Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Раздел 5. Методика преподавания изобразительной деятельности
I. Эстетическое развитие и воспитание детей с нарушениями речи Семинар №1. Тема 1. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание детей Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о изобразительной деятельности, ее специфике и месте в коррекционно-развивающем обучении и эстетическом воспитании дошкольников с нарушениями речи; учиться сравнивать и обобщать учебный материал. Вопросы к теме: 1. Что понимается под изобразительной деятельностью детей? Задачи развития ребенка в изобразительной деятельности? 2. Раскройте этапы становления изобразительной деятельности у детей. 3. Опишите условия развития изобразительного творчества детей. Форма отчетности: письменные выписки по вопросам. Литература: 1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М., 1988. 2. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com). 3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк. – М. : Просвещение, 1991. 4. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Академия, 2000. 5. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М. : Педагогика, 1983. 6. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012.
Тема 2. Особенности развития и изучения изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи Семинар №2. Задачи изучения темы:уточнить представления студентов о изобразительной деятельности детей с нарушениями речи, особенностях ее изучения; учиться сравнивать и обобщать учебный материал. Вопросы к теме: 1. Охарактеризуйте особенности развития сенсомоторной, познавательной и мотивационно-потребностной сферы личности ребенка при заикании, общем недоразвитии речи, алалии. 2. Изучение продуктов изобразительной деятельности как диагностический метод. 3. Проявление клинической симптоматики в продуктах детской изобразительной деятельности. Форма отчетности: 1. Карта-конспект по первому вопросу. 2. Письменные выписки по второму и третьему вопросам. Карта-конспект. Характеристика различных форм нарушений речи.
Литература: 1. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001. 2. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com). 3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. – М., 1993. 4. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1961. 5. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012. 6. Кузнецова, Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. – М., 1998. 7. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М .: Академия, 2000. 8. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. Тема 3. Психолого-педагогические и методические основы формирования изобразительной деятельности у детей с недостатками в развитии речи Практическое занятие №1. Задачи изучения темы:познакомиться с содержанием и методами формирования изобразительной деятельности у детей с речевыми нарушениями; учиться анализировать и подбирать материал для составления методических рекомендаций. Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте условия формирования изобразительной деятельности детей с нарушениями речи в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. 2. Охарактеризуйте направления и содержание работы по развитию изобразительной деятельности детей в логопедическом детском саду. 3. Раскройте специфику использования наглядных и словесных методов работы по развитию изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 4. Раскройте специфику использования игровых методов работы по развитию изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. 5. Охарактеризуйте содержание взаимодействия детского сада и семьи, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями по вопросам развития изобразительной деятельности. Практическое задание: составление методических рекомендаций для родителей по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Примерный план рекомендаций: 1. Особенности развития ребенка раннего возраста с речевыми нарушениями. 2. Значение формирования изобразительной деятельности для речевого развития ребенка. 3. Сопровождение развития ребенка раннего возраста (сенсомоторное, познавательное, речевое, эмоциональное). 4. Особенности работы по развитию изобразительной деятельности и речи ребенка в семье. Форма отчетности:письменные ответы на вопросы; методические рекомендации. Литература: 1. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001. 2. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская (www.e.lanbook.com). 3. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М. : Сфера, 2002. 4. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1995. 5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Академия, 2000. 6. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа) / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1992. 7. Друнина, М.Г. Навстречу друг другу : программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2007. 8. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1996. 9. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2012. 10. Комарова, Т.С. и др. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М. : Пед. общество России, 2005. 11. Куревина, О.А. Синтез искусств в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ЛИНКА-Пресс, 2003. 12. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991. 13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. 14. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985. 15. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1963.
|