![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
И кудри темноструйным вихрем
Лавра славней, нежный лик венчают. Адонис сам предшественник юный мой! Ты начал кубок, ныне врученный мне, — К устам любимой приникая, Мыслью себя веселю печальной: Не ты, о юный, расколдовал ее. Дивясь на пламень этих любовных уст, О, первый, не твое ревниво, — Имя мое помянет любовник. В конце ноября Цветаева описывает типическое в это время для Парнок и себя настроение отчужденности друг от друга в стихотворении «Полнолунье, и мех медвежий», в конце которого она говорит своему другу (Парнок)81: «Начинает мне Господь — сниться, / Отоснились — Вы». Похоже, что в ноябре 1915 г. Парнок написала три стихотворения, хотя в датировке всех трех она сама была не уверена Все будут опубликованы в «Стихотворениях», которые в это время готовятся к печати. В «Гадании», посвященном в автографе приятелю Парнок Константину Липскерову, женское лирическое я гадает на картах — гадание было любимое времяпрепровождение Цветаевой и Парнок, о чем свидетельствует несколько стихотворений в цикле «Подруга» — и предсказывает себе злосчастье в любви. Обозначая себя как червонную даму и упоминая, что другие дамы против нее «заключают тайный союз», лирическое я Парнок хочет сказать, что она воспринимает мир лишь через свои эмоции, в ущерб другим возможным методам восприятия мира: действие, дела, ум — компетенции других дам: Я — червонная дама. Другие, все три, Против меня заключают тайный союз. Над девяткой, любовной картой, — смотри: Книзу лежит острием пиковый туз, Занесенный над сердцем колючий кинжал. Видишь: в руках королей чуждых — жезлы, Лишь червонный один меч в руке своей окал, Злобно глядит, — у других взгляды не злы... Будет любовь поединком двух воль. Кто же он, кто же он, грозный король? (№36, первая строфа) Настроение этих стихов, кажется, звучит в унисон с музыкой личной жизни Парнок того периода, и, возможно, такое душевное состояние злого предчувствия само выражало непередаваемое ощущение, что какой-нибудь мужчина, Эфрон или какой-либо другой «грозный король» (как оказалось, Мандельштам), угрожал ее будущему с Цветаевой. Гадая на картах или сочиняя стихи о гадании, Парнок, возможно, вспоминала ту блаженную ночь, проведенную с Мариной почти год тому назад в монастырской гостинице в Ростове Великом, когда они гадали на картах и Цветаевой трижды «червонный выходил король» (см. у Парнок в «Гадании»: «Лишь червонный один меч в руке своей сжал, / Злобно глядит..».). Каков бы ни был автобиографический контекст предсказания лирического я. в «Гадании», это предсказание окажется верным. В то же время стихотворение «Как светел сегодня свет!» как будто не соответствует эмоциональному настроению Парнок в тот период, каким она его датирует (ноябрь 1915 г.). Тема этого стихотворения — нарекание имен Адамом птицам и зверям: Всем птицам, зверям и мне, Затерянной между ними, Адам нарекает имя, — Не женщине, а жене. (№11) Стихотворение начинается с описания первобытной весны, когда «миру нисколько лет», и кончается воодушевленным образом творческой энергии: «Во мне, как во всем, дыханье, / Подземное колыханье / Вскипающего стиха». Правда, Парнок однажды заметила, что убийственные настроения как-то способствуют писанию стихов. В последнем из трех ноябрьских стихотворений, «Люблю тебя в твоем просторе я» (№24), поэт выражает свою любовь к России и не только обнаруживает свое сочувствие к многострадальной родине, но и отождествляет себя с Россией. Это придает ее личной склонности к странствованию некий духовный оттенок, так как поэт считает Россию «многолюбящей странницею», которая «в великом одиночестве идет к Христу в с сама».82 Этой же осенью у Парнок сильнее, чем обычно, обнаруживаются знакомые симптомы базедовой болезни: жуткие головные боли, бессонница, усталость и сердцебиение. Мысли о возможности скоропостижной смерти сопровождают, как всегда, эти симптомы. Не исключено, что на поэтические размышления Парнок о «последнем миге » перед смертью повлияли полученные ею сведения о том, что внезапная смерть нередко приходит к больным, страдающим базедовой болезнью. Показательный пример отношения поэта к «последнему мигу» — стихотворение «Рондо», которое впервые появилось в «Северных записках» в последнем номере за 1915 г. : Я вспомню все. Всех дней, в одном безмерном миге, Столпятся предо мной покорные стада. На пройденных путях ни одного следа
![]() |