![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Игровые приемы командной диагностики
Разыгрывание некоторых условных ситуаций также помогает членам управленческой команды и, конечно же, консультанту оценивать социальную зрелость команды. Я не большой специалист по этой части, но периодически использую приемы из этого разряда. Хотя мои товарищи говорят, что мне сто-
Методы формирования управленческих команд
Тренинг командное™ Из игровых приемов, используемых одновременно для диагностики и тренинга командности, я предлагаю следующие. "ОБМЕН ВЗАИМНЫМИ ОЖИДАНИЯМИ". Эта методика не относится к числу игровых, хотя только что я обещал именно эти последние. Дело в том, что процесс командообразования очень хорошо начинать с обмена взаимными ожиданиями, потому что он помогает личностному раскрытию, проявлению индивидуальности и ценности каждого участника команды. Участники команды садятся в круг. Желательно, чтобы между ними не i было стола. Консультант предлагает: "Давайте мы все по очереди выскажем свои ожидания по отношению к каждому из нас - какой именно вклад в работу нашей команды мы хотели бы получить от него, в чем мы видим позитив-вые проявления его индивидуальности в нашем общем деле, что мы больше ■сего ценим в нем как в специалисте и личности. Может быть, начнем с меня, как вашего консультанта? Есть другие желающие из тех, кого команда знает лучше?" В этом процессе каждый получает свое отражение на разных экранах, количество которых равно численности команды. И он, в свою очередь, тоже отражает в своих высказываниях образ каждого другого члена команды. Пос-№ очередного круга высказываний в адрес каждого члена команды консультант подводит итог, пытаясь сформулировать те сильные черты, положительные особенности каждого члена команды, которые чаще всего отмечались в годе высказываний о нем. С тем чтобы в итоге получился индивидуальный портрет каждого со своими голосом и акцентом в общекомандном хоре. Например: "Владимир Алексеевич по вашим высказываниям выглядит сильным аналитиком, и мы ожидаем, что в работе команды он будет улавли-ють сложные взаимосвязи в той информации, которая здесь будет появляться, в доводах, мнениях. Возможно, Владимир Алексеевич, время от времени вы будете предлагать нам свои обобщения, аналитические наблюдения за ходом командной работы? Это существенно обогатит нас..." Или: "Если я правильно понимаю содержание высказываний насчет Григория Иосифовича, то ice ценят ваши хорошие знания истории нашего завода. Вы больше других гид ели его взлеты и падения, понимаете причины прошлых кризисов и помните способы выхода из них. Вы - живой учебник по управленческим решениям. Было бы хорошо, если бы вы время от времени преподносили нам уроки из ^фошлого, чтобы мы поменьше повторяли прошлые ошибки..." И еще пример: * Получается, Сергей Константинович, что управленческая команда ценит вашу, так сказать, авангардность, т. е. большой интерес к новшествам в нашей отрасти. Может быть, ваш вклад в работу команды будет отличаться особой инно-вационностью, т. е. взглядом как бы из будущего..." Конечно, консультант должен помочь команде увидеть и оценить деловую индивидуальность и, скажем, Марины Юрьевны, и каждого другого участника команды. Это бывает нелегко. С - 7940 Глава ХХ\'
И все же завершить этот обмен надо вопросом консультанта: а каких качеств не хватает нашей команде? Может быть, какие-то способности в составе нашей команды не представлены? "СДЕЛАТЬ ПОЛЕЗНЫЙ ПРЕДМЕТ". Этот прием я придумал сам, в отличие от остальных. Предложите команде стопку чистой бумаги формата А4, пусть каждый сделает из одного, двух, любого количества листов предмет, имеющий хоть какое-то полезное значение. Но каждый работает индивидуально и потом всем на обозрение представляет только свой продукт. Отведите на эту процедуру не больше 15 минут. Затем все садятся в круг и показывают свои изделия. Давайте поставим на модерацию вопрос: по каким критериям мы будем их сравнивать? Наверняка посыплются такие: степень полезности, количество использованных листов, трудоемкость, затраты времени... Много не надо Затем в свободном обсуждении скажем что-то по очереди о работе каждого Только договоритесь не использовать негативные оценки друг друга. После этого предложите команде разделиться на 2-3 подгруппы или разделите ее сами по каким-то значимым для Вас признакам и каждой подгруппе из такой же бумаги предложите коллективно сделать какой-то полезный предмет. Отведите на это в два раза больше времени - около получаса. Потом команда в полном составе снова сравнивает полученные изделия. Что будет видно? Прежде всего руководитель команды и все остальные заметят, как по-разному проявляются их коллеги. Кто-то уже в первом упражнении наверняка сложит лист в какую-то простейшую форму вроде конверта или самолетика и откинется на спинку стула, наблюдая за остальными. Кто-и будет стараться сделать что-то более сложное и интересное, и ему едва хватит времени, чтобы закончить. Будет также, наверное, заметно изменение стиля работы некоторых участников в коллективном исполнении по сравнению с индивидуальным то ли в сторону большего усердия, то ли наоборот. Последующее обсуждение, конечно, как и всякая саморефлексия, не пройдет бесследно: каждый сделает какие-то выводы насчет себя и других и постарается ко ректировать свое поведение в дальнейшем. "УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧИКОМ". Предложите участникам стать в кру] если их число не более 6-7 человек. И в два круга, если их больше. В каждся круге дайте кому-то в руки мяч. Предложите начать бросать этот мяч друг другу с соблюдением следующих 4 правил: - при броске каждый громко называет имя того, кому адресован мяч; - мяч ни у кого не должен побывать дважды, но при этом побывать у каждс - это должны быть именно броски, а не передачи мячика из рук в руки, т * - мяч ни разу не должен упасть. Методы формирования управленческих команд
Допускаю, что мое описание местами кому-то непонятно, но это пройдет, ок только Вы попробуете сделать это упражнение со своими сослуживцами, друзьями или домашними. Чему оно учит? Во-первых, надо запомнить и проанализировать потом ■лучаи падения мяча как признаки неадекватного восприятия друг друга: кол-ега еще не успел настроиться, а мяч уже ему брошен, он не успевает его пой-«ать. Дальше - как быстро группа находит решение? Какие этапы и заблуждения возникали на этом пути? Сколько раз слышались восклицания: "Все, быс-рее уже невозможно!" - хотя потом оказывалось, что возможно? Когда группа попадала в кризисы отчаяния, нежелания искать дальше, споров, ссор? Кто i когда подавал новые идеи? Как к ним относилась группа? И наконец, на-колько и в чем именно эта игровая ситуация воспроизводила реальные про-лемы взаимодействия в команде? При этом избегайте своих оценок. А если увствуете, что они необходимы, - формулируйте их в виде вопросов, предположений. Если группы две, то не упустите фактор состязательности: кто раньше найдет решение. "ОСУЩЕСТВИТЕ ИЗМЕНЕНИЕ"1. Предложите группе выстроиться пщом к лицу в две линии. Объявите следующее: "Сейчас вы повернетесь друг ; другу спиной, и пока я буду считать до 10, произведете какие-нибудь измене-ия". На просьбы и мольбы уточнить не реагируйте. Отсчитайте до 10 и пред-южите им снова вернуться в положение лицом друг к другу и каждому рассказать о том изменении, которое он произвел за это время. Будьте готовы к Юму, что это будет какая-то чепуха: "Я пиджак расстегнул", "Я очки сняла", Я руку в карман положил", "Я часы на другую руку надел". Предложите все ювторить заново. Наверное, чепухи станет меньше, т. е. появятся более суще-твенные изменения. Еще две попытки, потом задайте вопрос: какие самые ущественные изменения были предприняты за это время? Возникнет шум, ■м, и тут выяснится, что кто-то один только и решился включить в сферу из-кнений окружающие предметы - сдвинуть стол, поставить на него стул, раз-гинуть жалюзи и т. п. И тогда поставьте вопрос: почему такая скованность в вменениях? Ведь никаких ограничений не было! Вершина успеха в таком упражнении достигается тогда, когда кто-то из участников пытается сделать бьектом изменений товарищей по команде - предложит им взяться за руки,
Глава XXV
И снова вопрос группе: в какой мере это упражнение проявило то, что происходит в повседневной жизни? Естественно, что, будучи взволнованными происшедшим, они могут отвечать решительно: ни в какой. Пожмите плечами -ни в какой так ни в какой... Отнеситесь к такой реакции группы клинически -ведь это их защитная позиция. А хорошо ли людей лишать защиты? Постепенно эта позиция ослабнет, и они потом долго будут вспоминать этот эпизод в своих реальных разработках инновационных процессов. "ОБЩИЙ РИСУНОК"1. Разделите команду на подгруппы по 4-5 человек. Поставьте каждую подгруппу вокруг стола, на который положите большой лист бумаги. Дайте каждому по набору свежих маркеров синего, красного, зеленого, оранжевого цветов. Пусть по Вашей команде они начинают рисовать что угодно в любом порядке и последовательности в течение 10 минут. Подойдите к их листам и черным маркером нанесите поверх их рисунков широкие полосы, одну или две, как агрессивные символы, вторгшиеся в их безмятежно цветной мир. Следите внимательно за двумя процессами. 1. Как они взаимодействуют в рисовании: позитивно взаимодействуют друг 2. Как каждая подгруппа реагирует на внедрение в их "картину" агрессив Итак, в этом упражнении мы можем обсуждать с командой степень согласованности или противоречивости их действий, способность быстро и конструктивно реагировать на резкие изменения обстановки, ну и все то, что они или Вы сочтете нужным отметить. И опять к выводам: в какой мере происшедшее на листах отражает их командную деятельность. Подобных упражненийлридумано огромное множество. Тех, кто хотел бы охватить его с исчерпывающей полнотой, направляю к Ирине Кульковои, которая в нашей Школе консультантов демонстрировала их с неизменным блеском. Шлю также поклон Светлане Поварницыной и Евгению Емельянову, которые помогли нашей Школе консультантов в освоении игровой методики. Не помню точно, но упражнение с мячиком я, наверное, заимствовал у них. И это самое малое, что можно сказать об их вкладе в становление Школы.
Методы формирования управленческих команд
Как Вы понимаете, последний вопрос все тот же: как это соотносится с практикой сотрудничества в команде? * * * Несомненно, никому из вас не придет в голову использовать все эти и другие приемы за один раз в одном потоке. Понятно ведь, что их встраивать по I одному и очень экономно в работу команды по содержанию, аккуратно чере-[ дуя их с другими методами по командообразованию. Теперь последнее - для сплочения и развития управленческой команды ценно использование тех методов организационной самодиагностики, эрые излагались раньше в соответствующем разделе ("Метафора", "Крес-вина", "Управленческие ошибки", "Оргпатологии", "Жизненный цикл орга-1ии" и (или) какие-нибудь еще). И все же нет лучшего способа наращивать потенциал управленческой *анды, чем такие командные разработки, как стратегия, идеология фирмы, цекс организации, определение служебных функций, совершенствование овации и т. п. Это все рассматривается подробно в соответствующих раз-: этой книги. Советы консультанту Не стоит браться за командообразование, если Вы не обнаруживаете достаточного совпадения интересов тех, кто приглашен участвовать в работе команды. Какое совпадение интересов имеется в виду? В необходимости решения общих задач. Эта объективность должна быть объективно очевидной: общий бизнес, взаимозависимость и т. д. Просто подчиненность одному и тому же начальнику не есть такой интерес. Не пытайтесь решать задачу командообразования как самостоятельную -пало что получится. Думаю, что это одна из самых распространенных ошибок консультантов. Пусть у Вас одновременно будут реализовываться два или три контракта т одного клиента: один - на командообразование, а другой или третий - на решение каких-то содержательных задач; или в одном контракте оговорите решение нескольких задач. Разъясните это Вашему заказчику, и тогда он не бу-•ет подозревать Вас в том, что Вы намеренно раздуваете объем работ.
Глава XXV
В газете "Известия" от 12 июля 2002 г. Александр Левинский пишет: "Отечественный бизнес переходит к командному управлению", - а затем приводит рейтинг профессиональных управленческих команд, который подготовила Ассоциация менеджеров. Участившиеся публикации на эту тему указывают на то, что в нашем управлении что-то существенное меняется. Потребность руководителей в командообразовании быстро растет, особенно в машиностроении, черной металлургии, финансовом секторе, топливном комплексе, химической промышленности и т. д. Может быть, и Вы предприняли в этом направлении какие-то действия, только не надо поддаваться моде. Задумавшись над состоянием своей управленческой команды, сделайте последовательно такие выборы: Нужна ли Вам управленческая команда? Если да, то какой тип управленческой команды Вы предпочитаете? Как этот тип команды соотносится с Вашими личными склонностями? В чем и насколько Вы готовы изменить свое поведение, свои отношения с членами команды? Насколько Вы открыты затратам своего времени на командообразование? Нужен ли Вам для этого консультант по управлению? "Не поддавайтесь на посулы тех, кто пообещает Вам построить полноценную команду через тренинги или пару-тройку семинаров.
Если организация есть комплекс противоречий, то она конфликтна по природе своей. Поэтому нашим клиентам приходится постоянно заниматься разрешением и предупреждением конфликтов. А можем ли мы им помочь? Литература полна описаниями конфликтов, их объяснением, но очень бедна методами их профилактики, преодоления. И сами руководители в очень малой степени готовы приглашать консультантов в случаях возникновения конфликтов. В такой конфликтной стране, в такой агрессивной деловой культуре спрос на профессиональное разрешение конфликтов почти отсутствует. Поразительно. В конце 80-х и начале 90-х гг. с помощью западных конфликтологов у нас возникли не менее сотни фирм и подразделений, специализирующихся на этих задачах. До сего дня не дожил никто из них. Спрос только на тренинги, но не на консультирование. Объяснения я не знаю. Надеюсь только, что это всего лишь этап в развитии нашей управленческой и консультационной практики. КОНФЛИКТ- ЭТО... ...одно из самых неопределенных понятий. Я просто вынужден сейчас огораживать самое строгое содержание этого понятия, специфичное по этому предмету. Сначала - через "не". Здесь не имеются в виду противоречия между разными позиционными группами (т. н. конфликт интересов). Почему? Потому что они вполне могут протекать в спокойном, благополучном виде и даже не требовать специального вмешательства - такие конфликты можно просто обходить или даже использовать. К ним относятся т. н. позиционные конфликты, которые задаются самим положением людей в организации некоторой противоречивостью их функций, например: закупочные и торгующие подразделения или владельцы бизнеса и наемные менеджеры, конструкторы и технологи. Здесь не имеются в виду также и различия между разными точками зрения на пути развития организаций или же на критерии оценки эффективности подразделения. Мало ли какие разногласия между людьми существуют - совсем не обязательно конфликт. Первый раз в своей практике я получил заказ на разрешение конфликта в отраслевом институте, который занимался проектированием гидростанций. Там давно сложились две инженерные школы. Одна из них, как водится, была тради- Глава XXVI
Здесь мы видим структуру и основные компоненты конфликта. Во-первых, общий предмет, а именно право на строительство конкретной гидростанции*. Это право было предметом активного интереса обеих сторон. Во-вторых. активные действия (агрессивного или защитного порядка) заинтересованных сторон одна против другой: аргументы в свою пользу, стремление нанести ущерб противнику, привлечь на свою сторону третью силу и т. д. В-третьих эмоциональное возбуждение всегда сопровождает конфликт (гнев, обида, ненависть, раздражение, страх и т. п.). Мои наблюдения за конфликтами в организациях дают основания считать, что только совокупность всех трех составляющих - предметной, деятельности ной и эмоциональной - образуют конфликт. Без какой-то одной из этих составляющих конфликты если и возникают, то не составляют для организация серьезной проблемы. Скажем, если двое работников испытывают взаимную неприязнь, но им нечего делить, то даже если они и совершают какие-то взаимно чувствительные действия (обидные оценки, упреки, сарказм и пр.), то это сравнительно нетрудно преодолеть, просто прервав контакт, так сказать, разведя стороны по разным углам организации. Или иначе: сторонам легче договориться о дележе предмета их интересов, если они не заряжаются эмоционально. Вот почему вместо определения понятия конфликта я предлагаю эти три его взаимодополняющие признака. Последовательность конфликта складывается примерно в таком же порядке - сначала стороны осознают общность предмета, подлежащего дележу. Ситуация дележа сама по себе вызывает негативные эмоции. Не знаю, верите ля Вы в это, но часто говорят: чувства сильнее разума. Неукрощенные эмоция побуждают людей к поступкам, о которых они, возможно, сами сожалеют, а поздно. Эмоциональное насыщение конфликта приводит к его саморазвитию Под саморазвитием конфликта я понимаю ситуацию, когда в ответ на агрессию одной стороны вторая сторона вынуждена отвечать тем же, чем вызывает новые действия первой. И проблема тут в том, что вторичные и третичные Методы разрешения конфликтов в организации
Есть еще одно очень важное измерение конфликта - глубина его. Глубина определяется мерой вовлечения в конфликт разных сфер отношений. Одно дело, если конфликт сугубо имущественный или статусный, когда возникает необходимость найти способ дележа материальных ценностей или полномочий. Но совсем другое дело, если в конфликт втягивается нравственность и гонфликтанты апеллируют к таким чувствительным ценностям, как справедливость, порядочность, честность. Ведь эти категории - сугубо партийные: то, тго справедливо с точки зрения одного участника, совершенно несправедливо с точки зрения другого. Содержание этих понятий прямо связано с позиционностью конфликтантов. Но зато они обостряют взаимное восприятие настолько, что стороны теряют способность к конструктивному контакту. Поэтому любой медиатор просто вынужден отвлечься, отключиться от использования или даже упоминания нравственных категорий, как бы он сам к-ним ни относился. И в то же время конфликтанты стремятся предлагать ему именно нравственные оценки. ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЙ Некоторые психологи считают возможным начать разрешение конфликтов как раз с введения позитивных эмоций и новыми позитивными эмоциями вытеснять негативные. Например, предложить оппонентам сказать взаимно что-то приятное, дескать, не может же у вашего противника не быть хоть каких-тоположительных сторон, - так скажите ему об этом, дайте ему понять, ттовы их видите и цените. По-моему, такие приемы не имеют шансов на использование в разрешении организационных конфликтов, в отличие от семей-шых,дружеских. Третий вариант Из способов разрешения конфликта чаще всего называют компромисс. Компромисс действительно часто играет такую роль, однако у него есть один •едостаток: он чреват возобновлением конфликта, потому что компромисс тре-аует от участников конфликта отступления от своих непосредственных инте-»есов, до тех пор пока новые позиции не окажутся взаимоприемлемыми. Ста-ю быть, каждая сторона при таком разрешении конфликта что-то теряет. На практике часто мы встречаем другой способ разрешения конфликта -одностороннее подавление, когда одна сторона полностью выигрывает, другая полностью проигрывает. 618 • Глава XXVI
Обратимся теперь к изложенному выше конфликту. Сторонники двух инженерных школ в гидротехнике относились один к другому с иронией, может быть даже свысока, но не предпринимали никаких действий, и конфликтная ситуация не возникала. В какой момент она появилась? В момент объявления конкурса, когда стало ясно, что будет принят лишь один проект. Тогда стороны вступили в борьбу между собой, нанося взаимный ущерб, пытаясь обойти интересы другой стороны и вовлекая в конфликтна своей стороне третьих лиц. Борьба расчетов и доводов стала обрастать эмоциями, усиливая взаимный антагонизм. Разумеется, каждая сторона стремилась ко второму варианту разрешения конфликта - одностороннему подавлению. Когда борьба двух лагерей стала сотрясать институт, его руководители попытались найти компромисс: соединить сильные стороны каждого подхода, т. е. каждой школы за счет отказа от остальных элементов обеих концепций. Никто не знает возможен ли был технически такой компромисс, совместимы ли были два инженерных решения? Поскольку эмоции ставили мощный заслон попыткам свести обе стороны за работу над общим проектом. Взаимная неприязнь, враждебность достиглилакой силы, что никто и думать не желал о сотрудничестве. Тогда появился третий вариант - он не был заслугой ни моей как консультанта, ни руководства института. ' Случилось так, что дополнительные геофизические изыскания выявили опасную сейсмичность в районе предполагаемого строительства гидростанции, и стройку пришлось перенести дальше по руслу реки. Единственно возможным местом оказался участок, где сама геология берегов предопределяла конструкцию ГЭС. Но конструкция эта не давала возможности полной реализации ни одному из конкурирующих проектов. Дирекция института была обязана создать новый проект за необычно краткие сроки и в необычных условиях. Главным инженером проекта стал первый заместитель директора. Он вызвал к себе самых талантливых и работоспособных деятелей обеих школ и выдвинул им предложение, сформулированное в письменном виде, состоящее из нескольких пунктов, описывающих правила взаимодействия тех, кто пожелает участвовать в работе этой чрезвычайной команды. Правила состояли из одних запретов, которые сводились к тому, чтобы в новой команде ни под каким видом не воспроизводилась прежняя вражда. Чрезвычайно сжатые сроки, страстное желание большинства инженеров воплотить свою личность в поистине историческом проекте, огромное рабочее напряжение облегчили соблюдение этих правил, хотя и не без проблем. В новую команду вошли и оба лидера. Со сбоями, с периодически возобновляющимися претензиями и обидами, но работа пошла. В заданные сроки проект был представлен правительственной комиссии, стройка началась. Почти все участники работы искренне считали этот проект своим. О чем свидетельствует все сказанное? Первое - о том, что очищение конфликта от эмоциональных и вторичных наслоений может открыть возможность для создания новой "технологии" отношений. А сама эта технология при достаточной заинтересованности сторон может помочь преодолеть прежний антагонизм. Второе - следует стремиться к интегративному варианту разрешения конфликта, где каждая сторона получает достаточное удовлетворение без уступок другой стороне в предмете конфликта. Этот вариант самый желательный в срав- поды разрешения конфликтов в организации
Третье - большую роль в разрешении конфликта может сыграть третья сторона, роль которой сводится к предложению правил взаимодействия и контролю за их соблюдением, если они будут приняты. Диалог Среди таких правил очень показано преодоление полемичности, движение к диалогичности. На самом деле это скорее движение от одной культуры массового и индивидуального общения к другой. Разумеется, локально такие изменения произвести легче, чем в диапазоне страны или даже поселения. Но даже и в узком, лабораторном, так сказать, варианте диалогичность дается с трудом. Есть несколько способов словесного взаимодействия оппонентов: полемика, дискуссия и диалог. Полемика - это борьба до победы одного над другим. Из двух сторон одна берет верх, противоположная "падает". Тут не выясняется истина и даже неинтересно само мнение противника. Главное - нанести ему ущерба больше, чем онтебе. Дискуссия подразумевает заинтересованность оппонентов в привлечении друг друга на свою сторону, стремление убедить в своей правоте. Для этого, конечно, надо привести доводы сильнее, доказательнее и ярче тех, что выдвигает другой. Диалог означает обмен знаниями, ценностями, переживаниями. Тут каждый прав по-своему, и участники стремятся понять друг друга, принять то, что он находит разумным, обоснованным. Главное при этом - вслушаться, вчувствоваться в состояние другого, взглянуть его глазами на предмет обсуждения. Искать то, что близко обоим, где мнения, интересы могут совпасть, сблизиться. Готовность изменить свою позицию под влиянием полученных от другого сведений и доводов.
![]() |