Главная
Обратная связь
Дисциплины:
Архитектура (936) Биология (6393) География (744) История (25) Компьютеры (1497) Кулинария (2184) Культура (3938) Литература (5778) Математика (5918) Медицина (9278) Механика (2776) Образование (13883) Политика (26404) Правоведение (321) Психология (56518) Религия (1833) Социология (23400) Спорт (2350) Строительство (17942) Технология (5741) Транспорт (14634) Физика (1043) Философия (440) Финансы (17336) Химия (4931) Экология (6055) Экономика (9200) Электроника (7621)
|
Лабораторные работы (лабораторный практикум)
№№ и названия разделов и тем
| Цель и содержание лабораторной работы
| Результаты лабораторной работы
| Раздел 2. Методика преподавания литературы (специальная)
| Специфика чтения эпических произведений
(сказка, рассказ, басня)
| Цель работы:
Сформировать умения самостоятельно анализировать литературу по заданной теме, составления конспекта урока по теме «Сказка», «Басня»
Содержание работы:
1. Проанализировать литературу по заданной теме.
2.Составить конспект урока
| По результатам работы составляется план-конспект чтения сказки, план-конспект чтения и анализа басни (по выбору студента).
| Специфика чтения лирических стихотворений
| Цель работы:
Сформировать навыки работы над лирическим произведением, составления фрагмента урока, сформировать умение анализировать методическую литературу.
1. Проанализировать литературу по заданной теме.
2.Составить конспект урока
| По результатам работы составляется презентация фрагмента урока чтения лирических стихотворений.
| Раздел 3. Методика преподавания математики (специальная)
| Формы обучения математике
| Цель работы:
Сформировать представления об уроке как основной форме обучения математике.
Содержание работы:
1. Просмотр урока математики.
2. Ведение фотозаписи урока.
3. Анализ урока.
Ответы фиксируются в тетрадях.
Фотозапись урока рекомендуется выполнять в таблице, где указывается приемы проведения, тема, задачи, содержание работы, приемы работы и оставляется графа для записи примечаний.
При анализе урока следует обратить внимание на соответствие содержания, приемов работы задачам урока, на организацию урока (этапы), особенности проведения устной работы на уроке, задавания домашнего задания, приемы его проверки
| По результатам работы составляется заключение о системе работы на уроке.
В заключении анализируется усложнение задач и содержания работы на разных этапах урока особенности отбора методов и приемов.
Также рассматривается специфика условий реализации работы и отбора средств.
| Внеклассная работа по математике и методика ее проведения
| Цель работы:
Сформировать представления о системе внеурочной работы по математике;
сформировать умение анализировать методическую литературу, составлять конспекты мероприятий
Содержание работы:
- Составление сценария математического вечера (праздника).
- Представление сценария.
| По результатам работы составляется заключение, где производится анализ собственного мероприятия и мероприятий, задуманных другими студентами.
| Раздел 4. Методика развития речи дошкольников (специальная)
| Система работы по развитию связной речи
| Цель работы:
Сформировать представления о системе работы по развитию связной речи детей;
сформировать умение анализировать занятие.
Содержание работы:
1. Просмотр занятия и его анализ (студенты делают фотозапись занятия, проводят анализ, фиксируют в тетради). В ходе анализа необходимо отметить:
Тему
Программное содержание, соответствие его возрастным и индивидуальным особенностям детей
Структурные части занятия
Методы и приемы работы
Целесообразность использования наглядности
Выбор упражнений и заданий
Ответы детей с точки зрения глубины понимания заданий
Умение педагога донести содержание занятия
Реализацию задач
Подведение итогов
| По результатам работы составляется заключение, где производится анализ:
· Реализации на занятии поставленных задач
· Соответствие форм, методов, средств поставленным задачам и определенному содержанию
· Учет принципов.
| Разработка моделей занятий по развитию речи: тематика, формулировка задач, планирование, отбор и распределение речевого материала
| Цель работы:
Сформировать представления о фронтальной работе по развитию речи;
сформировать умение анализировать методическую литературу.
Содержание работы:
1.Составление конспекта фронтального занятия по развитию связной речи.
2. Проведение занятия в группе (со студентами).
| По результатам работы составляется заключение, где производится анализ собственного занятия и занятий, составленных другими студентами
| Раздел 5. Методика преподавания изобразительной деятельности
| Особенности развития изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи
| Цель: уточнить представления студентов о методах диагностики изобразительной деятельности детей с нарушениями речи, научить их самостоятельно проводить анализ результатов диагностики, составлять рекомендации родителям.
Инструментарий: таблицы показателей нормального развития изобразительной деятельности по возрастам, карты обследования речи детей, рисунки детей с нарушениями речи.
Содержание: студенты знакомятся с методами диагностики изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, анализируют особенности развития детей по речевым картам, изучают рисунки детей с последующим анализом развития изобразительной деятельности. Дают рекомендации родителям по развитию изобразительной деятельности и речи.
| Анализ результатов изобразительной деятельности детей, заключение, рекомендации родителям.
| Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи
| Цель: уточнить представления студентов о видах изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи; учиться анализировать и дополнять программный материал занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Инструментарий: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией в средней, старшей и подготовительной группах.
Содержание: студенты изучают и анализируют конспекты занятий по изобразительной деятельности и подбирают дополнительный игровой речевой и сенсомоторный материал в зависимости от текущей темы логопедических занятий по развитию речи для 3 детей в зависимости от вида и степени нарушения.
| Конспекты занятий по изобразительной деятельности (6 от каждого студента) с дополнительным материалом.
|
7.Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов
Написание реферата способствует углубленному изучению и систематизации знаний, полученных в ходе лекционных занятий, изучению учебных и методических пособий по курсу дисциплины. Проработка литературы (основной и дополнительной) с целью написания реферата позволяет студенту подготовиться к семинарским занятиям по соответствующим темам, текущему и итоговому контролю.
Темы рефератов к курсу «Методики преподавания»
Раздел дисциплины
| Темы рефератов
| Раздел 1. Методика преподавания русского языка (специальная)
| 1. Характеристика основных этапов работы над текстом на уроке чтения. Коррекционно-развивающая направленность заданий структурно-семантического характера.
2. Изучение синтаксических понятий. Простое предложение. Планирование работы по теме «Второстепенные члены предложения».
3. Изучение синтаксических понятий. Словосочетание.
4. Грамматический разбор. Его виды.
5. Основные принципы и приемы обучения орфографии
6. Изучение имени существительного в школе для детей с ТНР.
7. Приемы семантизации и активизации слов.
8. Особенности работы над текстами описательного характера в школе для детей с ТНР.
9. Типология словарных упражнений в системе формирования словарного запаса у учащихся школы для детей с ТНР.
| Раздел 2. Методика преподавания литературы (специального)
| 1. Психологические особенности восприятия художественного произведения школьниками с тяжелыми нарушениями речи.
2. Задачи и характер работы, предшествующей чтению произведений.
3. Значение и задачи уроков чтения в начальных классах. Содержание чтения. Принципы построения программ по чтению.
4. Качества полноценного навыка чтения. Трудности учащихся в формировании навыка чтения. Методика обучения школьников правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению.
5. Этапы работы над художественным произведением на уроке литературного чтения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
6. Методика чтения рассказов и сказок в начальных классах.
7. Методика чтения басен и стихотворений.
8. Методика чтения научно-популярных произведений.
9. Основные типы уроков литературного чтения, их компоненты. Задачи обобщающих уроков, их место в системе уроков чтения и методика проведения.
10. Обучение составлению плана и пересказу прочитанного.
11. Словарная работа на уроках литературного чтения.
12. Методика обучения творческим работам на уроках чтения.
13. Контроль и учёт навыков и умений, формируемых у учащихся по чтению и русскому языку.
14. Организация работы с детской книгой в начальной школе. Читательская самостоятельность как методическое понятие.
15. Методика проведения уроков внеклассного чтения на подготовительном и начальном этапах.
| Раздел 3. Методика преподавания математики (специальная)
| 1. Предмет, задачи, принципы начального обучения математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Урок – основная форма обучения математике.
3. Особенности проведения экскурсий при обучении детей с нарушениями речи математике.
4. Организация домашней самостоятельной работы детей с нарушениями речи по математике.
5. Психологические и психолого-лингвистические предпосылки овладения счетными операциями.
6. Нарушения в овладении счетными операциями у детей с речевой патологией.
7. Система работы по профилактике дискалькулий.
8. Система работы по коррекции дискалькулии у детей.
9. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел и арифметических действий над ними.
10.10.Обучение решению арифметических задач.
11.Методика изучения алгебраического материала.
12.Методика изучения геометрического материала.
13.Обучение измерению величин.
14.Методика изучения дробей.
15.Проверка знаний, умений, навыков учащихся по математике.
16.Внеклассная работа по математике и методика ее проведения
17.Другие темы по выбору студентов.
| Раздел 4. Методика развития речи дошкольников (специальная)
| 1. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем
2. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение П.К. Анохина о функциональных системах
3. Психофизиологические основы методики развития речи. Уровневая теория организации движений Н.А. Бернштейна
4. Психолингвистические основы методики развития речи. Проблема речевой деятельности в трудах А.А. Леонтьева
5. Психолингвистические основы методики развития речи. Проблема речевой деятельности в трудах И.А. Зимней
6. Психолингвистические основы методики развития речи. Проблема речевой деятельности в трудах Л.В. Сахарного
7. Психолингвистические основы методики развития речи. Теория речепорождения Т.В. Ахутиной
8. Психолого-педагогические основы методики развития речи. Проблема онтогенеза речи в трудах отечественных исследователей.
9. Развитие форм общения в онтогенезе.
10. Проблема изучения особенностей речи детей с различной речевой патологией
11. Основные этапы развития детской речи
12. Профилактика нарушений письма и чтения у детей
13. Развитие форм общения у детей с речевой патологией
14. Особенности словарной работы с детьми, страдающими нарушениями речи
15. Особенности работы по формированию грамматического строя речи у детей с нарушениями речи
16. Специфика работы по формированию звукопроизношения у детей с нарушениями речи
17. Проблема развития связной речи у детей с речевой патологией
| Раздел 5. Методика преподавания изобразительной деятельности
| 1. Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи.
2. Условия формирования изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи.
3. Использование детского рисунка в диагностической работе.
4. Развитие речи и изобразительной деятельности дошкольников в игре.
5. Сенсомоторные основы изобразительной деятельности.
6. Роль лепки в развитии речи детей.
7. Формирование разных видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.
8. Лексико-семантическая работа на занятиях по развитию изобразительной деятельности.
9. Индивидуальная работа с детьми на занятиях изобразительной деятельностью.
10. Преемственность в работе по развитию изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи.
|
Реферат оформляется в письменном виде (печатный вариант) и включает в себя:
· титульный лист с указанием темы, автора;
· содержание;
· текст реферата,
· библиографию;
· приложение (при необходимости).
Объем реферата составляет до 6-8 страниц машинописного текста. Оформление реферата: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный, поля – 2 см со всех сторон.
|