![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Разомкнутые СМО с ожиданием и терпеливыми заявками
Будем рассматривать СМО разомкнутого типа, содержащую mоднотип- ных каналов обслуживания, характеризующихся экспоненциальным распреде-
TОБ или, что эквивалент-
мо от типа обслуживаемой заявки. независи- При полностью загруженных каналах обслуживания заявки могут ждать обслуживания в общей очереди, число мест в которой равно n. Дисциплина ожидания - FIFO, заявки становятся в очередь в порядке поступления, при пе- реполнении очереди вновь поступившая заявка получает отказ. Дисциплина обслуживания также FIFO, выбор заявки из очереди при освобождении какого- либо из каналов обслуживания делается из начала очереди. Заявки на входе СМО относятся к одному из Мтипов, причем заявки i-го типа образуют про-
Поскольку рассматривается бесприоритетная СМО с общей очередью, целесообразно рассматривать объединенный входящий поток, который будет также простейшим с интенсивностью (3.19): M l = е li. i =1 Из-за того, что заявки терпеливые, в такой СМО их потери возможны лишь за счет отказов СМО принять заявку в очередь на обслуживание. Заявка, попавшая в очередь, обязательно дождется назначения на обслуживание. Возможные состояния СМО будем связывать с числом заявок, находя- щихся в СМО: S0- в СМО нет ни одной заявки, каналы обслуживания простаивают, оче- редь отсутствует; S1- в СМО одна заявка, ее обслуживанием занят один из каналов обслужи- вания, другие (m - 1)канал обслуживания простаивают, очередь отсутствует; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Si- в СМО iзаявок, их обслуживанием заняты iканалов обслуживания, дру- гие (m - i)канал обслуживания простаивают, очередь отсутствует; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Sm- в СМО mзаявок, все каналы обслуживания загружены, очередь отсут- ствует; Sm+1 - в СМО (m +1)заявок, все каналы обслуживания загружены, послед- няя из пришедших в СМО заявок находится в очереди; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Sm+l- в СМО (m + l)заявок, все каналы обслуживания загружены, lзаявок находится в очереди (l- длина очереди); . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Sm+n- в СМО (m+n) заявок, все каналы обслуживания загружены, все nмест в очереди заняты ожидающими обслуживания заявками, СМО в этом состоя- нии не способна принять дополнительно ни одной заявки, все вновь приходя- щие заявки будут получать отказ (состояние «насыщения» системы). Переходы между состояниями такой СМО будут происходить под дейст- вием входящего и выходящего потоков заявок. Граф функционирования такой системы имеет вид:
Рис. 3.7. Граф состояний разомкнутой многоканальной СМО с очередью и тер- пеливыми заявками
На основании представленного графа запишем алгебраическую систему уравнений, позволяющую рассчитать вероятности состояний системы для ус- тановившегося режима: м-lP0+ mP1 = 0, п-(l+ im)P
+ lP
+ (i + 1)mP
= 0;
1 Јi Јm - 1, П i i-1 i+1 н-(l+ mm)Pm+ lPm-1+ mmPm+1= 0, (3.32) п-(l+ mm)P + lP + mmP = 0; 1 Јi Јn - 1, п m+i m+ i-1 m+ i+1 - mmPm+n+ lPm+n-1= 0. Условие нормировки вероятностей имеет вид: M n еPi + еPm +i = 1. (3.33) i =0 i =1 Решая систему уравнений, можно определить искомые вероятности.
Рассчитаем показатели эффективности СМО. Вероятность потери заявки Pnсовпадает с вероятностью отказа PОТКи равна вероятности нахождения СМО в состоянии Sm+n: PП = PОТК = Pm+n. Вероятность обслуживания PОБи интенсивность потока обслуженных заявок lОопределяются, соответственно, выражениями: PОБ = 1 - PП,
Среднее число занятых каналов можно определить согласно выражению: m n K = еip i + mеp m + i. (3.34) i = 0 i =1 Однако более удобно определение среднего числа занятых каналов как отношение интенсивности потока обслуженных заявок lОк интенсивности об- служивания m, характеризующей производительность одного канала обслужи- вания:
M m
l = е iPm+i. (3.36) i =1 Далее определяется среднее число заявок в СМО
Перейдем к определению временных характеристик. Важным показателем эффективности СМО с ожиданием является среднее
tОЖ, характеризующее запаздывание заявки
tОЖсформулируем возможные гипотезы о том, в каком состоянии застанет систему вновь при- бывшая заявка и сколько времени ей придется ждать обслуживания с учетом принятых бесприоритетных дисциплин ожидания и обслуживания. Если заявка застанет СМО в одном из состояний S0, S1, ..., Sm-1, ей вообще не придется ждать (tОЖ = 0), так как для этих состояний характерно наличие в системе хотя бы одного свободного канала, следовательно, задержка отсутст- вует и обслуживание заявки будет начато немедленно. Застав СМО в состоянии Sm, когда все mканалов заняты, заявка должна будет встать в очередь (занять первое место в очереди) и ждать окончания об- служивания в одном из каналов обслуживания. Суммарный поток обслужива- ния при полностью загруженных каналах складывается из mпростейших пото- ков обслуживаний с одинаковой для всех каналов средней длительностью об-
tОБ, следовательно, суммарный поток будет характеризоваться
tОБ / m и интенсивностью обслужива- ния mm. Вследствие отсутствия последействия в простейшем суммарном пото- ке обслуживаний время ожидания заявки в рассматриваемой ситуации равно в среднем 1/(mm), причем вероятность этой ситуации равна Pm. Застав СМО с вероятностью Pm+1в состоянии Sm+1(все каналы обслужи- вания заняты, в очереди одна заявка), вновь прибывшая заявка займет второе место в очереди и должна будет ждать в среднем 2/(mm)единиц времени и т.д. Последнее состояние, находясь в котором СМО еще способна принять заявку в очередь, Sm+n-1имеет вероятность Pm+n-1, время ожидания заявки, за- ставшей СМО в состоянии Sm+n-1, равно в среднем n/(mm).Время ожидания за- явки, заставшей СМО в состоянии Sm+n, равно нулю, так как заявка получает отказ и является потерянной для СМО.
TОЖ = ез чPm + i. (3.38) i =0 и mmш
определения которой необходимо рассмотреть различные возможные ситуа- ции. Если заявка застает СМО в состоянии Sm+n, вероятность которого равна Pm+n= PОТК, время пребывания ее в канале обслуживания равно нулю, посколь- ку заявка получает отказ и тотчас же попадает в выходящий поток СМО. Застав СМО в любом другом состоянии, что происходит с вероятностью 1 - Pm+n = 1 – PОТК = PОБ, заявка попадает в систему и поскольку другие виды потерь в рассматриваемой СМО отсутствуют непременно проходит обслужи- вание, то есть время пребывания в канале обслуживания в данной ситуации равно случайной величине, распределенной экспоненциально со средней дли-
tОБ.
T ОБ = p. (3.40) M ОБ Сравним среднее время обслуживания со средним числом занятых кана-
рактеристики:
Рассмотрим еще один показатель эффективности СМО – среднее время пребывания заявки в системе. Среднее время пребывания произвольной заявки в системе складывается из среднего времени пребывания в очереди (ожидания)
и из среднего времени пребывания в канале обслуживания tОБ. Вследст- вие независимости процессов обслуживания и ожидания справедливо соотно- шение:
+ t ОБ. Отсюда можно найти среднее число заявок в системе:
Предельные варианты разомкнутой СМО
Рассмотренная выше разомкнутая СМО имела ограниченное число мест в очереди. С методологической точки зрения полезно исследовать два крайних случая такой СМО, а именно – полное отсутствие мест в очереди и очередь бесконечной длины. Для этой СМО с отсутствием очереди (n = 0) заявка, поступившая на вход СМО, либо сразу попадает на обслуживание, если свободен хотя бы один из каналов обслуживания, либо получает отказ и попадает в ту часть выходя- щего потока, которая соответствует потерям. В каждый момент времени с сис- темой может быть связано не более mзаявок, где m- число каналов обслужи- вания. Граф состояний m-канальной СМО с отказами приведен на рис.3.8.
Рис. 3.8. Граф состояний разомкнутой многоканальной СМО без очереди
Исходя из этого графа, для установившегося режима запишем алгебраи- ческую систему уравнений в виде: м- lP0+ mP1 = 0, п
о-mmPm+ lPm-1= 0. 1 Ј i Ј m - 1, (3.43) Условие нормировки вероятностей имеет вид: m е Pi = 1. i =0 Решая данную систему уравнений, можно найти вероятности пребывания системы в i-х состояниях. Отказ получает заявка, заставшая СМО в состоянии Sm, следовательно PОТК = p m. Вероятность обслуживания PОБи интенсивность потока обслуженных заявок lОравны, соответственно
lО = lPОБ = l(1 – Pm). Среднее число занятых каналов можно определить либо как отношение интенсивности потока обслуженных заявок lОк производительности одного канала обслуживания, характеризуемой интенсивностью обслуживания m.:
либо по зависимости: LО lP
M m
m K = е iPi. i = 0
Среднее время пребывания заявки в системе совпадает со средним вре- менем ее обслуживания.
= 1 P.
Рассмотрим другой предельный вариант СМО, когда число мест в очере- ди бесконечно (n ® Ґ) и на время пребывания заявки в системе не наложено ограничений. Такие СМО называются чистыми СМО с ожиданием, или СМО без потерь, поскольку любая заявка, поступающая на вход системы, либо не- медленно назначается на обслуживание, либо ставится в очередь на обслужи- вание, причем из-за отсутствия потерь все заявки из входящего потока рано или поздно будут обслужены. Граф состояний такой СМО имеет вид: Рис. 3.9. Граф состояний разомкнутой многоканальной СМО с бесконечной очередью
Число состояний такой системы бесконечно велико. Следовательно, сис- тема алгебраических уравнений для нее будет иметь бесконечную размерность. Такие системы без потерь не имеют аналогов среди реальных СМО, од- нако удобны тем, что позволяют получить предельные соотношения для слу- чая, когда число мест в очереди заметно превышает среднюю длину очереди. Анализ рассматриваемой СМО, проведенный специальными методами, показывает, что для нее возможен установившийся режим (вероятности со- стояний отличны от нуля) при выполнении следующего условия: l/(mm) < 1. То есть интенсивность входящего потока lдолжна быть меньше макси- мальной интенсивности потока обслуживания mm.Невыполнение указанного неравенства приведет к тому, что каналы обслуживания не будут справляться с потоком заявок, и длина очереди будет неограниченно возрастать. Потери в такой СМО отсутствуют, поэтому вероятность обслуживания равна единице PОБ= 1, интенсивность потока обслуженных заявок совпадает с интенсивностью входящего потока l = lО.
![]() |