Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
III. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ Изучение раздела «Методика преподавания русского языка (специальная)» заканчивается экзаменом. Вопросы к экзамену по дисциплине 1. Спецметодика преподавания русского языка как наука, ее лингвистические, психологические и дидактические основы. Предмет, задачи и методы исследования СМПРЯ. 2. Обучение учащихся младших классов школы для детей с ТНР разговорной речи в связи с различными видами деятельности. 3. Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов школы для детей с ТНР. Задачи, содержание и организация работы по развитию монологической речи. 4. Образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета в школе для детей с ТНР. Коррекционные задачи обучения русскому языку в 1-4 классах, разделы работы и содержание обучения. 5. Обучение различным видам речевой деятельности на уроках русского языка в школе для детей с ТНР. 6. Методика развития устной речи у учащихся младших классов с общим речевым недоразвитием. Принципы и методы построения работы по развитию устной речи. 7. Формирование грамматического строя речи у учащихся младших классов школы для детей с ТНР. Задачи, содержание и система работы по формированию грамматического строя речи в условиях специального обучения. 8. Формирование словарного запаса у учащихся младших классов школы для детей с ТНР. Задачи, содержание и система работы над обогащением словаря учащихся. 9. Методика формирования произношения. Задачи, содержание и организация работы по формированию произношения у учащихся с ОНР. 10.Принципы построения работы по обучению языку учащихся младших классов школы для детей с ТНР. 11.Методика обучения грамоте учащихся с ТНР. Задачи, содержание и типичные затруднения в процессе овладения грамотой. 12.Процесс обучения грамоте в школе для детей с ТНР. Принципы, методы и приемы работы по обучению грамоте детей с ТНР. 13.Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики в младших классах школы для детей с ТНР. 14.Методы и приемы обучения русскому языку в старших классах школы для детей с ТНР. 15.Методика формирования грамматических понятий на уроках русского языка у учащихся младших классов школы для детей с ТНР. 16.Типы уроков русского языка в школе для детей с ТНР. Особенности их структуры и методики проведения. Требования к современному уроку русского языка. 17.Изучение раздела «Словообразование» в 6-9 классах школы для детей с ТНР. Значение, задачи и содержание этого раздела в школьном курсе русского языка. 18.Изучение лексики в старших классах школы для детей с ТНР. Задачи, содержание раздела в школьном курсе русского языка. Система работы над лексикой. 19.Методика классного чтения. Воспитательное и образовательное значение уроков чтения в школе для детей с ТНР. Трудности учащихся в формировании навыка чтения. 20.Методика работы над художественным произведением в начальных классах школы для детей с ТНР. Особенности методики чтения при изучении произведений различных жанров. 21.Методика изучения частей речи в курсе русского языка. Затруднения учащихся с ОНР, возникающие в процессе изучения морфологии, и возможные пути их преодоления. 22.Лексико-синтаксическая работа при подготовке к сочинению учащихся старших классов школы для детей с ТНР. 23.Формирование основных грамматических понятий у учащихся старших классов школы для детей с ТНР при изучении раздела морфологии. Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение грамматических понятий учащимися. 24.Изучение синтаксиса в старших классах школы для детей с ТНР. Задачи, содержание и структура раздела. Затруднения учащихся, возникающие при изучении синтаксиса. Основные методы и приемы обучения. 25.Понятие о тексте как единице связной речи. Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом. 26.Методика обучения изложениям в школе для детей с ТНР. 27.Методика словарной работы на уроках развития речи в старших классах школы для детей с ТНР.
Изучение раздела «Методика преподавания литературы (специальная)» заканчивается экзаменом. Вопросы к экзамену по дисциплине 1. Психологические особенности восприятия художественного произведения школьниками с тяжелыми нарушениями речи. 2. Задачи и характер работы, предшествующей чтению произведений. 3. Значение и задачи уроков чтения в начальных классах. Содержание чтения. Принципы построения программ по чтению. 4. Качества полноценного навыка чтения. Трудности учащихся в формировании навыка чтения. Методика обучения школьников правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению. 5. Этапы работы над художественным произведением на уроке литературного чтения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. 6. Методика чтения рассказов и сказок в начальных классах. 7. Методика чтения басен и стихотворений. 8. Методика чтения научно-популярных произведений. 9. Основные типы уроков литературного чтения, их компоненты. Задачи обобщающих уроков, их место в системе уроков чтения и методика проведения. 10. Обучение составлению плана и пересказу прочитанного. 11. Словарная работа на уроках литературного чтения. 12. Методика обучения творческим работам на уроках чтения. 13. Контроль и учёт навыков и умений, формируемых у учащихся по чтению и русскому языку. 14. Организация работы с детской книгой в начальной школе. Читательская самостоятельность как методическое понятие. 15. Методика проведения уроков внеклассного чтения на подготовительном и начальном этапах. 16. Методика организации уроков внеклассного чтения на основном этапе. 17. Виды работ по развитию устной речи на уроках литературного чтения. 18. Методика проведения письменных работ на уроках литературы.
Изучение раздела «Методика преподавания математики (специальная)» заканчивается зачетом. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Предмет начального обучения математике. 2. Образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и практические задачи математического развития детей с нарушениями речи. 3. Принципы начального обучения математике. 4. Урок и другие формы организации обучения математике. 5. Урок математики, его структура. 6. Виды уроков математики. 7. Уроки изучения нового материала. 8. Уроки обобщения. 9. Уроки закрепления и повторения пройденного. 10. Контрольные или учетные уроки. 11. Внеурочные занятия. 12. Домашняя работа по математике. 13. Экскурсии. 14. Методы обучения математике (виды, характеристика). Средства обучения математике (виды, характеристика). 15. Программа по обучению математике как документ, определяющий задачи, содержание математического развития детей. Структура программы. Принципы ее построения. 16. Психологическая структура процесса усвоения элементарных математических понятий и действий. Когнитивные и речевые предпосылки успешного овладения счетными операциями. 17. Дискалькулия. Этиология дискалькулий. Симптоматика дискалькулии. 18. Механизмы дискалькулии. Классификация дисакалькулий. 19. Принципы коррекции дискалькулии. 20. Формирование сенсомоторных функций. 21. Формирование логических операций. 22. Формирование сукцессивных и симультанных процессов. 24.Формирование количественных представлений. 23. Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками. 24. Интеграция речевых и неречевых функций в процессе математической деятельности. 25. Методика работы в разделе «Десяток». 26. Методика работы в разделе «Сотня». 27. Методика работы в разделе «Тысяча». 28. Методика работы в разделе «Многозначные числа». 29. Методика устных вычислений. 30. Общие вопросы методики обучения решению задач. 31. Обучение решению простых задач. 32. Обучение решению составных задач. 33. Методика изучения алгебраического материала. 34. Методика изучения геометрического материала. 35. Обучение измерению величин. 36. Методика изучения дробей. 37. Проверка знаний, умений, навыков учащихся по математике. 38. Внеклассная работа по математике и методика ее проведения. Изучение раздела «Методика развития речи (специальная)» заканчивается собеседованием по содержанию реферата и сдачей экзамена. В учебно-методическом комплексе предлагаются вопросы к экзамену. Экзамен может проводиться устно по билетам и в виде тестирования. При подведении итогов учитывается посещение лекционных занятий студентами, активное участие их в дискуссиях, своевременность и качество выполнения самостоятельных заданий. При проведении итоговой аттестации на дневном отделении учитывается участие студентов в обсуждении вопросов на семинарских занятиях, качество их ответов и дополнений; также учитывается работа студентов на лабораторных занятиях. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу: 1. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение И.П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем 2. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение П.К. Анохина о функциональных системах 3. Психофизиологические основы методики развития речи. Учение А.Р. Лурия о динамической локализации психических функций 4. Психолингвистические основы методики развития речи. Учение о речевой деятельности А.А. Леонтьева 5. Психолингвистические основы методики развития речи. Модель порождения речи И.А. Зимней 6. Психолингвистические основы методики развития речи. Теория порождения речи Т.В. Ахутиной 7. Психолого-педагогические основы методики развития речи 8. Основные цели и задачи развития речи детей 9. Принципы развития речи детей 10. Основные средства развития речи 11. Понятие словарной работы, ее значение для развития детей 12. Развитие лексики в процессе онтогенетического развития 13. Особенности овладения лексическим составом языка детьми с общим недоразвитием речи 14. Задачи и содержание словарной работы 15. Методы и приемы словарной работы 16. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей 17. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи 18. Методы и приемы формирования грамматического строя речи 19. Понятие связной речи, ее значение для развития ребенка 20. Виды связной речи. Особенности овладения связной речью ребенком без отклонений в развитии 21. Особенности развития связной речи у детей с ОНР 22. Рассказ и пересказ. Виды рассказов 23. Обучение детей диалогической речи 24. Задачи и содержание развития связной речи 25. Методы и приемы обучения рассказыванию 26. Методы и приемы обучения пересказу 27. Виды письменной речи, их механизмы. 28. Формирование письменной речи у детей. Речевая готовность к обучению грамоте. 29. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте. 30. Раскройте особенности организации индивидуальной работы по развитию речи. 31. Раскройте особенности организации фронтальной работы по развитию речи. 32. Раскройте содержание индивидуальной работы по развитию речи. 33. Раскройте содержание фронтальной работы по развитию речи.
Изучение раздела «Методика преподавания изобразительной деятельности» заканчивается собеседованием по содержанию реферата и сдачей зачета.
Вопросы к зачету 1. Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями. 2. Предмет и задачи методики обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями. 3. Взаимосвязь методики обучения изобразительной деятельности с другими науками. 4. Принципы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями. 5. Условия формирования изобразительной деятельности у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием. 6. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия искусства на детей с нарушениями речи. 7. Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста с нарушениями речи в семье. 8. Развитие изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями речи в игре. 9. Развитие изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями речи в связи с ознакомлением с окружающим миром. 10. Развитие речи в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. 11. Использование детского рисунка в психолого-педагогической диагностике. 12. Характеристика средств выразительности, используемых дошкольниками при создании образа (рисунок, лепка, аппликация). 13. Взаимосвязь детского сада и семьи в работе по развитию изобразительной деятельности и речи детей. 14. Взаимосвязь логопеда и воспитателей в организации работы по развитию речи в изобразительной деятельности. 15. Характеристика видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 16. Роль рисования в процессе развития изобразительной деятельности. 17. Роль лепки в процессе развития изобразительной деятельности. 18. Роль аппликации в процессе развития изобразительной деятельности. 19. Использование рисования, лепки и аппликации на различных этапах обучения изобразительной деятельности в раннем и дошкольном возрасте. 20. Задачи и содержание работы по обучению изобразительной деятельности в раннем возрасте (младшая группа). 21. Приемы работы по развитию изобразительной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 22. Методы и приемы развития речи детей в изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте. 23. Методы и приемы формирования сенсомоторной сферы в изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте. 24. Особенности использования игровых приемов обучения изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте. 25. Задачи и содержание работы по обучению изобразительной деятельности в среднем дошкольном возрасте (средняя группа). 26. Приемы работы по развитию изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи. 27. Методы и приемы развития речи детей в изобразительной деятельности в среднем дошкольном возрасте. 28. Методы и приемы формирования сенсомоторной сферы в изобразительной деятельности в среднем дошкольном возрасте. 29. Особенности использования наглядных приемов обучения изобразительной деятельности в среднем дошкольном возрасте. 30. Задачи и основные направления работы по обучению изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группа). 31. Приемы работы по развитию изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 32. Методы и приемы развития речи детей в изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте. 33. Методы и приемы формирования сенсомоторной сферы в изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте. 34. Особенности использования словесных приемов обучения изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте. 35. Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. 36. Структура урока рисования в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. 37. Коррекционно-развивающая работа в пропедевтический период обучения рисованию. 38. Коррекционно-развивающая работа на уроках декоративного рисования. 39. Коррекционно-развивающая работа на уроках тематического рисования. 40. Коррекционно-развивающая работа на уроках натурного рисования. 41. Развитие речи в процессе обучения изобразительной деятельности на уроках рисования. 42. Развитие у учащихся с тяжелыми нарушениями речи интереса к рисованию. 43. Использование наглядно-практических и словесных методов на уроках рисования. 44. Развитие речи учащихся в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства. 45. Формы организации ознакомления учащихся с произведениями изобразительного искусства (урок, самостоятельная деятельность, экскурсия в художественную галерею). Методическое издание
|