Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
II. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи
Тема 4. Цель и задачи развития речи детей Содержание темы Цель и задачи коррекционной работы по развитию речи. Основная цель специального дошкольного учреждения в развитии речи и обучении родному языку - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа с учетом не только возраста, индивидуальности, но и особенностей психофизического развития детей, обусловленного нарушениями. Общие задачи развития речи. Специфические задачи развития речи детей. Реализация задач в процессе коррекционной работы.
Тема 5. Методические принципы развития речи детей Содержание темы Понятие «принцип». Система общепедагогических принципов, их характеристика Специфические принципы развития речи воспитанников, их характеристика. Основные методические принципы развития речи дошкольников: принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития, принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной речевой практики.
Тема 6. Направления, методы, приемы и средства развития речи детей Содержание темы Направления развития речи детей. Понятие «метод». Общепедагогические методы, их характеристика. Специфические методы развития речи, их характеристика. Классификация методов обучения по основным источникам восприятия и передачи информации. Наглядные, словесные и практические методы. Характеристика и значение наглядных, словесных и практических методов развития речи детей. Непосредственные и опосредованные наглядные методы. Методы развития речи, выделяемые на основе характера речевой деятельности детей. Характеристика и значение репродуктивных и продуктивных методов развития речи дошкольников. Методические приемы развития речи: словесные, наглядные и игровые. Характеристика основных методических приемов, используемых при организации работы по развитию речи детей. Приемы развития речи воспитанников. Понятия: «средство», «средство воспитания». Основные средства развития речи, их характеристика. Характеристика общения, значение потребности в общении для развития речи детей. Влияние характера общения на уровень речевого развития детей. Игра как средство развития речи детей. Влияние характера игры на уровень развития речевых функций, содержание и средства общения. Значение различных видов игр для развития речи. Характеристика культурной речевой среды как средства развития речи детей. Требования к речи взрослого. Использование невербальных средств в процессе общения с детьми. Обучение – одно из основных средств развития речи дошкольников. Специальные занятия как одна из форм обучения речи. Виды занятий по родному языку, используемые в практике дошкольных образовательных учреждений. Требования к организации занятий по развитию речи.
III. . Формирование пассивного и активного лексикона, словообразовательных навыков у детей Тема 1. Понятие словарной работы и ее значение. Формирование лексики у детей Содержание темы Определение словарной работы, ее значение для развития детей. Слово, его основные характеристики. Смысл и значение слов. Два аспекта словарной работы – освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания; усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Принципы словарной работы. Количественный и качественный рост словаря. Степени развития обобщения. Особенности усвоения лексического состава языка детьми с различными отклонениями в развитии.
Тема 2. Методика словарной работы Содержание темы Задачи и содержание словарной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Задачи словарной работы с детьми на разных этапах обучения. Содержание словарной работы с детьми в разных возрастных группах. Методы и приемы словарной работы с детьми. Методы накопления содержания детской речи. Характеристика и требования к использованию метода наблюдения. Методические приемы, используемые при организации наблюдения. Показ картин с малознакомым содержанием. Требования к отбору картин. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Рассматривание игрушек и картин. Назначение и особенности использования данных методов. Дидактические игры и упражнения, загадывание и отгадывание загадок. Словарная работа в разных видах деятельности. Последовательность работы над словом.
|