Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Для детей с тяжелыми нарушениями речи. Организация учебной деятельности
Задачи изучения темы: 1. Познакомить с содержанием обучения математике. 2. Сформировать знания о структуре, содержании программы обучения математике, принципах ее построения. 3. Закреплять умения анализировать и сравнивать программы. Форма отчетности: письменные планы-ответы. Вопросы и задания к изучению темы: 1. Расскажите о содержании обучения математике. Назовите основные разделы, концентры. Перечислите темы, входящие в каждый раздел. 2. Проанализируйте две программы обучения математике (программу обучения математике детей общеобразовательной школы, программу обучения математике детей речевой школы). Представьте письменный анализ этих программ (в сравнении). В работе обратите внимание на следующие положения: количество уроков в неделю, формы работы, методы и приемы работы, задачи, содержание работы в каждом учебном году, требования к знаниям, умения, навыкам учащихся (на каждый учебный год), разделы, темы, изучаемые в каждом классе и т.п.). Ответ оформите письменно. Литература: 1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5 вида. – М., 2002. 3. Программы обучения детей (общеобразовательных школ).
II. Нарушения счета и счетных операций у детей с речевой патологией Семинар №1 Тема: клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста Задачи изучения темы: 1. Уточнить представления о дискалькулии, причинах ее возникновения, симптоматике, механизмах, видах. 2. Закреплять умение анализировать и обобщать полученные знания. Форма отчетности: письменные планы-ответы. Вопросы и задания к изучению темы: 1. Дайте определение понятию «Дискалькулия». 2. Раскройте причины возникновения и механизмы дискалькулии. 3. Опишите виды дискалькулий. 4. Охарактеризуйте симптоматику дискалькулий. Литература: Основная: 1. Гирина С.Л. Основные направления в истории изучения дискалькулий // Принципы и методы логопедической работы. – СПб., 1990. 2. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Методика изучения дискалькулии у школьников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 1991. 3. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб, 2005. Дополнительная: 1. Гермаковска А. О направлениях исследования дискалькулии // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. – СПб., 1990. 2. Ипполитова М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – № 5. 3. Лыков В.М. Расстройства счета // Семья и школа. – 1975. – № 2. 4. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М., 2001. 5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997. 6. Чумакова, И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1998. – № 2. Семинар№2 Тема: методика профилактики и коррекции дискалькулии Задачи изучения темы: 1. Закрепить представления о принципах коррекции дискалькулии. 2. Уточнить представления об основных направлениях коррекционной работы. 3. Сформировать знания о методиках работы по формированию сенсомоторных функций, по формированию логических операций. Форма отчетности: письменные планы-ответы. Вопросы и задания к изучению темы: 1. Дайте характеристику принципам коррекции дискалькулии. 2. Перечислить основные направления коррекционной работы. 3. Раскрыть методику работы по формированию сенсомоторных функций. 4. Раскрыть методику работы по формированию логических операций. Литература: Основная: 1. Гирина С.Л. Основные направления в истории изучения дискалькулий // Принципы и методы логопедической работы. – СПб., 1990. 2. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Методика изучения дискалькулии у школьников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 1991. 3. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб, 2005. Дополнительная: 1. Гермаковска А. О направлениях исследования дискалькулии // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. – СПб., 1990. 2. Ипполитова М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – № 5. 3. Лыков В.М. Расстройства счета // Семья и школа. – 1975. – № 2. 4. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М., 2001. 5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997. 6. Чумакова И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1998. – № 2. Семинар № 2. Тема: методика профилактики и коррекции дискалькулии Задачи изучения темы: 1. Уточнить представления об основных направлениях коррекционной работы. 2. Сформировать знания о методиках работы по формированию сукцессивных и симультанных процессов, количественных представлений, а также речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками. 3. Сформировать знания об интеграции речевых и неречевых функций в процессе математической деятельности. 4. Закреплять умения анализировать и обобщать материал. Форма отчетности: письменные планы-ответы. Вопросы и задания к изучению темы: 1. Перечислить основные направления коррекционной работы. 2. Раскрыть методику работы по формированию сукцессивных и симультанных процессов. 3. Раскрыть методику работы по формированию количественных представлений. 4. Раскрыть особенности работы по формированию речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками. 5. Рассказать об интеграции речевых и неречевых функций в процессе математической деятельности. Литература: Основная: 1. Гирина С.Л. Основные направления в истории изучения дискалькулий // Принципы и методы логопедической работы. – СПб., 1990. 2. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Методика изучения дискалькулии у школьников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 1991. 3. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб, 2005. Дополнительная: 1. Гермаковска А. О направлениях исследования дискалькулии // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. – СПб., 1990. 2. Ипполитова М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – № 5. 3. Лыков В.М. Расстройства счета // Семья и школа. – 1975. – № 2. 4. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М., 2001. 5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997. 6. Чумакова И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1998. – №
|