![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности процесса закупок для
Промышленных компаний Эффективность логменеджмента закупок определяется наилучшими использованием финансовых, материальных и других видов ресурсов.
Одна из типичных задач – определение объемов закупаемых товаров и времени их оплаты. Для этого оцениваются транспортные расходы, затраты на содержание запасови принятие решений в отношении цен на закупаемые товары.
1.Стратегия в покупке МР к моменту их непосредственного потребления(идеология JIT) 2. Альтернатива - покупка вперед (форвардная сделка) типичная для операций с форвардными контрактами на товарных биржах. Покупая вперед (с отсрочкой поставки) фирма застраховывает себя от возможного повышения цен в будущем. Для страхования ценовых рисков (хеджирования) на биржевые товары (металл, зерно, нефть и др.) фирмы работают с фьючерсными контрактами и опционами. 3. Смешанные стратегии оплаты– оплата к моменту получения и форвардная оплата (если цена имеет сезонных характер). На этапах спада цены применяют оплату по факту поставки, на этапах подъема – форвардную оплату.
Особенности процесса закупок для Торговых компаний Предприятия торговли закупают товары для последующей продажи промышленным фирмам, оптовым компаниям, предприятиям розничной торговли и населению. В отличие от промышленной компании розничная сеть работает с большим числом поставщиков. Фокусвлияния в логистическом канале переместился в направлении конечного потребителя.
Ритейлеры работают над разрешением конфликта двух ключевых показателей: уровень запасов на полках магазинов и общие издержки на покупателя. Используют технологии, основанные на отсрочке, что предполагает более тесные взаимоотношения с поставщиками – это программы постоянного пополнения запасов (CRP- continuous replenishment programs), эффективной реакции потребителя (ECR- efficient consumer response), совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (CPFR - Collaborative Planning, Replenishment and Forecasting, VMI- Vendor managed Inventory – управление поставщиком запасами потребителя).
ECR- Эффективный отклик на запросы потребителей - управление ЦП посредством спроса конечного потребителя подразумевает соблюдение ассортимента, внедрение современных технологий на производстве, планирование и прогнозирование продаж в зависимости от спроса потребителя розничной торговли. Концепция ECR Концепция направлена на повышение эффективности бизнеса в четырех направлениях: 1.Формирование эффективного ассортимента в магазинах (оптимизация использования торговых площадей – эффективная выкладка/представление товара на полке, оптимизация товарного запаса). 2. Повышение эффективности промо-акций (обеспечение максимального отклика от покупателей и обеспечение доступности рекламируемого товара) . 3. Повышение эффективности разработки новых видов продукции и вывода их на рынок, минимизация рисков. 4. Эффективно пополнение товарных запасов – оптимизация затрат, связанных с запасами и сокращение длительности логистических циклов.
2.Cross-docking.Чтобы минимизировать время изготовления изделия и связывания капитала в цепи поставок ставится цель – избежать избыточной логистической деятельности по хранению и грузопереработке.
Товары, предварительно скомплектованные производителем в зависимости от потребителя, не хранятся на распредцентрах (промежуточных складах), а сортируются в пунктах перевалки на отправления, предназначенные для определенного клиента, и грузятся непосредственно на транспортные средства торгового предприятия.
3.Синхронное производство– благодаря данным о заказах становится возможным более эффективное планирование производства, а следовательно, оптимальные по затратам процессы и производственные циклы. Тем самым можно избежать ошибочных оценок и связанных с этим сверхсрочных производственных заказов
4.Интеграция поставок и VMI-технологии.Благодаря синхронному производству, базирующемуся на спросе, поставщики могут быть включены в процесс управления запасами клиента, следовательно, они смогут управлять своим производством с оптимальными затратами и избегать ненужных запасов.
Методы планирования потребностей в ГП (готовая продукция,как я поняла)(розничная торговля) Vendor-Management-Inventory (VMI) - оптимизация функционирования цепи поставок, когда поставщик имеет доступ к данным о запасах потребителя и отвечает за поддержание их уровня, заданного клиентом. Эта деятельность совершенствуется посредством осуществления регулярного процесса диспетчирования очередных поставок в зависимости от уровня запасов потребителя. При этом запасы пересчитываются, а данные о них возобновляются в процессе их пополнения поставщиком до запланированного уровня.
Вариантами концепции VMI являются: •программы непрерывного пополнения товарных запасов – Continuous Replenishment Programs (CRP); •управление запасами при помощи поставщиков – Supplier Assisted Inventory Management (SAIM); •пополнение запасов с помощью поставщиков – Supplier Assisted Inventory Replenishment (SAIR); •эффективное реагирование на запросы потребителей – Efficient Consumer Response (ECR).
Технология VMI/SMI (далее VMI) предполагает перемещение ответственности за управление запасами к той компании в цепи поставки, которая может наилучшим образом управлять запасами с учетом стандартов обслуживания и уровня сервиса, которые необходимы клиенту.
Можно выделить следующие базовые аспекты, которые необходимо определять при принятии решений о реализации программы VMI : Местоположение запасов. Запасы могут находиться как у клиента, так и на складах поставщика или логистического посредника. Прозрачность информации. Поставщик должен иметь возможность осуществлять мониторинг запасов. Так же должен обладать доступом к информации, определяющей спрос со стороны потребителя в будущем: - Заказы конечного клиента - План продаж/производства - Отложенные заказы и возвраты - Запасы в пути. Система пополнения запасов определения категорий (номенклатуры) товаров, снабжение которыми будет осуществляться по технологии VMI, согласование размера партии и периодичности поставки, процедур возврата невостребованных товаров. Условия взаиморасчетов - определение момента и порядка передачи право собственности на товар, соглашение о гарантиях и санкциях за не- выполнение договоренностей. Консигнация - один из возможных случаев соглашений о праве собственности на товар, в рамках которого поставщик размещает свои товары на территории заказчика, не получая за них оплаты до тех пор, пока этот товар не используется или не продается заказчиком. Способы реализации концепции VMI: qв самом простом случае поставщик осуществляет регулярные поставки и пополняет запасы до заранее определенного клиентом уровня; qчастным случаем концепции является консигнация – процесс, в ходе которого поставщик размещает свои товары на территории заказчика, не получая за них оплату до тех пор, пока этот товар не используется или не продается заказчиком. Соответственно поставщик максимально заинтересован в ускорении процесса оборота своих запасов, находящихся в распоряжении клиента; q поставщик может иметь доступ к складской базе данных клиента и самостоятельно анализировать и принимать решение о номенклатуре и размере партий пополнения запасов клиента; qодной из разновидностей VMI является постоянное присутствие представителя поставщика на территории заказчика, в результате чего поставщик отвечает за весь процесс пополнения запасов.
Модель CPFR (совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов)создана с целью координация спроса и предложения на основе обмена информацией между партнерами. Интеграция корпоративных стратегий контрагентов в единую стратегию цепи поставки, разработка единой ССП. Совместно прогнозируя продажи, определяя позиции с нестабильным спросом, партнеры разделяют риски и совместно устраняют возникающие проблемы. Основное отличие CPFR от ECR состоит в расчете постоянно обновляющихся прогнозов потребностей и поставок. Это дает возможность участникам логистической цепочки оперативно сравнивать значения параметров выполнения работ и адекватно адаптировать собственные планы. Субпоставщики могут просматривать статус запасов на заводах, получать автоматически рассылаемые предупреждения в случае снижения уровня запаса и оперативно реагировать на них. Планирование потребностей в ресурсах.
Современные методы планирования потребностей в ресурсах. Отправная точка в закупочной деятельности – планирование потребности в предмете снабжения Для промышленных компаний: Управление закупками МР осуществляется в соответствии с установленными производственным планом и сроками оборачиваемости запасов (отдел производства) Для торговых компаний: Основа планирования – план продаж и его базис - прогнозы спроса конечного (индивидуального) потребителя (служба продаж + маркетинговая служба) Для промышленных компаний Планирование потребности в МР для производства продукции чаще всего основано на нормативном подходе, т.е. расчете удельных норм расхода МР: на одну позицию, единицу веса, длины, определенный объем выпуска ГП. Удельные нормы расхода рассчитываются на основе конструкторских чертежей, сборочных спецификаций и т.п. Планирование закупки ЗЧ может быть основано как на прогнозе фактического расхода, так и на удельных нормах расхода. При нормативном подходе необходимо учитывать большое число факторов: надежность исходной техники, особенности технологического процесса ее обслуживания и ремонта, условия и режимы эксплуатации. Для каждой отрасли специфические инструкции, методики и нормативные документы.
Схема MRP (Material Requirements Planning) идеологии MRPII / ERP. Для определения объема закупок, необходимых для производства ГП, нужно знать объем выпуска, график производства MPS (Master Production Schedule- объемно-календарное планирование производства), количество составляющих (спецификацию продукции Bill of Material (BOM) для изготовления (сборки) одной единицы продукции, а также информацию о наличии и движении МР на складе. Руководствуясь запланированными объемами выпуска продукции, отдел закупок рассчитывает и вносит коррективы в объемы закупок и графики поставок МР. Преимущество MRP: автоматизированный процесс суммирования всех потребностей и их анализ исключает необходимость мелких заказов одного и того же вида сырья или комплектующих. Заблаговременное определение потребностей.
MPS – основной производственный график, MRP- планирование потребностей в материалах, RCCP-укрупненное планирование потребности в мощностях, SFC- оперативное управление производством (диспетчирование), планирование потребности в мощностях (CRP). Функции модуля «Закупки»: 1) ведение договорных отношений с поставщиками и перевозчиками (экспедиторами); 2) отслеживание операций по оплате; 3) ведение графика поставок с прогнозом времени поступления на склад; 4) генерация документов по приемке и запасам, 5) ведение всех складских операций (неликвиды, сверхнормативные запасы, дефицит).
Методы планирования потребностей в ГП
Для торговых компаний КИС ERP-класса имеют программные надстройки, использующие продвинутые методы и алгоритмы прогнозирования спроса (продаж): MySAP-APO, Oracle E-Business Suite, MBS Axapta и др. Отраслевые решения поддержки розничной торговли, включают алгоритмы продаж и закупок – Microsoft Axapta Retail Для оптовых торговых компаний инструмент планирования закупок ГП и ее последующего распределения в складской сети служит модуль DRP – Distribution Requirements/Resource Planning (планирование распределенного производства и поставок потребителям
КИС ERP-класса имеют программные надстройки, использующие продвинутые методы и алгоритмы прогнозирования спроса (продаж): MySAP-APO, Oracle E-Business Suite, MBS Axapta и др. Отраслевые решения поддержки розничной торговли, включают алгоритмы продаж и закупок – Microsoft Axapta Retail Для оптовых торговых компаний инструмент планирования закупок ГП и ее последующего распределения в складской сети служит модуль DRP – Distribution Requirements/Resource Planning (планирование распределенного производства и поставок потребителям).
Модуль «OPEN-to-BUY» (OTB)- разработана для компании Wal-Mart. Система планирования закупок и оптимизации запасов в цепях поставок торговых компаний является отраслевым стандартом у крупных дистрибьютеров и ритейлеров
Для определения необходимого уровня товарных запасов используются данные прогноза планируемых продаж и требуемого уровня оборачиваемости запасов для обеспечения этих продаж. В системе ОТВ – товарные запасы на конец каждой недели рассчитываются как сумма фактических товарных запасов на начало этой недели и планируемых поставок на этой неделе за вычетом прогнозируемых продаж данной недели. Товарные запасы на конец недели становятся товарными запасами на начало следующей недели.
Модуль «OPEN-to-BUY» позволяет реализовать интегрированное планирование в цепи поставок ритейлера (дистрибьютора) Количество закупаемых товаров рассчитывается как разность между требуемыми поставками товаров и размещенными у поставщика заказами.Оборачиваемость по каждой товарной группе планируется на основе страхового запаса и по значимости группы в обороте и прибыли по розничной сети в целом (ABC и XYZ-анализ).
![]() |