Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Разомкнутые СМО с ожиданием и терпеливыми заявками



 

Будем рассматривать СМО разомкнутого типа, содержащую mоднотип-

ных каналов обслуживания, характеризующихся экспоненциальным распреде-


лением времени обслуживания со средним значением


TОБ


или, что эквивалент-


но, простейшим потоком обслуживаний с интенсивностью m = 1/ t ОБ

мо от типа обслуживаемой заявки.


независи-


При полностью загруженных каналах обслуживания заявки могут ждать обслуживания в общей очереди, число мест в которой равно n. Дисциплина ожидания - FIFO, заявки становятся в очередь в порядке поступления, при пе- реполнении очереди вновь поступившая заявка получает отказ. Дисциплина обслуживания также FIFO, выбор заявки из очереди при освобождении какого- либо из каналов обслуживания делается из начала очереди. Заявки на входе СМО относятся к одному из Мтипов, причем заявки i-го типа образуют про-

стейший поток с интенсивностью li( i = 1, M ).

Поскольку рассматривается бесприоритетная СМО с общей очередью, целесообразно рассматривать объединенный входящий поток, который будет также простейшим с интенсивностью (3.19):

M

l = е li.

i =1

Из-за того, что заявки терпеливые, в такой СМО их потери возможны лишь за счет отказов СМО принять заявку в очередь на обслуживание. Заявка, попавшая в очередь, обязательно дождется назначения на обслуживание.

Возможные состояния СМО будем связывать с числом заявок, находя-

щихся в СМО:

S0- в СМО нет ни одной заявки, каналы обслуживания простаивают, оче-

редь отсутствует;

S1- в СМО одна заявка, ее обслуживанием занят один из каналов обслужи-

вания, другие (m - 1)канал обслуживания простаивают, очередь отсутствует;

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Si- в СМО iзаявок, их обслуживанием заняты iканалов обслуживания, дру-

гие (m - i)канал обслуживания простаивают, очередь отсутствует;

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Sm- в СМО mзаявок, все каналы обслуживания загружены, очередь отсут-

ствует;

Sm+1 - в СМО (m +1)заявок, все каналы обслуживания загружены, послед-

няя из пришедших в СМО заявок находится в очереди;

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Sm+l- в СМО (m + l)заявок, все каналы обслуживания загружены, lзаявок находится в очереди (l- длина очереди);

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Sm+n- в СМО (m+n) заявок, все каналы обслуживания загружены, все nмест в очереди заняты ожидающими обслуживания заявками, СМО в этом состоя- нии не способна принять дополнительно ни одной заявки, все вновь приходя- щие заявки будут получать отказ (состояние «насыщения» системы).

Переходы между состояниями такой СМО будут происходить под дейст- вием входящего и выходящего потоков заявок. Граф функционирования такой системы имеет вид:


 

Рис. 3.7. Граф состояний разомкнутой многоканальной СМО с очередью и тер-

пеливыми заявками

 

На основании представленного графа запишем алгебраическую систему уравнений, позволяющую рассчитать вероятности состояний системы для ус- тановившегося режима:

м-lP0+ mP1 = 0,


п-(l+ im)P


 

+ lP


 

+ (i + 1)mP


 

= 0;


 

1 Јi Јm - 1,


П i i-1


i+1


н-(l+ mm)Pm+ lPm-1+ mmPm+1= 0,


(3.32)


п-(l+ mm)P


+ lP


+ mmP


= 0;


1 Јi Јn - 1,


п m+i


m+ i-1


m+ i+1


- mmPm+n+ lPm+n-1= 0.

Условие нормировки вероятностей имеет вид:

M n

еPi + еPm +i = 1. (3.33)


i =0


i =1


Решая систему уравнений, можно определить искомые вероятности.

 

Рассчитаем показатели эффективности СМО.

Вероятность потери заявки Pnсовпадает с вероятностью отказа PОТКи равна вероятности нахождения СМО в состоянии Sm+n:


PП = PОТК


= Pm+n.


Вероятность обслуживания PОБи интенсивность потока обслуженных заявок определяются, соответственно, выражениями:


PОБ


= 1 - PП,


О
l = lPОБ.

Среднее число занятых каналов можно определить согласно выражению:

m n

K = еip i + mеp m + i. (3.34)


i = 0


i =1


Однако более удобно определение среднего числа занятых каналов как отношение интенсивности потока обслуженных заявок к интенсивности об- служивания m, характеризующей производительность одного канала обслужи- вания:

О
K = l = СlPОБ. (3.35)

M m


Найдем теперь среднюю длину очереди l:

n

l = е iPm+i. (3.36)

i =1

Далее определяется среднее число заявок в СМО

Z = K + l. (3.37)

Перейдем к определению временных характеристик.

Важным показателем эффективности СМО с ожиданием является среднее


время ожидания заявки в очереди


tОЖ, характеризующее запаздывание заявки


за счет наличия в СМО других заявок. Для определения


tОЖсформулируем


возможные гипотезы о том, в каком состоянии застанет систему вновь при- бывшая заявка и сколько времени ей придется ждать обслуживания с учетом принятых бесприоритетных дисциплин ожидания и обслуживания.

Если заявка застанет СМО в одном из состояний S0, S1, ..., Sm-1, ей вообще не придется ждать (tОЖ = 0), так как для этих состояний характерно наличие в системе хотя бы одного свободного канала, следовательно, задержка отсутст- вует и обслуживание заявки будет начато немедленно.

Застав СМО в состоянии Sm, когда все mканалов заняты, заявка должна будет встать в очередь (занять первое место в очереди) и ждать окончания об- служивания в одном из каналов обслуживания. Суммарный поток обслужива- ния при полностью загруженных каналах складывается из mпростейших пото- ков обслуживаний с одинаковой для всех каналов средней длительностью об-


служивания


tОБ, следовательно, суммарный поток будет характеризоваться


средней длительностью обслуживания


tОБ / m


и интенсивностью обслужива-


ния mm. Вследствие отсутствия последействия в простейшем суммарном пото- ке обслуживаний время ожидания заявки в рассматриваемой ситуации равно в среднем 1/(mm), причем вероятность этой ситуации равна Pm.

Застав СМО с вероятностью Pm+1в состоянии Sm+1(все каналы обслужи-

вания заняты, в очереди одна заявка), вновь прибывшая заявка займет второе

место в очереди и должна будет ждать в среднем 2/(mm)единиц времени и т.д.

Последнее состояние, находясь в котором СМО еще способна принять заявку в очередь, Sm+n-1имеет вероятность Pm+n-1, время ожидания заявки, за- ставшей СМО в состоянии Sm+n-1, равно в среднем n/(mm).Время ожидания за- явки, заставшей СМО в состоянии Sm+n, равно нулю, так как заявка получает отказ и является потерянной для СМО.

Поскольку рассмотренные гипотезы случайны, среднее время ожидания заявки в очереди определим как математическое ожидание времен ожидания, связанных с различными гипотезами:

n-1 жi + 1 ц


TОЖ


= ез


чPm + i. (3.38)


i =0 и mmш


Между средней длиной очереди lи средним временем ожидания заявки в очереди существует связь:

l = lt ОЖ. (3.39) Определим среднее время пребывания заявки в канале обслуживания. Время пребывания в канале обслуживания tОБ- случайная величина, для

определения которой необходимо рассмотреть различные возможные ситуа-

ции.

Если заявка застает СМО в состоянии Sm+n, вероятность которого равна Pm+n= PОТК, время пребывания ее в канале обслуживания равно нулю, посколь- ку заявка получает отказ и тотчас же попадает в выходящий поток СМО.

Застав СМО в любом другом состоянии, что происходит с вероятностью

1 - Pm+n = 1 – PОТК = PОБ, заявка попадает в систему и поскольку другие виды потерь в рассматриваемой СМО отсутствуют непременно проходит обслужи- вание, то есть время пребывания в канале обслуживания в данной ситуации равно случайной величине, распределенной экспоненциально со средней дли-


тельностью обслуживания


tОБ.


Теперь нетрудно найти среднее время обслуживания:

1


T ОБ


= p. (3.40)

M ОБ


Сравним среднее время обслуживания со средним числом занятых кана-

лов K. Убедимся в справедливости соотношения, связывающего эти две ха-

рактеристики:

K = lt ОБ. (3.41)

Рассмотрим еще один показатель эффективности СМО – среднее время пребывания заявки в системе. Среднее время пребывания произвольной заявки в системе складывается из среднего времени пребывания в очереди (ожидания)


tОЖ


и из среднего времени пребывания в канале обслуживания


tОБ. Вследст-


вие независимости процессов обслуживания и ожидания справедливо соотно-

шение:


tC = t ОЖ


+ t ОБ.


Отсюда можно найти среднее число заявок в системе:

Z = lt C. (3.42)

 

Предельные варианты разомкнутой СМО

 

Рассмотренная выше разомкнутая СМО имела ограниченное число мест в очереди. С методологической точки зрения полезно исследовать два крайних случая такой СМО, а именно – полное отсутствие мест в очереди и очередь бесконечной длины.

Для этой СМО с отсутствием очереди (n = 0) заявка, поступившая на вход СМО, либо сразу попадает на обслуживание, если свободен хотя бы один из каналов обслуживания, либо получает отказ и попадает в ту часть выходя-


щего потока, которая соответствует потерям. В каждый момент времени с сис- темой может быть связано не более mзаявок, где m- число каналов обслужи- вания.

Граф состояний m-канальной СМО с отказами приведен на рис.3.8.

 

Рис. 3.8. Граф состояний разомкнутой многоканальной СМО без очереди

 

Исходя из этого графа, для установившегося режима запишем алгебраи-

ческую систему уравнений в виде:

м- lP0+ mP1 = 0,

п


п
н-(l+ im)Pi+ lPi-1+ (i + 1)mPi+1= 0;

о-mmPm+ lPm-1= 0.


1 Ј i Ј m - 1,


(3.43)


Условие нормировки вероятностей имеет вид:

m

е Pi = 1.

i =0

Решая данную систему уравнений, можно найти вероятности пребывания системы в i-х состояниях.

Отказ получает заявка, заставшая СМО в состоянии Sm, следовательно


PОТК


= p m.


Вероятность обслуживания PОБи интенсивность потока обслуженных заявок равны, соответственно

PОБ = 1 – PОТК = 1 – Pm ,

lО = lPОБ = l(1 – Pm).

Среднее число занятых каналов можно определить либо как отношение

интенсивности потока обслуженных заявок к производительности одного канала обслуживания, характеризуемой интенсивностью обслуживания m.:


 

либо по зависимости:


LО lP

K = = ОБ,

M m


 

m

K = е iPi.

i = 0

Среднее число заявок Z, cвязанных с системой, совпадает со средним числом каналов обслуживания:

Z = K.

Среднее время пребывания заявки в системе совпадает со средним вре-

менем ее обслуживания.


 

tОБ


= 1 P.

m ОБ


 

 

Рассмотрим другой предельный вариант СМО, когда число мест в очере- ди бесконечно (n ® Ґ) и на время пребывания заявки в системе не наложено ограничений. Такие СМО называются чистыми СМО с ожиданием, или СМО без потерь, поскольку любая заявка, поступающая на вход системы, либо не- медленно назначается на обслуживание, либо ставится в очередь на обслужи- вание, причем из-за отсутствия потерь все заявки из входящего потока рано или поздно будут обслужены.

Граф состояний такой СМО имеет вид:

Рис. 3.9. Граф состояний разомкнутой многоканальной СМО

с бесконечной очередью

 

Число состояний такой системы бесконечно велико. Следовательно, сис-

тема алгебраических уравнений для нее будет иметь бесконечную размерность.

Такие системы без потерь не имеют аналогов среди реальных СМО, од- нако удобны тем, что позволяют получить предельные соотношения для слу- чая, когда число мест в очереди заметно превышает среднюю длину очереди.

Анализ рассматриваемой СМО, проведенный специальными методами, показывает, что для нее возможен установившийся режим (вероятности со- стояний отличны от нуля) при выполнении следующего условия:

l/(mm) < 1.

То есть интенсивность входящего потока lдолжна быть меньше макси- мальной интенсивности потока обслуживания mm.Невыполнение указанного неравенства приведет к тому, что каналы обслуживания не будут справляться с потоком заявок, и длина очереди будет неограниченно возрастать.

Потери в такой СМО отсутствуют, поэтому вероятность обслуживания

равна единице PОБ= 1, интенсивность потока обслуженных заявок совпадает с интенсивностью входящего потока l = lО.

 



Просмотров 1013

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!