![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Показатели эффективности СМО
Под показателями эффективности понимаются количественные показа- тели, частично характеризующие уровень выполнения СМО возложенных на нее функций. На основании показателей эффективности может быть построен некоторый критерий эффективности, совокупно характеризующий эффектив- ность СМО при ограничениях на ее параметры. Эффективность СМО может характеризоваться большим числом различных показателей эффективности. Рассмотрим наиболее употребительные из них и их обозначения. Следует пом- нить, что все эти показатели отражают возможности СМО по обслуживанию заявок, отнюдь не характеризуя качество самого обслуживания. Вероятностьобслуживания Pобхарактеризует вероятность того, что про- извольно выбранная из входящего потока с интенсивностью lзаявка будет об- служена, то есть окажется в потоке обслуженных заявок с интенсивностью lО : Pоб = lО /l.(3.23) Иногда вероятность обслуживания называют относительной пропускной спо- собностью. Вероятностьпотери PПхарактеризует вероятность того, что произвольно выбранная из входящего потока с интенсивностью lзаявка окажется в потоке потерянных заявок с интенсивностью lП: PП = lП /l = (l - lО )/l = 1 – (lО /l) = 1 - Pоб(3.24) и является суммой вероятностей потерь заявок по частным причинам: Pотк- ве- роятность отказа вследствие переполнения (насыщения) СМО, PУ- вероятность "ухода" нетерпеливых заявок из СМО. PП = Pотк + PУ .(3.25) Среднеевремяожидания tожзаявки (среднее время пребывания заявки в очереди) является математическим ожиданием времени ожидания. Время ожи- дания tожзаявки является случайной величиной и равно сумме длительностей интервалов времени, в течение которых заявка находится в очереди, начиная с момента появления заявки на выходе СМО и кончая моментом, когда заявка последний раз покидает очередь по причине назначения на обслуживание или ухода из очереди (в случае нетерпеливых заявок).
TОЖ в общем случае является суммой двух со- - t Н ОЖ – среднего начального времени ожидания, равного промежутку вре-
- t П ОЖ - среднего времени ожидания в прерванном состоянии, равного в общем случае сумме промежутков времени между моментами поступления за- явки, обслуживание которой было прервано, в очередь и моментами либо по- вторного назначения заявки на дообслуживание (продолжение обслуживания заявки с того состояния, в котором она находилась на момент очередного пре- рывания), либо потери заявки за счет ухода:
= t Н ОЖ + t П ОЖ. (3.26) СреднеевремяпребываниязаявкивСМО tСявляется математическим ожиданием времени пребывания заявки в СМО. Время пребывания tСзаявки в СМО равно промежутку времени от момента поступления заявки на вход СМО до момента появления ее в выходящем потоке и связано с длительностью про- цессов ожидания tОЖи обслуживания tОБ. Среднее время пребывания заявки в
равно сумме среднего времени ожидания (пребывания в очереди) TОЖ
tОБ:
+ t ОБ. (3.27)
= 0,n, то есть вероятностей нахождения в очереди iзаявок. Для систем без по-
TОЖ про-
Это выражение становится очевидным, если учесть, что за время ожида- ния tОЖв СМО поступает в среднем ltОЖзаявок.
Для СМО без потерь среднее число заявок в системе связано со средним временем пребывания заявки в системе простым соотношением:
= l(t ОЖ + t ОБ ) = lt С (3.31)
![]() |