Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Прием обеспечения достоверности психологического портрета



Составить психологический портрет с использованием научных тестовых методик не так уж сложно. Но в жизни приходится делать это «подручными» средствами, по результатам психологи­ческого наблюдения. Такое наблюдение дает обильную информа­цию о человека, но вести наблюдение надо умело.

Правило общей структуры личности. Нельзя изучить и оце­нить человека по одному или нескольким качествам. Надо ис­ходить из целостности личности, взаимосвязи ее свойств и ка­честв, возможностей маскировки отдельных недостатков. Пра­вило указывает на необходимость всегда строить программу изу­чения на основе психологической структуры личности и ее ос­новных свойств: направленности, морально-психологических особенностей и др. (см. гл. 2).

Правило избирательности. Ставя задачу изучить и оценить че­ловека, мы подходим к нему как к интересующему нас по какой-то причине: как к другу, товарищу, партнеру, сотруднику, члену команды, возможным будущим мужу или жене и др. Поэтому следуя общей программе, надо одновременно уделять первооче­редное внимание интересующим нас свойствам и качествам.

Правило надежности. Соотношение между внешне прояв­ляющимся в поведении и внутренней психической деятельно­стью человека не однозначно. Поэтому излишняя категорич­ность выводов и оценок чревата ошибками. Основной путь — перепроверка складывающегося мнения путем дополнительного сбора информации для его подтверждения или отмены.

Правило взвешенной оценки относится к завершению изуче­ния и заключается в обобщении и комплексной оценке выяв­ленных особенностей с выделением в них наиболее своеобраз­ных, доминирующих у данного человека. Полезно использовать лист бумаги, поделив на две разделенные вертикальной линией части, слева написав все положительные особенности (в порядке основных свойств), справа — оцениваемые как недостатки. Затем подчеркнуть все наиболее ярко выраженные. Чем более интересен для вас человек, чем ближе и дольше вы хотите с ним быть вместе, тем большего внимания требует оценка того, что беспокоит вас в нем. Даже мелкие недостатки со временем мо­гут превратиться в проблему, привести к психологической несо­вместимости и разрыву.

Прием использования всех источников психологической инфор­мации для изучения свойств и качеств человека. Таких источни­ков весьма много и никакими не следует пренебрегать.

Правило оценки человека по делам, поступкам и их результа­там. Информация о творениях человека, продуктах его стрем­лений, отношений, способностей, умелости — наиболее объек­тивная и достоверная информация о его качествах.

Правило учета мнений других о данном лице. Мнения несколь­ких людей, знающих изучаемого человека, всегда достовернее и многограннее, чем одного. Для анализа и обобщения мнений можно и здесь составлять таблички, схемы.

Правило психологической оценки документов, характеризующих изучаемое лицо. Если есть возможность, стоит ознакомиться с анкетными данными, характеристиками, рекомендациями, ди­пломами об образовании, трудовой книжкой, автобиографией и другими документами, хотя часть сведений, содержащихся в них, могут быть неточны и даже недостоверны, а поэтому не следует принимать их за истину.

Правило извлечения психологической информации из вещей, принадлежащих человеку. Информативны записные книжки, ко­шельки, сумки, записки, хранящееся в карманах, украшения, предметы одежды. Подмечая их, следует стараться понять вку­сы, интересы, потребности, аккуратность, культурность, крут знакомств, претензии, групповую принадлежность человека. Психологически информативна обстановка квартиры, домашние условия, порядок, гардероб, стол, библиотека, инструменты, предметы увлечения и коллекционирования, аудиовидеотехника, наборы магнитофонных и компьютерных дискеток. Вещи всегда более искренни, чем слова их владельцев.

Правило биографическое. Выше уже отмечено, что наиболее существенные качества человека — жизнью «написанная в нем» его биография, интегральный результат всей совокупности условий, образа жизни, собственной активности. Не хронология жизни, а биографическая беседа позволяет выявить те типичные условия, преобладающие виды активности, переломные момен­ты жизни, которые скорее всего отразились на качествах чело­века. Надо интересоваться такими вопросами: Какой была атмо­сфера в семье? Каковы взаимоотношения родителей? За что они его поощряли и наказывали? Чего требовали? Как учился? Чем интересовался? Что нравилось и не нравилось и почему? Чем увлекался? Чего старался добиться? Какой результат считал са­мым важным и почему? Что считает неудачей? С кем дружил? Что это были за люди? Что в них нравилось? Как проводили досуг, почему так? Какие книги любил и что в них нравилось? и т. п. Спрашивая, слушая ответы, надо стараться понять внут­ренний мир человека.

Правило изучения жизненной и профессиональной позиции чело­века реализуется путем познавательной беседы, которая может быть продолжением биографической. Что нравится и не нравит­ся в своей жизни и жизни современного общества и почему? Что бы изменил, если бы имел власть? Что нравится или не нравится в телепередачах? Что интересует в газетах? Чем зани­мается в свободное время? С кем чаще всего общается и что в них нравится? Как помогает родителям? Почему выбрал эту профессию? Чего хочет добиться, чтобы сказать «Я счастлив»? Как этого добиться? и пр.

Прием визуальной психодиагностики. Его назначение — оцен­капсихологических особенностей человека по внешним прояв­лениям при контакте с ним.

Правило психологической оценки поведенческих признаков чело­века. Многое в поведении содержит психологическую информа­цию: как человек вошел в комнату, как подошел, как сел, куда дел руки, какую фразу и почему произнес, почему на одном во­просе задержался, другой обошел, почему опустил глаза, когда дрогнули веки, на кого и в какой момент посмотрел и многое другое. Все это составляет язык внешних проявлений психоло­гии человека.

Психологической диагностике человека подлежат:

• содержание высказываний, по которым можно судить о его взглядах, убеждениях, целях, планах, мотивах, потребностях, ценностных ориентациях, интересах и др.;

• словарный запас, построение речи, изложение мыслей, от­веты на вопросы, по которым можно судить о его образованно­сти, культуре, профессиональной принадлежности, умственном развитии, находчивости, знаниях, опыте и т.п.;

• произношение, позволяющее оценивать национальную и региональную принадлежность, возможное место рождения и длительного жительства, образованность;

• темп речи, интонации, жестикуляция, выразительность мимики и экспрессивности речи, по которым можно оценить тип темперамента, эмоциональную уравновешенность, умение вла­деть собой, силу воли, самомнение, культурность, систему цен­ностных приоритетов. Так, человек с холерическим темперамен­том быстр, темп речи у него устойчиво высок, мимика вырази­тельна, в поведении характерны порывистость, нетерпеливость, несдержан ность.

Правило выявления и оценки психического состояния человека. Взволнованность, страх, радость, тревога, напряженность, рас­слабленность, злость, растерянность, даже спокойствие во многом характеризуют общающегося человека, занятую им по­зицию, отношение к содержанию разговора. О психическом состоянии можно судить по интонации голоса, изменениям его темпа, паузам, тембру, выражению и движению глаз, цвету ли­ца и выступлению пота, жестам, позе, движениям рук. Трудно вообще судить о человеке, ни разу не взглянув пристально, изучающе ему в глаза.

Общая психотехника

общения Общением с другими людьми насыщена общения жизнь каждого человека. Без этого не бывает не только быта, досуга, семейной жизни, но и труда. Причем в труде умение общаться имеет не­редко огромное значение для успеха.

Прием подготовки предстоящего общения. Люди вобщении не просто передают-принимают информацию, но вступают во взаимодействие, взаимоотношения, изучают, воздействуют друг 'на друга, проводят свою линию поведения, отстаивают свои ин­тересы.

Правило максимальной психологичности заключается внеоб­ходимости стремиться к пониманию и учету всех психологиче­ских компонентов общения, намеренно строить его технику на основе психологических рассуждений и обоснований.

Правило разработки сценария предстоящего общения. Мыс­ленные рассуждения о предстоящей встрече следует воплотить в сценарий общения — мысленную модель, содержащую ответы на вопросы, чего надо добиться в результате общения и как.

Правило коммуникативной проработки общения. Продумыва­нию подлежит не только общая схема общения, но и то, что сказать, как сказать, когда сказать.

Прием создания благоприятных исходных психологических усло­вий для общения.Необходимо строить общение в спокойной, деловой обстановке с желанием достигнуть договоренности.

Правило благоприятных исходных обстановочных условий обще­ния. Имеют значение время, место и окружающая обстановка, которые надо избрать. Чаше всего предпочтителен разговор с глазу на глаз, на равных (например, собеседники сидят в крес­лах). Различия, когда один сидит, а другой стоит, один — за служебным столом, а другой — на стуле перед ним, затрудняют раскрепощенное, искреннее, доверительное общение.

Правило оказания благоприятного впечатления на собеседника. Для последующего хода общения с незнакомым человеком имеют значение внешний вид и поведение при встрече инициа­тора общения — одежда, лицо, вежливость, проявление распо­ложения к пришедшему.

Правило удачного начала разговора. Психологично не начи­нать сразу со сложных и болезненных вопросов, уместнее на­чать с непринужденных и вежливых: «Как добрались?», «Вы прямо с работы?», «Я не отрываю Вас от неотложных дел?», «Как самочувствие?» и пр.

Прием развития взаимоотношений в ходе общения. Удачная встреча задает тон общению, но начальный успех надо разви­вать и быть психологичным до конца.

Правило поведенческой и речевой культуры. Уместно вспом­нить, что ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Хорошее впечатление производит соблюдение правил речевого этикета (здороваться, благодарить, вежливо формулировать несогласие, не «тыкать», не грубить и пр.), язы­ковой и речевой культуры.

Правило диалогичности. Общение не должно походить на иг­ру в одни ворота. Активный собеседник чувствует, что его ува­жают, слушают, хотят понять, а поэтому более искренен и склонен благожелательно слушать другого. Инициатор общения заинтересован в диалоге и потому, что говорящего легче понять и на этой основе скорректировать свои заготовки на общение. Нужно стимулировать и поддерживать активность собеседника.

Правило активного слушания и поддержания речевой активно­сти собеседника. Слушать следует не только слова, но человека, стремиться понять, что он хочет и не хочет сказать, что отстаи­вает, чего добивается. Всем своим видом надо выражать готов­ность понять человека и помочь ему. Недопустимо заниматься чем-то другим, отвлекаться на телефонные разговоры, погляды­вать все время на часы, демонстрировать торопливость и жела­ние побыстрее расстаться с пришедшим.

Позиция активного слушания реализуется: наклоном тела в сторону говорящего; визуальным контактом, выразительной мимикой — «Я весь внимание»; реагированием всеми невер­бальными способами на сообщаемое говорящим: жестами, из­менением формы бровей, сужением и расширением глаз, дви­жениями губ, челюстей, положением головы, тела; словами «Понимаю», «Да что Вы?!». «Представляю, что Вы чувствовали!» и др.; стимулированием подробного изложения: «Не понял. Уточните это», «Расскажите детальнее» и пр.; резюмированием с предложением подтвердить правильность понятого или внести уточнение: «Я Вас понял так... Правильно?». «Вывод из ваших слов я делаю такой:,..».

Прием установления психологического контакта. Психологи­ческий контакт — синхронность мыслей, намерений, довери­тельность отношений, содействие друг другу в поисках истины, решении вопроса, проблемы. В отличие от дружбы, товарищест­ва он имеет временный характер и локален, ограничен конкрет­ным содержанием разговора (иногда только частью его). Его можно сравнить с ниточкой, временно протягивающейся между собеседниками. Найти такую «ниточку», «потянуть за нее» — важное условие достижения успеха в разговоре.

Правило последовательного психологического сближения. Надо упорно и последовательно приближаться к нужному результату разговора, устраняя на пути к нему одно препятствие за другим и расширяя область согласия (умножая и укрепляя связываю­щие «нити»). Это осуществляется формированием у партнера по общению:

• заинтересованности в положительном решении вопроса;

• уверенности, что инициатор общения относится к нему доброжелательно, готов учитывать его интерес и будет справедлив;

• готовности честно, справедливо, по деловому искать взаи­моприемлемые пути решения вопроса;

• эмоционально-уравновешенного психического состояния.

На пути к этому надо использовать не только слова, но воз­действовать на собеседника всем арсеналом речевых и нерече­вых средств, поведением, внешним видом, тоном. Обратить внимание на снятие у партнера по общению психологических барьеров недоверия, подозрительности, возможно враждебно­сти, отказаться от «обвинительного уклона». Установлению кон­такта благоприятствует разговор с глазу на глаз, отсутствие по­сторонних лиц, уютная обстановка, сокращение дистанции ме­жду разговаривающими (при необходимости до 30—50 см).

Правило демонстрации общности собеседников и формирования диады «Мы». Психологическому сближению способствуют оты­скивание и подчеркивание всего общего, сходства, сравнимости, что есть у собеседников: пола, возраста, места жительства, зем­лячества, элементов биографии (воспитание в семье без отца, служба в армии или на флоте, отсутствие родителей, воспитание в детском доме, временное проживание в прошлом в каком-то городе, районе, области, трагические, неприятные события или, наоборот, удачи и др.); увлечений, способов проведения досуга, культурных интересов, планов на будущее, занятий на садовом участке, отношений к спорту, увлечений автомобилями, мнение о прочтенных книгах, просмотренных фильмах и телепередачах и др.; понимания и отношения к разным событиям, происходя­щим в стране, тем или иным сообщениям средств массовой ин­формации; опенок людей, ценимых качеств их, наличие общих знакомых, встреч в разное время с кем-то и отношений к нему. Все это позволяет часто поизносить слова «мы с Вами» и надо на это не скупиться, подчеркивая близость и доверительный характер общения.

Правило посильного разрешения просьб собеседника. Хорошо, когда инициатору общения до или по ходу разговора удается выполнить высказанные собеседником просьбы. Тогда и тот психологически будет испытывать обязанность ответить добром на добро.

Правило «психологического поглаживания» представляет собой признание ведущим разговор положительных моментов в пове­дении собеседника, его личности, занимаемой позиции, словах, выражение понимания его. Оно способствует формированию у собеседника мнения о справедливом отношении к нему и пси­хологически обязывает его соглашаться с тем, что ему говорят. Число совпадающих мнений и оценок увеличивается.

Прием доказывания. Излагая свое мнение, надо быть всегда убедительным и заботиться о том, чтобы убедить собеседника.

Правило содержательной логичности. Общение строится пра­вильно, если его содержание логично и структурировано, т. е. складывается из последовательных содержательных шагов, обоснованно перетекающих один в другой. При этом следует «идти от» собеседника: «как он будет понимать и воспринимать то, что я собираюсь говорить или спрашивать; что и как надо говорить, чтобы он понял меня».

Правило адаптации «словесной партитуры» речи к особенно­стям собеседника. Общее требование к словам и выражениям: четкость, ясность, понятность, но опять-таки — для собеседни­ка, с учетом его интеллектуального и культурного развития (не опускаясь до вульгарного жаргона, хотя иногда стоит показать, что он знаком вам).

Правило смысловой культуры заключается в стремлении и умении содержательно, логично, точно, четко, ясно выразить в словах свои мысли, чувства, отношения. Как верно говорят: «Словам должно быть тесно, а мыслям — просторно»; «Сорные мысли хуже сорных слов».

Правило соблюдения законов и норм формальной логики. Фор­мальная логика — учение об общих законах и требованиях к построению доказательств и опровержений. Основные требова­ния их воплощены в правилах тождества, непротиворечивости, аргументации, достаточного основания.

Правило риторичности реализуется применением двух групп способов: риторических (содержательно-логического доказыва­ния) и «спекулятивных» (использование словесных промахов и оговорок собеседника, ловля на слове, подача реплики в выгод­ный момент; доказательство от противного и показ ущербности альтернативы, избегание слов, вопросов и рассуждений, вызы­вающих ненужные осложнения; способ «не давать козырей», способ «не в Ваших интересах...» и др.). Риторические способы составляют основу доказываний, но в сложных случаях допус­тимо использование и вторых, особенно когда собеседник не гнушается ничем.

Правило фактологической обоснованности. Факты — мать до­казательств. Особую доказательность имеют сопровождаемые речь цифры, фотографии, документальные и вещественные до­казательства (в отличие от слов они обладают особой психоло­гической убедительностью). Обоснование может строиться на приведении аналогичного случая. Хороши графические изобра­жения (китайская пословица гласит: «Одна картина лучше ты­сячи слов»).

Правило аксиоматичности. Уместно и весомо звучат аргу­менты и обоснования, базирующиеся на неопровержимых исти­нах, положениях науки, закономерностях, знаниях, которые бы­ли приобретены собеседником при получении образования, вы­держках (цитатах) из авторитетных изданий, ссылках на законы, нормы морали.

Прием разрешения противоречий. Вобщении нередко случа­ется, что мнения собеседников расходятся, причем дело доходит до спора, даже конфликта. Это свидетельствует прежде всего о том, что предыдущие приемы были использованы не лучшим образом. Надо проявить самокритичность и в более совершен­ном виде повторить их, а также описываемые ниже.

Правило сдерживания эмоций. В атмосфере эмоций логиче­ские рассуждения и доводы утрачивают силу и ничего решить нельзя. Если собеседник очень взволнован, бывает полезно вы­ждать некоторое время и дать ему «разрядиться», «излить душу». Свои эмоции надо сдерживать, показывая пример собеседнику.

Правило озвучивания и последовательного рассмотрения разно­гласий. Бывает, что люди спорят, не разобравшись, что противо­речий по существу между ними нет, или не поняв в чем они. Поэтому стоит, не задерживаясь, как бы подводя промежуточ­ный итог, четко сформулировать, в чем заключаются противоречия. Если после этого подтвердится, что они есть, надо после­довательно рассмотреть каждое, оценив доводы «за» и «против».

Правило накопления согласий. Его рекомендовал еще древне­греческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Основания его таковы: если человек изначально ответил «нет», то сказать потом «да» ему психологически трудно; если же человек не­сколько раз подряд сказал «да», то у него возникает установка сказать «да» в очередной раз. Поэтому согласие наращивается серией вопросов собеседнику, начиная с простых, безобидных, «нейтральных», на которые, кроме «да», никак ответить нельзя. Постепенно вопросы следует усложнять, приближаться к сути обсуждаемой проблемы, касаться и «болезненных» точек, но для начала не самых главных.

Правило опровержения возражений. Надо признать право оп­понента на свое мнение и с чем-то соглашаться. Часть возраже­ний, особенно произнесенных сгоряча, оставить без опроверже­ний, не ввязываясь в дискуссию по мелочам и сохраняя досто­инство. Просить представлять убедительное обоснования возра­жениям. Особое внимание уделять наиболее уязвимым местам в возражениях. Прибегать к контрвопросам, бьющим по этим местам. Использовать довод «да, но», где «но» оказывается оче­видно опровергающим все, с чем можно было бы, не учитывая его, согласиться.

Правило отсрочки. Если цель в разговоре не достигнута, це­лесообразно перенести продолжение его на некоторое время. Констатировать перед этим вопросы, по которым достигнуто согласие и предложить подумать над неразрешенными. Бывает, что перенос необходим даже раньше, если эмоции слишком на­калились и в споре господствуют они, а не разум.



Просмотров 978

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!