Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К СОЗДАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ



Системный подход как новая методология науки и практики сложился ко второй половине XX столетия. Он является качественно новым подходом в изучении, проектировании и создании систем. Формирование системного под- хода в качестве самостоятельного исследовательского направления обусловле- но общей тенденцией развития науки и общества, которая сложилась к настоя- щему времени.

Центральным понятием системного анализа является понятие система.

При построении математических моделей принципиальное значение имеют свойства систем. Помимо рассмотренных выше видов классификации систем на детерминированные и стохастические, дискретные и непрерывные следует выделить еще ряд характерных признаков.

Динамические системы характеризуются тем, что их выходные парамет- ры в данный момент времени определяются характером входных воздействий в прошлом и настоящем (зависит от предыстории). В противном случае системы называют статическими.

Если параметры систем изменяются во времени, то она называется не- стационарной, противоположным понятием является понятие стационарной системы.

Различают системы линейные и нелинейные. Для линейных систем ре- акция на сумму двух иди более различных воздействий эквивалентна сумме ре- акций на каждое возмущение в отдельности, для нелинейных – это условие не выполняется.

Можно выделить следующие основные определения и свойства системы: система есть совокупность элементов (подсистем). При определенных ус- ловиях элементы сами могут рассматриваться как системы, а исследуемая сис-

тема – как элемент более сложной системы;

связи между элементами в системе превосходят по силе связи этих эле- ментов с элементами, не входящими в систему. Это свойство позволяет выде- лить систему из среды;

для любой системы характерно существование интегративных качеств (свойство эмерджентности), которые присущи системе в целом, но не свой- ственны ни одному ее элементу в отдельности: систему нельзя сводить к про- стой совокупности элементов;

система всегда имеет цели, для которых она функционирует и существует.

 

В качестве примера можно привести следующее. Если в качестве систе- мы рассматривать компьютерную сеть, то входящие в нее сервер, рабочие станции, маршрутизаторы и т.п. являются элементами системы (подсистема- ми). В свою очередь, например рабочий компьютер, тоже состоит из элементов

– подсистем более низкого уровня (блок питания, материнская плата, жесткий диск и т.д.). Подобное разбиение можно продолжать.


Методология системного подхода при решении задач анализа систем со- стоит в следующем. Задача расчленяется на подзадачи анализа элементов сис- темы. Причем каждый из элементов должен рассматриваться не сам по себе, а во взаимодействии с другими элементами. Решение подзадач должно происхо- дить при условии обеспечения общих целей функционирования всей системы.

При создании математических моделей использование системного под- хода предполагает выделение нескольких уровней абстракции при описании объекта (системы). Объединение уровней, родственных по характеру исполь- зуемого математического аппарата, приводит к образованию нескольких уров- ней в иерархии функциональных моделей. Наиболее наглядно это можно про- демонстрировать на примере моделирования технических объектов.

В качестве примера моделей разного уровня, описывающих один и тот же процесс, рассмотрим нагрев твердого тела.

Если некоторое твердое тело рассматривать, как единую систему, нагре- вающуюся под действием теплового потока, то процесс можно описать с по- мощью простого балансового уравнения:


 

T = T0


+ 1

C P r


 

Q, (а)


где T– конечная температура тела; T0– его начальная температура; CP, r- те- плоемкость и плотность материала тела; Q- количество теплоты, полученной телом, отнесенное к его объему.

Будем считать модель (а) моделью верхнего, самого общего уровня абст-

ракции.

Допустим, нас интересует не только конечная температура объекта, но и ее изменение во времени, т.е. кинетика процесса нагрева. Тогда следует перей- ти к более подробному описанию процесса, например, в таком виде:


dT =

Dt


C P r


 

q(t), (b)


где q(t)- тепловой поток , отнесенный к единице объема тела; t- время.

Для решения приведенного уравнения следует указать закон изменения во времени теплового потока q(t)и задать начальную температуру тела:

T t=0 = T0.

Полученное решение позволит определить изменение температуры тела во времени.

Заметим, что модели (a) и (b) рассматривают тело, как единое целое и в них не входят пространственные координаты.

Наконец, если исследователю важно провести анализ изменения темпе- ратуры не только во времени, но и в различных точках пространства, то следу- ет перейти к еще более подробной детализации процесса. Примем для просто- ты, что тело имеет форму длинного тонкого стержня. Если пренебречь всеми размерами стержня кроме его длины, модель можно представить в виде сле- дующего уравнения:


 

=
dT l


Ж d2 T ц


з

и
dt C P r з dx


ч, (с)

ч
ш


 

которое следует дополнить начальными и граничными условиями, уточняю-

щими протекание процесса, например такими:


T x=0 = f1 (t);


T x=l = f 2 (t);


T t=0 = j(x),


 

где l- теплопроводность материала стержня; l- его длина; x- пространствен-

ная координата.

Решение данной модели позволит определить температуру в любой точке стержня в любой момент времени.

Проследим, как изменяется вид уравнений математической модели про-

цесса при переходе от одного уровня абстракции к другому.

Модель процесса, представленная на верхнем уровне простейшим алгеб- раическим уравнением (a), усложняется на втором уровне абстракции и прини- мает вид обыкновенного дифференциального уравнения (b). Переход к треть- ему самому подробному уровню приводит к необходимости использовать диф- ференциальное уравнение с частными производными (с). Однако за счет ус- ложнения модели мы получаем дополнительную информацию о процессе. Так, если в первом случае мы можем определить лишь конечную температуру моде- лируемого объекта, то во втором имеем возможность проследить процесс во времени, считая температуру одинаковой во всем объеме тела. Модель третьего уровня уже позволяет исследовать распределение температуры и во времени, и в пространстве.

Безусловно, в данном примере дается чрезвычайно упрощенный подход к описанию процесса. Так не рассматривается отдача тепла нагретым телом в ок- ружающую среду. В модели (с) процесс рассматривается лишь по одной коор- динате, а реальные тела имеют конечные размеры по всем пространственным координатам. Можно добавить и другие условия, не учтенные в примере. Учет этих условий должен привести к появлению новых членов в уравнениях и зна- чительно усложнить их. Однако усложнение математической модели делает ее более адекватной, более приближенной к реальности, хотя и ухудшает ее эко- номичность.

При моделировании технических объектов часто рассмотренные выше модели и уровни абстракции называются следующим образом. Модель вида (с) называют моделью микроуровня, вида (b) – моделью макроуровня, вида (а) – мегауровня. При этом характерно следующее.

1. На микроуровне абстракции используют математические модели, опи-

сывающие физическое состояние и процессы в сплошных средах. Для модели- рования применяют аппарат математической физики. Особенностью этих ма- тематических моделей является отражение процессов, протекающих в непре- рывных пространстве и времени. Типичными математическими моделями это- го уровня являются уравнения гидродинамики, теплопереноса, диффузии, уп- ругости. Они представляют собой системы дифференциальных уравнений с ча-


стными производными. В них независимыми переменными являются время и пространственные координаты. Такие математические модели часто называют моделями с распределенными параметрами, поскольку в них параметры и фазовые переменные зависят от координат точек пространства. Если в таких уравнениях время как независимая переменная отсутствует, то они описывают стационарный процесс и называются стационарными. Исследование таких моделей сводится к решению краевых задач. Следует заметить, что, несмотря на полноту описания процесса, возможности применения таких моделей огра- ничены. Попытки исследовать с их помощью процессы в многокомпонентных средах не всегда успешны из-за чрезмерных вычислительных затрат.

2. На макроуровне производится укрупнительная дискретизация про-

странства по функциональному признаку. То есть выделяются характерные зо- ны, в которых процесс можно считать не зависящим от пространственных ко- ординат. Математические модели на этом уровне представляются в виде сис- тем обыкновенных дифференциальных уравнений, где в качестве независимой переменной присутствует только время. Данные модели называют моделями с сосредоточенными параметрами. При рассмотрении стационарного процес- са на данном уровне математические модели получают вид систем алгебраиче- ских уравнений. Математические модели данного уровня являются универ- сальными и пригодными к исследованию как динамических, так и статических режимов процесса.

3. На мегауровне с помощью дальнейшего абстрагирования от характера физических процессов удается еще более упростить модель. Обычно в ней фи- гурируют только фазовые переменные, относящиеся к внешним связям объек- та. Типичными моделями этого уровня являются балансовые соотношения в виде систем алгебраических уравнений.


ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ

 

Все процессы и явления, в которых участвуют объекты материального мира, происходят в пространстве и времени. При этом характеристики процес- са или объекта меняются, что дает возможность говорить об изменении его со- стояния. В каждый момент времени объект находится в одном из возможных состояний и способен переходить во времени и пространстве из одного состоя- ния в другое под действием внешних и внутренних причин. Таким образом, изучаемый объект можно рассматривать как динамическую (изменяющуюся) систему в широком смысле этого понятия. В самом общем случае, как про- странство состояний, так и пространство независимых переменных могут быть непрерывными или дискретными.

Рассмотрение процессов в непрерывных пространстве и времени тради-

ционно производится с использованием математических моделей в виде диф- ференциальных уравнений с частными производными. К ним относятся урав- нения переноса тепла, переноса массы, уравнения механики сплошной среды, электродинамики, упругости и пр. Все они часто объединяются общим поняти- ем – уравнения математической физики. Подробное рассмотрение этих во- просов выходит за рамки изучаемого предмета, поэтому в данной главе мы ог- раничимся детерминированными моделями, где в качестве независимой пере- менной используется только время.

 



Просмотров 1313

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!