Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Курс лекций

для студентов вузов

 

Кемерово 2012

УДК 378:795

ББК 75

Ф48

 

Авторы:

А.И. Шульгин, Н.А. Мелешкова, Н.А. Сидорова,

С.А. Григорьева, Г.А. Унжаков, М.В. Борисова

Рецензенты:

М.Ю. Скворцова,канд. пед. наук,

доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО
«Кузбасский государственный технический университет»;

Л.К. Лобова, доцент кафедры

физического воспитания ФГБОУ ВПО
«Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»

Ф48 Физическая культура [Текст] : курс лекций для студентов вузов / [А.И. Шульгин, Н.А. Сидорова, Н.А. Мелешкова,С.А. Гри-горьева, Г.А. Унжаков, М.В. Борисова] ; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. − 164 с.

Подготовлен в соответствии с требованиями образовательных стандартов по дисциплине «Физическая культура». Содержит теорию и методику физического воспитания.

Предназначен для студентов всех специальностей и направлений очной формы обучения.

УДК 378:795

ББК 75

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………….
Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов…………………………
  1.1 Физическая культура как часть общечеловеческой культуры. Основные понятия и правовые основы……………
  1.2 Организационно-правовые основы физической культуры и спорта………………………………………………………….
  1.3 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов…………………….
  1.4 Основы организации физического воспитания в вузе……
  1.5 Распределение студентов по учебным отделениям………
  1.6 Содержание и формы занятий по физическому воспитанию студентов………………………………………….
Глава 2. Биологические основы физической культуры…………...
  2.1 Организм человека как единая биологическая система….
  2.2 Обмен веществ и энергии………………………………….
  2.3 Опорно-двигательный аппарат…………………………….
  2.4 Сердечно-сосудистая система………………………….......
  2.5 Дыхательная система……………………………………….
  2.6 Органы пищеварения и выделения………………………...
  2.7 Краткая характеристика физиологического состояния организма при занятиях физическими упражнениями и спортом………………………………………………………….
  2.8 Гипокинезия и гиподинамия……………………………….
  2.9 Утомление при физической и умственной работе………..
Глава 3. Здоровье человека, основные факторы его формирующие. Здоровый образ жизни, основные компоненты…
  3.1 Человек и здоровье с позиции системного подхода……...
  3.2 Факторы, влияющие на здоровье человека……………….
  3.3 Здоровый образ жизни и его основные компоненты…….
    3.3.1 Вредные привычки и их профилактика……………
    3.3.2 Рациональное питание………………………………
    3.3.3 Рациональный режим жизни………………………..
    3.3.4 Оптимальный двигательный режим………………..
Глава 4. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом…………………………...
   
  4.1 Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом…………………..
  4.2 Распределение студентов по группам на основании медицинского обследования…………………………………….
  4.3 Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий…
  4.4 Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом………………………………………………………….
  4.5 Субъективные показатели самоконтроля…………………
  4.6 Объективные показатели самоконтроля………………….
  4.7 Самоконтроль за функциональным состоянием организма……………………………………………………...
  4.8 Оценка физической подготовленности по тестам………..
  4.9 Ведение дневника самоконтроля………………………….
Глава 5. Психофизиологические основы учебного труда студентов…………………………………………………………….
  5.1 Объективные и субъективные факторы обучения и их влияние на организм студентов……………………………….
  5.2 Динамика работоспособности студентов в процессе обучения………………………………………………………..
    5.2.1 Работоспособность в умственном труде и влияние на неё внешних и внутренних факторов…………………
    5.2.2 Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения…….
    5.2.3 Биологические ритмы и их влияние на работоспособность студентов…………………………….
  5.3 Поддержание работоспособности студентов в период обучения средствами физической культуры………………….
    5.3.1 Особенности организации и проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов……………………………
    5.3.2 Поддержание работоспособности студентов в период экзаменационной сессии…………………………
    5.3.3 Двигательная активность как средство активного отдыха и поддержания работоспособности в каникулярное время……………………………………….
Глава 6. Педагогические основы физического воспитания………
  6.1 Методические принципы физического воспитания и спортивной тренировки………………………………………..
  6.2 Средства и методы воспитания силы……………………..
    6.2.1 Воспитание общей и специальной выносливости…
    6.2.2 Воспитание быстроты……………………………….
    6.2.3 Воспитание ловкости………………………………..
    6.2.4 Воспитание гибкости………………………………..
  6.3 Формирование психических качеств личности в процессе физического воспитания…………………………….
  6.4 Общая физическая подготовка (ОФП)……………………
  6.5 Специальная физическая подготовка……………………...
  6.6 Интенсивность физических нагрузок при физической подготовке………………………………………………………
  6.7 Формы физического воспитания студентов………………
  6.8 Построение и структура учебно-тренировочного занятия…………………………………………………………..
  6.9 Разминка перед тренировочным занятием или соревнованиями………………………………………………..
Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений……………………………………
  7.1 Определение понятия «Спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями…………………………………………………..
  7.2 Массовый спорт. Спорт высших достижений…………….
  7.3 Единая спортивная квалификация…………………………
  7.4 Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений……………………………….
  7.5 Краткая психофизиологическая характеристика основных видов спорта…………………………………………
  7.6 Студенческий спорт. Его организационные особенности
  7.7 Студенческие спортивные организации…………………..
Глава 8.Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста……………………………………………
  8.1 Производственная физическая культура, ее цель и задачи
  8.2 Методические основы производственной физической культуры…………………………………………………………
  8.3 Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК…………………………………
  8.4 Производственная физическая культура в рабочее время
      8.5 Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня………………..    
  8.6. Профессиональная психофизическая подготовка в режиме рабочего дня……………………………………………
    8.6.1 Физическая культура и спорт в свободное время…
    8.6.2 Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей…
  8.7. Профессиональная психофизическая подготовка специалиста в свободное время………………………………..
  8.8 Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры…………………..
  8.9 Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов………………………….
  8.10 Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив…………………….
Глава 9.Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями……………………………………….
  9.1 Формирование мотивов в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом……………………………...
    9.1.1 Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом…………………………………
    9.1.2 Содержание самостоятельных занятий физической культурой и спортом………………………………………
    9.1.3 Гигиена самостоятельных занятий физической культурой и спортом………………………………………
  9.2 Организация самостоятельных занятий………………….
    9.2.1 Структура учебно-тренировочных занятий………..
    9.2.2 Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста……………………………….
    9.2.3 Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки…………………………………………………….
Список литература…………………………………………………..

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения в 2011 г. утверждены примерные учебные программы по физической культуре. Теоретический раздел этих программ предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адекватно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни.

Материал курса лекций позволяет систематизировать и углублять знания по основам теории и методики физического воспитания, необходимые при изучении теоретического раздела программы.


Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

 

Физическая культура как часть общечеловеческой культуры. Основные понятия и правовые основы

 

Физическая культура – это часть общечеловеческой культуры, она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей. Физическая культура – вид социальной практики, а это значит, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития.

Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве являются: совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития, степень использования физических упражнений в сфере воспитания.

К материальным ценностям физической культуры относятся: стадионы, бассейны, спортивные залы, спортивная база учебных заведений; медицинские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры; учебные заведения, готовящие кадры физической культуры; научно-исследовательские институты (к материальным ценностям непосредственно относятся здания, лаборатории, аппаратура и пр.). Их количество в отношении к численности населения - важный показатель развития физической культуры. К материальным ценностям физической культуры относится и уровень здоровья и физического совершенства каждого человека.

К духовным ценностям физической культуры относятся наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры физической культуры; произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино).

Понятие «физическая культура» включает в себя и спорт. Основным признаком спорта является соревнование, сопоставление сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный ре­зультат (ответ на вопрос, кто сильнее, кто быстрее?).

Производные от этих двух основных понятий – «физкультурник» и «спортсмен». Физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармоничного развития и физического совершенствования.

Спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.

Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как осо­бый род культурной деятельности, результаты которой полезны для об­щества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспи­тания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отды­ха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т. е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и преумножению ценностей физической культуры [16].

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, высоконравственного подрастающего поколения. Физическое воспитание решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности, совершенствовании физических и психофизических качеств, способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению творческого долголетия и жизни людей.

Физическое развитие – комплекс морфологических и функциональных показателей развития организма человека, его физических качеств и двигательных способностей, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств, с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность – осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природной и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу и т. п.

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни обществе, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – специально направленное, избирательное использование средств физической культуры и спорта для поддержания высокого уровня работоспособности и подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Например, специальная физическая подготовка, обеспечивающая устойчивость организма к воздействию неблагоприятных метеорологических и производственных факторов, устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода при работе в замкнутом пространстве), устойчивость вестибулярного аппарата при работе на высоте, устойчивость внимания и оперативного мышления, эмоциональную устойчивость и т. п.

 



Просмотров 1454

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!