Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел 1. Методика преподавания русского языка (специальная)



I.Специальная методика преподавания русского языка как наука

Тема № 1. Теоретические основы специальной методики

Содержание темы

Специальная методика преподавания русского языка как одна из педагогических наук. Теоретические основы специальной методики преподавания русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (методологические, психологические, коррекционно-педагогические, лингвистические).

 

Тема2.. Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями

Содержание темы

Образовательно-познавательные и коррекционно-воспитательные задачи русского языка как учебной дисциплины курса “Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи”. Цели обучения русскому языку в специальной школе. Специфика обучения русскому языку как учебному предмету учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

II. Методы и принципы обучения русскому языку

Тема 1. Общедидактические принципы обучения

Содержание темы

Специфические для русского языка как учебного предмета методические принципы: взаимосвязь изучения всех сторон языка (фонетика, лексика, грамматика); развитие речи и мышления; обучение языку на основе формирования языковых (фонетических, лексических, грамматических) обобщений и противопоставлений, связь устной и письменной форм речи. Принципы обучения русскому языку по Л.П.Федоренко.

Тема 2. Методы и приемы дидактических средств обучения

Содержание темы

Методы, приемы и дидактические средства обучения, используемые на уроках русского языка и обусловленность их выбора особенностями учащихся с тяжелыми нарушениями речи, структурой их речевого дефекта и содержанием материала, подлежащего усвоению.

 

Тема 3. Формы организации работы по русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Содержание темы

Урок – основная форма организации учебной работы. Содержательная и структурная характеристика уроков по различным дисциплинам курса русского языка (произношение, развитие речи и др.) в специальной школе. Современные требования к урокам русского языка. Планирование работы. Коррекционная направленность уроков русского языка в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

III. Методика развития речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема 1. Принципы, задачи и разделы работы по развитию речи в начальной школе

Содержание темы

Лингвистические, психолингвистические, психолого-педагогические и нейропсихологические основы формирования речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Определение и целевая характеристика каждого раздела. Обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Характеристика и оценка состояния речевого развития учащихся начальных классов (лексическая сторона, грамматический строй, связная устная речь). Обследование речевых функций у учащихся с тяжелыми нарушениями речи, учет результатов обследования в индивидуальной и фронтальной работе по развитию речи.

 

Тема 2. Формирование грамматического строя речи на уроках развития речи

Содержание темы

Грамматический строй речи как объект усвоения на уроках развития речи. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика грамматической стороны речи.

Основные направления работы по формированию грамматического строя речи (на морфологическом и синтаксическом уровнях). Формирование грамматических обобщений как основа развития языковой компетенции учащихся. Преодоление импрессивного и экспрессивного аграмматизма.

Методические рекомендации к проведению работы по совершенствованию грамматического строя речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

текста или дидактического материала, положенного в основу создания текста; 3) различные виды предварительного анализа текста или анализ дидактических материалов, являющихся основой создания текста; 4) репродуцирование или продуцирование текстов учащимися; 5) итоговый анализ созданных текстов, их оценка и самооценка.

Связь уроков развития речи с уроками чтения, произношения и грамматики.

 

Тема 3. Работа по развитию связной речи учащихся на уроках развития речи.

Содержание темы

Принципы, задачи, основные направления работы. Формирование диалогической (разговорной) речи. Развитие речи в связи с различными видами деятельности: учебно-познавательной, игровой, трудовой. Формирование монологической речи (устной и письменной). Работа над пониманием, репродукцией и продуцированием связных высказываний.

Методические рекомендации к работе над текстом. Этапы работы: 1) отбор текстов, их предварительный анализ; создание схем структурного развертывания содержания; создание эталонов пересказов и рассказов; 2) подготовка к восприятию

 

IV. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова.

Тема 1. Характеристика и анализ программы ( раздел «произношение»)

Содержание темы

Особенности произносительной стороны и восприятия речи учащимися начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационная сфера, слоговая структура слова). Уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты). Индивидуальные и фронтальные занятия по произношению.

Изучение произносительной стороны речи и операций фонемного анализа и синтеза у младших школьников. Вопросы обследования, диагностики и прогнозирования в обучении, оценка и анализ материалов обследования. Взаимосвязь учебной работы на индивидуальных занятиях и уроках произношения.

Теоретическое обоснование необходимости формирования базовых предпосылок психической (в том числе речевой) деятельности младших школьников: двигательной активности и общего моторного развития, пространственно-временных представлений, базовых аффективных регуляций.

Межпредметные связи уроков произношения с уроками развития речи и обучения грамоте, их влияние на содержательный аспект уроков произношения.

 

V. Обучение грамоте: добуквенный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонематического и слогового анализа и синтеза), букварный период

Тема 1. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения

Содержание темы

Научно-теоретическая база обучения грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Программные требования к содержанию, организации и проведению уроков письма и чтения. Характеристика готовности детей с тяжелой речевой патологией к обучению чтению и письму (психологическая готовность, развитие устной речи, уровень сформированности навыков анализа и синтеза фонемного и слогового состава слов, особенности оптико-пространственной ориентации, психомоторных функций, характеристика моторной сферы и графомоторных навыков). Анализ подходов (психологических, педагогических, нейропсихологических и др.) к диагностике трудностей и к методике обучения письму и чтению. Связь уроков обучения грамоте с уроками произношения. Добукварный и букварный периоды обучения грамоте.



Просмотров 2435

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!