Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



VI. Уроки грамматики в младших классах



Тема 1. Особенности изучения фонетки и графики в начальных классах

Содержание темы

Место и роль фонетических знаний в развитии устной и письменной речи учащихся с речевой патологией. Специфика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными. Порядок изучения звуков и букв. Изучение твердых и мягких согласных и их обозначение на письме. Изучение глухих и звонких согласных и их обозначение на письме.

Своеобразие приемов работы над слогом, ударением, ударными и безударными гласными. Ознакомление с основами правописания путем соотнесения звука и буквы.

Моделирование и анализ уроков фонетики и графики, их фрагментов и циклов.

 

Тема 2. Содержание и методика работы над частями речи

Содержание темы

Лингвистические и коррекционно-развивающие основы методики работы над частями речи. Понятие о частях речи. Изучение отдельных грамматических категорий имен существительных. Усвоение особенностей изменения имен прилагательных. Формирование понятия о глаголе. Связь грамматической темы “Части речи” на начальном этапе обучения со словарно-логической, словарно-орфографической и лексической работой.

Моделирование и анализ уроков русского языка по данной тематике.

 

VII.Методика обучения чтению в младших классах

Тема. Формирование навыков чтения произведений разных жанров

Содержание темы

Литературоведческие основы анализа художественного произведения в начальных классах. Психологическая установка на восприятие художественного произведения учащимися с тяжелыми нарушениями речи.

Основные этапы работы над художественным произведением.

Методика чтения сказок. Сказка как жанр фольклора, его особенности. Сказки о животных, волшебные сказки. Основные направления изучения сказок. Особенности композиции и языка сказок; работа над эпизодом сказки. Значение изучения сказок для развития речи учащихся.

Методика чтения басен. Специфика басен как эпического жанра. Особенности методики анализа басни. Выделение своеобразных признаков басни (мораль, аллегория), выявление и объяснение иносказательного смысла. Раскрытие конкретного содержания басни, обучение чтению басни (чтение по ролям, изобразительно-выразительное чтение). Затруднения учащихся с тяжелыми нарушениями речи при изучении басен).

Методика чтения стихотворений. Методика анализа стихотворений. Выявление признаков стихотворной речи, знакомство с ритмом стихотворения, с рифмой. Понимание содержания стихотворения как отражение чувств поэта.

Работа над выразительными средствами в процессе изучения лирического произведения. Трудности восприятия и понимания лирических произведений учащимися с тяжелыми нарушениями речи.

Моделирование и анализ уроков чтения с учетом характера изучаемых художественных произведений.

VIII. Обогащение словарного запаса учащихся старших классов

Тема 1. Содержание и задачи словарной работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Содержание темы

Формирование активного, пассивного и потенциального словарного запаса учащихся старших классов. Основные принципы организации словарной работы в 5-10-х классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Этапы работы над обогащением словарного запаса. Способы объяснения значений слов. Обучение учащихся лексической сочетаемости слов. Типология словарных упражнений. Работа над лексико-семантической и лексико-синтаксической сочетаемостью слов, над образными средствами языка. Словарная работа в связи с овладением синтаксическими моделями (словосочетания и предложения). Работа над словом в процессе развития связной устной и письменной речи учащихся.

IX. Методика изучения отдельных разделов грамматики в старших классах

Тема 1. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, грамматики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации.

Содержание темы

Русский язык как предмет изучения в 5-10-х классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Разделы школьного курса русского языка, их краткий анализ.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов, уровень их готовности к изучению систематического курса русского языка.

Методика изучения лексики. Значение, задачи и принципы изучения лексики как раздела науки о языке. Содержание школьного курса лексики. Приемы формирования лексических понятий. Виды лексических упражнений. Затруднения учащихся с тяжелыми нарушениями речи в усвоении школьного курса лексики.

Методика изучения словообразования. Значение, задачи и принципы изучения состава слова и словообразования в школе, содержание раздела “Словообразование”. Методы и приемы изучения словообразовательных понятий. Трудности в изучении этого раздела учащимися с тяжелыми нарушениями речи.

Методика изучения грамматики. Лингвистические и психолого-педагогические основы обучения грамматике. Развивающая роль изучения грамматики. Отличительные черты изучения систематического школьного курса грамматики от предшествовавшего ему этапа практического формирования грамматического строя речи. Задачи, содержание и система обучения грамматике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Грамматические ошибки в речи учащихся. Аграмматизмы в устной и письменной речи учащихся.

Принципы отбора грамматических понятий, определений и правил для изучения в школе. Методы, приемы и средства изучения грамматики. Этапы работы по формированию грамматических понятий и навыков у учащихся. Значение грамматических знаний для овладения навыками правильной речи и развития мышления.

Методика изучения морфологии. Морфология как раздел школьного курса грамматики. Его содержание, структура, принципы изучения. Основные понятия морфологии (части речи и их грамматические категории).

Разделы морфологии: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол и его особые формы (причастие и деепричастие), наречие, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).

Закономерности формирования понятия “часть речи” в процессе изучения морфологии. Приемы изучения морфологии. Морфологический разбор, методика его проведения. Особенности изучения морфологии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности учащихся с тяжелыми нарушениями речи при усвоении разделов морфологии.

Методика изучения синтаксиса и пунктуации. Синтаксис как раздел школьного курса грамматики. Задачи и принципы изучения синтаксиса в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание школьного курса синтаксиса: словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Особенности формирования синтаксических понятий у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Методы, приемы и система изучения синтаксических понятий. Формирование синтаксических умений и навыков (использование синтаксических моделей). Методы и приемы обучения пунктуации. Виды упражнений по пунктуации. Учет и классификация пунктуационных ошибок и система работы над ними в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Затруднения детей с нарушениями речи при изучении синтаксиса.

Методика обучения орфографии. Содержание и задачи обучения орфографии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенности формирования орфографических навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Взаимосвязь уровня сформированности речевых навыков и степени усвоения орфографических правил.

Дизграфия у учащихся старших классов специальной школы специфические нарушениями процессов чтения и письма (дислексия, дисграфия).

Основные принципы и приемы обучения орфографии. Типы и виды орфограмм, изучаемых в школе. Виды упражнений по орфографии. Учет и классификация орфографических ошибок и система работы по их предупреждению и преодолению в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методика изучения фонетики и графики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.



Просмотров 1542

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!