Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
VI. Уроки грамматики в младших классах
Тема 1. Особенности изучения фонетки и графики в начальных классах Содержание темы Место и роль фонетических знаний в развитии устной и письменной речи учащихся с речевой патологией. Специфика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными. Порядок изучения звуков и букв. Изучение твердых и мягких согласных и их обозначение на письме. Изучение глухих и звонких согласных и их обозначение на письме. Своеобразие приемов работы над слогом, ударением, ударными и безударными гласными. Ознакомление с основами правописания путем соотнесения звука и буквы. Моделирование и анализ уроков фонетики и графики, их фрагментов и циклов.
Тема 2. Содержание и методика работы над частями речи Содержание темы Лингвистические и коррекционно-развивающие основы методики работы над частями речи. Понятие о частях речи. Изучение отдельных грамматических категорий имен существительных. Усвоение особенностей изменения имен прилагательных. Формирование понятия о глаголе. Связь грамматической темы “Части речи” на начальном этапе обучения со словарно-логической, словарно-орфографической и лексической работой. Моделирование и анализ уроков русского языка по данной тематике.
VII.Методика обучения чтению в младших классах Тема. Формирование навыков чтения произведений разных жанров Содержание темы Литературоведческие основы анализа художественного произведения в начальных классах. Психологическая установка на восприятие художественного произведения учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Основные этапы работы над художественным произведением. Методика чтения сказок. Сказка как жанр фольклора, его особенности. Сказки о животных, волшебные сказки. Основные направления изучения сказок. Особенности композиции и языка сказок; работа над эпизодом сказки. Значение изучения сказок для развития речи учащихся. Методика чтения басен. Специфика басен как эпического жанра. Особенности методики анализа басни. Выделение своеобразных признаков басни (мораль, аллегория), выявление и объяснение иносказательного смысла. Раскрытие конкретного содержания басни, обучение чтению басни (чтение по ролям, изобразительно-выразительное чтение). Затруднения учащихся с тяжелыми нарушениями речи при изучении басен). Методика чтения стихотворений. Методика анализа стихотворений. Выявление признаков стихотворной речи, знакомство с ритмом стихотворения, с рифмой. Понимание содержания стихотворения как отражение чувств поэта. Работа над выразительными средствами в процессе изучения лирического произведения. Трудности восприятия и понимания лирических произведений учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Моделирование и анализ уроков чтения с учетом характера изучаемых художественных произведений. VIII. Обогащение словарного запаса учащихся старших классов Тема 1. Содержание и задачи словарной работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи Содержание темы Формирование активного, пассивного и потенциального словарного запаса учащихся старших классов. Основные принципы организации словарной работы в 5-10-х классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Этапы работы над обогащением словарного запаса. Способы объяснения значений слов. Обучение учащихся лексической сочетаемости слов. Типология словарных упражнений. Работа над лексико-семантической и лексико-синтаксической сочетаемостью слов, над образными средствами языка. Словарная работа в связи с овладением синтаксическими моделями (словосочетания и предложения). Работа над словом в процессе развития связной устной и письменной речи учащихся. IX. Методика изучения отдельных разделов грамматики в старших классах Тема 1. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, грамматики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации. Содержание темы Русский язык как предмет изучения в 5-10-х классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Разделы школьного курса русского языка, их краткий анализ. Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов, уровень их готовности к изучению систематического курса русского языка. Методика изучения лексики. Значение, задачи и принципы изучения лексики как раздела науки о языке. Содержание школьного курса лексики. Приемы формирования лексических понятий. Виды лексических упражнений. Затруднения учащихся с тяжелыми нарушениями речи в усвоении школьного курса лексики. Методика изучения словообразования. Значение, задачи и принципы изучения состава слова и словообразования в школе, содержание раздела “Словообразование”. Методы и приемы изучения словообразовательных понятий. Трудности в изучении этого раздела учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Методика изучения грамматики. Лингвистические и психолого-педагогические основы обучения грамматике. Развивающая роль изучения грамматики. Отличительные черты изучения систематического школьного курса грамматики от предшествовавшего ему этапа практического формирования грамматического строя речи. Задачи, содержание и система обучения грамматике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Грамматические ошибки в речи учащихся. Аграмматизмы в устной и письменной речи учащихся. Принципы отбора грамматических понятий, определений и правил для изучения в школе. Методы, приемы и средства изучения грамматики. Этапы работы по формированию грамматических понятий и навыков у учащихся. Значение грамматических знаний для овладения навыками правильной речи и развития мышления. Методика изучения морфологии. Морфология как раздел школьного курса грамматики. Его содержание, структура, принципы изучения. Основные понятия морфологии (части речи и их грамматические категории). Разделы морфологии: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол и его особые формы (причастие и деепричастие), наречие, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Закономерности формирования понятия “часть речи” в процессе изучения морфологии. Приемы изучения морфологии. Морфологический разбор, методика его проведения. Особенности изучения морфологии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности учащихся с тяжелыми нарушениями речи при усвоении разделов морфологии. Методика изучения синтаксиса и пунктуации. Синтаксис как раздел школьного курса грамматики. Задачи и принципы изучения синтаксиса в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Содержание школьного курса синтаксиса: словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Особенности формирования синтаксических понятий у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Методы, приемы и система изучения синтаксических понятий. Формирование синтаксических умений и навыков (использование синтаксических моделей). Методы и приемы обучения пунктуации. Виды упражнений по пунктуации. Учет и классификация пунктуационных ошибок и система работы над ними в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Затруднения детей с нарушениями речи при изучении синтаксиса. Методика обучения орфографии. Содержание и задачи обучения орфографии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенности формирования орфографических навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Взаимосвязь уровня сформированности речевых навыков и степени усвоения орфографических правил. Дизграфия у учащихся старших классов специальной школы специфические нарушениями процессов чтения и письма (дислексия, дисграфия). Основные принципы и приемы обучения орфографии. Типы и виды орфограмм, изучаемых в школе. Виды упражнений по орфографии. Учет и классификация орфографических ошибок и система работы по их предупреждению и преодолению в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика изучения фонетики и графики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
|