Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
II. Формирование изобразительной деятельности у детей с отклонениями в речевом развитии
Тема 1. Содержание коррекционно-образовательных программ Семинар №1. Задачи изучения темы: познакомиться с содержанием раздела «Художественно-эстетическое воспитание» («Программа воспитания и обучения в детском саду»), подразделы: «Знакомство с искусством», «Эстетическая развивающая среда», «Изобразительная деятельность», «Конструирование», методическими рекомендациями к его реализации в программах для дошкольников с нарушениями речи. Осмыслить содержание современных программ коррекционного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, понять их специфику, определить роль и место изобразительной деятельности в развитии дошкольников. Совершенствовать умение конспектировать материал, выделяя значимые для обсуждения вопросы. Вопросы к теме: 1. Раскройте общую концепцию программы (цель, задачи, принципы построения, структура и содержание). Укажите место и роль раздела «Художественно-эстетическое воспитание» в программе. 2. Раскройте связь подраздела «Изобразительная деятельность» с другими разделами и подразделами программы. 3. Раскройте программные требования по воспитанию и развитию ребенка в изобразительной деятельности и принципы отбора содержания изобразительной деятельности. 4. Охарактеризуйте усложнение содержания раздела по годам обучения. 5. Раскройте последовательность отработки речевого и художественного материла. 6. Проанализируйте соотношение видов изобразительной деятельности(рисование, лепка, аппликация) в зависимости от года обучения и вида речевого нарушения. 7. Проанализируйте содержание речевого материала по разделу «Изобразительная деятельность» в контексте развития импрессивной и экспрессивной речи (программному содержанию раздела «Развитие речи») (по годам обучения). 8. Дайте предложения по оптимизации программы по разделу «Изобразительная деятельность» с целью развития речи детей.
Форма отчетности: письменные выписки с ответами на вопросы. Литература: 1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Старшая группа детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2003. 2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1978. 3. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. – М., 1978. 4. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста / сост. С.А. Миронова. – М., 1978. 5. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1989. 6. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. – СПб., 2007. 7. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет) / Н.В. Нищева. – СПб., 2006. 8. Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников) / Г.А. Ванюхина. – Екатеринбург, 2000. 9. Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. Тема 2 Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи Семинар №2. Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о видах изобразительной деятельности, их специфике и месте в коррекционно-развивающем обучении и эстетическом воспитании дошкольников и младших школьников с нарушениями речи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал. Вопросы к теме: 1. Какие способности развиваются у детей на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, на уроках декоративного, тематического рисования и рисования с натуры? 2. Что является основными изобразительными средствами рисования? 3. Своеобразие аппликации в старшем дошкольном возрасте. 4. Взаимосвязь рисования, лепки и аппликации с другими видами деятельности (игра, труд, общение). 5. Варианты индивидуального педагогического руководства изобразительной деятельностью детей с заиканием, моторной алалией, ОНР II уровня в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Форма отчетности: письменные выписки по вопросам. Литература: 1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com). 2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Академия, 2000. 3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993. 4. Гусакова, М.А. Аппликация. – М. : Просвещение, 1987. 5. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992. 6. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1961. 7. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1996. 8. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012. 9. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.– М., 1984. 10. Сакулина, Н.П. и др. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982.
Тема 5 Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи Практическое занятие №1. Задачи изучения темы: познакомиться с возможностями развития речи детей с речевыми нарушениями в разных видах изобразительной деятельности; учиться анализировать речевой материал, используемый в разных видах изобразительной деятельности в контексте реализации принципов комплексного коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи. Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте возможности развития речи и сенсомоторики дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация). 2. Раскройте своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий. 3. Проанализируйте связь лепки с игрой (обыгрывание вылепленных предметов). 4. Охарактеризуйте приемы обогащения словаря и развития связной речи в разных видах изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями речи. 5. Раскройте взаимодействие логопеда и воспитателя по развитию речи дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью. Практическое задание: подготовить и письменно оформить конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Новый год» и составить программный материал (в виде приложения к конспекту) для занятия сюжетно-тематическим рисованием (лексический материал, сюжет для изображения, музыкальный фон, наглядный материал, словесные и игровые приемы обучения), закрепляющего эту тему. Структура конспекта занятия: 1. Тема. 2. Цели и задачи. 3. Материал и оборудование к занятию. 4. Организация и ход занятия. 5. Методика проведения занятия – приемы, направленные на создание эмоционального настроя, развитие речи, психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), эмоционально-личностное развитие). Форма отчетности: письменные выписки по вопросам, конспект занятия. Литература: 1. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001. 2. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com). 3. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М. : Сфера, 2002. 4. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1995. 5. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992. 6. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1996. 7. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012. 8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991. 9. Сакулина, Н.П. и др. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. 10. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985. 11. Халезова, Н.Б. и др. Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.С. Пантюхина.– М. : Просвещение, 1986.
Тема 3. Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического и натурного рисования Семинар №3. Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о пропедевтическом периоде и о разных видах уроков: рисования с натуры, тематического и декоративного рисования, обучающих изобразительной деятельности детей с нарушениями речи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал. Вопросы к теме: 1. Дайте характеристику разных видов уроков: рисования с натуры, тематического и декоративного рисования, обучающих изобразительной деятельности детей с нарушениями речи. 2. Раскройте специфику использования разных методов и приемов, обучающих изобразительной деятельности в рамках уроков рисования с натуры, тематического и декоративного рисования для детей с нарушениями речи. 3. Охарактеризуйте специфику коррекционно-развивающей работы в пропедевтический период обучения изобразительной деятельности в зависимости от возраста детей, степени выраженности речевого нарушения, уровня познавательного и сенсомоторного развития. Форма отчетности: письменные выписки по вопросам. Литература: 1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com). 2. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993. 3. Друнина, М.Г. Навстречу друг другу : программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2007. 4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012. 5. Кузнецова, Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. – М., 1998. 6. Шибанова, Н.Я. Воспитание у детей младшего школьного возраста самостоятельности в рисовании. Пермь, 1974.
Практическое занятие №2. Задачи изучения темы:познакомиться с содержанием, методами и приемами пропедевтического периода, уроков декоративного, тематического и натурного рисования; учиться обобщать и анализировать учебный материал. Вопросы для обсуждения: 1. Раскрыть цель и задачи пропедевтического периода обучения изобразительной деятельности. 2. Охарактеризовать соотношение разных форм речи и видов изобразительной деятельности на начальных этапах обучения. 3. Проанализировать объем и содержание речевого материала на уроках декоративного, тематического и натурного рисования в младшем школьном возрасте. 4. Раскрыть направления работы по развитию изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи в младшем школьном возрасте. 5. Охарактеризовать методику работы обучения тематическому рисованию в соответствии с задачами по развитию речи. Практическое задание: составить фрагмент конспекта занятия пропедевтического периода с использованием гимнастических и графических упражнений. Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, фрагмент конспекта занятия. Литература: 1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com). 2. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993. 3. Друнина, М.Г. Навстречу друг другу : программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2007. 4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012. 5. Комарова, Т.С. Формирование графических навыков у детей. – М., 1970. 6. Кузнецова, Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. – М., 1998. 7. Шибанова, Н.Я. Воспитание у детей младшего школьного возраста самостоятельности в рисовании. Пермь, 1974.
Тема 4. Ознакомление учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства Практическое занятие №3. Задачи изучения темы:познакомиться с содержанием, методами и приемамиознакомления учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства; учиться обобщать и анализировать учебный материал. Вопросы для обсуждения: 1. Проанализируйте возможности развития речи учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями при их ознакомлении с произведениями изобразительного искусства. 2. Охарактеризуйте особенности и приемы ознакомления учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства. 3. Раскройте роль учителя в развитии речи учащихся при их ознакомлении с произведениями изобразительного искусства. 4. Дайте характеристику экскурсии в художественную галерею как форме организации ознакомления учащихся с произведениями изобразительного искусства. Практическое задание: проанализируйте речевой материал экскурсии в художественную галерею как формы организации ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства по разделу «Пейзаж» в контексте реализации задач развития речи. Форма отчетности: письменные выписки по вопросам и заданию. Литература: 1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com). 2. Волков, Н.Н. Восприятие картины. – М., 1976. 3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993. 4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012. 5. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.– М., 1984. 6. Ростовцев, Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М., 1980. 7. Шилова, Е.А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе деятельности (на примере уроков изобразительного искусства). – Саранск, 1997.
|