Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел 4. Методика развития речи дошкольников (специальная)



Раздел 1. Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей

Работа №1. Методологические основы методики развития речи детей. Связь с другими науками

Задачи изучения темы:

1. Формировать представления об основных методологических основах методики развития речи детей.

2. Уточнить знания о предмете, цели, задачах методики развития речи

3. Расширить представления о связях методики развития речи с другими областями знаний. развитии

Форма отчетности: карты-схемы (две), письменные планы-ответы.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Раскройте основные положения теорий И.П.Павлова, П.К.Анохина, А.Р.Лурия, Т.В.Ахутиной. Составьте карту-схему, в которой будут отражены основные положения их учений, теорий.

2. Обозначьте предмет, цель, задачи методики развития речи детей. Составьте карту-схему, где будут отражены данные компоненты.

3. Расскажите о связи методики речи с другими областями знаний.

Литература:

1. Адмони, В.Г. Система формирования речевого высказывания. – СПб., 1994.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 1997.

3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.

4. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М., 2001.

5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974.

6. Горелов, И.Н. Осовы психолингвистики. – М., 1998.

7. Логопедия : [учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений] / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2009.

8. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических фак. пед. вузов : в 5 кн. Кн. V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л. С. Волковой ; [авт.-сост.: Л. С. Волкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина]. - М. : ВЛАДОС, 2010.

9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.

10. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.

11. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.,1997.

12. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999.

13. Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В.Ворошнина. – Пермь, 2001.

Работа №2. Основные этапы развития речи

Задачи изучения темы:

1. Формировать представления об основных этапах развития речи при нормальном развитии

2. Уточнить знания об условиях, необходимых для развития речи

3. Развивать навыки работы с первоисточниками и конспектирования

Форма отчетности: письменные планы-конспекты.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Раскройте основные этапы развития речи в младенческом, раннем и дошкольном возрасте у детей без отклонений в развитии.

2. Каковы основные условия развития речи у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста?

Литература:

1. Выготский, Л.С. Мысль и слово/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.23 – 28.

2. Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсорной речи детей/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.12 – 15.

3. Кольцова, М.М. Движение и развитие моторной речи детей/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.15 – 23.

4. Красногорский, Н.И. Речевые рефлексы у детей/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.28 – 34.

5. Логопедия : [учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений] / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2009.

6. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических фак. пед. вузов : в 5 кн. Кн. V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л. С. Волковой ; [авт.-сост.: Л. С. Волкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина]. - М. : ВЛАДОС, 2010.

7. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.40 – 49.

8. Лямина, Г.М. Развитие речи у детей раннего возраста. – М., 1964.

9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.

10. Рубинштейн, С.Л. Мысль и мышление/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.28 – 34.

11. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. – М., 1972. с. 29 – 38.

Работа №3. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Задачи изучения темы:

1. Расширить представления о причинах возникновения общего недоразвития речи.

2. Углубить представления об уровнях общего недоразвития речи, об особенностях речи воспитанников с 1,2,3 уровнем речевого развития, а также у детей с нерезко выраженным недоразвитием речи.

Форма отчетности: письменные планы-конспекты.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Дайте определение понятию «Общее недоразвитие речи». Перечислите причины общего недоразвития речи.

2. Дайте характеристику речи детей с 1,2, 3 уровнями речевого развития, а также детей с нерезко выраженным недоразвитием речи.

Литература:

1. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

2. Логопедия : [учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений] / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2009.

3. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических фак. пед. вузов : в 5 кн. Кн. V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л. С. Волковой ; [авт.-сост.: Л. С. Волкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина]. - М. : ВЛАДОС, 2010.

4. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.

5. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2003.

6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.

7. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1991.

8. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1993.



Просмотров 1076

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!