Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Раздел 1. Методика преподавания русского языка (специальная)
I.Специальная методика преподавания русского языка как наука Тема № 1. Теоретические основы специальной методики Содержание темы Специальная методика преподавания русского языка как одна из педагогических наук. Теоретические основы специальной методики преподавания русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (методологические, психологические, коррекционно-педагогические, лингвистические).
Тема2.. Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями Содержание темы Образовательно-познавательные и коррекционно-воспитательные задачи русского языка как учебной дисциплины курса “Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи”. Цели обучения русскому языку в специальной школе. Специфика обучения русскому языку как учебному предмету учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
II. Методы и принципы обучения русскому языку Тема 1. Общедидактические принципы обучения Содержание темы Специфические для русского языка как учебного предмета методические принципы: взаимосвязь изучения всех сторон языка (фонетика, лексика, грамматика); развитие речи и мышления; обучение языку на основе формирования языковых (фонетических, лексических, грамматических) обобщений и противопоставлений, связь устной и письменной форм речи. Принципы обучения русскому языку по Л.П.Федоренко. Тема 2. Методы и приемы дидактических средств обучения Содержание темы Методы, приемы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся с тяжелыми нарушениями речи, структурой их речевого дефекта и содержанием материала, подлежащего усвоению.
Тема 3. Формы организации работы по русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи Содержание темы Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка (произношение, развитие речи и др.) в специальной школе. Современные требования к урокам русского языка. Планирование работы. Коррекционная направленность уроков русского языка в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
III. Методика развития речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема 1. Принципы, задачи и разделы работы по развитию речи в начальной школе Содержание темы Лингвистические, психолингвистические, психолого-педагогические и нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Определение и целевая характеристика каждого раздела. Обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов (лексическая сторона, грамматический строй, связная устная речь). Обследование речевых функций у учащихся с тяжелыми нарушениями речи, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной работе по развитию речи.
Тема 2. Формирование грамматического строя речи на уроках развития речи Содержание темы Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика грамматической стороны речи. Основные направления работы по формированию грамматического строя речи (на морфологическом и синтаксическом уровнях). Формирование грамматических обобщений как основа развития языковой компетенции учащихся. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма. Методические рекомендации к проведению работы по совершенствованию грамматического строя речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи. текста или дидактического материала, положенного в основу создания текста; 3) различные виды предварительного анализа текста или анализ дидактических материалов, являющихся основой создания текста; 4) репродуцирование или продуцирование текстов учащимися; 5) итоговый анализ созданных текстов, их оценка и самооценка. Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения и грамматики.
Тема 3. Работа по развитию связной речи учащихся на уроках развития речи. Содержание темы Принципы, задачи, основные направления работы. Формирование диалогической (разговорной) речи. Развитие речи в связи с различными видами деятельности: учебно-познавательной, игровой, трудовой. Формирование монологической речи (устной и письменной). Работа над пониманием, репродукцией и продуцированием связных высказываний. Методические рекомендации к работе над текстом. Этапы работы: 1) отбор текстов, их предварительный анализ; создание схем структурного развертывания содержания; создание эталонов пересказов и рассказов; 2) подготовка к восприятию
IV. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова. Тема 1. Характеристика и анализ программы ( раздел «произношение») Содержание темы Особенности произносительной стороны и восприятия речи учащимися начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационная сфера, слоговая структура слова). Уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты). Индивидуальные и фронтальные занятия по произношению. Изучение произносительной стороны речи и операций фонемного анализа и синтеза у младших школьников. Вопросы обследования, диагностики и прогнозирования в обучении, оценка и анализ материалов обследования. Взаимосвязь учебной работы на индивидуальных занятиях и уроках произношения. Теоретическое обоснование необходимости формирования базовых предпосылок психической (в том числе речевой) деятельности младших школьников: двигательной активности и общего моторного развития, пространственно-временных представлений, базовых аффективных регуляций. Межпредметные связи уроков произношения с уроками развития речи и обучения грамоте, их влияние на содержательный аспект уроков произношения.
V. Обучение грамоте: добуквенный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонематического и слогового анализа и синтеза), букварный период Тема 1. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения Содержание темы Научно-теоретическая база обучения грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения. Характеристика готовности детей с тяжелой речевой патологией к обучению чтению и письму (психологическая готовность, развитие устной речи, уровень сформированности навыков анализа и синтеза фонемного и слогового состава слов, особенности оптико-пространственной ориентации, психомоторных функций, характеристика моторной сферы и графомоторных навыков). Анализ подходов (психологических, педагогических, нейропсихологических и др.) к диагностике трудностей и к методике обучения письму и чтению. Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения грамоте.
|