Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Раздел 4. Методика развития речи дошкольников (специальная)
Раздел 1. Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей Работа №1. Методологические основы методики развития речи детей. Связь с другими науками Задачи изучения темы: 1. Формировать представления об основных методологических основах методики развития речи детей. 2. Уточнить знания о предмете, цели, задачах методики развития речи 3. Расширить представления о связях методики развития речи с другими областями знаний. развитии Форма отчетности: карты-схемы (две), письменные планы-ответы. Вопросы и задания к изучению темы: 1. Раскройте основные положения теорий И.П.Павлова, П.К.Анохина, А.Р.Лурия, Т.В.Ахутиной. Составьте карту-схему, в которой будут отражены основные положения их учений, теорий. 2. Обозначьте предмет, цель, задачи методики развития речи детей. Составьте карту-схему, где будут отражены данные компоненты. 3. Расскажите о связи методики речи с другими областями знаний. Литература: 1. Адмони, В.Г. Система формирования речевого высказывания. – СПб., 1994. 2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 1997. 3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989. 4. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М., 2001. 5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – М., 1974. 6. Горелов, И.Н. Осовы психолингвистики. – М., 1998. 7. Логопедия : [учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений] / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2009. 8. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических фак. пед. вузов : в 5 кн. Кн. V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л. С. Волковой ; [авт.-сост.: Л. С. Волкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина]. - М. : ВЛАДОС, 2010. 9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. 10. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. 11. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.,1997. 12. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. 13. Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В.Ворошнина. – Пермь, 2001. Работа №2. Основные этапы развития речи Задачи изучения темы: 1. Формировать представления об основных этапах развития речи при нормальном развитии 2. Уточнить знания об условиях, необходимых для развития речи 3. Развивать навыки работы с первоисточниками и конспектирования Форма отчетности: письменные планы-конспекты. Вопросы и задания к изучению темы: 1. Раскройте основные этапы развития речи в младенческом, раннем и дошкольном возрасте у детей без отклонений в развитии. 2. Каковы основные условия развития речи у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста? Литература: 1. Выготский, Л.С. Мысль и слово/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.23 – 28. 2. Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсорной речи детей/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.12 – 15. 3. Кольцова, М.М. Движение и развитие моторной речи детей/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.15 – 23. 4. Красногорский, Н.И. Речевые рефлексы у детей/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.28 – 34. 5. Логопедия : [учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений] / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2009. 6. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических фак. пед. вузов : в 5 кн. Кн. V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л. С. Волковой ; [авт.-сост.: Л. С. Волкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина]. - М. : ВЛАДОС, 2010. 7. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.40 – 49. 8. Лямина, Г.М. Развитие речи у детей раннего возраста. – М., 1964. 9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. 10. Рубинштейн, С.Л. Мысль и мышление/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – с.28 – 34. 11. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. – М., 1972. с. 29 – 38. Работа №3. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста Задачи изучения темы: 1. Расширить представления о причинах возникновения общего недоразвития речи. 2. Углубить представления об уровнях общего недоразвития речи, об особенностях речи воспитанников с 1,2,3 уровнем речевого развития, а также у детей с нерезко выраженным недоразвитием речи. Форма отчетности: письменные планы-конспекты. Вопросы и задания к изучению темы: 1. Дайте определение понятию «Общее недоразвитие речи». Перечислите причины общего недоразвития речи. 2. Дайте характеристику речи детей с 1,2, 3 уровнями речевого развития, а также детей с нерезко выраженным недоразвитием речи. Литература: 1. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001. 2. Логопедия : [учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений] / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2009. 3. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических фак. пед. вузов : в 5 кн. Кн. V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л. С. Волковой ; [авт.-сост.: Л. С. Волкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина]. - М. : ВЛАДОС, 2010. 4. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001. 5. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2003. 6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. 7. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1991. 8. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1993.
|