия каждого должны быть умело со­размерены с действиями других, а итоговый продукт — коллек­тивный продукт, который не создается трудом одного, пусть са­мого классного специалиста. Психология групп, настроения и взаимоотношения в них, мастерство взаимодействия, трудовая дисциплинированность и добросовестность — все, что изучают психология и педагогика, имеет здесь важнейшее значение. Ка­ждый специалист должен обладать умением трудиться в коллек­тиве, правильно строить взаимоотношения с коллегами, обла­дать навыками делового общения.

Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят его в зависимость от различных проявлений их и в свою очередь влияют на них. Это требует от специалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики,а также конкретной профессионально-психологической и профессио­нально-педагогической подготовленности. Значение этих компо­нентов в профессионализме современного образованного специали­ста особенно важно в период происходящих в российском обществе радикальных социальных и экономических перемен.

Психология

и педагогическая

подготовленность спе-

цалиста-выпусника вышей школы

Можно утверждать, что успех в жизни и профессиональной деятельности человека других причин зависит от того, понимает ли он роль и влияние факторов, высшей школы относящихся к психологическим и педа­гогическим, насколько глубоко понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обес­печивающих жизненный и профессиональный успех психологи­ческих и педагогических результатов. Это определяется наличи­ем у него психологической и педагогической подготовленности. Каждый из этих взаимосвязанных видов имеет общую состав­ляющую, нужную образованному человеку для достойной жиз­ни, и профессиональную, нужную для успеха в избранной трудо­вой деятельности. Их компоненты — конкретизация дидактиче­ских единиц «Государственных образовательных требований (Федеральный компонент) к, обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы».

Психологическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы как минимум включает:

 

а) общую психологическую подготовленность:

• знание предмета психологической науки; системы ее науч­ных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и дея­тельности;

• знание основ методологии психологической науки и мето­дов, доступных к использованию в жизни и деятельности;

• представление о природе психики человека, связях с физио­логией высшей нервной деятельности, закономерностях развития;

• знание основных психических явлений, процессов, ка­честв, состояний, свойств личности;

• знание роли и закономерностей освоения опыта предшест­вующих поколений людей, сознания и самосознания в поведе­нии, деятельности, формировании личности;

• представление о психологии групп, социально-психологичес­ких механизмах и закономерностях их формирования и функцио­нирования, особенностях поведения человека в группах, межлично­стных отношениях в быту и организованном коллективе;

• представление о психологии современного общества, про­блемах и путях создания гуманного, демократического, правового общества;

• убежденность в необходимости личной активной граждан­ской позиции и использования психологических возможностей в достижении жизненного успеха, самореализации и самоутвер­ждении в условиях современного общества, использования пси­хологических предпосылок цивилизованной реализации своих прав и свобод, морального и правомерного поведения, построе­ния отношений палов и учета психологии семейной жизни;

• умение давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации, решения, поступка;

• умение интерпретировать свои особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции и саморазвития качеств;

• умение осуществлять выборы оценок, отношений, реше­ний и поступков, выводя свое мышление и мотивы из-под влия­ния ограниченных рамок сиюминутных интересов и желаний;

• умение пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств, общения, наблюдения;

• проявление зарождения психологического мышления, ин­тереса и установки к использованию данных психологии в своей жизни, убеждения в необходимости расширять и углублять свою психологическую подготовленность;

б) профессионально-психологическую подготовленность — это:

• знание психологических особенностей труда, трудового коллектива;

« умение усматривать психологический аспект в различных трудовых ситуациях, профессиональных решениях, оценивать его значимость, учитывать при разработке путей повышения эффек­тивности труда;

• умение создавать психологические условия для эффектив­ного личного труда а образовательном учреждении;

• умение психологически обоснованно определять способы личного поведения в различных ситуациях, возникающих в тру­довом коллективе;

• умение отбирать психологические приемы и действия, повы­шающие эффективность решения типовых профессиональных задач;

• владение элементами психологической техники управле­ния и работы с подчиненным персоналом;

• умение определять психологические пути профессиональ­ного развития своей личности;

 

• установка на непрерывное расширение и углубление своей профессионально-психологической подготовленности.

Педагогическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы — это как минимум:

а) общая педагогическая подготовленность:

знание предмета педагогической науки, системы ее науч­ных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и дея­тельности;

• знание основ методологии педагогической науки и мето­дов, доступных к использованию в жизни и деятельности;

• знание основных категорий педагогики и понимание обо­значаемых ими педагогических явлений;

• знание основных педагогических закономерностей, принци­пов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов форми­рования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни;

• понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, само­реализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окруже­нии от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действи­тельном состоянии и совершенствовании;

• знание педагогических взаимосвязей личности и коллекти­ва, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах лично­сти и других людей;

• представление о педагогических основах образования, вос­питания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, право­вом обществе с рыночной" экономикой;

• ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни;

• представление о психологических и педагогических пред­посылках обеспечения здорового образа жизни, подготовки к по­ведению в экстремальных жизненных ситуациях;

• умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитатель­ных ситуаций;

• умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его об­разованности, воспитанности, обученности и развитости;

• умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированности личности, ее достоинств и педагогической запущенности;

• умение выявлять педагогические возможности различных ситуаций жизни и работы с личностью;

• умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагоги­ческое поведение, подготовка и принятие педагогического реше­ния, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.);

• умение обоснованно разрабатывать систему основных пе­дагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, рабо­ты с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития;

• умение осмысленно, элементарно корректно и педагогиче­ски эффективно строить свое учение в образовательном учрежде­нии и осуществлять самоформирование личности;

• проявление зарождения педагогического мышления, инте­реса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремления продолжать расширять и углублять свою пси­хологическую подготовленность;

б) профессионально-педагогическая подготовленность включает;

• понимание зависимости эффективности и результатов тру­да от сформированности каждого и всех педагогических свойств личности;

• знание педагогических основ управления;

• знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях;

• понимание педагогических влияний различных обстоя­тельств профессиональной деятельности на личность, умение оп­ределять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также элементарно учитывать все это при самоорга­низации своей деятельности и выполнении функций управления;

• умение в основе педагогически корректно готовить и про­водить занятия с персоналом по профессиональным вопросам;

• желание далее совершенствовать свою профессионально-педагогическую подготовленность.

Этот основательный минимум психологической и педагогиче­ской подготовленности всякого образованного человека, студен­та-выпускника, без которой он останется дилетантом, достижим лишь при достаточном выделении учебного времени на изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика», правильном сочетании различных форм занятий и методов, образцовом ис­пользовании преподавателем интенсивных педагогических техно­логий, должном внимании к практичности, активном учении студентов и его обеспечении учебной литературой, привлечении их к научно-кружковой и учебно-исследовательской работе.

Основные виды

Психологтческой

И педогогической под-

готовки Изучение психологии и педагоги в системе профессионального образования на его разных уровнях и ступенях естественно не может быть абсолютно стандартным, а должно осуществляться дифференциро­ванно. Этот императив задается не директивами, а объективны­ми требованиями профессии, к которой готовятся студенты. В частности — особенностями областей и степенью соприкосновения конкретной профессиональной деятельности с психологией и педагогикой. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно четыре основных вида подготовленности специалистов и необходимой подготовки их.

Первый видобязательная минимальная психо­логическая и педагогическая подготовки. Она необходима любому образованному человеку, для любой профессиональной деятельно­сти. Нет таких людей и профессий, которые были бы не связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологи­ческой и педагогической природы, не зависели от их решения, не оказывали то или иное психологическое и педагогическое влияние на других людей. Именно этой объективной связи и от­вечает минимальная подготовка, цели, задачи и предназначение которой рассмотрены выше.

Второй вид углубленная функциональная психо­логическая и педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями имеют и психоло­гическую или педагогическую функцию или обе в одинаковом илиразном соотношении. Выполнять такую функцию, значит вести в профессиональной деятельности особую линию работы, ори­ентированную на достижение определенного психологического или(и) педагогического результата, который выступает необхо­димым условием достижения высокого специального, специфического результата. Кроме того, она имеет и самостоятельную социальную, гуманную, индивидуальную ценность. Такая функ­ция объективно необходима в политической деятельности, управленческой, юридической, деятельности социального ра­ботника, работе с персоналом, в средствах массовой информа­ции и печати, маркетинговой, рекламной деятельности и многих других. Правильно говорят, что врач должен лечить не болезнь, а больного. Помимо применения общеукрепляющих организм средств это предполагает и проведение психологической и пе­дагогической работы: формирование полного доверия больного к врачу, укрепление его веры в безусловное выздоровление, поддержку его в бодром состоянии, психологическую помощь в перенесении страданий, обучение способам повеления при бо­лезни, самоконтроля за своим состоянием и др. Не случайно в медицинских образовательных учреждениях изучается дополни­тельно медицинская психология. Другой пример: в образова­тельных учреждениях юридического профиля с 1907 г. изучается помимо обшей психологии еще и юридическая, а в некоторых — еще и юридическая педагогика. В любой профессиональной деятельности надо видеть человека и проявлять к нему не «инструментальный» подход (т. е. не относиться к нему как к инструменту, средству в своих руках для достижения личных целей), но как к личности, требующей понимания, уважения и учета его интересов.

Третий виддополнительная образовательная психологическая или педагогическая подготовка. Немалое число профессий, по названию не являющихся психологическими или педагогическими, по существу основного объекта своих воздей­ствий, главным целям и задачам, методам и результатам, кото­рые должны достигаться, являются по преимуществу психологиче­скими или педагогическими, разновидностью их. К ним следует отнести, например, преподавателей высшей школы, работников учебных отделов и деканатов, часть работников кадровых аппа­ратов, работников профилактических служб правоохранитель­ных органов, сотрудников органов исполнения наказаний Ми­нистерства юстиции и др. Их образование должно сочетать спе­циальное и юридическое.

Четвертый видосновное (базовое) психологиче­ское или педагогическое образование. Оно необходимо специали­стам высшей квалификации, занимающимся профессионально пси­хологической или педагогической деятельностью. Это учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи-практики, социальные педагоги, консультанты и эксперты по проблемам психологии и педагогики, сотрудники психологиче­ских и педагогических служб, лабораторий профессионального отбора и обеспечения учебного процесса, научно-исследова­тельских учреждений и др.

Рассмотрение трех последних видов подготовки выходит за рамки учебной дисциплины «Психология и педагогика» как обязательного минимума.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

1. Каковы цели и задачи изучения курса «Психология и пе­дагогика» в профессиональном вузе?

2. Приведите и обоснуйте психологические и педагогиче­ские функции изучения данного курса.

3. Обоснуйте необходимость и актуальность научного под­хода к решению психологических и педагогических про­блем жизни и деятельности в современных условиях.

4. Какими возможностями располагают психологическая и педагогическая науки в решении человеческих проблем?

5. Раскройте связи профессиональной деятельности с во­просами психологии и педагогики, прокомментируйте четыре области их соприкосновения.

6. В чем заключается психологическая подготовленность специалиста — выпускника высшей школы?

7. В чем заключается педагогическая подготовленность спе­циалиста — выпускника высшей школы?

8. Чем обусловлена необходимость четырех основных видов психологической и педагогической подготовки специали­стов, чем они различаются? Какой вид подготовки, по вашему мнению, необходим в вашей профессии?

 

 

Литература

Раздал I. Психология и педагогика; основы

1. Бадмаев Б.Ц- Психология: как ее изучить и усвоить, — М, J997.

2. Брайан С. Общество и образование. — М., 1989.

3. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. Жу­равлева В.И. - М, 1990.

4. ГлиссД., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и пси­хологии. — М., 1976.

5. Закон РФ «Об образовании». — М., 1996.

6. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании», — М.. 1996.

7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

8. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-е изд. — М., 1999.

10. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд. — М., 1997.

11. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. — 3-е изд.— М., 2000.

12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического иссле­дования. - М., 1986.

13. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования,— М., 1991.

14. Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М„ 1991.

15. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 1990.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. — М., 1990.

Глава 2



Просмотров 759

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!