Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методики музыкального воспитания



УДК 371.134:78:159.954-057.874

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Канд. пед. наук, доцент, доцент

Кафедры теории, истории музыки и

методики музыкального воспитания

ИФИИ РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г.Ялта)

Постановка проблемы. Сегодня необходимо изменить систему обучения студентов гуманитарного вуза, чтобы перейти от подготовки узкого специалиста-предметника к формированию личности учителя с широким художественным мировоззрением, гуманитарным объемом знаний, высокими ценностными ориентациями в разных областях искусства. В основе этой сложной работы лежат процессы развития целостного восприятия и осмысления художественных явлений.

Наблюдения за деятельностью студентов университета на педагогической практике показали, что студенты недостаточно активны в осуществлении творческого подхода к отбору форм и методов к уроку художественной культуры, испытывают затруднения в организации творческой деятельности старших школьников; им довольно трудно стимулировать интерес и творчество учащихся на уроке; большая часть студентов ориентируется на традиционную передачу «готового» знания, в то время как приоритетом в профессиональной деятельности учителя музыки и художественной культуры должно выступать создание условий для полноценного вхождения школьников в мир искусства и формирования у них потребности в творчестве, пробуждения творческих способностей.

Анализ последних публикаций.Разработкой системы профессиональной подготовки студентов к художественно-эстетическому образованию школьников на культурологических основах занимаются такие учёные-педагоги, как Д. Берестовская, Л. Масол, В. Орлов, Г. Падалка, О. Шевнюк, О. Щёлокова. Учёные рассматривают разнообразные подходы к определению педагогических условий в зависимости от цели и задач конкретных исследований, самыми важными педагогическими условиями считают те, которые активизируют творческое отношение молодежи к художественной культуре.

Цель статьи –разработатьпедагогические условия подготовки будущего учителя музыки и художественной культуры к формированию творческих способностей старших школьников на уроках художественной культуры

Изложение основного материала. Учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность учащихся. В связи с этим на первый план выходит одна из важных задач современного педагогического образования – развитие у будущих специалистов высокого профессионализма, создание условий для обретения опыта творчески преобразующей деятельности. В полной мере профессионально-творческая активность может проявиться лишь в профессиональной деятельности, в то же время предпосылки и отдельные стороны ее формируются во время обучения в вузе при благоприятных условиях для проявления данного вида активности, стимулирования ее развития. Чтобы найти верный подход к индивидуальности ученика, будущему педагогу сегодня нужны методологические знания в самых различных областях – психологии, педагогике, искусствоведении, методике и др.

Процессподготовки будущего учителя музыки и художественной культурык формированию творческих способностей старших школьников на уроках художественной культуры будет эффективным, если:

- использовать на занятиях по «МХК», «Методике преподавания МХК в школе», спецкурса «Молодёжная музыкальная культура в воспитании личности» личностно ориентированный подход и активизирующие методы и приемы обучения и воспитания студентов;

- развивать самостоятельность студентов на основе творческо-деятельностного подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых на занятиях по мировой художественной культуре и методике преподавания мировой художественной культуры, педагогической практике.

Данная система условий способствует формированию позитивных потребностей и мотивов студентов, что, в свою очередь, повышает профессиональный интерес к предмету, усиливает направленность процесса обучения на будущую практическую деятельность, успешно влияет на формирование потребности в творчестве в области художественной культуры и педагогической практики.

Рассмотрим предложенные педагогические условия подробнее.

Первым педагогическим условием является использование на занятиях по МХК и методике преподавания МХК в школе личностно ориентированного подхода и активизирующих методов и приемов обучения и воспитания студентов.

Одной из важнейших функций педагога является формирование профессионального интереса и психологической готовности студентов к дальнейшей преподавательской деятельности. Основным критерием высокой квалификации педагога является не только умение успешно обучать избранной специальности, но и способность воспитывать в студентах определенные черты характера, устойчивый профессиональный интерес к работе. И. Ирхен подчёркивает: «Полноценный образовательный процесс есть результат полноценной совместной деятельности, в которой раскрываются внутренние ресурсы педагога и студента, способствующие их личностной самореализации и профессиональному самосовершенствованию» [3, с.68].

Личностно ориентированный подход к каждому студенту – это не только правильный подбор методов и средств обучения, но и умение создать определенную психологическую тональность во взаимоотношениях со студентами, умение правильно сориентировать в заданном направлении, не сковать творческую инициативу. Благоприятный психологический фон позволяет направить энергию студентов на деятельность инициативного и творческого характера, а умело регулируемая динамика эмоциональных состояний стимулирует этот процесс.

Процесс обучения в университете должен быть организован таким образом, чтобы активизировать механизм личностного развития каждого студента. Это возможно лишь при использовании личностно ориентированных средств и методов организации учебного процесса: создание личностно утверждающих ситуаций, перенос общения в диалогическую плоскость, формирование позитивных образов «Я», создание ситуаций успеха, творческой атмосферы. Личностно ориентированная модель выдвинула на первый план формирование таких качеств личности, которые позволяют молодому человеку самореализоваться.

Во время изучения «МХК», «Методики преподавания МХК в школе», спецкурса «Молодёжная музыкальная культура в воспитании личности» и прохождения педагогической практики по специальности важно создать личностно ориентированную образовательную среду.

Это характеризуется:

Ø ориентацией методов, средств, приемов и форм организации учебного процесса на личность студента, с учётом его познавательных возможностей, ценностных ориентаций, личностного опыта;

Ø подчинением содержания работы преподавателей университета личностно ориентированному обучению;

Ø формированием субъект-субъектных отношений в процессе обучения; введением диалогизированных форм обучения;

Ø созданием преподавателями педагогических кафедр дидактического комплекса, предоставляющего студенту возможность выбора организации собственного процесса обучения;

Ø организацией личностно ориентированных учебно-педагогических ситуаций, которые побуждают студентов к осознанию своего позитивного образа «Я», создание «ситуаций успеха»;

Ø ориентацией на более подготовленных субъектов обучения; предоставлением студенту возможности выбора индивидуальной траектории обучения; созданием условий для его творчества в самостоятельной и коллективной деятельности.

Как видим, отмеченные идеи, ориентированы на кардинальное изменение типа мышления и тех, кто готовит будущих специалистов, и тех, кто овладевает профессией.

Основной побудительной силой творческой деятельности учителя музыки и художественной культуры является интерес к художественной культуре, педагогике искусства. Он проявляется как потреб­ность к восприятию, пониманию и интерпретации про­изведений искусства, стремление к глубоким эмоциональным переживаниям, желание приобщить учащегося к сокровищам искусства, нау­чить его любить и понимать различные виды искусства, развить его творческие способности.

Использование активизирующих методов и приемов обучения и воспитания студентов способствует их подготовке к развитию творческих способностей старших школьников. Рассмотрим подробнее эти методы и приёмы.

Метод сравнения и сопоставления. При реализации этого метода необходимо использовать уточняющие признаки, которые помогут объединить сопоставляемые явления. Таким признаком является общность (например, общность тем, исторического периода, национального своеобразия, художественного направления, творческого метода автора).

При изучении материала по мировой художественной культуре необходимо использовать уточняющие признаки, которые помогут объединить сопоставляемые явления. Таким признаком могут быть общность тем, исторического периода, национального своеобразия, художественного направления, творческого метода творца. Реализация сопоставления по признаку общности позволяет найти решение многих практических задач, как во время подготовки материала к занятию, так и в процессе восприятия и оценки художественных произведений.

Метод обобщения. Преподаватель должен чётко сформулировать проблему, которую необходимо обозначить, а затем постепенно вместе со студентами рассмотреть её, обосновать конечный вывод. Метод обобщения, направлен на развитие восприятия и мышления студентов, способности самостоятельно ориентироваться в искусстве, осознавать его морально-этическую функцию.

Метод углубления знаний – целесообразно использовать в учебном процессе потому, что изучение курса «Мировая художественная культура» предполагает широкую интеграцию с историей, литературой, музыкальной культурой и другими дисциплинами.

Метод структурно-функционального и системного анализа, позволяет рассмотреть феномен художественной культуры во взаимодействии её составных частей. Каждый этап художественного развития раскладывается на взаимосвязанные элементы. Между ними устанавливаются соотношения, выделяются своеобразные проявления каждой национальной культуры, которые затем объединяются по общности. Использование этого метода на занятиях позволяет раскрыть как общетеоретические понятия, так и разные функциональные компоненты художественной культуры.

Кроме рассмотренных нами методов, на занятиях по «Мировой художественной культуре», «Методике преподавания мировой художественной культуры в школе», спецкурса «Молодёжная музыкальная культура в воспитании личности» используются методы контроля и самоконтроля. К ним относятся: устный и письменный контроль, рефлексия.

Рассмотрим специальные методы художественного воздействия на студентов на занятиях мировой художественной культуры и методики преподавания мировой художественной культуры.

Метод драматизации (импровизации, инсценирования). Его лучше всего использовать при обобщении темы. О. Александрова справедливо заметила: «Метод драматизации как творческий способ восприятия вводит зрителя в особую игровую ситуацию…» [1, с.78].

Метод погружения в эпоху – помогает лучше проникнуть в содержание и художественный образ произведения искусств, даёт возможность познакомиться с исторической эпохой в период которой было создано произведение, прочувствовать жизнь автора и героев того периода который запечатлён в художественном произведении, выделить своеобразие стиля данной эпохи.

Метод эмоциональной зарядки (О. Щёлоковой [6]) – направлен на раскрытие ярко-эмоционального отношения студентов к каждому произведению искусства.

Метод художественно-педагогической драматургии (Л. Предтеченской) представляет собой систему целенаправленных действий преподавателя, ориентированных на организацию общения студентов с произведениями искусства и обеспечение целостного восприятия произведения, использование силы его эмоционального воздействия для развития духовного мира студента, а также получения знаний, необходимых для восприятия различных видов искусства.

Отдельную группу составляют креативные методы обучения (А. Хуторского [5]). Они ориентированы на создание студентами личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта. К этой группе методов относятся такие, как метод образной картины, «мозговой штурм» (А. Осборна) и др.

Метод образной картины воссоздаёт такое состояние студента, когда восприятие и понимание изучаемого объекта будто бы сливаются, происходит его целостное, нерасчленённое видение. В результате у студента возникает образная художественная картина мира. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, студентам предлагается изобразить свою художественную картину мира, выразить с помощью рисунка, символов, терминов своё видение мира, явлений культуры.

«Мозговой штурм» (А. Осборна).Основная задача метода – сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается «штурм» с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем ещё раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и – старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнить и уточнить.

Рассмотрим коммуникативные приёмы обучения и воспитания студентов на занятиях мировой художественной культуры.

«Ролевая маска». Студенту предлагается войти в определённую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа, художника, писателя, композитора, исполнителя.

«Эстафета мнений». Студенты по «цепочке» высказываются на заданную тему: один начинает, следующий продолжает, остальные дополняют, уточняют. От простых суждений участникам необходимо перейти к аналитическим, предварительно преподаватель должен выдвинуть соответствующие требования. Эстафета завершается проблемным высказыванием студентов.

«Самостимулирование». Студенты, разделённые на группы, готовят друг другу определённое количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждении.

«Импровизация на свободную тему». Студенты выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определённый интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.

«Импровизация на заданную тему». Студенты свободно импровизируют на обозначенную преподавателем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают творческие задания).

«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций студентов по тому или иному вопросу художественной культуры, методики преподавания МХК в школе, спецкурса в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Приём предполагает чёткое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приёмов связана с организаторской деятельностью преподавателя, направленной на организацию учебной деятельности студентов.

«Распределение ролей». Это чёткое распределение функций и ролей студентов в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения творческого задания по МХК, методике преподавания МХК в школе, спецкурсу.

«Самоотстранение преподавателя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, преподаватель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берёт на себя обязательства рядового участника.

«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми студентами. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.

«Обмен функциями». Студенты обмениваются функциями (ролями), которые они получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приёма предполагает полную или частичную передачу преподавателем своих функций группе студентов или отдельному студенту.

Одно из наиболее эффективных средств углубления интегративных художественных знаний студентов – проведение познавательных занятий – игры-путешествия. Подготовка к проведению игры-путешествия заключается в детальном ознакомлении с содержанием предложенной темы занятия, переработке научной информации и представлении ее в образной, инсценированной, занимательной форме, создании презентации.

Коллективным приемом обучения может также выступать познавательный ринг. Сущность его состоит в том, что студенты должны давать ответы поочерёдно и максимально быстро. Это создает напряженную борьбу, активизирует внимание и память, ускоряет эмоциональную и интеллектуальную реакцию студентов, пробуждает познавательный интерес. Содержанием познавательного соревнования может выступать любой теоретический материал по курсам «Мировая художественная культура», «Методика преподавания МХК в школе», спецкурсу «Молодёжная музыкальная культура в воспитании личности»

Опора на анализ-интерпретацию (по методике И. Гринчук [2]) дает возможность осознать восприятие искусства не как «внеличностную» теоретизацию, ориентированную исключительно на готовые образцы анализа, а как творческий процесс осмысления произведения (его текста, контекста и подтекста) и своего отношения к нему. Ориентация на анализ-интерпретацию является альтернативой традиционному подходу к анализу музыки в педагогической практике. В разработке методики анализа-интерпретации студентами произведений искусства базовыми положениями стали принципы организации личностно ориентированного обучения, в частности приоритетностивыявления субъективного опыта студентов, их «индивидуальных семантик».

Методика проведения занятий по дисциплине «Методика преподавания мировой художественной культуры в школе» предусматривает моделирование профессиональной деятельности студента по формированию творческих способностей старших школьников на уроках художественной культуры. Для этого применяются такие методы и приемы: психолого-педагогический анализ и отбор искусствоведческого материала; сравнительная характеристика ценностей разных видов искусства, анализ передового педагогического опыта и применение его на педагогической практике; моделирование; творческие задания; деловые и ролевые игры и т. д.

Вторым педагогическим условием является развитие самостоятельности студентов на основе деятельностно-творческого подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых на занятиях по мировой художественной культуре, методике преподавания художественной культуры в школе, педагогической практике.

Не вызывает сомнения, что актуальной проблемой теории и методики преподавания мировой художественной культуры является проблема формирования творческой самостоятельности студентов – основы их педагогической деятельности. Ее можно рассматривать в плане развития самостоятельности художественно-эстетического мышления, формирования навыков самостоятельной работы над раскрытием художественного образа произведения, рациональной организацией ежедневной самоподготовки, развития творческой индивидуальности, расширения художественного кругозора за счет изучения произведений разных художественных стилей.

Самостоятельная учебная работа не только формирует у студентов навыки и умения самостоятельного получения знаний, а и имеет важное воспитательное значение, поскольку формирует самостоятельность как черту характера, что играет ведущую роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Важную роль в организации самостоятельной работы студентов играет контроль за её выполнением и консультации преподавателей. Самостоятельная учебная деятельность с переходом студентов на старшие курсы постепенно должна приобретать характер исследовательского поиска.

Ученые-педагоги А. Пехота и А. Старева подчёркивают, что учебно-воспитательный процесс должен создавать условия для надлежащего овладения каждым студентом целостным опытом будущей профессиональной деятельности, не копируя, а индивидуально соединяя его основные составляющие (эмпатию, креативность, артистизм, рефлексивность, творческую активность). Наличие стойкого интереса к будущей профессиональной деятельности приводит к возникновению и закреплению в сознании студента стойкой самостоятельной психологической установки на актуализацию творческих возможностей, возникает глубокая потребность в рефлексии профессиональных знаний и личностного опыта, в самостоятельном поиске нестандартных методов и способов технологического решения педагогических задач. Накопление опыта профессиональной деятельности способствует росту уровня самооценки: она становится адекватной (нормативной) или адекватно-высокой, что присуще творческим личностям; повышается стабильность эмоционально-волевого состояния во время сценических выступлений студентов; развивается самоконтроль в процессе технологического освоения произведений искусства. Качество практического воплощения художественно-педагогических замыслов полнее всего обеспечивают самоорганизация и художественно-педагогическое самоуправление студентов [5].

Формы и методы организации занятий по мировой художественной культуре, методике преподавания мировой художественной культуры в школе базируются на активизации творческо-поисковой самостоятельной деятельности студентов, работе их фантазии и представлений. Она предусматривает проблемное изложение учебной информации и побуждение студентов к постановке и экспериментальному решению проблем профессионального самопознания на педагогической практике.

Создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение студентов в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности будущих учителей музыки и художественной культуры. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от студента выведения такого знания, на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.

Выводы. Таким образом, учебно-воспитательный процесс должен создавать благоприятные условия для надлежащего овладения каждым студентом целостным опытом будущей профессиональной деятельности, не копируя, а индивидуально соединяя его основные составляющие (эмпатию, креативность, артистизм, рефлексивность, творческую активность).

Резюме.В статье рассматриваются педагогические условия подготовки будущего учителя музыки и художественной культуры к формированию творческих способностей старших школьников на уроках художественной культуры

Ключевые слова: педагогические условия подготовки будущего учителя музыки и художественной культуры, формирование творческих способностей старших школьников, уроки художественной культуры.

Резюме.В статті розглядаються педагогічні умови підготовки майбутнього вчителя музики і художньої культури до формування творчих здібностей старших школярів на уроках художньої культури

Ключові слова: педагогічні умови підготовки майбутнього вчителя музики і художньої культури, формування творчих здібностей старших школярів, уроки художньої культури.

Resume.In the article the pedagogical terms of preparation of future music master and artistic culture to forming of creative capabilities of senior schoolboys on the lessons of artistic culture are examined

Keywords: pedagogical terms of preparation of future music master and artistic culture, forming of creative capabilities of senior schoolboys, lessons of artistic culture.

Литература

1. Александрова О. Драматизация как метод интерпретации женских образов купеческого портрета / О. Александрова // Искусство в школе. – 2006. – № 6. – С.75-78.

2. Гринчук І. Інноваційний підхід до організації слухання музики / І. Гринчук // Мистецтво та освіта. – 2004. – № 4. – С.13-16.

3. Ирхен И. Совместная деятельность педагога и студентов как основание социальных функций специалиста культуры / И. Ирхен // Искусство в школе. – 2007. – № 2. – С.65-68.

4. Пєхота О. М., Старєва А. М. Особистісно орієнтоване навчання: підготовка вчителя: Монографія / О. М. Пєхота, А. М. Старєва. – Миколаїв : Іліон, 2006. – 272 с.

5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. – Спб. : Питер, 2001. – 544 с.

6. Щолокова О. П. Методика викладання світової художньої культури: Підручник / О. П. Щолокова. – К. : Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2007. – 194 с.

УДК 378.95+378.14+159



Просмотров 833

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!