Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
X. Особенности работы над текстом
Тема 1. Развитие речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи Содержание темы Лингвистические основы методики развития связной речи. Текст - основное лингвистическое понятие раздела. Единицы и категории текста. Типы речи. Психолингвистические основы методики развития связной речи: структура речевой деятельности поэтапное формирование действий. Психологические основы методики развития связной речи: структура речевой деятельности, поэтапное формирование действий. Раздел 2. Методика преподавания литературы (специальная) I. Коррекционно-образовательное значение литературы В обучении детей с тяжелыми нарушениями речи Содержание темы Специальная методика преподавания литературы как одна из педагогических наук. Теоретические основы специальной методики (методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические). Связь специальной методики преподавания литературы с базисными науками: литературоведением, лингвистикой, педагогикой, психологией, логопедией, этикой, эстетикой, методикой преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Основные методы исследования учебно-воспитательного процесса на уроках литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (изучение научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом, метод опроса, эксперимент). Из истории специальной методики преподавания литературы. Становление методики преподавания литературы как науки в XIX в. Развитие методической мысли в трудах Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского и других методистов. Использование для работы с детьми с ОНР программ и учебников, отражающих утилитарно-речевой подход к изучению художественных произведений. Формирование и развитие специальной методики преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи в 50-е гг. XX в. Значение основных положений научно-методических трудов М.А. Рыбниковой и В.В. Голубкова для разработки важных направлений специальной методики преподавания литературы. Определение теоретико-методических основ преподавания литературы в школе ведущими методистами 60-90-х гг. (Т.Г. Браже, Н.И. Кудряшов, Н.О. Корст, Н.В. Колокольцев, Г.И. Беленький, З.Я. Рез, Т.Ф. Курдюмова и др.) Поиск новых форм и методов обучения учителями-практиками в курсе литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Современный этап развития методической науки преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Литература как один из важных компонентов общего образования учащихся с ОНР. Взаимосвязь этико-эстетических и коррекционно-развивающих задач в учебном предмете «Литература». Познавательная и воспитательная функция литературы как искусства слова и учебного предмета. II. Разделы и этапы литературного образования Содержание темы Преемственность этапов обучения литературе в специальной школе. Специфика содержания и структуры литературного образования детей с ОНР. III. Перераспределение программного материала по годам обучения Содержание темы Содержание программ и учебных хрестоматий по литературе. Речевая направленность курса литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Принципы построения программы по литературе, задачи литературного образования. Круг чтения учащихся. Требования к навыкам чтения. Приемы работы над осознанностью, правильностью, беглостью и выразительностью чтения в начальной школе. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися с ОНР в процессе обучения.
IV. Своеобразие литературного развития детей С речевыми нарушениями, трудности восприятия Художественного текста, особенности творческого, воссоздающего Воображения, воссоздания образов литературных героев Содержание темы Понятие о литературном развитии школьников. Уровни развития читательского восприятия. Особенности восприятия художественного произведения детьми с тяжелыми нарушениями речи. Активизация деятельности читателя-школьника с речевым недоразвитием в процессе работы над текстом. Воссоздающее и творческое воображение детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности восприятия эпических произведений детьми с речевой патологией. Отсутствие целостности как основной недочет в восприятии эпических произведений. Трудности восприятия лирического произведения детьми с тяжелыми нарушениями речи. Развитие воссоздающего воображения при чтении и анализе основных сцен драматического произведения.
|