Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Педагогическая культура преподавателя



Сущность и значение

педагогической культуры Каждое образовательное учреждение сильно и красно прежде всего составом научно-педагогических кадров. Они — основа основ успешности его деятельности, авторитета и гордости. Ничто существенно не улучшится в образова тельном процессе, пока не станут лучше они сами. Поэтому не­прерывное повышение качества научно-педагогических кадроввобразовательном учреждении, на факультете, кафедре, цикле профессионализма каждого преподавателя выступает обязательным, причем главным, направлением обеспечения эффективно­сти образовательного процесса, его совершенствования и подготовки молодых специалистов.

На этом пути встречается барьер примитивного представле­ния о сложностях преподавательской деятельности. Поверхностно подходящие к ней полагают, что достаточно быть опытным практиком. Но профессионализм работника системы образова ния, и прежде всего преподавателя, особый педагогический Специфика любой профессии — это особенности ее объекта, предмета, целей, задач, условий, средств, методов, организации, результатов. Например, у химика объект — химическое сырье, у преподавателя химии — человек; у химика цель — выпуск химического продукта, у преподавателя химии — подготовка специалиста; задача химика — химическое качество продукции, за дача преподавателя — качества личности и профессионализма специалиста-выпускника; условия работы химика — условия завода, фабрики, условия преподавателя — те, что в образова тельном учреждении; средства, используемые химиком, — реагенты, температуры, перегонки вещества и пр., у преподавателя -слово, пример, технические средства обучения и др.; у химика методы — производственно-технические, у преподавателя химии — психолого-педагогические и т.п. Конечно, есть и общее, но и главном деятельность преподавателя коренным образом отличается от деятельности практика, как и

Научные данные и опыт свидетельствуют, что комплексным высшим выражением профессионализма преподавателей, работников образовательных учреждений выступает их педагогическая I культура — высокая степень развития личных качеств и подго­товки, отвечающих специфике преподавательского, педагогиче­ского по существу труда и обеспечивающих максимально воз­можную эффективность его. Существуют четыре уровня развития педагогической культуры: 1) допрофессиональный, 2) на­чальный профессиональный, 3) средний профессиональный, 4) высший профессиональный. Только высший уровень обеспе­чивает достижение полной эффективности вклада преподавателя в качественную подготовку специалистов.

Структура и содержание

педагогической культуры Педагогическая культура преподавателя (и других работников образовательного учреждения, имеющих отношение к педагогическому процессу)1системное свойство их личности, включающее в себя пять основных структурных компонентов (рис. 8.3).

 

 

 

Педагогическая направленность личности преподавателя

система его побуждений, определяющая притягательность педа­гогической деятельности и включенность в нее его сип и способно­стей. Она выражает жизненно-профессиональную позицию преподавателя и структурно включает:

профессионально-педагогическую концепцию, кредо деятельно­сти (внутренне принятые принципиальные идеи образования, по­строения образовательного процесса и способы осуществления);

педагогическую целеустремленность (действительно пресле­дуемые цели при преподавании, представления о критериях его успешности, удовлетворяющих данного преподавателя и др.);

педагогические интересы (к человеку, вопросам его форми­рования, образовательному процессу, проблемам обучения и вос­питания, научным достижениям и рекомендациям педагогики и психологии и др.);

мотивы, долговременные и краткосрочные планы, увлечения, потребности, отвечающие сути и разным аспектам преподава­тельской деятельности.

Педагогическая направленность отвечает требованиям высо­кой профессиональной культуры, если базируется не на домо­рощенных представлениях, а на твердом знании федеральных законов об образовании, мировых тенденций его развития, по­требностей общества, данных педагогической и психологиче­ской наук и правильно осмысленного передового опыта препо­давания. Успеха достигает только увлеченный, любящий свое дело, испытывающий непреодолимую тягу к нему и работе со студентами человек. Профессия преподавателя слабо связана с карьерой в обычном понимании. Можно неизменно прорабо­тать тридцать лет на одной должности. Его карьера в другом. Это карьера интеллектуальных и моральных достижений, карье­ра роста внутренней образованности и вкладов в научное зна­ние, торжество ума, духовное развитие общества и человечества. Талантливый педагог — всегда человек высокой духовности, стремящийся к возвышенным духовным целям, сеющий, как выражаются, доброе, светлое, вечное. Даже понимая, что всего не добиться, он всеми силами пытается внести посильный лич­ный вклад в торжество человеческой цивилизованности, под­линного профессионализма, в борьбу с несправедливостью, аморальностью, глупостью и бездуховностью. Личные выгоды не приоритетны для настоящего педагога, и со стороны он может выглядеть даже идеалистом, человеком «не от мира сего». Но такая позиция всегда подкупает молодых, чувствующих прикос­новение к чистому источнику человеческой духовности, вызывает уважение, пробуждает размышления студентов о собственной жизненной позиции, веру в существование высоких человеческих побуждений и импульсы к подражанию. Подлинное пре­подавание сродни подвижничеству. Это не работа, а жизненное призвание, жизненная позиция.

Низкий уровень педагогической направленности преподавателя — глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых достижений и формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу.

Педагогические способности преподавателя — совокупность индивидуально-психологических особенностей, благоприятствующих быстрому овладению преподавательским делом, непрерывному ; совершенствованию в нем и достижению высоких результатов. Требования к способностям велики, ибо преподавание — дело не для посредственностей.

Выделяются две группы педагогических способностей: соци­ально-педагогические и специально-педагогические. По своему положению преподаватель — социальный деятель, призванный выполнять социальный заказ общества и удовлетворять его по­требность в молодых кадрах, способных обеспечить будущее бла­гополучие российского общества и его граждан. Он осуществляет связь поколений, передачу опыта старших молодым, продолжает себя и дело своей жизни в своих учениках. Эти социальные задачи ' он решает, если по своим личностным качествам способен трансформировать их в образовательные, решать психолого-педаго­гическими средствами и методами, воплощать в проведение каждого занятия, в примере своей жизни. Л.Н. Толстой писал:

...Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то ...остается один вопрос ... как надо самому жить.

Это относится к сути социально-педагогических способностей выражающихся в наличии у педагогического работника разви­тых качеств духовности, гражданственности, гуманности, мо­ральности и деловитости. Без них конкретный практик не имеет права работать с молодежью, его нельзя допускать к ней.

Специально-педагогические способности преподавателя особые качества, определяемые именно спецификой труда в образовательном учреждении. Основные группы их — дидактиче­ские способности и воспитательные. Первые включают интел­лигентность, развитый интеллект, мышление и речевые способ­ности, педагогическую наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчеству и др. Вторые — склонность и интерес к работе с людьми, общительность и способность привлекать к себе людей, способность разбираться в людях и от­крытость, доступность, интерес к вопросам воспитания и способность находить подход к людям, сдержанность и терпели­вость и др.

Могут быть и противопоказания к педагогическому труду: грубость, черствость, авторитарность, поверхностность и алогичность мышления, неумение четко и ясно выражать свои мысли в словах и рассуждать вслух, дефекты речи, другие лич­ные недостатки, затрудняющие контакт с участниками образо­вательного процесса.

Специальная подготовленность преподавателя подготовленность к преподаванию конкретной учебной дисциплины. Тут опыт практика незаменим, но все же не идентичен специальном подготовленности. Ведь учебная дисциплина — не пересказ практики. Надо точно знать ее научное содержание, распределение по темам, все точно и прочно помнить, чтобы свободно излагать на занятиях, знать всю рекомендуемую литературу иметь научную подготовленность, знать новинки практики и науки, обладать исследовательским опытом и активностью, кон­структивными, научно обоснованными идеями

совершенствования профессиональной деятельности. Чтобы обладать только этим, даже опытному практику потребуется как минимум гол два преподавательской работы.

Педагогическое мастерство — владение преподавателем сис­темой педагогических и психолого-педагогических знаний, навыков и умений по организации образовательного процесса и его эффектному осуществлению. Помимо соответствующих знаний оно предполагает владение педагогической техникой (техникой использования речевых и неречевых средств; приемами педагогического наблюдения, анализа, воздействия, установления контакт и др.), мастерством педагогического взаимодействия, педагогическим тактом, методическим мастерством, творческими педагогическими умениями.

Культура личного педагогического труда — умения и привычки правильно и полно использовать свободе от занятий время для самосовершенствования и подготовки к очередным темам. Она складывается из: культуры планирования и бережливого отно­шения к свободному от занятий времени; постоянного слежения зановинками науки, практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию ин­формационных, учебных и научных материалов; подготовки публикаций; гигиены умственного труда.

Педагог должен учить, непрерывно учась, работая над собой и это не красное словцо. Стать подлинным наставником молодежи, настоящим педагогом можно лишь упорно, постоянно, много трудясь и самосовершенствуясь в свободное от занятий время. Здесь вполне применимы слова Аристотеля, сказанные, по преданию, Александру Македонскому: «В науке нет царского пу­ти». Нужен упорный личный труд, который за преподавателя Никто не сделает. Успех каждого отдельного занятия на 80% за­висит от культуры личного труда в свободное время и лишь на 20% от непосредственной подготовки к занятию накануне его проведения.

Преподаватель всегда должен помнить древние истины, многократно проверенные и подтвержденные практикой: ода­ренный ученик начинается с одаренного учителя, нельзя нау­чить тому, чего у тебя нет, невозможно воспитать хорошего че­ловека на основе собственных недостатков.

Молодой преподаватель

и педагогической

коллектив Работа преподавателя при внешней ее индивидуальности - всегда часть работы педагогического коллектива. Преподаватель пользуется продуктами его коллек­тивного труда (программами, тематическими планами, методическими разработками, фондовыми лекциями, наглядными по­собиями, коллективными решениями и др.)- Вместе с тем он влияет на работу коллектива. Студенты воспринимают его не как одиночку, а как представителя кафедры, факультета, по нему судят о педагогических коллективах и учебной дисципли­не. Его научные, педагогические и методические разработки обогащают фонд коллектива, его опыт может быть перенят другими преподавателями. Короче говоря, успехи преподавателя и педагогического коллектива, к которому он принадлежит, тес­но взаимосвязаны.

Задача педагогического коллектива — помочь молодому пре­подавателю, а задача последнего — активно включиться в жизнь и деятельность коллектива. Начинающий преподаватель должен:

• внимательно изучить все, что наработано коллективом, присмотреться к стилю отношений и обсуждений общих во­просов;

• хорошо изучить опыт каждого преподавателя, побывав на занятиях и побеседовав с каждым;

• принять посильное участие в проведении занятий, кон­сультаций, выполнении методических работ, взяв на себя поло­женную долю учебной нагрузки и, не стыдясь, консультироваться с опытными преподавателями;

• включиться в научно-исследовательскую деятельность пе­дагогического коллектива, получить задание от руководителя, а вскоре начать размышлять о теме диссертационного исследования;

■ принимать участие во всех общих мероприятиях, проводи­мых как в рабочее, так и в свободное время.



Просмотров 651

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!