Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Раздел 5. Методика преподавания изобразительной деятельности. I. Эстетическое развитие и воспитание детей с нарушениями речи
I. Эстетическое развитие и воспитание детей с нарушениями речи Тема 1. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание детей Содержание темы Эстетическое воспитание и развитие личности. Ребенок как субъект изобразительной деятельности. Связь детской изобразительной деятельности и общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Предпосылки становления изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольника и младшего школьника. Способности к изобразительной деятельности как свойства личности ребенка. Проблемы детского изобразительного творчества.
Тема 2. Особенности развития и изучения изобразительной деятельности детей с нарушениями речи Содержание темы Развитие изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи. Особенности сенсомоторной, познавательной и мотивационно-потребностной сфер личности ребенка при задержке речевого развития, алалии, заикании, общем недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Влияние недостатков в развитии речи, психических процессов и моторной сферы на становление изобразительной деятельности и личностной развитие. Изучение изобразительной деятельности детей раннего, дошкольного и младшего возраста с целью выявления отклонений в развитии (дизонтогенеза) и индивидуальных особенностей. Комплексный подход к изучению детей с особыми образовательными потребностями. Характеристика проективных методик психолого-педагогической диагностики. Особенности использования методов и приемов обследования в раннем и дошкольном возрасте. Учет индивидуальных особенностей и клинических данных при обследовании. Составление заключения, психолого-педагогической характеристики по результатам обследования и индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Тема 3. Психолого-педагогические и методические основы формирования изобразительной деятельности у детей с недостатками в развитии речи Содержание темы Цель, задачи и принципы обучения детей с нарушениями речи изобразительной деятельности в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. Роль формирования изобразительной деятельности в преодолении речевых нарушений, недостатков развития познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения) и моторной сферы. Комплексный подход к развитию изобразительной деятельности. Основные методы обучения детей с нарушениями речи изобразительной деятельности (наглядные, словесные, игровые). Значение семьи и психолого-педагогических учреждений в развитии изобразительной деятельности детей и коррекции нарушений развития. Консультирование родителей по вопросам эстетического развития ребенка с нарушениями речи.
II. Формирование изобразительной деятельности у детей с отклонениями в речевом развитии Тема 1. Содержание коррекционно-образовательных программ Содержание темы «Программа воспитания и обучения в детском саду» раздел «Художественно-эстетическое воспитание», подразделы: «Знакомство с искусством», «Эстетическая развивающая среда», «Изобразительная деятельность», «Конструирование». Значение и особенности работы по развитию изобразительной деятельности. Принципы отбора содержания изобразительной деятельности. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы)» (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева). Значение и особенности работы по развитию изобразительной деятельности. Отбор содержания изобразительной деятельности. «Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста» (С.А. Миронова). Значение и особенности работы по развитию изобразительной деятельности. Отбор содержания изобразительной деятельности. Программа «Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Старшая группа детского сада» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Значение и особенности работы по развитию изобразительной деятельности. Отбор содержания изобразительной деятельности. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Значение и особенности работы по развитию изобразительной деятельности. Отбор содержания изобразительной деятельности. «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» (Н.В. Нищева). Значение и особенности работы по развитию изобразительной деятельности. Отбор содержания изобразительной деятельности. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет)» (Н.В. Нищева). Значение и особенности работы по развитию изобразительной деятельности. Отбор содержания изобразительной деятельности. «Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников)» (Г.А. Ванюхина). Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Тема 2. Виды изобразительной деятельности в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи Содержание темы Классификация видов изобразительной деятельности (по способу создания изображения, по содержанию). Рисование (предметное, сюжетное, декоративное). Изобразительно-выразительные средства рисования (цвет, форма, композиция, пропорции, детализация). Лепка. Изобразительно-выразительные средства лепки (объем, моделировка поверхности, композиция, динамика). Аппликация и конструирование. Изобразительно-выразительные средства аппликации (локальный цвет, стилизованная форма, фактура материала, композиция). Индивидуальная работа с детьми на занятиях изобразительной деятельностью.
Тема 3. Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического и натурного рисования Содержание темы Направления коррекционно-развивающей работы в пропедевтический период обучения изобразительной деятельности. Гимнастические и графические упражнения пропедевтического периода. Обследование объектов. Уроки рисования с натуры. Цель и задачи обучения рисованию с натуры. Объекты изображения, последовательность усложнения. Последовательность этапов рисования с натуры. Уроки тематического и декоративного рисования. Цель и задачи обучения тематическому, декоративному рисованию. Методы и приемы обучения тематическому и декоративному рисованию. Этапы обучения декоративному рисованию. Отбор содержания для уроков тематического рисования.
Тема 4. Ознакомление учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства Содержание темы Уровни художественного восприятия. Цель и задачи развития художественного восприятия у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Условия содействия становлению художественного восприятия: формирование знаний об окружающем как возможном содержании произведений искусства; формирование представлений об искусстве (художниках, материалах, выразительных средствах), о способах отражения представлений в разных видах художественной деятельности. Цель и задачи использования произведений изобразительного искусства в работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Требования к отбору произведений изобразительного искусства, предъявляемых для восприятия учащимся с тяжелыми нарушениями речи. Требования к организации работы по ознакомлению учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства. Формы организации ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Последовательность знакомства с произведениями живописи. Характеристика произведений изобразительного искусства, используемых в работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
5. Темы практических и/или семинарских занятий
|