Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел 5. Методика преподавания изобразительной деятельности



I. Эстетическое развитие и воспитание детей с нарушениями речи

Семинар №1.

Тема 1. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание детей

Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о изобразительной деятельности, ее специфике и месте в коррекционно-развивающем обучении и эстетическом воспитании дошкольников с нарушениями речи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.

Вопросы к теме:

1. Что понимается под изобразительной деятельностью детей? Задачи развития ребенка в изобразительной деятельности?

2. Раскройте этапы становления изобразительной деятельности у детей.

3. Опишите условия развития изобразительного творчества детей.

Форма отчетности: письменные выписки по вопросам.

Литература:

1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М., 1988.

2. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com).

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк. – М. : Просвещение, 1991.

4. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Академия, 2000.

5. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М. : Педагогика, 1983.

6. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

 

Тема 2. Особенности развития и изучения изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи

Семинар №2.

Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о изобразительной деятельности детей с нарушениями речи, особенностях ее изучения; учиться сравнивать и обобщать учебный материал.

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте особенности развития сенсомоторной, познавательной и мотивационно-потребностной сферы личности ребенка при заикании, общем недоразвитии речи, алалии.

2. Изучение продуктов изобразительной деятельности как диагностический метод.

3. Проявление клинической симптоматики в продуктах детской изобразительной деятельности.

Форма отчетности:

1. Карта-конспект по первому вопросу.

2. Письменные выписки по второму и третьему вопросам.

Карта-конспект. Характеристика различных форм нарушений речи.

Вопросы для сравнения Заикание Алалия ОНР
1. Определение      
2. Характеристика сенсомоторной сферы      
3. Характеристика познавательной сферы      
4. Характеристика речи      
5. Характеристика мотивационно-потребностной сферы      
6. Проблемы в развитии изодеятельности      

Литература:

1. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.

2. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com).

3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993.

4. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1961.

5. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

6. Кузнецова, Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. – М., 1998.

7. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М .: Академия, 2000.

8. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998.

Тема 3. Психолого-педагогические и методические основы формирования изобразительной деятельности у детей с недостатками в развитии речи

Практическое занятие №1.

Задачи изучения темы:познакомиться с содержанием и методами формирования изобразительной деятельности у детей с речевыми нарушениями; учиться анализировать и подбирать материал для составления методических рекомендаций.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте условия формирования изобразительной деятельности детей с нарушениями речи в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.

2. Охарактеризуйте направления и содержание работы по развитию изобразительной деятельности детей в логопедическом детском саду.

3. Раскройте специфику использования наглядных и словесных методов работы по развитию изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Раскройте специфику использования игровых методов работы по развитию изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

5. Охарактеризуйте содержание взаимодействия детского сада и семьи, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями по вопросам развития изобразительной деятельности.

Практическое задание: составление методических рекомендаций для родителей по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

Примерный план рекомендаций:

1. Особенности развития ребенка раннего возраста с речевыми нарушениями.

2. Значение формирования изобразительной деятельности для речевого развития ребенка.

3. Сопровождение развития ребенка раннего возраста (сенсомоторное, познавательное, речевое, эмоциональное).

4. Особенности работы по развитию изобразительной деятельности и речи ребенка в семье.

Форма отчетности:письменные ответы на вопросы; методические рекомендации.

Литература:

1. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.

2. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com).

3. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М. : Сфера, 2002.

4. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1995.

5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Академия, 2000.

6. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992.

7. Друнина, М.Г. Навстречу друг другу : программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2007.

8. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1996.

9. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.

10. Комарова, Т.С. и др. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М. : Пед. общество России, 2005.

11. Куревина, О.А. Синтез искусств в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2003.

12. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991.

13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.

14. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985.

15. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1963.



Просмотров 2080

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!