Главная
Обратная связь
Дисциплины:
Архитектура (936) Биология (6393) География (744) История (25) Компьютеры (1497) Кулинария (2184) Культура (3938) Литература (5778) Математика (5918) Медицина (9278) Механика (2776) Образование (13883) Политика (26404) Правоведение (321) Психология (56518) Религия (1833) Социология (23400) Спорт (2350) Строительство (17942) Технология (5741) Транспорт (14634) Физика (1043) Философия (440) Финансы (17336) Химия (4931) Экология (6055) Экономика (9200) Электроника (7621)
|
Зачем и как ведется сравнение с конкурентами?
A. Есть три основных сигнала о рынке:
- поведение клиентов, пользователей;
- новшества у поставщиков;
- действия конкурентов.
Часть этих сигналов обнаруживают себя сами, другие приходится добывать специально.
Б. Анализ сравнительных успехов и недостатков конкурентных фирм необходим для работы над стратегией. Он строится в следующем порядке:
1) определение и ранжирование близких конкурентов на "центральном ринге";
2) определение и ранжирование значимых для их сравнения признаков;
3) проведение процедуры сравнения по балльной шкале;
4) оценка и систематизация конкурентных преимуществ: текущих, долгосроч ных, стратегических;
5) определение фокуса конкуренции и соотношение его с конкурентными пре имуществами;
6) прогноз ожидаемых действий конкурентов;
7) разработка контрдействий и проактивной конкурентной политики на рынке;
8) постановка мониторинга развития конкурентов с обратной связью на управ ление фирмой, с повторными циклами;
9) развитие конкурентных преимуществ фирмы. Конечно, возможны модификации этапов.
B. Работа по сравнению с конкурентами сопряжена со следующими трудно стями:
- сталкивается с дефицитом некоторой информации о конкурентах;
- требует кропотливости, иногда однообразна, монотонна;
- оценки иногда получаются очень приблизительными, ненадежными;
- требует участия большого количества сотрудников.
Г. Наиболее эффективно эта работа идете командообразованием, потому что:
- развивает навыки конструктивного сотрудничества на фирме;
- дает эффект совладения информацией о фактическом положении дел;
- работает на взаимоусиление участников через обмен знаниями, мнениями, когда общий продукт получается намного больше, чем сумма вкладов каж дого;
- выра батывает у участников приверженность к общефирменным целям.
16-7940
Таблица 23
Сравнение с конкурентами. Пример фабрики металлической мебели '
| 'XL" (оценка по 10-балльной
| шкале)
|
| Критерии
| Импо
| этные
| Российские
|
| лок
| ОТА
| ТС
| Нест
| СЕ
| Рост
| Класс
| XI.
| док
| НТ°
| Текс
|
|
|
|
|
|
|
|
| lilies
|
|
|
| 1. Разнообразие, комплексность ассортимента
| 6-8 .V
| 6-7 5
| 4-9 9
| 5-8 б
| 4-7 5
| 5-7б
| 3-6 5
| 5-10 7
|
| 2-7 4
| 4-7 7
| 4-7 7
| 2. Качество персонала (техника продаж, коммуникабельность, товароведение)
| 7-9S
| 4-7 7
| 5-8 6
| 3-7 <5
| 5-6 5
| 3-86
| 5-7 6
| 3-7 7
| 6-У
.V
| 3-6 5
| 3-7 б
| 5-8 5
| 3. Доля рынка
| 5-7
■■
| 1-54
| 1-4 3
| 2-5 4
| 1-53
| 1-4 3
| 3-9 8
| 5-8
| 3-6 5
| 2-5 3
| 2 5 4
| 2 7 4
| 4. Качество товара
| 9
| 8-9 9
| 5-8 7"
| 5-8 9
| 5-8 7
| 6-88
| 4-7
| 5-7 7
| 6-') 9
| 3-6 5
| 4-6 5
| 4-6 5
| 5. Цена
| 6-8
| 7-8 5
| 6-8 6
| 6-8 7
| 6-8 7
| 5-96
| 7-9 8
| 7-9
| 6-7
* Шк1
| 6-9 8
| 7 9 7
| 6-8 7
| 6. Уровень технологии, оборудования
|
| -
| -
| -
| - ;
| —
| 4-6 4
| 6-7 5
| V
| 6-7 3
| 6-7 4
| 5 7 4
| 7. Разнообразие и развитость сбытовых каналов
| й-98
| 6-7 5
| 3-7 3
| 3-8 4
| 2-73
| 2-83
| 4-7 5
| 6-7
| (.-9
| 3-6 3
| 3-7 5
| 2-7 5
| 8. Проактивность
| 6-7
| 2-6 4
| 2-5 3
| 3-64
| 4-54
| 2-53
| 2-4
| 2-7 4
| 4-7 7
| 1-4 3
| 2-7 5
| 2-8 4
| 9. Качество рекламы
| 3-7 б
| 1-5
| 1-5 3
| 1-6 3
| 1-63
| 1-33
| 1-6
| 2-8
| 3-7 7
| 1-4 2
| 1-7 4
| 1-7 4
| 10. Надежность поставок
| 6-88
| 6-7 7
| 5-7 5
| 3-7 5
| 2-7 5
| 2-73
| 6-98
| 6-7 7
| 4-6 5
| 1-5 5
| 3-5 5
| 3-5 5
| 11. Наличие сервиса, доп. услуг
| 5-77
| 5-7 5
| 5-7 6
| 5-76
| 5-76
| 5
| 1-5 2
| 2-6
| 4-7 7
|
| 4-5 5
| 3-6 5
| 12. Репутация
| 7-88
|
| 6
| 4-6
| 4-6 5
| 4-5 4 ■■■
| 5-7 7
| 3-8
| 5-8 8
| 2-5 4
| 4-6 5
| 5-6 6
| 13. Производительность труда
| .
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| —
| -
| -
| 14. Динамика долей рынка
| 6-88
| 3-54
| 2-6 4
| 2-74
| 2-74
| 1-42
| 4-6 5
| 5-7 б
| 6-7 7
| 2-3 2
| 1-5 5
| 1-5 4
| 25. Сумма баллов
| 1 ^
| 64
| 61
| 64
| 57
| 52
|
| S5
|
| 50
| 67
| 65
| 16. Место среди конкурентов
|
| и-т
| IV
| П-Ш
| V
| VI
| /Я
| II
| VI
| IV
| V
|
Примечания. 1. В клетках сверху указаны крайние значения, приданные экспертами конкретным признакам. 2. Крупными наклонными цифрами выделены конкурентные преимущества фирмы-клиента.
Таблица 24
|
|
| Возможные угрозы со
| стороны конкурентов
|
| Вероятность
| Последствия угроз
| реализации
| разрушительные
| критические
| тяжелые
| легкие
| угроз
|
|
|
|
| Высокая
| а
| - Очередной дефолт.
| - Экспансия "Абриса" в ре-
| - Переманивание дилеров из-за несвоевре-
| - Антиреклама.
|
|
| - Самостоятельный
| гионах в сегменте легких ме-
| менных поставок товара.
| - Развитие бюрократиче-
|
|
| ввоз товаров
| таллических ящиков.
| - На рынок России выйдет "Орел".
| ского механизма в "XL".
|
|
| (СНГ).
| - Производство металлической
| - Существенное повышение таможенных
| - "ОТК", "Новелла",
|
|
| - Основная масса
| мебели (локеры, шкафы)
| расходов.
| "Рист", "Стиль" расши-
|
|
| клиентов уходит к
| низкого качества и цены ни-
| - "Новелла", "Бит": расширение дилерской
| рят ассортимент мебель-
|
|
| конкурентам из-за
| же, чем у нас.
| сети.
| ных и оружейных сей-
|
|
| отсутствия товаров
| - Строительство собственной
| - Экспансия "Стиля" и "Плато" в регионах
| фов.
|
|
| производства
| филиальной сети.
| (открытие филиалов и представительств).
| - На московский рынок
|
|
| "XL", несмотря на
| - Конкуренты по мебели
| - Расширение региональной сети.
| вышел "Плато" со своей
|
|
| худшее качество
| "Steel" снижают цены и ра-
| - Производство архивных шкафов, локеров и
| продукцией.
|
|
| их изделий.
| ботают без перебоев в по-
| стеллажей удовлетворительного качества,
| - Продвижение картотек
|
|
|
| ставках.
| которые могут конкурировать с нашей
| "Класс" в регионы.
|
|
|
| - Сбои в производстве "XL".
| продукцией по цене.
| - Продвижение "Плато",
|
|
|
| - Политика наших конкурен-
| - Производство собственной продукции.
| "Стиля", "Риста" в ре-
|
|
|
| тов на сохранение клиентов
| - Снижение цен.
| гионы.
|
|
|
| различными способами.
| - Продвижение продукции "Класса" в ре-
| - Производство дешевых
|
|
|
| - Выпуск собственной про-
| гионы.
| аналогов нашей продук-
|
|
|
| дукции нашими конкурента-
| - Появление на рынке металлических шка-
| ции низкого качества.
|
|
|
| ми, аналогичной нашей
| фов, картотек российского производства
| - Появление на рынке ог-
|
|
|
| "XL". "Мебель 21" в декабре
| хорошего качества по низкой цене.
| нестойких сейфов сред-
|
|
|
| 2001 г. выпустили свои ме-
| - Расширение дилерской сети, развитие фи-
| него качества и низкие
|
|
|
| таллические шкафы.
| лиалов.
| цены.
|
|
|
| - Постоянное отсутствие това-
| - Конкурентами распускаются слухи, поро-
| - Улучшение качества у
|
|
|
| ра на складах "XL" в свобод-
| чащие нашу компанию.
| продукции "Плато" и
|
|
|
| ной продаже.
|
| "Стиль".
|
|
|
| - Перебои в работе "XL".
|
|
|
Со
Продолжение табл. 24
Вероятность
|
| Последствия угроз
|
| реализации
| разрушительные
| критические
| тяжелые
| легкие
| угроз
|
|
|
|
|
|
|
|
| - Демпинг со стороны конкурентов и пере-
| - Появление нового по-
|
|
|
|
| манивание клиентов путем значительного
| ставщика импортной ме-
|
|
|
|
| снижения цены.
| таллической мебели.
|
|
|
|
| - Повышение транспортных расходов на
| - Выход на рынок новых
|
|
|
|
| доставку дилерам.
| отечественных производи-
|
|
|
|
| - Отказ части дилеров от поставок "XL",
| телей металлической ме-
|
|
|
|
| в связи с отсутствием товара на складах.
| бели.
|
|
|
|
| - Открытие новых офисов компанией
| - Несоблюдение сроков
|
|
|
| •
| "Дизайн".
| поставки товаров поку-
|
|
|
| ■
| - Увеличение объемов производства россий-
| пателям.
|
|
|
|
| ских производителей ("Рост", "Класс",
| - Собственная антирек-
|
|
|
|
| "Док").
| лама. Поставка продук-
|
|
|
|
|
| ции не в срок Поставка
|
|
|
|
|
| бракованной продукции
|
|
|
|
|
| клиентам, без предвари-
|
|
|
|
|
| тельной проверки каче-
|
|
|
|
|
| ства перед отгрузкой.
|
|
|
|
|
| - Производство дешевых
|
|
|
|
|
| аналогов "XL" низкого
|
|
|
|
|
| качества.
| Средняя
| б
| - Повторение кризи-
| - Увеличение доли на рынке.
| - В "Стрете" бесплатная доставка и разгруз-
| - Открытие новых торго-
|
|
| са 1998 г.
| - "Стрет", "Ота" начнут целе-
| ка для дилеров.
| вых точек.
|
|
| - Большие перебои в
| направленно осваивать ре-
| - Увеличение ассортимента по сейфам и
| - Текучка кадров.
|
|
| выпуске продук-
| гионы (создадут сеть филиа-
| мебели.
| - Продолжение развития
|
|
| ции "XL", нехватка
| лов, дилерскую сеть).
| - Российские производители не будут
| местных производителей
|
|
| продукции.
| - Выпуск металлической ме-
| поднимать цены в рублях (при росте
| в регионах. (Практиче-
|
|
|
| бели, аналог "Steel".
| курса).
| ски в каждом регионе
|
|
|
| - Открытие производства с
| - "Юрта" хочет начать производство мет.
| есть небольшие отделе-
|
|
|
| высокотехнологичным про-
| мебели.
| ния по производству ме-
|
|
|
| изводством и"копирование"
| - Пассивная позиция "Новеллы" на рынке
| таллических шкафов и
|
|
|
| продукции "XL".
| (активность проявляют дилеры).
| сейфов посредственного
| Продолжение табл. 24
Вероятность
|
|
| Последствия угроз
|
| реализации
| разрушительные
| критические
| тяжелые
| легкие
| угроз
|
|
|
|
|
|
|
| - Производство архивных
| - Расширение номенклатуры (допустим,
| качества, но имеющих
|
|
|
| шкафов, локеров и стелла-
| "Стрет" начнет возить совершенно новую
| постоянных клиентов из
|
|
|
| жей, которые могут конку-
| мебель, аналогичную по качеству "Steel") -
| местных потребителей.)
|
|
|
| рировать с нашей продукци-
| легкие последствия только в ближайший
| - Переманивание кадров.
|
|
|
| ей по качеству изготовления
| год.
| - Шпионаж.
|
|
|
| и цене.
| - Применение нерыночных методов конку-
| - Появление антирекламы
|
|
|
| - Открытие производства с
| ренции.
| от "Стиля".
|
|
|
| высокотехнологичным про-
| - Расширение ассортимента и продвижение
| - Широкая рекламная
|
|
|
| изводством и"копирование"
| продукции "Рост" в регионы.
| кампания.
|
|
|
| продукции "XL".
| - Появление высококачественной продукции
| - Возобновление поставок
|
|
|
| - "Рост" расширит ассорти-
| на рынке, разнообразие ассортимента.
| мет. мебели компания-
|
|
|
| мент.
| - По любым причинам снижение темпов
| ми: "Нест", "СЕ".
|
|
|
| - Сервисная служба "XL" мед-
| роста номенклатуры и объемов производ-
| - Высокие расценки на
|
|
|
| ленно и неквалифицирован-
| ства "XL".
| сервисные услуги.
|
|
|
| но обслуживает покупателей.
| - Повышение качества продукции: "Класс",
| - Отсутствие гибкого под-
|
|
|
| - Невнимательное отношение
| "Метиза", "Рост".
| хода к сложным ситуа-
|
|
|
| к внешним клиентам со сто-
| - "Рост" усовершенствует производство и
| циям.
|
|
|
| роны сервисной службы.
| повысит качество выпускаемых изделий.
| - Появление на рынке
|
|
|
| - Появление совершенно но-
| - Недостаточная квалификация персонала
| шкафов среднего каче-
|
|
|
| вого поставщика мебели
| отдела продаж.
| ства по низким ценам и
|
|
|
| "Steel" или аналогичной
| - Повышение качества шкафов компанией
| вытеснение шкафов
|
|
|
| мебели в России.
| "Рост".
| "XL".
|
|
|
| - Уменьшение доли рынка
| - Открытие компанией "Steel" своего пред-
| - Снижение рекламной
|
|
|
| компании "XL" в москов-
| ставительства в России.
| кампании "XL".
|
|
|
| ском регионе за счет боль-
| - Отказ от сотрудничества с компанией "XL"
|
|
|
|
| шего развития направления
| компаний "Сонт" и "Мебель 21".
|
|
|
|
| продаж мебели в компаниях
| - Переманивание клиентов и дилеров.
|
|
|
|
| "Огрет", "Нест", "Тон",
| - Резкое увеличение рекламы конкурентов и
|
|
|
|
| "Класс", "Стиль".
| отсутствие ее в "XL".
|
|
|
|
| - Отказ от работы с "XL"
| •
|
|
|
|
| крупных сетевых дилеров
|
|
|
|
|
| "Нептуса", "Фонда", "Тре-
|
|
|
|
|
| фа", "Трио" и др.
|
|
|
|
|
| - Копирование продукции
|
|
|
|
|
| "XL" конкурентами хороше-
|
|
|
|
|
| го качества.
|
|
|
I
О
А
I 1
О
§
Г
а 3
Окончание табл. 24
Вероятность
| Последствия угроз
| реализации
| разрушительные
| критические
| тяжелые
| легкие
| угроз
|
|
|
|
| Низкая
| в
| - У "Стрета" цены
| - Запуск "Стретом" своего
| - Увеличение объема поставок продукции.
| - Появление новых фирм-
|
|
| ниже, чем у "XL".
| завода.
| - "Новелла", "Стрет" создадут сеть своих
| конкурентов.
|
|
| - Вытеснение ком-
| - Появление металлической
| представительств в крупнейших городах
| - "Рост" начнет производ-
|
|
| пании "XL" из мо-
| мебели высокого качества и
| России и СНГ.
| ство картотечных шка-
|
|
| сковского региона
| по низким ценам.
| - Надежные поставки, постоянное наличие
| фов.
|
|
| ("Стрет", "Ота").
| - Очередной кризис.
| товара на складе.
| - Выход на рынок России
|
|
| - Существенное
| - Появление на рынке мет. ме-
| - Компания "Стиль" начнет поставлять ме-
| поставщиков дешевой
|
|
| снижение цен
| бели аналогичного качества
| тал, мебель.
| азиатской металличе-
|
|
| (демпинг).
| и с низкими ценами.
| - Расширение и увеличение поставок про-
| ской мебели.
|
|
| - Появление на рын-
| - Введение покупателей в за-
| дукции "Steel" нашими конкурентами.
| - Невозврат денег за по-
|
|
| ке конкурента с
| блуждение (обман) относи-
| - Попытки наших дилеров ("Нептун",
| ставленный товар диле-
|
|
| хорошо развитой
| тельно качества продукции
| "Трио", "Фонд", "Треф") закупать напря-
| рам. Чистые долги.
|
|
| дилерской и фили-
| или гарантии.
| мую мебель "Steel".
|
|
|
| альной сетью, вы-
| - Промышленный шпионаж и
|
|
|
|
| пускающего анало-
| переманивание кадров к кон-
|
|
|
|
| ги нашей мебели,
| курентам. Это относится к
|
|
|
|
| которые могут
| "XL" и офису.
|
|
|
|
| конкурировать по
|
|
|
|
|
| качеству и цене.
|
|
|
|
|
| - Производство ме-
|
|
|
|
|
| таллической мебе-
|
|
|
|
|
| ли высокого каче-
|
|
|
|
|
| ства (аналог
|
|
|
|
|
| "Steel") в России.
|
|
|
|
|
| - Качество продук-
|
|
|
|
|
| ции "XL" не под-
|
|
|
|
|
| держивается на
|
|
|
|
|
| должном уровне.
|
|
|
|
|
| - Форс-мажорные
|
|
|
|
|
| обстоятельства.
|
|
|
|
|
| Например, пожар.
|
|
|
|
О
Какие действия следует предпринять "XL" для преодоления угроз, перечисленных в матрице
"Возможные угрозы со стороны конкурентов"?
Таблица 25
Вероятность осуществления действий
| Эффективность действий
|
сильная
| средняя
| малая
|
|
| Ъ
| Высокая (а)
| - Бесперебойное производство ме€ели. - Увеличение производственных мощностей "XL". - Стабильные складские запасы на нашем складе. - Выпуск дешевых металлических шкафов. - Активное продвижение своей торговой марки и товара на рынок путем грамотной маркетинговой и рекламной политики. - Решение проблем менеджмента "XL". - Создание складских запасов продукции "XL" на главном складе и складах филиалов. - При условии выполнения предыдущего, расширение номенклатуры мебели, выпускаемой "XL". - Расширение товарной номенклатуры на основе анализа и сегментации рынка металлической офисной мебели. - Разработка программы по снижению себестоимости продукции "XL". - Открытие дочерней компании (филиала) с товарным запасом на Украине и начало развития его дилерской сети. - Устранение причин появления в базе ТОВАРООБОРОТ "XL" ошибок и неточностей по учету товара. - Открытие новых направлений бизнеса, которые можно развивать, основываясь на существующем бизнес-процессе компании. - Снижение стоимости продукции "XL". - Правильное планирование по выпуску продукции "XL", а также по закупкам импортной продукции. - Исследование рынка. - Расширение ассортимента "XL". - Организация плановой и ритмичной работы "XL". - ■ Выделение направления по работе с VIP-дилерами. Разработка специальных проектов для них.
| - Повышение конкурентоспособности "XL" путем расширения номенклатуры собственной продукции и импортной. - Расширение номенклатуры импортных товаров, в т. ч. сопутствующих. - Разработка и развитие новых технологий продаж как в центральном офисе, так и в филиалах. - Проведение целевой рекламной компании для формирования на рынке статуса ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. - Корректировка существующей рекламной компании для формирования на рынке статуса официального поставщика продукции "Steel". - Предложение компаниям, которые теоретически могут начать/организовать свое производство продукции, аналогичной выпускаемой "XL", специальных условий сотрудничества, для того чтобы уменьшить вероятность/желание этих компаний связываться с производством. - Уменьшение сроков поставок. - Расширение выставок. - Размещение в средствах массовой информации статей, рассказывающих о компании и о нашей продукции. - Планирование поставок, обеспечивающих наличие товара на складе. - Систематическое обучение менеджеров продаж дилеров и сетевых дилеров. - Разработка и организация новой эффективной рекламной политики.
| - Поиск новых поставщиков металлической мебели. - Развитие (дальнейшее совершенствование) продукции, выпускаемой "XL". - Замена линии офисных столов на более современную. - Увеличение штата сотрудников в компании "XL" в коммерческом отделе.
| Окончание табл. 25
Вероятность осуществления действий
| Эффективность действий
|
сильная
| средняя
| малая
|
|
|
| - Средняя (б)
| - Расширение ассортимейта. - Расширение номенклатуры. - Включение в список официальных поставщиков Сбербанка. - Заключение долговременных договоров (в т. ч. за счет участия в тендерах) с крупными государственными и негосударственными структурами. - Увеличение номенклатуры и объема выпуска "XL". - Расширение "XL". Ввод новых мощностей и технологий. - Снижение себестоимости продукции "XL" при том же качестве. - Внедрение программы "GAAP".
| - Широкая рекламная кампания. - Ведение ценовой войны с конкурентами. - Ослабление позиций других импортеров (перевод их дилеров на себя). - Увеличение поставок в СНГ как своей, так и импортной продукции. - Открытие новых торговых точек в Москве. - Рост филиальной сети. - Расширение ассортимента по текущей продукции. - Начало работы с новыми для "XL" товарами (системы безопасности).
| - Внедрение продукции "XL" в новые ниши рынка (Медицинская мебель...). - Снижение количества претензий на комплектность продукции "XL". - Возврат денег по чистым долгам от непроблемных дилеров (Тэйбл-Сет). - Налаживание прямых контактов сконкурентами (Ота, Нест, Дизайн, Стен).
| - Низкая (в)
| - Существенное снижение себестоимости на продукцию "XL" без снижения качества, соответственно понизятся и отпускные цены. - Помимо полного удовлетворения российского рынка, "XL" будет поставлять и достойно конкурировать на мировом рынке металлической мебели. - Существенное снижение времени на поставку товара под заказ (STEEL и т. д.). - Строительство нового завода вне пределов России с целью выхода на международный рынок и независимости от потрясений российского рынка. - Расширение концепции от архивной мебели к полномасштабному офису. - Увеличение объемов производства "XL". - Расширение ассортимента продукции. - Организация четкого ведения товарного учета склад -офис. - Работа с абсолютно новыми товарами для России. Новинка.
| - STEEL существенно снизит для нас отпускные цены. - Производство металлической мебели дешевых серий для освоения доли рынка, которой сейчас владеют компании РОСТ, Класс, Док. - Организация производства металлических конторских шкафов - аналогов продукции АБРИС. - Открытие'представительства компании STEEL в офисе компании "XL". - Соответствие цены "XL" равновесной цене. - Дополнительная мотивация сотрудников компании. - Уменьшение бюрократического аппарата в "XL". - Снижение расценок на сервисные и дополнительные услуги.
| - Пересмотр некоторых внутренних решений по "XL" для увеличения производительности работы и создания более благоприятных условий для менеджеров, работающих с сейфами и мебелью. - Организация поставок офисных кресел. - Возврат денег по чистым долгам от проблемных дилеров.
| Методы консультирования работы над стратегией 489
Таким образом, эта работа производит:
- продукт (конкретные оценки, сравнения, предложения и т. п.);
- результат (дух командности, развитие управленческого мышления). Сравнение с конкурентами проводится посредством еще двух процедур:
- "возможные угрозы со стороны конкурентов" (см. табл. 24);
- "действия по преодолению этих угроз" (см. табл. 25).
Их лучше выполнять с привлечением гораздо большего числа работников организации и даже иногда кого-то со стороны.
Советы руководителю
Вы вполне можете сделать эту работу сами со своими помощниками, только пусть главный по должности свои оценки высказывает последним.
ФОКУС КОНКУРЕНЦИИ
Занимаясь со своими клиентами разработкой стратегии, я почему-то не сразу пришел к такому очевидному выводу, что не любое достоинство предприятия может стать его конкурентным преимуществом. Поэтому я предлагаю различать три вида достижений бизнес-организации:
1) факторы успеха1,т. е. внутренние достижения фирмы, не проявляю щиеся на рынке непосредственным образом;
2) превосходные отличияфирмы от конкурентов, не попадающие в фокус конкуренции;
3) конкурентные преимущества, т. е. те достижения фирмы, которые вы годно отличают ее в глазах клиентуры от других фирм.
Есть некоторые достижения, ценные качества организации, которые никому, кроме ее сотрудников, не известны, например: новейшая технология производства, квалификация и дисциплина сотрудников, их инновационность, хорошо поставленный управленческий учет. Все это очень важно, но покупатели об этом могут и не догадываться, более того - им это неинтересно, судить они будут только по тем достоинствам фирмы, которые доходят до них непосредственно, являются для них потребительской ценностью: сроки, качество, дополнительные услуги, надежность и т. п. А внутренние достижения фирмы есть факторыуспеха организации, они могут подкреплять конкурентные преимущества и даже перерасти в них. Скажем, квалификация персонала проявляется в качестве продукции или услуг, столь ценимых клиентурой; инновационная культура отражается на скорости обновления выпускаемой продукции, что сразу замечают потребители; сокращение издержек снижает цену. Значит, факторы успеха могут прямо переходить в конкурентные преимущества, а могут оставаться лишь внутренним достоянием организации, зато очень важным и необходимым для порождения конкурентных преимуществ. Можно даже утверждать, что любое конкурентное преимущество коренится в определенных факторах успеха организации.
1 См. об этом интересный обзор Алексея Савтютна "Конкурентные преимущества в стратегии компании" на сайте: www.bkg.ru.
Глава XXII
Но вот фирма, основываясь на развитых факторах успеха, создает то, что она считает своими конкурентными преимуществами, например: суперкачество звука магнитофона, телевизора. Однако большинство покупателей эти нюансы качества не различает и никак не реагирует на эти действительно имеющиеся достижения, которые дались производителю немалым трудом, и никакой дополнительной прибыли он на этом не получает. Почему? Потому что с самого начала фирма не определила, что сейчас находится в фокусе конкуренции. Упомянутое достижение интересно специалистам, малому числу потребителей и среди них создает положительную репутацию фирме, т. е. достижение небесполезно, ибо от специалистов, знатоков звуковой аппаратуры идет позитивная волна слухов на остальной рынок. Только на этом большая прибыль не получится, а затраты на разработку, внедрение, испытание и производство более совершенных изделий ложатся на цену. Поэтому массовый покупатель испытывает к такому производителю заочное уважение, но покупает продукцию на уровне порога своего восприятия качества звука. Иначе говоря, совершенствование качества имеет пределы, диктуемые реальным спросом. В описанном случае мы имеем дело с превосходным отличием,но никак не с конкурентным преимуществом.
Конкурентные преимущества - это те достижения компании, которые не только напрямую воспринимаются и оцениваются клиентами, но являются дифференцирующими признаками их потребительского выбора.В этом и состоит разница между ними, с одной стороны, превосходными отличиями и факторами успеха - с другой.
Отсюда вытекает главная задача: как направлять свои факторы успеха и превосходные отличия в фокус конкуренции на рынке? Или иначе: как сместить фокус конкуренции на свои превосходные отличия, превратив таким образом их в конкурентные преимущества? Или-или. Третьего не дано - никому не нужны невостребованные достоинства.
Итак, превосходные отличия идут от фирмы на рынок, фокус конкуренции идет от рынка к поставщику. Там, где они пересекаются, возникают конкурентные преимущества (рис. 23). Расскажите об этом всем.

\ Конкурентноепреимущество
| ,'* Фокус
Чч конкуренции ,>
| Фирма
Факторы успеха
и р □ □ □ □ □
Рис. 23. Схема перехода факторов успеха в конкурентные преимущества
Методы консультирования работы над стратегией 491
Все это практически очень важно и явно недооценивается предпринимателями и менеджментом. Строительная фирма, мой клиент, гордилась дизайном своих зданий. Когда мы определили фокус конкуренции, оказалось - главное, что искал массовый клиент среди поставщиков, были сроки проектирования и строительства. Что же касается дизайна зданий, то изощренность решений архитекторов и проектировщиков уже превысила порог избирательности спроса по этому параметру. Неужели не понятно, сколь необходимо вовремя отследить переход конкурентного преимущества в ранг всего лишь превосходного отличия? Эффективная работа на насыщенном рынке требует более тонкого инструментария, сложного набора понятий.
Что мы будем называть фокусом конкуренции? Скажем, для оптовых продаж в фокусе конкуренции может долгое время находиться цена, потому что именно на маржинальной прибыли оптовики чаще всего делают бизнес. Впрочем, для крупной оптовой фирмы или для фирмы производственной в фокусе конкуренции могут оказаться потенциалы сбытовых сетей, и привлечение сетевых дилеров станет важным конкурентным преимуществом. Мой московский клиент получил в ответ на рекламу вопрос от крупного заказчика, находящегося далеко от Москвы: "Нас заинтересовало ваше предложение. А есть ли у вас филиал или торговое представительство в нашем регионе? Пока нет? Жаль... На таком расстоянии как-то трудно поддерживать надежный контакт". А на рынке розничных продаж обычно в фокусе конкуренции - разнообразие ассортимента, привлекательность торговых залов, техника продаж, наличие сопутствующих товаров, дополнительные услуги и многое другое, что мы будем обсуждать позднее в разделе об аттракт-функции фирмы. На рынке корпоративных продаж в фокус конкуренции часто попадают дополнительные услуги: бесплатные доставка, монтаж, установка, гарантии, скидки и пр.
Но ведь это верно при рассуждениях вообще, а применительно к конкретному клиенту, к определенному рынку все это может выглядеть совсем иначе. В наше время предприниматели начинают приходить к выводу о том, что именно инновационность как фактор успеха способна создать такие превосходные отличия, как ценная новизна продукции и услуг, которые все больше смещают на себя фокус конкуренции от таких традиционных фаворитов рынка, как, например, цена.
Фокус конкуренции- это приоритеты, которыми пользуются покупатели товаров иуслуг при выборе поставщика.Если конкурентные преимущества поставщики вырабатывают сами, то фокус конкуренции - это критерии, которые вырабатывает клиентура навстречу этим конкурентным преимуществам. Иначе говоря, мы можем создать подлинные конкурентные преимущества, но в глазах клиентов они могут быть вовсе не приоритетными, не актуальными для них сегодня. Например, мы можем достичь гораздо более высокого качества, и это сильно отличает нас от конкурентов. Но за некоторым пределом клиент не различает столь высоких совершенств нашего продукта и, к нашему удивлению, выбирает худший продукт, но с доставкой. Мы видим, что переключение внимания клиентуры на себя качеством невозможно, зато принятием на себя его забот по доставке, установке - очень даже получится. И тогда конкуренты начинают состязаться именно на площадке сервиса. Потом все начинают оказывать эти услуги на примерно одинаковом уровне, т. е.
Глава XXII
рынок выравнивает поставщиков и по этому параметру. После этого фокус конкуренции перемещается либо сам, стихийно, либо его можно грамотно, сознательно передвинуть.
Теперь сформулируем правило. Конкурентные преимущества действуют прежде всего в фокусе конкуренции. За его пределами они имеют лишь второстепенное значение. Требуются два уточнения. Первое: в фокусе конкуренции может быть не один признак, а несколько. Второе: фокус конкуренции сильно зависит от типологии клиентов - они по-разному выстраивают свои приоритеты.
Итак, под термином "фокус конкуренции" мы будем подразумевать свойства товара или услуги, условия продажи, имидж фирмы и все то, что сейчас является наиболее привлекательным для клиентуры, чем обеспечиваются наибольшие выигрыши и преимущества на рынке. Иначе говоря, фокус конкуренции - это то, чем именно конкуренты перетягивают на себя внимание покупателей в данной конкретной обстановке. Именно - в данной конкретной. Это значит, что не бывает универсальных фокусов конкуренции, и пресловутое соотношение цены и качества далеко не всегда оказывается главным средством борьбы за клиента.
Представим себе выход на рынок нового изделия или технологии, неизвестных или не оцененных пока возможными потребителями - и рынок не заполнен, и продукт нов. Инициативная фирма может довольно быстро завести фокус конкуренции на позиционирование. Это значит, что выиграет тот, кто сможет быстрее и шире охватить клиентуру своими разъяснениями выгоды от нового продукта. Позиционирование в данном случае и есть способ и скорость выхода на клиентов. Сочетание последних и образует фокус конкуренции.
Фокус конкуренции образует точки наибольшего состязания поставщиков за потребителей. Или, что то же самое, но в обратном измерении: фокус конкуренции есть критерии избирательного спроса, по которым потребители выбирают себе поставщиков в первую очередь.
Надо ли теперь задавать вопрос: зачем нам нужна работа над фокусом конкуренции? Ведь ясно, что мы ответим на этот вопрос двояко.
— Во-первых, нужно сопоставить наши превосходные отличия с ожидаемым фокусом конкуренции, а именно - попадают ли хоть некоторые из них в этот фокус или, может быть, все они сильны и привлекательны сейчас, но ожидае мый фокус конкуренции потребует каких-то других достижений, которых у нас пока нет. Значит, конкурентных преимуществ мы не получим.
- Во-вторых - и это может быть самое ценное - мы можем попытаться вы двинуть на рынок какое-то новое превосходное отличие и сдвинуть на него фокус конкуренции. Например, мой клиент занимается производ ством и продажей обуви на вполне насыщенном рынке. Его команда муча ется над тем, как бы обеспечить узнаваемость фирмы. И в какой-то мо мент мы приходим к выводу, что через ассортимент, цены, качество и т. п. узнаваемость обеспечить не удастся - уж слишком сильно выровнял ры нок почти все фирмы по этим параметрам. А вот чем действительно мож но выделиться - это через новую систему отношений с покупателями в магазинах создать то, что будет определять специфическую атмосферу именно этой фирмы и никакой другой. Если другие фирмы дальше вежли вости здесь не идут, то мы можем сформировать собственную эстетику и
Методы консультирования работы над стратегией
этику торгового процесса, куда попадает много того, что долго описывать. Вот только одна деталь - во всех магазинах этой фирмы звучат песни и джаз Утесова. У нас нет бренда на имя этого артиста, но нет и никаких запретов на его звучание из обычных магнитофонов в любых помещениях, так же как и на размещение его портретов. Людям нравится слышать этот для кого полузабытый, для кого-то и незнакомый, но приятный голос. И при прочих равных люди задержатся в этих местах, выделят их из ряда таких же магазинов и скорее купят здесь, чем где-то еще... Посмотрите на набор фокусов конкуренции, разработанных с командой одного из клиентов (мебельная фабрика "XL").
|