Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психология и педагогика жизни в современном обществе



7.1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества _

Психологические и

педагогические явле-

ния в жизни общества Общество- большая социальная система, живой, закономерно развивающийся и саморегулирующийся социальный организм. Параллель между организмом и обществом проводится в науке начиная с трудов Аристотеля. Такое сравне­ние связано с пониманием общества не как сборища самостоя­тельно живущих людей, но как целостности, обладающей свои­ми материальными и духовными законами.

Общество, по определению, — сложившаяся на определен­ной территории и процессе исторического развития общность больших и малых групп людей с определенными организацией, властью, типом связей и отношений. Люди в этой общности не абсолютно свободны в своей жизни и поступках. Жить в обще­стве, среди людей и быть свободным от них невозможно. Жизнь, деятельность, поступки, благополучие, будущее каждого человека неизбежно испытывают влияние особенностей общест­ва, в котором он живет.

Государство — орудие политической власти, используемое для организации общества, распределения и потребления мате­риальных и духовных благ. Оно реализует власть с помощью системы органов и учреждений, силы права (законодательного установления обязательных норм и правил поведения, их санк­ционирования, зашиты и уголовного преследования за наруше­ния), аппарата принуждения (армия, полиция и др.) и иных средств. Оно играет роль «внешней» силы, связывающей обще­ство в единую целостность и придающей ему определенную ди­намику развития. Но только такими силами задачу организации и развития общества не решить, о чем свидетельствует опыт то­талитарных режимов разных государств, в том числе иРоссии. Еще Ф. Вольтер писал:

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.

Решающую роль в сплоченности, жизни и прогрессе обще­ства играют внутренние силы «сцепления»: общее прошлое и будущее народа, интересы и чаяния, идеалы и мнения общно­стей и групп, их потребности и ожидания, традиции и обычаи, мораль и привычки, тип и уровень культуры, образования, обу­чения, развития, религиозные верования и др. Очевидно, что важную роль во внутренних силах сцепления, жизни и развития общества играет его психология и педагогика.

Психологическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов развития обществавключает комплекс взаимо­связанных массовых психологических феноменов;

обыденное сознание населения — житейская психология, уп­рочившаяся, привычная система взглядов, убеждений, потребно­стей, отношений, ожиданий, намерений, исторически сложив­шаяся в опыте жизни предшествующих и живущего поколений под влиянием побед и поражений, успехов и неудач, преодолен­ных и непреодолимых трудностей, оправдавшихся и несбывших­ся ожиданий и надежд, радостей и горестей, удовлетворенных и неудовлетворенньгх потребностей, согласия и несогласия с про­исшедшим, происходящим и предвидимым будущим в личной жизни, обществе, государстве;

степень понимания и одобрения населением идеологии и прак­тики общественного устройства, разрабатываемой и реализуемой властью, поддержка или неодобрение, сопротивление осуществ­лению предпринимаемых ею мер;

тип психологических отношений людей, групп к. обществу, го­сударству, власти, политике, задаваемый (находящий отражение в психологии людей и групп) типом экономических отношений и политического устройства общества;

морально-психологический климат в обществе, связанный с преобладающими общественным мнением и настроениями;

взаимоотношения больших и малых групп общества: классов, слоев, политических и общественных движений, этносов и нацио­нальностей, профессиональных трупп, разных возрастных поколе­ний, характер взаимоотношений, их благоприятность для жизни и деятельности или внутренняя противоречивость, напряженность и внешняя конфликтность, противоборство, столкновения;

менталитет российского народа, национальный характер;

любовь населения к России, гордость за ее историю, россий­ское гражданство и вера в будущее, их реальные проявления в жизни и деятельности;

удовлетворенность населения обеспечением прав и свобод, организацией, уровнем и безопасностью жизни;

удовлетворенность деятельностью правительства, государ­ственных органов и учреждений, степень доверия к их честному служению народу и интересам России, их авторитет;

гражданскую активность населения в упрочении или пере­устройстве общества и государства или, напротив, в выражениях массового несогласия, протеста, противоборства тому, с чем оно не согласно, что ему не нравится, что не выгодно, не приемлемо;

систему работы с молодым поколением граждан, обеспечи­вающую их качественную социализацию, полноценное психоло­гическое формирование личности;

степень распространенности в обществе негативных обыча­ев, традиций, привычек — курения, пьянства, наркомании, кри­минальной субкультуры;

авторитет науки в обществе, его структурах, государствен­ных органах и учреждениях, психологической науки, в частности. степень использования ее возможностей, рекомендаций, техно­логий в широкой практике;

состояние психологической науки и степень ее ориентирован­ности на практическое служение обществу и гражданам, на по­мощь в преодолении трудностей жизни и развития общества, ко­личество и качество специалистов-психологов и соответствующих организаций (психологических научных учреждений, практиче­ских психологических служб, консультационных пунктов, лабо­раторий, практикующих психологов и др.) в обществе и эффек­тивность их помощи практике;

степень научно-психологической подготовленности населения и особенно его групп (психологических коллективов, аппаратов госслужбы, управленческих, кадровых, юридических, журналист­ских, культуры и досуга, родителей и др.).

Педагогическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов развития общества в свою очередь включает:

уровень образованности, воспитанности, обученности и раз­витости населения',

систему формирования обществом определенного типа лично­сти гражданина, ее воспитания (прежде всего патриотического, гражданского, нравственного, трудового, правового);

систему образования и ее эффективность, поддержку госу­дарством и обществом, стремление населения к постоянному по­вышению своей образованности и профессионализма;

систему специальной педагогической работы с молодежью, охватывающую все аспекты ее жизни, учебы, труда, досуга, обес­печивающую качественную педагогическую социализацию, само­реализацию и самоутверждение в начальный период жизни;

организацию педагогического всеобуча в целях повышения педагогической подготовленности всех категорий населения, так или иначе связанных с решением педагогических задач, путем включения педагогических дисциплин и курсов в учебные планы образовательных учреждений, в подготовку будущих родителей, родителей школьников, менеджеров, практиков, переходящих на преподавательскую работу;

организацию системы педагогической помощи и консультиро­вания путем создания специальных служб, пунктов, деятельности практикующих специалистов-педагогов;

- организацию педагогической пропаганды — распространение педагогических знаний с помощью периодической печати, средств массовой информации, издание популярной научно-педагогической литературы, лекций для различных категорий населения на пред­приятиях, в учреждениях, по месту жительства и др.;

социально-педагогические влияния образа жизни основных групп населения;

социально-педагогические влияния деятельности государст­венных, силовых, хозяйственных, информационных структур, уровень педагогической подготовленности их кадров;

народную педагогику — сложившуюся в опыте народа сово­купность педагогических представлений и накопленного опыта, воплощенных в образах народного героя и умельца, в традициях, обычаях, привычках, умениях подготовки молодой смены, обес­печения преемственности поколений, в устном народном творче­стве (народных преданиях, песнях, сказках, пословицах и пого­ворках, народных загадках и т.п.);

семейную педагогику — практическое состояние педагогиче­ской работы в семье, использование помощи профессиональных педагогов- гувернеров;

состояние педагогической науки и степень ее ориентирован­ности на практическое служение обществу и гражданам, на ре­шение актуальных общественных проблем;

количество и качество педагогических кадров.

Психология и педагогика

в решении проблем

современного

российского общества Теоретически корректно говорить о полезности существования системы психологиче­ского и педагогического обеспечения жизни и

гика в решении про­блем современного российского общества развития общества. Но такой системы как особой управляемой целостности нет, и во многом поэтому психологическая и педагогическая компоненты в жизни общества разрозненны, неполноценны, некоторые во­все отсутствуют (например, система специальной педагогиче­ской работы с молодежью, система педагогического всеобуча, система педагогической пропаганды, система педагогической помощи и консультирования и др.).

Но было бы несправедливо говорить только о недостатках. У нас высокоразвитые психологическая и педагогическая науки, даже превосходящие по ряду показателей мировой уровень. В России качественная система образования: российские школь­ники неизменно находятся среди победителей разных международных конкурсов, ученые и специалисты ценятся за рубежом, высок уровень образованности и профессионализма рабочих кадров. Российский народ и его интеллигенция отличаются раз­витый творческим потенциалом, достижениями в разных видах искусств (например, в народных промыслах, балетном и музы­кальном искусстве), бережным отношением к национальной культуре, способностью стачиваться, мобилизоваться, действо­вать решительно, бескорыстно, с великой самоотдачей и само­отверженностью перед лицом опасностей, угроз, неудач. В многовековой общей судьбе народов России сложилось нацио­нальна дружелюбие. В национальном характере со времен княжеских междуусобиц и татаро-монгольского нашествия вы­рабатывались общинность, привычка действовать сообща, осуж­дение раскольничества, сепаратизма и индивидуализма. Немало и других достоинств, которые составляли и составляют основу силы, мощи и величия России, заслуживают бережного сохра­нений и приумножения.

Слабости психологически и педагогической сфер общества нуждаются в целенаправлен- ном преодолении в интересах благо­получия граждан, ускорения темпов общественного развития, профилактики болезненны явлений, излишних трудностей, расходе и потерь на этом :у.4ти. В качестве первоочередных мер, реальных в условиях испытываемых государством финансовых трудностей, заслуживают обсуждения и практической реализа­ции следующие:

а) общие:

- расширение сферы психологических и педагогических ис­следований с первоочередным вниманием к социально-психологическим, социально-педагогическим, прикладным, акту­альный» связанным с соответствующими потребностями, слабо­стями и трудностями соврем иной жизни общества, его граждан и особенно молодежи;

-достижение положение когда в образовательных учрежде­ниях всехуровней и ступеней в равной степени эффективно реа­лизуются все педагогические пункции — образовательная, воспи­тательна, обучающая, развивающая с обязательным принятием мер по улучшению самоформирования обучающихся;

• повышение уровня общей и профессиональной психологи­ческой и педагогической подготовленности всех студентов путем дополнения существующей учебной дисциплины «Психология и педагогика» профессиональными разделами либо особыми дис­циплинами специализации;

• повышение профессионально-психологической и профес­сионально-педагогической подготовленности всех сотрудников государственной службы и всех работников управленческого тру­да, экономистов, юристов, социальных работников через систему послевузовского образования, курсов повышения квалификации, занятий по месту работы, консультирования;

• правовое, управленческое, кадровое, учебное обеспечение повсеместной гуманизации профессионального труда, безуслов­ного выполнения всех положений законов о труде, защиты прав работающего человека, компетентной работы с людьми и реали­зации при этом психологической и педагогической функций. Действенной мерой на этом пути может стать введение в штаты специалистов-психологов и педагогов, повсеместное создание соответствующих служб;

• решительное улучшение реализации социально-психологи­ческой и педагогической функций телевидением, радио, газетами и журналами;

• предусмотрение, как это существует в практике развитых стран, обязанности образовательных учреждений оказывать по­мощь местным органам власти (по территориальному признаку), проводя по их заявкам исследования по профилю образователь­ного учреждения, разработку предложений, консультирование, чтение лекций населению, организацию работы общественных формирований и пр., в том числе по психологическим и педаго­гическим проблемам;

• заполнение на книжном рынке вакуума научно-прак­тической литературы по различным направлениям социально-психологической и социально-педагогической работы;

• максимальное использование возможностей психологии и педагогики для подготовки всех категорий населения к жизни в новых общественных условиях гуманизации, демократизации, рыночной экономики, создания правового общества;

б) психологические:

увеличение числа специалистов с психологическим образо­ванием, занимающихся психологической практикой. В развитых странах Европы и Америки психолог считается так же необходимым, как и врач, и их число выражается пропорцией 1 на Ш 1500 человек, а в России их сейчас один на 20000;

- создание психологической службы в системе исполнители ной власти, ведомствах и крупных организациях;

в) педагогические:

• создание разветвленной системы педагогической помощи и консультирования для всех категорий населения и нуждающих­ся в ней с использованием при этом государственных форм и возможностей общественных инициатив, спонсорства, студентов старших курсов педагогических образовательных учреждений;

• организация постоянно и эффективно функционирующей системы педагогической пропаганды;

• максимальное уменьшение вероятности педагогически безграмотного воспитания детей в семье.

Жизнь общества диктует и необходимость постоянной реа­лизации психологически и педагогически ориентированных мер комплексного характера — государственного, управленческого, общественного, корпоративного, информационного и лр. Так, социологические опросы и социально-психологические иссле­дования общественного мнения и настроений населения свиде­тельствуют о неспокойном, не определившемся состоянии их. Людей беспокоят многие вопросы происходящих государствен­ных и общественных перемен, на которые никто не спешит дать ясные и четкие ответы. Характерны такие суждения (по мате­риалам исследований):

• «За рубежом приходят к выводу, что классический капита­лизм устарел. Более эффективными оказались общественные сис­темы, построенные на идеологии социал-демократии (Швеция, Голландия, Бельгия). Почему же мы начали копировать у себя капитализм, причем в самой несовершенной, «дикой» форме да­леких времен, когда никакой демократией и правовой справедли­востью даже не пахло?»;

• «Читал, что только социалистическая общенародная собст­венность и только капиталистическая частная собственность — это крайности, которые, как всегда, не самые хорошие основы общества. Лучший вариант — сочетание государственной и част­ной собственности, плановой и рыночной экономики. Почему же мы строим рыночную экономику?»;

• «Было бы понятно, если в частные руки отдали бы всякие вспомогательные дела — сервис там, выпечку хлеба, парикмахерские. А то отдали самое ценное, самое доходное — земные богат­ства, народное достояние: нефть, газ, элетричество. Теперь пра­вительство только тем и занято, что упрашивает «новых русских» поделиться хотя бы частью многомиллиардных доходов — запла­тить налоги. А ведь могло бы иметь все 100 процентов доходов и использовать их на пользу всех. Кто до такого додумался?»;

• «Создали государство, которое кроит свой бюджет из на­логов. Какой коренной вопрос свербит мысли чиновников? Как повысить налоги! Налоги на все — кроме пока воздуха. Развитие экономики, повышение уровня жизни народа — проблемы, ко­торые их просто не могут беспокоить. Разве у такого государства может быть хорошее будущее?»;

- «Демократы пришли к власти на критике льгот, которыми пользовались функционеры КПСС, что было поддержано наро­дом. И что же? Сами окружили себя такими льготами, которые и не снились прежде! Где же справедливость, порядочность, чест­ность, принципы?»;

• «Разве бананы в банановой республике стоят столько же, сколько во всем мире? Почему же мы — крупнейшая нефтяная и газовая держава, мировой поставщик — все время повышаем у себя пены на бензин, мазут, газ, подтягивая их к мировым? За ними и все цены растут»;

«О каких достижениях «свободы слова» шумят все время СМИ? Разве можно считать ею возможность одних и тех же лиц, захвативших микрофоны и экраны, говорить, что заблагорассу­дится? Демократия предусматривает свободу слова для всех. У меня и мне подобных простых граждан свобода слова только од­на — говорить на кухне. Пока мы не будем иметь равную воз­можность говорить с экрана, высказывать свое мнение на стра­ницах газет, никакой свободы слова нет».

Обилие и распространенность таких и им подобных суждений в общественном мнении свидетельствуют о том, что политика государства и правительства плохо разъясняется людям. Опыт цивилизованных стран учит, что любые серьезные акции в стране предваряются психологической подготовкой населения, рассчи­танной на их доброжелательное восприятие, понимание, под­держку. То же должно делаться и у нас.

Каждый обладающий властью, средствами и возможностями влиять на других людей обязан быть патриотом своей страны, думать о благополучии народа, быть озабоченным пониманием своих действий людьми, не нагнетать недовольства, участвовать в развитии движения к цивилизованному во всех отношениях обществу, в решении психологических и педагогических про­блем на этом пути. Об этом следует помнить и всем занимаю­щимся частным предпринимательством. Исследования, да и обыденная жизнь, свидетельствуют о существующем в народе негативном имидже бизнесмена, «нового русского». Представ­ление о нем, как о хапуге, мошеннике, безнравственном, мало­культурном и малообразованном человеке, думающем только о себе, деньгах, личном богатстве и предающем интересы Родины и народа — типичные черты имиджа. Корпоративный долговре­менный интерес новой группы населения, занимающейся биз­несом, должен побуждать к серьезному, психологически и пе­дагогически компетентному, активному участию ее в создании здоровых настроений в обществе, трате на это части своих дохо­дов, меценатству (традиционному в истории царской России), подражанию практике бизнеса за рубежом, стремящегося к сгла­живанию противоречий между собой и -персоналом, в целом — народом, недопущению их нарастания.

Как учит опыт истории, загонять вглубь болезненные точки психологии народа, сохранять социальное напряжение недопусти­мо. Как небольшое смешение частичек, начавшись из-за срыва сдерживаемых напряжений, превращается в снежную лавину, селе­вый поток, крушащий все на своем пути, так внезапно возникают вроде бы из-за пустяка массовые стихийные движения в народе, известные в социальной психологии как явления психологии толпы.

Важными в новой истории России стали проблемы государ­ственной целостности, национальных отношений, пенсионеров, профилактики пьянства, наркомании, распространения СПИДа, насыщенные своими психологическими и педагогическими осо­бенностями и нуждающиеся в соответствующем решении.

Общество и личность:

психологический и

педагогический аспекты Истинный показатель богатства, цивилизованности, достоинства и возможностей общества — не в обилии товаров, собираемому урожае, величине и красоте городов, числе автомобилей, а в людях, из которых оно состоит и которых формирует. Образно говорят: все богат­ства на земле от солнца, а все хорошее — от человека.

К.Д. Ушинский писал:

Время, труд, честность, знание, уменье владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека—единственные творцы всякого богатства.

Формирование человека, личности — ве­ликая гуманистическая цель и одновременно путь к процветанию общества, движущая си­ла на этом пути. Как общество творит чело­века, так и человек творит общество — тако­ва основная социологическая, психологиче­ская и педагогическая взаимосвязь жизни и судеб человека и общества. Справедливо и перспективно только то общество, которое обеспечивает справедливую и достойную жизнь каждому своему гражданину.

Вместе с тем и каждый человек, совер­шенствуясь психологически и педагогически как личность, реа­лизуя себя в жизни, устраивая ее и свою судьбу, удовлетворяя потребности и интересы, самоутверждаясь среди людей, одно­временно вносит вклад и в улучшение или ухудшение общест­венных условий, что имеет значение и для него самого, и для будущего детей и внуков. Поэтому интересы человека и общест­ва во многом совпадают.



Просмотров 1288

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!